Российская империя с большой или маленькой буквы?

Всего найдено: 20

Вопрос № 294282

Здравствуйте. Как пишется «империя зла» (СССР) — в кавычках, с маленькой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Да, такое написание корректно.

Вопрос № 288140

Белгород называется городом первого салюта. Как написать «городом первого салюта»: в кавычках или слово «город» с большой буквы? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Можно написать первое слово с прописной буквы, если имеется в виду образное наименование города. Кавычки при этом использовать не нужно.

В неофициальных устойчивых, в том числе образных, названиях государств и городов с прописной буквы пишется первое (или единственное) слово, а также (если они есть) собственные имена, напр.: Страна восходящего солнца (о Японии), Страна утренней свежести (о Корее), Поднебесная империя или Поднебесная (об императорском Китае), Страна кленового листа (о Канаде), Страна тюльпанов (о Голландии), Вечный город (о Риме), Белокаменная, Первопрестольная (о Москве), Северная Пальмира (о Петербурге).

Вопрос № 284608

Как писать названия государств или территорий периода начала прошлого века типа: Кубанская народная республика, Литовско-Белорусская советская социалистическая республика и т. п.? Вроде бы они уже столетие как не существуют, и надо писать всё со строчной кроме первого слова, но с другой стороны есть аналоги типа Украинская Советская Социалистическая Республика, Болгарская Народная Республика, которых тоже уже нет, только не столетие, а пару десятилетий.

Ответ справочной службы русского языка

Непростой вопрос. С одной стороны, в исторических (не существующих в настоящее время) названиях государств с большой буквы пишутся первое слово и входящие в состав названия имена собственные: Французское королевство, Неаполитанское королевство, Королевство обеих Сицилий; Римская империя, Византийская империя, Российская империя; Новгородская республика, Венецианская республика; Древнерусское государство, Великое государство Ляо и т. д.

С другой стороны, в названии Союз Советских Социалистических Республик все слова пишутся с большой буквы, хотя этого государства тоже уже не существует. Сохраняются прописные буквы и в названиях союзных республик, в исторических названиях стран соцлагеря: Польская Народная Республика, Народная Республика Болгария и т. д.

Историческая дистанция, безусловно, является здесь одним из ключевых факторов. Должно пройти какое-то время (не два–три десятилетия, а гораздо больше), для того чтобы появились основания писать Союз советских социалистических республик по аналогии с Российская империя.

Историческая дистанция вроде бы позволяет писать в приведенных Вами названиях государственных образований с большой буквы только первое слово (эти образования существовали непродолжительное время и исчезли уже почти 100 лет назад). Но, с другой стороны, прописная буква в каждом слове названия подчеркивает тот факт, что эти сочетания в свое время были официальными названиями государств (или претендовали на такой статус). Если автору текста важно обратить на это внимания читателя, он вправе оставить прописные буквы (даже несмотря на то, что таких государственных образований давно уже нет на карте).

Вопрос № 282901

Здравствуйте!
В ответе на вопрос №254952 вы писали: «С прописной буквы пишутся все слова (кроме служебных) в официальных названиях существующих государств и государственных объединений. Государства Российская империя в настоящее время не существует, это исторический термин, поэтому с прописной пишется только первое слово».
Согласно данной логике, следует писать «Союз советских социалистических республик» и «Российская советская федеративная социалистическая республика», верно? Согласно ответу на вопрос № 249081 — нет: «Союз пишется с прописной в официальных названиях государств: Союз Советских Социалистических Республик, Австралийский Союз».
Итак, ответ на вопрос № 254952 прямо противоречит ответу на вопрос № 249081.
Будьте любезны, поясните, на чем конкретно основаны данные вами выше рекомендации. Какие конкретно языковые нормы заставляют нас писать названия реально существующих и исторических государств по-разному, зачем-то писать слово «союз» в названиях государств с прописной, а слово «империя» со строчной.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Дело еще и в исторической дистанции. Советский Союз прекратил свое существование чуть больше 20 лет назад, а Российской империи не существует уже почти 100 лет. Кто знает, возможно через 100 лет будет нормативно написание Союз советских социалистических республик?

Вопрос № 279192

Здравствуйте, Gramota.ru. В очередной раз обращаюсь к вам с вопросов по поводу употребления прописных/строчных букв.
Может быть, хоть на этот раз кому-то будет интереснее подумать о написании организаций и государств, а не в 125-й раз отвечать по поводу не с глаголами…
1) (Р)римские республика и империя
2) Межпарламентская (А)ассамблея (П)православия
3) Европейская (М)межпарламентская (А)ассамблеи (П)православия
4) Все это привело к созданию в 1997 году Исламского межпарламентского союза в рамках Исламской (К)конференции…

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: римские республика и империя; Межпарламентская ассамблея православия; Европейская межпарламентская ассамблея православия; все это привело к созданию в 1997 году Исламского межпарламентского союза в рамках Исламской конференции.

Вопрос № 278898

Здравствуйте!
1. Нашла, что палата общин, палата лордов, парламент пишутся со строчной буквы. А если в тексте о палате общин несколько раз употребляется не словосочетание палата общин, а просто слово палата? Его тоже со строчной писать?
2. Британская империя — верно империя со строчной? И когда при повторении пишут уже просто империя — тогда с прописной?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

1. Да, аналогично.

2. Верно: Британская империя; империя.

Вопрос № 277615

Название государства, существовавшее в 1976—1979 годах: Центральноафриканская Империя или Центральноафриканская империя?

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы следует написать только первое слово.

Вопрос № 274319

Интересуют прописные в выражении: Римская республика (а также в частях этого периода — Ранняя республика, Средняя… и Поздняя…).

Ответ справочной службы русского языка

Справочник Д. Э. Розенталя «Прописная или строчная?» фиксирует: Римская республика. Сочетания этих слов с определениями Ранняя, Поздняя в словарях не отмечены, но по аналогии с зафиксированным в указанном справочнике Ранняя Римская империя корректно: Ранняя Римская республика, Поздняя Римская республика.

Вопрос № 272430

Допустимо ли написание Российская Империя? Или обязательно слово «империя» писать с малой буквы? Можно ли здесь распространить аналогию c напиcанием дня победы в войне 41-45 как «День Победы» и как «День победы», — сейчас, вроде, оба эти типа написания считаются допустимыми.

Ответ справочной службы русского языка

Слово империя нужно писать с маленькой буквы. Написание с прописной (большой) буквы недопустимо, т. к. с прописной буквы все слова пишутся только в официальных названиях существующих государств (Российская Федерация), а Российская империя – название историческое.

В сочетании День Победы (праздник 9 Мая) оба слова пишутся с прописной буквы.

Вопрос № 263616

Добрый день! Снова прописные буквы. Россйская Империя или империя? Встречаются оба варианта написаниия.Который верен?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Российская империя. Слово империя в исторических названиях государств пишется со строчной буквы.

Вопрос № 263602

Добрый день, уважаемая «Грамота»!
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
1) Есть ли правило, унифицирующее написание названий древних государств, а также вариаций их названий? Ответ проиллюстрируйте на следующем примере (приведены вариации названия одного и того же государства).
а) Ф/франкская И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство);
б) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) Ф/франков;
в) К/каролингская И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство);
г) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) К/каролингов;
д) И/империя (Г/государство, Д/держава, К/королевство) Карла Великого.
2) В словаре «Строчная или прописная?» Лопатина и Чельцовой предлагается следующее написание: гитлерюгенд, ку-клукс-клан. Но разве это правильно? Ведь это оригинальные названия общественно-политических организаций, следовательно, должны писаться с заглавной буквы и в кавычках. (Особенно странным подобное написание кажется в словосочетаниях: организация гитлерюгенд /ку-клукс-клан, движение гитлерюгенд/ку-клукс-клан.)

Ответ справочной службы русского языка

1. Правила таковы. Слова королевство, республика, государство и др. пишутся с большой буквы в официальных названиях современных государств, например: Королевство Испания, Соединенное Королевство; Федеративная Республика Германия, Литовская Республика; Государство Израиль, Государство Катар. В исторических названиях государств слова королевство, республика, государство, империя, держава и др. пишутся с маленькой буквы, а с большой буквы пишутся собственные названия, например: Французское королевство, Сицилийское королевство; Новгородская республика, Венецианская республика; Восточно-Франкское государство, государство Чжоу; Российская империя, Британская империя, империя Цинь; Великоморавская держава.

Таким образом, орфографически верным будет написание Франкское государство, Франкская империя, империя франков, государство франков (оба слова со строчной, т. к. нет имени собственного), империя Каролингов, империя Карла Великого, держава Карла Великого и т. п.

2. На этот вопрос мы попросили ответить одного из авторов словаря – В. В. Лопатина. Написание со строчной таких слов, как гитлерюгенд и ку-клукс-клан (хотя это, действительно, индивидуальные названия организаций, движений), обусловлено исключительно многолетней традицией. Традицией, в формировании которой немалую роль сыграла и определенная идеологическая подоплека: гитлерюгенд – нацистская, вражеская организация, ку-клукс-клан – организация, проповедующая враждебную нам расистскую идеологию. Иными словами, сложилась традиция написания этих слов со строчной как обозначающих чуждые понятия.

Вопрос № 254952

Здравствуйте! Ранее в ответах на вопросы №№ 186741, 190772 и 247771 Вы указали, что второе слово в названии Российская Империя пишется со строчной буквы. Пожалуйста, объясните такое написание. Согласно правилам, приведённым здесь же на сайте, «§ 100. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия aстрономических и географических объектов (в том числе и названия государств и их административно-политических частей), улиц, зданий. Если эти названия составлены из двух или нескольких слов, то с прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных слов и родовых названий». В данном случае Империя не родовое название, а имя собственное, так же как и Российская Федерация. Почему же во втором случае второе слово считается частью имени собственного и пишется с прописной буквы (Федерация), а в первом — родовым названием и пишется со строчной (империя)???
На чём это основано и не является ли претенциозным пережитком недавнего прошлого?
Спасибо! С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы пишутся все слова (кроме служебных) в официальных названиях существующих государств и государственных объединений. Государства Российская империя в настоящее время не существует, это исторический термин, поэтому с прописной пишется только первое слово. Ср.: Королевство Испания, Соединенное Королевство (официальные названия современных государств), но: Французское королевство, Неаполитанское королевство (исторические названия); Республика Кипр, Итальянская Республика, но: Венецианская республика, Новгородская республика. Правильно: Российская империя (а также Римская империя, Османская империя, Британская империя и т. п.).

Вопрос № 251064

Римская империя или римская империя… пишется ли в этом случае Римская с большой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Римская империя.

Вопрос № 247771

В каких случаях в названиях воинских подразделений армии Российской Империи употребляются прописные буквы, например «Кавалергарды, Конная Гвардия, Лейб-гусары, Императорские Стрелки и Преображенцы»?

Ответ справочной службы русского языка

С прописной буквы пишутся первые слова в названиях полков, например: Кавалергардский полк, Преображенский полк, лейб-гвардии Гусарский полк, лейб-гвардии Кирасирский полк и т. п. Слова кавалергарды, преображенцы, лейб-гусары, конная гвардия, императорские стрелки и т. п. пишутся строчными буквами. Обратите внимание: слово империя в названии Российская империя тоже пишется со строчной.

Вопрос № 246974

Скажите, пожалуйста, как написать: бизнес империя или бизнес-империя? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Первая часть сложных слов бизнес… присоединяется дефисом: бизнес-империя.

Страницы: 2 последняя

Всего найдено: 54

Вопрос № 306603

Здравствуйте! Можно ли цифрами записать слово «десятилетие»? Будет ли вариант 10-летие корректным?

Ответ справочной службы русского языка

Вариант 10-летие корректен.

Вопрос № 303953

Ответ справочной службы русского языка

Предложенный Вами вариант пунктуационного оформления предложения корректен.

Вопрос № 301944

Ответ справочной службы русского языка

Если точный день образования отдела известен, то можно написать и «со дня образования». В ином случае: поздравляем с 75-летием отдела.

Вопрос № 301329

Скажите пожалуйста как правильно написать 85-летие, в предложении: «В связи с празднованием 85-летия парка»? Благодарю за ответ. с уважением, Елена.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали совершенно верно: 85-летия.

Вопрос № 299766

Здравствуйте, проверьте постановку запятой: «За долголетний и добросовестный труд, а также в связи с 65-летием(,) поощрить Иванова И.И.

Ответ справочной службы русского языка

Указанная запятая не требуется.

Вопрос № 298713

Нужна ли запятая перед «и» в перечеслении, если последний элемент — другая часть речи? «Награждается (ФИО) за высокий профессионализм, личный вклад в дело, и в связи со 100-летием службы пограничных войск»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед «И» не ставится.

Вопрос № 298140

Добрый день! Обращаюсь вторично, k сожалению, мне не ответили. Сkажите, пожалуйста, kak все-таkи верно: ул. имени 40-летия Победы или улица 40 лет Победы? И еще: 40-летие можно ли назвать именем? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта, все зависит от официального названия улицы. Вторая часть Вашего вопроса не вполне ясна.

Вопрос № 296846

как правильно написать: 55 лет со дня рождения директора или директору

Ответ справочной службы русского языка

Если речь идет о живом человеке, нынешнем директоре, то верно: 55-летие директора; 55 лет директору. Слова со дня рождения в этом случае лучше не употреблять.

Вопрос № 295393

Ответ справочной службы русского языка

Предлагаем такой вариант: на праздновании 20-летия «Газпрома» выступали.

Вопрос № 288569

Какой текст грамоты правильный: «Награждается за добросовестный труд, активную позицию (и) в связи с 50-летием со дня рождения!» или «Награждается за добросовестный труд, активную позицию в связи с 50-летием со дня рождения!» Нужен ли союз «и»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше с союзом И, чтобы избежать прочтения «активную позицию в связи с 50-летием».

Вопрос № 288015

30-ЛЕТИЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС ОТМЕТИЛИ И В КОСТЮКОВИЧАХ. уместно ли в таком контексте употреблять слово «отметили»???

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление нельзя назвать корректным. Согласно толковым словарям русского языка (см., напр., «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова), отметить – устроить празднество, торжество в честь чего-либо, в ознаменование чего-либо.

Вопрос № 286438

По роду службы встречаю много слов с IT: IT-отрасль, IT-специальности, IT-фирма. Употребление таких слово норма? Как правильно их писать? Это заимствования?

Ответ справочной службы русского языка

Да, такие написания вошли в практику употребления (ср. DVD-плеер, HD-изображение) и уже закреплены орфографическими правилами. «Дефис употребляется в составе письменных эквивалентов сложных слов, часть которых передается цифрой, буквой или буквами (в том числе нерусского алфавита) или иным начертанием (даже таким, которое невозможно «прочесть»), напр.: 25-процентный, 150-летие, 300-миллионный, 5 1/2-тысячный, Т-образный, IBM-совместимый, γ-активный, «S-образное движение ловкого тела» (Купр.), ww-образные трубки».

Сочетания типа IT-отрасль заимствованными не являются, они образовались в русском языке с использованием заимствованных элементов.

Вопрос № 285391

Здравствуйте. Наткнулась на написание «5-дверными», но не смогла найти правило, по которому такое написание считается верным.

Ответ справочной службы русского языка

Соответствующую рекомендацию дают А. Э. Мильчин и Л. К. Чельцова в «Справочнике издателя и автора»: число в цифровой форме присоединяется дефисом к существительному или прилагательному, напр.: 150-летие, 20-километровый. Неправильно: 15-тилетие, 20-тикилометровый.

Вопрос № 285248

Как праравильно записать буквами 225-летие? Всё слово слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Да, всё слово пишется слитно: двухсотдвадцатипятилетие.

Вопрос № 283090

Здравствуйте!
Вопрос такой: у нас в городе существует улица в обиходе именуемая Столетие, а полное название — Проспект столетия Владивостока (или Владивостоку)? Вокруг этого окончания постоянно идут споры. Изначально было ВладивостокА, потом стало ВладивостокУ. Как все-таки правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: сто лет (100 лет) чему-либо, но столетие (100-летие) чего-либо. Правильно: проспект Столетия Владивостока.

Страницы: 2 3 4 последняя

Всего найдено: 39

Вопрос № 304110

Подскажите, пожалуйста, нужно ли после слова «говорю» запятая в следующем случае: Говорю классная. В значении: говорю, что она классная.

Ответ справочной службы русского языка

Знак препинания после говорю точно нужен. Можно поставить запятую, тире или двоеточие, выбор за автором.

Вопрос № 303604

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, правильно ли написано выражение: Подводная лодка класса 214. Не нужны ли кавычки, прописная буква?

Ответ справочной службы русского языка

Оснований для использования кавычек или прописных букв нет.

Вопрос № 299177

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, 1) с какой буквой — прописной или строчной — правильно писать литер дома или школьного класса. 2) нужен ли пробел, 3) нужны ли кавычки. Например: Я учусь в 8 А классе. Мой адрес Мичурина 75 Б.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Я учусь в 8 «А» классе. Мой адрес: Мичурина, 75б.

Вопрос № 295667

Добрый вечер. Подскажите, как правильно писать: 11 «А» класс, 11 «а» класс, 11-а класс, 11 А класс…

Ответ справочной службы русского языка

Верен первый вариант.

Вопрос № 285720

Добрый день. «Бавария» на классе бьет загребское «Динамо». Нужно ли ставить в кавычки «бьет»?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не нужны. Значение глагола бить ‘наносить поражение, побеждать; одерживать верх над кем-либо в чём-либо (обычно во время военных действий, спортивных состязаний, игр и т. п.)’ зафиксировано словарями русского языка, оно не является необычным, непривычным и не требует постановки кавычек.

Вопрос № 281224

Верно ли расставлены запятые и тире, и корректно ли вообще такое предложение с точки зрения русского языка?
«…только будучи представленным посредством механизмов, сформированных массовой культурой, — таких как реклама, мода, имиджмейкерство, оказывающих влияние даже на классическое искусство.»

Ответ справочной службы русского языка

Такой вариант возможен.

Вопрос № 280220

Как правильно на классном часУ или классном часЕ?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: на классном часе.

Вопрос № 280184

Здравствуйте! Ученики «А» класса — «ашки».
А ученики «Б» класса — «бэшки» или «бешки»?
И правильно ли брать их в кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

«Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона» (М., 2005) фиксирует: бэшка ‘ученик, ученица класса «Б»‘. Кавычки нужны, если эти жаргонные слова употребляются в стилистически нейтральных контекстах.

Вопрос № 277755

как правильно написать: 9-а класс или 9 «А» класс?

Ответ справочной службы русского языка

См.: Как правильно: 1а класс, 1А или 1-й «А»?

Вопрос № 277732

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, правильное написание литеры класса: 1а или 1А.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.

Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отстутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».

При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.

Вопрос № 276238

Скажите, пожалуйста, как правильно сказать: этот вопрос рассмотрим на классном часЕ или на классном часУ?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: на классном часе. Сочетание на таком-то часу употребляется в знач. «в такой-то момент какого-либо процесса», ср.: на третьем часу доклада слушатели начали засыпать.

Вопрос № 271876

Здравствуйте! Ученик подписывает тетрадь согласно инструкции учительницы: «ученика 3-А класса г. Черновцов» Учительница аргументирует такое написание тем, что перед названием города стоит сокращение (г.) Как же всё-таки правильно:
«ученика г.Черновцы» или «ученика г.Черновцов»?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: ученика… г. Черновцы. Географические названия в сочетании с родовым словом (здесь – город) обычно не склоняются, если внешняя форма названия соответствует форме множественного числа. Ср.: ученика… г. Киева (название склоняется, т. к. его внешняя форма не связывается с представлением о мн. числе).

Вопрос № 270624

Здравствуйте! Я работаю в компании недвижимости. В пресс-службе при написании текстов часто встречаются слова, отражающие класс жилья, при этом коллеги всегда пишут подобные слова через дефис: «бизнес-класс», «эконом-класс», «элит-класс», «премиум-класс» и заключают такие слова в кавычки в выражениях типа класс «бизнес» и сегмент «эконом». Я правлю варианты с частицами «эконом» и «элит» на слитное написание. Также считаю, что не следует брать слова в кавычки (подтверждала свое мнение и вашим порталом). Но коллеги говорят, что они пишут так во всех релизах уже долгое время, то есть ссылаются на единообразное написание в своей работе. Да и в текстах других изданий существует разброд в написании. На какие источники можно ссылаться, доказывая свою точку зрения, если она, конечно, верная. Заранее спасибо!!!

Ответ справочной службы русского языка

В качестве отправной точки можно взять «Русский орфографический словарь» и Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации».

Вопрос № 267716

Слово, как языковая единица языка — это (?)
И подскажите пожалуйста классификацию слов по происхождению,употреблению и стилистической окраске.

Ответ справочной службы русского языка

Эти вопросы прекрасно освещаются в учебниках по курсу «Введение в языкознание». Не сочтите за труд посетить библиотеку. Также Вы можете воспользоваться электронным учебником Е. И. Литневской в разделе «Класс» на нашем портале.

Вопрос № 266582

Здравствуйте. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Аванесова по слову «род» указывает три разных варианта. В частности, один из вариантов: «род, -а, мн. родЫ, родОв // Единица классификации (соотн. с вид); грамматическая категория. Все рОды и виды. Изменение по родАм». Но как будет правильно употреблять слово «род» в литературоведческом смысле? «Литературные родЫ»? «родА»? «рОды»? и как будет склоняться?

Ответ справочной службы русского языка

Словарь М. В. Зарвы «Русское словесное ударение» (см. электронную версию на нашем портале) приводит интересующий Вас пример: роды литературы. В косвенных падежах ударение на окончании: родов, родам и т. д.

В «Орфоэпическом словаре русского языка» Р. И. Аванесова в этом значении тоже роды, родов.

Страницы: 2 3 последняя

ХОД УРОКА

I.Самоопределение к деятельности

Цели: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний.

1.Повторить правила посадки при письме.

— Так как сейчас урок письма вспомним правила посадки при письме

2. Повторение

4. Проблемная ситуация. Я хочу пригласить на урок сказочного героя Пьеро. Из какой он сказки? ( показ иллюстрации и книги ). – Почему именно его? / выслушиваются предположения детей /. Имя начинается с буквы П. – А смогли бы вы записать прописными буквами его имя? Почему? /Не знаем, как пишется заглавная прописная буква П. /

III. Постановка учебной задачи

1.Окройте «Прописи» на с. 4. Рассмотрите, определите тему нашего урока. / Письмо заглавной буквы П / — Чему будем учиться? / писать заглавную прописную букву П/ — Зачем нужно научиться писать эту букву? — Только ли букву научимся писать? Что ещё?

Итак, мы определили тему и цели нашего урока. / выставляется схема задач урока/

П

IV. Открытие нового знания.

1.Зрительный образ буквы. – Найдите в » Прописи» и покажите пальчиком печатную и пропис-ную буквы П. – Сколько элементов? / 3/ — Какой 1, 2, 3? 1й-длинная наклонная прямая с закруглением внизу влево. 2й – длинная наклонная прямая с закруглением внизу вправо. 3й – горизонтальная прямая с плавным закруглением.

2.Конструирование буквы. – Найдите нужные элементы и сконструируйте букву П. / Проверка по образцу/

3.Объяснение учителем и показ написания заглавной буквы П (на доске) Письмо буквы П в воздухе. Обведение несколько раз пальчиком в » Прописи». Обвести ручкой. Украсим одежду Пьеро этой буквой. Письмо 3го элемента.( внимание- это горизонтальная линия с плавным закруглением)

V. Первичное закрепление.

1.- Соединим все элементы и напишем под счёт ( раз и, два и, три и ) обратить внимание на расстояние внизу и вверху между 1 и 2 элементами. Какое оно? ( линии параллельные) / сначала учитель, а потом – дети/

2.Письмо нескольких букв. Проверка. Рассмотреть ошибки. Дописать всю строчку.

Первая задача урока решена!

3. Чтение и письмо слогов.

— Прочитайте слоги. Назовите слоги с верхним ( средним ) соединением.

Показ и письмо слогов Па, Пу, Пе. – В каких слогах звук мягкий? В каких – твердый? Почему? Игра » Дополни слоги до целого слова» Не попади в «ловушку»! Задача решена.

ФИЗМИНУТКА.

Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали. Ножками потопаем, Ручками похлопаем, Пальчики согнём, Сядем и писать начнём.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Прочитайте слово. ( Павлик) Почему написано с большой буквы? Сколько слогов? Назовите 1 слог, 2 слог. Какой слог ударный? Какое соединение букв? 2. Сделаем себе » учителя, контролёра». Возьмите кальку и обведите это слово. А теперь рядом в » Прописи» самостоятельно напишите его. Проверьте: наложите кальку на своё написанное слово. Так ли вы красиво написали? — Когда говорим Павлик? А как обратимся к взрослому человеку?

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Работа над предложениями. (Папа купил Пете пенал.) –Посмотрите на следующую запись. Что это? Почему?

( Начало с большой буквы, в конце – точка, состоит из слов). — Прочитайте это предложение. Назовите 1 слово, 2, 3, 4.(схема на доске). Почему 3 слово написано с заглавной буквы? Прочитаем это предложение по схеме.

2.Работа в парах.

Мы сюда пришли учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

В русском языке есть слова, написание которых следует запомнить. Обвести. Запомнить.

3.Работа над следующим предложением./ Павлику – краски и кисти/ — Хитрое задание. Нужно дополнить предложение нужным словом. — — Прочитайте слова. Кто догадался, какое это слово? (вспомнить текст из урока чтения «Покупки») — Какое предложение получилось? Это слово мы уже писали на уроке. Найдите и сравните. Какую букву надо дописать? Самостоятельно вместо точек напишите. /Проверка с помощь дужек/.

Все задачи урока решены. Молодцы!

VIII. Рефлексия.

1.Самооценка.

— Внимательно посмотрите на всю страницу » Прописи». Найдите и обведите самые красивые заглавные буквы П. Похвалите себя. /Поглаживание по голове/

2.Оценка учителем.

3. Закройте глаза. .Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте лучик, который несёт ЛЮБОВЬ. Звёздочка увеличивается. Направьте лучик, который несёт МИР. Звёздочка снова увеличилась. Направьте лучик с ДОБРОМ, ЗДОРОВЬЕМ, РАДОСТЬЮ! Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем- всем. Прикоснись и поделись этим теплом с другими людьми.

МОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Тема урока: Письмо строчной буквы «п».

Цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву п, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Психологический настрой.

— Сейчас у нас урок письма.

Память будем мы тренировать

И стараться грамотно писать.

Перед трудностями не отступим,

Ну, так что ж, друзья, приступим!?

II. Постановка учебной задачи.

  1. Актуализация знаний.

И г р а «Слова-невидимки».

Слова-невидимки ужасно хитры, Вот правила этой забавной игры. Запомни: три буквы из первого слова

В таком же порядке. В составе второго, А новая буква всего лишь одна.

  1. Я – самый лучший ткач на свете.

П – – – (паук)

  1. – Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –(парк)

  1. – Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –(пара)

4.– Друг мамы.

П – – –(папа)

— Что общего в словах – отгадках?

— Какой буквой обозначается эти звуки?

— Дайте характеристику звуку «П».

— Продолжите: Буквы мы …, а звуки … .

  1. Постановка целей и определение темы урока

-Постройте эту букву из счетных палочек

Определите тему нашего сегодняшнего урока.

Цель урока? ( -Научиться писать букву п)

Задачи урока

— Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами букву «п», которая нужна нам для обозначения твердого согласного и мягкого .

III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Фронтальная работа:

На что похожа буква П, п

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

В. Степанов

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

Е. Тарлапан

2.Пальчиковая гимнастика.

Паучок ходил по ветке,

( Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью а затем по плечу другой руки.)

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,

пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)

Паучок ползёт опять,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке

(«Паучки» ползают по голове.)

3.Правила посадки за столом.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

3. Работа в тетради

Давайте посмотрим в прописи на страницу 3 в левый уголок, где увидим печатные и письменные формы буквы П.

— Чем похожи?

— Чем они отличаются?

4.Знакомство с написанием строчной буквы п.

-Рассмотрите образец буквы п.(образец на СD диске)

а)Объяснение учителем: Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

б)показ учителем на доске

в)письмо в воздухе под счет

г)самостоятельная работа 1 строчка

5. Письмо буквы п.

-Рассмотрите образец строчной буквы п.

-Сколько элементов в букве п? Для чего нужны стрелки?

-Обведите элементы буквы п. Обведите бордюры.

-Допишите на первой строке букву п. Пишем красиво буквы, найдем самую красивую букву и поставьте под ней точку.

Физминутка

Ручками похлопаем, похлопаем. Похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

6. Чтение и письмо слогов.

Посмотрим на 2 строку и прочитаем слоги.

В котором слоге звук п мягкий?

Напишите слоги, обращая внимание на соединение.

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.

1. Слога – звуковой анализ слов.

а)Выполните слого – звуковой анализ слов пела и пила. Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов? Запишите их.

б)Отгадайте загадки. Разгадки разделите на слоги.

1.Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Ответ: петух

2.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

Ответ: пила

3.Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их поджарим, погрызем,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

Ответ: подсолнух

4.Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

А осенью краснеют.

Ответ: помидоры

2. Работа с предложением.

Посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано?

Как вы узнали, что это предложение?

Прочитайте предложение. Запишите слова в предложения вместо точек. Нарисуйте схему к каждому предложению.

V. Итог занятия. Рефлексия.

– Чему учились сегодня на уроке?

-У кого возникли трудности в написании буквы п?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *