Штраф за отсутствие обособленного подразделения

>Верховный суд разъяснил, как следует штрафовать организацию, которая не сообщила о создании обособленного подразделения

Суть спора

Напомним, что при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Пункт 2 статьи 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения (подробнее см. «Как создать обособленное подразделение: оформляем решение, готовим кассовые операции, уведомляем ИФНС и фонды»).

Что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? Ранее в Минфине и ФНС уже разъясняли, что ответственность за несообщение в инспекцию о создании ОП устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет всего 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/1294, ФНС от 27.02.14 № СА-4-14/3404 — см. «Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения»).

Однако на практике инспекторы нередко применяют положения пункта 2 статьи 116 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет. Эта норма предусматривает более суровую ответственность, а именно — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тысяч рублей.

С подобной проблемой столкнулась тюменская организация. Проверяющие заявили, что налогоплательщик вел деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А за такое нарушение взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Сумма санкции оказалась внушительной — около 12 млн. рублей.

Позиция нижестоящих судов

Суд первой инстанции признал позицию ИФНС ошибочной. Он указал, что налогоплательщик обязан был только проинформировать инспекцию о создании обособленных подразделений. Нарушение срока подачи сообщения о создании ОП влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с решением нижестоящего суда не согласились. Судьи рассуждали следующим образом. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, состоит в неисполнении обязанности представить документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Между тем в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов, а именно за ведение деятельности без постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений. То есть за правонарушение, предусмотренное самостоятельной нормой, — пунктом 2 статьи 116 НК РФ.

Решение Верховного суда

Организация дошла до Верховного суда и выиграла дело. ВС указал на следующее. Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о наличии обособленных подразделений посредством подачи соответствующих документов в установленных срок. Непредставление документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ. Законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ. В случае, когда нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в несообщении налоговому органу сведений о созданных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.

Подготовить решение о создании подразделения на основе готового шаблона

Также см. «Что такое обособленное подразделение: анализируем признаки».

Создание обособленного подразделения, как избежать штрафов

16.07.2019

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ).
При этом п. 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В государственную думу РФ поступил законопроект с поправками в ст. 126 НК, который предусматривает ужесточение ответственности за несообщение в ИФНС сведений о создании обособленного подразделения организации.
С 1 января 2020 за это предлагают штрафовать на 40 тыс. рублей.
Напомним, в настоящее время штраф за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях составляет 200 рублей.
Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленных подразделений, отмечается в пояснительной записке к проекту.
Кроме того, в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений в бюджеты субъектов РФ, в которых находятся такие «обособки», не поступают налоги и сборы.
Между тем согласно пункту 2 статьи 116 НК ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
В этой связи штраф за непостановку на учет обособленного подразделения предлагают установить на уровне штрафа за осуществление деятельности без регистрации.
Как избежать штрафа за обособленное подразделение?
Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.
Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию, подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

Поделиться в социальных сетях:

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации1. За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@).

1 С текстом законопроекта № 723363-7 «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Верховный суд РФ «снизил» размер штрафа за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015.

Верховный суд РФ пришёл к выводу, что организацию нельзя привлечь к ответственности за несообщение налоговому органу об открытии обособленного подразделения как за непостановку на налоговой учёт (ст. 116 НК РФ). Нарушение, выразившееся в непостановке на учёт обособленного подразделения, квалифицируется как непредставление сведений налоговому органу (ст. 126 НК РФ).

Предмет спора

Организация была привлечена к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ за то, что не представила в налоговый орган сведения о создании обособленных подразделений (двух вахтовых посёлков для работников). За это был взыскан штраф, превышающий 7 млн. руб.

Суды трёх инстанций выводы инспекции поддержали. Однако организация продолжила борьбу и обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Выводы судебного акта

Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:

  • Из взаимосвязанных положений подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность представить сообщение в налоговую о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
    Поэтому если организация не представила сообщение в налоговую об открытии обособленного подразделения, такое нарушение подлежит квалификации на основании ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Предусмотренная в п. 2 ст. 116 НК РФ форма ответственности выражается в изъятии части дохода организации или индивидуального предпринимателя, полученного за время ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Такая ответственность сопряжена с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля.
    Соответственно, инспекция не может определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Если же у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассмотренном споре судами было установлено, что задолженность по уплате налогов у организации отсутствовала. Поэтому она могла быть привлечена к ответственности только на основании ст. 126 НК РФ за то, что не представила сообщение о создании обособленного подразделения.

Отметим также, что размер ответственности на основании указанной статьи значительно меньше, чем было фактически доначислено организации — 200 рублей за непредставленный документ (т. е. в случае непредставления сведений о двух обособленных подразделениях — 400 руб.).

Значение спора для налогоплательщиков

Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).

Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.

Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.

В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.

До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.

В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст. 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14).

Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.

Штраф за несообщение об открытии обособки повысят

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» внесен на рассмотрение в Госдуму
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации» разработан с целью усиления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, о создании обособленного подразделения организации.
Налоговое законодательство (подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливает обязанность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях путем представления соответствующих документов в установленный срок.
Согласно пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. При этом согласно действующему законодательству за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности в соответствии
с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 200 рублей. Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленного подразделения. Кроме того, если созданные подразделения являются территориально обособленными, они несут обязанность по уплате налогов и сборов в регионах своего расположения. То есть в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений организации в бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых находятся обособленные подразделения, не поступают налоги и сборы (так, например, налог на доходы физических лиц должен уплачиваться в бюджет того региона, в котором стоит на учете обособленное подразделение).
Ввиду незначительности сумм действующих штрафов для организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет обособленного подразделения, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений предлагается увеличить размер административного штрафа
за указанное нарушение и установить его на уровне штрафа за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации).
По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, по итогам 2018 года в Республике Башкортостан выявлено 90 случаев непредставления налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, касающихся обособленных подразделений организаций, что в 2,4 раза больше, чем в 2017 году (в 2017 году – 37 случаев). Сумма предъявленных налоговых санкций в консолидированный бюджет Республики Башкортостан (по нормативу
50 процентов) составила 8,2 тыс. рублей (в 2017 году – 2,9 тыс. рублей).
В связи с этим проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 126 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления ответственности за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации
(за исключением филиалов и представительств), путем представления соответствующих документов в установленный срок. Административный штраф за указанное правонарушение предлагается установить в размере 40 тысяч рублей (аналогично пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации в целях соблюдения единого подхода к наказанию за непостановку на учет в налоговом органе).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет (по нормативу 50 процентов)
и в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов
с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) (по нормативу 50 процентов).

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

М. В. Подкопаев

Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2017

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Вид нарушения

Штраф

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

В Госдуму поступил законопроект с поправками в ст. 126 НК, который предусматривает ужесточение ответственности за несообщение в ИФНС сведений о создании обособленного подразделения организации.

С 1 января 2020 за это предлагают штрафовать на 40 тыс. рублей.

Напомним, в настоящее время штраф за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях составляет 200 рублей.

Существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих установленные требования постановки на учет «обособок», отмечается в пояснительной записке к проекту.

Кроме того, в случае непостановки на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений в бюджеты субъектов РФ, в которых находятся такие «обособки», не поступают налоги и сборы.

Между тем согласно пункту 2 статьи 116 НК ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

В этой связи штраф за непостановку на учет «обособки» предлагают установить на уровне штрафа за осуществление деятельности без регистрации.

Авторы проекта — депутаты Башкортостана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *