ОснованиеДата основанияifrs.orgФонд" />

Сколько стандартов МСФО

Фонд МСФО

Фонд МСФО

Административный центр

30 Canon Street, London

Тип организации

международная организация

Основание

Дата основания

ifrs.org

Фонд Международных стандартов финансовой отчетности (Фонд МСФО) (англ. International Financial Reporting Standards Foundation (IFRS Foundation)) — некоммерческая организация, образованная в 2001 году.

Цель создания

Фонд МСФО создавали как независимую, некоммерческую организацию, которая бы служила общественным интересам. Управление и процедура утверждения стандартов разрабатываются для сохранения независимости принятия стандартов от групп с особыми интересами и обеспечения подотчетности партнерам по всему миру.

История создания Фонда МСФО

Фонд КМСФО (англ. IASC Foundation) образован в 2001 году в ходе реорганизации прежней системы МСФО, а в январе 2010 года сменил имя на Фонд МСФО. Офисы фонда МСФО располагаются в Лондоне (Великобритания) и в Токио (Япония).

Структура Фонда МСФО состоит:

  • Наблюдательный Совет;

¤ Попечители фонда МСФО; — Консультативный Совет по стандартам; — Совет по МСФО; — Комитет по интерпретациям МСФО.

Наблюдательный Совет

Наблюдательный Совет был создан 15 января 2009 года на заседании в Нью-Дели (Индия) с целью взаимодействия между регуляторами рынков капитала, отвечающими за форму и содержание финансовой отчетности, и Фондом МСФО.

Функции Наблюдательного Совета:

  • участие в назначении и утверждении попечителей,
  • оценка целесообразности и правомерности действий попечителей,
  • обсуждение с попечителями сфер их ответственности,
  • включение в повестку КМСФО вопросов финансовой отчетности, представляющих интерес общественности.

Состав Наблюдательного совета:

  • Международная организация комиссий по ценным бумагам,
  • Европейская комиссия,
  • Агентство финансовых услуг (Япония),
  • Комиссия по ценным бумагам и биржам,
  • Комиссия по ценным бумагам (Бразилия),
  • Комиссия финансовых услуг Южной Кореи,
  • Базельский комитет по банковскому надзору в качестве наблюдателя.

Наблюдательным Советом возглавляет на текущий момент Жан-Поль Серве, который является вице-председателем Международной организации комиссий по ценным бумагам, а также председателем Управления финансовых услуг и рынков Бельгии.

Попечители Фонда МСФО

Управление фондом осуществляют 22 члена правления – попечители (по шести из Северной Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанский регион; один из Африки, один из Южной Америки, и два из любой территории, но с учётом необходимости поддерживать географический баланс). Члены правления избираются на 3 года, с возможностью продления. Новые члены правления избираются предшествующим составом правления после консультаций с национальными и международными организациями аудиторов. Большая часть членов правления являются бывшими или настоящими сотрудниками крупных корпораций, руководителями бирж и национальных ассоциаций предпринимателей.

Текущий состав включает в себя 20 попечителя:

  1. Майкл Прада (председатель),
  2. Рональд Аркулли (заместитель председателя),
  3. Шейла Фрэйзер (заместитель председателя),
  4. Гильермо Бабатц,
  5. Алан Беллер,
  6. Чандрасекар Бхаскар Бхаве,
  7. Элза Болс
  8. Вернер Брандт,
  9. Абдулрахман Аль-Хумейди,
  10. Su-Keun Kwak,
  11. Каллум Маккарти,
  12. Уайзман Нкухлу,
  13. Джоджи Окада,
  14. Марко Онадо,
  15. Джеймс Куигли,
  16. Мария Элена Сантана,
  17. Такафуми Сато,
  18. Курт Шахт,
  19. Линн Вуд,
  20. Guangyao Zhu

Функции попечителей Фонда МСФО:

  • назначение членов и наблюдение за Советом по Международным стандартам финансовой отчётности, который разрабатывает Международные стандарты финансовой отчетности;
  • назначение членов Консультативного Совета по МСФО и Комитета по интерпретациям международной финансовой отчётности;
  • контроль эффективности работы всех органов МСФО;
  • обеспечение финансирования;
  • утверждение бюджета;
  • внесение изменений в устав;
  • подотчетность перед Наблюдательным Советом.

Совет по МСФО

Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) (англ. International Accounting Standards Board) — независимый орган Фонда МСФО, члены которого отвечают за разработку и публикацию МСФО, а также за утверждение интерпретаций МСФО. В процессе разработки публикуются документы для обсуждения, например, проекты стандартов, по которым принимаются комментарии. Офис располагается в Лондоне, Великобритания. В состав совета входит входить 15 членов, 12 из которых назначаются на постоянной основе Попечителями Фонда МСФО. Цели перед СМСФО стоят по разработке и принятию комплекта стандартов учёта и активному сотрудничеству с национальными органами для обеспечения максимального сближения стандартов финансовой отчётности во всём мире.

Комитет по интерпретациям МСФО

Комитет по интерпретации МСФО (англ. International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)) был создан в 2002 году при реорганизации Постоянного комитета по интерпретации (ПКИ), который в свою очередь был создан в апреле 1997 году. КИМФО выпускает проекты интерпретаций стандартов для общественного обсуждения, окончательное тексты интерпретаций утверждает СМСФО, становясь нормативной базой МСФО.

В состав входит 14 экспертов, назначенных Попечителями.

Функции КИМФО.

  • разъяснять применение МСФО и даёт рекомендации по вопросам, не рассматриваемых в МСФО, и отвечает по запросу СМСФО;
  • обеспечить сближения стандартов финансовой отчётности с национальными стандартами финансовой отчётности;
  • публиковать полученные комментарии от общественности до окончательного принятия интерпретаций;
  • отчитываться перед СМСФО и получать одобрения об окончательном варианте интерпретации.

Интерпретации КИМФО обозначаются IFRIC, ранее обозначались SIC.

Консультативный совет по стандартам

Консультативный совет по стандартам консультирует членов СМСФО и КИМФО и предоставляет форум для организаций и лиц, желающих участвовать в обсуждении методических и иных вопросов, касающихся применения и формулировки стандартов, в выработке рекомендаций Совету и Попечителям по вопросам повестки дня и приоритетам. Консультативный совет по стандартам состоит из 48 представителей из 43 организаций, назначаемых Попечителями на 3 года, представляющих различные географические регионы и области деятельности.

  1. 1 2 3 IFRS Foundation. Кто мы и чем мы занимаемся. — Jun 2017.
  2. 1 2 IFRS Foundation. Trustees of the IFRS Foundation.
  3. 1 2 3 Deloitte. МСФО в кармане 2016. — 2016. — С. 11-17.
  4. IFRS Foundation. IFRS Foundation Monitoring Board members.
  5. IFRS Foundation. Trustees of the IFRS Foundation. — 2015. — С. 11 -12.
  6. 1 2 3 4 PWC. Учебное пособие АССА ДипИФР. — 2019. — С. 15-16.
  7. IASB. Members of the IASB. Архивировано 3 августа 2014 года.

ФОНД МСФО

Фонд МСФО (IFRS Foundation) – это независимая некоммерческая организация частного сектора. Своей целью Фонд называет «развитие единой системы высококачественных, доступных, осуществимых и всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах бухгалтерского учета». Штаб-квартира организации находится в Лондоне, Великобритания.

История Фонда началась в далеком 1972 году, когда на Х Всемирном конгрессе бухгалтеров в Австралии было предложено учредить новую организацию, которая бы отвечала за подготовку единых стандартов финансовой отчетности, признаваемых во всем мире. Уже в следующем году был сформирован Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC). В его состав вошли представители профессиональных бухгалтерских организаций нескольких ведущих экономических держав – Германии, Франции, Японии, Австралии, Канады, США, Великобритании и др. По мере развития Комитета по МСФО количество стран-участниц постепенно увеличивалось и к моменту его расформирования в 2001 г. достигло 112-ти государств.

За время существования Комитета по МСФО был опубликован 41 стандарт МСФО (IAS), по сей день составляющих основную часть действующих стандартов финансовой отчетности. Появились предшественники будущих органов фонда – Комитет по интерпретациям (SIC), рассматривавший вопросы частного характера, не урегулированные МСФО; Консультационная группа для помощи Комитету в разработке стандартов; Консультационный совет, ответственный за финансирование Комитета и контроль его деятельности. Комитетом по МСФО была проделана значительная работа по представлению и распространению МСФО во всем мире.

В 2001 году в результате реорганизации Комитета по МСФО был сформирован Фонд МСФО. В структуру фонда входят Совет по МСФО и Комитет по интерпретациям. Управление Фондом осуществляется его Попечителями, в свою очередь подотчетными Наблюдательному совету. У Фонда есть официальный консультативный орган – Консультативный совет для содействия работе Совета по МСФО на регулярной основе.

Финансирование деятельности Фонда МСФО осуществляется главным образом за счет денежных средств государств, международных аудиторских компаний и профессиональных бухгалтерских объединений, заинтересованных в развитии и продвижении МСФО. С 2012 года Россия также участвует в финансировании Фонда МСФО на добровольной основе.

Непосредственно разработкой стандартов занимается Совет по МСФО (International Accounting Standards Board), в состав которого входят 14 человек. Все они – профессионалы высочайшего класса, имеющие большой практический опыт в области финансов, бухгалтерского учета и отчетности, аудита и иных сопутствующих дисциплин. Совет по МСФО сформирован с учетом географического баланса – его членами являются граждане стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Африки, Северной и Южной Америки.

Процесс принятия стандарта Советом по МСФО достаточно формализован и включает следующие этапы:

1. Определение программы – рассматриваются предложенные варианты с точки зрения их полезности для пользователей, возможности конвергенции, наличия ресурсов и т.д., которые после проведения консультаций о целесообразности их разработки с Консультативным советом включаются в рабочий план;

2. Планирование проекта – принимается решение о выполнении проекта собственными силами или с созданием временной консультативной группы экспертов в областях, связанных с этим проектом;

3. Разработка и публикация дискуссионного документа – выпускается проформа будущего стандарта, включающая общий обзор проекта, возможные варианты решения проблемы и предварительные выводы. Документ представляется широкому кругу пользователей для обсуждения и получения отзывов;

4. Разработка и публикация предварительного варианта стандарта – принимается черновой вариант стандарта с учетом полученных откликов на документ для обсуждения, мнения консультационных групп и Консультативного совета. Предварительный вариант МСФО выносится на общественное обсуждение, на которое отводится 120 дней.

5. Разработка и публикация МСФО – по мере поступления комментариев, как от обычных пользователей, так и от консультационных органов, черновой вариант стандарта корректируется, постепенно принимая вид готового документа. После финальной проверки стандарт выносится на голосование. Для его официальной публикации необходимо согласие, как минимум, 9-ти из 14-ти членов Совета по МСФО.

6. Обсуждение после реализации проекта – с публикацией официального текста стандарта работа над ним не прекращается, продолжаются регулярные обсуждения с заинтересованными сторонами, периодически вносятся необходимые дополнения или изменения в стандарт.

Помимо основных проектов Совет по МСФО рассматривает и утверждает выпускаемые Комитетом по интерпретациям разъяснения к стандартам.

Комитет по интерпретациям (IFRS Interpretations Committee) также включает 14 человек. Его роль заключается в содействии Совету по МСФО в определении и совершенствовании МСФО. В частности, Комитет по интерпретациям МСФО предоставляет разъяснения по частным вопросам составления и представления финансовой отчетности, которые не урегулированы МСФО или по которым возникли или могут возникнуть противоречивые суждения в связи с отсутствием четкого руководства.

Вопросы для обсуждения могут предлагать все заинтересованные лица, однако, чтобы та или иная проблема была включена в рабочую программу Комитета, вопрос должен удовлетворять следующим критериям:

иметь практическое значение и быть существенным и актуальным для значительного числа компаний;

относиться к возникающим или уже возникшим расхождениям в интерпретациях;

способствовать улучшению финансовой отчетности посредством устранения существующих противоречий при его решении;

может быть рассмотрен в рамках действующих МСФО;

иметь высокую вероятность того, что Комитет по интерпретациям примет согласованное решение в ближайшем будущем;

не быть связанным с проектом Совета по МСФО, который разрешит вопрос раньше, чем это сделает Комитет по интерпретациям.

Процесс создания и принятия интерпретации в целом схож с аналогичным процессом в отношении МСФО. При подготовке интерпретаций Комитет по МСФО проводит консультации и обмен мнениями с разработчиками национальных стандартов. Предварительный вариант интерпретации также выносится на общественное обсуждение, продолжительность которого составляет 60 дней. После рассмотрения всех комментариев, полученных по проекту, и соответствующей доработки документ утверждается Комитетом по МСФО, направляется Совету по МСФО и после одобрения последним публикуется для общественного пользования.

Фонд МСФО следует жесткой и прозрачной процедуре одобрения и выпуска стандартов. Все встречи Совета по МСФО, Комитета по интерпретациям МСФО и их официальных рабочих групп открыты для общественности на сайте Фонда в форме веб-трансляций.

Управление деятельностью Фонда МСФО осуществляется попечителями Фонда (IFRS Foundation Trustees) в количестве 22 человек. Большая часть попечителей занимают или занимали высокие руководящие посты в государственных структурах, в банках и на биржах, крупнейших корпорациях и университетах. Так, среди попечителей есть бывший министр финансов Бразилии, старший партнер Deloitte – одной из аудиторских фирм «Большой четверки», бывший президент института дипломированных бухгалтеров Японии, бывший председатель совета директоров Deutsche Bank (Германия), профессор права Колумбийского университета (США) и др.

Попечители Фонда:

назначают членов Совета по МСФО, Комитета по интерпретациям и Консультативного совета;

обеспечивают надлежащее финансирование деятельности Фонда МСФО;

регулярно рассматривают стратегию Фонда МСФО, определяют и корректируют процедуры одобрения и выпуска стандартов и интерпретаций;

контролируют Совет по МСФО и Комитет по интерпретациям с целью определения эффективности деятельности этих структур;

утверждают бюджет фонда и решают иные административные вопросы.

В свою очередь, попечители Фонда подотчетны Наблюдательному совету.

Основная миссия Наблюдательного совета (IFRS Foundation Monitoring Board) состоит в обеспечении официального взаимодействия между органами государственной власти – регуляторами рынков капитала и попечителями в целях повышения общественной подотчетности Фонда МСФО. Наблюдательный совет утверждает назначение попечителей на должность и осуществляет формальный надзор за их деятельностью.

В Наблюдательный совет входят руководящие чиновники Международной организации комиссий по ценным бумагам, Европейской Комиссии, Агентства по финансовым услугам Японии, Комиссии по ценным бумагам и биржам США, бразильской Комиссии ценных бумаг и Комиссии финансовых услуг Кореи.

Консультативный совет по МСФО (IFRS Advisory Council) специально предназначен для проведения консультаций с заинтересованными лицами из различных географических регионов и профессиональных групп – непосредственно составителями финансовой отчетности, учеными, аудиторами, финансовыми аналитиками, представителями регулирующих органов, профессиональных бухгалтерских организаций и групп инвесторов. Численность Консультативного совета составляет около 50 человек.

Консультативный Совет по МСФО проводит консультирование Совета по МСФО при принятии им решений по программе и определении приоритетности задач, а также информирует Совет МСФО о мнении различных организаций и частных лиц, входящих в состав Консультативного Совета, по основным проектам разработки МСФО.

Помимо Консультативного совета по МСФО консультации по техническим вопросам предоставляет Совещательный форум по стандартам финансовой отчетности (Accounting Standards Advisory Forum), включающий представителей национальных и региональных разработчиков стандартов финансовой отчетности. Также в целях содействия деятельности Фонда МСФО на постоянной или временной основе функционируют консультативные группы по различным профилям экономической деятельности и рабочим проектам.

Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Финансовая отчетность – обязательная документация для любой предпринимательской деятельности. Когда предприятия сотрудничают, им необходимо знакомиться с отчетностью друг друга. Именно на основании ее изучения и принимаются решения относительно возможности и формы сотрудничества с предприятием.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

Иными словами, финансисты разных стран должны «разговаривать на одном языке». Именно это и стало причиной создания комитета по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Рассмотрим, какова цель этого собрания документов, что именно входит в его состав, а также проследим особенности применения в экономике нашей страны, особенно в свете современных реформ.

Что такое МСФО: как объяснить российскому предпринимателю

Международные стандарты финансовой отчетности – свод документов, содержащих регламент для ведения финансовой отчетности, необходимой для внешнего предоставления, по единым принципам. Данное словосочетание сокращается в аббревиатуру МСФО (избегайте часто встречающегося ошибочного употребления МФСО).

Собрание текстов и интерпретаций к ним представляет собой официальный перевод оригинальных англоязычных документов, изданных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в Великобритании. Этот Комитет – автономная организация частного характера, целью которой является объединение правил финансового учета и их унификация для международного применения.

На сегодняшний день данным стандартам добровольно подчиняются 105 стран мира. Из экономически ведущих государств этой системы не придерживаются только 3:

  • Соединенные Штаты Америки;
  • Канада;
  • Япония.

Еще ряд государств, преимущественно в Латинской Америке и в Азии, находятся в состоянии выбора, принять ли им МСФО или американскую систему GAAP.

СПРАВКА! До начала 21 века свод правил и разъяснений по ведению учета обозначался другой аббревиатурой — IAS (International Accounting Standards, «международные бухгалтерские стандарты»). Современное обозначение МСФО в англоязычной литературе значится как IFRS (International Financial Reporting Standards).

Отличие МСФО от ПБУ

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  • план счетов;
  • бухгалтерские проводки;
  • учетные регистры;
  • документальное сопровождение тех или иных финансовых операций;
  • другую «первичку».

Отсюда следует, что сами принципы счетоводства каждая страна может применять по своему разумению. А вот конечный результат учета, который и создает финансовый «портрет» компании, должен быть оформлен по единым стандартам.

Главный принцип МСФО

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

Такой принцип позволяет предпринимателям в спорных случаях следовать его духу, базовым положениям, а не искать способы обойти жестко прописанные правила.

Дополнительные принципы, регламентирующие составление финансовых отчетов по МСФО:

  • принцип начисления;
  • принцип непрерывности деятельности;
  • принцип уместности и др.

Что входит в МСФО

На сегодняшний день МСФО представляет собой объединение из 44 документов и 25 разъяснений к ним. В этих текстах содержатся рекомендации:

  • по составу финансовой отчетности;
  • каким способом учитывать конкретные объекты внимания бухгалтеров;
  • какую информацию, где и как именно отражать.

Стандарты периодически меняются и обновляются, поэтому в них регулярно вносятся поправки и изменения. По иерархии документы в составе МСФО можно разделить на 4 степени.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Для кого МСФО не обязательны

Под действие ФЗ о консолидированной отчетности не подпадают, поскольку их их деятельность не выходит на международный рынок:

  • государственные компании;
  • сводные отчеты муниципальных заведений;
  • сводная отчетность бюджетных организаций.

Отечественные проблемы при внедрении МСФО

С 1998 года в России действует программа по реформированию бухучета, приведении его в соответствие с МСФО.

Закон, принятый в 2010 году, обязал переработку бухгалтерской отчетности по МСФО приведенных в нем категорий организаций, начиная с 2012 года. Принятие или приостановка действия того или иного стандарта на территории Российской Федерации принимается Министерством Финансов РФ. Именно на сайте Минфина тексты МСФО на русском языке доступны для широкого изучения.

Некоторые трудности, связанные с внедрением МСФО в РФ, выявились с началом практической работы по их применению, главным образом, аудиторской практики. Можно скомпоновать их по нескольким направлениям:

  1. Трудности перевода. Текст на русском языке, приведенный на сайте МинФина, к сожалению, не вполне совершенен в качестве перевода. Чтобы перевести стандарт с официального английского на русский, нужна работа представителей Комитета по МСФО, после чего сделанный перевод должен пройти процедуру обсуждения экспертами. Поэтому изменения в МСФО в переводе появляются с большой задержкой.
  2. Несоответствие основного принципа де-факто. Несмотря на то что в российских стандартах отчетности также провозглашен приоритет содержания над формой, на практике он далеко не всегда соблюдается. В отечественной документации крайне жестко регламентированы сами способы документального сопровождения финансовых операций. Это делает затруднительным трансформацию отечественных результатов учета в требующиеся по нормам МСФО.
  3. Разный подход к активам и обязательствам. В нашей стране имущественные активы классифицируются немного не так, как это принято по международным стандартам. Кроме того, при формировании финансового показателя нужна рыночная оценка актива, что далеко не всегда будет справедливо в современных российских реалиях.
  4. Юридические разночтения. Бухучет любого государства всегда входит в его законодательную базу, он не может находиться в противоречии с нормативными документами. Также нельзя пользоваться иной терминологией, нежели предусмотренная, к примеру, в Налоговом кодексе и других законах. Это создает некоторые сложности при взаимодействии с иными нормами. Корректировать такой законодательный «пат» на данном этапе крайне затруднительно, если вообще возможно.
  5. Расширение круга информации. Стандарты МСФО предусматривают больший объем обнародуемой информации, в том числе и о лицах, от которых зависят финансовые показатели, нежели это принято в РФ.

МСФО (IAS)

Актуально на: 17 мая 2018 г.

О нормативном регулировании бухгалтерского учета в РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что наряду с положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) к нормативным актам второго уровня относятся также Международные стандарты финансовой отчетности.

Стандарты IAS

Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО) – от англоязычного International Financial Reporting Standards (IFRS). МСФО также часто именуют IAS – International Accounting Standards, или Международные Стандарты Бухгалтерского Учета (МСБУ). Несмотря на то, что термины IAS и IFRS обычно используются как равнозначные, между ними есть различия.

IAS называются стандарты, которые издавались Комитетом по МСФО (International Accounting Standards Committee, IASC).

В 2001 году была произведена реструктуризация Комитета по МСФО и был основан Фонд МСФО. Действующий в его составе Совет по МСФО (International Accounting Standards Board – IASB) с 01.04.2001 стал выпускать стандарты, которые именуются IFRS. Но по сути это такие же МСФО, которые действуют наряду с IAS.

А потому и Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н, который ввел МСФО в действие на территории РФ, предусматривает применение как IAS, так и IFRS.

Для разграничения по принявшему их органу стандарты именуются МСФО (IAS) или МСФО (IFRS).

Напомним, что МСФО в настоящее время должны применять организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Другие организации могут наряду с российским учетом вести бухучет по МСФО по своему желанию.

Действующие МСФО на территории РФ

Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н ввел в действие на территории РФ не только IAS и IFRS, но и разъяснения МСФО. Эти разъяснения выпускаются Комитетом по интерпретациям международной финансовой отчетности (КРМФО) и именуются IFRIC, а ранее, когда выпускались Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), — SIC. Цель интерпретаций — разъяснять применение МСФО и своевременно предоставлять рекомендации по вопросам учета, специально не рассматриваемым в самих МСФО.

Приведем перечень действующих в 2018 году международных стандартов и их интерпретаций. В настоящее время их 66:

  • Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 Представление финансовой отчетности;
  • МСФО (IAS) 2 Запасы;
  • МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств;
  • МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки;
  • МСФО (IAS) 10 События после отчетного периода (также иногда именуемый как МСФО IAS 10 События после отчетной даты);
  • МСФО (IAS) 11 Договоры на строительство;
  • МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль;
  • МСФО (IAS) 16 Основные средства;
  • МСФО (IAS) 17 Аренда;
  • МСФО (IAS) 18 Выручка;
  • МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам;
  • МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи;
  • МСФО (IAS) 21 Влияние изменений валютных курсов;
  • МСФО (IAS) 23 Затраты по заимствованиям (также именуется как МСФО (IAS) 23 Затраты по займам);
  • МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах;
  • МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным программам;
  • МСФО (IAS) 27 Отдельная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия;
  • МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление;
  • МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию;
  • МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность;
  • МСФО (IAS) 36 Обесценение активов;
  • МСФО (IAS) 37 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы;
  • МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка;
  • МСФО (IAS) 40 Инвестиционная недвижимость (также часто именуемое как IAS 40 Инвестиционное имущество);
  • МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство;
  • МСФО (IFRS) 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности;
  • МСФО (IFRS) 2 Выплаты на основе акций;
  • МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнесов;
  • МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования;
  • МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность;
  • МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых;
  • МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации;
  • МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты;
  • МСФО (IFRS) 10 Консолидированная финансовая отчетность;
  • МСФО (IFRS) 11 Совместное предпринимательство;
  • МСФО (IFRS) 12 Раскрытие информации об участии в других организациях;
  • МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательствах;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 2 Доли участников в кооперативных организациях и аналогичные инструменты;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 4 Определение наличия в соглашении признаков аренды;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработавшее электрическое и электронное оборудование;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 7 Применение метода пересчета, предусмотренного МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 Повторный анализ встроенных производных инструментов;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 Концессионные соглашения о предоставлении услуг;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 Программы лояльности покупателей;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 14 МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива программы с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 17 Распределение неденежных активов собственникам;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 18 Передача активов покупателями;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения;
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 Обязательные платежи
  • Разъяснение ПКР (SIC) 7 Введение евро;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 15 Операционная аренда – стимулы;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса организации или ее акционеров;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 27 Определение сущности операций, имеющих юридическую форму аренды;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 29 Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 31 Выручка — бартерные сделки, включающие рекламные услуги;
  • Разъяснение ПКР (SIC) 32 Нематериальные активы — затраты на веб-сайт.

Обращаем внимание, что с 01.01.2019 некоторые из указанных документов утрачивают силу (Приказ Минфина от 11.07.2016 № 111н). Например, МСФО (IAS) 17 Аренда в связи с введением в действие МСФО (IFRS 16) Аренда.

Бухгалтерский учёт

Ключевые понятия

Бухгалтер • Бухгалтерия
Главная бухгалтерская книга
Оборотно-сальдовая ведомость
Отчётный период
Учётная политика
Двойная запись • Проводка
Дебет = Кредит • Актив = Пассив
Калькуляция • Себестоимость
РСБУ • УСБУ • МСФО • GAAP

Финансовая отчётность

Бухгалтерский баланс
Отчёт о прибылях и убытках
Отчёт о движении денежных средств
Отчёт о нераспределённой прибыли
Отчёт об изменениях капитала
Консолидированная • Комбинированная

Области бухгалтерского учёта

Учёт затрат • Финансовый учёт • Судебная бухгалтерия
Учёт фондов • Управленческий учёт • Налоговый учёт
Бюджетный учёт • Банковский учёт

Аудит

Финансовый контроль

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS .

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

  • 1 Применение в различных странах
  • 2 Список действующих в настоящее время стандартов
    • 2.1 IFRS
    • 2.2 IAS
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании (ожидается, что к этому времени их будет не менее 110) будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
  • IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)
  • IFRS 10 Консолидированная финансовая отчетность
  • IFRS 11 Совместная деятельность
  • IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
  • IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Stocks)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)
  • IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)
  • IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 18 Выручка (Revenue)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
  • IAS 32 Финансовые инструменты — представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты — признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members’ Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
  • IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
  • IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 — Group and Treasury Share Transactions)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
  • IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation — Special Purpose Entities)
  • SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities — Non-Monetary Contributions by Venturers)
  • SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases — Incentives)
  • SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes — Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
  • SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
  • SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue — Barter Transactions Involving Advertising Services)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)
  1. http://www.iasb.org/standards/index.asp
  2. Михаил Оверченко. Прощай, GAAP // Ведомости, № 162 (2184), 29 августа 2008
  3. Первое применение МСФО , 2012, с. 17
  4. Журнал по налогообложению и учёту Главбух, о применении МСФО в России.
  5. Первое применение МСФО , 2012, с. 18
  6. Приказ Минфина России от 18 июля 2012 года №106н, о введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации.

> Литература

  • Первое применение МСФО. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 448 с. — ISBN 978-5-9614-2241-2

Ссылки

  • Совет по МСФО (International Accounting Standards Board)
  • Список действующих стандартов на сайте IASB
  • Минфин РФ: Бухгалтерский учет. Международные стандарты и международное сотрудничество
  • Национальный совет по стандартам финансовой отчетности
  • МСФО в банке: Центральный банк РФ
  • Official Journal of the European Union, 13 October 2003. Официальная публикация IAS
  • МСФО, действующие в Казахстане (МСФО-2006)
  • ИПБ России и МСФО
  • Последняя редакция МСФО на русском, украинском, английском языках, советы по изучению МСФО и подготовке к экзамену ДипИФР
  • Краткие содержания МСФО на русском языке
  • Международные стандарты финансовой отчетности: самые актуальные новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *