Штрафы на должностное лицо

Содержание

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате административного штрафа возложена законом на самого нарушителя. Уплата такого штрафа руководителем организации за счет средств организации может повлечь за собой уголовную ответственность.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к названной статье раскрывается понятие «должностного лица». Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет. Административный штраф, наложенный на должностное лицо организации (юридического лица), не может рассматриваться в качестве штрафа, наложенного на юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, штраф должен быть оплачен директором за счет собственных средств. В противном случае наказание не достигнет своей цели.

В случае выдачи руководителю организации денежных средств под отчет для уплаты наложенного на него административного штрафа штраф будет оплачен не за счет собственных средств руководителя, а за счет средств организации.

По мнению судебных органов, сущность административного наказания, как и любого другого наказания, выражается в наступлении для виновного лица каких-либо негативных последствий, в данном случае материальных лишений, финансовых затрат. Поэтому административный штраф должен уплачиваться лицом, привлеченным к административной ответственности, за счет собственных средств (приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 25.10.2012 по делу N 1-45/2012, постановление Шаховского районного суда (Московская область) от 21.0.2013*(1), приговор Узловского городского суда Тульской области от 16.11.2012, приговор Стерлитамакского районного суда от 11.04.2013 по делу N 1-20/2013*(1), кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012; Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), рассмотренным судами Астраханской области в 2007 году — первом полугодии 2008 года (г. Астрахань, 15 августа 2008 г.)).

О налоговых последствиях уплаты штрафа, наложенного на должностное лицо организации, за счет средств организации

Вопрос: Постановлением органа пожарного надзора руководитель муниципального унитарного предприятия (МУП) привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации.

По смыслу трудового законодательства руководитель организации является работником, а его работодателем в рассматриваемом случае — исполнительный орган собственника муниципального имущества, являющегося учредителем данного юридического лица, т.е. орган местного самоуправления.

После этого руководитель МУП принимает решение об уплате указанного штрафа за счет предприятия в связи с тем, что данное правонарушение допущено им при осуществлении трудовых обязанностей и связано с деятельностью предприятия.

Таким образом, штраф, наложенный на руководителя МУП как на должностное лицо, уплачен за счет средств, принадлежащих организации, то есть в рассматриваемой ситуации из-за действий работника собственнику имущества причинен ущерб в виде затрат по оплате суммы штрафа.

Как указано в письмах Министерства финансов РФ от 8 ноября 2012 года N 03-04-06/10-310 и от 12 апреля 2013 года N 03-04-06/12341, статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Однако в случае если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

В то же время согласно ст.239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

В соответствии со ст.41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл.23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Исходя из изложенного в случае отказа работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба у работника возникает доход (экономическая выгода), полученный им в натуральной форме, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем в письме ФНС России от 18.04.2013 N ЕД-4-3/7135 (которое никаким образом не исключает возможности уплаты штрафа организацией за действия своего работника), содержатся разъяснения относительного того, что сумма уплаченного обществом (организацией, работодателем) административного штрафа не может рассматриваться как доход, полученный физическим лицом — водителем транспортного средства, и, соответственно, быть объектом налогообложения по НДФЛ, то есть налогообложения здесь не требуется.

Аналогичной позиции придерживается и ФАС Московского округа, который в постановлении от 15.03.2006, 09.03.2006 N КА-А40/1434-06 по делу N А40-36517/05-140-128, рассматривая схожую ситуацию, указал, что, так как в данном случае ущерб оплачивался не за налогоплательщика, а за само предприятие, являющееся владельцем транспортных средств, то мнение налогового органа о том, что оплата организацией ущерба третьим лицам, причиненного водителями общества, является оплатой за физических лиц, следовательно, в силу п.2 ст.211 НК РФ данные выплаты являются доходом и облагаются налогом на доходы физических лиц, является неправомерным.

Следует также отметить, что вопросы материальной ответственности руководителя организации регулируются ст.277 ТК РФ, из которой следует, что руководитель несет полную материальную ответственность за виновные действия. Вместе с тем положения главы 43 ТК РФ не предусматривают обязанность работодателя в случае причинения ему ущерба действиями руководителя организации взыскивать такой ущерб.

Таким образом, обращение взыскания ущерба на руководителя организации, равно как и на работника организации — право работодателя, а не его обязанность.

Это корреспондирует к положениям ч.3 ст.25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которая предусматривает, что собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

В соответствии со ст.5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из федеральных законов и иных, в том числе локальных, нормативно-правовых актов.

Таким образом, ситуации, когда работник при исполнении трудовых обязанностей привлекается к административной ответственности, повсеместны и разнообразны и возникают не только в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, но и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и так далее.

Особенно остро это касается вопросов функционирования различных муниципальных и государственных учреждений, где нарушения требований законодательства о безопасности в различных сферах носит однородный и систематический характер вследствие не всегда достаточного финансирования, а суммы штрафов, предусмотренных для юридических лиц, в десятки раз выше штрафов, предусмотренных для должностных лиц, в связи с чем руководители учреждений просто вынуждены брать на себя ответственность.

Здесь необходимо сразу вспомнить положения ст.277 ТК РФ, которая не устанавливает обязанность работодателя взыскивать ущерб с руководителя, а устанавливает лишь полную материальную ответственность руководителя, и положения ст.239 ТК РФ, с точки зрения которой недостаточное финансирование на устранение «пожарных» нарушений можно рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, не исключая при этом и нормального хозяйственного риска.

Поэтому, рассматривая данную в вышеуказанных разъяснениях Министерства финансов России ситуацию, когда за действия работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей административную ответственность несет его работодатель (организация), применительно к изложенному выше, с учетом аналогии закона прошу дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Не исключается ли нормами ТК РФ, НК РФ, ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете в принципе право работодателя уплатить за свой счет штраф, наложенный на его работника за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей? Запрещено ли это?
2. Какие правовые последствия для субъектов трудовых отношений (работника и работодателя) наступят, если такой штраф будет наложен на работника, а уплачен работодателем?
3. Имеет ли руководитель унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет возглавляемого им предприятия?
4. Является ли необходимым в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы? Необходимо ли в таком случае согласие на это собственника имущества унитарного предприятия?
5. Является ли обязанностью или правом собственника имущества унитарного предприятия (или иной коммерческой организации) в случае уплаты за счет предприятия административного штрафа за работника (руководителя), взыскать с работника (руководителя) причиненный ему, таким образом, ущерб?
6. Имеет ли руководитель муниципального учреждения право на уплату административного штрафа, наложенного на него за нарушение, совершенное им в связи с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, за счет бюджетных средств, предназначенных для финансирования деятельности данного учреждения, при условии бюджетного санкционирования данного расхода собственником имущества? Является ли необходимым в данном случае исчисление и уплата НДФЛ с указанной суммы?
7. Является ли обязанностью или правом собственника имущества учреждения в случае уплаты за счет учреждения административного штрафа за работника (руководителя), взыскать с работника (руководителя) причиненный ему, таким образом, ущерб?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2014 года N 03-04-05/28925

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам, связанным с возмещением причиненного работником ущерба, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Такие разъяснения даются только указанным лицам в связи с выполнением ими установленных Кодексом обязанностей.

Полномочий разъяснять законодательство, не относящееся к законодательству о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации не имеет.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Положениями статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Трудовой кодекс) закреплена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В силу статьи 22 Трудового кодекса работодатель вправе потребовать возмещения ущерба, причиненного работником.

При этом работодатель на основании статьи 240 Трудового кодекса может отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, то есть освободить работника от определенной имущественной обязанности.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Исходя из изложенного в случае, если работодатель в соответствии с Трудовым кодексом установил размер причиненного ему конкретным работником ущерба, причину его возникновения и предел материальной ответственности работника, отказ работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба приводит к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученной им в натуральной форме, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что Трудовой кодекс также предусматривает основания, исключающие материальную ответственность работника.

Кроме того, право работодателя на возмещение причиненного ему работником ущерба корреспондирует с его обязанностью обеспечить необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Неисполнение работодателем этой обязанности, повлекшее причинение работником ущерба имуществу работодателя, не должно повлечь материальной ответственности работников.

Заместитель директора
Департамента
Р.А.Саакян

Штрафы на должностное лицо

5Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Чем чреваты штрафы для должностного лица

По статистике самым распространенным видом административного наказания является административный штраф, который устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф предусмотрен в качестве наказания в большинстве статей Особенной части КоАП РФ. Субъекты административной ответственности Субъект административной ответственности, — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Действующее административное законодательство устанавливает две группы субъектов административной ответственности: физические лица и юридические лица (организации).

Следует помнить, что привлекать к ответственности могут в течение установленного законом срока (обычно срок давности составляет два месяца). То, что Вы как руководитель были привлечены к ответственности вовремя, не дает права наказывать организацию за пределами двухмесячного срока, и в этом случае можно говорить об освобождении компании от ответственности. К примеру, налоговая инспекция вынесла постановление о наложении на организацию штрафа (30 тыс.
руб.) за неприменение кассового аппарата, однако впоследствии суд отменил это постановление. Дело в том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отношении руководителя компании, а к ответственности налоговики хотели привлечь организацию.

Приведу пример. На предприятии при работе на линии, находящейся под напряжением, произошел несчастный случай. Представитель трудовой инспекции установил, что администрация предприятия нарушила статью 228 Трудового кодекса, а именно не сохранила обстановку в неприкосновенности в том виде, в каком она была на момент несчастного случая. За это руководителя компании вправе оштрафовать на 15 тыс.

руб., а предприятие на 3050 тыс. руб. Внимание Но протокол об административном правонарушении был составлен лишь в отношении директора. В ходе беседы с инспектором директор пояснил, что именно он распорядился продолжить работы, так как иначе срыв рабочего графика мог повлечь неблагоприятные последствия (отключение электроснабжения потребителей). При этом директор проследил, чтобы обстановка была максимально сохранена.
Инспектора удовлетворили пояснения директора, и он не стал штрафовать предприятие.

Штраф на должностное лицо

Нарушение правил работы с наличными деньгами Все свободные денежные средства предприятия обязаны хранить в банках. Кроме того, Вы как руководитель предприятия несете ответственность за выполнение ряда требований при оборудовании кассы предприятия: она должна находиться в изолированном помещении, а деньги можно хранить лишь в сейфе, прикрученном к стенам или полу. Также государство регулирует расчеты наличными между юридическими лицами.
Покупатель (юридическое лицо) не вправе заплатить Вам наличными, если сумма сделки по одному договору превышает 100 тыс. руб. (указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У). За нарушение правил работы с наличностью предусмотрены внушительные штрафы. Для юридических лиц от 40 тыс. до 50 тыс., а для должностных лиц от 4 тыс.
до 5 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Поскольку у нас такой не было, то при нас составили протокол только на юр.лицо. На должностное лицо будут составлять отдельно и вышлют по почте. Еше одна нехорошая вещь: штрафов будет тоже 2 на каждое правонарушение — и на юридическое лицо и на должностное.

На мой вопрос почему? Отвечают: что мол их так заставляет делать прокуратура. Новость № 3: я конечно не юрист и за измениями кодексов не слежу,но — 31 марта вышли измения к КоАП, в котром суммы штрафов увеличены на порядок! Например за отсуствие лицензии на недропользование на юр.лицо может быть наложен штраф от 300 до 500 тыс. И на должностное лицо за то же нарушение выписали штраф в размере 20 000,00 руб, возможно ли избежание этого штрафа если з/п составляет 7 000,00 руб.в месяц и на иждивение имеется жена и ребенок.

25 Декабря 2013, 15:11 Надежда, г. Казань Уточнение клиента на должностное лицо уже выписали штраф 20 000,00 руб.

Чем грозит административный штраф должностному лицу, физ лицу?

Инфо Если по этой статье будет привлекаться к административной ответственности индивидуальный предприниматель, то ему будет назначено наказание, в размерах, которые предусмотрены для должностного лица — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции. Возложение административного штрафа на юридическое лицо Статья 2.10. КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц.
Раздел II (Особенная часть) Кодекса содержит составы административных правонарушений, за совершение которых подлежат ответственности только юридические лица (п.1 ст. 2.10. КоАП РФ). Например, глава 6, так же относящаяся к разделу II Кодекса, содержит перечень правонарушений, посягающих на здоровье граждан и их санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Ошибка 404 — страница не найдена

Пример из судебной практики в сфере здравоохранения Главный врач одного из муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения был оштрафован за эксплуатацию рентгеновского кабинета без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на флюорографе, как того требует п. 2.5 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований». Суд установил, что согласно трудового контракта, должностной инструкции главного врача, именно в обязанности главного врача входит получение в соответствующих органах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на рентгенографическом оборудовании.

  • Главная

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Штраф на должностное лицо

Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф на должностное лицо (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Штраф на должностное лицо «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 07.03.2018) Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Штраф на должностное лицо Путеводитель по корпоративным процедурам.

Порядок проведения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью Нарушение порядка подготовки общего собрания участников ООО влечет привлечение к административной ответственности должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. руб. (ч.

Наравне с должностными лицами за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций так же несут административную ответственность руководители и другие работники иных (частных) организаций, арбитражные управляющие. Кроме того, указанная статья содержит перечень лиц, чья служебная функция предусматривает административную ответственность как у должностных лиц за совершение определенных видов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. К данной категории относятся, в частности, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы и некоторые другие.
При этом оно должно осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Задача юриста – доказать, что компания сделала все, чтобы должностное лицо соблюдало законодательство. Тогда накажут лишь это должностное лицо. Например, одна торговая компания была оштрафована на 30 тыс. руб. за то, что покупателю не был выдан чек. Однако суд отменил штраф, указав, что компания сделала все возможное, чтобы продавец выбил чек (приобрела кассовый аппарат, зарегистрировала его, ознакомила продавца с должностной инструкцией, в которой сказано о его обязанности выбивать чеки). В качестве доказательств, снимающих вину с юридического лица, могут фигурировать:

  • должностные инструкции, в которых подробно расписаны обязанности работника и его ответственность;
  • подпись работника (в трудовом договоре, отдельном журнале и т.

Важно КоАП РФ). Дисквалификация мера наказания, предусмотренная для руководителя компании, применение этой меры означает, что он на определенный период лишается права занимать руководящую должность. Минимальный срок дисквалификации шесть месяцев, максимальный три года (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалифицировать Генерального Директора могут, например, за повторную задержку выплаты заработной платы, за неустраненное нарушение норм пожарной безопасности, за распространение ложных сведений о конкуренте.
Приостановление деятельности это мера, предусматривающая временное прекращение работы компании, ее филиалов, представительств, а также структурных подразделений. Как правило, эта санкция затрагивает производственное предприятие. Максимальный срок 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

  • если административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, ….., а также при отсутствии имущественного ущерба.

Указанное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате административного штрафа возложена законом на самого нарушителя. Уплата такого штрафа руководителем организации за счет средств организации может повлечь за собой уголовную ответственность.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к названной статье раскрывается понятие «должностного лица». Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет. Административный штраф, наложенный на должностное лицо организации (юридического лица), не может рассматриваться в качестве штрафа, наложенного на юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, штраф должен быть оплачен директором за счет собственных средств. В противном случае наказание не достигнет своей цели.

В случае выдачи руководителю организации денежных средств под отчет для уплаты наложенного на него административного штрафа штраф будет оплачен не за счет собственных средств руководителя, а за счет средств организации.

По мнению судебных органов, сущность административного наказания, как и любого другого наказания, выражается в наступлении для виновного лица каких-либо негативных последствий, в данном случае материальных лишений, финансовых затрат. Поэтому административный штраф должен уплачиваться лицом, привлеченным к административной ответственности, за счет собственных средств (приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 25.10.2012 по делу N 1-45/2012, постановление Шаховского районного суда (Московская область) от 21.0.2013*(1), приговор Узловского городского суда Тульской области от 16.11.2012, приговор Стерлитамакского районного суда от 11.04.2013 по делу N 1-20/2013*(1), кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012; Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), рассмотренным судами Астраханской области в 2007 году — первом полугодии 2008 года (г. Астрахань, 15 августа 2008 г.)).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Случается, что сотрудники недобросовестно относятся к своим обязанностям, из-за чего страдает не только общее дело – организация может быть оштрафована. Казалось бы, если в непредвиденных финансовых затратах вина работника, взыскать их с него будет справедливым решением. Но так ли это по закону? Можно ли возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, за счет виновного работника? Будем разбираться.

Разная степень ответственности

Организация, то есть юридическое лицо, сама по себе не может совершать противоправных действий. В них всегда виновны конкретные люди – преднамеренно, по халатности или ошибке. Кто же будет нести ответственность за это? Решают обычно надзорные органы.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы, накладываемые на организации, обычно в разы больше соответствующих сумм, предусмотренных для штрафования должностных лиц.

Административное законодательство, основной санкцией которого является денежный штраф, предусматривает привлечение к ответственности как юридическое лицо в целом («штраф на организацию»), так и конкретных должностных лиц. Как правило, это руководство или главный бухгалтер фирмы.

Плати, раз материально ответственный?

Определенные категории работников – кассиры, кладовщики, бухгалтеры и т.п. – несут за свою деятельность полную или частичную материальную ответственность, это отражено в их трудовых договорах. Если в результате их ошибки компания понесет финансовый ущерб, они по закону обязаны его возместить. Ст. 233 ТК РФ говорит о том, что противоправное действие или бездействие, вызвавшее прямой действительный ущерб, является основанием для его материального возмещения виновной стороной. Но в этой законодательной норме есть серьезные нюансы:

  • пострадавшая сторона должна доказать причиненный ей ущерб и его размер;
  • прямой действительный ущерб – это уменьшение или ухудшение состояния основных средств или имущества, принадлежащего работодателю или третьим лицам.

Таким образом, формально административный штраф, даже назначенный по вине работника, нельзя признать прямым ущербом компании. Это значит, прямого законодательного обоснования для компенсации суммы административного штрафа с сотрудника не существует.

Почему взыскать штраф с виновного трудно

Обозначенное толкование нормы закона делает двоякой возможность взыскать штраф с работника, виновного в том, что его наложили. Причин этому несколько:

  1. Штраф оплачивает лицо, признанное виновным соответствующими органами. А в протоколах проверяющих конкретные лица упоминаются крайне редко, надзорные органы апеллируют к компании, а не к конкретным лицам. Получается, что самого работника по закону к административной ответственности не привлекают.
  2. Не всегда виновное действие или бездействие на самом деле входит в должностные обязанности работника. Если дело доходит до суда, поднимаются все документальные свидетельства и тщательно изучаются формулировки. И если в трудовом договоре или уставе прямо не значится, что выполненное или невыполненное действие действительно обязан был произвести именно этот работник, оснований для взыскания с него штрафа уже не будет.
  3. Многие действия или бездействия, оказывающиеся виновными, суд квалифицирует как обычный риск предпринимательства, за который привлечь к ответственности конкретное лицо нельзя.
  4. Если штраф оплатил работник, это будет значить, что его работодатель не получил административного наказания, тогда как уход юридического лица от админответсвенности не допускается.
  5. Суд чаще всего встает на сторону трудящихся как наименее защищенной стороны. Именно работодатель должен доказывать вину своего сотрудника и размер причиненного ущерба, а сомнения в таких случаях, как правило, трактуются в пользу ответчика.

Презумпция виновности

Есть такие представители организации, которые априори считаются виновными во всех происходящих неприятностях, в том числе и финансовых. Это те лица, которые платят за повышенную заработную плату и высокий ранг увеличенной степенью ответственности, в том числе и за действия своих подчиненных. Речь идет о представителях руководящего звена.

В 2014 году в Гражданский кодекс РФ были внесении поправки, гласящие, что директора и коллегиальные управляющие органы обязаны возмещать любые убытки, нанесенные в результате ошибочных решений – это часть обычного предпринимательского риска.

ВАЖНО! Споры относительно компенсаций такого рода относятся к компетенции не Трудового кодекса РФ, а гражданского права и рассматриваются в арбитражном суде. Чаще всего решения принимаются не в пользу руководителей.

Компания, уплачивающая штраф по вине генерального директора (чаще всего к тому времени уже бывшего), имеет довольно большие шансы выиграть судебный иск о взыскании с него этой суммы, о чем свидетельствуют многочисленные прецеденты.

А может, все же можно взыскать?

Несмотря на сложность законодательно подкрепленного взыскания суммы административного штрафа с нерадивого работника, простое понятие справедливости говорит о том, что иногда такое возмещение будет правомерным. Многие эксперты разделяют это мнение, подчеркивая, что неразумные или недобросовестные действия сотрудника являются основанием для взыскания с них причиненных организации убытков в виде штрафа.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Простой ошибки в таких случаях недостаточно – налицо должна быть доказанная виновность сотрудника.

В ряде случаев можно трактовать штраф именно как убыток, который подлежит возмещению, а значит, взысканию с материально ответственного лица.

«Правильное» оформление взыскания штрафа

Взыскание с сотрудника материального ущерба проводится в рамках ст. 248 ТК РФ. Важно соблюдать основополагающие принципы:

  • если работник несет полную материальную ответственность, сумму можно взыскать полностью;
  • сумма взыскания не может превышать месячный заработок работника, если материальная ответственность ограниченная;
  • нужно доказать прямую причинно-следственную связь между действиями работника и полученным компанией ущербом (штрафом).

Если работодатель принял решение провести процедуру взыскания штрафа с сотрудника, он должен помнить, что она может быть оспорена работником в суде.

Если штраф собираются удерживать из заработной платы, нужно соблюдать предусмотренные для этого требования и ограничения, наложенные ст. 137 ТК РФ.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель должен вынести распоряжение о взыскании штрафа не позже чем через месяц со дня его назначения, иначе это требование теряет законную силу.

«Я и сам все отдам»

Еще один случай, редкий, но не исключающий возможности: когда виновный работник по доброй воле согласен возместить понесенный по его вине фирмой материальный убыток в виде штрафа.

Если сумма достаточно велика, ее можно вносить по частям в течение оговоренного времени. Это решается соглашением работника и работодателя. Такое соглашение разумнее оформить в письменном виде, оговорив в нем сумму возмещения и конкретные сроки внесения частей необходимых платежей.

>Возложение административного штрафа

Раньше ответственность за любые нарушения законодательства о труде и охране труда устанавливалась общими нормами ст.

>Таблица штрафов

Внимание

В описанной ситуации юридическое лицо привлекают за нарушение п. 5 ст.

Сроки определены ст. 28.7 КоАП.
Протокол (постановление прокурора) направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента его составления.
Процесс рассмотрения дела регулируется КоАП (глава 29). Он регламентирует подготовку дела, место и сроки рассмотрения, его порядок, а также другие правила. Если в результате на правонарушителя наложен штраф, об этом выносится постановление, в котором, в частности, должен быть указан порядок его обжалования.

Как исполняется постановление

Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.
С учетом обстоятельств, указанных в ст. 31.5 КоАП (например, материальное положение лица), исполнение постановления может быть отсрочено на один месяц либо рассрочено на три месяца.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
При отсутствии такого документа в установленный срок судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к ответственности, так как неуплата штрафа в срок, предусмотренный КоАП, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.25 КоАП).

По статистике самым распространенным видом административного наказания является административный штраф, который устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф предусмотрен в качестве наказания в большинстве статей Особенной части КоАП РФ.

Субъекты административной ответственности

Субъект административной ответственности, — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию.

Действующее административное законодательство устанавливает две группы субъектов административной ответственности: физические лица и юридические лица (организации).

Таком образом, административный штраф может быть наложен на:

  • Гражданина;
  • Должностное лицо;
  • Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП);
  • Юридическое лицо;
  • Иностранного гражданина, лицо без гражданства и иностранное юридическое лицо.

Далее в статье будет рассмотрен каждый из вышеуказанных вариантов.

Возложение административного штрафа на гражданина

Административный штраф может быть наложен на вменяемых граждан, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. ст. 2.8, 2.3 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При этом КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений: (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некоторые другие), когда вышеупомянутые лица подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Возложение административного штрафа на должностное лицо

Административный штраф на должностное лицо может быть наложен в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Наравне с должностными лицами за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций так же несут административную ответственность руководители и другие работники иных (частных) организаций, арбитражные управляющие.

Кроме того, указанная статья содержит перечень лиц, чья служебная функция предусматривает административную ответственность как у должностных лиц за совершение определенных видов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. К данной категории относятся, в частности, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы и некоторые другие.

Пример из судебной практики в сфере здравоохранения

Главный врач одного из муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения был оштрафован за эксплуатацию рентгеновского кабинета без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на флюорографе, как того требует п. 2.5 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

Суд установил, что согласно трудового контракта, должностной инструкции главного врача, именно в обязанности главного врача входит получение в соответствующих органах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на рентгенографическом оборудовании.

При назначении административного наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, а именно допущенные нарушения санитарного законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ должностному лицу Иванову Т.Н. назначено наказание в виде штрафа в размере 700 рублей.

Возложение административного штрафа на ИП

Административный штраф может быть наложен на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившее административные правонарушения.

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Так, например, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Для граждан за такое правонарушение предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Для должностных лиц штраф уже от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Если по этой статье будет привлекаться к административной ответственности индивидуальный предприниматель, то ему будет назначено наказание, в размерах, которые предусмотрены для должностного лица — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции.

Возложение административного штрафа на юридическое лицо

Статья 2.10. КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц.

Раздел II (Особенная часть) Кодекса содержит составы административных правонарушений, за совершение которых подлежат ответственности только юридические лица (п.1 ст. 2.10. КоАП РФ).

Например, глава 6, так же относящаяся к разделу II Кодекса, содержит перечень правонарушений, посягающих на здоровье граждан и их санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (п.2 ст. 2.10. КоАП РФ).

Для медицинских организаций вопрос административной ответственности никогда не утратит своей актуальности. Данный вид юридических лиц в силу специфики своей деятельности реализует свои общественно полезные функции, соблюдая огромное количество законодательных правил и ограничений. Штрафные санкции могут наступить, в том числе за нарушение установленных требований к документообороту клиники.

Особенно это касается деятельности, связанной с оборотом наркотических средств.

К примеру, для одной из частных клиник, имевшей соответствующую лицензию, негативные последствия в виде штрафа наступили за нарушение правил ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а именно: неверно заполнялась графа в приходной части Журнала «всего», указывалось непосредственно полученное количество наркотического средства, психотропного вещества (необходимо фиксировать количество нарастающим итогом за месяц).

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Суд счел это нарушением пп. «т» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085, а также приложения № 1 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» постановления Правительства РФ № 644 от 04.11.2006 г.

Кроме того, в комнате для хранения наркотических средств и психотропных веществ наркотические средства и психотропные вещества хранились в одном помещении с медикаментами разных фармакологических групп.

Суд счел это нарушением требований п. 5, п.п. «е» Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; п.9, п.68 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 706н от 23.08.2010 г.

Более того, вышеупомянутые нарушения признаны грубыми.

Учитывая изложенное, наступила административная ответственность медицинской организации по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Возложение административного штрафа на иностранцев

Административный штраф так же может быть наложен на иностранного гражданина, лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо, которые совершили на территории Российской Федерации административные правонарушения. Вышеуказанные лица подлежат административной ответственности на общих основаниях.

О назначении административного штрафа ниже минимального размера

С 11 января 2015 года вступила в законную силу норма, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об АП.

Но назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно только в том случае, когда минимальный размер административного штрафа составляет:

  • для граждан — не менее 10 000 рублей,
  • для должностных лиц — не менее 50 000 рублей.

Что касается юридических лиц, то назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при условии, что минимальный размер административного штрафа составляет не менее 100 000 рублей.

При этом, штраф в размере менее минимального размера не может составлять менее половины минимального размера.

О замене административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства

С 4 июля 2016 года административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение:

  • в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • если административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, ….., а также при отсутствии имущественного ущерба.

Указанное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).

При этом в случае вышеуказанной замены вида административной ответственности дополнительное административное наказание не применяется.

Подобное послабление установлено не для всех составов административных правонарушений, а именно:

  • Статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);
  • Статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция);
  • Статья 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль);
  • Статья 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
  • Статья 19.33 КоАП РФ (невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).

О категориях лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, можно ознакомиться в статьях на нашем сайте, а именно «Изменения в критериях определения субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Об изменении финансовых показателей отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Деятельность ООО регулируется многими законными и подзаконными актами. Их нарушение приводит к применению системы наказания. Разберем, за какие неправомерные деяния будет платить штраф ООО, какого они бывают размера.

Основные моменты

Читайте: Что такое административный штраф?

Штрафные санкции в отношении ООО предусмотрены за нарушения в области налогового и административного законодательства. Перечень государственных структур, которые обладают правом налагать штрафы на Общество очень обширен. В него входит и Пенсионный Фонд, и Роспотребнадзор, и ФССП. Эта процедура будет зависеть от того в чьем ведении находится рассматриваемое правонарушение.

Причин для взыскания здесь может быть множество:

  • Неуплата налогов или внесение их не в полном объеме.
  • Нарушения в области бухучета.
  • Несвоевременная подача налоговой декларации и пр.

Итог любого подобного противоправного деяния печален – это штраф или на должностное лицо, или на всю организацию. Рассмотрим вопрос более подробно.

Нарушения Налогового Кодекса

НК РФ регулирует огромный пласт сфер деятельности ООО и соответственно дает разъяснения по поводу возможного наказания за несоблюдение его статей. Перечень нарушений и штрафов выглядит следующим образом:

  • Отсутствие своевременной выплаты налогов или внесение их не в полном объеме предполагает штраф в размере 20 % от условного налогового вычета. Если будет доказано, что деяние носит умышленный характер, то размер возрастет до 40 %. При особо крупных размерах может применяться уголовное наказание.
  • Нарушения в сфере учета доходов и расходов повлекут за собой штраф в 10 тыс. руб., если речь идет об одном налоговом периоде, 30 тыс. руб. – за два и более налоговых периода (ст. 120). При занижении налоговой базы придется выплатить 20 % от суммы, которая не была внесена (но не менее 40 тыс. руб.).
  • Непредоставление в указанный срок налоговой декларации (ст. 119). Если просрочка составляет менее 3 месяцев, то штраф буде составлять 5 % от общей суммы налога. Если срок больше, то штраф будет в размере 30 % плюс 10 % за каждый месяц просрочки (неполный месяц также учитывается). При наличии обстоятельства, смягчающего вину штраф будет всего 1 тыс. руб. (например, ООО рассчиталось по налогам вовремя и в полном объеме, а декларацию не смогло предоставить по техническим причинам).
  • Удержание НДФЛ из дохода работника без перечисления этой суммы в бюджет повлечет за собой штраф в размере 20 % от удержанной суммы (ст. 123).
  • Непредоставление налоговым органам запрашиваемых документов (например, в ходе налоговой проверки) предполагает наложение штрафных санкций в размере 10 тыс. руб. (ст.126).
  • За непредоставление означенных документов в указанные законом сроки организация будет оштрафована на сумму 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 126).
  • Задержка в сроках при постановке на учет в налоговом органе повлечет штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 116).
  • За непредоставление декларации 2-НДФЛ в установленный срок положен штраф в размере 1 тыс. руб. В этом вопросе у Министерства финансов и Налоговой Службы наблюдаются разночтения. Если Минфин предполагает, что при своевременной уплате налогов штраф накладывать необязательно, то ФНС все равно продолжает штрафовать ООО, которые запаздывают со сдачей деклараций.
  • При нарушениях в порядке предоставления декларации в электронном виде штраф будет составлять 200 руб.

Следует учитывать, что наложение штрафных санкций не избавляет ответственных лиц от выполнения необходимого деяния.

Нарушения КоАП РФ

Кроме правонарушений налоговой сферы ООО могут подпадать и под действие КоАП РФ. Список их довольно обширный, поэтому рассмотрим самые распространенные.

Отсутствие регистрации

Каждое ООО до начала своей деятельности обязано пройти процесс регистрации в ЕГРЮЛ.

Если фирма начала свою деятельность до внесения в единый реестр, то это будет считаться правонарушением. При этом неважно направлена эта деятельность на извлечение прибыли или нет.

За подобное нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого будет составлять минимум 10 тыс. руб.

Отсутствие регистрации в налоговых органах

Для осуществления деятельности, направленной на приобретение коммерческой выгоды Общество должно пройти регистрацию в Налоговой Службе (кроме тех видов деятельности, для которых необязательна специальная лицензия). Если правилом пренебречь, то фирму ждет штраф. Размер его будет составлять 10 % от полученного по сделкам дохода (но не менее 40 тыс. руб.).

Нарушения в области созыва общего собрания

Данное правонарушение регулируется ст. 15.23.1. Согласно ей, если в рамках ООО выявлен факт незаконного отказа в созыве общего собрания и/или зафиксированы нарушения законодательства о порядке созыва, процессе подготовки и проведения собрания, то это влечет за собой наложение административного наказания. При подобном правонарушении это будут штрафные санкции:

  • Для физических лиц (т.е. ответственных сотрудников) – от 2 до 4 тыс. руб.
  • Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб.
  • Для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. руб.

Норма, закрепленная в Кодексе имеет широкий спектр действия. К ней можно привязать практически любое нарушение, связанное с созывом общего собрания. Никогда не стоит пренебрегать этим фактом.

Контролирующих органов в стране не так уж и много, но проверка в Обществе может начаться в любой момент на основании жалобы кого-либо из участников.

В этом вопросе следует обратиться к ФЗ № 14 об ООО, где прописана необходимость созыва не реже, чем раз в год. Несоблюдение этой нормы (ст.34) приведет однозначно к наложению штрафа. Дела по ст. 15.23.1 возбуждаются должностными лицами ФСФР России.

Нарушения, связанные с правилами хранения документов

К административным правонарушениям согласно ст. 13.25 РФ относятся и пренебрежения правилами хранения документов, изложенные в ФЗ № 14 (ст. 50). К таковым документам следует отнести Устав Общества, протоколы общих собраний и пр. За подобное правонарушение предусматриваются следующие штрафы:

  • Для должностных лиц – от 2,5 до 5 тыс. руб.
  • Для юридических лиц – от 200 до 300 тыс. руб.

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях такого порядка обладают должностные лица, задействованные в органах, которые осуществляют надзор в области управления архивным фондом, а также прокурорские работники.

Нарушение правил, регламентирующих порядок предоставления участникам необходимых документов о корпоративных спорах

Согласно ФЗ № 14 (ст. 50) документы, связанные со спорными вопросами, которые касаются процесса образования Общества, его управления и возможности участия в нем, должны быть предоставлены по запросу в течение 3 рабочих дней. В круг лиц, имеющих право затребовать эти документы, входят в первую очередь участники ООО. Если же документы не были предоставлены или ответственное лицо не уложилось в установленный срок, то за правонарушением может последовать административное наказание:

  • Для должностных лиц – штраф от 2 до 5 тыс. руб. или дисквалификация максимум на 3 года.
  • Для юридических лиц – штраф от 10 до 50 тыс. руб.

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях подобного порядка обладают прокуроры. До своего недавнего упразднения этим занималась Федеральная служба по финансовым рынкам. Мировые суды рассматривают иски, направленные против физических лиц, а в Арбитраже – против юридических лиц.

Несоблюдение кассовой дисциплины

Контрольно-кассовая дисциплина в организациях предполагает наличие обязательных фактов:

  • Работа с контрольно-кассовой машиной.
  • Ведение кассовой отчетности.
  • Сбережение и трата наличных средств.

В рамках этой сферы деятельности на ООО тоже могут быть наложены штрафные санкции. Так, за непробитие чека придется выплатить 10 тыс. руб. (ст. 14.5). Если ККМ не используют в случаях предусмотренных законом, то штраф предполагается в размере ¾ от всей непроведенной по кассе выручки (но не менее 30 тыс. руб.). Повторное нарушение повлечет за собой более серьезное наказание в виде приостановки деятельности организации на срок 3 месяца (если сумма выявленной выручки будет достигать 1 млн. руб.). За неиспользование онлайн-касс и работу на старых ККМ организация должна будет заплатить от 5 до 10 тыс. руб.

Открытие ООО должно сопровождаться доскональным изучением законодательных нормативов, связанных с этим вопросом и за их изменениями. Несоблюдение важных норм может повлечь за собой серьезные штрафные санкции.

Новые штрафы для ООО и его должностных лиц!

Евгений Гришанин
Директор Нижегородского филиала АО «СТАТУС»
01 февраля 2010 года
В течение последнего года в российском законодательстве появились новые виды правонарушений в сфере корпоративного законодательства, субъектами которых являются общества с ограниченной ответственностью и их должностные лица.
В первую очередь необходимо сказать о правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с частью 11 указанной статьи незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников ООО, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 рублей.
Рассматриваемая норма вступила в силу 13 апреля 2009 года (Федеральный закон от 09.02.2009 г. N 9-ФЗ).
Следует отметить, что норма является достаточно широкой и может быть применена к любому нарушению, связанному с проведением общего собрания участников ООО. Требования к порядку созыва, подготовки и проведения собраний, нарушение которых может повлечь административную ответственность, установлены в статьях 33 – 39 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В настоящее время практика такова, что общества с небольшим количеством участников, зачастую пренебрегают «формальностями» и оформляют решения общих собраний, не прибегая к установленным процедурам. Шансов в такой ситуации быть привлеченным к ответственности не так уж и много — количество субъектов надзора настолько велико, что уполномоченные государственные органы не в состоянии проверить каждого. Однако не следует забывать, что именно Ваше ООО может стать объектом проверки на основании жалобы участников общества.
Задумайтесь, банальное нарушение ст. 34 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с которой очередное общее собрание участников общества должно проводится не реже чем один раз в год, уже составляет объективную сторону указанного правонарушения. При этом необходимо отметить, что данный состав является формальным и не требует установления каких-либо негативных последствий совершенного нарушения.
Обращаю Ваше внимание, что должностными лицами, уполномоченными возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 15.23.1. КоАП РФ, являются должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и её региональных отделений, а также прокуроры.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 15.23.11. КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей.
Следующее правонарушение, за которое не так давно установлена административная ответственность, выражается в нарушении требований законодательства о хранении документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.25. КоАП РФ неисполнение ООО обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об ООО и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 500 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
Рассматриваемая норма также вступила в силу 13 апреля 2009 года. Речь в указанной статье идет о ненадлежащем хранении документов ООО, предусмотренных статьей 50 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью. К таким документам относятся: устав общества, внутренние документы общества, протоколы общих собраний участников общества, протоколы ревизионной комиссии общества, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и пр.
Должностными лицами уполномоченными возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.25. КоАП РФ, являются должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом.а также прокуроры.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.25. КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей.
Еще одним новым правонарушением является нарушение ООО порядка предоставления своим участникам документов о корпоративном споре.
В соответствии со ст. 14.36. КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление документов о корпоративном споре участникам юридического лица в случае, если представление таких документов предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 10 000 до 50 000 рублей.
Рассматриваемая статья вступила в силу 21 октября 2009 года (Федеральный закон от 19.07.2009г. N 205-ФЗ). Статья устанавливает ответственность за непредоставление участникам ООО документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем. Данная категория дел отнесена Арбитражным процессуальным кодексом РФ к категории корпоративных споров.
Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 50 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью указанные документы должны быть предоставлены участнику в течение 3 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.36. КоАП РФ вправе возбуждать должностные лица Федеральной службы по финансовым рынкам и прокурор, а рассматривать — судьи (мировые судьи – в отношении должностных лиц, судьи арбитражных судов – в отношении юридических).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *