Счет обслуживания кредита

Являюсь, к несчастью, заемщиком данного банка (после поглощения им Городского Ипотечного Банка).
Для ведения кредитного договора было предложено открыть «банковский специальный счет» — БСС.
Здесь начинается самое интересное:
1. Счет открывается на условиях тарифного плана, который никто не удосужился представить.
2. По договору БСС об открытии счета в случае технического овердрафта я должен заплатить штраф из расчета 50% годовых. Интересно, как это стыкуется с моим кредитным договором? Что за овердрафт и откуда он берется? (Карточек и связанных с ними счетов в этом банке у меня нет и, надеюсь, не будет…)
3. По договору БСС могут предполагаться комиссии за расчетное и кассовое обслуживание, ведение счета и т.п. (тарифы по БСС никто не предоставил). Опять же такие положения идут в разрез с моим кредитным договором.
4. По договору банк снимает с себя всякую ответственность в случае форс-мажора. Про клиента в аналогичной ситуации ни слова.
5. По договору банк хочет подавать иск по месту СВОЕГО нахождения, а не ответчика. Законодательства РФ похоже не читали…
6. На оформление всех необходимых бумажек банк просит 2(!) часа моего времени. Что они собираются делать столько времени?
Банк исключительно «клиентоориентирован».
За время ожидания приема услышал следующее — на вопрос клиента о переводе через вестерн юнион был получен ответ от операциониста — «по дороге от метро есть несколько банков, где вы можете это сделать». Занавес… Да здравствует СОВОК Восточного экспресса…
Жаль, нет оценки отвратительно…
P.S. Почитав другие отзывы клиентов ГИБ, полностью присоединяюсь к мнению их авторов. Банк на 3(!) порядка хуже чем ГИБ в своем отношении к клиентам (везде читается попытка обмануть клиента).
От администратора: В каком отделении обслуживается Ваш кредит?
Nikos: Я обращаюсь в отделение на Профсоюзной.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

28 июня 2019

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. «Дробление» договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что согласно ч. 26 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого Закона. Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определяют соответственно правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее — Правила, Постановление).
В п. 3 Постановления определены случаи банковского сопровождения контрактов для обеспечения федеральных нужд. В п. 4 Постановления установлены минимальные размеры НМЦК, с учетом значения которых высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд по общему правилу и минимальные значения, до которых такие пределы могут быть понижены решениями указанных органов.
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3 ст. 35 Закон N 44-ФЗ). Согласно пп. «а» п. 2 Правил банковское сопровождение контракта представляет собой обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее — исполнитель) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее — контрагенты-соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. В соответствии с п. 3 Правил банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Такое сопровождение именуется расширенным банковским сопровождением. Сопровождение, предусматривающее только мониторинг расчетов, принято именовать простым банковским сопровождением.
2. В п. 6 Правил приведены обязательные условия контракта, заключаемого с условием о простом банковском сопровождении. В числе таких обязательных условий — взаимные обязанности исполнителя и заказчика осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта (далее — отдельный счет). Обязательным условием заключаемого контракта является также обязанность исполнителя осуществлять расчеты с использованием отдельного счета с соисполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующего контракта*(1). Исполнитель обязан предоставлять и заказчику, и банку сведения, перечисленные в абзаце четвертом пп. «а» п. 6 Правил, о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях.
Пунктами 13 и 14 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия и возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения. При этом ни Правилами, ни Законом N 44-ФЗ режим использования отдельного счета в рамках банковского сопровождения контракта, который бы в том числе предусматривал ограничения и полный запрет на совершение ряда операций, не установлен. Минфин России в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 разъясняет, что в случаях простого банковского сопровождения контракта банк не выполняет функции по контролю осуществляемых операций, обеспечивая только предоставление заказчику информации об указанных платежах в порядке, согласованном заказчиком и поставщиком.
Также отметим, что, притом что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат как таковых ограничений или запрета на заключение исполнителем по контракту нескольких договоров с одним и тем же соисполнителем на поставку одноименных товаров, выполнение одних и тех же работ, оказание идентичных услуг, это, по нашему мнению, не исключает возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета договора с соисполнителем с целью несоблюдения требований об открытии отдельного счета для расчетов с ним в рамках контракта, установленных Правилами*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

4 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *