Система спортивной подготовки в российской федерации

Заслушав информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Российская Федерация входит в число стран – лидеров мирового спорта, что подтверждается победами на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, а также на всемирных зимних и летних универсиадах.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, повышение конкурентоспособности российского спорта является стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Нормативной правовой базой для достижения указанной цели являются документы стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта: Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р; государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302; федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30. Развитие системы подготовки спортивного резерва будет обеспечено в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» и Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года № 2245-р (далее – Концепция).

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта, подготовки спортивного резерва направлена на подготовку спортсменов и их успешное выступление на крупнейших международных соревнованиях, обеспечение социальных гарантий тренеров.

В Российской Федерации функционируют 4 978 физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в которых занимаются 3,2 миллиона человек. Тренировочный процесс осуществляют около 93 тысяч тренеров. Доля лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, составляет 33,7 процента (установленный показатель Концепции – 23,5 процента). В рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий проводится 220 мероприятий.

В настоящее время 174 вида спорта признаны и включены во Всероссийский реестр видов спорта, из них 10 признанных видов спорта, не развиваемых на общероссийском уровне, 135 видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне, 8 национальных видов спорта, 21 военно-прикладной и служебно-прикладной вид спорта.

В целях развития видов спорта действуют 105 общероссийских общественных организаций, которые получили государственную аккредитацию и наделены статусом общероссийской спортивной федерации по 107 видам спорта.

Кроме того, функционируют 27 общероссийских общественных организаций, которые наделены правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по 27 видам спорта. Ежегодно увеличивается количество региональных спортивных федераций, получивших государственную аккредитацию.

Нормативная правовая база, регламентирующая государственную политику в сфере физической культуры и спорта, продолжает совершенствоваться. Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с:

разработкой механизма выявления спортивно одаренных детей;

созданием системы социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры;

переподготовкой и повышением уровня квалификации тренерского состава;

разработкой типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта;

совершенствованием системы оплаты труда, мер социальной поддержки работников отрасли физической культуры и спорта, в том числе молодых специалистов.

Спортивный инвентарь, оборудование, экипировка специального назначения и расходные материалы для спортивного инвентаря, используемые в видах спорта, производятся в основном иностранными товаропроизводителями.

В настоящее время подготовка основного состава спортивных сборных команд Российской Федерации зачастую ведется за рубежом на базах с соответствующей инфраструктурой, полным циклом обслуживания и сервисом.

Вместе с тем отечественная инфраструктура федеральных и региональных тренировочных центров также требует постоянного совершенствования в соответствии с международными правилами по видам спорта.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра спорта Российской Федерации о развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 658939–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и № 597842–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на наделение федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта функцией по установлению порядка добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки, и контроля за соблюдением ее требований;

2) продолжить осуществление мониторинга правового регулирования системы подготовки спортивного резерва;

3) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов возможность оказания финансовой поддержки врачебно-физкультурным диспансерам на комплектование материально-технической базы современным реабилитационным, диагностическим оборудованием и иными средствами и оборудованием спортивной медицины;

4) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий по непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы на строительство и реконструкцию следующих объектов спортивной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, в которых запланировано проведение крупных международных и всероссийских спортивных соревнований:

Универсальный дворец спорта, город Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания);

Универсальный спортивный комплекс «Кузбасс – Арена», город Кемерово (Кемеровская область – Кузбасс);

Ледовый дворец «Кузбасс», город Кемерово (Кемеровская область – Кузбасс);

Спортивно-оздоровительный комплекс, город Шиханы (Саратовская область);

5) рассмотреть предложения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о расширении на территории Российской Федерации производства с использованием инновационных технологий спортивного инвентаря, оборудования, экипировки специального назначения и расходных материалов для спортивного инвентаря, используемых в видах спорта, в целях импортозамещения;

6) рассмотреть вопрос о введении с 2020 года направления подготовки высшего образования – бакалавриата направления «Спорт» с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта. Преподаватель» и специальности среднего профессионального образования с присвоением квалификации «Тренер по виду спорта».

4. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации:

1) ускорить разработку:

проекта порядка добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки, и контроля за соблюдением ее требований;

проекта порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных категорий специалистов в области физической культуры и спорта, а также квалификационных требований к присвоению данных категорий;

проекта порядка перевода спортсменов из одной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в другую для дальнейшего прохождения спортивной подготовки на следующих этапах спортивной подготовки;

2) подготовить совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевыми

организациями, общероссийскими и региональными спортивными федерациями по видам спорта предложения по актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки;

3) проанализировать нормативные правовые акты в части обеспечения условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий, подготовить предложения по их совершенствованию;

4) разработать и утвердить методику и критерии отбора спортивно одаренных детей с учетом специфики групп видов спорта, отличающихся по особенностям соревновательной деятельности;

5) рассмотреть возможность:

создания системы социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры;

распространения опыта по отбору спортивно одаренных детей, полученного в рамках проекта «Стань чемпионом!», на все субъекты Российской Федерации;

развития кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва путем совершенствования системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 года;

разработки системы мер, направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров;

6) обеспечить разработку образовательных программ и реализацию мероприятий по повышению квалификационных категорий тренеров и квалификационных категорий специалистов в области физической культуры и спорта с участием общероссийских спортивных федераций по видам спорта, образовательных организаций высшего образования и научных организаций, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации;

7) продолжить работу по проведению информационно-образовательных мероприятий по антидопинговой тематике;

8) осуществлять размещение федеральных спортивно-тренировочных центров и развитие их материально-технической базы с учетом целевых ориентиров государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;

9) проработать вопрос о возможности включения мероприятий по реконструкции муниципальных и региональных спортивных сооружений в федеральные программы и проекты в социальной сфере;

10) усилить контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на организацию деятельности федеральных спортивно-тренировочных центров подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации;

11) рассмотреть предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год.

5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения о расширении на территории Российской Федерации производства с использованием инновационных технологий спортивного инвентаря, оборудования, экипировки специального назначения и расходных материалов для спортивного инвентаря, используемых в видах спорта, в целях импортозамещения и направить их в Правительство Российской Федерации.

6. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть необходимость разработки типовых отраслевых норм труда тренеров и иных специалистов сферы физической культуры и спорта.

7. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть возможность утверждения профессионального стандарта «Врач по спортивной медицине».

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) подготовить предложения по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях

систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год и направить их в Министерство спорта Российской Федерации;

2) рассмотреть вопрос об увеличении норматива возмещения транспортных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, спортсменам, тренерам, спортивным судьям и специалистам спортивных сборных команд;

3) рассмотреть возможность открытия отделений по медико-биологическому обеспечению спортсменов в структурах региональных центров спортивной подготовки;

4) провести мониторинг:

кадрового обеспечения специалистами по спортивной медицине в целях соблюдения Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 марта 2016 года № 134н;

инфраструктур региональных тренировочных центров на соответствие требованиям, установленным международными правилами по видам спорта.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года

о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2020 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
11 июня 2019 года
№ 203-СФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *