Штраф за неуведомление о приеме госслужащего

Штраф за бывшего госслужащего: как снизить или избежать

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 19 января 2018 г.

Содержание журнала № 3 за 2018 г.М.Г. Мошкович,
старший юрист Если госслужащий, чья должность входила в специальный перечень, пришел к вам на работу в пределах 2 лет после своего ухода с госслужбы, то нужно в 10-дневный срок сообщить об этом по его прежнему месту работы. В противном случае компании может грозить штраф до полумиллиона рублей. А срок давности по такому нарушению составляет 6 лет. Поэтому так важно быть в курсе новых разъяснений ВС о нюансах привлечения к ответственности в этом случае.

Постановление Пленума ВС от 28.11.2017 № 46 (далее — Постановление ВС № 46)

Когда штрафа быть не должно

Ситуация 1. На момент найма должность госслужащего уже исключена из специального перечня. Перечни, с которыми вы должны сверяться, могут быть утверждены госорганомст. 64.1 ТК РФ; ч. 1, 4 ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ); п. 3 Постановления ВС № 46:

•непосредственно для целей информирования о приеме бывшего госслужащего на работу;

•для представления госслужащими сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

О порядке приема на работу бывших госслужащих читайте:

2017, № 3, с. 73

Но из законодательства неясно, на какой момент должно выполняться условие о наличии должности в перечне — на момент приема на работу или на момент прохождения госслужбы?

По мнению ВС, если к моменту заключения трудового (гражданско-правового) договора замещаемая госслужащим должность уже исключена из перечня, то неуведомление госоргана не считается нарушениемп. 4 Постановления ВС № 46. Это важно, ведь если должность исключена, то при проверке документов соискателя кадровик ее не обнаружит в перечне. Следовательно, сообщение не будет отправлено. В случае претензий проверяющих ссылайтесь на разъяснение ВС.

Полный текст комментируемого Постановления Пленума ВС можно найти:

раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Ситуация 2. Вы приняли на работу экс-госслужащего, который не получил согласие конфликтной комиссии своего госоргана на трудоустройство. Напомним, что гражданин должен обращаться в такую комиссию, если во время госслужбы в число его обязанностей входили какие-либо функции управленческого характера в отношении вашей компаниист. 64.1 ТК РФ; ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ. К примеру, он занимал руководящую должность в вашей налоговой инспекции.

Получить согласие конфликтной комиссии — обязанность самого гражданина, вы даже не вправе отказать ему в приеме на работу, если согласия нетст. 65 ТК РФ. Однако ранее ВС говорил, что при трудоустройстве госслужащего без такого согласия компанию могут привлечь к ответственностипреамбула Обзора, утв. Президиумом ВС 30.11.2016; ст. 19.29 КоАП РФ. Хорошо, что теперь он считает по-другомуп. 1 Постановления ВС № 46.

Внимание

Нарушения, связанные с приемом на работу экс-госслужащих, выявляет прокурор, а штрафы за эти нарушения налагает судч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.

Ситуация 3. Вы заключили с работающим у вас экс-госслужащим договор о внутреннем совместительстве. По мнению ВС, уведомление в этом случае не направляется. Извещать госорган нужно только о приеме бывшего госслужащего в качестве внешнего совместителяп. 6 Постановления ВС № 46.

А вот у Минтруда иная точка зрения по этому вопросу. Он считает, что надо направлять сообщение по каждому заключенному договору, в том числе и по договору о внутреннем совместительствепп. 62, 63 Методических рекомендаций, направленных Письмом Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943.

На наш взгляд, подход трудового ведомства более логичен. Ведь в сообщении указывается круг обязанностей бывшего госслужащегоподп. «г» п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. И госоргану важно их знать, чтобы оценить, не возникнет ли конфликт интересов. А обязанности сотрудника по основной работе и по внутреннему совместительству должны быть разныест. 60.1 ТК РФ. Поэтому уведомление лучше направить.

Когда штраф можно снизить или заменить на замечание

Ситуация 1. Сообщение в госорган направлено вовремя, но не соблюдены требования к его форме и содержаниюпп. 3, 5—7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29. Это тоже нарушениест. 19.29 КоАП РФ. Но, по мнению ВС, его могут признать малозначительным, что позволит вам отделаться устным замечаниемп. 14 Постановления ВС № 46; ст. 2.9 КоАП РФ. Приятно, что в этом вопросе ВС также изменил свою позицию. Ведь год назад он разъяснял: нормы КоАП о малозначительности в принципе не могут быть применены к нарушениям, связанным с неисполнением работодателем своих обязанностей при приеме экс-госслужащих на работуп. 8 Обзора, утв. Президиумом ВС 30.11.2016.

Рассказываем руководителю

КоАП предусматривает льготу для субъектов малого и среднего бизнеса, совершивших административное нарушение в первый раз. При определенных обстоятельствах штраф им может быть заменен на предупреждение. Но в отношении ст. 19.29 КоАП (нарушения при информировании госоргана о приеме на работу бывшего госслужащего) эта поблажка не действуетч. 1, 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Ситуация 2. Вы опоздали с отправкой сообщения, при этом конфликта интересов нет. По правилам КоАП, если санкции за какое-либо нарушение достаточно высоки (не менее 100 тыс. руб. для компании и не менее 50 тыс. руб. для руководителя), можно просить о снижении штрафа ниже минимального пределач. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Это допускается в исключительных обстоятельствах, связанных с характером и последствиями нарушения, а также с финансовым положением нарушителя.

Как разъясняет ВС, в случае с госслужащими к таким обстоятельствам можно отнестип. 13 Постановления ВС № 46:

•отсутствие в числе обязанностей вашего работника во время госслужбы каких-либо функций управленческого характера в отношении вашей компании;

•ваше содействие в раскрытии нарушения.

Минимальная планка штрафа «за госслужащих» для руководителя — 20 тыс. руб., а для компании — 100 тыс. руб.ст. 19.29 КоАП РФ Поэтому компания может просить о снижении штрафа ниже «минималки» (но не ниже 50 тыс. руб.ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ), а ее руководитель — нет.

Когда директор не должен платить штраф

Если директор назначен на должность уже после того, как был пропущен срок отправки сообщения в госорган, то отвечать за это должен прежний руководитель, несмотря на увольнение. По мнению ВС, нового директора наказать нельзя, даже если для исправления ситуации он все-таки отправил сообщение в госорган с нарушением срокап. 11 Постановления ВС № 46.

Заметим, что невиновность нового директора никак не препятствует прокурору привлечь к ответственности организацию — она-то не «увольнялась». А разница в штрафах у руководителя и у компании весьма значительнаст. 19.29 КоАП РФ. В связи с этим, возможно, и не стоит доказывать прокурору, что новый директор не виноват. Ведь старого директора он вряд ли будет разыскивать, скорее оштрафует компанию.

Когда штрафов может быть два

Если экс-госслужащий трудится неофициально, то, разумеется, никто не будет посылать сообщение в госорган. Но если проверяющим удастся доказать фактическое допущение сотрудника к работе, то работодателю грозят два штрафап. 7 Постановления ВС № 46:

•за ненаправление уведомления в госорганст. 19.29 КоАП РФ;

•за уклонение от оформления трудового договорач. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Напомним, что все особые требования к трудоустройству экс-госслужащего действуют только в течение 2 лет после увольнения с госслужбы. Потом ему в любом случае не нужно получать согласие конфликтной комиссии, а вам — направлять сообщение о его приеме на работуст. 64 ТК РФ; ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ. Возможно, поэтому до истечения этого срока трудовые отношения иногда не оформляются официально.

* * *

Также вы должны направить сообщение в госорган, если бывший госслужащий принят по гражданско-правовому договору для выполнения работ (услуг) в течение месяца с оплатой более 100 тыс. руб.ч. 1, 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ Как разъяснил ВС, это касается и случаев, когда срок такого договора не превышает месяцап. 2 Постановления ВС № 46. То есть это может быть и разовая оплата за работу (услугу).

>Какая ответственность предусмотрена за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего?> Вопрос

Что грозит организации, если при приеме на работу работодатель не знал о том, что новый сотрудник – бывший госслужащий или муниципальный служащий?

Ответ

Ответ на вопрос:

За неуведомление или за несвоевременное уведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального госслужащего, должность которого включена в специальные перечни и с момента увольнения которого со службы прошло менее двух лет, административная ответственность наступает по ст. 19.29 КоАП РФ.

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Однако суды могут назначить организации штраф в сумме меньше минимального размера, если 10-дневный срок уведомления нарушен всего на 1–2 дня (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом должностным лицам назначить штраф меньше минимального размера не могут (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016 г.

Если при приеме на работу работодатель не знал о том, что новый сотрудник – бывший госслужащий или муниципальный служащий и не отправил уведомление в срок, то организацию могут освободить от административной ответственности.

Такая ситуация возможна, если бывший служащий не предоставил трудовую книжку при приеме на работу и не сообщил о своем статусе. В таком случае вина работодателя в том, что он не направил уведомление по последнему месту работы бывшего госслужащего, отсутствует. Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016 г., а также постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Как принять на работу бывшего государственного или муниципального служащего

Свои особенности имеет прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего. При устройстве на новую работу такой сотрудник обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте службы. Это правило касается не всех служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:

 с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;

 должность служащего включена в специальные перечни.

Об этом говорит часть 2 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Так, для федеральных государственных служащих перечень утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Такой порядок следует из положений и пунктов 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925.

Работодатели могут ознакомиться с соответствующими перечнями должностей государственной или муниципальной службы на официальных сайтах органов федеральной или региональной государственной власти, а также органов местного самоуправления, в которых новый сотрудник ранее проходил службу. Информацию о включении той или иной должности в перечни можно также получить по запросу в федеральных или региональных органах власти или местного самоуправления, в которых сотрудник ранее проходил службу.

Это важно, потому что о заключении трудового договора с таким сотрудником работодатель должен сообщить по последнему месту службы. Направлять уведомление нужно, даже если после увольнения с госслужбы он успел поработать в нескольких компаниях. Правомерность такой позиции подтверждает Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 28 ноября 2017 г. № 46.

Другие правила действуют, если заключаете с таким сотрудником гражданско-правовой договор. Направьте уведомление, если одновременно выполняются три условия:

 с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;

 должность бывшего служащего включена в специальные перечни;

 стоимость услуг по заключенному ГПД составляет более 100 000 руб. в месяц.

Такие правила установлены в части 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 30 января 2015 г. № 18-2/10/П-444, а также Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 28 ноября 2017 г. № 46.

В государственных и муниципальных учреждениях

Если бывший служащий устроился на работу или заключил договор оказания услуг с государственным либо муниципальным учреждением, то сообщать о заключении с ним трудового договора либо договора оказания услуг с данным учреждением не нужно. Поскольку трудоустройство бывшего служащего в такие учреждения не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью. Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016 г.

Направить сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим нужно в течение 10 календарных дней. Срок отсчитывайте со дня, который следует за днем заключения трудового договора. Если последний день срока выпадает на выходной или праздник, то направить уведомление можно в следующий рабочий день (постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46). Сообщение составьте в произвольной форме с учетом требований из Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29. Так, сообщение должно быть:

 оформлено на бланке организации;

 подписано руководителем либо другим уполномоченным сотрудником с правом подписи трудовых договоров со стороны работодателя;

 заверено печатью организации или кадровой службы, если в организации применяют печати.

В самом сообщении укажите:

 фамилию, имя, отчество сотрудника, в том числе прежние данные, если они менялись;

 число, месяц, год и место рождения сотрудника;

 должность, которую сотрудник замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы, согласно сведениям из трудовой книжки;

 полное и сокращенное наименование организации-работодателя.

В зависимости от вида договора, который заключен с бывшим служащим, в сообщении укажите еще ряд данных.

При заключении трудового договора отразите:

 дату и номер приказа о приеме на работу;

 дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дату начала работы, а также срок действия договора;

 наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии;

 должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.

При заключении гражданско-правового договора укажите:

 дату и номер договора;

 срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;

 предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата;

 стоимость работ или услуг по договору.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 3–7 Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29.

Сообщать о приеме бывших муниципальных или государственных служащих нужно, даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы. То есть характер предстоящей работы никакого значения не имеет, важен сам факт заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим. На это указывают и суды, см., например, постановления Ярославского областного суда от 20 июля 2015 г. № 4А-287/2015, Санкт-Петербургского городского суда от 19 ноября 2013 г. № 4а-1534/13, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 октября 2013 г. № 4А-585/2013.

Основание увольнения со службы также никак не влияет на обязательность уведомления, если соблюдены все остальные условия.

Внимание: если ведомство, в котором работал бывший служащий, ликвидировано, то уведомление направьте правопреемнику.

Внимание: за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего или о заключении с ними гражданско-правового договора предусмотрена административная ответственность (ч. 5 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 19.29 КоАП РФ).

Привлекают к ответственности за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего, как правило, руководителя организации как должностное лицо. Привлечь к ответственности другого сотрудника, например специалиста кадровой службы, могут, только если обязанность по соблюдению законодательства о противодействии коррупции прямо предусмотрена в его трудовом договоре или должностной инструкции. Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, постановление Верховного суда РФ от 13 августа 2013 г. № 67-АД13-6, постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46.

Ответственность по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях может наступить и в случае уведомления о приеме на работу бывшего служащего с опозданием (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2013 г. № 4а-886/13). Однако суды могут назначить организации штраф в сумме меньше минимального размера, если 10-дневный срок нарушен всего на 1–2 дня (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом должностным лицам назначить штраф меньше минимального размера не могут (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016 г.

Общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих составляет 6 лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Это отмечают и суды, см., например, постановления Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2013 г. № 4а-114/2013, Пермского краевого суда от 11 апреля 2013 г. № 44а-270, постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 26 апреля 2013 г. № 4а-227/2013.

Если при приеме на работу работодатель не знал о том, что новый сотрудник – бывший госслужащий и не отправил уведомление в срок, то организацию могут освободить от административной ответственности. Такая ситуация возможна, если бывший госслужащий не предоставил трудовую книжку при приеме на работу и не сообщил о своем статусе. В таком случае вина работодателя в том, что он не направил уведомление по последнему месту работы бывшего госслужащего, отсутствует. Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016, а также постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46.

Совет: коммерческие организации редко имеют дело с бывшими служащими. Поэтому специалисты службы персонала часто забывают об уведомлении: пропускают 10-дневный срок или не сообщают вовсе. Есть способ защитить себя от забывчивости и избежать досадных штрафов.

Введите в организации правило: при приеме на работу новых сотрудников в обязательном порядке дайте им заполнить специальное заявление. В нем новичок самостоятельно указывает, работал он на государственной или муниципальной службе или, напротив, не работал.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры

Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего

СТ 19.29 КоАП РФ

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающей ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, закреплено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Следует учитывать, что Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которым регламентируется деятельность указанных комиссий.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы установленного законом требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Неисполнение работодателем данной обязанности, закрепленной законом, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Необходимо отметить, что перечень таких должностей устанавливается Указами Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 18.05.2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

2. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ, регламентирующей условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

3. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере противодействия коррупции, в частности соблюдение установленных законодательством РФ ограничений, налагаемых на гражданина, замещающего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, при нахождении на государственной или муниципальной службе либо после увольнения с государственной или муниципальной службы.

4. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных действий: привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещающего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», в частности, в отсутствии согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

5. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

6. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в умышленной или неосторожной форме вины.

Верховный суд России разъяснил, за что нельзя наказывать чиновников

Верховный суд сделал обзор судебной практики споров, связанных с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности, при этом в обзор включены преступления с точки зрения нарушения Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Государственного или муниципального чиновника, нарушившего служебную дисциплину, а это выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе привлечь к дисциплинарной ответственности, в частности, уволить «в связи с утратой доверия».

Понятие «утрата доверия» рассматривается как утрата уверенности нанимателя в правомерности дельнейшего поведения служащего, что может сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей. А лицо, совершившее такое преступление может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Однако «утрату доверия» можно считать весьма субъективным понятием, что позволяет использование данной меры в значительной степени на усмотрение работодателя. Большая часть служащих, получивших подобную запись в трудовой книжке, обращаются в суды с требованиями восстановить их на службе, а также признать незаконными решения комиссий и наложение дисциплинарных взысканий.

Коррупционные правонарушения можно условно разделить на «малозначительные» и «тяжкие». В первом случае в качестве меры наказания применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Во втором случае служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. К числу подобных проступков ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» относит:

— непринятия лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

— утаивание сведений о доходах и имуществе, как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— управление коммерческой организацией (кроме оговоренных законом случаев);

— предпринимательская деятельность;

— вхождение в управляющий или контролирующий орган иностранной некоммерческой организации (если иное не предусмотрено законом).

Обзор судебной практики 2012–2013 годов показал, что основными причинами применения дисциплинарных взысканий к госслужащим и муниципальным чиновникам являются ведение предпринимательской деятельности, возникновение конфликта интересов и непредставление сведений о доходах и имуществе. Инициаторами увольнений были не только представители нанимателя, но и прокуроры, которые в числе прочего обращались в суд с требованием расторгнуть контракт с провинившимся служащим. Подчеркнем, что основанием для дисциплинарного наказания является только дисциплинарный проступок, и вынесение обвинительного приговора по уголовному делу не является условием наступления дисциплинарной ответственности. Это правило действует и в противном случае — если вынесен оправдательный приговор, а коррупционный проступок имел место, то чиновник не освобождается от дисциплинарной ответственности.

Чтобы добиться соответствия между тяжестью наказания и личностью нарушителя, суды уточняют не только факт нарушения, но и обстоятельства правонарушения, соблюдения служащим других запретов и предыдущие результаты исполнения своих обязанностей.

В качестве примера представлен Б., занимавший должность руководителя территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Он утаивал сведения об имеющемся у него счете в банке, на который было переведено около 22 миллионов рублей. Суд посчитал увольнение правомерным, учитывая тяжесть правонарушения (сокрытие получения дохода в размере двадцати двух миллионов рублей), тот факт, что ранее к Б. применялось взыскание за аналогичное правонарушение, а также то, что Б. не предоставлял объяснения и уклонялся от комиссии, которая вела проверку по факту нарушения.

Конфликт интересов — это противоречие между надлежащим исполнением своих служебных обязанностей и получением для себя лично (либо для третьих лиц) какой-либо выгоды.

В случае возможности возникновения конфликта интересов государственный служащий обязан письменно известить своего начальника, предотвращение конфликта тогда может быть в изменении должностного положения, отвод или самоотвод служащего от исполняемых обязанностей.

В обзоре приводится пример дела некой П., переведенной на должность заведующего отделом архитектуры и строительства района. Основанием для увольнения и отказа в удовлетворении иска стали подтвержденные факты того, что П., пользуясь своим положением, заключала договоры с коммерческими организациями, одной из которых владел ее отец, а второй сын. При этом резко уменьшился объем работы, выполняемый муниципальными учреждениями архитектуры.

В части 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» прописана обязанность чиновника, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление. В обзоре рассматривается дело уволенного таможенного чиновника, который после вступления в должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста не передал в управление свою долю коммерческой брокерской фирмы, занимающуюся операциями с декларированием товаров, идущих через границу.

В случае если при возникновении возможной ситуации конфликта интересов нет материальной составляющей, суд может вынести решение о признании незаконным увольнения чиновника и отмене дисциплинарных взысканий, как это произошло с делом Я., занимающей должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств. Я. не сообщила о возможном конфликте интересов с организацией, где начальником отдела работал муж Я.. Суд поддержал решение об отмене дисциплинарных взысканий на основании того, что муж истицы не имеет отношения к деятельности организации по обеспечению граждан лекарственными средствами. А утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов не подтверждены фактическими доказательствами.

Близкое родство муниципальных чиновников само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений. Суд восстановил замглавы города в должности, после того как ее уволили на основании того, что на работу в администрацию была принята невестка замглавы. Поскольку нет факта непосредственной подчиненности по роду службы, а замужество состоялось после принятия на работу, суд не увидел оснований для прекращения служебных отношений с истцом на основании пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Непредставление информации о доходах и имуществе не всегда является поводом для увольнения, поскольку данную информацию обязаны представить лишь чиновники, чьи должности включены в соответствующие перечни. Если должности в перечне нет — чиновник не должен отчитываться, на этом основании суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации, не сообщившего о своих доходах.

Очевидно, что к чиновникам необходимо предъявлять определенные жесткие требования и требовать их исполнения, но при этом важно не допускать и нарушения их прав.

Помимо обязанностей законом установлены и запреты в отношении чиновников – им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Новости

administrator Категория: Новости Опубликовано: 31 октября 2018 Просмотров: 3410

О незаконном привлечении к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего

В соответствии с действующим законодательством работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За неисполнение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность по статье 19.29 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Одновременно Пленумом Верховного Суда РФ разъяснены отдельные вопросы правоприменения указанных норм закона. В частности, сформулирована объективная сторона правонарушения, которая выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора работодателю госслужащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ, в течение 2-х лет после его увольнения с госслужбы.

При этом не является нарушением требований ч.4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» несообщение работодателем представителю нанимателя (работодателя) бывшего госслужащего в случае перевода последнего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).

Вместе с тем, при уклонении работодателя от оформления с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности (ст.5.27 КоАП РФ).

В целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции Федеральным законом от 03.08.2018 № 307 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, в частности, в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» внесены изменения в части, наделения руководителей государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции правом получать справки по счетам физических лиц, а в отдельных случаях и юридических лиц.

Кроме того, упрощен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных и муниципальных служащих и некоторых категорий работников организаций в случае признания последними факта совершения правонарушения (за исключением увольнения в связи с утратой доверия). Дисциплинарное взыскание может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения государственного (муниципального) служащего. Закреплен единый срок давности для применения дисциплинарных взысканий: не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Изменения внесены также в Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в части установления контроля за расходами отдельных категорий лиц (в частности: должностей членов Совета директоров Банка России, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и др.), обязанных представлять сведения о расходах, и освобождённых от этих должностей (уволившихся) в процессе осуществления такого контроля, по некоторым сделкам, совершённым ими в период замещения (занятия) данных должностей. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами указанной категории лиц (расходами супруги (супруга) и их несовершеннолетних детей) является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации соответствующих материалов.

По результатам рассмотрения указанных материалов органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся привлечения юридических лиц, в интересах которых были совершены передача, предложение или обещание незаконного вознаграждения должностным лицам.

Напомню, что ответственность юридического лица, в интересах которого совершены указанные действия, предусмотрена ст. 19.28 КоАП РФ. За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде многомиллионных штрафов.

В настоящее время статья 19.28 КоАП РФ дополнена примечанием 5, согласно которому юридическое лицо освобождается от административной ответственности за указанное административное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Вместе с тем, на фоне указанного смягчения законодательства об административных правонарушениях, усилены нормы в части обеспечения исполнения наказания.

Теперь назначенный судом штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При этом в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение данного административного правонарушения будет применяться арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении.

Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *