Решением Авиарегистра МАК «О порядке сертификации предприятий и организаций, создающих гражданскую авиационную технику» от 22 мая 1992 г. вводится процедура обязательной сертификации разработчиков авиационной техники: воздушных судов, двигателей и воздушных винтов.
Сертификация организации — разработчика АТ производится при наличии лицензии на этот вид деятельности, выданный специально уполномоченным органом в области авиационной промышленности — Российским авиационно-космическим агентством (РАКА).
Порядок проведения сертификации:
-
Подача заявки в Авиарегистр на проведение работ по обследованию организации на право получения сертификата разработчика авиационной техники. К заявке прилагается «Характеристика организации”.
-
Обследование организаций, которое проводится по специальной программе комиссией, образованной Авиарегистром МАК и РАКА.
-
Заключение комиссии РАКА и Авиарегистра МАК о возможностях выдачи сертификата Разработчика.
-
Принятие Авиарегистром МАК решения о выдаче сертификата Разработчика.
«Характеристика организации» должна содержать следующую информацию:
-
Организация является юридическим лицом.
-
История создания и развития организации,
-
Образцы созданной авиационной техники.
— Взаимодействие с другими организациями.
-
Перечень типов AT, по которым аттестуется организация.
-
Структура организации, обеспечивающая разработку авиационной техники в соответствии с требованиями Норм летной годности, со структурной схемой подчиненности и ответственности руководителей.
— Наличие принятой в РАКА системы качества продукции.
— Наличие независимой инспекции.
— Наличие на предприятии действующей службы сертификации.
-
Основные сведения о руководителях организации, позволяющие оцепить опыт и квалификацию специалистов.
-
Технические средства предприятия.
Цель специальной программы обследования организаций Разработчиков авиационной техники является:
— Определение квалификации персонала организации.
-Выявление наличия технических средств для выпуска проектной документации и экспериментальной базы для отработки проектно-конструкторских решений.
Определение наличия принятой в авиационной промышленности системы обеспечения качества продукции.
-
Определение наличия нормативной технической документации, отраслевых инструкций, отраслевых стандартов, а также стандартов предприятия.
-
Возможность обеспечения соответствия создаваемых образцов АТ требованиям авиационных правил, стандартам.
-
Возможность обеспечения сопровождения в эксплуатации своих изделий, поддержание летной годности.
Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности, приведена на рис.7.
Рис.7. Минимально необходимая структура ОКБ, обеспечивающая разработку самолета в соответствии с Нормами летной годности.
5.4 Этапы сертификации типа at
При сертификации типа AT устанавливается его соответствие применимым авиационным правилам, содержащим требования к летной годности и охране окружающей среды. По завершении сертификации Авиарегистром МАК выдается Сертификат типа.
Вновь создаваемый тип AT проходит последовательно следующие основные этапы сертификации:
-
подача заявки в Авиарегистр МАК на получение Сертификата типа;
-
разработка сертификационного базиса (СБ) для данного типа AT и утверждение СБ Авиарегистром МАК;
-
проведение этапа макета данного типа AT;
-
сертификационные заводские испытания типа AT;
-
сертификационные контрольные испытания типа AT;
-
анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром МАК Сертификата типа.
В отдельных случаях Авиарегистр МАК может корректировать этапы и процедуры сертификации, в зависимости от особенностей AT, заявленной на сертификацию, (например, для очень легких воздушных судов или для AT, которая ко времени подачи заявки на сертификацию находится в серийном производстве или в эксплуатации). Такая корректировка проводится при условии, что сохраняется необходимая достоверность подтверждения соответствия типа AT применимым требованиям авиационных правил.