Штраф за отсутствие обособленного подразделения

Выводы судебного акта

Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:

  • Из взаимосвязанных положений подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность представить сообщение в налоговую о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
    Поэтому если организация не представила сообщение в налоговую об открытии обособленного подразделения, такое нарушение подлежит квалификации на основании ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Предусмотренная в п. 2 ст. 116 НК РФ форма ответственности выражается в изъятии части дохода организации или индивидуального предпринимателя, полученного за время ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Такая ответственность сопряжена с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля.
    Соответственно, инспекция не может определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Если же у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассмотренном споре судами было установлено, что задолженность по уплате налогов у организации отсутствовала. Поэтому она могла быть привлечена к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ за то, что не представила сообщение о создании обособленного подразделения.

Отметим также, что размер ответственности на основании указанной статьи значительно меньше, чем было фактически доначислено организации — 200 рублей за непредставленный документ (т. е. в случае непредставления сведений о двух обособленных подразделениях — 400 руб.).

Значение спора для налогоплательщиков

Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).

Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.

Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.

В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.

До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.

В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст. 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14).

Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/verhovnyy-sud-rf-snizil-razmer-shtrafa-za-nesoobshchenie-nalogovomu-organu-ob-otkrytii-obosoblennogo-podrazdeleniya/

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2017

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушения

Штраф

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/916931.html

>Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

Штраф за обособленное подразделение

Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.

В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).

Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:

  1. Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
  2. Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
  3. Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).

Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).

В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.

Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.

По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Обособленные подразделения | 12:29 4 сентября 2017

Обособленные подразделения | 12:34 14 ноября 2017

Источник: http://mari-a.ru/v-pomoshh-predprinimatelyu/shtraf-za-neotkrytie-obosoblennogo-podrazdeleniya

Если фирма в предусмотренном порядке не зарегистрирует созданное подразделение, она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.

Как избежать штрафа за обособленное подразделение?

По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-obosoblennoe-podrazdelenie

Обособленное подразделение

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Что будет, если не сообщить о создании

К примеру, в силу п. 1 ст. 129.1 НК РФза неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения по ст. 126 НК РФ такое лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб.

Отметим: в ряде случаев суды сочли правомерным привлечение организаций, не представивших сообщения о создании обособленных подразделений, к налоговой ответственности именно по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013).

Вместе с тем есть судебные акты, в которых суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (представленный с нарушением установленного срока) документ (см., например, Постановление АС УО от 22.06.2016 № Ф09-6160/16 по делу № А47-8399/2015, Определение ВС РФ от 17.02.2016 № 309‑КГ15-19568 по делу № А76-2261/2015). Отметим: данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-6/362@, а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований. Более того, ФНС в Письме от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 также пояснила, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Другая точка зрения

Между тем по рассматриваемому вопросу существует еще одна точка зрения (отличная от двух предыдущих). Характерный пример – Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016. Арбитры данного округа среди прочего указали, что объективная сторона состава правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля. Тогда как в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, а за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений. За названное правонарушение определена ответственность специальной нормой – п. 2 ст. 116 НК РФ.

Напомним: данным пунктом предусмотрено наказание за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, установленным НК РФ, в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Именно эту санкцию в схожих обстоятельствах применили арбитры АС СКО в Постановлении от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014. Причем судья Верховного Суда согласился с доводами судей данного округа (см. Определение от 02.11.2015 № 308‑КГ15-13591).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Таким образом, до недавнего времени правоприменительной практикой не было выработано единого подхода к определению меры ответственности организации за несообщение (несвоевременное сообщение) о создании обособленного подразделения. Высшими арбитрами в равной степени применялись санкции, предусмотренные п. 2 ст. 116 НК РФ (Определение № 308‑КГ15-13591) и п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение № 309‑КГ15-19568). Однако указанные определения не являются позицией Верховного Суда, так как они были вынесены единолично судьями, по мнению которых при рассмотрении данных дел не допущено существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.

Важное решение ВС РФ

И вот теперь такая позиция появилась, благодаря Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Напомним: АС ДВО (Постановление от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016) признал правомерным применение в отношении организации, не сообщившей о создании обособленных подразделений (двух вахтовых поселков для своих работников), санкции, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ. Компания с таким вердиктом судей не согласилась (ведь речь шла о штрафе в размере 7 744 152,10 руб.) и подала жалобу в вышестоящую инстанцию. И, забегая вперед, скажем, что не прогадала.

Однако Судебная коллегия Верховного Суда не согласилась с выводами судей АС ДВО. Она рассуждала так. Из пункта 2 ст. 116 НК РФ следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в качестве одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен ст. 84 – 85 НК РФ.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод, что законодатель различаетобязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Тем самым Судебная коллегия Верховного Суда в Определении № 303‑КГ17-2377 не только изменила квалификацию налогового правонарушения окружного суда, но и снизила (причем существенно) величину штрафа с 7 744 152,10 до 400 руб. (спор возник в отношении двух подразделений). То есть величина санкции была снижена почти в 20 000 раз. Приведенный расчет, полагаем, наглядно демонстрирует значимость этого решения. Как говорится, no comments!

Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305‑КГ14-9035 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/463955/

Порядок регистрации обособленного подразделения организации

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. на основании ст. 116 НК РФ. За уклонение организации от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
За нарушение срока постановки на учет, в том числе сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Соответствующая форма заявления N 1-2-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.
При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

  • учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • положение об обособленном подразделении;
  • распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения (Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
Форма сообщения N С-09-3 утверждена приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».
За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.
Одновременно на основании ст. 15.6 КоАП РФ руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 300 до 500 руб.
Следует учитывать, что при создании организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы организации (поскольку в силу п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица). Порядок государственной регистрации изменений (дополнений), вносимых в учредительные документы юридического лица установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ определяет, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 (утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом N 129-ФЗ установлен трехдневный срок для представления в регистрирующий орган информации об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе сведений о филиалах юридического лица). На случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица указанный срок не распространяется (п. 5. ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, смотрите также письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»).
Порядок регистрации обособленного подразделения во внебюджетных фондах зависит от того, имеет ли обособленное подразделение отдельный баланс и собственный расчетный счет.

Регистрация в ФСС РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи-организации в случае создания обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны зарегистрироваться по месту нахождения такого подразделения в исполнительных органах страховщика по месту нахождения подразделения не позднее 30 дней со дня его создания.
Ответственность за нарушение указанного срока установлена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления, форма которого утверждена постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей». Этим же документом утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в исполнительных органах ФСС РФ (далее — Порядок).
Для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с заявлением юридическое лицо представляет в соответствии с п. 9 и п. 11 Порядка заверенные в установленном порядке копии:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстат), содержащего сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

При наличии на момент подачи заявления банковского счета, открытого обособленному подразделению, представляется также соответствующая справка из кредитной организации.
Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию (п. 7 Порядка).

Регистрация в ПФ РФ

В соответствии с п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п) регистрация в органах ПФР организаций в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Организация-страхователь должна обратиться для регистрации в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения своего обособленного подразделения. Унифицированной формы заявления для обращения за регистрацией организации-страховщика по месту нахождения обособленного подразделения не утверждено. Регистрация осуществляется органом ПФР на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в соответствии с п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, по месту нахождения обособленного подразделения по запросу этого органа не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений.
Ответственность за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР установлена ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При регистрации по месту нахождения обособленного подразделения страхователю направляется cоответствующее извещение в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения организации. Форма Извещения приведена в Приложении N 3 к Порядку регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п.

Регистрация в ФОМС РФ

В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» регистрация страхователей-организаций в территориальных фондах обязательного медицинского страхования по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.
Из данной нормы прямо не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления ими выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Однако с учетом положений п. 8 ст. 243 НК РФ, а также разъяснений, содержащихся в письмах Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 30-МЗ и Федерального ФОМС РФ от 16.05.2007 N 3354/20-2, можно говорить о том, что обязанность страхователей зарегистрироваться в территориальном органе ФОМС РФ по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в том случае, если такое подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц.
В соответствии с п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 570) для регистрации организации, имеющей обособленные подразделения, необходимо в тридцатидневный срок с даты создания обособленного подразделения представить в территориальный орган ФОМС РФ заявление по форме согласно Приложению N 1 к Правилам. Вместе с заявлением нужно представить нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Ольга Иванкова, Алексей Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник: https://www.garant.ru/article/6522/

Существует ли у организации ответственность за не создание обособленных подразделений, в случае ведения бизнеса вне местонахождения организации?

Ст. 11 Налогового кодекса РФ дает определение обособленного подразделения организации (далее — ОП) — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца). Признание ОП организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

То есть, ОП будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации. Как только ОП начинает осуществлять деятельность предприятие должно:

  1. Встать на налоговый учет по месту нахождения ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Это делается по Форме № 1-2-Учет.
  2. Известить налоговую по месту нахождения организации (головного подразделения) о создании ОП в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это необходимо сделать по Форме № С-09-3.

Если же организация создала ОП на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). Об открытии ОП необходимо будет лишь сообщить в налоговый орган.

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, предусматривающие ответственность, связанную с нарушением процедуры постановки на учет:

  • штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей (ст. 116 НК РФ).
  • штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей (ст. 117 НК РФ).

Таким образом, ст. 116 Налогового кодекса РФ следует применять в случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет ОП, при этом пропустила сроки постановки, но надлежащим образом платила налоги с его деятельности. А ст.117 Налогового кодекса РФ — в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет, и организация не платила налоги в связи с деятельностью этого подразделения. Однако по поводу применения статьи 117 Налогового кодекса РФ единой точки зрения нет.

Точка зрения Минфина Росси по данному вопросу, в лице департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, выражено Письме от 26.11.2008 г. N 03-02-07/1-477. Его позиция относительно данной ситуации однозначна — ст.117 Налогового кодекса РФ применяется в случае осуществления деятельности организацией без постановки ее ОП на учет в налоговом органе.

В судебной же практике можно встретить два мнения:

  • Положения указанной статьи применимы лишь по отношению к ведению деятельности без постановки на учет организации вообще, а не ОП. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (См. постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).
  • На основании указанной статьи правомерно привлечение налогоплательщика к ответственности за ведение деятельности через ОП без постановки на учет (постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.08.06 № А19-11498/05-24-41-Ф02-4411/06).

Исходя из вышесказанного, если организация осуществляет деятельность и имеет оборудованные рабочие места по адресу, отличному от основного места нахождения организации, она обязана создать ОП, известив об этом налоговый орган. В противном случае налоговым органом к организации могут применяться меры, установленные ст. 116 и ст. 117 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что за данное нарушение также предусмотрена административная ответственность по ст. 15.3 КоАП РФ, а именно:

  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Источник: https://www.audar-urist.ru/consultations/id/54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *