Содержание
- Физическая география
- История Владивостока
- Экономика Владивостока
- ВУЗы Владивостока
- Музеи и достопримечательности Владивостока
- СМИ
- Ссылки
- Литература
- «Вокруг света» о Владивостоке
- Галерея «Путешествие по России» в ЭТНОМИРе
- Список городов Крайнего Севера России
- Норильск
- Мурманск
- Мончегорск
- Северодвинск
- Воркута
- Костомукша
- Оха
- Архангельск
Анадырь, безусловно, лучший северный город в нашей стране. Он меня удивил и оказался совсем не таким, как я ожидал. Я готовился увидеть что-то наподобие Певека или Тикси — депрессивного городка с кучей заброшенных серых зданий, безмолвно взирающих своими черными разбитыми окнами на захламленные контейнерами и торчащей ржавой арматурой улицы. Но вместо этого увидел ухоженный и яркий мегаполис, наполненный цветущими клумбами и детским смехом…
По большому счету в Анадыре две главные улицы: одна — барабанная дробь, — Ленина:
И вторая Отке, бывшего мэра Анадыря:
Вся жизнь сосредоточена на этих улицах или между ними. В городе нет ни одного незамеченного и неотремонтированного дома:
Все дома раскрашены. Для «москвичей» может показаться забавной блажью, но для местного населения это имеет огромное значение:
Большую часть года здесь все покрыто снегом и других цветов, кроме белого, человеческий глаз практически не видит. Поэтому разноцветные дома поднимают настроение жителям:
В отличие от большинства других российских городов, где дома тоже цветные, но при этом выглядят аляповато, здесь такого впечатления не сложилось. Наоборот, мне очень понравилась цветовая схема. Для каждого дома она своя, но при этом вместе всё смотрится очень гармонично:
Во многих наших городах бывает, что центральные улицы «сделаны», а во двор зайдешь, а там разруха. Здесь не так. Следят не только за фасадом, но и за дворами. Тут тоже все размечено, стоят знаки, выделены места для парковки личного транспорта:
На торцах многих домов сохранились советские «графити»:
Большинство федеральных зданий построены с нуля и весьма монументально. Например, здание местной Думы и Прокуратуры:
Слева направо сверху вниз: Школа, Дом Детского Творчества, Федеральное Казначейство и Больница:
В Анадыре находится самый большой деревянный храм, построенный на сваях. Через пару дней после моего приезда в город должен был приехать Патриарх и храм в спешном порядке ремонтировали и улучшали:
Кроме этого храма в городе есть еще несколько церквей:
Естественно, есть своя пожарная служба:
Полиция многочисленна, но очень вежлива и опрятна:
Практически в каждом дворе есть детская площадка и это не просто воткнутые посередине пустыря горка и грибок, а полноценная игровая площадка с кучей лазилок и специальным мягким покрытием:
Причем, это не единичная площадка. В некоторых дворах есть даже футбольные поля с искусственным покрытием:
В городе несколько детских садов, но обо всей социальной инфраструктуре я расскажу в отдельном посте. Пока что хочу сказать о двух проблемах: мусорках и собаках.
Мусорные баки открытые и привлекают множество чаек, которые растаскивают мусор по всей округе. Местные жители не любят закрывать крышки, так что баки стоят открытые и доступные. На мой взгляд надо либо делать баки, как на Шпицбергене, которые закрываются не только от чаек, но и от белых медведей, либо строить вокруг баков сарай с сеткой и закрывать его на кодовый замок, как в Копенгагене.
Вторая проблема — это собаки. Их по городу бегает огромное количество. В основном бездомные. Когда они собираются в своры, то могут напасть и на людей. Собаки есть у многих и когда люди уезжают на материк, собак они просто бросают на улице:
В Анадыре какое-то несуразно большое количество детей и молодежи. Такое впечатление, что все старики уехали, а молодежь, наоборот, приехала. Ни в одном другом городе России я не видел столько людей с колясками. Население города 13 тысяч человек и при этом в местном роддоме в год рождается около 500 детей!!!
В каждом подъезде на первом этаже стоят коляски и детские велосипеды. Кстати, кража коляски — самое распространенное преступление в Анадыре. Интересно, кому воры их потом продают? Население-то небольшое:
Некоторые подъезды закрыты домофонами, что для Севера очень нетипично и опасно. Зимней полярной ночью в пургу можно легко заблудиться и замерзнуть, если нет возможности зайти в соседний подъезд и погреться:
Есть пешеходные улица с фонарями:
Плитка на тротуарах не пучится и не крошится:
Большинство городских газонов засажено цветами:
Их специально привозят в Анадырь с юга:
На детских площадках стоит освещение с солнечными батареями.
На 13 тысяч жителей в городе установлено 10 тысяч видеокамер наблюдения. Они стоят практически на каждом доме. Весь город кем-то просматривается.
Заботу о горожанах хорошо видно на примере левой нижней фотографии. В этом месте узкий тротуар огибает угол дома. Когда идешь по нему, так и хочется сойти на дрогу. Чтобы этого не происходило, в этом месте тротуара установлено ограждение.
На площадях в центре города установлены общественные туалеты.
Общественный транспорт бесплатный. Метро пока в планах, но автобусы ходят три раза в день (утром, днем и вечером) и развозят людей на работу:
В остальное время люди передвигаются в основном на такси. Местные говорят, что таксистов у них больше чем людей. В городе 200 машин такси. Поездка в любое место стоит 100 рублей. Приезжают в течение 2 минут:
Машины в основном праворульные и либо японские малолитражки только для поездок по городу, либо монстрики на больших колесах для тундры:
Удивительно, но в городе улицу переходят только на зеленый свет светофора. Я не знаю, как удалось этого добиться. Власти говорят, что это случилось спонтанно и без их вмешательства. Просто пошла мода на вежливость и культуру и стало считаться дурным тоном переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.
Я был удивляен этой ситуацией. Абсолютно пустая дорога, хорошо просматриваемая на пару километров в каждую сторону и при этом люди, которые стоят и ждут зеленый свет:
Дети гуляют организованно и поднимают флажки, когда переходят дорогу:
Все улицы Анадыря забетонированы, размечены и с тротуарами. Но это не те убитые «бетонки» к которым мы привыкли в остальной России. Анадырские дороги сродни заливным полам в дорогих складских комплексах. Они идеально гладкие и ровные. Везде имеются тротуары, выложенные плиткой. Разметка на дорогах. Знаки пешеходных переходов и указатели улиц:
За дорогами следят. В некоторых дворах бетон отвоевывает место у газонов. Оставшиеся газоны засыпают привозным черноземом. Опавшую листву убирают. В общем, за городом следят. Коммунальные службы работают:
Большинство дворов в северных городах заставлены контейнерами. Люд приезжают на Север со своими пожитками, которые привозят в контейнере. После этого, контейнер оставляют перед подъездом и используют как сарай. В Анадыре была специальная программа, по очистке города от этих «ракушек». Контейнер можно ставить толко временно, если семья уезжает и ей надо загрузить вещи:
Естественно, все дома на сваях. Это делается для того, чтобы не дом своим теплом не растапливал вечную мерзлоту, в которую вбиты сваи:
Под домами устроены проходы. Кое где их даже застилают персидскими коврами:
Как и везде, тут много малых архитектурных форм и памятников. При этом город выгодно отличается от многих других, где мэры ставят кучу скульптур и считают свою миссию «заботы о народе» выполненной, забывая о дорогах и детских садиках:
Центральный монумент посвящен Святителю Николаю Архиепископу Мирликийскому Чудотворцу:
Город отделен от аэропорта проливом. Добраться на ту сторону можно на видавшем виде рейсовом катере «Камчатка»:
Машины перевозят на баржах, но с машинами ездят редко. Предпочитают такси с этой и потом с той стороны. Такси, напомню, стоит 100 рублей в любую точку города:
Владивосток. Вид на бухту Золотой Рог с сопки Тигровая.
Фото: «Вокруг света»
Население: 578.2 тыс. чел. (на 1.1.2010)
Площадь города 56 154 га. Город делится на 5 районов: Ленинский, Первомайский, Первореченский, Советский, Фрунзенский.
Карты города ; .
Телефонный код: 4232
Местное время — московское +7 часов
День города: 2 июля
Физическая география
Географические координаты (43°06’с.ш. 131°52′ в.д.) Исторический центр города — и дореволюционная застройка центральных улиц. Город, расположенный на полуострове Муравьева-Амурского, граничит на севере с Артемовским городским округом, на востоке, юге и западе омывается водами залива Петра Великого (с запада — Амурский залив, с востока — Уссурийский залив, с юга — пролив Босфор Восточный). Материковая часть на западном берегу Амурского залива, прилегающая к полуострову Песчаный, граничит с Хасанским муниципальным районом, с востока граница проходит по береговой линии Амурского залива. Город располагается на высотах 200-250 м над уровнем моря.
Климат — умеренно муссонный. Зимой преобладает сухая, морозная погода, весна приходит достаточно рано, лето влажное и туманное. Часто бывают тропические циклоны — тайфуны. Август-сентябрь — самое благоприятное время года. Среднегодовая температура в положительная: +4,2°C , среднемесячная температура января -13°C (минимальная -31,4°C), среднемесячная температура августа + 19,4°C (максимальная +34,1°C). Средний годовой уровень осадков: 799 мм (рекордный максимум осадков за сутки: 243,5 мм) .
История Владивостока
Важные ресурсы по истории Владивостока:
- (история с древнейших времен по 1970-е)
Владивосток во второй половине XIX века начале — XX века
На берегах бухты Золотой Рог 2 июля (20 июня по старому стилю) 1860, по приказу военного губернатора Приморской области контр-адмирала П.В. Казакевича был основан военный пост, названный Владивостоком.
В 1862 военный пост Владивосток был переименован в порт и в 1871 сюда из Николаевска-на-Амуре была переведена главная морская база Сибирской военной флотилии, ставка военного губернатора и другие морские ведомства. Тогда же подводный телеграфный кабель связал Владивосток с Шанхаем и Нагасаки. В 1879 было открыто постоянное пароходное сообщение между Владивостоком и — Санкт-Петербургом и Одессой. В 1880 году Владивосток получил гражданское управление и официально был утвержден городом. Тогда в 1882 по утвержденному плану в Приморье и во Владивосток стали прибывать со всей России переселенцы, устройством которых ведало особое Переселенческое управление во главе с Т.Ф.Буссе.
Железнодорожный вокзал во Владивостоке
В 1878 в городе открылся первый театральный зал под названием «Золотой Рог». В 1879 появился видоскоп. 21 октября (12 октября по старому стилю) 1899 Во Владивостоке открылся Восточный институт, сейчас — (ДВГУ). В 1887 был открыт Владивостокский общественный бесплатный кабинет для чтения, на базе которого в 1908 открылась Владивостокская городская библиотека им. Н.В. Гоголя (сейчас это ). В 1900 было учреждено Владивостокское общество поощрения изящных искусств.
В 1893 открылось железнодорожное сообщение с Никольском (совр. Уссурийск), в 1897 — с Хабаровском — Владивосток, в 1903 — с Москвой по Транссибирской магистралью.
Владивосток после революции 1917
После двух революций 1917 Владивосток в апреле 1918 был захвачен войсками Японии, а затем здесь высадились высадились военные соединения США, Великобритании, Франции, и Италии, а также чехословаки, венгры, канадцы и китайцы. Большинство иностранных войск покинуло Владивосток в 1920, японцы ушли в 1922. 25 октября 1922 войска народно-революционной армии Дальневосточной республики под командованием И.П. Уборевича заняли Владивосток, вытеснив соединения белой армии, отплывшие на кораблях Сибирской флотилии (командующий контр-адмирал Г.К. Старк) в Посьет, и далее в Манилу. В ноябре 1922 Дальневосточная республика была была ликвидирована и вошла в состав РСФСР. Владивосток стал административным центром Приморской губерни. 20 октября 1938 казом Президиума Верховного Совета СССР был образован Приморский край с центром во Владивостоке. С 1958 во Владивостоке стала располагаться главная база Тихоокеанского военного флота, в связи с чем город был закрыт для посещения иностранцами (открыт 1 января 1992).
Экономика Владивостока
Распределение промышленного производства:
Морской порт Владивостока
- Пищевая промышленность 36.37 %
- Лесная промышленность и лесопереработка 7.1 %
- Машиностроение и металлообработка 10.3%,
Наиболее крупные производства:
- ЗАО «Ролиз»
- ЗАО «Первомайский судоремзавод»
А также ЗАО «Рыболовецкий колхоз Восток-1» г. Владивосток, ФГУП «Автоматика», Прибрежная рыбодобывающая компания, ОАО Дальрыбснаб, Приморский полиграфический комбинат
Морские порты и терминалы
(43°07′ с.ш., 131°53′ в.д.) (1897) — незамерзающий порт, позволяющий осуществлять круглогодичную навигацию (с ноября по март работают ледоколы), а потому играющий важную роль в международных и каботажных морских перевозках в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Торговыми партнерами порта являются более 20 стран. Порт специализируется на переработке насыпных, наливных, навалочных, лесных, а также генеральных грузов, включая контейнеры. Порт имеет 16 причалов общей длиной 4200 метров, 2 из них — грузо-пассажирские. Все причалы, за исключением причала 16, являются многоцелевыми; причал № 16 специализирован на переработке крупнотоннажных контейнеров. Площадь крытых складов порта 63390 кв.м, открытых — 175534 кв. м. На территории порта действуют 2 рефрижераторных склада емкостью по 5 тыс. куб.м. каждый.
В акватории бухты Золотой Рог расположен нефтеналивной терминал с пропускной способностью 0,5 млн. тонн нефтепродуктов в год. В состав комплекса входит причал № 11 длиной 150 м и глубиной 10,5 м. Железнодорожная сеть — станция Владивосток, находится менее чем в 1 км от терминала, что обеспечивает легкий доступ в дальневосточный регион России.
— транспортно-перегрузочный комплекс. Производит перевалку и хранение грузов.
ВУЗы Владивостока
Музеи и достопримечательности Владивостока
Музеи и учреждения культуры Владивостока:
Мемориальная Гвардейская Краснознаменная Подводная лодка С-56
СМИ
Ссылки
Литература
- Матвеев М.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. 1860-1910. Владивосток, 1910
- Куртеев К.К. Экономическая роль Владивостока. Владивосток, 1921
«Вокруг света» о Владивостоке
Статьи
-
Апрель 1981 Вкус осеннего шиповника (дальневосточный морской заповедник расположен недалеко от Владивостока)
-
Январь 1983 Дважды один рейс (16 лет спустя на траверзе Косы Двух Пилотов «Капитан Мышевский» тоже лег в дрейф…)
-
Январь 1984 Весла для океана (плавание на простой деревянной лодке по маршруту Николаевск-на-Амуре — Владивосток)
-
Март 1986 «…Безотлагательно организовать экспедицию» (об операциях владивостокских крейсеров в период русско-японской войне)
-
Июль 1986 Два полюса воспоминаний (о трудностях навигации в Арктике и Антарктиде)
Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток
-
Июнь 1995 Каждый рейс — последний. Часть II (о плаваниях танкеров в период Второй мировой войны между США и Владивостоком)
-
Июль 1997 России покровительствует водолей (об астрологической зодиакальной теории, согласно которой каждому городу и стране покровительствует определенный знак зодиака. Например, наибольшее влияние Овна ощущается в Ростове-на-Дону, Муроме, Туле. С Тельцом связаны Москва, Саратов, Нижний Новгород, Красноярск, Тамбов и Ульяновск. С Близнецами — Суздаль, с Раком — Смоленск, со Львом — Владимир и Владивосток. Под покровительством Девы находятся Калуга, Новосибирск, Пермь и Пенза; Весов — Самара (Куйбышев), Иркутск, Псков; Скорпиона — Тверь, Брянск, Воронеж. На Великие Луки, Магадан, Ярославль, Екатеринбург и Белгород оказывает влияние знак Стрельца, а Козельск, Ставрополь, Хабаровск и Кострома подчинены Козерогу. Под знаком Водолея находятся Архангельск, Новгород, Вологда, Курск, Орел, Рязань и Омск; под Рыбами — Санкт-Петербург, Чита и Астрахань)
-
Октябрь 1995 Охотники за холодом (140 км заплыва Находка — Владивосток)
-
Ноябрь 2003 Секретный вояж (о походе советских подводных лодок из Владивостока через Панамский канал в Полярное (Северный флот) осенью 1942)
-
Апрель 2004 Долгое эхо рокового рейса (при освоении Северного морского пути пароход «Челюскин» отправился из Санкт-Петербурга во Владивосток)
-
Сентябрь 2004 Железная река Сибири (о Транссибирской магистрали)
-
Октябрь 2004 К востоку от Енисея (конечная станция Транссибирской магистрали — Владивосток)
-
Февраль 2005 Красный гаолян (русская эскадра, стоявшая в Порт-Артуре не смогла прорваться во Владивосток)
-
Март 2005 Цусимский разгром (из 40 судов, составлявших Тихоокеанскую эскадру в сражении у Цусимы 27 мая (15 мая по старому стилю) 1905, к цели плавания — во Владивосток — пробились только крейсер «Алмаз» и два эсминца)
-
Январь 2008 И у России есть край (путешествие во Владивосток из Иркутска; некоторые достопримечательности города)
Телепрограммы
-
4 мая 2004 Россия. Транссиб (Транссибирская магистраль заканчивается на железнодорожном вокзале Владивостока)
Экспедиции
-
Маршрут яхты «Апостол Андрей»
-
14.07.2005 «Апостол Андрей» в России (после 400-мильного перехода от Хокадате яхта добралась до Владивостока)
-
15.09.2005 Через месяц в море. Третья кругосветная (яхта «Апостол Андрей» отправлялась вокруг Антарктиды из Владивостока)
Путеводители
-
Путеводитель «Вокруг Света» по Дальнему Востоку (раздел Владивосток)
Названия больших городов – чемпионов по холодам и зимам известны каждому россиянину: Якутск, Мурманск, Норильск… Но есть на Северном морском пути маленький чукотский город с численностью населения всего 5327 человек – Певек (по-чукотски Пээкин). Это и есть самый северный город России. Разница во времени со столицей России – 9 часов. То есть если в Москве закончился рабочий день, то в Певеке в это время скоро утро и начало следующего дня.
Об основании города, ресурсах и символике Певека
Возникновение поселения Певек на берегах Восточно-Сибирского моря относят к 1933 году. Довольно скоро в документах он был отнесён к категории «рабочий посёлок», а в 1967 году получил статус города. Здесь, в Чаунском районе Чукотки, ведётся добыча олова и золота, вольфрама и серебра, ртути и угля.
Певек – крупный арктический морской порт на трассе Северного морского пути, он играет важную роль в экономическом и стратегическом развитии региона. Период навигации в порту Певека длится с июля до ноября. В Певеке есть и аэропорт с расписанием постоянных рейсов до административного центра Чукотского автономного округа – Анадыря и столицы – города Москвы. Перелёт до Москвы составляет 11 часов. Конечно, в работу аэропорта нередко вмешивается такой фактор, как погодные условия – на севере свои порядки, с которыми человеку приходится считаться.
В городе функционирует несколько школ, садиков, культурно-досуговый центр, библиотека и, конечно, краеведческий музей – его должен посетить каждый, кто приезжает в Певек. Всё то, чем славится тундра, а также история Чаунского района и развития промышленности, здесь расскажут о том, какие народы населяют эту землю (предметы быта и творчества), покажут дневники полярников, фотографии геологов-разведчиков…
На городском гербе Певека – серебряный медведь (белый медведь вообще главный символ всей Чукотки) на фоне золотого шара. В одной лапе у него ценные минералы, в другой – якорь, на который он опирается. Звезда в правом углу герба – путеводная, её свет необходим мореплавателям.
Климатические условия
Зима длится около 10 месяцев в году, снег выпадает уже в сентябре, температуры низкие и рекордно низкие – особенно в январе. Порывы ветра могут достигать 20-40 м/с. Зимой это, как известно, даёт дополнительные очки в пользу минусовой температуры. Лето – короткое, мягко говоря, нежаркое, в среднем 7-8 градусов, в ночные часы заморозки случаются даже в июле! Говоря научным языком, самый северный город России Певек находится в области морского арктического климата.
Растительный покров при таких условиях очень скудный, поэтому ничего выше мелких кустарников и карликовых деревцев не произрастает, вся красота ландшафта достигается за счёт фактурных мхов и лишайников, а также многолетних трав типа осоки и пушицы. В тундре много маленьких озёр – где летом гнездятся перелётные птицы.
Хочется пожелать самому северному городу России, где мало кто бывал и мало кто туда собирается, больно уж далеко и северно, благоприятных условий для развития и проживания!
Галерея «Путешествие по России» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.
Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.
Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.
Познакомьтесь с инфощитом Чукотского автономного округа. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!
К северу от Полярного круга располагается территория, которая называется Крайним Севером. Там находится тундра и лесотундра, северные районы тайги, арктическая зона. Для Крайнего Севера характерен суровый, тяжелый для жизни климат. Поэтому, несмотря на обширную территорию, Крайний Север населяет менее 12 миллионов человек. Для жителей северных районов государством установлено множество льгот и надбавок, что притягивает туда людей из более теплых регионов России.
Список городов Крайнего Севера России
К Крайнему Северу относятся следующие российские города:
- город Северодвинск в Архангельской области;
- город Костомукша в Республике Карелия;
- города Воркута, Инта и Печора в Республике Коми;
- города Игарка и Норильск в Красноярском крае;
- город Оха в Сахалинской области.
Также существует ряд городов, приравненных к районам Крайнего Севера. Крупнейшие из них — Архангельск, Петрозаводск, Сыктывкар, Комсомольск-на-Амуре.
Норильск
В Красноярском крае находится Норильск — крупный промышленный город Крайнего Севера. Он начинает свою историю с 1921 года, когда на его территории известным русским исследователем Урванцевым были обнаружены гигантские месторождения руды и металлов. Поэтому в 1935 году началось строительство горно-металлургического комбината, потом переросшего в известного на весь мир промышленного гиганта «Норильский никель». Строили комбинат и город заключенные ГУЛАГа.
Состояние экологии в Норильске близко к катастрофическому. Он входит в десятку самых грязных городов мира.
Климат Норильска очень суровый. Во время короткого лета температура воздуха может превышать 30 градусов тепла, а долгой зимой температура опускается ниже −50 °С. Усугубляют картину норильской зимы жесточайшие морозные ветра (более 40 метров в секунду).
Население Норильска составляет 176,5 тысячи человек, причем эта цифра постоянно уменьшается из-за переселения жителей городов Крайнего Севера в более теплые и благоприятные для жизни регионы России. Но временно восполняется людьми, приехавшими на заработки.
В городе достаточно мест, считающихся самыми северными. Это Норильский Индустриальный институт, православный Храм Всех скорбящих Радость, мечеть Нурд-Камаль, Норильский Заполярный театр драмы имени Владимира Маяковского.
Мурманск
Благодаря теплому течению Гольфстрима самый теплый из городов Крайнего Севера, находящихся за Полярным кругом, — Мурманск. Кольский залив, вдоль которого располагается Мурманск, никогда не замерзает (жители города вспоминают лишь несколько случаев замерзания залива). Город достаточно благоприятен для жизни, поэтому здесь проживает более 300 тысяч человек.
Мурманск был основан в 1916 году как город-порт на Баренцевом море. В настоящее время в Мурманске есть торговый и военный порт.
Как и в других городах района Крайнего Севера, климат Мурманска достаточно тяжелый для людей. Краткое неприветливое лето, яркие, но быстро проходящие осень и весна, длинная морозная зима. Особенно удручает жителей полярная ночь, которая длится целых 42 дня. Растительности в Мурманске очень мало.
Мончегорск
Город Мончегорск — это бывший рабочий поселок, основанный на месторождениях меди и никеля в 1935 году. Мончегорск находится за Полярным кругом на северном склоне горных массивов Мончетундры близ живописных озер. В городе сложная экологическая ситуация, которая постоянно ухудшается из-за работы комбината.
Климат Мончегорска континентальный, Длинная холодная зима, небольшое прохладное лето. Средняя температура лета не достигает и 15 градусов тепла.
В Мончегорске проживает более 42 тысяч жителей.
Северодвинск
Город Крайнего Севера Северодвинск находится на берегу Белого моря. В 1936 году на территории нынешнего Северодвинска на болотах начали строить судостроительный завод, а позже из рабочего поселка вырос целый город, который, как и завод, строили заключенные Ягринлага. В настоящее время Северодвинск — крупнейший судостроительный центр, который выпускает атомные подводные лодки новейших моделей, а также осуществляет их обслуживание и ремонт, утилизирует наводные и подводные корабли. Судостроительный завод крайне отрицательно влияет на экологию города. Кроме того, от отработанных ядерных материалов, захороненных близ города, исходит мощная радиация.
Климат Северодвинска типичен для городов Крайнего Севера России: более двух-трех недель тепло здесь не задерживается. Солнце исчезает в октябре и не показывается до весны, согревая Северодвинск не более трех месяцев в году.
Население немногим превышает 187 тысяч жителей. В последние годы отмечается демографическое старение, возрастающий уровень смертности, как и во многих городах из списка городов Крайнего Севера.
Город достаточно чистый, его жители спокойные и доброжелательные. Для туристов оборудовано несколько баз отдыха. Редкий турист рискует ехать в Северодвинск на своей машине — состояние дорог в городе ужасающее.
Воркута
На севере Республики Коми за Полярным кругом в сухопутной Арктической зоне располагается самый восточный европейский город — город Воркута. В сталинские времена на территории Воркуты находился Воркутлаг, в котором заключенные занимались добычей угля. В 1943 году Воркуте был присвоен статус города.
Немалая часть воркутинских зданий была спланирована ленинградскими архитекторами. В советское время Воркута была процветающим городом, а с развалом Союза большинство шахт были закрыты, люди были вынуждены разъехаться. Сейчас обстановка в городе стабилизировалась, но период процветания остался позади. У приезжих создается впечатление, что время в Воркуте остановилось с советских времен. В настоящее время в городе проживает лишь немногим более 58 тысячи человек.
С восточной стороны город закрыт Уральскими горами. А на северо-западе от города простилается тундра. Поэтому, помимо Полярной ночи и суровых морозов, жители города переживают страшные ветра (более 30 метров в секунду). Выходить в тундру в такую пургу небезопасно.
Население Воркуты многонациональное, что объясняется происхождением города.
Экология Воркуты не в лучшем состоянии. В воздухе чувствуется нехватка кислорода из-за отсутствия деревьев, зато угольная черная пыль в избытке.
Костомукша
Из городов, относящихся к Крайнему Северу, Костомукша — один из самых молодых, так как он был образован в 1983 году. Он располагается недалеко от финской границы. Как и многие северные города, Костомукша выросла из рабочего поселка, в котором жили строители горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш».
Находящийся на границе северной и средней тайги город обладает типичным северным климатом. В нем прохладное лето и морозная зима с частой переменой погоды.
Население города приближается к 30 тысячам человек.
В окрестности Костомукши туристов привлекает деревня Вокнаволок, в которой создавался знаменитый эпос «Калевала», а также уникальная природа, озера, заповедник.
Оха
В этом небольшом городе Сахалинской области добывают нефть.
Климат в Охе достаточно холодный. Самым теплым месяцем в году считается июль, когда температура воздуха достигает 12 градусов тепла.
Население города сильно уменьшилось после ужасного землетрясения. произошедшего неподалеку от Охи в 1995 году. Большинство зданий было разрушено, вода отравлена. Сейчас в Охе проживает более 20 тысяч жителей.
Архангельск
Архангельск — административный центр Архангельской области, самый крупный российский северо-западный порт. Относится к городам, приравненным к районам Крайнего Севера. Он находится в устье Северной Двины при ее впадении в Белое море. Климат в Городе Ангелов (как называют местные жители свой родной город) морской субарктический. Зима здесь долгая и беспросветная, а лето — прохладное и очень короткое. На здоровье людей, населяющих Архангельск, неблагоприятно влияют резкие перепады температур в течении одних суток, северные ветра, низкие температуры воздуха при высокой влажности. Майскому снегу местные не удивляются.
Экология города находится в удручающем положении: испытательный космодром, вредные производства, промышленные предприятия — все это сказывается на состоянии воздуха и воды. Неудивительно, что в Архангельске наблюдается убыль населения (которое составляет около 400 тысяч человек), демографическое старение.
В городе есть высшие учебные заведения, одно из них федерального значения.
Этот город начинает свою историю от 1583 года, когда Иван Грозный в своей грамоте повелел строить город на Северной Двине. Когда-то Архангельск был красивым деревянным городом с самобытной архитектурой, но в советский период деревянные дома были снесены, а на их месте выросли типичные безликие блочные и панельные многоэтажки.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, предоставляется лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – пенсионеры), и членам их семей, находящимся на их иждивении (далее – члены семьи пенсионера).
Заявление о компенсации пенсионер подает по форме, предусмотренной приложением № 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении, утвержденному постановлением Правления ПФР от 01.07.2019 № 365п, в территориальный орган ПФР по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело, после осуществления переезда.
Компенсация производится в размере:
а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования:
- железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
- морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий;
- внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий;
- воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом;
- автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;
б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства указанных видов транспорта пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Компенсация стоимости проезда пенсионера и членов его семьи и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.
Как неработающим пенсионерам-«северянам» получить компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства