Сколько в России чиновников?

По данным ведомства, на каждые 10 тыс. россиян приходится 163 государственных и муниципальных служащих, а также иных работников государственных и муниципальных органов Фото: Владислав Шатило / РБК

Число сотрудников органов власти России различных уровней составляет примерно 3,3% от общей численности занятого в экономике населения, рассказала в интервью «РИА Новости» первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. Статус государственного или муниципального служащего среди них имеют далеко не все, однако, по словам Нестеренко, к чиновникам в России принято относить всех работников государственных и муниципальных органов.

«Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3% от численности занятых в экономике», — добавила замглавы Минфина.

Доля «настоящих» чиновников, то есть государственных гражданских и муниципальных служащих, по словам Нестеренко, примерно вдвое меньше — это (по данным на 1 июля) 603 тыс. федеральных государственных гражданских служащих, 252 тыс. региональных гражданских служащих и 395 тыс. муниципальных служащих в органах местного самоуправления.

«Много это или мало в сравнении с другими странами? Корректнее было бы сравнивать количество не госслужащих и даже не работников госорганов, а количество людей, занятых в государственном секторе вообще», — сказала Нестеренко, отметив, что к ним, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), относится около трети занятого населения России. Однако большинство из них составляют работники госкомпаний и государственных учреждений.

«При этом доля служащих в сфере госуправления, обеспечения военной безопасности и обязательного соцобеспечения в общей численности занятых в экономике России примерно такая же, как в странах Европы — от 6 до 9,5%», — рассказала Нестеренко.

Андрей Маленький, 7 апреля 2019, 19:15 — REGNUM В России два миллиона чиновников. Это много или мало? Одной публикации здесь не хватит, чтобы обрисовать основные подходы в поиске ответа. Но с чего-то надо начинать и хотя бы посмотреть на проблему не так, как ее интерпретируют «кадровики».

Чиновники Иван Шилов © ИА REGNUM

Итак, сколько у государства должно быть сотрудников (аппаратчиков, чиновников, функционеров, бюрократов, госслужащих)?

Точка зрения правительства неизвестна. Единственное, ясно, что должно быть меньше, чем сейчас, и поэтому можно подсократить. Сокращение в 2019 году планируется небольшое. Основную массу увольнений ждут в 2020 году и в 2021 году. Цифры обнародовали многие СМИ: центральный аппарат власти уменьшат на 10%, штат аппаратов территориальных органов власти — на 5% с 2020 года, еще на 10% через год. Сэкономленные средства пойдут на зарплатную мотивацию труда. Это всё, что сказано от имени правительства.

По данным gossluzhba.gov.ru о численности и укомплектованности должностей гражданских служащих федеральных государственных органов, за 2018 год некомплект составляет более 20 процентов. Из 14 406 штатных должностей федеральных госслужащих свыше трех тысяч вакантны. Это означает, что арифметически и по-человечески «безболезненно» можно исключить двадцать процентов из штатного расписания федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Потому что эта статистика характеризует не один отдельно взятый 2018 год. Такая же ситуация была и прежде. Бесконечная кадровая песочница. Однако само по себе сокращение не позволит найти ответ на вопрос — а сколько чиновников должно быть в ФОИВах?

Если посмотреть на кадровую статистику по ведомствам, деятельность которых, например, непосредственно сказывается на гражданах, то она абсолютно неприемлема. «Кипиай» кадровой политики правительства минусовый. Потому что есть связь между уровнем жизни людей и степенью полезности госорганов. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации укомплектовано на 77,3%, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — на 73,7%. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека недоукомплектована на треть, федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — на 21,2%.

  • Споря с автором статьи об корректности этих данных, пресс-секретарь Роспотребнадзора Е.О. Головкова 9 апреля 2019 г. написала в редакцию РЕ специальное письмо. В нём, в частности, она заявила, что утверждение автора, что служба, в которой работает Е.О. Головкова «недоукомплектована на треть» — «не соответствует действительности», ибо «согласно данным федерального статистического наблюдения за 2018 год, укомплектованность Роспотребнадзора составила 92,5%». По мнению автора, это утверждение Е.О. Головковой прямо противоречит данным портала gossluzhba.gov.ru/analytics, а именно документу «Численность и укомплектованность должностей гражданских служащих федеральных государственных органов за 2018 год», в котором указано, что численность служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека составила 182 человека, то есть равна 68,2% укомплектованности.

Дом Правительства Российской Федерации Владимир Югасов © ИА REGNUM

В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации замещено 80,3% должностей, в Министерстве просвещения Российской Федерации — 80,1%, в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации — 69,1%. Федеральное агентство водных ресурсов — на 80,2%, Федеральная антимонопольная служба — на 77,4 процента.

Четвертая часть кадровых должностей в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вакантна.

Получается, что директива президента Российской Федерации — чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жёстко нацелены на получение конкретного результата — четвертой-пятой части федеральных чиновников не касается. Их еще предстоит подобрать, адаптировать, переучить или поднатаскать, а многих перевоспитать. И только потом попробовать разъяснить, что это такое — рост эффективности управленческого труда и жесткая нацеленность на получение конкретного результата.

Что должен знать госчиновник?

Для того, чтобы успешно пройти периодическую кадровую аттестацию, ему нужно получить положительную характеристику от ближайшего начальника и знать 215 (двести пятнадцать!) федеральных законов, указов президента, постановлений правительства и других документов разного уровня, регламентирующих служебную деятельность, предъявляющих квалификационные требования, определяющих принципы служебного поведения и служебного распорядка, противодействующих коррупции и направляющих профессиональное развитие. Так сказано в соответствующих наставлениях. Настольной книгой они, конечно, не являются, потому что нет такого стола, чтобы удалось их разместить.

На самом деле и это не главное. Фобию аппаратчиков порождает обилие базовых и профильных правовых актов. Сейчас их 32 434 (прописью — тридцать две тысячи четыреста тридцать четыре). В начале 2000-х годов всего нормативных правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства, решений федеральных органов исполнительной власти) было 7882. Скачок произошел в 2005—2006 годах, второй скачок — в 2014 году, когда число НПА подросло до 22,5 тысяч единиц.

Юстиция Hermann

Правоприменители не успевают читать, а прочитав, понять природу изменений. Возникает устойчивое профессиональное качество личности чиновника: воспринимать государственные решения не как константу, а как переменную. При этом под словом «правоприменители» можно смело понимать и госслужащих, и правоохранителей, и бизнесменов, и граждан. Часто можно слышать, что в судебном процессе побеждает не тот, кто хорошо знает закон, а тот, кто хорошо знает судью.

Далее. По данным http://gasu.gov.ru — государственной автоматизированной системы «Управление» — в реестре документов стратегического планирования сейчас находится 63 146 «единиц хранения». В том числе федерального уровня — 98. Уровня субъектов РФ — 2496. Муниципалитетов — 60 551.

Какое это имеет значение для кадров и их штатной численности? В исполнительной власти — вертикаль. Значит, для того чтобы обеспечить, например, полное осуществление нацпроектов, надо быть в курсе всех принимаемых решений на всех уровнях, включая муниципальный. Почему? И в буквальном, и в переносном смысле. «Кодексом-чемпионом» по изменениям стал Налоговый кодекс, в который ежегодно вносится 300−400 поправок. В закон о госзакупках внесено уже около 1,5 тыс. изменений. Конституционный суд с 2010 года принял 124 резолюции о признании неконституционными норм законодательства.

В стране сложилась система передачи федеральных полномочий на региональный уровень, а с регионального уровня — на муниципальный. При этом по Бюджетному кодексу передавать полномочия надо вместе с бюджетным обеспечением. Таково требование статьи 83 Бюджетного кодекса. Однако на практике далеко не каждое передаваемое по всей цепочке полномочие сопровождается бюджетным шлейфом. Бюджет страны не декомпозирован в региональном разрезе (через субвенции из центра). Это означает, что любой региональный чиновник, готовящий или принимающий решения, не представляет процесс и на два последующих года планового периода, и на весь период реализации нацпроектов.

Сейчас в разработке еще 5519 документов федерального, регионального, муниципального уровня.

Фирс Журавлев. Чиновник. 1884

Может ли всю эту махину освоить российский госчиновник? Нет. Наука пока даже не знает, как ему помочь в этом: какую из 32 теорий памяти и 25 концепций мотивации взять за основу?

Какой выход?

Надо сокращать не чиновников, а функции, провести инвентаризацию полномочий министерств, служб и ведомств хотя бы потому, что положения о многих из них концептуально не пересматривались десятилетия. Таково требование правового государства, между прочим.

Уточненные функции и полномочия министерств, служб и ведомств позволят смоделировать трудозатраты по их осуществлению и вывести численность сотрудников. Это — идеально, но не реально. На практике же пересмотр функций и полномочий с целью их сокращения, их цифровизация и монетизация приведут к тому, что у штатных кадров появится не только ответ на вопрос «что делать», но и «как делать» и «для чего». А кадров будет всегда столько, сколько дадут. И вспомним классика: сокращать бюрократов, что галок гонять с дерева. Взлетят, полетают и рассядутся на том же дереве, но на новых ветках.

В России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты – у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек.
«У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом», – говорил на заседании Госсовета в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов. По его словам, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития – в 2,5 раза. Чтобы разобраться, сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают, нужно разделять разные категории занятых в госсекторе: непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти (далее госслужащие или чиновники), работники госучреждений (бюджетники) и персонал госкомпаний.
Сколько в России чиновников
Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники – врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний – их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.
Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных – 246 тыс., в органах местного самоуправления – 498 тыс., финансовых и налоговых органах – 217 тыс., судах – 151 тыс., прочих органах – 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.
Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде
Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).
Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно – таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100–110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.
Сокращаться не хотят
«Сокращаешь, проходит полгода – глядь, опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», – говорил в середине 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев, выступая с инициативой сокращения служащих в исполнительной власти.
Согласно указу президента, предельная численности федеральных чиновников к концу марта 2013 года должна была снизиться на 20% по сравнению с уровнем 2010 года. Предельную численность действительно удалось снизить, следует из данных Минфина. Однако, по данным Росстата, среднесписочный состав федеральных органов исполнительной власти на конец прошлого года оказался 589 тыс. человек – лишь на 12% меньше, чем три года назад.
В связи с медленными темпами снижения численности Медведев в мае этого года предложил провести сокращение еще на 10% и дал поручение Минфину проработать этот вопрос до 1 июля 2014 года. Как пояснила врио директора департамента бюджетной политики в сфере госуправления Минфина Ольга Вороновская, оптимизацию предлагается осуществить только в 2017 году, причем под сокращение попадут не только гражданские, но и военнослужащие. То есть российские власти видят основную проблему именно в излишней численности госсектора. Однако проблема гораздо глубже.
Чиновников меньше – расходов больше
Несмотря на снижение численности госслужащих, совокупные расходы на бюрократию выросли, говорит официальная статистика. Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м – 682,7 млрд руб. Рост, таким образом, составил 31%, говорят данные Росстата.
Если проводить оценку на основании отчетов Федерального казначейства об исполнении бюджетов, то расходы на оплату труда госслужащих всех уровней составили в 2013 году 658,4 млрд руб. (+10% по сравнению с предыдущим годом).

Пояснения к фото: Как считали: оценка совокупных годовых расходов на оплату труда госслужащих проводилась путем суммы умножений среднесписочной численности занятых в федеральных, региональных и муниципальных и органах исполнительной, законодательной и судебной властей на 12 среднемесячных номинальных окладов по всем категориям и регионам России.

В 2009 году среднемесячная начисленная заработная плата у занятых в органах власти в России составила 27,9 тыс. руб. В 2013 году она уже достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 году был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 году составила $4 тыс. – на 3% ниже средней зарплаты по экономике.
На общероссийском фоне выделяются чиновники в центральных аппаратах федеральных государственных органах власти, общая численность которых – 38,7 тыс. человек. Их средняя зарплата в 2013 году составила 98,4 тыс. руб., увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом. Значительно увеличил свои аппетиты аппарат главы государства (администрация, управление делами и полномочные представители президента). Так, в 2011 году на его функционирование из федерального бюджета было затрачено 7,8 млрд руб., а в 2013-м – уже 18,6 млрд руб. (рост в 2,4 раза).
Средние зарплаты работников администрации президента в 2013 году достигли 230,8 тыс. руб. (+74%), говорят данные Росстата. Больше всех среди госслужащих в 2013-м получали работники аппарата правительства – 240,8 тыс. руб. (+60%).
В западных странах заработок чиновника уровня заместителя министра составляет в среднем три-четыре зарплаты работника с высшим образованием, или шесть среднедушевых ВВП. Проведенная по аналогичной методике оценка показывает, что в России превышение составляет 14–15 раз. Заместители министров в России получают 106 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), который в 2013 году равнялся 5,2 тыс. руб. В США топ-чиновники получают «всего» 16 МРОТ.
При этом на повышение российского МРОТ в России все не находится средств, и он растет очень медленно. Сейчас минимальная зарплата на четверть ниже прожиточного минимума (7,7 тыс. руб.). Минтруд только теперь озаботился их выравниванием и планирует это сделать к 1 октября 2017 года.
Тем не менее в правительстве по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату госслужащих федеральных органов власти повысят не менее чем в 2 раза. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.

Россия кормит не Кавказ, а местных бюрократов
В регионах финансовая и численная диспропорция в соотношении чиновников и остальных категорий занятых еще разительнее. Больше всего чиновников среди занятого населения в регионах Дальнего Востока и республиках Северного Кавказа. В Чукотском АО административный аппарат достигает 7,6% занятых, в Тыве – 6,2%, на Алтае – 5,7%. В Ингушетии и Чечне – около 4%, тогда как среднероссийский показатель – 2%.
Больше всего получают чиновники Тюменской области, Москвы, Чукотки и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%.
Оценочную отдачу от деятельности чиновника отражает отношение его зарплаты к среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП). Чем больше этот показатель, тем меньше экономическая отдача. Первое место по этому неприятному показателю в 2012 году занимала Чечня. Средний оклад чиновников в размере 33,6 тыс. руб. в республике в 5,1 раз превышал ВРП на одного человека. В Тыве, Кабардино-Балкарии и Ингушетии превышение составляет 3,1–3,3 раза, тогда как, например, в Сахалинской области оклад чиновника, наоборот, на 50% ниже.
Слабость экономик регионов Северного Кавказа и Дальнего Востока негативно сказывается на пополняемости бюджетов этих субъектов. При этом высокие запросы чиновников заставляют обращаться за безмозмездной помощью от других бюджетов. Около 50% налоговых и неналоговых доходов Чечни и Ингушетии в 2013 году были потрачены на содержание региональных госслужащих, из них 22 и 26% соответственно составляют затраты на оплату труда. Для сравнения, во Владимирской области на содержание региональных чиновников уходит всего 6,6% регионального бюджета, в Москве – 2,7%.

В Тыве, на Алтае, Камчатке и в Еврейской АО региональные бюджеты более чем на 50% дотационные. Однако лидируют по уровню дотационности южные республики – доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета в Ингушетии составляет 85%, в Чечне – 81%, а в Дагестане – 79%, следует из данных Минфина.
«Высокий процент расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников объясняется не тем, что расходы на содержание и оплату труда высоки, а тем, что собственные доходы бюджета составляют только 16,3 % от всех доходов», – сказал министр финансов Ингушетии Руслан Цечоев. В то же время в республике ведется работа по сокращению численности и расходов на содержание госслужащих на 10%, добавил он. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.
Силовики дорожают
Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.
Официально обещания о повышении зарплат силовикам прозвучали в разгар выборного периода в декабре 2011 года (в рамках прямой линии Владимира Путина). «С января 2013 года повысятся оклады во всех силовых ведомствах, как уже сделано в МВД», – заявил он тогда, еще будучи премьер-министром. Речь шла о сотрудниках 12 ведомств: ФСИН, МЧС, ФМС, ФСКН, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, таможня, прокуратура, а также СКР и Служба специальных объектов при президенте.
Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. На основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м – 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.

По данным Минтруда США, среднемесячная зарплата полицейских и детективов в штатах в 2013 году составила $5,35 тыс. в месяц, что на 38% превышает среднюю зарплату по экономике. Два года назад средняя зарплата в органах полиции и спецслужб в России составила 28,3 тыс. руб., а в 2013 году – уже 50,6 тыс. руб., что было на 70% выше среднедушевого оклада по России. В странах ОЭСР зарплата полиции на 17% ниже дохода работников с высшим образованием, тогда как в России, Южной Корее и Израиле – на треть выше.
Самый существенный скачок в зарплатах российских силовиков наблюдался в 2012 году на фоне массовых протестных акций оппозиции, когда зарплата занятых в органах правопорядка выросла более чем на 20 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В частности, если в 2011 году московские правоохранители зарабатывали 36,1 тыс. руб., то в 2012 году – уже 61 тыс. руб.
Не менее впечатляющий рост был и у работников прокуратуры, которые в 2011 году в среднем зарабатывали 48,6 тыс. руб., тогда как в 2013 году – 68,6 тыс. руб. (в 2,3 раза выше средней по России). Рост зарплаты сотрудников прокуратуры в реальном выражении составил 24%. Работники тюрем и других мест лишения свободы стали получать в 2013 году 40,7 тыс. руб., что без инфляции на 60% выше, чем в 2011 году.
Наибольшая концентрация правоохранителей и сотрудников спецслужб наблюдается в Ингушетии (47 чел. на 1 тыс. занятых), Чукотском автономном округе (32 чел.), а также Северной Осетии (28 чел.) и Чечне (27 чел.). Количественно больше всего стражей порядка сосредоточено в Москве (94 тыс. чел.), Краснодарском крае (34 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (33 тыс. чел.).
Полицейских много, убийств еще больше
Среди стран с населением более 5 млн человек Россия занимает второе место по числу сотрудников органов правопорядка после Северной Кореи. Если верить данным Human Rights Report-2009, в КНДР показатель составил 583 сотрудника на 100 тыс. человек. Однако правозащитники здесь учитывают всю численность Министерства общественной безопасности КНДР в количестве 144 тыс. человек.
Как следует из данных Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в России насчитывается 523 полицейских на 100 тыс. человек населения. Это почти в два раза больше, чем в США (271 полицейский) и в 2,5 раза больше, чем в Китае (202 полицейских).
Если учитывать страны с населением более 1 млн человек, то Россию и КНДР обгоняет только Уругвай (779 полицейских на 100 тыс. человек). Среди всех стран, по которым удалось найти информацию, лидирует Бруней (1058 полицейских), Гренада (924) и Багамы (833).

Как считали: опираясь на данные UNODC, а также Eurostat, Interpol, Small Arms Survey, IMF и другие источники, РБК проанализировал количество сотрудников полиции в 85 странах мира, в которых проживают более 5 млн чел. Из-за отсутствия надежных источников информации в список не попали Вьетнам, Египет, Йемен, Саудовская Аравия, Судан, Тайвань, Узбекистан, а также ряд африканских стран. Согласно методике UNODC, в числе сотрудников полиции на конец года учтены те служащие, чьими основными функциями являются предупреждение, выявление и расследование преступлений, а также задержание подозреваемых правонарушителей. Вспомогательный персонал (секретари, клерки) не учитывался.

Об эффективности полицейской системы можно судить по уровню убийств относительно численности стражей порядка. Как следует из данных UNODC, по этому показателю среди 85 стран с населением более 5 млн человек лидирует Гонконг, где на 10 тыс. полицейских приходится всего 8 убийств. На втором месте идут Сингапур (13 убийств) и Япония (17 убийств).
Несмотря на то что количество убийств в России в последние годы уверенно снижается (-23% с 2009 года), по сравнению с другими странами дела обстоят неважно. Россия в 2012 году заняла 52-е место с показателем 176 убийств на 10 тыс. полицейских, что почти в 10 раз хуже, чем в Японии, и хуже всех европейских стран. Но у тех же США сопоставимый уровень преступлений – 174 убийства.
Согласно опросу Gallup, проведенному в 2012 году, число россиян, которые чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь по ночам, снизилось до 39%. Россия по этому показателю заняла 128-е место из 135 стран. Гораздо спокойнее себя чувствовали граждане соседних Белоруссии (60%) и Грузии (91%). По опросу ВЦИОМ, в 2013 году россияне оценили работу полиции у себя в регионе в среднем на 3,01 балла, тогда как в 2009 году средняя оценка была 3,2 балла.

Источник: Исследования РБК 2014 – цикл статей, основанных на изучении открытых статистических данных.

В госсекторе, а также на крупных и средних предприятиях занято около 32 млн человек

Фото: Артем КИЛЬКИН

Говоря об экономических последствиях эпидемии коронавируса, мы как-то сразу соглашаемся, что большинство людей осталось буквально без средств к существованию. Ведь закрыто так много мест, где они трудились: рестораны, торговые центры, офисы, даже некоторые производства…

Но так ли все плохо на самом деле? Ведь у нас традиционно велика доля тех, кто получает деньги напрямую от государства: врачи, учителя, военные, полицейские… Да те же чиновники.

— В госсекторе, а также на крупных и средних предприятиях занято около 32 млн человек. Примерно половина из них – бюджетники, — дает оценку директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гемпельсон.

Отметим, что трудоспособных – то есть не пенсионеров и не детей — в России немногим больше 70 млн.

Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая развитые страны, оценивает число российских бюджетников в 17,7% трудоспособного населения. А еще 12,9% трудится в госкорпорациях. То есть работодателем почти каждого третьего взрослого человека в стране является государство. Это люди, которые даже в условиях нынешнего глобального медицинского и экономического кризиса, могут чувствовать себя относительно уверенно.

Причем в столице, несмотря на то, что тут сосредоточены все федеральные органы власти, доля бюджетников меньше, чем в регионах.

— В Москве удельный вес занятых в строительстве и коммерческих услугах, ориентированных на население, превышает 50% от всех занятых, в Московской области – 40%. Далеко не все они оказываются под угрозой, но многие, — рассуждает Гимпельсон. – «Везет» тем семьям, где есть бюджетники или пенсионеры, у которых доход не зависит от ситуации.

И действительно, сложно представить, что в тысячах районных центров осталось без работы множество собачьих парикмахеров, кальянщиков и тренеров по йоге. Их там просто никогда и не было! Зато были врачи, учителя, полицейские и многие другие люди, получавшие зарплату из бюджета. А ведь еще есть куча полубюджетных контор и формально независимых компаний, которые кормятся за счет государственных, региональных и муниципальных закупок.

Трудоспособных – то есть не пенсионеров и не детей — в России немногим больше 70 млн

Фото: Михаил ФРОЛОВ

— Мы видим привычную по многим мировым кризисам ситуацию: во время потрясений госсектор оказывается более устойчив, а его сотрудники лучше защищены, — объясняет директор Института социоэкономики МФЮА Александр Бузгалин. — Это сама суть капитализма. В период роста бизнес развивается, его хозяева и сотрудники получают большие или относительно большие деньги. Но бизнес – это всегда риск. И когда приходит кризис, многие могут разориться, а их сотрудники остаться без средств к существованию. Если клюнет жареный петух, люди останутся на бобах.

А если прибавить к бюджетникам пенсионеров, которых у нас больше 43 млн, получается, что доброй половине россиян кризис почти не страшен.

КОНКРЕТНО

Сколько в России бюджетников

Чиновники – 2 млн 400 тысяч

Силовики – 2 млн 600 тысяч

Учителя и воспитатели – 2 млн 78,8 тысяч

Преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч

Врачи – 564,2 тысячи

Средний и младший медицинский персонал – 1 млн 583,5 тысяч

Социальные работники – 118,5 тысяч

Сотрудники учреждений культуры – 495,3 тысяч

Научные сотрудники – 72 тысячи

Всего – 10 млн 258 тысяч

По данным Росстата, Минфина РФ, zakupki.gov.ru

ВОПРОС РЕБРОМ

В Америке за месяц работу потеряли 30 миллионов человек, а у нас рост безработицы минимальный. Почему так?

— Я бы не доверял нашей официальной статистике по безработице, — заявил в эфире радио «Комсомольская правда» известный политолог Георгий Бовт. — Многие не идут на биржу труда, потому что пособие нищенское. Они начинают искать работу среди знакомых или трудятся в тени, неофициально. Так что наша статистика по безработице ничего не отражает. Она не отражает скрытую безработицу, когда людей переводят на неполный рабочий день. Когда делят оклад на основную часть и премиальную, и всю премию, которая может составлять и 50% и больше, срезают. Это не безработица, но это резкое падение доходов. И у нас такое сплошь и рядом. Но даже официальная статистика к концу года покажет рост.

Ректор ВШЭ: «Из-за коронакризиса средний класс скатывается в бедность»

Богатые не заметят потери части доходов, а бедным уже некуда беднеть (подробности)

Полстраны разбогатело за время карантина, или где лежат все деньги

Разговорчики в отделе экономики «Комсомольской правды» (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Государство — крупнейший в России работодатель. Прямо или косвенно на него трудится половина из тех, кто вообще ходит на работу. В США — только 17%, и то власти этой страны стонут: много, слишком большая нагрузка на бюджет. Странно, уже лет 20 «строим капитализм», а питаться предпочитаем от щедрот государевых. Эксперты говорят: Россия умудрилась «скрестить ужа с ежом», у нас от капитализма одни «свинцовые мерзости», а буржуазных благ нет, потому что главный у нас — не буржуй, а чиновник и госслужащий.

НА ОДНОГО БЮРОКРАТА — ОДНА СЕКРЕТАРША

Чиновников у нас, говорит Росстат, 1 млн. 107,3 тыс. человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в красивых (и не очень) зданиях с гербом и флагом, заметим, что на одного настоящего бюрократа приходится один из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам еще миллион.

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Армию мы сокращаем, полицию наращиваем. Россия меньше, чем СССР, а полицейских больше, чем тогдашних милиционеров. На огромную страну тогда приходилось лишь 628 тыс. «анискиных».

Что дал такой прирост полиции? Вопреки распространенному мифу с преступностью в Союзе был полный швах. В 1989 году в РСФСР зафиксировано 12,4 убийства на душу населения, а в Германии — лишь одно. СССР занимал пятое место в мире по этому печальному показателю, уступая пальму первенства только странам вроде Колумбии.

Но сегодня, хотя кадров в МВД больше, убийств тоже больше — 15 на 100 тыс. населения! Остается утешаться тем, что мы не Бурунди, там 22. А в Монако — ноль. Наверное, душат жители княжества противников в объятиях дружбы.

ГУПы РЕШАЮТ ВСЕ

В России только федеральных унитарных предприятий — это прямая форма госсобственности — 5700. Немногим меньше акционерных обществ с полным или частичным присутствием государства — 3674. Из общего числа фирм и компаний (около 4,8 млн.) у федеральной власти — 2,8%, у муниципальной — 5,4%. Немного?

Мне возразят: ну какие же Сбербанк или Газпром государственные? Там и частный капитал есть! Вот-вот, и Росстат так же думает. И компании, где у государства лишь толика, считает частными. Но если фирма в первую очередь решает государственные задачи и ради этого даже поступается прибылью — разве частная она?

ПРИТОРМАЖИВАЕМ

Власть вроде бы понимает, что государства «слишком много». Так, еще в далеком 2005 году Президент России Владимир Путин признал: такая избыточность станет причиной замедления экономического роста. В том году рост ВВП составил 6,4%, в 2012-м — 3,4%. Замедление вдвое — не только из-за госзасилья, говорит Игорь Николаев из компании ФБК, но его вклад есть.

— На государство работает даже больше, чем получилось в результате ваших подсчетов, — говорит Николаев. — В стране огромное количество предприятий, формально частных, но встроенных в госсистему так прочно, что они и дыхнуть свободно не могут.

Даже мелкие бизнесмены — под колпаком. В прошлом году в стране прошло 2,6 млн. проверок бизнеса, бюджет содержит 161 тыс. контролеров.

Избыточный контроль — источник коррупции, пишет в одной из своих работ экономист Ирина Каплинская. И дело не только в том, что бизнесмен предпочитает отмазаться. Всевластие государства порождает у предпринимателей соблазн: качество товаров и услуг не улучшать, ни с кем не конкурировать, а продавить нужный закон, объясняет Каплинская. И если в западных странах давят через легальных лоббистов, у нас — подковерно, подкупая чиновников и депутатов.

РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ?

Дело не в том, много или мало народу работает на государство, говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг.

— У нас государство жесткое, многоголовое, избыточное там, где не надо, и слабое там, где надо, например, в здравоохранении и образовании, — считает он.

Это отражается в таком параметре, как отношение расходов бюджета к ВВП. По этому критерию экономисты судят, сколько денег государство готово потратить на развитие гражданина, на то, чтобы он был счастлив, образован и здоров. Если в России это 36%, то в странах вроде Германии или Норвегии — 50 — 52%.

— Поскольку у нас лучший бизнес — это сесть в чиновничий кабинет и давить этот самый бизнес, в госуправление устремляются безответственные любители легких денег, — говорит экономист.

И завершает свои рассуждения анекдотом:

«- А что, Ваня устроился? — Нет, все еще работает».

Дескать, у нас все «устраиваются» в госкормушки, а работать некому. В ответ и я пошутил: на Западе есть рейтинг Doing Businnes («Делаем бизнес»). А у нас — «Доим бизнес». Гринберг посмеялся. Хотя как-то невесело.

КСТАТИ

Служащие показывают чудеса размножения

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что «чиновников в России больше, чем в Советском Союзе во всех республиках, вместе взятых». Однако в 1985 году в системе гос­управления СССР работало 2,4 млн. чел., РСФСР — около 1 млн. чел. В России, напомним, 1,1 млн. Так что насчет «всех республик» погорячились. Другое дело, что чиновники в России хорошо размножаются. С 2000 по 2008 год их стало больше в 1,7 раза. Рост шел в основном за счет областных служащих — их число увеличилось в 2,25 раза. Быстро растут и зарплаты, например, у российских федеральных госслужащих за 2012 год — на 13,1% (см. таблицу).

А что «у них»? Скажем, в США 2,1 млн. government employee — это чиновники плюс офисный планктон, нанятый государством. Цифра — как у нас, но население США более чем вдвое больше нашего, так что концентрация чиновников там меньше.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Мы построили компрадорский капитализм»

Что же это за строй в России такой установился? Вроде бы рынок, а народ на государство «впахивает». Этот вопрос мы задали директору Института проблем глобализации Михаилу Делягину.

— В России установился компрадорский капитализм. Вообще-то компрадорскими называются компании, которые работают в какой-либо стране не ради интересов этой страны, а исполняя волю иностранцев. У нас парадокс в том, что компрадорскую политику проводит само государство. Среди прочего оно не дает развиваться собственному бизнесу, именно поэтому на государство трудится так много людей.

Для России это не новая ситуация. Из нее два выхода. Первый: правитель осознает, что элита зарвалась, и объявляет ей войну. Так поступили Иван Грозный, Петр Великий и даже мягкий Александр II. Второй: элита, когда видит, что украсть больше нечего, пакует чемоданы и едет проматывать награбленное за рубежом, а вы живите, как хотите.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *