Рынок медицинских услуг

Рынок здравоохранения является частью общеэкономического рыночной среды. Ему свойственны те же признаки, но он имеет свои специфические особенности.

Часть медицинских услуг имеет характер «общественных благ». Их потребительский эффект распространяется на все общество и даже лиц, не участвующих в рыночной сделке, за неплатежеспособности или по другим причинам. Выгоды от использования этих услуг имеют все.

К общественным благам относятся санитарно-противоэпидемические, профилактические, медицинские мероприятия, результатом которых является предупреждение заболеваний и улучшения здоровья всей общины.

Удовлетворение потребностей населения в этих услугах осуществляют санитарно-эпидемиологические станции, центры здоровья, которые финансируются из бюджета.

«Асимметричность» информации на рынке медицинских услуг влияет на экономические отношения между поставщиком медицинских услуг и их потребителем.

С одной стороны, недостаточная информированном пациента о состоянии его здоровья, объемов и цены медицинской услуги дает возможность врачу влиять на спрос («спрос, навязанный предложением») и реализовать свои экономические интересы (предлагать необязательные для достижения клинического результата медицинские услуги). Поэтому отмечается рост цены в больничном секторе на 60% (США).

С другой стороны, у пациента может возникнуть «моральный соблазн», без явных на то потребностей, на дорогие диагностические исследования, оперативные вмешательства, лекарства, а при страховании здоровья — частое посещение врача. Это связано с тем, что пациент не осознает цену медицинской услуги, что приводит к финансовым и моральных затрат.

Доступность и равенство в получении медицинских услуг — это основная стратегия современных систем здравоохранения. Она базируется на исторически сложившемся принципе общественной солидарности: здоровый платит за больного, богатый за бедного; тот, кто работает, платит за того, кто не работает. Принцип вводится с участием государства (обязательное медицинское страхование).

В мире объем потребления медицинской помощи не определяется исключительно платежеспособностью пациента, а в ряде случаев зависит от срочности оказания медицинской помощи. Даже в условиях частной системы здравоохранения экстренная медицинская помощь может предоставляться бесплатно.

Производители медицинских услуг одновременно выступают и их продавцами. Это связано с сочетанием в пространстве и времени производства, реализации и потребления медицинских услуг.

Сложная структура спроса на услуги здравоохранения связана с необходимостью их персонификации и индивидуализации.

Особенность динамики спроса на медицинские услуги характеризуется ее колебанием в зависимости от сезона года (летом уменьшается, а в осенне-зимний период увеличивается), от структуры населения в различных территориальных сегментах рынка здравоохранения.

Результат медицинской деятельности может быть определен только после потребления услуги, его сложно выразить в стоимостной форме.

Высокая изменчивость рыночной конъюнктуры связано с изменением эпидемической и экологической ситуации в стране.

Особенность территориальной сегментации рынка зависит от структуры заболеваемости населения данного региона.

Ограниченность доступа на рынок медицинских услуг объясняется наличием специального высшего медицинского образования, тестирования, лицензирования, высокой платы за обучение.

Этико-экономическое несоответствие. С одной стороны, медицинская помощь требует значительных средств, а с другой — аморально требовать деньги за спасение жизни и возвращение здоровья. В экономически развитых странах исторически отработанный механизм — наличие государственной медицины для бедных и страховой медицины для других слоев населения.

Особенность рынка медицинских услуг стран с переходной экономикой — это эксплуатация частным сектором основных фондов и кадровых ресурсов государственного сегментах, пополняя его. Регуляция этого процесса эффективно осуществляется во Франции. Врачам государственных больниц разрешается заниматься частной практикой по совместительству на базе своей больницы. Пациенты платят за медицинские услуги администрации больницы, которая отчисляет часть гонораров врачей за использование оборудования, помещения и труд среднего медицинского персонала.

Следовательно, некоторые выявлены особенности рынка здравоохранения создают ограничения для действия рыночных механизмов.

Тасмаганбетов А.Б., к.э.н., доцент, Камбарова А.Ж., магистрант

Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова

Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Качество медицинских услуг является комплексным понятием и зависит от множества емких причин, среди которых следует выделить материально-техническую оснащенность медицинских организаций, уровень профессионализма и наличие мотивации клинических специалистов к его повышению, внедрение современных технологий управления процессами организации и оказания медицинской помощи, внедрение эффективных методов оплаты медицинской помощи. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года .

Здравоохранение представляет собой область деятельности, тесно связанную с материальным производством. Здравоохранение, в свою очередь, обладает широкими возможностями воздействия на ускорение экономического роста, что находит свое проявление, прежде всего, через участие отрасли в формировании главной производительной силы – человека, сохранение и укрепление его здоровья .

Рассмотрение значимости услуг здравоохранения лишь как источник удовлетворения социальных потребностей граждан, привело к тому, что в реальной действительности производственно-экономическая функция здравоохранения долгое время оставалась в стороне. Причем, социальные задачи отрасли ограничивались от экономических настолько, что это не позволяло раскрыть истинную природу затрат на здравоохранение.

Специфика медицинских услуг состоит в том, что процесс их производства и потребления совпадает по времени, в связи, с чем их нельзя накапливать, они должны создаваться там, где есть потребители.

Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Особенностью рынка медицинских услуг является также и то, что она развивается, главным образом, экстенсивным путем. Например, если в материальном производстве прирост продукции в большей мере осуществляется за счет роста производительности труда, то есть интенсивных факторов, то в сфере медицинского обслуживания наращивание объема услуг производится в основном за счет увеличения численности работающих. В медицинских отраслях, создающих платные услуги, повышение эффективности труда выражается, прежде всего, в улучшении качества обслуживания населения и расширении перечня предоставляемых услуг. Поэтому и в перспективе развитие сферы медицинских услуг будет основываться также на привлечении в эту отрасль дополнительной рабочей силы.

Анализируя с этих позиций сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих в самых различных формах. Так, например, важную роль в искусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей. Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколь нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их .

Спрос на большинство медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это и означает, что коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую помощь в среднем равен 0,7 (исключение — косметическая хирургия), а во многих случаях он колеблется от 0,2 до 0,7. Это означает, что при повышении цен на медицинские услуги спрос уменьшается в меньшей степени, чем растет цена (при повышении цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).

В нашей стране пока отсутствуют расчеты этого коэффициента, что связано с меняющимися условиями жизни населения, однако можно предположить следующее. Во-первых, низкий средний уровень жизни подавляющей части населения не позволяет ему отвлекать заметные средства на оплату медицинских услуг, во-вторых, отсутствие имиджа здорового образа жизни не ведет к увеличению удельного веса в доходах населения затрат на поддержание и сохранение своего здоровья. Таким образом, определяя стратегию развития здравоохранения, трудно использовать изменение цен на медицинские услуги как метод сбалансированности спроса и предложения.

Количественная зависимость изменения доходов и спроса на те или иные медицинские услуги также может быть охарактеризована коэффициентом эластичности. Так, в США эластичность спроса по доходу на услуги врачей составляет 0,75%. В Казахстане этот коэффициент для большей части населения будет ниже.

Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

Рынок ресурсов включает в себя рынок трудовых ресурсов и рынок материальных ресурсов. Этот рынок снабжает медицинские учреждения медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг – продавцами .

Таким образом, конкретная структура рынка формируется под влиянием многообразных факторов, отражающих состояние экономики страны в целом, региональные особенности, уровень развития соответствующей инфраструктуры. И чем точнее законодательная и исполнительная власти будут эти факторы использовать, тем эффективнее и цивилизованнее будут использоваться рыночные механизмы в охране здоровья населения.

Литература:

1. Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. – Астана, 2006 г.

3. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Бектурганов З.З.1,2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

2 Карагандинский государственный медицинский университет

Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрен вопрос неудовлетворенного спроса на услуги коммерческого характера небольших частных медучреждений и их преимущества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медицинские услуги, ВУЗ, коммерческая медицина, потребительский спрос, учреждения здравоохранения, Караганда, Казахстан

JEL: 110, Н75

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Бектурганов З.З. Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор развития медицинского образования в регионе // Российское предпринимательство. — 2015. — № 2 (272). — с. 347-358. —

Бектурганов Закир Закарьянович, докторант программы «Доктор делового администрирования» факультета «Высшая школа корпоративного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; проректор по организационно-экономической работе Карагандинского государственного медицинского университета (1а revedere@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 13.02.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND

(http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

Основная деятельность образовательных учреждений заключается во взращивании специалистов для нужд государства и общества. Медицинские образовательные организации не являются исключением. Одним из признаков конкурентоспособности вуза является трудоустройство его выпускников. Современному медицинскому университету, как и любой организации, функционирующей в рыночной среде, необходим анализ тенденций рынка, на котором предстоит работать его выпускникам.

Здравоохранение — от социального к экономическому

С развитием рыночных отношений в Казахстане отрасль здравоохранения постепенно меняет свой характер из исключительно социального на экономический. При этом сокращается государственное участие, особенно в части регулирования, оперативного управления и финансирования функционирования медицинских организаций. Наблюдается коммерциализация медицинских услуг и развитие частной формы предпринимательства в здравоохранении. На сегодняшний день данная отрасль представлена как частными, так и государственными организациями, большинство из последних также реализуют некоторые коммерческие услуги.

Усиление экономической составляющей медицинских услуг не отменяет базовой социальной ориентации здравоохранения, в связи с чем развитие коммерческой медицины имеет ряд специфических характеристик.

В здравоохранении деятельность организаций по оказанию услуг складывается исключительно по поводу здоровья как основного фактора качества жизни. Коммерческие медицинские организации участвуют в создании социального эффекта не только опосредованно через налоговые отчисления, но и непосредственно через получение социального результата, выражающегося в сохранении индивидуального и общественного здоровья.

Кроме того, данные организации должны быть ориентированы не на получение быстрой помощи, а на достижения, актуальные с точки зрения общественной полезности. Поэтому результат деятельности коммерческих организаций является важным не только для качества жизни отдельных граждан, но и общества в целом. В связи с этим медицинские услуги подвергаются повышенному контролю со стороны

государства (лицензирование, требования к квалификации медицинского персонала и др.).

Тем не менее, коммерческая медицина обладает рядом преимуществ по сравнению с государственной. Так, по мнению российского эксперта Тихомирова А.В., в отличие от частной коммерческой медицины, государственные учреждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения «не являются товаропроизводителями; ориентированы лишь на оплату медицинских услуг, а не на удовлетворение нужд потребителя; не отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом и порождают дополнительную ответственность по ним собственника имущества; получают средства для последующего распределения, а не зарабатывают их; подчиняются ведомственным нормативам определения медицинских услуг и цен на них, а также распределения любых поступлений; находятся вне конкуренции и в следовании ведомственным нормативам почти свободны от правовой ответственности» .

Таким образом, коммерческая медицина нивелирует недостатки бесплатной государственной медицины и постепенно привлекает все больше потребителей. Предложение услуг коммерческой медицины зависит от экономической стабильности государства и платежеспособности потребительского спроса. Первыми «ласточками» обычно бывают малые организации, которые предлагают медицинские услуги узкой специализации (стоматологии, оптики, лаборатории). По мере роста платежеспособности населения возникают сначала небольшие клиники, а далее и крупные клиники широкого профиля, для инвестиций которых требуется более 10 млн долл., необходимы для приобретения сложного дорогостоящего диагностического оборудования, внедрения новейших технологий диагностики и лечения и др.

Рынок здравоохранения в Казахстане

В Казахстане объем рынка медицинских и социальных услуг с 2008 по 2012 гг. возрос в 2 раза с 237 392,1 млн тенге (84481, 2 млн рублей) до 516 547,7 млн тенге (183824,8 млн рублей) . Ежегодный прирост составляет в среднем 29%. Для сравнения, с 2007 по 2012 год объем российского рынка коммерческой медицины вырос с 367 до 586 млрд руб., при этом ежегодный прирост составляет 16% . Объем

рынка коммерческой медицины США превышает 3 трлн долларов — это в 176 раз больше, чем в России . В пятерке наиболее распространенных коммерческих услуг — стоматология, гинекология, терапия, офтальмология и косметология. В России более 60% населения ежегодно пользуются коммерческими медицинскими услугами. Согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», больше половины опрошенных оплачивали их за свой счет, 15% пользовались ими в рамках корпоративных и личных медицинских страховок .

Соответственно, рынок здравоохранения в целом и коммерческой медицины в частности имеет высокий потенциал. На сегодняшний день на рынке коммерческой медицины в Караганде преобладают малые узкоспециализированные организации и небольшие клиники. В настоящее время в Республике Казахстан реализуется Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Цаза;стан» на 2011-2015 годы, направленная на улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны .

В результате реализации программы ожидается увеличение продолжительности жизни населения, снижение материнской, младенческой и общей смертности населения, снижение заболеваемости туберкулезом и распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет . В конечном итоге это должно привести к повышению доступа всех слоев населения к более обширному спектру медицинских услуг. Необходимо отметить ряд ключевых характеристик запланированных мероприятий :

1) Программные мероприятия ориентированы на развитие фундаментальных отраслей медицинской науки;

2) Программные мероприятия предусматривают поддержку только государственных медицинских организаций путем обеспечения их финансовыми и кадровыми ресурсами, материальной базой, лекарственными препаратами и пр.

Однако, как утверждают сами разработчики программы -Министерство здравоохранения Республики Казахстан, несмотря на достаточно высокий уровень квалификации медицинских кадров (42%), потребители не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг.

Аналогичная ситуация наблюдается в регионах республики. В 2012 году автором совместно с ОО «Ассоциация предпринимателей Карагандинской области» было проведено исследование удовлетворенности медицинскими услугами жителей города Караганда (Карагандинская область). На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших экономических, промышленных, научных и культурных центров Казахстана.

Опрос респондентов проводился на основе собственно случайной бесповторной серийной выборки в разрезе девяти районов города: Новый Город, Юго-Восток, ЖБИ, Узенка, Михайловка, Федоровка, Пришахтинск, Сортировка и Майкудук. Генеральная совокупность: численность населения г. Караганды в 2012 году обоих в возрасте -480075 человек . Выборка составила 205 респондентов. Доверительный интервал составил ±6.84% при доверительной вероятности равной 95%, что обеспечивает достаточную репрезентативность исследования и достоверность выборки.

Целью опроса был анализ наиболее актуальных проблем в развитии городских районов и города Караганда в целом, а также изучение потребности у населения в развитии различных сфер предпринимательской деятельности.

Отмечая актуальные проблемы в развитии районов проживания, ряд респондентов наряду с такими проблемами, как проблемы ЖКХ и качество дорог, строительство и обеспеченность жильем, состояние окружающей среды, назвали доступность или качество здравоохранения (см. табл.).

Таким образом, проблемы доступности и качества здравоохранения входит в тройку самых актуальных проблем развития города Караганды, по мнению его жителей (36%).

Таблица. Сводная таблица актуальных проблем в развитии районов города, %

№ п.п. Районы Отсутствие идеологии общества Качество образования Нехватка рабочих мест Проблемы ЖКХ и качество дорог Строительство и обеспеченность жильем Доступность или качество здравоохранения Кризис морали Криминализация Коррупция Состояние окружающей среды е о г ^ л Д

1 Город 25 25 13 94 13 38 25 6 25 13 0

2 Юго-Восток 17 22 30 87 49 44 30 17 26 48 0

3 ЖБИ 31 15 31 77 39 46 8 0 0 23 0

4 Узенка 13 25 25 87 50 33 7 13 13 25 0

5 Михайловка 27 27 0 82 27 36 0 0 46 46 0

6 Федоровка 50 33 25 100 50 33 27 0 0 25 0

7 Пришахтинск 25 25 33 75 75 33 25 25 13 25 0

8 Сортировка 0 33 0 100 33 33 33 33 33 33 0

9 Майкудук 7 20 13 93 40 27 13 40 27 27 0

Средний 22 25 19 88 42 36 19 15 20 29 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

показатель по

городу

Наибольшая потребность в услугах здравоохранения зафиксирована в районах Юго-Восток (44%) и ЖБИ (46%). В первом случае это объясняется тем, что Юго-Восток является растущим и густонаселенным районом, поэтому постепенно увеличивается дефицит в услугах медицинских учреждений. В районе ЖБИ, который является одним из старейших районов города, сложился низкий уровень развития медицинской инфраструктуры, в результате чего его жителям приходится обращаться за услугами здравоохранения в медицинские учреждения других районов — Пришахтинска, Города либо Юго-Востока, что, в конечном итоге, также негативно влияет на удовлетворенность потребителей этих районов.

Вторая часть опроса карагандинцев была посвящена изучению потребностей в развитии сфер предпринимательской деятельности в районах города.

В рамках опроса респондентам на выбор было предложено 29 сфер предпринимательской деятельности, из которых они могли выбрать 7 наиболее востребованных для развития в их районе. Средние показатели потребительского спроса на услуги коммерческих медицинских учреждений на рынке Караганды представлены на рисунке 1.

Как показывает рисунок, на карагандинском рынке у трети потребителей существует спрос на коммерческие комплексные услуги здравоохранения, в том числе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи, восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию и др.

Более четверти потребителей готовы покупать услуги объектов спортивного досуга для восстановления здоровья и поддержки здорового образа жизни, в том числе это лечебная физкультура, фитнес, тренажерные залы, бассейн и др.

В то же время 18% карагандинских потребителей рынка услуг здравоохранения отметили необходимость создания частных стоматологий и оздоровительных центров и кабинетов, в том числе профильных, специализирующихся на услугах лечения отдельных видов заболеваний.

Это могут быть сети мобильных лабораторий по сбору анализов, кабинеты окулистов, урологов, психологов, дефектологов, логопедов, массажные кабинеты и др.

Изучение качества услуг выявило необходимость не только увеличения количества аптек, но и повышения качества, а также расширения их услуг (15% респондентов). К примеру, за счет открытия терапевтических и процедурных кабинетов, в которых покупатели могут сразу же получить консультацию, измерить артериальное давление, получить уколы и т.д.

Указанные виды коммерческих услуг здравоохранения носят узкоспециализированный характер, то есть пациенты (потребители) могут проходить лечение и в государственных больницах и поликлиниках, но в отдельных случаях пользоваться услугами небольших частных учреждений.

аптеки

стоматологии

оздоровительные центры и кабинеты

спортивный досуг услуги здравоохранения

] 15

УаШ

1*

5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 1. Показатели потребительского спроса на услуги здравоохранения на

рынке Караганды, %

При дефиците медицинских организаций на карагандинском рынке медицинских услуг отмечается спрос не на крупные государственные больницы и поликлиники, а именно на сеть небольших частных компаний, расположенных во всех районах города.

Повышение спроса на услуги коммерческой медицины обусловлено постепенным повышением уровнем жизни населения и формированием платежеспособного среднего класса, готового оплачивать дополнительные расходы на здоровье.

Конкурентными преимуществами коммерческих учреждений здравоохранения являются:

—территориальная доступность потребителей к медицинским

учреждениям и их услугам (пошаговая доступность); —мобильность и высокая скорость оказания услуг; —высокое качество коммерческих медицинских услуг по

сравнению с услугами ряда государственных учреждений здравоохранения, обусловленное применением новых технологий и наличием современной материальной базы; —удобство графика работы коммерческих учреждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения и приема пациентов; —комфортабельность и улучшенный сервис обслуживания потребителей частных учреждений здравоохранения.

Изучение потребительского спроса выявило

неудовлетворенность услугами здравоохранения у более трети населения города (159738 чел.) Кроме того, Караганда является динамично развивающимся городом с ежегодным приростом населения (более 6,7%), что также увеличивает потенциальный рынок коммерческой медицины .

Рост потребительского спроса опережает развитие сектора, так в трехлетний период (2010-2012 гг.) число медицинских учреждений (в том числе государственных) увеличилось на 33,3% с 108 до 144 ед. (рисунок 2).

Увеличение произошло, в основном, за счет роста количества объектов с общей врачебной практикой (67%), стоматологий (26%) и прочих организаций по охране здоровья (117%). Но стоит отметить, что рост именно коммерческих медицинских учреждений за эти годы составил в среднем не более 3%, что незначительно для освоения выявленного нами большого сегмента потребителей, чьи нужды в услугах оздоровления не удовлетворены.

пр.д-ность по стоматологическая специальная общая врачебная больницы всего

охране здоровья деятельность врачебная практина

практика

Ц2010 02011 02012

Рисунок 2. Динамика учреждений здравоохранения (в том числе государственных) на рынке Караганды, ед.

Данная проблемная ситуация требует разрешения, поскольку, во-первых, здравоохранение — это стратегически важная сфера для демографической и социально-экономической ситуации в стране, а, во-

вторых, стимулирование развития предпринимательства является одной из важнейших функций государства.

Карагандинская область располагает крупнейшим и старейшим медицинским университетом. За 65 лет работы Карагандинского государственного медицинского университета (далее — КГМУ) подготовлено более 35000 специалистов.

На сегодняшний день КГМУ выступает не только образовательным, но и научно-методическим центром, сформировавшим за годы своей деятельности, по сути, всю систему здравоохранения региона и непрерывно обеспечивающим ее кадровым ресурсами.

Одной из стратегических задач университета является внедрение передовых методов лечения и диагностики во всех сферах медицины. Переходя на качественно новый этап развития, образовательная организация выступает институциональной базой формирования коммерческой медицины и включает в стратегические планы своей деятельности развитие этого сектора медицинских услуг. В числе первоочередных задач предлагается:

1) Предусмотреть в государственных программах поддержки бизнеса развитие сектора коммерческой медицины, как приоритетного направления. Такая поддержка должна включать:

— консультации для частных предпринимателей по процедурам открытия бизнеса в медицинской сфере, лицензированию деятельности и др.;

— финансовую поддержку;

— консультации для частных медицинских учреждений по текущим вопросам предпринимательской деятельности (поиск поставщиков оборудования и препаратов, процедуры их транспортировки, кредитование, маркетинг, отбор и найм кадров и др.).

2) Развитие коммерческих услуг здравоохранения не амбулаторного, а узкоспециализированного характера.

3) Организация деятельности частных медучреждений на принципах локальной (территориальной) близости к потребителям, а также высокого качества и мобильности обслуживания.

4) В рамках Государственной программы развития здравоохранения предусмотреть меры по увеличению государственного заказа на обучение врачей и другого медицинского персонала.

Бектурганов З.З. Потребительский спрос на услуги коммерческой медицины как фактор 357

развития медицинского образования в регионе // Российское предпринимательство. — 2015. — № 2 (272). — с.347-358. —

Предложенные мероприятия направлены не только на развитие коммерческой медицины, поддержку здорового образа жизни и повышения здоровья карагандинцев, они также будут способствовать повышению предпринимательской активности и занятости населения.

Медицинским образовательным организациям, работающим на рынке образования Казахстана, необходимо учитывать современные веяния рынка и требования потребителей (пациентов) путем:

— введения новых специальностей: менеджеры, маркетологи в области здравоохранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— коррекции существующих образовательных программ;

— организации краткосрочных курсов по созданию собственного бизнеса для работников здравоохранения.

Заключение

Качественное здравоохранение является визитной карточкой государства. Поэтому важно, чтобы именно государство поддерживало коммерческую медицину. Это должно выражаться в снижении налоговых ставок, отмене таможенных платежей при приобретении медицинского оборудования, либерализации нормативных требований к ряду аспектов медицинской деятельности. Кроме того, государство должно предусмотреть комплекс мер, направленных на повышение престижа профессии врача, путем увеличения заработной платы, снижения налогового бремени и обеспечения социальных льгот.

ИСТОЧНИКИ:

1. Тихомиров А.В. Частная и коммерческая медицина // Главный врач: хозяйство и

право. — 2008. — № 3. — С.33-38.

2. Интернет-ресурс Национального банка Республики Казахстан: Официальный курс

валют на 19.01.15: 1 рубль — 2,81 тенге.

3. Агентство Республики Казахстан по статистике.

4. Коммерческая медицина привлекательна для инвесторов.

5. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан

«Саламатты Казакстан» на 2011 — 2015 годы, утв. Указом Президента Республики Казахстан от 29.11.2010 г. № 1113.

6. Официальный сайт Департамента статистики Карагандинской области.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Кучерявенко Д.М. (СГЭУ, г. Самара, РФ)

In this article author examines state regulation of medical services market.

Здравоохранение — отрасль профессиональной деятельности и одновре­менно отрасль общественного хозяйства, изначально требующая регулирова­ния. Следовательно, современный рынок медицинских услуг (РМУ) и его объекты также требуют государ­ственного регулирования.

Существуют четыре области, в которых приоритетной остается роль госу­дарства:

— основополагающие принципы политики в области здравоохранения, важнейшие решения которых должны приниматься на высоком государственном уровне. Политика в области здравоохранения неизменно связана с выбором ос­новных ценностей, могущих оказать влияние на многие аспекты общественной жизни. Поэтому такие стратегические вопросы должны регулироваться с по­мощью тех же процедур, как и другие вопросы государственной политики. Государство для реализации своей политики использует различные формы и ме­тоды, образующие инструментарий государственного регулирования;

— стратегические решения относительно ресурсов здравоохранения, поскольку они определяют будущее всей системы. Подобные вопросы инфра­
структурного характера охватывают персонал (подготовка, проверка и лицензирование), крупное капитальное строительство, приобретение дорогостоящего оборудования и деятельность в области исследований и развития. Решения, связанные с ресурсами требуют широкого обзора ситуации для обеспечения необходимого баланса, а также эффективного использования ограниченных ре­сурсов;

— меры регулирования, касающиеся общественной безопасности, связан­ные с защитой общественных интересов. Под контролем центральных органов должны находиться вопросы регулирования, связанные с новыми лекарствен­ными препаратами и методами лечения, а также аккредитации поставщиков медицинских услуг.

— мониторинг, оценка и анализ как состояния здоровья населения, так и ра­боты служб здравоохранения.

Как известно, для регулирования РМУ используются различные мето­ды. Административно-распорядительные методы вырабатываются вышестоя­щими органами управления, основаны на обязательном исполнении и более ха­рактерны для государственного сектора здравоохранения, объекты которого находятся в государственной собственности. В научной и учебной ли­тературе административно-распорядительные методы иначе также называют организационно-распорядительными, тем самым, подчеркивая присущие этому методу организационные начала, состоящие в согласовании протекания про­цессов и в достижении координации действий участников РМУ, в формирова­нии и преобразовании организационно-правовых структур организаций, заня­тых предоставлением медицинских услуг. Распорядительному методу характерны регулирующие воздействия, генерируемые в форме законов, поста­новлений, правил, норм, распоряжений, приказов, идущих сверху вниз. Таким образом, регулирование деятельностью объектов и субъектов на РМУ произво­дится посредством создания правовой базы, в соответствии со складывающейся ситуацией во внешней среде, а также в условиях экологических катастроф, эпи­демий и других форс-мажорных обстоятельств. Установленные государством стандарты, нормы, строгие запреты и ограничения, лицензирование, сертифи­кация, утверждение правил приватизации и другие меры обязательны для ис­полнения участниками РМУ независимо от их воли и желания. В случае неис­полнения виновные лица подлежат наказанию со стороны государства.

Экономические методы, свойственные рыночному саморегулированию, основаны на материальной заинтересованности участников РМУ в достижении своих целей и более характерны для негосударственного сектора здравоохране­ния, объекты которого находятся в частной собственности или арендуются. Подобные методы включают в себя анализ затрат на охрану здоровья на­селения, изучение сложившегося спроса и предложения на медицинские услу­ги, выявление проблем заболеваемости населения и тенденций изменений в конфигурации системы здравоохранения как на макро-, так и на микроуровнях, на основе исследования РМУ. Управляющие и регулирующие воздействия фиксируются в соглашениях, контрактах, договорах в виде обязательств, усло­вий и т.д. Эти методы обладают высокой гибкостью, возможностью быстрой настройки, установления прямой связи между результатами деятельности уча­стников РМУ и масштабами стимулирования или наказания.

Методы морального стимулирования, убеждения опираются на морально-этические нормы общества, взаимопонимание, взаимоуважение, сотрудничест­во. Они используются как в государственном, так и в негосударственном секто­рах здравоохранения. Для создания условий дальнейшего развития РМУ государством могут устанавливаться налоговые и таможенные льготы, применение низких ставок кредитного процента, предоставление выгодных условий приватизации государственного имущества, аренды объектов государст­венной собственности и другие. Мотивация целеориентированной, эффектив­ной, результативной деятельности объектов и субъектов РМУ, заключающаяся в повышении объемов и улучшении качества медицинских услуг, удовлетво­ряющих запросы потребителей, превращает внешнее воздействие в акт собст­венной воли исполнителей, в связи с чем ослабляется неблагоприятный эффект принуждения.

Экономический метод регулирования предполагает использование прогно­зирования (моделирования) состояния здоровья населения и уровня заболевае­мости, потребностей и рыночного спроса на медицинские товары и услуги, це­новой конъюнктуры рынков, научно-технических достижений в области средств и методов лечения, возможностей выделения ресурсов на нужды охра­ны здоровья, последствий осуществления намечаемых проектов и программ общественного здравоохранения.

Государственное программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования. Использование программно-целевого метода в здравоохранении, осуществление проектов, программ в области поддержки и развития РМУ, негосударственное предпринимательское бизнес-планирование закупок необходимых лекарственных препаратов и медицинского оборудова­ния за рубежом, ввод в строй новых объектов здравоохранения не только фор­мируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Примером целевых программ служат программы «Ох­рана материнства и детства», «Год здоровья», «Диабет», «Онкология» и другие.

Целью регулирования РМУ является координация деятельности его уча­стников для поддержания и укрепления здоровья населения, сокращения забо­леваемости, увеличения продолжительности жизни. Цель управления государ­ственным сектором РМУ состоит в обеспечении населения общественными ус­лугами здравоохранения на началах их общедоступности, предоставлении ГОБМП, а также в охране общественного здоровья, под которым понимается: наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспече­ния умственного и физического здоровья, эффективной деятельности людей с помощью предпринимаемых обществом организованных усилий по оздоровле­нию окружающей среды, борьбы с инфекциями, обучения людей личной гигие­не, организации врачебной и медицинской помощи для ранней диагностики и профилактики заболеваний, а также развития социальных механизмов, в целях обеспечения каждому человеку уровня жизни, необходимого для поддержания здоровья, когда каждый гражданин получает возможность реализовать свое не­отъемлемое право на здоровую и продолжительную жизнь.

Роль государства на РМУ заключается в охране здоровья населения и свя­зана с систематическими усилиями по выявлению потребностей в медицинских услугах, с организацией деятельности объектов РМУ с учетом численности на­селения, включающей в себя процесс сбора необходимой информации для оп­ределения состояния здоровья населения и мобилизации ограниченных ресур­сов, требуемых с учетом этого состояния. Она предполагает также организацию подбора медицинского персонала и оборудования для обеспечения доступности медицинских услуг, предупреждение болезней, диагностику и лечение заболе­ваний, а также физическую, социальную и профессиональную реабилитацию для укрепления здоровья населения.

Регулирование является оправданным только в тех случаях когда, во-первых, можно обоснованно предполагать, что оно позволит выполнить по­ставленную задачу и, во-вторых, когда это может быть осуществлено без каких-либо серьезных негативных экономических и финансовых последствий для структуры и качества предоставляемых медицинских услуг. Для достижения этих целей механизмы регулирования должны быть достаточно гибкими и при­меняться с учетом множества различий (технического, географического и демо­графического характера). Такие различия, не выходящие за рамки ограничений, определенных национальными законами, весьма характерны для демократиче­ского общества. Особенно важно подчеркнуть, что эффективное регулирование должно быть направленно на мониторинг и оценку конечных результатов, а не на определение объема вкладываемых ресурсов. Аналогичным образом для достижения желаемой цели должны быть тщательно разработаны меры, осно­ванные на принципах конкуренции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *