С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №442-ФЗ). Этот Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания. Законом №442-ФЗ определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости в конкретных социальных услугах.
С 1 января 2018 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ и постановления Правительства от 14 февраля 2017 года №181 начала работать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). ЕГИССО позволит обеспечить внедрение в сфере социальной помощи принципов адресности и нуждаемости, более точно планировать расходы бюджетов разных уровней на выполнение социальных обязательств, исключить дублирование мер социальной поддержки, оптимизировать процесс администрирования социальной поддержки, учёта льготных категорий граждан, обеспечит наилучший контроль в социальной сфере.
Создана независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана стать важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.
За 2015–2017 годы независимая оценка качества проведена в отношении более чем 128 тыс. организаций социальной сферы. Государственные и муниципальные организации социальной сферы, подлежащие независимой оценке, охвачены такой оценкой в полном объёме. Информация о результате независимой оценки качества размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru.
В регионах сложилась практика учёта результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. В первую очередь это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения, внедрение новых форм работы библиотек, музеев, улучшение работы регистратур в поликлиниках, внедрение программ индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях и другие.
В создании современной системы социального обслуживания участвует и негосударственный сектор. Законом №442-ФЗ впервые установлена возможность получения гражданином социальных услуг как в государственных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Определены основы для государственной финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.
Новое законодательство позволяет негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты из госбюджета.
Новым правовым механизмом привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг является выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).
В результате работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания число негосударственных организаций социального обслуживания граждан выросло с 67 в 2013 году до 239 в 2017 году.
Полустационарная форма социального обслуживания
Порядок
предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями, установленными статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Законом Московской области № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» (далее – Закон Московской области).
2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, в которых они определены Федеральным законом.
3. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются организациями социального обслуживания, включенными в номенклатуру организаций социального обслуживания, утвержденную постановлением Правительства Московской области (далее – поставщик), гражданам, признанным по одному из оснований, установленных статьёй 15 Федерального закона или статьёй 7 Закона Московской области, нуждающимися в социальном обслуживании.
4. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется путем предоставления гражданам социальных услуг, входящих в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный Законом Московской области (далее – Перечень), соответствующих стандартам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Московской области в полустационарной форме социального обслуживания (далее – стандарт), указанным в приложении к настоящему Порядку, в определенное время суток.
5. Для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданин или его законный представитель подает заявление о предоставлении социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 №159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (далее – заявление), в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области (далее – территориальное подразделение) по месту жительства и (или) пребывания, фактического проживания гражданина или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) по месту жительства и (или) пребывания, фактического проживания гражданина.
Заявление может быть подано в форме электронного документа с электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания также являются обращения иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее – лица, действующие в интересах граждан), поданные в письменной форме в территориальное подразделение или в рамках межведомственного взаимодействия.
6. Решение о предоставлении гражданину социальных услуг в форме полустационарного социального обслуживания (за исключением срочных социальных услуг в форме полустационарного социального обслуживания) принимается на основании следующих документов:
а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) документ, подтверждающий место жительства в Московской области и (или) пребывания, фактического проживания (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);
в) документы (сведения), подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи в денежной форме (справка с места работы (службы, учебы) о размере заработной платы, справка о размере пенсии и иные документы (сведения) по видам доходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления);
г) выписка из домовой книги;
д) выписка из финансового лицевого счета;
е) справка медицинской организации о состоянии здоровья гражданина с указанием степени утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
ж) справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
з) индивидуальная программа реабилитации инвалида (только для инвалидов и детей-инвалидов).
При обращении в территориальное подразделение или многофункциональный центр законным представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы, указанные в подпунктах «а», «б», «в» и «ж» настоящего пункта, представляются гражданином (законным представителем) в копиях с предъявлением подлинников для сверки.
Документ, подтверждающий размер пенсии, из числа документов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, запрашивается территориальным подразделением или многофункциональным центром в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленном законодательством Российской Федерации сроки.
Документы, указанные в подпунктах «г» и «д» настоящего пункта, запрашиваются территориальным подразделением или многофункциональным центром в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки в случае, если указанные документы находятся в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления.
В случае, если документы, указанные в подпунктах «г» и «д» настоящего пункта, не находятся в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления, то гражданином указанные документы представляются самостоятельно в территориальное подразделение или многофункциональный центр в копиях с предъявлением подлинников для сверки.
Документ, указанный в подпункте «е» настоящего пункта, представляется гражданином (законным представителем) в оригинале.
Документ, указанный в подпункте «з» настоящего пункта, запрашивается территориальным подразделением или многофункциональным центром в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
Гражданин (законный представитель) вправе предоставить указанные в подпунктах «г», «д» и «з» настоящего пункта документы самостоятельно.
В случае отсутствия у гражданина (законного представителя) копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения или работником многофункционального центра.
При поступлении обращений в письменном виде от лиц, действующих в интересах граждан, территориальное подразделение оказывает гражданину содействие в сборе документов, указанных в настоящем пункте.
7. Основанием для предоставления гражданину срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее – срочные социальные услуги) является заявление гражданина, а также информация, полученная от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
8. В течение следующего рабочего дня со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, территориальное подразделение проводит оценку условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, установленных статьей 15 Федерального закона или статьей 7 Закона Московской области, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.
9. Результат оценки условий жизнедеятельности оформляется в виде акта обследования условий проживания гражданина (далее – акт), форма которого утверждается Министерством социальной защиты населения Московской области (далее – Министерство).
10. Заявление, документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, и акт в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления рассматриваются комиссией по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, формируемой при территориальном структурном подразделении Министерства (далее – территориальная комиссия).
11. Решение о предоставлении гражданину срочных социальных услуг принимается территориальной комиссией безотлагательно без проведения оценки условий жизнедеятельности после поступления от них заявления или информации из медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
12. Территориальная комиссия принимает в отношении гражданина одно из следующих решений:
признать нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания;
отказать в признании нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания;
оказать срочные социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания.
13. Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания являются:
отсутствие права на предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка;
наличие в представленных документах недостоверных сведений;
непредставление документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;
письменный отказ гражданина от предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.
Отказ в признании гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания оформляется в письменном виде по форме, утверждаемой Министерством, и направляется гражданину (законному представителю) в течение трех дней с момента принятия такого решения.
14. После признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в полустационарной форме социального обслуживания территориальным подразделением составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа).
Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Один экземпляр, подписанный руководителем территориального подразделения, передается гражданину (законному представителю) в срок, не превышающий десяти рабочих дней после принятия заявления. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в территориальном подразделении.
Срочные социальные услуги предоставляются гражданину без составления индивидуальной программы в сроки, обусловленные его нуждаемостью.
15. После получения индивидуальной программы гражданин (законный представитель) вправе обратиться к одному из рекомендуемых в индивидуальной программе поставщиков для заключения с ним договора о предоставлении социальных услуг (далее – договор).
16. Поставщик в течение суток с даты представления гражданином (законным представителем) индивидуальной программы заключает с гражданином (законным представителем) договор.
Договор составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается получателю социальных услуг (далее – получатель). Второй экземпляр хранится у поставщика.
Срочные социальные услуги предоставляются гражданам без заключения договора. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт, форма которого утверждается Министерством.
17. Получатель, заключивший с поставщиком договор, вправе отказаться от предоставления социальных услуг. Отказ оформляется в письменной форме.
Поставщик информирует территориальное подразделение об отказе получателя в получении социальных услуг, а территориальное подразделение вносит отказ в индивидуальную программу.
Отказ получателя от предоставления социальных услуг освобождает поставщика и территориальное подразделение от ответственности за непредоставление социальных услуг.
18. На следующий рабочий день после заключения договора поставщик представляет в территориальное подразделение сведения о получателе для включения их в установленном Министерством порядке в регистр получателей социальных услуг.
19. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам бесплатно либо за плату или частичную плату.
Решение об оказании социальных услуг бесплатно, либо за плату или частичную плату принимается поставщиком в соответствии с Федеральным законом и Законом Московской области.
20. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщик обязан:
осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области;
предоставлять социальные услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями или их законными представителями, на основании требований Федерального закона;
предоставлять бесплатно в доступной форме получателям или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя либо о возможности получать их бесплатно;
использовать информацию о получателях в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
обеспечивать получателям содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном федеральным законодательством порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
предоставлять получателям возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети «Интернет» и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщик должен обеспечить следующие условия доступности предоставления социальных услуг:
возможность сопровождения получателя при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
оказание иных видов посторонней помощи.
21. Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания прекращается в следующих случаях:
по личной инициативе гражданина (законного представителя);
по окончанию срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечении срока договора;
при нарушении гражданином (законным представителем) условий заключенного договора;
вследствие смерти получателя или ликвидации поставщика;
на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;
вследствие осуждения получателя к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
22. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, договор расторгается и поставщик не позднее дня, следующего за днем расторжения договора, извещает об этом в письменном виде территориальное подразделение.
Клиентом социальной службы может быть любой человек, независимо от гражданства, находящийся в трудной жизненной ситуации. Согласно российскому законодательству, потребителями услуг, клиентами специалистов социальной сферы могут быть как личность, так и семья. Клиентом является и человек, самостоятельно обратившийся в социальную службу, и направленный в судебном порядке. Таким образом, условно освобожденные, находящиеся под патронажем подростки, родители, лишенные родительских прав, могут считаться клиентами, равно как и, например, пожилые люди, нуждающиеся в краткосрочном или длительном уходе. Консультант социальной сферы работает не с какой-то одной категорией клиентов, а с несколькими, каждая из которых требует определенного подхода.
Понятие «трудной жизненной ситуации» в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» включает следующие ее разновидности: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. Трудная жизненная ситуация — это не только объективное нарушение жизнедеятельности, но и угроза его возникновения, например особое психическое состояние, препятствующее нормальной (спокойной) жизни индивида, группы или общности.
Наличие трудности (объективных обстоятельств) не всегда ведет к затруднению (соответствующему субъективному отражению), а затруднение не всегда вызывается действительным наличием трудности. В первом случае, объективно испытывая трудность, индивид (группа и т.д.) не воспринимает ее как нечто непреодолимое, а во втором — субъективный страх не имеет реальных оснований. В том и в другом случаях при объективных или субъективных затруднениях, происходит нарушение жизнедеятельности человека или группы. В основе как трудности, так и затруднения лежит недостаток (дефицит) средств регулирования объективной или субъективной стороны жизненной ситуации.
Консультирование человека, который находится в объективно трудных жизненных обстоятельствах, но не воспринимает их как нечто непреодолимое, позволяет оказывать эффективную помощь в решении его проблемы. Достаточно тяжело оказать консультативные услуги тем клиентам, которые находятся объективно в трудной жизненной ситуации (бедность и нищета, алкоголизм и наркомания, проституция и безнадзорность детей и т.д.), но не решают ее, считают, что у них нет и не будет ресурсов для этого, не собираются ничего менять. Как правило, такие клиенты не приходят на консультацию по собственному желанию, их «направляют» к консультанту, что оказывает влияние на процесс консультирования, эффективность и продуктивность которого связана, прежде всего с личностью клиента. В научном подходе к проведению консультирования заложена необходимость запроса на помощь со стороны клиента и, соответственно, наличие внутренней психологической готовности человека к личностному росту, которая включает:
- o готовность воспользоваться профессиональной помощью;
- o желание что-то менять в себе;
- o актуальность и значимость проблемы (запрос, жалоба);
- o способность наблюдать самого себя (рефлексия). Таким образом, часть клиентов консультанта социальной
сферы предъявляют конкретный запрос на помощь в изменении трудной жизненной ситуации, другая часть клиентов может такого запроса не иметь. В этом случае перед консультантом прежде всего стоит задача помочь клиенту сформулировать запрос. Для этого консультант должен определить возможные проблемы клиента. Клиентом социальной службы, как отмечают ученые, становится человек, имеющий проблему на уровне социальных, ментальных и психоментальных связей. Эти уровни определяются на основе выделения трех сфер личности: деятельностной (реального социального взаимодействия), когнитивной (умственной), эмоциональной (чувственной).
Проблема на уровне социальных связей — это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми, группами, социальными институтами (семья, работа, досуг), что определяет степень адаптированности в социокультурных обстоятельствах.
Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой расстройство смысловой коммуникации индивида с группой и обществом. Учитывая, что ментальный уровень взаимодействия определяется уровнем развития у индивида интеллектуальных способностей и приобретенным социальным опытом, предпосылками возникновения проблем на ментальном уровне могут быть психические расстройства различного характера, задержка психического развития. С такими клиентами работают клинические психологи социальной сферы. Вместе с тем можно говорить, что психически здоровые люди также могут испытывать трудности в понимании и осознании смысловой составляющей коммуникации с окружающими.
Психоментальные связи — эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, группе, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе. Сюда включены проблемы, обусловленные эмоциональным неприятием «образа Я», а также проблемы, возникающие в ситуациях, когда та или иная группа не удовлетворяет потребности субъекта в психологическом комфорте, принятии (негативный микроклимат в семье приводит к нарушениям у супругов, родителей, детей чувства защищенности).
Разделение проблем на вышеперечисленные уровни социальных, ментальных и психоментальных связей условно, так как действия, мысли и эмоции человека взаимосвязаны. Однако с помощью данного подхода возможна концентрация консультанта на сложностях, которые испытывает человек в большей степени на том или ином уровне.
Трудности, проблемы есть у каждого человека, поэтому необходимо донести до клиента, что наличие проблем — это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними. Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента. Поэтому не может быть схем, алгоритмов решения отдельных проблем.
Вместе с тем существуют некоторые ориентиры для консультанта, позволяющие структурировать свою работу в соответствии со знаниями об общих направлениях консультирования, связанных с той или иной проблемой и возможных типах поведения клиентов в консультативном пространстве.
Так, например, часто предъявляемые проблемы — плохая успеваемость подростков в школе, нарушения поведения; у взрослых — трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье. Все эти проблемы так или иначе связаны с нарушением социализации, что является предметом работы специалиста социальной сферы (проблема на уровне социальных связей). Как у детей, так и у взрослых эти проблемы могут быть следствием недостатка уверенности в себе и самоуважения (проблема на уровне психоментальных связей); колебаний в принятии решений, недопонимания в коммуникации с другими людьми (проблема на уровне ментальных связей). Осознавая роль того или иного уровня проблемы в каждом конкретном случае, консультант может подобрать определенные методы, направленные на коррекцию эмоциональной, поведенческой и когнитивной составляющих межличностного взаимодействия клиента с окружающими.
Существует ряд проблем, которые предполагают определенную специфику консультативного процесса: консультирование при переживании вины, алкоголизме, переживании утраты и др. В таких случаях требуется более глубокая работа с клиентом команды специалистов социального учреждения: психолога, педагога, социального работника.
Определив проблему и сформулировав запрос на помощь, специалисту следует учитывать особенности поведения клиентов во время консультирования. Практика показывает, что есть некоторые общие типы такого поведения и возможность в этой связи выделить тревожных; враждебно настроенных; «немотивированных» клиентов; клиентов, предъявляющих завышенные требования; плачущих клиентов. Особенности взаимодействия с такими клиентами рассматриваются ниже.
Успешность консультативного процесса во многом зависит от понимания консультантом позиции клиента в консультативном процессе. Существование трех базовых видов отношения клиентов к психологическому консультированию выделено А.А. Бодолевым и В.В. Сталиным:
- 1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента:
- а) адекватная ориентация — клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), он не сомневается в профессиональной компетентности консультанта, готов сотрудничать, доверяет учреждению, в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;
- б) неадекватная ориентация — клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всем и сразу помочь»).
- 2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента:
- а) тип клиента: «обаятельный рантье» — откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту — это тот некий психологический капитал, за который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определенные «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и в виде других подобного рода психологических выгод (феномен «вторичной выгоды»);
- б) тип клиента «требовательный рантье» — клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» от самой клиентской позиции посетителя консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нем «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют помощь именно ему и т.д.
- 3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента.
Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается прежде всего в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь»). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает с заметным оживлением, но при этом выдвигает новые «экзаменационные вопросы». Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Такой клиент относится к консультированию несерьезно.
На зависимость успешного решения поставленных в консультировании задач от типа клиента указывают также Стив де Шазер, И. Ким Берг, Ева Липчик, которые выделяют следующие типы клиентов:
«Посетитель» — как правило такого клиента направляют к психологу- консультанту, он приходит не по своей воле, своих проблем не видит или видит, но как отражение мнения других людей. Он отбывает повинность на консультации.
«Жалобщик» — винит во всех своих неудачах и проблемах окружающих, судьбу, обстоятельства. Он может охотно приходить на консультацию и охотно рассказывать о своих проблемах. Однако изменений он ожидает прежде всего от других людей, в его представлении, если изменятся окружающие, то в его жизни все наладится.
«Клиент» — знает, что у него есть проблемы, имеет представление о том, что ему хотелось бы изменить в себе самом и своей жизни, обладает довольно сильным желанием активно действовать.
В социальной сфере, как показывает практика, большинство приходящих на консультацию людей относятся к первым двум типам: «посетитель» и «жалобщик». Для этих типов клиентов основными задачами будут установление терапевтического контакта, доверительной атмосферы и выделение проблемы. Однако не менее важным является преобразование позиций «посетитель» или «жалобщик» в позицию «клиент».
Помимо индивидуального консультирования в практике социальной работы большое место занимает семейное консультирование, где в центре внимания специалистов оказываются асоциальные, неблагополучные семьи, семьи «группы риска». Статус семьи является комплексной характеристикой, отражающей положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в данный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогические функции в отношении детей, взаимоотношения между членами семьи и отношение к детям, ее уровень культуры, соответствие ценностей семьи нормам и правилам жизни в обществе. Определение статуса семьи позволяет специалистам планировать коррекционную работу в процессе консультирования. Основные категории семей — клиенты социальной сферы:
- o асоциальная семья — тип семьи, представляющей собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка;
- o неблагополучная семья — характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены;
- o семья «группы риска» — тип семьи, в которой отклонения не стали еще дезадаптирующим фактором, но осложняются отрицательными характеристиками. Несоответствие социальным стандартам не осознается членами семьи как важная проблема, способная нарушить жизнедеятельность такой семьи.
Консультативная работа с семьями — клиентами социальной сферы проводится группой специалистов и включает и социально-педагогическое, и психолого-педагогическое, и психологическое консультирование. Другими словами, требуется совместная работа социального работника, социального педагога и психолога.
Приложение N 1
к Положению о комиссии по оценке нуждаемости
и индивидуальной потребности граждан
в предоставлении отдельных форм
социального обслуживания
Форма
протокола определения индивидуальной нуждаемости и индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания и социального сопровождения
Протокол
определения индивидуальной нуждаемости и индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания и социального сопровождения
N ___ от «__» _________ 20__ года ____________________________________________________________________ (наименование уполномоченного органа, уполномоченной организации, поставщика социальных услуг) Состав комиссии: ___________________________________________________ Присутствовали члены комиссии: _____________________________________ Принимали участие специалисты: _____________________________________
1. Сведения о заявителе
Ф.И.О. _____________________________________________________________ Дата подачи заявления: _____________________________________________ Обращается: первично, повторно _____________________________________ Цель обращения: ____________________________________________________ Число, месяц, год рождения: _________ Пол: _________________________ Адрес регистрации места жительства: индекс, город (район), улица, дом, корпус, квартира: _____________________________________________ Адрес фактического проживания: индекс, город, улица, дом, корпус, квартира: __________________________________________________________ Телефон: домашний __________________ мобильный _____________________ Паспорт серия, номер, где и кем выдан, дата выдачи ____________________________________________________________________ Гражданство ________________________________________________________ Место работы: работающий, неработающий: зарегистрирован как безработный ____________________________________________________________________ Основная профессия _________________________________________________ Общий трудовой стаж ________________ Время выхода на пенсию ________ Категория заявителя: пенсионер по старости, инвалид (группа инвалидности и общая продолжительность инвалидности __________ лет), инвалид ВОВ, участник ВОВ, инвалид боевых действий, вдова участника ВОВ, ветеран труда, труженик тыла, гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС («Маяк», сбросов в реку Течу), гражданин, признанный пострадавшим от политических репрессий, реабилитированный, иммигрант, вынужденный переселенец, лицо без определенного места жительства, лицо, освобожденное из мест лишения свободы (указать время, прошедшее после освобождения _________), другая категория (указать) __________ Документ, подтверждающий категорию _________________________________
2. Перечень предоставленных документов (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия
____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Расчет среднедушевого дохода заявителя и членов его семьи (при их наличии), в том числе сведения о доходах (за исключением случаев, указанных в части 1 и 3 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»)
3.1. Сведения о членах семьи (при их наличии) и их доходах
Ф.И.О. _____________________________________________________________ Родственные отношения ______________________________________________ Число, месяц, год рождения: ________________________________________ Пол: _______________________________________________________________ Адрес регистрации места жительства: индекс, город (район), улица, дом, корпус, квартира: _____________________________________________ Адрес фактического проживания: индекс, город, улица, дом, корпус, квартира: __________________________________________________________
3.2. Расчет среднедушевого дохода заявителя и членов его семьи (при их наличии)
Размер совокупного дохода (руб.) ___________________________________ Среднедушевой доход (руб.) _________________________________________ Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
4. Сведения о наличии (отсутствии) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности заявителя
Указываются установленные на основании представленных документов обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
* Подчеркнуть нужное.
5. Наличие (отсутствие) противопоказаний для предоставления социальной услуги
Указываются сведения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Такие сведения указываются только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
6. Сведения, имеющие значение для определения потребности заявителя в социальных услугах и социальном сопровождении
6.1. Наличие и сведения о справке об инвалидности нет, да (серия _____, N ________ документа, дата выдачи ______, кем выдан) и действующей индивидуальной программе реабилитации инвалида, выданной учреждением медико-социальной экспертизы (N _____, дата выдачи_____) (при наличии инвалидности). 6.2. Определение возможности выполнения различных видов деятельности и оценка факторов риска (для граждан пожилого возраста и инвалидов): Общее количество баллов по таблице оценки возможности выполнения элементарной деятельности и по таблице оценки возможности выполнения сложных действий: _______________, в том числе, количество баллов в соответствии с таблицей N 1 ____, с таблицей N 2 _____Приложения N 3 к настоящему Положению (с приложением анкеты): Возможность выполнения бытовой деятельности: утрачена полностью, утрачена частично; не утрачена. Способность к самостоятельному проживанию: утрачена полностью, утрачена частично; не утрачена. Способность к независимой от посторонней постоянной помощи жизни: утрачена полностью, утрачена частично, не утрачена. Способность к интеграции в общество: сохранена в полном объеме, сохранена частично, полностью утрачена. Степень социально-бытовой адаптации: выраженные ограничения, частичные ограничения; не ограничена. Степень социально-средовой адаптации: выраженные ограничения, частичные ограничения; не ограничена. Стремление к компенсации имеющихся нарушений: активное, маловыраженное, отсутствует. Выявленные факторы риска, отягощающие или способствующие возникновению ___________ ситуации: факторы, угрожающие здоровью или жизни гражданина; отсутствие необходимого наблюдения; отсутствие родственников; сложная психологическая обстановка или иная причина, обуславливающая невозможность проживания с родственниками; семья, состоящая из инвалидов 1 группы, одиночество; проживание в доме с частичными удобствами, проживание в доме без удобств, аварийное состояние жилья, отсутствие жилья, в том числе вследствие пожара и других непредвиденных обстоятельств, сложная психологическая обстановка, несовместимость проживания с родственниками, другие факторы (какие?)____________________________________________________ Выявленные факторы, положительно влияющие на жизненную ситуацию: наличие лиц, осуществляющих реальный уход (постоянный, разовый), позитивный настрой потенциального Получателя услуг (Получателя услуг), активное стремление к компенсации имеющихся нарушений, наличие удобств, наличие и использование вспомогательных технических средств реабилитации, компактное размещение объектов социально-бытовой сферы вблизи от места проживания потенциального Получателя услуг (Получателя услуг), или в районе проживания потенциального Получателя услуг (Получателя услуг). 6.3. Наличие и сведения медицинского заключения специалистов ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» (либо иных медицинских учреждений, организаций, имеющих лицензию на оказание наркологической медицинской помощи по профилю «наркология»), о наличии наркологического заболевания, о прохождении курса лечения и наличии нуждаемости в социально-психологической реадаптации ____________________________________________________________________ 6.4. Сведения, имеющиеся в медицинских документах (медицинских заключениях) _______________________________________________________ 6.5. Сведения о наличии в собственности, в пользовании жилого помещения __________________________________________________________ 6.6. Сведения органов опеки и попечительства _______________________ 6.7. Информация образовательной организации (для детей) ____________ 6.8. Информация комиссии по делам несовершеннолетних (для детей и семей с детьми) ____________________________________________________ 6.9. Сведения из органов внутренних дел ____________________________ 6.10. Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. 6.11. Сведения паспортно-визовой службы ____________________________ 6.12. Иные сведения, на основании которых может быть определена индивидуальная потребность заявителя в социальных услугах ___________________________________________________________________.
* подчеркнуть нужное
7. Выводы комиссии:
7.1. О наличии (отсутствии) оснований для признания заявителя нуждающимся в предоставлении социального обслуживания: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7.2. О форме, видах социальных услуг, мероприятиях по социальному сопровождению, которые должны быть включены в индивидуальную программу заявителя (наименование услуги согласно порядкам предоставления социальных услуг, утвержденных Министерством социальной политики Калининградской области): ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
8. Решение комиссии:
8.1. Признать нуждающимся (не нуждающимся) в социальном обслуживании; 8.2. Составить индивидуальную программу в соответствии с выводами, указанными в разделе 7 протокола (составляется при признании заявителя нуждающимся в социальном обслуживании); 8.3. Передать решение комиссии на утверждение, индивидуальную программу для подписания (при ее составлении) руководителю уполномоченного органа ____________________________________________. 8.4. Признать индивидуальную программу от ______ N ___ недействующей с _____________.