Штраф за предрейсовый медосмотр

Содержание

>ГИТ: за непроведение медосмотров — только штраф

Пощады не будет: инспекторы настаивают на денежном штрафе для работодателей, допустивших к работе сотрудников без медосмотра

Инспекторы ГИТ отказываются признавать несоблюдение обязанности проводить обязательные медосмотры малозначительным нарушением. Они подчеркивают, что такое правонарушение связано с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также напрямую влияет на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников и посягает на безопасные условия и охрану труда.

Свою позицию инспекторы активно защищают в судах и настаивают, чтобы в целях наказания применялся предусмотренный ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф:

  • на должностных лиц — в размере 15 000–25 000 рублей;
  • на работодателей-ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Вместе с тем действующее законодательство позволяет при определенных обстоятельствах пожалеть виновного. Так, если правонарушение признается незначительным и оно совершено впервые, работодателя могут не оштрафовать, а только выдать ему предупреждение. Однако для работодателей, которые допускают к работе сотрудников, не прошедших медосмотр, такое правило не работает.

Медосмотры работников: небольшая памятка от ГИТ

Представители Госинспекции труда напоминают, что трудовым законодательством работодатели наделены обязанностью проводить за свой счет предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры работников. Для отдельных категорий сотрудников периодичность и особенность медосмотров регулируется ст. 213 ТК РФ. Речь идет о:

  • лицах, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • работниках организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также за счет работодателей проводят обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время, подчеркивают в ГИТ. Лица, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Штрафы за отсутствие обучения по охране труда

Обучение требованиям охраны труда – важный элемент в системе обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работников. В соответствии со ст. 212 ТК РФ организация обучения и проверки знаний является обязанностью работодателя. И именно он несет ответственность за исполнение этого требования. Но, как показывает практика, не проведение обучения – одно из самых распространённых нарушений. Рассмотрим этот вопрос подробнее и изучим последствия таких нарушений.

Штрафы за отсутствие обучения по охране труда при первичном нарушении

Если факт допуска к работе не прошедших обучения по ОТ сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа в соответствии со ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) составит:

  • для юридических лиц от 110 до 130 тысяч рублей;
  • для индивидуального предпринимателя (ИП) от 15 до 25 тысяч рублей;
  • для руководителя, специалиста по ОТ или другого должностного лица, на которого возложены обязанности по организации обучения, от 15 до 25 тысяч рублей.

Штрафы за не проведение обучения по ОТ при повторном нарушении

При повторном невыполнении установленных требований уровень ответственности возрастает. На этот раз должностное лицо, вновь допустившее аналогичное нарушение, может быть оштрафовано на сумму от 30 до 40 тысяч рублей или подвергнуться дисквалификации на период от 1 до 3 лет. Организациям и предпринимателям в данном случае грозит приостановка деятельности на срок до 90 дней, штрафы при этом возрастут и составят:

  • для ИП от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для юр. лиц от 100 до 200 тысяч рублей.

Максимальные штрафы

Самые большие штрафы для организаций за нарушение требований ОТ предусмотрены КоАП:

  • за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) до 80 тысяч рублей;
  • за допуск к работе без прохождения медосмотра или обучения по ОТ до 130 тысяч рублей;
  • за необеспечение работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) до 150 тысяч рублей.

Максимальный штраф за другие нарушения охраны труда также составит 80 тысяч рублей.

Штрафы по ОТ суммируются

Следует отметить, что ранее штраф по результатам проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) выставлялся один раз за все нарушения, теперь же штрафы суммируются по каждому виду нарушений, допущенных в отношении каждого работника. Т.е. если выясниться, что работодатель допустил к работе без прохождения обучения по ОТ 10 работников, то ему придётся заплатить уже не 110–130 тысяч, а 1,1–1,3 миллиона рублей. Если же при этом они ещё и не прошли обязательные медосмотры и (или) психосвидетельствования, то сумма штрафа увеличится вдвое.

Ошибки в охране труда, за которые работодатели заплатили

При проверках с участие ГИТ, как правило, фиксируются следующие нарушения, приводящие к описанным выше штрафам:

  • отсутствие системы управления охраной труда в организации (в том числе, отсутствие службы или специалиста по ОТ, если таковое предусмотрено нормативами);
  • необеспечение безопасных условий труда на рабочих местах и (или) отсутствие контроля за соблюдением требований ОТ;
  • невыдача или неприменение работниками требуемых СИЗ;
  • непрохождение работниками положенных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • непроведение обучения и (или) инструктажей по ОТ (в том числе, и несоответствие квалификации специалистов по ОТ требований профстандарта);
  • отсутствие комплекта инструкций, программ внутреннего обучения, положений, приказов о назначении ответственных и других необходимых локальных нормативных документов по ОТ;
  • отсутствия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ, с учётом специфики организации;
  • сокрытие и не проведение расследования несчастных случаев или неправильное оформление результатов расследования;
  • необеспечение социального страхования работников;
  • неправильное оформление трудовых отношений;
  • нарушение прав работников, прописанных в трудовом и коллективном договорах;
  • невыполнение ранее выданных предписаний ГИТ.

Стоит обратить внимание, что при выявлении лишь формального (только на бумаге), неполного или неправильно оформленного выполнения требований в области ОТ, работодатель рискует получить точно такой же штраф, как и при полном невыполнении требований.

Увеличение штрафов

Раньше предельная сумма штрафа для должностного лица и ИП составляла всего лишь 5 тысяч рублей, то сейчас она достигает уже 40 тысяч за каждое нарушение и никак не ограничена. Для юр. лиц же она увеличена с 50 тысяч за все нарушения сразу до 200 тысяч рублей за каждый пункт нарушений по каждому работнику, что может вылиться в просто астрономическую сумму.

Увеличение срока давности

Изменился и срок давности привлечения к административной ответственности. Он увеличен с 2 месяцев до 1 года со для совершения правонарушения. Это практически исключает возможность уклонения от исполнения обязательств (т.к., например, инструктажи по ОТ должны проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев) и заставляет работодателей более внимательно относиться к требованиям охраны труда.

>Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2019 году. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Скачать документы из статьи

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Имя персоныТекст персоны Закон требует проводить предрейсовые медосмотры для всех работников, которые управляют служебным автомобилем по поручению работодателя. Логично предположить, что направлять на медосмотр нужно и водителя, и менеджера, который самостоятельно ездит на машине организации. Часто это неудобно и предрейсовый медосмотр игнорируют. В статье разъяснили, в каких ситуациях это законно. Узнайте, когда можно не направлять работника на предрейсовый медосмотр, а в каких случаях без него не обойтись.

Как установлено п. 9 «Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  • Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении». Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Анастасия Бакулина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).

Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров»

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  • Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.
  • Медработник должен проводить осмотры в течение всего рабочего дня водителя, управляющего автотранспортом (п. 6). Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

В п. 7 данного закона говорится, что все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

  • Если водитель является индивидуальным предпринимателем, он самостоятельно выбирает медучреждение для медосмотра и оплачивает оказанные услуги.
  • Работодатель может организовать медкабинет на территории транспортного предприятия или заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на оказание услуги проведения медосмотров.

Кто имеет право проводить осмотры?

Это может быть: медучреждение; лицензированная организация; нанятый работник, зачисленный в штат транспортного предприятия.

К лицу, осуществляющему предрейсовый медосмотр предъявляется ряд требований:

  • Медработник обязан иметь специальное образование, пройти обучение, получить сертификат и лицензию на оказание данного вида услуг.
  • Какие судебные решения принимаются по предрейсовым осмотрам при не соблюдении ФЗ
  • С организацией, оказывающей услуги по предрейсовым медосмотрам, работодатель заключает договор, в котором прописываются все нормы сотрудничества. Таким образом часть ответственности за качество осмотра берет на себя медучреждение.

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

При осмотре медработник выявляет по внешнему виду, поведению, показаниям алкотеста состояние водителя.

  • При подозрении на опьянение (алкогольное, наркотическое, токсическое) проводится более тщательное обследование, требующее дополнительного анализа: взятия мочи.
  • При отказе, выписывается направление в поликлинику, запрещается выходить в рейс. Данная процедура регламентируется приказом Минздрава РФ №40 от 26 февраля.
  • При отсутствии вышеописанных симптомов проводится опрос о наличии жалоб на здоровье, измеряется температура, проверяется пульс.
  • Обязательно измеряется артериальное давление. Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.

Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.).

Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника.

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

О чем информирует штамп медосмотра?

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Ответственность за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание: Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).

Уголовное наказание за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Какие требования выдвигает закон к осмотрам водителей транспортных средств перед их отправлением в рейс?

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно! Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание! Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.

>Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра?> Вопрос

Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра?

Ответ

Ответ на вопрос:

За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей организация и ее должностные лица могут быть оштрафованы (ст. 11.32 КоАП РФ).

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за допуск к работе водителя, не прошедшего соответствующий обязательный медосмотр (ч. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для дисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация – на сумму 100 000 руб. (ст. 12.32 КоАП РФ).

О сроке хранения журнала предрейсового осмотра водителей читайте подробнее по ссылке.

Подробности в материалах Системы Кадры:

  1. Правовая база: Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Ответ: Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Например:

  • водители автомобилей, троллейбусов, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 7 п. 1 ст. 20 и ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
  • машинисты электропоездов, кочегары паровозов в депо (абз. 2 п. 3 ст. 25 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, перечень, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. № 36).

Послерейсовые медосмотры обязаны проходить только те водители, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах 7 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

  1. Ответ: Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В случае если работодатель организует предрейсовые и послерейсовые медосмотры в собственном медпункте, то ему также необходимо иметь лицензию на осуществление этого вида деятельности (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

Вопрос из практики: Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.

Медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении в собственном медпункте как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров необходимо получить лицензию на данный вид деятельности (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30. Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10, Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009, Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009, Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43), Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Вопрос из практики: Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
  • шпатели медицинские 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Такие требования приведены в пункте 4 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Проводить обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей со следующего года планируется с применением телемедицинских технологий

С таким предложением выступила группа депутатов Госдумы. Предполагается, что с 1 января 2018 года обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств будут проводиться в том числе с использованием технологий телемедицины. А заключение по итогам осмотров предлагается выдавать в электронной форме. Между тем конкретный порядок проведения дистанционных медосмотров предстоит разработать Минздраву России. С этой целью планируется дополнить п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Отмечается, что проведение осмотров с помощью телемедицинских технологии будет1 обеспечивать более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей, а также оптимизируют издержки на проведение их обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Напомним, что с 1 января следующего года вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ, благодаря которому появится возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

А проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в настоящий момент регламентируется приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Такие осмотры проводятся в отношении водителей транспортных средств перед началом и после окончания рабочего дня рейса в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Приказ 835н регулирует правила предрейсового обследования штатных водителей различных организаций.

Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835нскачать / открыть >>

В статье вы можете скачать актуальный текст приказа и разъяснения Минздрава с новыми требованиями 2019 года.

Также рассмотрим типичные ошибки медучреждений и алгоритм действий медработника.

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Приказ Минздрава 835н регулирует важное направление работы медучреждений – организацию предрейсовых медосмотров водителей. Любой перевозчик обязан проводить такую процедуру ежедневно.

В ходе личного осмотра и контроля каждого водителя медработник должен убедиться в том, что состояние его здоровья не препятствует управлению источником повышенной опасности и не создает опасности для окружающих.

Недопустим выход водителя на работу при высокой температуре или повышенном давлении, в пьяном состоянии и т.д.

Об обязательном проведении такого медосмотра сказано в ФЗ «О безопасности дорожного движения». При наличии штатных водителей, осуществляющих перевозки, организовать обследования обязаны все работодатели.

Письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32скачать / открыть >>

Кроме этого закона, порядок предрейсовых и послесменных медосмотров водителей в 2019 году регулируют следующие документы:

  1. Приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей от 15.12.2014 года.
  2. Приказ Минздрава СССР № 555 от 29.09.1989 года (форма журнала для регистрации освидетельствований).
  3. Письмо Минздрава № 2510/9468-03-32 от 21.08.2003 года (требование о разработке локального акта на уровне медучреждения).
  4. Новое письмо Минтранса РФ № Д3-531-ПГ от 08.04.2019 года (требование о проставлении штампа с результатом медосмотра в путевой лист).

Таким образом, все медицинские организации, проводящие предрейсовый медицинский осмотр в 2019 году, должны учитывать требования всех этих документов и применять их в работе.

Что нового в законодательстве 2019 года

В 2019 году в порядок предрейсовых медосмотров вступили новые требования. Они связаны с принятием приказа Минтранса РФ № 296 от 08.08.2018 года.

По новым правилам, проводить проверку водителя перед каждым рейсом необходимо в следующих случаях:

  • водитель в течение рабочего дня (смены) выполняет только один рейс;
  • время в пути во время рейса больше, чем длительность смены.

Если водитель совершает несколько маршрутов ежедневно, то контроль проводят однократно перед выходом на каждую смену.

Распространенные ошибки в организации осмотров, за которые грозят штрафы, мы собрали в таблице в Системе Главный врач

Приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей в 2019 году установил, что проводить эти медосмотры необходимо до того, как автомобиль выехал со стоянки.

Если на одном автомобиле посменно работают несколько сотрудников, время медосмотра (предрейсового или предсменного) зависит от того, кто из них первым выезжает со стоянки.

Исключение – машины экстренных служб (аварийная, пожарная и скорая медпомощь). Сотрудники этих служб проходят контроль перед началом смены, т.к. выезды на вызовы у них происходят внезапно. Повторно их осматривают в конце рабочей смены.

Проведение контрольных процедур водителям можно доверить только специалисту с медицинским образованием.

Как оформить документацию

Приказ Минздрава 835н утвердил образец типового положения о проведении медосмотров водителей. В каждой организации, которая занимается перевозками, следует утвердить такое положение. Текст составляют по образцу из приказа Минздрава.

В положении необходимо подробно описать порядок проведения предрейсовых медосмотров водителей, а именно:

  • указать содержание обследования водителя;
  • регламентировать отдельные процедуры медосмотра;
  • описать условия, при которых проходит медосмотр;
  • описать критерии допуска или в запрете допуска водителя к работе;
  • определить обязанности ЛПУ, с которыми заключен договор о проведении предрейсовых медосмотров, или штатного медработника.

Типовое положение об организации медосмотров водителей скачать / открыть >>

При явке на медосмотр каждый водитель должен брать с собой путевой лист. Обязательный реквизит этого документа – отметка о прохождении медосмотра с указанием точной даты и времени (пп. 2 п. 7 приказа Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008).

Нужно ли получать лицензию на проведение предрейсовых медосмотров, ответит эксперт Системы Главный врач

Кто имеет право проводить медосмотры

Как следует из п. 8 приказ 835н консультант, медосмотры водителей вправе проводить только медицинские работники.

Поэтому возложить эту обязанность каждая организация может:

  • на штатного медработника со средним профессиональным или высшим медицинским образованием;
  • на медицинскую организацию на основании заключенного договора.

Первый вариант не подходит для большинства организаций – для включения медработника в штат придется оформлять медицинскую лицензию, как того требует ст. 12 ФЗ-99. Такая мера будет оправданной при наличии большого автопарка.

В большинстве случаев работодатели просто заключают договоры с медицинскими организациями, которые имеют все необходимые разрешения. Перед заключением договора этот момент тщательно проверяют.

Все расходы по проведению предрейсовых медосмотров несет организация-работодатель, на основании ст. 212-213 ТК РФ.

С 1 мая 2015 года штатный работник может проводить предрейсовые медосмотры только при наличии у работодателя лицензии на медицинскую деятельность.

Такое правило содержит пункт 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н, скачать который вы можете в Системе Главный врач.

Журнал медосмотров

Приказ МЗ РФ 835н обязал все медицинские и иные организации регистрировать данные медосмотров водителей в специальном журнале.

В журнал вносят информацию о водителе и результатах процедуры:

  • ФИО;
  • дата и время медосмотра;
  • дата рождения и пол;
  • результаты медосмотра;
  • заключение специалиста;
  • подпись водителя;
  • подпись медработника.

Бланк журнала предрейсовых медосмотровскачать / открыть >>

Варианты ведения журнала:

  1. В настоящее время для применения рекомендован бланк из приложения к приказу Минздрава СССР № 555 от 29.09.1989 года. Вести его можно на бумажном носителе.
  2. Работодатели могут применять собственную форму журнала. Его страницы нумеруют и прошивают.
  3. Журнал по утвержденной Минздравом СССР или разработанной работодателем форме можно вести и в электронном виде.

Для защиты внесенных данных применяют усиленную квалифицированную электронную подпись ответственного медработника. Отдельные страницы журнала в любой момент можно вывести на печать. Водитель в электронном журнале подпись не ставит.

Журнал необходим для проведения периодического контроля. Ежемесячно ответственный сотрудник анализирует результаты предрейсовых медосмотров для того, чтобы понять, по какой причине водителей чаще всего отстраняют от работы.

Особое внимание уделяют случаям, когда сотрудника отстранили от работы в связи с любым видом опьянения.

По результатам контроля среди сотрудников организации проводят разъяснительные беседы и другие мероприятия.

Как проводят контроль трезвости и медосмотр водителя

Приказ 835н обязывает контролировать состояние здоровья водителей автотранспорта перед выездом рейс или в начале смены.

Сама процедура обследования водителей состоит из нескольких этапов.

  1. Визуальное наблюдение – медработник оценивает внешний вид сотрудника, его поведение и походку.
  2. Опрос сотрудника о его самочувствии и состоянии здоровья.
  3. Обследование кожных покровов и видимых областей слизистой на наличие следов инъекций. Внимание обращают на покраснения и бледность кожных покровов, на наличие расчесов. Кроме того, медик проверяет состояние зрачков (расширены, сужены, в норме).
  4. Измерение пульса и артериального давления водителя. При повышенном или пониженном давлении через 20 минут измерение проводят повторно.
  5. Выявление признаков наркотического, токсического или алкогольного опьянения, а также признаков остаточного опьянения.

Протокол контроля трезвости водителяскачать / открыть >>

Для того чтобы медработник мог понять, пьян или трезв обследуемый сотрудник, применяют как инструментальные, так и лабораторные исследования (анализ мочи, наличие алкогольных паров в выдыхаемом воздухе).

Результаты этого обследования позволяют медработнику сделать вывод, может ли данный водитель выйти в рейс. Если противопоказаний не выявлено, в путевом листе водителя ставят штамп, разрешающий выход в рейс.

Своей подписью медработник заверяет правильность этих данных.

Если результаты медосмотра отрицательные, медработник составляет протокол с объяснениями причин запрета выхода на работу.

Главные ошибки клиник по медосвидетельствованиям. В журнале «Здравоохранение» расскажем как проинструктировать медперсонал, чтобы снизить риски судебных разбирательств.

Что делать, если водителя нельзя допускать к работе

Приказ Минздрава 835н запрещает допуск к работе водителей с повышенным давлением или температурой, в состоянии похмелья или опьянения.

При выявлении таких состояний сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства.

На работу водителя не допускают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *