Синтетический аналитический учет

Понятие синтетических и аналитических счетов

В бухгалтерском учете хозяйственная жизнь предприятий и ИП находит свое отображение на определенных счетах, регламентированных приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н. Записи на счетах, отражающие факты хоздеятельности, проводят с применением метода двойной записи. На практике это означает одновременную запись в идентичной сумме по дебету одного счета и кредиту другого. Основные счета бухучета называют синтетическими.

Синтетические счета – счета, которые содержат обобщенные данные о хоздеятельности, имуществе организации, а также об источниках формирования имущества, собранные по определенным признакам. Синтетические счета бухгалтерского учетаимеют возможность разбивки на субсчета второго порядка, предназначенные для детализации счета.

ВАЖНО! Учет на синтетических счетах отображается исключительно в денежной оценке.

Для большей детализации и аналитической оценки хозяйственно-экономического состояния организации предназначены аналитические счета. Учет по такому виду счетов называют аналитическим.

Аналитические счета – счета третьего, четвертого … порядка, которые детально отображают стоимостные, количественные показатели бухучета.

ВАЖНО! Оценка операций в аналитическом учете осуществляется в денежном и количественном выражении.

Исходя из определения синтетического и аналитического учета, можно сказать, что аналитический учет является дополнительной расшифровкой по детализации к синтетическому учету.

О том, какие аналитические показатели должны иметь синтетические счета согласно плану счетов и инструкции по его применению (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), читайте .

Порядок формирования синтетического и аналитического учета

Согласно Плану счетов бухучета (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен ряд счетов, для которых имеется возможность открытия субсчетов. Субсчет по своему назначению является дополнительным звеном между аналитическим и синтетическим учетом. Субсчет, в свою очередь, объединяет несколько аналитических счетов. Сгруппированный аналитический учет ведется в пределах одного синтетического счета, в том числе в пределах субсчетов.

На практике это выглядит следующим образом.

Рассмотрим счет 41 «Товары». Согласно Плану счетов бухучета он разбивается на следующие субсчета:

  • 41.01— товары на складах организации;
  • 41.02 — товары в розничной торговле;
  • 41.03 — тара под товаром и порожняя;
  • 41.04 — покупные изделия.

В последующем внутри каждого субсчета идет детализация по аналитическим счетам, например:

  • 41.04 «Покупные изделия» — субсчет бухгалтерского учета;
  • Ткань х/б, ситец, фланель — аналитический счет.

Таким образом, аналитическим счетом в этом случае будет характеристика и обозначение вида имущества. Далее может углубляться его характеристика по другим параметрам, например по цвету или по ширине полотна.

Контроль правильности ведения синтетического и аналитического учета

Основным документом контроля правильности отображения записей по бухгалтерским счетам является оборотная сальдовая ведомость.

Подробней о порядке формирования оборотных ведомостей см. в материале «Как заполнить оборотную ведомость (бланк, образец)?».

Данный учетный регистр представляет собой группировку по счетам бухгалтерского учета, включая субсчета, с указанием их наименования, итоговых остатков на начало периода, оборотов за период (по активу и пассиву счетов), итоговой суммы на заданную дату.

ВАЖНО! Оборотная ведомость может составляться за любой временной промежуток: как за день, так и за месяц, полный и неполный год. Для формирования бухгалтерского баланса берутся данные оборотной ведомости за отчетный период.

Ведомость должна отвечать главному принципу — равенства (итоговые сальдо по дебету и кредиту бухгалтерского счета должны быть равны между собой).

ВАЖНО! Принцип равенства регламентируется и характеризуется строением бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса). Дебет счетов отвечает за имущество хозяйствующего субъекта, по кредиту счетов отражаются источники формирования имущества. Несоблюдение равенства однозначно говорит о нарушении и некорректном отображении фактов деятельности организации в бухучете.

Тонкости составления бухгалтерского баланса подробней смотрите в статье «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

Оборотные ведомости по аналитическому учету могут иметь различную форму. К ним относятся разнообразные ведомости — отчеты кладовщиков, товарные отчеты, прочие учетные регистры. Порядок и сроки формирования ведомостей регламентируются установленным документооборотом организации и законодательными нормами. Чаще всего для составления аналитических отчетов это календарный месяц.

Как ведется синтетический и аналитический учет

Синтетический учет ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Указанный в Плане счетов бухгалтерский счет и есть инструмент ведения синтетического счета, который дает обобщенную информацию об объектах учета.

Так, к примеру, дебетовое сальдо счета 01 «Основные средства» информирует об общей стоимости объектов основных средств на отчетную дату, а кредитовое сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» показывает задолженность организации перед работниками по выплате им заработной платы.

Планом счетов, как правило, предусматривается каким образом на том или ином счете организуется аналитический учет. К примеру, на счете 01 аналитический учет ведется по видам и местам нахождения объектов основных средств, а на счете 70 – по каждому работнику организации.

При этом организация может дополнительно организовывать аналитический учет с необходимой степенью детализации в соответствии со своей Учетной политикой.

Аналитический и синтетический учет в банках, порядок записей на лицевых счетах

Аналитический учет, его основные формы. Синтетический учет. Документы аналитического и синтетического учета. Взаимосвязь синтетического и аналитического учета. Исправление ошибочных записей в лицевых счетах. Законодательные основы.

Цели аналитического учета.

1. Полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах.

2. Проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными первичных денежно – расчетных документов.

Аналитический бухгалтерский учет банка ведется в лицевых счетах (карточках, книгах, журналах или электронных базах) открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей с указанием и назначением их владельца. Каждому балансовому синтетическому счету второго порядка открываются лицевые счета аналитического учета.

Лицевые счета открываются по необходимости, то есть если банк не проводит операции по какому либо счету, то и лицевые счета к нему не открываются. При открытии эти лицевые счета регистрируются в специальной книге. Лицевые счета открываемые для учета внутрибанковских операций (учета имущества, расчетов, доходов, расходов, результатов деятельности) так же регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям. К обязательным реквизитам ведения, лицевых счетов относится:

Ø Дата операции;

Ø Номер документа операции;

Ø Корреспондирующий счет;

Ø Сумма операции;

Ø Оборот по дебету и кредиту;

Ø Остатки по счету.

Задачи синтетического учета:

1. Сгруппировать данные аналитического учета по определенным признаком, то есть балансовым счетом.

2. Проверить правильность ведения аналитического учета.

Материалами синтетического учета является ежедневный баланс, кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные ведомости, оборотно и оборотно – сальдовые ведомости.

Баланс банка составляется ежедневно и отражает состояние привлеченных и собственных средств банка, а так же их размещение в кредитные и денежные операции. Ежедневный баланс составляется по данным сводных карточек, по балансовым счетам второго порядка. Кассовые журналы содержат записи по приходу и расходу кассы, в них указывается номер лицевых счетов клиентов, символы кассового плана и суммы. По оканчанию операционного времени подсчитываются итоги по кассовым журналам, которые затем сверяются с данными прихода и расхода оборотной кассы банка. В проверочных ведомостях печатаются итоги оборотов по каждому действующему в течении дня лицевому счету и остатки по действующим и недействующим лицевым счетам, а так же печатаются итоги оборотов и остатков по балансовым счетам и общие итоги по ведомости.


Документами аналитического учета являются лицевые счета, которым присваиваются наименование и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. Используемые при нумерации лицевых счетов признаки закрытых договоров (счетов) могут присваиваться новым счетам с данным клиентом по истечении отчетного года (после 31 декабря), в котором был закрыт старый договор. В лицевых счетах должна быть отражена следующая информация: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после каждой операции и остаток на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах. В реквизитах лицевых должно отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр операции), номер корреспондентского счета, суммы — отдельно по дебету, кредиту и остаток.

Документами синтетического учета являются ежедневные оборотная ведомость и баланс. Оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты — нарастающим итогом с начала года. Обороты за истекший период даются в трех измерениях: в рублях, иностранной валюте в рублевом эквиваленте и итоговой суммой. Входящие и исходящие остатки отражаются в отчетности итоговой суммой.

Взаимосвязь аналитического и синтетического учета

Синтетический Аналитический
Ведется в денежном выражении Ведется и в денежном и в натуральном выражении
Ведется по принципу: одному объекту один счет.(обобщая все данные учета об этом объекте) Ведение нескольких счетов по одному объекту.
Обобщает данные учета Дополняет и расчленяет данные учета по отдельным показателям.

Существует определенный порядок исправления ошибочных записей в зависимости от времени их выявления и бухгалтерских регистров. Ошибки в записях, выявленные бухгалтерскими работниками и контролерами при текущей проверке, до заключения баланса, бухгалтерского журнала, исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и надписания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись: «Не считать», заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета. Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для провода составляется текущим днем два ордера — сторнированный и правильный. Ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником.

Ошибочные записи, выявленные после заключения бухгалтерского журнала и составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором счета.

В лицевом счете и бухгалтерском журнале против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, обязательно должна быть сделана отметка «Сторнировано» с указанием даты исправительной записи и номера исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего исправительный ордер. Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером за подписью бухгалтерского работника, контролирующего работника, главного бухгалтера или по его поручению — заместителем главного бухгалтера.

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

1. ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Положение по внедрению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

3. План счетов бухгалтерского учета; Положение о документах по бухгалтерскому учету; Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

4. Инструкции и методические указания по применению отдельных положений бухгалтерского учета.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/30432.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *