Штраф за неуплату торгового сбора

Неуплата торгового сбора в Москве: штраф для ИП и организаций

Отечественные предприниматели, работающие в торговле, обязаны ежеквартально выплачивать фиксированную сумму, так называемый «торговый сбор». В НЗ нашего государства отведена этому вопросу глава 33, включающая в себя 9 статей с разъяснениями http://ipipip.ru/nk/gl33/.

Он работает с начала июля 2015 года в больших городах федерального значения, а именно: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Сейчас этот закон принят в разработку только Москвой, и за один рабочий квартал в бюджет столицы уже поступило около 2 миллиардов рублей от плательщиков.

Кто же попадает под категорию плательщиков ТС в нашей стране? Это и ИП (физические лица), и организации (юридические лица), которые получают прибыль от торговли:

  • в розницу (магазины, павильоны, киоски, палатки, ларьки, независимо от наличия торгового зала);
  • посредством нестационарной торговой сети (развозная и разносная торговля с автофургонов, автолавок, мобильных прилавков, тележек и т. д.);
  • на розничных рынках.

При этом торговцы платят не за само действие продажи какого-либо товара, а за объект торговли, с помощью которого эта продажа осуществляется (помещение магазина, ларек, киоск и т. д.). Но оплачивать все же придется каждому торговцу (если он не попадает под льготы), иначе грозит наказание от государства – штраф.

Сумма такой выплаты абсолютно не зависит от того, что продается (это могут быть и продукты питания, и непродовольственные товары). Он выплачивается даже в том случае, если потенциальный плательщик совершил единоразовое действие продажи какого-либо товара, то есть значимым является сам факт торговли.

Размер штрафа за ложный вызов спеццслужб

Сроки уплаты установлены соответствующими статьями НК РФ: период обложения – 1 квартал, не позже 25 числа (например, если вы сделали соответствующие выплаты до 25 октября, то следующие производятся до 25 января и т. д).

Льготы

Ряд торгующих бизнесменов могут воспользоваться льготами и не платить ТС, что предусмотрено соответствующим законом. Для этого необходимо, чтобы:

  1. Площадь объекта нестационарной или стационарной торговли (как с торговым залом или без) была меньше ста квадратных метров.
  2. Площадь, занятая оборудованием для торговли и демонстрации товаров, меньше десяти процентов от общей торговой площади.

В льготную категорию входят торгующие готовой продукцией парикмахерские салоны, химчистки, ателье по пошиву одежды и обуви, ювелирные мастерские и т. д.

Кроме этого, ТС не предусмотрен для ряда объектов (но с условием, что будет подано уведомление в налоговую инспекцию, иначе придется оплатить штраф):

  • государственных бюджетных учреждений;
  • почтовых отделений и киосков печати;
  • объектов для продажи сопутствующих товаров в местах культурного времяпровождения (музеях, театрах, кинотеатрах) с выручкой больше 50%;
  • объектов бытовых услуг, где также разрешена торговля;
  • владельцев торговых автоматов и палаток на рынках;
  • плательщиков ЕСХН;
  • автозаправочных станций;
  • ИП, работающих с патентной системой налогообложения (для них уведомление не требуется).

То есть автономные, бюджетные и казенные учреждения освобождены от выплаты такого сбора.

Оплата торгового сбора

Чтобы получить возможность оплатить ТС бизнесмену (или организации), занимающемуся продажей товаров, необходимо стать на учет в местной налоговой инспекции (именно там, где был зарегистрирован объект, с которого ведется торговля, или где зарегистрирован ИП). Даже если торговля ведется за пределами города Москвы, а объект был зарегистрирован именно в этом городе, то учет совершается по месту регистрации (в Москве), а не по месту совершения действия продажи.

Итак:

  1. В налоговую инспекцию подается специальное уведомление (формы таких документов предоставлены на сайте ФНС РФ https://www.nalog.ru/rn77/taxation/shopcoll/), в нем указывается:
    • вид торговой деятельности предпринимателя;
    • тип объекта торговли (ларек, киоск, магазин и т. д.);
    • характеристики объекта (количество самих объектов, их площадь).
  2. Если показатели или их характеристики объекта изменились, следует обязательно уведомить налоговиков об этом в течение пяти дней.
  3. Через пять дней после принятия уведомления налоговой службой сам торговец-бизнесмен (или представитель торгующей организации) получит на руки свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора.
  4. Согласно полученному свидетельству, производится ежеквартальная уплата ТС (до 25 числа) в том же отделении налоговой, где предприниматель становился на учет.

Эксперты напоминают: за неоформленное вовремя уведомление положен штраф. Учтите, что такое уведомление можно подать в налоговую службу в электронном варианте. Для этого можно воспользоваться программой «Налогоплательщик ЮЛ» https://www.nalog.ru/rn77/program/all/nal_ul/, которая разработана специально для организаций и ИП, занимающихся продажами. Особенностью этой программы является проверка на наличие ошибок и их исправление.

Сроки для оплаты штрафа в 30 тысяч рублей за езду в нетрезвом виде

Расчет ТС: самостоятельно и онлайн

Специалисты напоминают, что сумму ТС нужно предварительно правильно рассчитать. Это несложно сделать самостоятельно, а можно воспользоваться онлайн-калькулятором для подобных расчетов на сайте «Консультант Пульс» http://consultantpuls.ru/calctorg/. При этом необходимо указать вид торговой деятельности и количество объектов.

Для самостоятельных расчетов из регистрационных документов необходимо взять информацию о характеристиках объекта обложения, например, площадь, которая умножается на ставку сбора. На такой критерий исчислений, как ставка торгового сбора, закон предусматривает максимальные ограничения:

  • для патентной розничной торговли не больше стоимости самого патента;
  • для розничных рынков не более 550 рублей за 1 квадратный метр площади;
  • для объектов с торговыми залами, площадь которых превышает 50 квадратных метров, не более чем для патентной торговли, но деленная на 50.

Таким образом, его размер зависит от стоимости патента.

Штраф как наказание за неуплату торгового сбора

Такая мера наказания, как денежный штраф, применяется не только для зарегистрированных неплательщиков ТС, но и для тех предпринимателей, которые несвоевременно встали на учет или вообще проигнорировали исполнение этого закона. Штраф, предусмотрен законодательством Российской Федерации по торговому сбору:

  1. За несвоевременную подачу уведомления об учете в налоговой инспекции – 10 тысяч рублей.
  2. За неуведомление об учете в налоговой комиссии – 10% от прибыли (за просроченное время) не меньше 40 тысяч рублей, руководитель платит отдельно от 2 тысяч рублей до 3 тысяч рублей.
  3. За неуведомление о снятии с учета – 200 рублей за любой не представленный документ.
  4. При полной или частичной неуплате торгового сбора, независимо от причины (например, неправильный расчет суммы), – 20 % от неуплаченного размера сбора.
  5. При умышленной невыплате торгового сбора – 40% от неоплаченного сбора.

Чтобы оплатить какой-либо штраф, необходимо воспользоваться КБК (кодом бюджетной классификации). Не следует забывать об уплате пени за просроченный штраф.

Будущее торгового сбора

Специалисты надеются, что введение нового платежа не слишком отразится на нагрузке честных налогоплательщиков, поэтому запланировано, что ежегодно в местный бюджет будет поступать около 20 миллиардов рублей. По результатам работы этого законопроекта в Москве, ожидается его внедрение и в других городах федерального значения – Санкт-Петербурге и Севастополе. Ввести этот закон в действие сразу во всех городах не удалось из-за недовольных предпринимателей.

Так, в Санкт-Петербурге такой сбор введен в 2016 году не будет, потому что ИП при таких выплатах могут понести убытки в размере 17 миллиардов рублей.

На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!

Торговый сбор: разложим все по полочкам

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (гл. 33 НК РФ). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (п. 1 ст. 410 НК РФ). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

О порядках и сроках уплаты торгового сбора, НДФЛ, НДС, ЕНВД и других платежей – читайте в «Энциклопедии решений. Налогообложение». Воспользуйтесь бесплатным доступом на 3 дня, узнайте ответы на интересующие налоговые вопросы и сэкономьте на штрафах и задолженностях!

Получить доступ

Новый сбор подвергся критике со стороны экспертов и предпринимателей. А в феврале 2015 года группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект1 об установлении трехлетнего моратория на введение торгового сбора в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Аргументировали они свою позицию тем, что новый сбор станет дополнительной налоговой нагрузкой и административным барьером для бизнеса. Но поскольку Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ), которое депутаты не получили. Поэтому законопроект вернули инициаторам. О том, был ли он направлен в Правительство РФ для оценки, сведений из официальных источников нет.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор, согласно НК РФ, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ). А освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики ЕСХН – по видам деятельности, в отношении которых используется спецрежим (п. 2 ст. 411 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@ «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора»). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/10382@).

Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036@ «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (п. 1 ст. 416 НК РФ).

Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (п. 1 ст. 416 НК РФ). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

Форма уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Образец уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Форма уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-2)

Другие формы и образцы

Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала (п. 2 ст. 416 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет «стоить» уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что п. 3 ст. 120 НК РФ закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ – нет.

Порядок расчета и уплаты сбора

Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал (ст. 414 НК РФ).

Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (п. 2 ст. 417 НК РФ). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора (ст. 122 НК РФ).

Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно (п. 1, п. 3-4 ст. 415 НК РФ).

Рис. Группы районов г. Москвы для определения ставок торгового сбора в 2015 году

Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (ст. 2 Закона г. Москвы). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

Всего выделено три группы районов (рис.):

  • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
  • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
  • группа 3 – все остальные районы Москвы.

На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

Вид торговой деятельности

Ставка торгового сбора (руб. за квартал)

Физический показатель

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением АЗС) и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной торговли)

81 000

28 350

40 500

Объект осуществления торговли

Развозная и разносная розничная торговля

40 500

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

а) до 50 кв. м (включительно)

60 000

21 000

30 000

Объект осуществления торговли

б) свыше 50 кв. метров
(каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м)

1200 руб.

420 руб.

600 руб.

1 кв. м площади торгового зала

Организация розничных рынков
(за 1 кв. м площади розничного рынка)

50 руб.

1 кв. м площади розничного рынка

Законом г. Москвы предусмотрены также и льготы по некоторым видам деятельности. Так, сбором не облагаются следующие объекты движимого и недвижимого имущества, применяемые:

  • в розничной торговле с использованием торговых автоматов;
  • на специализированных, региональных ярмарках или ярмарках выходного дня;
  • через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
  • в разносной розничной торговле, осуществляемой в зданиях (сооружениях, помещениях), управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы).

Таким образом, ни торговый автомат с напитками и закусками, ни павильон на ярмарке меда, ни киоск или прилавок на официальном розничном рынке сбором облагаться не будут.

Кроме того, вне зависимости от объекта торговли и осуществляемой торговой деятельности, не будут платить сбор организации федеральной почтовой связи, а также автономные, бюджетные и казенные учреждения (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы).

Рассмотрим порядок расчета торгового сбора за третий квартал 2015 на примере.

ПРИМЕР

Столичный предприниматель владеет тремя торговыми палатками (объекты нестационарной торговой сети), в которых продает печатную продукцию. Палатки № 1 и № 3 расположены в районе Марьино, палатка № 2 – на территории розничного рынка. При этом палатка № 3 в июле, августе и сентябре не использовалась. Поскольку палатка № 2 расположена на территории розничного рынка (а значит, на нее распространяется льгота), а палатка № 3 не использовалась в предпринимательской деятельности в течение всего квартала, то сбором за третий квартал 2015 года будет облагаться только палатка № 1. Учитывая, что она находится в районе Марьино (применяются ставки для Группы 3 (см. табл.) и является объектом нестационарной торговой сети, за третий квартал предпринимателю придется заплатить за ее использование 40 500 руб.

Торговый сбор и другие налоговые платежи

Федеральный законодатель предусмотрел возможность уменьшения других налогов на сумму уплаченного торгового сбора. Так, например, ИП, который вел торговую деятельность по месту своего учета, за счет уплаченного торгового сбора может уменьшить сумму НДФЛ по итогам налогового периода (п. 5 ст. 225 НК РФ). Однако здесь есть небольшая, но очень существенная оговорка. Этой льготой не получится воспользоваться, если предприниматель не подавал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Такое же правило распространяется и на организации – на сумму уплаченного сбора разрешается уменьшить налог на прибыль или единый налог для применяющих УСН (п. 10 ст. 286 НК РФ, п. 8 ст. 346.21 НК РФ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет города федерального значения или в консолидированный бюджет региона, на территории которого расположен муниципалитет, принявший решение о введении торгового сбора.

Во время подготовки материала, в редакцию поступило много вопросов от читателей нашего портала о порядке исчисления и уплаты торгового сбора, которые были направлены заместителю руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Марии Багреевой. Ответы на них читайте в нашем следующем материале.

Если у вас остались вопросы о правилах начисления и уплаты торгового сбора, их можно задать нашим экспертам на editor@garant.ru.

Осенний сбор

С 1 июля вступил в силу торговый сбор. И предприниматели до 7 июля должны были встать на учет. Все ли успели передать в налоговую уведомления?

Максим Решетников: Подано около 43 тысяч уведомлений в налоговые органы. Значительная часть из них — в электронной форме. Те, кто обычно подают отчетность в электронном виде, подали уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора через Интернет. Таких было 37%. Часть подали уведомления по почте. Оставшиеся пришли лично в налоговые инспекции. Срок для подачи уведомлений был небольшой, но все, кто хотел это сделать, успели. Налоговая служба подготовилась, инспекции работали в выходные дни специально ради приема уведомлений. Мы со своей стороны предоставили налоговой службе дополнительный персонал. Была проведена хорошая подготовительная работа. Поэтому не было жалоб на очереди. Сегодня у нас есть информация о 63 тысячах торговых объектов. Их больше, чем уведомлений, поскольку одно уведомление может содержать информацию о нескольких объектах. Например, были сетевые организации, которые в одном уведомлении подали информацию по 200-300 точкам.

Серьезно выросло число поданных заявок на приобретение патента, хотя он действует исключительно для индивидуальных предпринимателей. Это связано с тем, что наличие патента освобождает от уплаты торгового сбора. Кроме того, стоимость патента по рознице и сумма торгового сбора равны. А патент дает дополнительные преимущества, к примеру, возможность не использовать контрольно-кассовую технику, не вести бухучет, не сдавать декларации. И платить всего один налог с самой низкой ставкой.

Насколько вырос спрос на патенты?

Максим Решетников: Ощутимо. Рост идет по всем видам деятельности, а по розничной торговле так вообще на 50%. Конечно, мы связываем это в том числе с введением торгового сбора. Если подводить итоги: процесс прошел спокойно. Мы ожидали чуть больше, то есть можно сказать, что полученный результат — нижняя планка нашей оценки. Но зато мы не ждали роста спроса на патенты по торговле, в эту налоговую систему частично ушли потенциальные плательщики торгового сбора.

Может быть, кто-то еще не успел подать уведомление. Как вы советуете поступить опоздавшим?

Максим Решетников: В том случае если вы еще не подали уведомление, но понимаете, что должны были, лучше это сделать. Если подать уведомление самостоятельно, то штраф за его позднюю подачу будет символический — 200 руб. Но если уже при проверке подтвердится, что торговля идет без уплаты торгового сбора, то штрафы будут серьезные — 10% от оборота, но не менее 40 тыс. руб. Это ощутимо, особенно для небольших организаций.

Налогоплательщики из Московской области, которые ведут деятельность в Москве, говорят о том, что они не могут зачесть торговый сбор. Вы будете решать эту ситуацию?

Максим Решетников: Это вопрос Налогового кодекса РФ, а не московских законов. Изменения надо вносить в федеральное законодательство. Думаю, этот вопрос надо адресовать объединениям предпринимателей, чтобы они вышли с предложением о зачете сбора для тех, кто ведет деятельность в разных субъектах РФ.

То есть инициатива должна исходить от них?

Максим Решетников: Да. В свою очередь, мы готовы поддерживать вопрос вычетов при использовании упрощенной системы налогообложения «доходы минус расходы». Сейчас вычет можно использовать в двух случаях: на общей системе, тогда вычет идет из региональной части налога на прибыль; и на упрощенной системе налогообложения — 6% с дохода. Достаточно часто компании используют упрощенную систему «доходы минус расходы» и с разницы платят 15%. В этом случае возможность зачесть торговый сбор пока что не предусмотрена. Кроме того, есть налогоплательщики, которые платят налоги в бюджеты двух субъектов, в таком случае никакого вычета не возникает.

Если в целом говорить про систему «доходы минус расходы», то, конечно, она является наиболее распространенным способом снижать налоговую нагрузку практически до нуля. А торговый сбор сам по себе является минимальным платежом. То есть меньше него уже заплатить нельзя. И он выравнивает налоговую нагрузку или делает большой шаг к выравниванию налоговой нагрузки у добросовестных предпринимателей и тех, кто занимается оптимизацией. И тем самым те, кто совсем не платили налоги, начинают платить хоть что-то.

Какие еще изменения необходимо внести, чтобы улучшить законодательство о торговом сборе?

Максим Решетников: Следует внести изменения, касающиеся подачи уведомлений теми, кто не является плательщиком торгового сбора, имеет льготу. Сейчас все должны подавать уведомления, независимо, есть у тебя льгота или нет. Надо предусмотреть возможность освобождения организации и предпринимателей от подачи уведомления в том случае, если применяется льгота. У нас объекты нестационарной торговли составляют примерно 10% от общего объема поданных уведомлений по торговому сбору. В этих процентах и вендинговые аппараты, которые по законодательству выведены из-под налогообложения. То есть льготы им предоставляются, но уведомление в любом случае надо подавать. Недавно к нам обратились коллеги из РЖД с вопросом, насколько торговля в пассажирских поездах подпадает под торговый сбор. Если строго посмотреть, то могут быть какие-то основания, чтобы применить к торговле в поезде торговый сбор. В то же время мы прекрасно понимаем, что такой задачи никогда не стояло. И надо такие разночтения нивелировать.

До сих пор огромное количество вопросов вызывает сезонная торговля, нерегулярная торговля, где торговые объекты используются не весь год. Каким образом поступить организациям, которые торгуют не весь год?

Максим Решетников: В размере этого сбора все эти факторы учтены. Кроме того, вся сезонная торговля продуктами на полюбившихся москвичам ярмарках освобождена от сбора, равно как и те, кто торгует на рынках. Но если есть какие-то дополнительные вопросы, например, по торговле ягодами или арбузами, будем их решать. Надо понимать, что у предпринимателей есть альтернатива — это патент, который можно купить на ограниченное число месяцев. И тогда вопросов с сезонностью не будет. У предпринимателей достаточно инструментов для того, чтобы все эти вопросы решить с учетом своего делового оборота.

Уже приближается первый срок уплаты. Каковы ваши прогнозы?

Максим Решетников: Срок уплаты будет по итогам квартала. И мы ожидаем, что по третьему кварталу налоговый потенциал составит около 2 млрд руб. Это та сумма, которая отражена в бюджете, и она совпадает с оценкой, которую мы делали в декабре прошлого года, когда принимали закон о торговом сборе.

Как вы планируете бороться с теми, кто не будет платить, не будет вставать на учет?

Максим Решетников: Мы обещали предпринимательскому сообществу, что будем действовать максимально аккуратно. Соответственно, первый наш этап — это предупреждение. Предупреждение в формате обращения к владельцу торгового объекта: у нас есть информация, что вы торгуете, но нет информации, что вы подали уведомление, уточните в налоговой, дошло ли ваше уведомление. Потому что бывают ситуации разные: отправил по почте — не дошло, подал уведомление — ошибся в цифрах. Ошибки были. Где-то технические. Где-то сами предприниматели не разобрались. Если по каким-то причинам не получилось подать декларацию, подайте еще раз. Штраф в 200 рублей все потянут.

Мы готовы поддерживать вопрос вычетов при использовании упрощенной системы налогообложения «доходы минус расходы». Сейчас вычет можно использовать в двух случаях: на общей системе, тогда вычет идет из региональной части налога на прибыль; и на упрощенной системе налогообложения — 6% с дохода

Из тех, кто никак не отреагировал на уведомления, мы будем формировать перечни для проверки. Списки будут выложены на нашем сайте. Но и само по себе попадание в этот перечень еще не говорит о том, что предпринимателю будет выписан штраф. У него есть 20 дней на то, чтобы подать уведомление или предоставить информацию о том, что он не является плательщиком торгового сбора в специальную Межведомственную комиссию при нашем департаменте. И уж если этого не произошло, тогда выходит проверка, составляется акт о том, что плательщик торгового сбора не зарегистрировался в налоговой.

Когда начнут рассылаться первые уведомления?

Максим Решетников: В четвертом квартале 2015 года будут проведены первые мероприятия, по крайней мере, с призывом платить торговый сбор. Возможно, опубликуем перечни неплательщиков на сайте. Какие-то контрольные мероприятия в этом году будут носить тестовый характер. Основные проверки придутся на первые месяцы следующего года.

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Жандарова

Много шума и нервозности у бизнес общественности вызывает торговый сбор.

Попробуем разобраться в возможностях органов власти г. Москвы по администрированию и расширению объема торгового сбора в соответствии с законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе».

Торговый сбор введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ. Этим же законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 «Торговый сбор».

Освобождаются от уплаты сбора индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, и налогоплательщики, применяющие ЕСХН.

Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ торговый сбор распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории г. Москвы с использованием объекта осуществления торговли.

К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков.

При этом сбор необходимо платить не с полученного дохода от торговли, а с тех объектов, которые используются при торговле.

Законодательством предусмотрена возможность уменьшения на сумму уплаченного сбора налога на прибыль или единого налога для применяющих УСН (п. 10 ст. 286 НК РФ, п. 8 ст. 346.21 НК РФ). При этом уменьшается сумма налога, уплачиваемая в бюджет г. Москвы.

Уполномоченный орган (орган государственной власти г. Москвы) осуществляет контроль над полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором и при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения. Уполномоченный орган составляет акт о выявлении объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений и направляет указанную информацию в территориальную налоговую инспекцию.

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Ведение торговой деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора штрафуется – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если своевременно не предоставлено в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговики могут привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ В этом случае штраф будет в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговиками будет доказано умышленное занижение базы, то 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора.

Торговый сбор относится к местным налогам, он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами г. Москвы.

В г. Москве торговый сбор введен законом от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» с 01.07.2015. В нем от уплаты сбора освобождены организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения. Кроме того, объекты розничной торговли с использованием торговых автоматов, объекты торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках. А так же объекты торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков, объекты разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

По разъяснениям Департамента финансов Правительства города Москвы, приведенным в Письме от 17 марта 2015 г. № 90-01-01-07-38/15, торговый сбор введенный с 1 июля 2015 года Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» не предусматривает ставку торгового сбора для торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада. Принимая во внимание изложенное, указанный вид деятельности торговым сбором не облагается и в связи с этим, постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора не требуется.

Вводя данный сбор, местные органы власти получили инструмент для дополнительного стабильного пополнения бюджета. Новый источник средств просто администрировать, и у органов государственной власти г. Москвы имеются возможности расширить область применения закона о торговом сборе в соответствии с НК РФ, уменьшив льготы предусмотренные законом г. Москвы. Все зависит от экономической ситуации в стране и в Москве, а она не радует.

Какой штраф за нарушение сроков подачи заявление на регистрацию в качестве плательщика торгового сбора?

Ефим, добрый день.

За неподачу налоговой декларации будет штраф, подать Вы ее должны уже оплатив налог.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

1. Непредставление в установленный законодательством о
налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту
учета
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в
установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый

полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления,
но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение
налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного
товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный
законодательством о налогах и сборах срок
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Если Вы не вставали на учет, то сейчас, уже вставать смысла нет, раз Вы этим уже не занимаетесь.

Статья 416. Учет плательщиков сбора

1. Постановка на учет, снятие с учета
организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика
сбора в налоговом органе осуществляются
на основании соответствующего уведомления плательщика сбора,
представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации,
представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В уведомлении
указывается информация об объекте обложения сбором: вид
предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с
использованием которого осуществляется (прекращается) указанная
предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или)
площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения
суммы сбора.
2. Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление
вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен
сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению
деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора
обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта
осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора,
не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
3. Постановка на учет производится на основании уведомления,
представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения
налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты
постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
4. В случае прекращения осуществления
предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления
торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Датой снятия с учета организации или
индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является
дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности,
указанная в уведомлении.
5. Формы уведомлений, а также порядок и состав
сведений, указываемых в уведомлениях, определяются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области
налогов и сборов.
6. Уведомление
о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту
осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении
которого установлен сбор, представляет собой соответствующее письменное
заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное
по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
7.
Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального
предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе
осуществляются:
по месту нахождения объекта недвижимого
имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении
которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта
недвижимого имущества;
по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) — в иных случаях.
В случае, если
несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном
образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или
Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам,
постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по
месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от
плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный
срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в
налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,
если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений,
предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Вот по этой ссылке полезная информация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *