Штрафы росприроднадзора для физических лиц

Содержание

Новые Штрафы По Экологии! Какие Они?

Приветствую, друзья-экологи и природопользователи! К сведению заинтересованных лиц — в КоАП РФ включены новые составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Давайте посмотрим, сколько будем платить в казну. Спойлер: новые штрафы по экологии от 1 000 до 1 000 000 рублей.

Итак, искомый документ Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Скачать 141-ФЗ в формате MS Word можно ниже.

Изменения вступили в силу с 17 июня 2019 года.

В КоАП РФ вводятся шесть новых составов административных правонарушений (коротко):

1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 6.35.);

2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (статья 8.2.1.);

3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, при обращении с веществами, разрушающими озоновой слой, при обращении с отходами животноводства, при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 8.2.2.);

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (статья 8.2.3.);

5. Нарушение порядка представления отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год (статья 8.5.1.);

6. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (статья 8.41.1.).

Обратите внимание, что впервые устанавливается ответственность для производителей и импортеров товаров.

Кроме новых статей и штрафов, была изменена статья 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) и увеличены суммы штрафов по статье 8.4 КоАП РФ (Нарушение законодательства об экологической экспертизе).

Пока заменял суммы штрафов указанные прописью на цифры, чтобы вам было удобно ориентироваться, задался вопросом, а чего это наш законодатель такой разбег в суммах иногда делает? В каких-то статьях, условно, на юридических лиц делает вилку от 50 000 до 70 000 рублей, а в других статьях, опять же условно, на юридических лиц делает вилку от 70 000 до 150 000 рублей, т.е. более чем в 2 раза! Вообще интересно, чем они руководствуются, когда «придумывают» суммы штрафов? Сидят в бане и под пивко или какая-то методика есть? В общем одни вопросы…

Да, пока вы не впали в ужас от новых штрафов в области охраны окружающей среды, напомню, что у нас можно пройти обучение по экологии. Обучаем по двум программам:

  1. Обеспечение экологической безопасности руководителями, специалистами общехозяйственных систем управления (72 часа);
  2. Экологическая безопасность предприятий в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности (112 часов).

У кого есть потребность в обучении, заходите сюда.

Теперь более подробно, поскольку каждая статья «заряжена» частями и вытекающими из этих частей штрафами.

Статья 6.35 КоАП РФ — Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления

1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 550 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 6 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

7. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 450 000 до 550 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

9. Действия (бездействие), предусмотренные частью 7 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 100 000 до 110 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

10. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 90 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 110 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

11. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 10 000 до 12 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 90 000 до 100 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 110 000 до 120 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

12. Действия (бездействие), предусмотренные частью 10 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 12 000 до 14 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 100 000 до 110 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 120 000 до 130 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 900 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

И это только первая новая статья… идём дальше.

Статья 8.2.1 КоАП РФ — Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 500 до 3 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.2.2 КоАП РФ — Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 10 000 до 12 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 100 000 до 120 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 000 до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 120 000 до 140 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.2.3 КоАП РФ — Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 350 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 7 000 до 8 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 60 000 до 70 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 700 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 8 000 до 9 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 90 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 800 000 до 900 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

1. Непредставление или несвоевременное представление отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 70 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей.

2. Представление отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей;
  • на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей.

Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 7 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей;
  • на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.

С новыми статьями и штрафами по экологии всё, но есть и изменения уже действующей статьи и штрафов соответственно. Смотрим дальше…

Статья 8.2 КоАП РФ изложена в следующей редакции:

Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 70 000 до 80 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 до 6 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 6 000 до 7 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 50 000 до 60 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 60 000 до 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 600 000 до 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 40 000 до 60 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

И напоследок повысили штрафы по экологии по статья 8.4 КоАП РФ — Нарушение законодательства об экологической экспертизе

В части первой:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (было от 5 000 до 10 000);
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей (было от 50 000 до 100 000).

В части второй:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (было от 5 000 до 10 000);
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей (было от 50 000 до 150 000).

Вот такие дела друзья-экологи и природопользователи. О технических изменениях, вроде нумераций статьей, уже не буду здесь, посмотрите 141-ФЗ в MS Word сами.

Что вы думаете о новых статьях и штрафах по экологии? Отпишитесь в комментариях.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Федеральный закон от 17.06.2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

На этом всё. За рейтинговые звёздочки особая благодарочка 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Продолжение следует …

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Росприроднадзор предложил значительно увеличить штрафы за экологические нарушения

По ее словам, сейчас эти штрафы в среднем составляют 5-20 тыс. рублей, а должны быть для юридических лиц от 50 тыс. до 1 млн «с возможностью приостановки деятельности предприятия». Радионова также считает, что «для индивидуальных предпринимателей размер штрафов должен составлять от 10 тыс. до 500 тыс. рублей, а для физических лиц — от 5 до 50 тыс. рублей».

Глава Росприроднадзора добавила, что сейчас ведомству не хватает техники и специалистов для мониторинга окружающей среды. Радионова подчеркнула, что одной из причин отсутствия достаточного количества специалистов мониторинга является зарплата инспекторов, которая «непозволительно мала». «Контролер — особый вид государственного служащего, у него огромный объем ответственной работы и он не может получать, как сейчас, 18 тыс. рублей. Надо минимум 50 тыс. рублей», — сказала она.

Радионова выразила надежду на то, что государственный контроль за экологией будет наращиваться, и отношение граждан к существующим проблемам в этой области тоже изменится.

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица. В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации. Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Превышение нормативов образования отходов: каковы последствия?

Сообщество экологов не раз было озадачено вопросом, чем грозит природопользователю сверхнормативное образование отходов. История данного вопроса богата мнениями и прецедентами. Попробуем разложить проблему на составляющие и сделать собственный вывод.

Обращение с отходами, наверное, самая сильная головная боль большинства экологов на предприятиях. Этот аспект промышленной экологии является одним из самых проблемных по той причине, что, хотя процесс образования и дальнейшая судьба отходов довольно прозрачны, законодательство по данному вопросу обширное и запутанное.

Не так давно предприятия малого и среднего бизнеса вздохнули с облегчением: редакция Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 30.12.2008 (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) освободила их от сложной и затратной процедуры разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), предоставив им возможность представлять сведения о фактическом образовании и способах обращения с отходами в виде ежегодного отчета. Для таких предприятий не существует понятия «норматив образования отхода», они просто вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за размещение своих отходов на полигонах.

Но крупные предприятия, а также ряд других юридических лиц, не попадающих под критерии малого или среднего предпринимательства, по-прежнему разрабатывают проект НООЛР и обязаны следовать установленным в проекте нормативам.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к законодательной базе. Для начала следует дать определение понятиям «норматив образования отходов» и «лимит на размещение отходов».

Извлечение

из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(в ред. от 25.06.2012)

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, нормативы образования отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Их нарушение дает основания контролирующим органам привлечь предприятия к ответственности.

Словарь. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

  • лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
  • норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Таким образом, лимит на размещение отходов (с учетом актуальной правовой ситуации) представляет собой то предельное количество отходов, которое предприятие может накопить для их передачи на лицензированный полигон или иной объект длительного хранения/захоронения отходов. Лимит этот определяется исходя из вместимости накопителей отходов на предприятии и максимального срока накопления отхода на предприятии до его транспортировки на размещение или иной утилизации. Но это лишь одна из точек зрения на расплывчатое понятие «лимит на размещение отходов». Другая точка зрения предполагает, что этот термин относится исключительно к хранению/захоронению отходов на специальных объектах хранения/захоронения и не включает в себя понятие накопления отхода на территории предприятия. В итоге предельное накопление отхода регламентируется только специальным разделом проекта НООЛР.

Более конкретное определение норматива образования отходов находим в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок): «нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг» (п. 4). Там же: «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты» (п. 1).

Это определение идентично определению лимита на размещение отходов из Федерального закона № 89-ФЗ. Исходя из этого, проект НООЛР определяет и закрепляет именно лимит на размещение отхода, а не норматив его образования. Таким образом, согласно данному документу только нарушение лимита может представлять административное правонарушение.

Согласно п. 11 Порядка НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 4 Порядка , и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НООЛР.

Данный технический отчет составляется на основе бухгалтерских документов (актов, накладных, счетов-фактур и др.), подтверждающих обращение с отходами. Таким образом, контролирующие государственные органы видят в отчете полную картину образования и обращения с отходами на производстве. Отметим, что по бухгалтерским документам можно проследить превышение нормативов образования отходов, но никак не лимитов на их размещение: технический отчет не может дать никаких сведений о нарушении установленных лимитов.

Если разработка проекта НООЛР проведена в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — Методические указания) (с учетом фактического образования отходов за предыдущие отчетные периоды, производственных показателей, материально-сырьевого баланса и др.), тогда проект НООЛР будет содержать нормативы образования отходов, максимально приближенные к реальности. К сожалению, довольно часто расчетный метод «дает осечку» — и в течение первого же года работы предприятия по новому проекту НООЛР выясняется, что по факту образование отходов превышает рассчитанные показатели. Как в таком случае поступить и чем это может обернуться для предприятия?

Природопользователи знают, чем грозит отсутствие установленных НООЛР: при расчете ежеквартальной платы за НВОС фактически размещенное на полигоне количество отходов будет умножено на дополнительный коэффициент 5. При этом если превышен норматив образования отходов, обращение с которыми не подразумевает их хранение/захоронение (т.е. идущих на обезвреживание или использование), но весь объем образованных отходов своевременно без длительного накопления передан лицензированным организациям, то плата за такие отходы не увеличивается, точнее, как и прежде, не взимается вообще.

Пятикратный коэффициент также применяется в случае, если проект НООЛР разработан и лимиты установлены, но в текущем отчетном периоде образовано и размещено больше отходов, чем определено данными документами.

Непредвиденные расходы по платежам за НВОС, конечно, малоприятны. Но чем еще, кроме этого, может грозить предприятию сверхнормативное образование отходов?

Обращаясь к Федеральному закону № 89-ФЗ, мы обнаруживаем еще более серьезное наказание за нарушение экологических требований по обращению с отходами.

Извлечение

из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одной из санкций, применяемых к предприятию, нарушившему нормативы образования отходов, является приостановка деятельности предприятия в области обращения с отходами (включая накопление, размещение и т.д.), что фактически означает остановку всей деятельности предприятия, т.к. предприятие не сможет функционировать не образуя отходов.

Извлечение

из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отметим, что в перечень действий не вошло образование отходов. Если предприятие накопило в установленный срок количество отходов, превышающее установленный проектом НООЛР норматив накопления на этот срок, и разместило отходы на полигоне, тогда к нему может применяться эта статья.

Впрочем, здравый смысл подсказывает нам, что превышение норм образования отходов чаще всего приводит и к превышению лимитов.

Пример

Если ваш годовой норматив образования отходов составляет 40 т, а норматив накопления исходя из вместимости накопителя — 0,15 т, то при вывозе отходов приблизительно 267 раз в год вы укладываетесь в установленный норматив накопления.

Допустим, произошло внеплановое образование 30 т отходов. Итого за год образовалось 70 т. Вместимость накопителя не изменилась — 0,15 т. Расчетным путем определяем, что за год вам придется вывезти отходы 466 раз (70 т / 0,15 т), т.е. чаще, чем один раз в день, иначе накопитель будет переполняться.

Согласно п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» вывоз твердых отходов даже в холодное время года не может быть произведен реже чем 1 раз в 3 дня, в теплое время — ежедневно. Таким образом, вы сможете избежать превышения нормативов накопления отходов (см. Методические указания), если будете вывозить отходы своевременно, но лимиты на размещение отходов на полигоне превысите.

Если вместо изменения графика вывоза отходов вы решите приобрести дополнительные контейнеры, проект НООЛР вашего предприятия уже не будет соответствовать действительности, что потребует его переработки в соответствии с законодательством. И если акцентировать внимание на достоверности проекта, то периодичность вывоза отхода, строго говоря, тоже регламентируется данным проектом.

Таким образом, если четко следовать букве закона, то проект НООЛР необходимо постоянно переделывать, чтобы избежать неприятностей во время проверки предприятия контролирующими органами.

Еще один вопрос вызывает обращение с отходами, не подразумевающее их размещение. Имеет ли право предприятие превысить нормативы образования люминесцентных ламп или отработанных аккумуляторов, если эти отходы будет переданы лицензированным организациям и таким образом предприятие избежит превышения допустимого воздействия на окружающую среду (т.е. именно того, о чем идет речь в упомянутой ранее ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)?

Мы провели общий обзор законодательных актов в области обращения с отходами и конкретного ответа на наш вопрос не нашли, что неудивительно. Обратимся теперь к судебной практике по данному вопросу.

Судебная практика

Согласно Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу № А41-31691/10 в ходе проверки было установлено отсутствие у организации разработанного и утвержденного проекта НООЛР, а также превышение нормативов образования и лимитов на размещение отходов I класса опасности, а именно люминесцентных ламп. Организация привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

На судебном заседании организация представила проект НООЛР, утвержденный Генеральным директором организации после окончания рассмотрения дела об административном правонарушении, однако данный факт не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Решение суда: отсутствие разработанного и утвержденного проекта НООЛР, а также превышение нормативов образования и лимитов на размещение отходов I класса опасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Данный случай применения ст. 8.2 КоАП РФ довольно спорен уже потому, что предприятие неведомым образом превысило несуществующие нормативы образования отходов I класса опасности. Не ясно, каким образом они могли быть превышены при отсутствии утвержденных нормативов и разработанного проекта НООЛР. К тому же предприятию вменено в вину только превышение нормативов образования люминесцентных ламп. Неужели в результате деятельности данной организации образовывался только этот отход? Тем не менее вердикт суда однозначно говорит о виновности предприятия.

Гораздо чаще предприятиям вменяется именно превышение лимитов на размещение отходов. При этом довольно трудно предъявить доказательства такого превышения. Ведь если проверяющий инспектор обнаружит на территории предприятия переполненный контейнер, то это еще не означает факта превышения лимита. Такое нарушение можно классифицировать как нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ). Поэтому инспекторы чаще всего исходят из предположения, что превышение норм образования отходов, установленное по бухгалтерским документам, влечет за собой превышение лимитов на их размещение. Такое предположение, как мы отметили выше, логично, но логично еще не означает законно.

Судебная практика

Согласно Постановлению ФАС Северо-Кавказского округа от 09.11.2011 по делу № А53-6816/2011 в ходе проверки было установлено нарушение организацией требований природоохранного законодательства:

  • несоответствие производственной площадки временного хранения отходов санитарным правилам и нормам;
  • превышение нормативов предельного накопления отходов;
  • осуществление не в полном объеме учета отходов, принятых от других организаций;
  • осуществление приема отходов от других организаций без паспортов, подтверждающих класс опасности отходов;
  • невыполнение обязанности по разработке паспортов на отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Решение суда: нарушение организацией, в процессе осуществления хозяйственной деятельности которой образуются отходы производства и потребления, требований законодательства к обращению с отходами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В данном случае предприятию вменяется в вину превышение нормативов предельного накопления отходов. Норматив предельного накопления отходов согласно Методическим указаниям определяется в разделе проекта НООЛР «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» и представляет собой совокупное количество отходов определенного вида, хранящееся единовременно на однотипных объектах хранения сроком до 3 лет при условии обеспечения уровня воздействия на окружающую среду в допустимых пределах.

Далее выясняется, что проект НООЛР организацией вообще не был разработан. Так о каких же нормативах предельного накопления отходов может идти речь?

Судебная практика

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 30.07.2010 № 141-150/2О-2010 «Об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами», выданного Управлением Росприроднадзора по Архангельской области Генеральному директору предприятия (далее — предписание № 141-150/2О-2010). Указанным актом проверки зафиксированы факты превышения установленных нормативов образования отходов с указанием объемов сверхлимитного образования отходов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ предприятием в полном объеме не вносится плата за сверхлимитное размещение отходов. С целью устранения указанных в ходе проверки нарушений выдано предписание от 20.04.2010 № 49-61/1О-2010, согласно п. 1 которого обществом не в полном объеме вносится плата за сверхлимитное размещение отходов.

Размещения в окружающую среду (хранения и захоронения) предприятием отходов не допущено.

Возможность использования отходов предприятия (отходы от мойки щепы, отходы известерегенерационной печи) для проведения рекультивационных работ на щелоконакопителе обоснована рабочим проектом.

Решение суда: на основании ст. 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписание № 141-150/2О-2010 признано недействительным.

В этом деле основной претензией к предприятию было то, что образованные сверх норматива отходы размещаются на объекте размещения, при этом природоохранная документация на объект разработана не в полном соответствии с законом, а предприятие не вносит плату в пятикратном размере за сверхнормативное образование отходов. В итоге предприятие выиграло суд благодаря несвоевременной передаче полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору и размытым формулировкам предписания. Так или иначе, претензия к предприятию заключается в превышении установленных нормативов образования отходов, и уже из этого выводится превышение лимитов на их размещение.

В целом, как показывает обзор судебных разбирательств, чаще всего в предписаниях фигурирует формулировка «превышение лимитов на размещение отходов». Если и появляется «превышение нормативов», то либо этот термин использован ошибочно, либо использован как полный синоним первой формулировки, что иллюстрирует масштабы путаницы в этих определениях не только среди пользователей, но и среди представителей исполнительной и судебной власти. При определенной сноровке в работе с законодательной базой предприятие может выйти победителем из такого рода разбирательств. И тем не менее прецеденты обвинительных вердиктов есть. Остается только призвать природопользователей соблюдать и нормативы, и лимиты, установленные для них, т.к. закон суров, часто запутан и противоречив, но это закон.

Выделено автором.

Выделено автором

Вопрос

Запрещено ли превышать «норматив образования отходов, осредненный за год», указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам, которые НЕ передаются на размещение?

Ответ

С 1 января 2019 года статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, согласно которой «8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Таким образом, при превышении нормативов образования отходов (при этом отмечу, что это относиться только к объектам I и II категории, так как для ОНВ III и IV категории НООЛР не разрабатываются) к хозяйствующему субъекту не должна применяться статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ.

— Реклама —

Однако в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды может быть вынесено в течении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом согласно пункту 9 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции до 1 января 2019 года при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, могла быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

Правда, учитывая положения пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (редакция от 25.07.2014) НООЛР разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов и утверждаются для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому привлечение к ответственности в случае превышения нормативов образования отходов, которые не подлежат размещению, является спорным.

Поэтому, если вдруг по результатам рассмотрения статистической формы 2-ТП (отходы) или при предоставлении технического отчета было выявлено превышение указанных в прикрепленном файле нормативов образования отходов и надзорный орган пытается привлечь вас к ответственности, то вы не безосновательно можете это оспорить.

Н.В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru

Штрафы за нарушения по экологии с 2019 года20 Июня 2019

Принят Госдумой РФ 30.05.19 г. и вступает в силу с момента публикации ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ». Изменения касаются статей, относящихся к нарушениям в области охраны окружающей среды, увеличены имеющиеся штрафы и добавлены новые.

Статья

Вид нарушения

Штраф

Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления

350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства

550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

нарушений в области экологических норм при обращении с отходами

250 тыс. руб

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов

до 400 тыс. руб.

8.2/п.7

нарушений в части разработки требуемой документации по экологии

в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

8.2/п.9

за отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов.

350 тыс. рублей

8.2/п.10

за отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721).

350 тыс. руб

непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору

70-150 тыс. руб.

штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию

не менее 250 тыс. руб.

неуплата в установленный срок экосбора

штрафом в 250 тыс. руб.

Например, появилась отдельная статья 6.35 «Несоблюдение сан-эпид. требований при обращении с отходами производства и потребления». Штраф за нарушения по данной статье для юр. Лица составит 350 тыс. руб. или приостановка деятельности на 90 суток.

Штраф за несоблюдение сан-эпид. требований к сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов животноводства составит 550 тыс. руб. или приостановка на 90 дней.

Статья 8.2 касается теперь только нарушений в области экологических норм при обращении с отходами, штраф тот же – 250 тыс. руб.

Дополнена статья отдельным штрафом за экологические нарушения при размещении отходов – штраф до 400 тыс. руб.

Появился отдельный пункт статьи 8.2, касающийся нарушений в части разработки требуемой документации по экологии, так, например, в п. 7 указан штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. С учетом норм 2019 года, это касается предприятий 1-2 категории в составе КЭР, а также 3-й категории.

П.9 статьи 8.2 предусматривает штраф в размере 350 тыс. рублей за отсутствие у предприятия паспортов отходов 1-4 класса опасности, биотестирования отходов 5 класса опасности, расчета класса опасности отходов.

П. 10 статьи 8.2 включает в себя информацию о штрафе в 350 тыс. руб. за отсутствие журнала учета движения отходов (по приказу 721).

Также появились штрафы за несоблюдение требований при обращении с веществами, которые разрушают озоновый слой, при обращении с отходами животноводства.

Появились штрафы за непредставление или несвоевременное предоставление отчетов по экосбору (70-150 тыс. руб.), штрафы за отчетность, содержащую неверную информацию – не менее 250 тыс. руб., и неуплата в установленный срок экосбора также карается штрафом в 250 тыс. руб.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что лучше заранее позаботиться о подготовке требуемой документации. Если ранее в одну статью 8.2 могли включить все имеющиеся нарушения в области манипуляций с отходами, то сейчас за каждое нарушение и отсутствие требуемой отчетности возможен штраф не менее 350 тыc. рублей .

Напишите запрос на нашу почту info@all4eco.ru с указанием требуемой документации и мы поможем Вам подготовить все в срок и избежать возможных штрафов. Комплексное экологическое сопровождение от ОЛФОЭКО обезопасит Ваше предприятие от любых нарушений в области экологии.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2019 году

Опубликовано 05.12.2018 в 15:23

Доброго времени суток!

Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение Ответственность Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

2.3. Ответственность за правонарушения в области обращения с отходами

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, включающая в себя несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Указанная статья включает также правонарушения, связанные с ведением учета в области обращения с отходами. Следует отметить, что ответственность устанавливается для всех лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, а не только для лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов (подробнее: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 г. по делу N А46-23143/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 августа 2012 г. по делу N А32-23366/2011, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2012 г. по делу N А27-9032/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. по делу N А03-16209/201). При этом указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наиболее распространенными нарушениями в сфере охраны окружающей среды являются нарушения требований законодательства об отходах, в связи с чем, Карельская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с требованиями статьи 24.7 указанного Федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов. Объект размещения отходов должен находиться на территории участка, где образуются твердые коммунальные отходы, или на смежном с ним земельном участке.

Более подробно порядок обращения с твердыми коммунальными отходами регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктами 13, 14 данных Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 15 Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Бремя содержания площадок для складирования отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

В свою очередь бремя содержания площадок для складирования отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Нарушение правил обращения с отходами влечет за собой административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *