Резюме характеристика о себе

В бланках подавляющего большинства рекрутинговых агентств и анкетах соискателей в кадровых отделах компаний предлагается указать свои слабые стороны. С какой целью это делается, и не разумнее ли промолчать о таких «минусах»?

Практическая психология: зачем спрашивают о недостатках

Требование перечислить негативные черты характера или слабые стороны личности преследует несколько целей. Это психологическая уловка рекрутера, который рассчитывает оперативно и комплексно проанализировать особенности поведения кандидата, свойства его психики, человеческий опыт и навыки общения. Умение выигрышно отразить несовершенства, способность критически оценивать себя, склонность к самоанализу и осознанию недочетов – это обязательные атрибуты зрелой личности, которой присущи ответственность, обучаемость и искусство сотрудничества. Любой разумный человек понимает: идеальных людей не существует. Чье-либо утверждение об отсутствии недостатков означает невероятный феномен: индивид достиг предела в своих навыках и не считает возможным дальнейшее совершенствование.

Сотрудник, неготовый «расти» в личностном и профессиональном плане, изучать новые тенденции в сфере рабочих компетенций, не привлечет внимания hr-менеджера. Кроме того, если соискатель не видит слабостей или стесняется открыто признаться в них, психологически подкованный менеджер может заподозрить неадекватно заниженную самооценку или, напротив, чрезвычайное самолюбие, нежелание идти на компромиссы и склонность к авторитарному общению. Выявление честности соискателя значится в списке целей рекрутера в последнюю очередь. Любой, кто задумается над этим вопросом, придет к однозначному выводу: раскрывать душу перед незнакомым человеком – значит, признаваться в наивности, пассивной подчиненности или недалеком уме.

Обыгрывать тему недостатков нужно умело, озвучивая лишь те, что не способны навредить карьере и работодателю или могут представить соискателя в выгодном свете.

Минус на плюс, или плохие черты характера превращаем в достоинства

Представьте себе самовлюбленного эгоиста, постарайтесь понять его мироощущение. Любое личное несовершенство в глазах подобного субъекта видится забавной мелочью или незаменимой добродетелью. Вспоминается восточный постулат о взаимосвязи добра и зла, хорошего и плохого, положительного и отрицательного. В мире все относительно. Например, такое свойство характера, как упрямство, может превратиться в настойчивость, вспыльчивость назовем эмоциональностью и прочее.

Подбор более мягких выражений в резюме поможет сгладить отрицательные характеристики, оставив их при этом в категории недостатков.

Некоторые рекомендации, которые помогут представить слабые стороны личности как сильные:

  1. Поиск синонима, оттенок значения которого смягчает восприятие свойства.
  2. Выбор нейтральных недостатков, которые не могут привести к неудаче на трудовом поприще:
    • боязнь путешествий, авиаперелетов и другие фобии;
    • неумение водить автомобиль;
    • компьютерная беспомощность – для профессий, связанных с ручным трудом;
    • избыточный вес;
    • любовь к сладкому;
    • шопоголизм;
    • склонность принимать решения и действовать согласно своему мнению;
    • неумение достойно отвечать на хамство (если будущая профессия не связана с обслуживанием клиентов);
    • недоверчивость (или наоборот);
    • излишне развитая эмпатия;
    • дотошность;
    • гипертрофированная любовь к порядку;
    • склонность к перепроверке фактов;
    • медлительность в принятии решений (если это не повредит работе);
    • неспособность точно выразить свою мысль (при условии, что соискатель не претендует на должность преподавателя, журналиста и тому подобное);
    • возраст и отсутствие опыта (если эти моменты для работодателя не принципиальны);
    • склонность слишком близко сходиться с людьми;
    • неумение конфликтовать и так далее.
  3. Указание черт характера, которые в быту считаются, скорее, изъяном, но оказываются полезными в работе:
    • повышенная тревожность;
    • прямолинейность;
    • безотказность;
    • излишняя общительность;
    • настойчивость;
    • придирчивость;
    • трудоголизм;
    • сверхответственность;
    • медлительность;
    • склонность к самокритике;
    • гиперактивность.
  4. Отбор качеств с привязкой к профессии. Этот подход необходимо применять в любом случае, чтобы не обнаружить решающий недостаток. Здесь имеет смысл показать выборку слабых сторон на примерах:
    • профессии, связанные со скрупулезным изучением данных, требующие сосредоточенности и внимательности, – бухгалтер, юрист, инженер, корректор и подобные им. Для них подойдут такие характеристики, как недоверчивость, принципиальность, излишняя дотошность, повышенная тревожность (не для уровня главного специалиста), педантичность, прямолинейность, неумение лгать, повышенная требовательность к себе, скромность, трудности при общении и самолюбие (не для руководителя отдела, юриста, консультирующего клиентов), гиперответственность, отсутствие дипломатичности и авторитарность (может повредить претенденту на руководящую должность, если в организации принят демократичный стиль в отношении с подчиненными);
    • если будущая работа связана с общением (менеджер по продажам, консультант в магазине, официант, врач, массажист, тренер, оператор call-центра и так далее), следует придерживаться иного списка: гиперактивность, импульсивность, неусидчивость, самоуверенность, недоверчивость, трудоголизм, излишняя общительность;
    • сотрудникам руководящего звена необходимо с осторожностью писать о своих недостатках, ориентируясь на запросы вакансии и собрав данные о будущем работодателе. Подойдут универсальные качества: педантичность, прямолинейность, излишняя склонность к самоанализу, любовь к мелочам, эмоциональность, трудоголизм, требовательность, недоверчивость, принятие единоличных решений, расположенность к перепроверке фактов, гипертрофированная ответственность, формализм.

    Не стоит перечислять весь список отрицательных качеств. Подбирая слабые стороны личности для резюме, достаточно указать 2–3 пункта.

Что не стоит указывать

Существуют особенности, которые обоснованно воспринимаются любым работодателем негативно. Эти черты упоминать нельзя:

  • лень;
  • отсутствие пунктуальности;
  • любвеобильность;
  • невнимательность;
  • меркантильность;
  • пассивность в принятии решений;
  • нежелание брать ответственность.

Объективные недостатки

Особый случай составляют принципиальные моменты трудовой, жизненной биографии или состояния здоровья, которые могут негативно отразиться на профпригодности соискателя. Целесообразно ли отмечать такие недостатки или разумнее умолчать о них? Конечно же, при наличии в анкете соискателя соответствующей графы рациональнее указать правдивые сведения, иначе неприятная информация раскроется на собеседовании или при проверке службой безопасности компании. Если точное соответствие работника каким-то параметрам принципиально для нанимателя, лучше выяснить это на этапе отсылки резюме. Объективные несовершенства можно распределить по следующим категориям:

  • отсутствие опыта или нерелевантные (то есть бесполезные для искомой позиции) навыки;
  • неприглядные моменты биографии (длительный перерыв в стаже, судимость и другие);
  • несоответствие должности по параметрам возраста, национальности, гражданства, пола;
  • существенные отклонения в здоровье;
  • вредные привычки.

Приемы нейтрализации объективно уязвимых мест в резюме

  1. Любой недостаток, обнаруженный в анкете соискателя, может перечеркнуть надежды на трудоустройство в данной компании. Поэтому в таких случаях особенно важно дублировать резюме сопроводительным письмом – дополнительным документом, который прикрепляется к основному и просматривается в первую очередь. Более того, во многих крупных корпорациях, особенно дочерних подразделениях иностранных фирм, наличие предваряющего послания является обязательным. Сопровождающее сообщение высылается по почте или факсу перед резюме, а в электронном варианте вставляется в тело письма и содержит ссылку на прикрепленный файл. Это представляет собой отличный способ «зацепить» внимание работодателя, попытку заочно построить более доверительные отношения и выделить свои преимущества. Когда адресат перейдет к рассмотрению резюме, благоприятное начало контакта с «проблемным» соискателем поможет сгладить «острые углы» в основной презентации. Существенно, что претендент на должность обязан обратить самое пристальное внимание на составление грамотного, логичного, легко читаемого текста сопроводительного письма. Вот ряд рекомендаций, которые помогут при работе над подобным обращением:
  • письмо должно быть лаконичным, содержать не более 10 предложений, 3–5 абзацев, занимать объем 1000–1500 печатных знаков (около ½ листа формата А4);
  • четкая организация информации позволит работодателю быстро прочесть послание, не затратив много времени. Структура:

– приветствие и обращение к руководителю организации/куратору вакансии (желательно по имени или посредством нейтральных «Уважаемые господа!», «Добрый день!», «Здравствуйте, …!»);

– выделение основного блока;

– вежливое прощание («С уважением, …», «С уважением и надеждой на дальнейшее сотрудничество, …»);

– заключительная часть с указанием контактных данных;

  • использовать деловой стиль, исключая юмор, фамильярность, разговорные и жаргонные слова, обороты. Официальный тон и эмоциональность письма смягчат конструкции с обращением и прощанием, выражение готовности приехать на собеседование и желание получить обратную связь. Фразы «Буду искренне рада, если Вы сочтете мою кандидатуру подходящей для этой позиции», «С нетерпением жду звонка», «Благодарю, что уделили внимание моему резюме» достаточно оживят строгий язык делового послания, персонализируют письмо и создадут живой образ отправителя;
  • пример основного блока сопроводительного сообщения, который можно взять за образец для сомневающегося соискателя:

«Проработав бухгалтером около 20 лет, я решила вернуться к своей давней мечте и профессионально заняться фотографией. Пройдя курсы по фотоделу (сертификат прилагаю) и освежив знания, полученные мною в школьном кружке и во время студенческого увлечения съемкой, стала хорошо разбираться в сегодняшних тенденциях и направлениях в фотографии, изучила современную аппаратуру и познакомилась со многими интересными деятелями сообщества фотохудожников Москвы. Самостоятельно разобравшись с графическими редакторами (перечень), получила возможность цифровой обработки и доводки снимков. Процесс съемки и работы с моделью, поиск интересных кадров на массовых мероприятиях, последующая работа со снимками захватывает и интригует меня. Уверена, что мои художественные способности, самостоятельно полученные навыки, привычка непрерывно развиваться и изучать новое будут хорошей основой для начала сотрудничества с Вашим агентством».

  1. Сбалансировать слабые моменты поможет также другой способ. Можно расширить те блоки для анкеты, информация в которых высветит конкурентные преимущества соискателя. Здесь пригодятся разделы, которые зачастую игнорируют опытные специалисты с большим послужным списком и наработанными профессиональными навыками. Это «Личные качества», «Хобби и увлечения», «Дополнительная информация». Если в стандартном варианте рекомендуется перечисление лишь 3–5 личностных характеристик, то в случае неидеальности резюме придется увеличить масштабность положительных сторон. Пункт «Увлечения», так же как и «Личные качества», необходимо заполнять с оглядкой на требования вакансии. Замечательно, если начинающий графический дизайнер приведет в качестве увлечения рисование, а претендент на место инженера – моделирование радиоуправляемых летательных аппаратов. Неуместные хобби, вероятно, вызовут недоумение и улыбку менеджера по персоналу, но в некоторых случаях сумеют заинтересовать. Преследуя цель понравиться работодателю, необходимо составлять адресное резюме, проводить предварительное исследование каждого потенциального нанимателя и адаптировать отсылаемые документы под конкретного получателя. Например, на сайте заветного нанимателя нашелся особый раздел, посвященный общественной жизни сотрудников, размещены фотографии совместных походов. Если корпоративный дух организации достаточно развит и персонал демонстрирует активный жизненный стиль, то упоминание альпинизма, лыжного спорта, бега и йоги в качестве хобби способно сыграть на человеческом факторе кадрового служащего и подтолкнуть его к положительному решению по кандидату. «Дополнительная информация» – еще один раздел резюме, который нужно умело использовать для своей выгоды. Что написать человеку, который стремится устроиться на должность менеджера по продажам? Обдумав возможные трудовые обязанности и перечитав требования к подобным вакансиям, можно найти немало позиций, удачно связывающих стремления работодателя и возможности претендента. Наличие собственного автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему графику, владение иностранными языками или компьютерными программами, хорошее знание города и подобные им либо не связанные с вакансией моменты добавят «плюсов» в общую копилку.

Недостатки людей непостоянны. Слабые стороны в характере – хороший повод поработать над собой, а неприятные моменты в биографии можно обратить в пользу, проанализировав причины и превратив в ценный опыт. Следуя в таком ключе, можно любую неприятную особенность соискателя представить с выгодной стороны и отразить эти характеристики в резюме.

Улыбнитесь

На одном из форумов по вопросам рекрутинга пользователь, поднявший тему слабых сторон в резюме, высказался следующим образом:

«Главное – быть честным!
Я пишу так: «Ленив, поэтому успешно решаю задачи по автоматизации производства и минимизации ручного вмешательства».

1. Обязательство в понимании римских юристов представлялось строго личным отношением между двумя или несколькими определенными лицами. Оно рассматривалось как строго личная связь между кредитором и должником (несмотря на имущественный характер содержания обязательства).

Принципиальный взгляд на обязательство как на отношение строго личного характера получил практическое выражение в ряде конкретных норм.

С установлением обязательства связывались определенные юридические последствия исключительно для тех лиц, которые его установили.

Поэтому, как правило, нельзя было вступить в обязательство через представителя.

По той же причине не получал юридической силы договор, по которому кредитор выговаривал нечто от должника в пользу третьего лица, не участвовавшего в заключении договора: кредитору в таком случае не давали иска потому, что он непосредственно не имел денежного интереса в договоре, а третье лицо не получало иска потому, что не участвовало в заключении договора. Тем более было недопустимо возложение какой-либо обязанности на третье лицо, не участвовавшее в заключении договора. Только в том случае, когда в заключаемом договоре был заинтересован наряду с третьим лицом также лично кредитор, договор получал юридическую силу.

2. Понимание обязательства как строго личного отношения между сторонами приводило также к тому, что обязательство первоначально признавалось абсолютно непередаваемым — ни на активной стороне (переход права требования от кредитора к другому лицу), ни на пассивной (замена одного должника другим).

С развитием хозяйственной жизни, с оживлением торговых отношений и внутри страны, и за ее пределами эти положения стали несколько смягчаться: было допущено, хотя и в ограниченных пределах, представительство; равным образом была признана возможной замена лица, участвовавшего в установлении обязательства, другим лицом.

Одним из самых неоднозначных пунктов в резюме был и остается пункт «О себе». Соискатели не знают, что написать в резюме о себе и прибегают к шаблонным вариантам. Или, наоборот, слишком увлекаются описанием своих качеств и увлечений.

А работодатели уже настолько устали, что все кандидаты на одно лицо, что этот пункт и вовсе не читают. А те, кто читает, хочет найти там что-то неизбитое.

По данным службы исследований HeadHunter, самые популярные личные качества среди соискателей: «ответственность» — его указывают в 34 % резюме, «коммуникабельность» — 30%, «стрессоустойчивость» — 16,5%, «целеустремленность» — 14% и «исполнительность» — 11,4%.

Что написать в резюме о себе

  • Пишите правду
  • Говорите только о тех качествах, которые важны для вашей работы
  • Постарайтесь описать все кратко

О себе в резюме: самое главное за 1 минуту

Примеры о себе в резюме (личные и деловые качества)

  • Отзывчивость
  • Вежливость
  • Умение легко находить контакт с людьми
  • Уверенность в себе
  • Умение легко поддерживать деловые и профессиональные контакты
  • Умение расставлять приоритеты
  • Оптимизм
  • Активная жизненная позиция
  • Умение добиваться поставленных целей
  • Умение эффективно планировать свое время
  • Креативное мышление
  • Системное мышление
  • Внимательность к деталям
  • Готовность самостоятельно принимать решения
  • Умение работать в команде
  • Стремление к профессиональному развитию
  • Инициативность

Примеры о себе в резюме (хобби и увлечения)

Для резюме выбирайте максимально нейтральные хобби и увлечения. Ваши политические и религиозные взгляды, а также любимые спортивные команды – не тема для резюме (и собеседования).

  • Чтение профессиональной и художественной литературы
  • Плавание, фитнес, йога (никакого экстрима)
  • Активный отдых на природе
  • Посещение кино, музеев, выставок
  • Изучение иностранных языков
  • Игра на фортепиано, скрипке

Собеседование все расставит по своим местам

Что бы вы ни написали в резюме, будьте готовы подробно рассказать об этом на собеседовании. Вы должны не просто повторить написанные в резюме качества, но и привести пример ситуаций, в которых они помогли вам в работе.

Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям и особенности данных профессий

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности.

К психологическим характеристикам профессии относиться та информация, в содержание которой входят требования, предъявляемые профессией к различным психологическим особенностям человека:

— к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;

— к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;

— к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;

— к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям.

Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии — так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется.

Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

реалистический,

интеллектуальный,

социальный,

конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),

предпринимательский,

художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,

интеллектуальный — на умственный труд,

социальный — на взаимодействие с социальной средой,

конвенциональный — на четко структурированную деятельность,

предпринимательский — на руководство людьми и бизнес,

художественный — на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.

Таблица 1 — Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж.Холланду)

Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;

— тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;

— — тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии .

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

По характеру трудавыделяются два класса профессий.

1. Профессии исполнительского класса: связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

2. Профессии творческого класса: связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1.Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

3. Человек — человек (Ч).Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек — знаковая система (3).Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек — художественный образ (X).Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г)(от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры:

в типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

в типе «человек — техника» — пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

в типе «человек — человек» — судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

в типе «человек — знаковая система» — корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

в типе «человек — художественный образ» — искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;

в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

в классе гностических профессий — лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М).Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям трудаЕ.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *