СанПИН по детскому саду

Содержание

В 2019 году работу дошкольных учреждений (ДОУ) регламентируют новые правила – СанПиН 2.4.1. 3049-13. СанПиН для детских садов 2019 года предусматривает ряд обязательных требований, относящихся к санитарной сфере. В частности, речь идет о требованиях к:

  • размещению детского сада,
  • используемому оборудованию,
  • оформлению и содержанию ДОУ,
  • освещению,
  • канализации,
  • режиму питания,
  • приему детей,
  • режиму дня, занятиям и физвоспитанию,
  • персоналу.

Данные правила разработаны с целью обеспечения оптимальных условий воспитания детей в детских садах. Большое внимание в документе уделено организации питания дошкольников.

Новый СанПиН для детских садов по питанию устанавливает широкий перечень требований, предъявляемых к используемым продуктам, меню, приготовлению блюд и др. В данной статье они рассмотрены подробно.

Меню в дошкольном учреждении

Меню для ДОУ должно быть разработано согласно физиологическим потребностям детей каждой возрастной группы. Обязанности по проверке и утверждению меню возлагаются на руководителя учреждения.

При составлении рациона питания в ДОУ допускаются следующие виды продуктов:

  • мясо и рыба,
  • молоко и молочные продукты,
  • куриные яйца,
  • сливочное масло,
  • хлебобулочные и кондитерские изделия,
  • фрукты и овощи, в т.ч. консервированные,
  • соки, компоты, чай.

СанПиН 2019 года для детских садов запрещает включать в меню:

  • продукты из мяса диких животных,
  • молочные продукты, не прошедшие процедуру пастеризации,
  • кондитерские изделия с кремом на основе растительных или животных жиров,
  • натуральный кофе,
  • газированные сладкие напитки и минеральную воду.

Дети в возрасте до года, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать в детском саду молочные смеси. Допускается получение как жидких, так и сухих смесей для последующего разведения. Режим питания для таких детей разрабатывается индивидуально и учитывает физиологические особенности развития каждого малыша. Молочные смеси, поступающие в дошкольное учреждение, должны поставляться только из муниципальных молочных кухонь и иметь государственную регистрацию.

Руководитель детского сада обязан ежедневно информировать родителей о перечне блюд, включенных в меню, и составе каждого блюда. Подробное меню на следующий день с указанием наименований блюд и входящих в их состав продуктов вывешивается отдельно по каждой группе. В меню также должны быть указаны объемы порций. Если в группе есть дети, страдающие аллергическими реакциями на те или иные блюда, то в меню обязательно должны включаться замещающие продукты, о чем руководитель детского сада также информирует родителей заранее.

Как составлять меню по СанПиН автоматически?

Для этого удобно использовать программный модуль «Управление питанием, контроль диет» системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он позволяет формировать меню-требование, циклическое меню, меню-раскладки и пр. отчетность. Подробнее о программе читайте .

Режим питания

Режим кормления детей в дошкольных учреждениях предусматривает четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Нормативы блюд и продуктов, включаемых в каждый прием пищи, строго регламентированы.

1. Завтрак:

  • горячее блюдо,
  • бутерброды,
  • горячий напиток

2. Обед:

  • закуска,
  • первое горячее блюдо,
  • второе блюдо,
  • напиток

3. Полдник

  • выпечка либо кондитерское изделие,
  • напиток

4. Ужин

  • салат,
  • второе блюдо,
  • горячий напиток

СанПиН для ДОУ 2019 допускает возможность изменения графика питания в зависимости от возраста детей и длительности их пребывания в детском саду. Так, если ребенок проводит в ДОУ от 8 до 10 часов, то режим его питания должен быть следующим:

  • завтрак (с 8.00 до 9.00),
  • обед (с 12.00 до 13.00),
  • полдник (с 15.30 до 16.00),
  • ужин (с 18.30 до 19.00).

Руководитель ДОУ также имеет право по своему усмотрению установить в группе второй завтрак в промежутке времени с 10.30 до 11.00.

Для детей, проводящих в детском саду от 10 до 12 часов, устанавливается следующий режим приема пищи:

  • завтрак (с 8.00 до 9.00),
  • обед (с 12.00 до 13.00),
  • полдник (с 15.30 до 16.00),
  • первый ужин (с 18.30 до 19.00),
  • второй ужин (с 21.00 до 21.30).

Для детей, проводящих в дошкольном учреждении более 11 часов, рацион питания должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечивать 80% суточной потребности ребенка.

Прием продуктов, чистка тары и содержание пищеблока

СанПиН для детских садов 2019 года по пищеблоку предусматривает ряд строгих правил, регламентирующих поставки продуктов, их хранение и правила гигиены.

Все продукты, привозимые в детский сад, должны иметь документы, подтверждающие их свежесть и надлежащее качество. При выявлении нарушений в документации и\или правилах хранения продуктов на этапе приемки руководитель детского сада имеет право отказаться от получения данной партии и потребовать замену.

Особое внимание уделяется хранению скоропортящихся продуктов. Не допускается нарушение целостности упаковки в процессе хранения; также строго запрещено хранить охлажденные скоропортящиеся продукты вне холодильника. Все продукты должны находиться в заводской либо потребительской таре с плотно закрытой крышкой.

Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия должны храниться на стеллажах или полках, расположенных выше 35 см от уровня пола. Полки и стеллажи должны быть чистыми, а помещение – сухим и хорошо проветриваемым.

Подробнее о хранении продуктов в ДОУ можно почитать в нашей статье.

Посуда, используемая для приготовления блюд и во время приемов пищи, должна очищаться строго в следующем порядке:

  • удаление остатков продуктов,
  • ручная чистка с использованием соды,
  • ополаскивание,
  • кипячение,
  • просушивание на решетке.

Пищеблок в детском саду должен быть оборудован индивидуальной мойкой, куда подводится холодная и горячая вода. Пищеблок и общая кухня должны содержаться в идеальной чистоте, график уборки устанавливается и утверждается руководителем дошкольного учреждения и должен неукоснительно соблюдаться. Все блюда, которые готовятся на кухне дошкольного учреждения, размещаются в отдельной маркируемой таре. Допускается добавление витаминов в пищу при приготовлении, но исключительно индивидуально – после предварительного согласования с родителями и под строгим контролем медицинского работника.

Скачать СанПиН 2019 года для детских садов можно здесь.

Автор статьи: Лидия Ситникова

Гигиенические требования к дошкольным образовательным учреждениям. Размещение, планировка

изложены в документе СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

Проектирование и строительство ДОУ осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

  • групповая изоляция в здании и на участке необходима в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к инфекционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки среди них. В соответствии с принципом групповой изоляции каждая группа детей должна иметь полный набор помещений в здании и на участке;
  • обеспечение условий для двигательной активности позволяет удовлетворить большую потребность детей дошкольного возраста в движениях;
  • создание благоприятного воздушно-теплового режима необходимо в связи с относительно высоким обменом веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;
  • обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики нарушений рефракции, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика. Воздействие лучистой энергии солнца, особенно ультрафиолетовой радиации, способствует полноценному росту и развитию организма;
  • создание условий для организации рационального питания.

Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка ДОУ

Детские дошкольные учреждения общего типа должны располагаться внутриквартально в пределах пешеходной доступности (в городах — не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах – не более 500 м) от места жительства.

Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения.

Уровень шума на участке для вновь строящихся ДОУ не должен превышать 60 дБА.

Выделяют следщие функциональные зоны:

1.Зона застройки.

2.Зона игровой территории.

3.Хозяйственная зона.

4.Зона зеленых насаждений.

Зона застройки

Включает основное здание ДОУ, теневые навесы

Зона игровой территории включает в себя:

а) групповые площадки – по существу это детский сад под открытым небом. Они предназначены для проведения игр и занятий на свежем воздухе и являются продолжением групповых ячеек, поэтому желательно их размещать в удобной связи с выходом из детских групп.

б) общая физкультурная площадка предназначена для круглогодичного проведения программных (утренняя гимнастика) и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников.

в) открытые плавательные бассейны для ДОУ свыше 250 мест устраивают в 3 и 4 климатических районах и используются в теплый период года для купания и закаливающих процедур, в холодное время как каток.

г) огород-ягодник – площадка для выращивания овощных и ягодных культур.

д) площадка для животных. Должна располагаться вблизи хозяйственной зоны.

Хозяйственная зона

На ней размещаются мусоросборники, ларь для хранения садового инвентаря.

Зеленые насаждения

Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды (шум, запыленность воздуха). Озеленение должно составлять не менее 50% территории участка ДОУ.

Гигиенические требования к зданию ДОУ

Этажность здания выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических, градостроительных условий. Одноэтажные здания до 150 мест рекомендуются для сельской местности. Двухэтажные здания в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям

Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь:

  • централизованную (компактную) структуру, позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения. Она является оптимальной для учреждений малой вместимости, а также в 1 климатической зоне (для снижения теплопотерь через наружные ограждения);
  • блочную структуру, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами;
  • павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Она является целесообразной для комплексов детских яслей-садов и в 4 климатическом поясе.

Высота помещений ДОУ должна быть не менее 3 м (от пола до потолка). Поэтажное расположение помещений внутри здания должно обеспечивать удобную вертикальную связь помещений, соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Все помещения для детей должны располагаться только в наземных этажах. В трехэтажных зданиях на 3 этаже рекомендуется располагать только помещения старших дошкольных групп, залы для музыкальных занятий, а также служебно-бытовые помещения и прогулочные веранды.

Здание ДОУ включает:

  1. групповые ячейки – изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;
  2. специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенными для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;
  3. сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);
  4. служебно-бытовые помещения для персонала.

Специфичным для ДОУ является принцип групповой изоляции: выделение для каждой группы необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом с земельного участка, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2 этаже, для детей дошкольного возраста – не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании ДДУ.

Для предотвращения травматизма детей лестницы должны иметь ограждения высотой не менее 1,2 м, с вертикальными элементами, расположенными через 0,1 м (не более). Поручни для детей крепятся на стене на высоте 0,5 м от ступеньки, а для взрослых – на ограждении на высоте 0,85 м.

Дошкольные образовательные учреждения сп


Бесплатная юридическая консультация:

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения

4 Общие положения

5 Требования к организации сети, типы и виды дошкольных образовательных организаций

6 Требования к размещению и функциональному составу участков дошкольных образовательных организаций

Бесплатная юридическая консультация:

6.1 Размещение и планировка участков

6.2 Пожарная безопасность дошкольных образовательных организаций в застройке

6.3 Комплексное благоустройство участков

7 Общие требования к зданиям и помещениям дошкольных образовательных организаций

7.1 Конструктивные и объемно-планировочные решения

Бесплатная юридическая консультация:

7.2 Противопожарные требования к зданиям дошкольных образовательных организаций

8 Естественное и искусственное освещение

8.1 Требования к естественному освещению

8.2 Требования к искусственному освещению

9 Требования к инженерному оборудованию зданий дошкольных образовательных организаций

Бесплатная юридическая консультация:

9.1 Водоснабжение, водоотведение, сантехника

9.2 Отопление и тепловые сети, вентиляция и кондиционирование

9.3 Электроснабжение и электрооборудование, сети связи

10 Энергетическая эффективность зданий дошкольных образовательных организаций

11 Требования к безопасной эксплуатации зданий и участков дошкольных образовательных организаций

Бесплатная юридическая консультация:

Приложение А (рекомендуемое) Состав и размеры площади дополнительных помещений дошкольных образовательных организаций и помещений дошкольных образовательных организаций вариативных форм образования

Приложение Б (рекомендуемое) Санитарно-техническое оборудование дошкольных образовательных организаций общего типа

Приложение В (рекомендуемое) Энергоэффективность осветительных установок дошкольных образовательных организаций

Приложение Г (рекомендуемое) Схемы электроснабжения зданий дошкольных образовательных организаций

Приложение Д (рекомендуемое) Мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности зданий дошкольных образовательных организаций

Бесплатная юридическая консультация:

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Сп 252..2016 здания дошкольных образовательных организаций. правила проектирования

Версия сайта: 2.2.9

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Бесплатная юридическая консультация:

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Введение

Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений к зданиям дошкольных образовательных организаций» и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ; Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности , а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.

1 Область применения

1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности.

Бесплатная юридическая консультация:

2 Свод правил устанавливает требования:

3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.

4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО: отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.

5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:

2 Нормативные ссылки

2.1 В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

Бесплатная юридическая консультация:

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

Сп 252.1325800.2016 здания дошкольных образовательных организаций. правила проектирования, сп (свод правил) от 17 августа 2016 года №252.1325800.2016

СП 252.1325800.2016

Группа Т62

ОКС 91.040.99

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ОАО «МНИИТЭП»), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 573/пр и введен в действие с 18 февраля 2017 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке.

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Проектирование детских садов и школ в Санкт-Петербурге (СПб)

Санкт-Петербург – динамично развивающийся мегаполис, который, в настоящее время, нуждается в проектировании и строительстве новых детских садов и школ.

Возросший уровень рождаемости и большое количество переезжающих в Петербург людей из разных регионов России, обуславливают необходимость в открытии новых дошкольных учреждений и образовательных школ.

Детские сады и школы должны находится в шаговой доступности от места жительства, быть современными, удобными и, самое главное, безопасными для жизни и здоровья детей.

Квалифицированное проектирование детских садов и школ позволяет учесть все нормы и требования предъявляемые надзорными органами к проектной документации, а в дальнейшем избежать трудностей в прохождении экспертиз и получении необходимых согласований. Помимо этого, при проектировании школы или детского сада в Санкт-Петербурге необходимо учитывать архитектурные решения окружающей застройки, особенно если это касается исторических районов города.

Требования к проектированию детских садов и школ

  1. здания будущего детского сада или школы не должны занимать более трёх этажей (не считая подвальных помещений); если предусмотрены помещения на уровне четвёртого этажа, уже на стадии проектирования должно быть указано их хозяйственное назначение, т.е. занятия с детьми в таких помещениях проводиться не должны;
  2. отделочные материалы для внутреннего обустройства будущего детского сада или школы должны быть негорючими и экологически безопасными;

Для детских садов:

  1. звукоизоляция помещений между группами;
  2. устройство отдельных входов в группы для самых маленьких детей;
  3. площадь земельного участка предназначенного для прогулок должна составлять не менее 5 кв.м. на одного ребёнка;
  4. территория детского сада должна иметь достаточное ограждение.

Для школ:

  1. размещение учебных классов в подвальных и цокольных этажах не допускается;
  2. учебные классы должны быть изолированы от помещений с высоким уровнем шума (спортивный зал, актовый зал, столовая, мастерская);
  3. помещения школы должны иметь естественное освещение. Допускается искусственное освещение в кладовых, складских и хозяйственных помещениях, уборных для персонала;
  4. столовая должна иметь обособленный вход для доставки продуктов питания;
  5. вместимость актового зала составляет 25% от общего количества учеников;
  6. спортивный зал должен быть оборудован раздевалками, снарядной комнатой и помещением для преподавательского состава.

Этапы проектирования детского сада или школы в Санкт-Петербурге

1. Получение исходно-разрешительной документации

  • Получение Градостроительного плана земельного участка.
  • Проведение топографической съёмки.
  • Геологические изыскания.
  • Санитарно-эпидемиологическое исследование земельного участка.
  • Заказ документов ГУП ГУИОН по окружающей застройке.
  • Расчёт концентраций загрязняющих веществ.

2. Согласования в КГА (Комитет по градостроительству и архитектуре)

  • Разработка технического задания на проектирование.
  • Согласование с заказчиком архитектурного облика и технических особенностей здания.
  • Согласование фасадных решений и генплана участка в КГА и у Главного Архитектора Санкт-Петербурга.

3. Получение технических условий для подключения к сетям

Получение технических условий на подключения к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, связи.

4. Изготовление проектной документации

Проектная документация разрабатывается в достаточном объёме необходимом для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство.

Нормы, правила, законы для проектирования детских садов и школ в Санкт-Петербурге

  1. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»
  2. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

Дабы гарантировать каждому ребенку надлежащие условия ухода и воспитания, а также обеспечения личной безопасности во время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, были разработаны универсальные правила, обязательные к соблюдению каждым детским садом. Такие требования в 2020 году устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПин.


Что такое СанПин?

Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.

Действие СанПин в 2020 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.

Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.

Ныне действует вариант документа СанПин для детских садов, который был принят в мае 2013 года, но с сопутствующими изменениями, некоторые из каких были ратифицированы в 2017, 2018, 2019 и 2020 году.

Скачать СанПиН для детского сада в 2020 году можно здесь.

Последние нововведения в СанПин для детских садов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2020 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

Кроме того, к 2020 году были внесены правки в СанПин для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей. И не желательно использование двухъярусных кроватей.

Нормы питания в 2020 году

Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2020 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.

Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.

Таблица № 2 «Пищевая ценность блюд»

Возраст в месяцах Калорийность Растительные белки, г Животный белок, % от общего веса ребенка из расчета 1г/1кг Жиры, г

Углеводы, г

0-3 115 6,5 13
4-6 115 6 13
7-12 110 5,5 13
13-24 1200 36 75 40 174
25-36 1400 42 65 47 203
37-84 1800 54 60 60 261

Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.

Нет единых требований к оформлению меню по СанПин для детских садов в 2020 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:

  • два завтрака;
  • обед;
  • полудник;
  • 2 ужина.

Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа.

Технологические карты блюд в детских садах

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2020 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.

Отчет должен содержать следующую информацию:

  • наименование блюда;
  • номер рецепта, который использовался в приготовлении;
  • источник, где был взят рецепт;
  • вес и перечень исходящих продуктов;
  • окончательная масса готового блюда;
  • количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.

Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе.

Требование к территории садика

В СанПин 2020 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега.

Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПин 2020 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.

Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено садить на территории плодоносящие или ядовитые растения.

Кроме того, в 2020 году по СанПин существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:

  • обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
  • наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м. на одного малыша группы;
  • покрытие таких зон должно быть травянистым;
  • обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
  • важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.

Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).

Распорядок дня и время работы воспитателя

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

В 2020 году СанПин дополнительно фиксируются максимально допустимые сроки проведения учебных занятий для деток, которые зависят от возраста малышей. Обязателен расчет, как общего дневного образовательного времени, так и единоразовой непрерывной деятельности.

Сколько детей по СанПин может быть в группе?

Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:

  • не достигшие трехлетнего возраста;
  • после трех лет.

Также, в 2020 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.

Таблица № 3 «Категории детей и максимальное количество воспитанников в группе»

Категории Наивысшие допустимые наполненности групп
До 3 лет После 3
При тяжелых нарушениях речи 6 10
С серьезными нарушениями слуха 6 6
Слабослышащие 6 8
Слепые 6 6
Существенные нарушения зрения 6 8
Слабое недоумство 6 10
Умственная отсталость больших тяжестей 8
Аутизм 5
Нарушение опорно-двигательной системы 6 8
При других нарушениях здоровья 10 15
Здоровые детки 10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем) 10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести

В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.

Температурный режим

Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.

По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:

  • минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
  • заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
  • одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.

Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2020 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:

  • игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
  • спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.

Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей. Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено.

Развитие детей

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2020 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Список моющих и дезинфицирующих средств

Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2020 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.

Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:

  • для мытья полов;
  • при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
  • во время мытья окон;
  • в случаях стирки белья и игрушек.

Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.

Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.

Таблица № 4 «Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях»

Нормативно-правовой акт, который разрешает применение Наименование средств
Письмо Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Септодор форте, хлорная известь, перекись водорода, белизна-3
Перечень Госсанэпиднадзора от 30.03.98 года № 0037-97 «Изосепт», «Пливасепт», «Эринокс»
Редакция СанПин 2.4.1201-03 ПЧД, Хлорамин, «Дзус».
Методические Рекомендации Минздрав СССР от 13.03.1987 года Сода кальцинированная, «Санит», «Посудомой», «Аракс».

За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2020 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.

Роспотребнадзор разработал проект СанПиНа «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда женщин». Он запрещает труд беременных работниц в помещениях без естественного освещения. Документом также предусмотрена обязанность работодателя предоставлять женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помещение для кормления малышей. Новый СанПиН вступит в силу в течение этого года. Сейчас проект проходит согласование с федеральными министерствами.

Директор Научно-исследовательского института медицины труда профессор Игорь Бухтияров рассказал «Известиям», что действующие гигиенические требования к условиям труда женщин были приняты в 1996 году и уже устарели. В проекте нового СанПиНа учтены все изменения российского законодательства. Также он гармонизирован с Конвенцией Международной организации труда, документами Всемирной организации здравоохранения и директивами Европейского союза.

— Особенно значимо, что СанПиНом предполагается информирование женщин при приеме на работу о существующем риске повреждения здоровья, в том числе репродуктивного, при работе в условиях воздействия вредных производственных факторов, — пояснил Игорь Бухтияров.

В проекте документа также говорится, что женщины, которые готовятся стать матерями, не должны работать в помещениях без естественного освещения. Профессор Бухтияров рассказал, что «световое голодание» проявляется нарушением обмена веществ и гормонального фона, снижением резистентности организма, что может приводить к нарушению течения беременности.

— Естественное освещение обладает значительным биологическим действием и регулирует важнейшие жизненные функции организма. Под его воздействием усиливается обмен веществ, активизируются процессы кроветворения, улучшается работа эндокринных желез, — сказал профессор. Он добавил, что отсутствие света может оказывать неблагоприятное психофизиологическое воздействие из-за отсутствия связи с внешним миром, ощущения замкнутости пространства, монотонности искусственной световой среды. Всё это снижает физическую и умственную работоспособность, концентрацию внимания и крайне нежелательно в период беременности.

Еще одно нововведение касается матерей, имеющих детей в возрасте до полутора лет. В новом СанПиНе указано, что работодатель обязан предоставить им специальное помещение, оборудованное кушеткой, столом, стульями, столами для пеленания, санузлом с унитазом, раковиной для мытья рук, а в кранах должна быть горячая и холодная вода.

— Данное требование связано с тем, что некоторые женщины желают совмещать трудовые обязанности с кормлением грудного ребенка. В ряде организаций такие комнаты имеются, — сказал Игорь Бухтияров.

Проект гигиенических требований к условиям труда женщин также предполагает, что беременные должны работать с ПЭВМ, то есть с персональным компьютером, не более трех часов за смену. Эта норма была перенесена в документ из СанПиНа от 2003 года «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Игорь Бухтияров рассказал, что эти нормативы были разработаны на основе данных отечественных и международных исследований по изучению возможного неблагоприятного влияния на развитие плода электромагнитных полей широкополосного спектра.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ беременная женщина по ее заявлению переводится на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Однако эксперты трудовой сферы утверждают, что большинство женщин не пользуются уже имеющимися у них правами. И вряд ли им будут доступны бонусы, предусмотренные новым СанПиНом.

Генеральный секретарь Союза профсоюза России Евгений Куликов также считает, что работницы не знают о своих правах в силу юридической безграмотности, а если и знают — не хотят их отстаивать, чтобы не испортить отношения с начальством и не лишиться рабочего места.

— Это не совсем правильно, понуждать женщину работать в период, когда она должна заниматься своим маленьким ребенком. Если мы хотим жить в развитом обществе, то должны дать матери возможность воспитывать малыша дома, а не открывать для нее специальные комнаты на работе, — сказал Евгений Куликов.

По мнению управляющего партнера профессионального сообщества «HR-Эксперты» Виктории Пятницы, в большей степени нормативы, касающиеся требований к условиям труда женщин, — это формальный документ. Крупные организации будут придерживаться законодательства, но среднестатистические коммерческие компании — нет.

Она отметила, что не знает ни об одном случае, чтобы проверяющие органы привлекли к ответственности работодателя за нарушение условий труда женщин.

Тем временем за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Контроль за соблюдением санитарных норм и правил осуществляет Роспотребнадзор.

В пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что специальная оценка условий труда осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *