Счет 304 04

Как известно, по завершении финансового года в бухгалтерском учете учреждений подлежит закрытию ряд счетов. Напомним бухгалтерам, какие это счета, какими проводками отражаются операции по закрытию расчетов на них и как отразить данные действия в бухгалтерской годовой отчетности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ.

Согласно нормам п. 300 Инструкции № 157н, п. 122 Инструкции № 162н, п. 144, 156 Инструкции № 174н, п. 172, 184 Инструкции № 183н операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на счете 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) таким образом:

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Списание доходов на финансовый результат

– в части дебетового остатка

1 401 30 000

1 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

– в части кредитового остатка

1 401 10 100*

1 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

0 401 10 100*

0 401 30 000

Списание расходов на финансовый результат

1 401 30 000

1 401 20 200*

1 401 20 200*

1 401 30 000

0 401 30 000

0 401 20 200*

0 401 20 200*

0 401 30 000

0 401 30 000

0 401 20 200*

0 401 20 200*

0 401 30 000

Отражение сумм завершенных в финансовом году расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)

1 401 30 000

1 304 04 000*

1 304 04 000*

1 401 30 000

0 401 30 000

0 304 04 000*

0 304 04 000*

0 401 30 000

0 401 30 000

0 304 04 000*

0 304 04 000*

0 401 30 000

Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств)**

1 401 30 000

1 304 06 830

1 304 06 730

1 401 30 000

0 401 30 000

0 304 06 830

0 304 06 730

0 401 30 000

0 401 30 000

0 304 06 000

0 304 06 000

0 401 30 000

Закрытие счетов расчетов с органами казначейства

1 401 30 000

1 210 02 000*

Списание расчетов по произведенным из бюджета платежам

1 304 05 000*

1 401 30 000

* По соответствующим статьям КОСГУ.

** В казенном учреждении счет 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» предназначен для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче активов и обязательств при создании бюджетного, автономного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года (п. 111.1 Инструкции № 162н).

В бюджетных и автономных учреждениях не формируются при завершении финансового года операции по незавершенным расчетам по принятию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемым в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, отраженным на счете 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 184 Инструкции № 183н, п. 156 Инструкции № 174н).

При заполнении бухгалтерской справки (ф. 0504833) необходимо учесть следующие моменты:

1) главному бухгалтеру учреждения (руководителю структурного подразделения) нужно заполнить раздел «Отметка о принятии бухгалтерской справки к учету» с одновременным отражением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

2) при формировании бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, если в первичных (сводных) учетных документах, в том числе представленных в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, отсутствует возможность проставления отметки о принятии их к учету и отражения бухгалтерских записей, указываются наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции.

Автономным учреждением культуры за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в текущем году были приобретены и использованы ткань и нитки, учитываемые на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», на сумму 85 000 руб. Согласно учетной политике учреждения указанные расходы не формируют себестоимость услуг.

Необходимо по данному виду расходов отразить заключение счетов по итогам финансового года.

В бухгалтерском учете эти операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны в текущем году материальные запасы

4 401 20 272

4 105 36 000

85 000

Списаны расходы на финансовый результат

4 401 30 000

4 401 20 272

85 000

Бюджетное учреждение культуры в 2017 году передало своему филиалу оборудование, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, первоначальная стоимость – 100 000 руб., амортизация – 20 000 руб. Оно не относится к особо ценному имуществу.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете учреждения

Передано оборудование от учреждения филиалу по первоначальной стоимости

2 304 04 310

2 101 34 410

100 000

Переданы амортизационные начисления по оборудованию

2 104 34 410

2 304 04 310

20 000

Заключены счета в конце года

2 401 30 000

2 304 04 310

80 000

В учете филиала

Получено оборудование

2 101 34 310

2 304 04 310

100 000

Получены амортизационные начисления

2 304 04 310

2 104 34 410

20 000

Заключены счета в конце года

2 304 04 310

2 401 30 000

80 000

У казенного учреждения (МКУК «Библиотека») на 1 января 2018 года сформировались следующие остатки:

Номер счета

Дебет

Кредит

1 401 20 211

2 000 000

1 401 20 213

500 000

1 401 20 223

32 000

1 401 20 225

6 000

1 401 10 130

55 000

1 210 02 130

55 000

По завершении финансового года данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны расходы на финансовый результат в конце года:

– на выплату заработной платы;

1 401 30 000

1 401 20 211

2 000 000

– на уплату страховых взносов;

1 401 30 000

1 401 20 213

500 000

– на оплату коммунальных услуг;

1 401 30 000

1 401 20 223

32 000

– на содержание имущества

1 401 30 000

1 401 20 225

6 000

Списаны доходы, полученные от оказания платных услуг

1 401 10 130

1 401 30 000

55 000

Закрыты расчеты с органами Казначейства

1 401 30 000

1 210 02 130

55 000

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

У бюджетных и автономных учреждений в составе форм годовой отчетности формируется справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – справка (ф. 0503710)) (п. 31 Инструкции № 33н).

Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе:

  • деятельности с целевыми средствами;
  • деятельности по государственному заданию;
  • приносящей доход деятельности.

Указанная форма заполняется к балансу государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

При этом в графах 2 – 5 справки (ф. 0503710) отражается сумма показателей, сформированных на приведенных счетах до проведения заключительных операций, в графах 6 – 13 – сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря (по завершении отчетного финансового года).

Консолидированная справка (ф. 0503710). Головное учреждение формирует консолидированную справку (ф. 0503710) на основании справок (ф. 0503710), представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей, отраженных в графах 2 – 13 по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Исключаются из свода взаимосвязанные обороты в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями в следующем порядке: по соответствующим номерам аналитических счетов счета 0 304 04 000 (графы 2, 7, 10; 3, 6, 11 и 4, 9, 12; 5, 8, 13 консолидированной справки (ф. 0503710) согласно показателям в графах 4, 5 справок (ф. 0503725) по коду счета 0 304 04 000) обособленных подразделений по деятельности с целевыми средствами и приносящей доход деятельности.

Образец заполнения справки (ф. 0503710)

БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

Казенные учреждения формируют в конце финансового года в составе баланса (0503130) справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее – справка (ф. 0503110)) (п. 43 Инструкции № 191н). Она отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении отчетного финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной деятельности (разд. 1) и деятельности со средствами, поступающими во временное распоряжение (разд. 2).

Раздел 2 справки (ф. 0503110) получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета не формируется (п. 44 Инструкции № 191н).

Казенное учреждение – получатель бюджетных средств составляет разд. 1 справки (ф. 0503110) на основании данных по соответствующим кодам счетов:

  • 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Показатели, сформированные по данным счетам до проведения заключительных операций, отражаются в графах 2, 3 справки (ф. 0503110), а сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, – в графах 4 – 9 справки (ф. 0503110).

Образец заполнения справки (ф. 0503110)

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ.

На сайте Федерального казначейства размещены контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности (и отчетность), отражены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Приведем контрольные соотношения для проверки заполнения:

  • справки (ф. 0503710):
  • справки (ф. 0503110):

Строка

Графа

Соотношение

Строка

Графа

*

=

*

*

=

*

*

=

*

*

=

*

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 10 февраля 2019 г. — Приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. N 297Н

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бюджетного учета, начиная с 2019 г.

См. предыдущую редакцию

Приложение
к Инструкции по применению Плана
счетов бюджетного учета,
утвержденной приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 6 декабря 2010 г. N 162н

Порядок
включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2012 г., 17 августа, 30 ноября 2015 г., 16 ноября 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

Наименование счета

Номер счета бюджетного учета

код

аналитический по БК <1>

вида деятельности

синтетического счета

аналитический по виду поступлений, выбытий объекта учета

объекта учета

группы

вида

номер разряда

1 — 17

18

19

20

21

22 <2>

23

24

25

26

1

2

——————————

<1> гКБК — группировочный код бюджетной классификации Российской Федерации;

КДБ — код классификации доходов бюджетов;

КРБ — код классификации расходов бюджетов;

КИФ — код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Если иное не установлено настоящей Инструкцией, отражение в номере счета бюджетного учета аналитического кода по бюджетной классификации осуществляется в следующем порядке:

гКБК — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются нули;

КРБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода расходов бюджета: код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

КДБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода доходов бюджета: код вида, подвида доходов бюджета;

КИФ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются 4 — 20 разряды кода источников финансирования дефицита бюджета: код группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицита бюджета.

При формировании номера счета финансовыми органами:

КРБ-в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации расходов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

КДБ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации доходов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

КИФ — в 1 — 17 разрядах номера счета указываются первые 17 разрядов кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

XXX — соответствующий аналитический код поступлений и выбытий объекта учета, отражаемый в 24-26 разрядах номера счета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджетов (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящей Инструкцией.

<2> В 22-ом разряде номера счета отражается соответствующая группа объекта учета.

Информационный блок «Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на июль 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт

И. Зернова
Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2015

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

В бухгалтерском учете у автономных учреждений для отдельных операций используется счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». В настоящее время в инструкциях № 157н и 183н порядок применения данного счета освещен узко. Однако, как показывает практика, он имеет более широкое применение. В статье определимся, для каких целей нужен такой счет. Приведем корреспонденции счетов по отражению отдельных операций с использованием названного счета и рассмотрим их на конкретных примерах с учетом разъяснений Минфина и изменений, которые планируется внести в Инструкцию № 183н.

Среди основных операций, расчеты по которым следует учитывать на счете 0 304 06 000, можно выделить операции:

  • по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации учреждения путем слияния, присоединения, разделения, выделения либо при изменении типа учреждения;
  • по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, в пределах остатка средств на счете учреждения, с последующим их возмещением;
  • по оплате нефинансовых активов за счет разных источников финансирования;
  • по прекращению обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору, зачетом встречного однородного требования по уплате неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора;
  • по удержанию за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров, в сумме удовлетворения требования залогодержателя;
  • по удержанию из суммы оплаты труда, суммы по погашению задолженности по возмещению ущерба, по иным источникам финансирования.

Рассмотрим отдельные операции подробно.

Операции при изменении типа учреждения. Изменение типа учреждения (казенного или бюджетного) в целях создания автономного учреждения осуществляется на основании решения учредителя.

Корреспонденция счетов по переносу показателей наличия активов, обязательств, сформированных на счетах бухгалтерского учета за период деятельности учреждения, на соответствующие счета бухгалтерского учета автономного учреждения при изменении типа приведена в п. 10 Методических рекомендаций .

Как следует из указанного документа, счет 0 304 06 000 используется для переноса показателей активов, обязательств автономного учреждения, создаваемого в течение текущего финансового года.

Перевод показателей активов и обязательств, сформированных по результатам деятельности казенного или бюджетного учреждения с начала текущего финансового года и числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, осуществляется на дату изменения типа казенного или бюджетного учреждения на автономное на основании справки (ф. 0504833). Формирование входящих остатков у автономного учреждения отражается такими проводками:

Дебет

Кредит

Формирование входящих остатков:

по объектам нефинансовых активов

0 101 00 000

0 102 00 000

0 103 00 000

0 105 00 000

0 106 00 000

0 107 00 000

0 109 00 000

0 304 06 000

по начисленной на объекты основных средств и нематериальных активов амортизации

0 304 06 000

0 104 00 000

по финансовым активам

0 201 35 000

0 204 00 000

0 205 00 000

0 206 00 000

0 207 00 000

0 208 00 000

0 209 00 000

0 210 10 000

0 215 00 000

(дебетовое сальдо)

0 304 06 000

0 304 06 000

0 205 00 000

0 208 00 000

0 209 00 000

(кредитовое сальдо)

по обязательствам учреждения

0 304 06 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 02 000

0 304 03 000

(кредитовое сальдо)

0 303 00 000

(дебетовое сальдо)

0 304 06 000

Формирование расчетов с учредителем в части балансовой стоимости объектов особо ценного имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться

0 304 06 000

0 210 06 000

Отражение задолженности автономного учреждения по перечислению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет (при изменении казенного учреждения)

4 304 06 000

4 303 05 000

Внутреннее заимствование средств между источниками финансового обеспечения в пределах остатка средств на счете учреждения с последующим их возмещением. В деятельности автономных учреждений иногда возникают ситуации, когда для исполнения обязательства перед поставщиком (исполнителем), принятого в рамках одного вида финансового обеспечения (деятельности), временно привлекаются средства из иных источников финансирования.

Корреспонденция счетов по отражению операции погашения кредиторской задолженности путем заимствования средств из другого источника была опубликована в Письме Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3517. Эта корреспонденция дана в отношении бюджетного учреждения, однако названными проводками могут воспользоваться и автономные учреждения без указания кода аналитического вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для примера в таблице приведем порядок отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения оплаты кредиторской задолженности, сформированной в рамках выполнения государственного задания, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, с последующим возмещением привлеченных средств за счет средств субсидии.

Код вида деятельности 2

Код вида деятельности 4

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражение кредиторской задолженности в рамках выполнения государственного задания

4 401 20 ххх

4 109 хх ххх

4 301 хх 000

4 302 хх 000

4 303 хх 000

Привлечение денежных средств на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2

2 304 06 000

2 201 11 000

2 201 21 000

4 201 11 000

4 201 21 000

4 304 06 000

Оплата задолженности с лицевого счета учреждения

4 301 хх 000

4 302 хх 000

4 303 хх 000

4 201 11 000

4 201 21 000

Восстановление финансового источника обеспечения, направленного на погашение кредиторской задолженности (на основании справки (ф. 0504833))

2 201 11 000

2 201 21 000

2 304 06 000

4 304 06 000

4 201 11 000

4 201 11 000

Автономное учреждение для оплаты коммунальных услуг в части выполнения государственного задания привлекло средства от приносящей доход деятельности в сумме 20 000 руб. При поступлении средств субсидии на выполнение государственного задания в сумме 800 000 руб. израсходованные средства, полученные от приносящей доход деятельности, были восстановлены. Лицевой счет учреждения открыт в ОФК. Сумма коммунальных услуг учитывается в себестоимости оказываемых учреждением услуг в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете автономного учреждения эти операции нужно отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность учреждения по коммунальным услугам

4 109 70 223

4 302 23 000

20 000

Привлечены денежные средства на исполнение кредиторской задолженности по виду деятельности 4 за счет остатка средств по виду деятельности 2, за счет средств которой будет производиться исполнение обязательств

4 201 11 000

4 304 06 000

20 000

2 304 06 000

2 201 11 000

Погашена задолженность перед исполнителем с лицевого счета учреждения

4 302 23 000

4 201 11 000

20 000

Поступили средства субсидии на выполнение государственного задания

4 201 11 000

2 205 80 000

800 000

Восстановлены средства, полученные от приносящей доход деятельности

2 201 11 000

2 304 06 000

20 000

4 304 06 000

4 201 11 000

Приобретение нефинансовых активов за счет разных источников финансирования. При возникновении ситуаций, когда для приобретения нефинансовых активов недостаточно средств по одному виду деятельности, для их приобретения привлекаются средства от иных видов деятельности, например, частично за счет субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности.

Несмотря на то что такие объекты приобретаются за счет средств, полученных от разных видов деятельности, к бухгалтерскому учету они должны быть приняты по одному из них, в рамках которого планируется их использование.

Как нужно отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению имущества за счет разных источников финансирования, рассмотрим на примере.

Автономным учреждением заключен договор с поставщиком на приобретение оборудования (особо ценного движимого имущества) в сумме 500 000 руб. Для оплаты по договору привлечены средства целевой субсидии в сумме 450 000 руб. и средства от приносящей доход деятельности в сумме 50 000 руб. Оборудование получено и принято к учету. Это оборудование будет использовано при выполнении государственного заказа. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в ОФК.

Названные операции в бухгалтерском учете можно будет отразить следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в оборудование за счет целевой субсидии

5 106 21 000

5 302 31 000

450 000

Отражены вложения в оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

2 106 21 000

2 302 31 000

50 000

Отражена передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 5 на код 4

5 304 06 000

4 106 21 000

5 106 21 000

4 304 06 000

450 000

Отражен передача (принятие) вложений в оборудование с кода вида деятельности 2 на код 4

2 304 06 000

4 106 21 000

2 106 21 000

4 304 06 000

50 000

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

4 101 24 000

4 106 21 000

500 000

Произведена плата за оборудование за счет средств субсидии

5 302 31 000

5 201 11 000

450 000

Произведена плата за оборудование за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

2 302 31 000

2 201 11 000

50 000

Удержание суммы неустоек (пеней, штрафов) за нарушение условий договора при прекращении обязательств учреждения, принятых по гражданско-правовому договору. Гражданско-правовыми договорами обязательно должны предусматриваться условия об ответственности исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства и об уплате им в пользу заказчика неустойки, в соответствии с которыми автономное учреждение вправе требовать от исполнителя безукоризненного выполнения принятых им в рамках гражданско-правового договора обязательств.

В случае их неисполнения (ненадлежащего исполнения) автономное учреждение вправе предъявить поставщику (исполнителю, подрядчику) неустойку, оговоренную договором, которая признается собственным доходом учреждения (по приносящей доход деятельности).

При этом надо иметь в виду, что факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) основного обязательства должен быть зафиксирован документально. Таким документом может быть акт о приемке товаров, работ, услуг (или иной документ, предусмотренный обычаями делового оборота), в котором должны быть указаны сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № 02-06-10/3525).

Корреспонденция счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых в рамках гражданско-правового договора, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек дана в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374.

Порядок отражения в бухгалтерском учете автономных учреждений начисления неустойки в соответствии с корреспонденцией счетов, приведенной в названном письме, рассмотрим на примере.

Поставка материалов (иного движимого имущества) в автономное учреждение была произведена с нарушением прописанного в гражданско-правовом договоре срока. Сумма по договору составила 80 000 руб. Этот факт был зафиксирован в акте о принятии материалов с указанием суммы начисленной поставщику неустойки в размере 5 000 руб. Материалы относятся к прочим материальным запасам – иному движимому имуществу. Расчет с поставщиком за поставленные материалы произведен за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, с лицевого счета автономного учреждения, открытого в ОФК.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету материальные запасы

4 105 36 000

4 302 34 000

80 000

Предъявлена неустойка по условиям гражданско-правового договора

2 205 41 000

2 401 10 140

5 000

Перечислены средства исполнителю согласно договору (с учетом встречного требования)

(80 000 — 5 000) руб.

4 302 34 000

4 201 11 000

75 000

Отражено прекращение встречных требований зачетом (согласно акту приемки материалов)

2 304 06 000

2 205 41 000

5 000

4 302 34 000

4 304 06 000

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения договоров в сумме удовлетворения требования залогодержателя. В Письме Минфина РФ № 02-02-04/67438, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо № 02-02-04/67438) предусмотрено: если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) были нарушены обязательства по возврату выданного заказчиком аванса, то в соответствии с условиями контракта заказчик вправе удержать денежные средства, предоставленные поставщиком в обеспечение исполнения своих обязательств по возврату аванса.

Наряду с обеспечением возврата аванса контрактом может предусматриваться предоставление обеспечения уплаты неустойки (в том числе штрафной неустойки).

Согласно изменениям, планируемым к внесению в Инструкцию № 183н, уменьшение кредиторской задолженности по поступившим суммам задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), а также в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя отражается следующей записью:

Дебет счета 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  • в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете автономного учреждения как восстановление кассового расхода. Эти средства можно использовать для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.

Если оплата обязательств по договору осуществлялась автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция;

  • после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по договору являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете автономного учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Если источником финансового обеспечения по договору являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 или ст. 78.2 БК РФ, то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете автономного учреждения до предоставления учреждением сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81).

В Письме № 02-02-04/67438 приведена корреспонденция счетов, при помощи которой следует отражать эту операцию.

Дебет

Кредит

Предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя):

о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

0 209 30 000

0 206 хх 000

об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами

2 209 40 000

2 401 10 140

Удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя

3 304 01 000

3 304 06 000

Уменьшение дебиторской задолженности в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов

0 304 06 000

0 209 30 000

Зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:

в части исполнения требования о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта

2 201 11 000

2 209 30 000

в части исполнения требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

Дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств»

2 201 11 000

2 209 40 000

Перечисление суммы, поступившей от кредитной организации по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в случае невозврата аванса, на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций

2 304 06 000

2 201 11 000

Зачисление суммы удержанного обеспечения на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (в сумме ранее выплаченного аванса)

5 201 11 000

6 201 11 000

5 206 хх 000

6 206 хх 000

Уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату не использованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности). Иногда для производства удержаний из заработной платы подотчетного лица (виновного лица) неиспользованных денежных средств (ущерба), выданных (возникших) по одному виду деятельности, оказывается недостаточно. При наличии заработной платы, начисленной за счет иных источников финансирования, удержание недостающей суммы производится из нее. В этом случае тоже используется счет 0 304 06 000. Корреспонденция счетов для отражения такой операции предусмотрена изменениями, планируемыми к внесению в Инструкцию № 183н, а именно:

  • уменьшение задолженности подотчетного лица (виновного лица) по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) (ущерба) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (стипендий), иных выплат, по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается записью:

Дебет счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

Кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

  • уменьшение дебиторской задолженности по подотчетным лицам (виновным лицам) по возврату неиспользованных ими денежных средств (денежных документов) (ущерба), при удержании из сумм оплаты труда (стипендиям) по иному виду финансового обеспечения (деятельности) отражается следующей проводкой:

Дебет счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»

Кредит счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

* * *

В представленном материале рассмотрены основные операции, при отражении которых в бухгалтерском учете применяется счет 0 304 06 000. Операции по закрытию расчетов по поступлению (передаче) нефинансовых, финансовых активов (обязательств), сформированных на этом счете, отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Операции по незавершенным расчетам по внутреннему заимствованию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, при завершении финансового года не формируются.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, утв. Письмом Минфина РФ от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2018 операции с доходами государственных (муниципальных) учреждений следует отражать в соответствии с положениями обновленных инструкций № 157н, № 162н, № 174н и № 183н. Напомним, что изменение инструкций последовало за принятием ряда федеральных стандартов бухучета, разработанных для госсектора, а также утверждением поправок, внесенных в Указания № 65н. Рассмотрим основные нюансы учета поступлений по новым правилам.

Вкратце о новшествах

В связи с детализацией статей 120, 130, 140, 170, 180 КОСГУ отдельными подстатьями план счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений дополнен новыми аналитическими счетами к синтетическим счетам:

  • 020500000 «Расчеты по доходам»;

  • 0 209 00000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;

  • 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

  • 040140000 «Доходы будущих периодов».

Также введены счета, предназначенные для отражения бухгалтерских записей по ошибкам с доходными операциями прошлых лет, корректирующих финансовый результат, формируемый в прошлых годах (п. 298 Инструкции № 157н):

  • 040118000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части ошибок, допущенных в году, предшествующем году их исправления;

  • 040119000 «Доходы прошлых финансовых лет» – в части ошибок, не подлежащих отражению на счете 040118000.

От редакции: подробнее о порядке применения счетов 040118000 и 040119000 читайте в следующих выпусках журнала.

Доходные операции и их учет

Организация учета доходов.

Государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность, приносящую доход (при условии что такая деятельность указана в их учредительных документах), только если она соответствует целям, ради которых созданы эти учреждения, и служит их достижению (ст. 298 ГК РФ).

При этом следует знать, что доходы от такой деятельности, полученные бюджетными и автономными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение, а доходы казенных учреждений должны быть направлены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК РФ).

По общему правилу учет доходов ведется методом начисления, то есть результаты признаются по факту совершения операций независимо от периода получения денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением этих операций(п. 3, 295 Инструкции № 157н).

Оценка доходов производится по продажной цене, сумме сделки, указанной в договоре, а дата их признания определяется по дате перехода права собственности на услугу, товар, готовую продукцию, работу.

Если невозможно определить дату перехода собственности при выполнении работ, оказании услуг по долгосрочным договорам, в которых указаны этапы выполнения, применяется равномерное отнесение доходов и расходов на финансовый результат деятельности учреждения или их списание в соответствии со сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что для учета доходов, полученных в текущем году, предназначен счет 040110000. Если же доходы относятся к следующим отчетным периодам, то их учет организуется на счете 040140000, с постепенным переносом суммы доходов на финансовый результат текущего года при наступлении отчетного периода, к которому они относятся.

Доходы текущего года участвуют в формировании финансового результата деятельности учреждения, который определяется как разница между начисленными доходами и расходами за отчетный период. Суммы начисленных доходов учреждения сопоставляются с суммами начисленных расходов, при этом кредитовый остаток по указанным счетам отражает положительный результат, дебетовый – отрицательный (п. 295 Инструкции № 157н).

В конце финансового года суммы начисленных доходов, а также признанных расходов, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов – счет 040130000 (п. 297 Инструкции № 157н).

Учет расчетов по доходам.

Доходные операции отражаются в бухгалтерском учете с применением синтетических счетов 020500000 «Расчеты по доходам» и 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Счет 020500000 предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам на основании договоров, соглашений, при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197 Инструкции № 157н).

Счет 020900000 используется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам. С его применением осуществляется учет расчетов (п. 221 Инструкции № 157н):

  • по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей;

  • по суммам причиненного имуществу учреждения ущерба, подлежащим возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;

  • по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;

  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);

  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

  • по суммам излишне произведенных выплат;

  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;

  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц учреждения;

  • по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ;

  • по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженным на счетах расчетов 020500000.

В целях определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются учреждениями в разрезе статей (подстатей) КОСГУ. Приведем таблицу соответствия этих статей (подстатей) отдельным счетам, предназначенным для учета расчетов по доходам и поступлениям от ущерба.

Статья (подстатья) КОСГУ

Группировочные, аналитические счета

0 205 00 000

0 209 00 000

120 «Доходы от собственности»

121 «Доходы от операционной аренды»

0 205 21 000

122 «Доходы от финансовой аренды»

0 205 22 000

123 «Платежи при пользовании природными ресурсами»

0 205 23 000

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0 205 24 000

125 «Проценты по предоставленным заимствованиям»

0 205 25 000

126 «Проценты по иным финансовым инструментам»

0 205 26 000

127 «Дивиденды от объектов инвестирования»

0 205 27 000

128 «Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

0 205 28 000

129 «Иные доходы от собственности»

0 205 29 000

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000

132 «Доходы от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования»

0 205 32 000

133 «Плата за предоставление информации из государственных источников (реестров)»

0 205 33 000

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000

135 «Доходы по условным арендным платежам»

0 205 35 000

136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»

0 209 36 000*

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

020540000*

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

0 205 41 000*

0 209 41 000

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 205 44 000*

0 209 44 000

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 205 45 000*

0 209 45 000

150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»

151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

0 205 51 000*

152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств»

0 205 52 000

153 «Поступления от международных финансовых организаций»

0 205 53 000

170 «Доходы от операций с активами»

172 «Доходы от операций с активами»

0 205 71 000
0 205 72 000
0 205 73 000
0 205 74 000
0 205 75 000*

0 209 71 000
0 209 72 000
0 209 73 000
0 209 74 000
0 209 82 000

180 «Прочие доходы»

181 «Невыясненные поступления»

0 205 81 000

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000**

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000**

189 «Иные доходы»

0 205 89 000

0 209 89 000

* Счета используются только при ведении бюджетного учета казенными учреждениями.

** Счета используются только при ведении бухгалтерского учета бюджетными и автономными учреждениями.

Выделим основные бухгалтерские записи, в которых применяются указанные счета:

Дебет*

Кредит*

Доходы текущего года

Начислены доходы, в том числе от ущерба, подлежащего возмещению

0 205 хх 560
0 209 хх 560

0 401 10 ххх

Поступили доходы, суммы ущерба:

– в кассу учреждения

0 201 34 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

0 201 11 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в рублях

0 201 21 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– на счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте

0 201 27 510

0 205 хх 660
0 209 хх 660

– в бюджет бюджетной системы РФ**

0 210 02 ххх

0 303 05 830

0 205 хх 660
0 209 хх 660

Доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам

Начислены доходы будущих периодов

0 205 хх 560

0 401 40 ххх

Зачислены доходы будущих периодов в доход текущего отчетного периода

0 401 40 ххх

0 401 10 ххх

* В бухгалтерском учете автономного учреждения указанные операции отражаются с указанием в 24 – 26-м разрядах номеров счетов нулей (за исключением счетов 040110 ххх, 040140 ххх).

** Данные корреспонденции счетов отражаются в учете казенных учреждений.

Ситуации из практики

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций с доходами.

Пример 1.

Государственное бюджетное учреждение культуры в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.

Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения

4 205 31 560

4 401 40 130

12 000 000

Межотчетный период (01.01.2018)

Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ

4 401 40 130

4 401 40 131

12 000 000

Январь 2018 года

Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания

4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131)

4 205 31 660

12 000 000

Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание

4 401 40 131

4 401 10 131

12 000 000

Пример 2.

Дом культуры, являющийся автономным учреждением, сдает торговой организации в аренду помещение. Первоначальная стоимость помещения (прописана в акте о приеме-передаче объекта) равна 350 000 руб. В договоре аренды предусмотрены следующие условия: срок аренды – два года, ежемесячная арендная плата – 17 700 руб. (в том числе НДС – 2 700 руб.), за арендатором закреплена обязанность по возмещению расходов на электроэнергию согласно фактическим показаниям счетчика. За текущий месяц сумма возмещаемых арендатором расходов составила 2 500 руб. Арендные платежи и средства в возмещение расходов на электроэнергию поступают на лицевой счет учреждения.

В рассматриваемой ситуации объект учета относится к операционной аренде (см. СГС «Аренда»). На основании Указаний № 65н:

  • доходы от арендных платежей, являющихся платой за использование арендованного имущества (арендной платой), возникающие при предоставлении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договорам операционной аренды, отражаются по подстатье 121 «Доходы от операционной аренды» КОСГУ;

  • доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде согласно договору аренды, в том числе доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате коммунальных услуг, отражаются по подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» КОСГУ.

Что касается операций автономных учреждений по начислению НДС и налога на прибыль организаций, то они отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в зависимости от решения учреждения, принятого в рамках его учетной политики.

Операции по арендным отношениям согласно Инструкции № 183н отражаются в учете арендодателя следующими проводками:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *