Решение о проведении проверки

Содержание

Основания для назначения выездной налоговой проверки

Основанием для начала выездной налоговой проверки является решение руководителя органа, уполномоченного российским законодательством на осуществление действий по проверке соблюдения налоговых норм.

Так, в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@1 утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

С января 2007 года практически полностью изменился порядок проведения налоговых проверок — соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки являются общедоступными для всех налогоплательщиков. Они были введены Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 № ММВ-7-2*461@ для того, чтобы каждый налогоплательщик имел возможность оценить свои риски.

1.Налоговые платежи налогоплательщика в целом ниже среднего уровня платежей организаций, ведущих деятельность в этой же отрасли.

Средний уровень налоговой нагрузки по отраслям, рассчитывается в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. На основании данных Росстата, выводится оборот в целом по каждому виду экономической деятельности, на основании данных налоговых органов выводится сумма уплаченных налогов и рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота организаций.

2.В течение нескольких налоговых периодов, организация отражает в отчетности убытки. Если организация более двух лет показывает убытки.

3.В налоговых декларациях налогоплательщик отражает значительные суммы вычетов. По налогу на добавленную стоимость вычеты за 12 месяцев превышают 89% от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

4.Расходы налогоплательщика увеличиваются каждый период быстрей, чем растут доходы. По данным отчетности, темпы увеличения расходов не соответствуют темпам роста доходов организации.

5.Среднемесячная заработная плата одного работника организации ниже, чем средний уровень выплат по виду экономической деятельности. Учитывается, средний уровень выплат на работника по видам деятельности, в регионе, в котором осуществляет деятельность налогоплательщик. Средний уровень заработной платы рассчитывается на основании данных Росстата.

6.Показатели, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению. У организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, показатели приближались менее, чем на 5% к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

7.Индивидуальный предприниматель по итогам года в отчетности отражает расходы, максимально приближенные к сумме дохода. Сумма расходов индивидуального предпринимателя по итогам года, превышает 83 процента в общей сумме доходов.

8.Заключение договоров с перекупщиками или посредниками без последующей экономической выгоды. Организация заключает договора с цепочкой контрагентов, без наличия разумных экономических причин. По сделкам получает убытки или незначительную прибыль. Т.е. отсутствует деловая цель при заключении сделок. Все это свидетельствует о получении налоговой выгоды с использованием незаконных схем.

9.Налогоплательщик не предоставляет пояснений на запросы налогового органа. При обнаружении в ходе камеральной проверки ошибок в налоговых декларациях, или противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление, с требованием представить пояснения в течение пяти дней, или внести исправления. Налогоплательщик пояснений не предоставляет, исправления в документы не вносит.

10. Налогоплательщик неоднократно менял налоговый орган в связи с изменением места нахождения. При проведении выездной налоговой проверки, налогоплательщик два или более раза снимался с учета в налоговом органе, в связи с изменением адреса. Если это связано с переходом в другую налоговую инспекцию.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Налогоплательщик ведет хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском. Налоговые органы выявляют наиболее распространенные способы ведения деятельности с высоким налоговым риском, которые направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. То есть использование незаконных схем.

Налогоплательщику рекомендуется самостоятельно оценивать риски по следующим признакам:

  • при обсуждении условий поставок, заключении сделок отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • полномочия руководителя или должностного лица контрагента документально не подтверждены;
  • информация о фактическом адресе (местонахождении) контрагента, о местонахождении его складских или производственных помещений, отсутствует;
  • нет подтвержденных данных, о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы, сайта, рекомендаций). Особенно, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают свои товары, работы или услуги по более выгодным ценам;
  • нет информации о государственной регистрации контрагента в едином государственном реестре юридических лиц;

все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, т.е. к фирмам-однодневкам, и сочтут ваши сделки сомнительными.

Признаки, указывающие на повышение дополнительного риска для налогоплательщика:

  • контрагент, у которого есть несколько вышеуказанных признаков, является посредником;
  • договор содержит условия, которые сильно отклонятся от обычаев делового оборота. Это могут быть такие условия, как поставка крупной партии товара без предоплаты, с длительной отсрочкой платежа, без гарантий оплаты, расчеты векселями, расчеты через третьих лиц и т.п.;
  • у контрагента нет копий документов, которые подтверждают наличие у него производственных помещений, имущества, квалификационных работников, лицензий. То есть отсутствуют возможности для выполнений условий договора;
  • товар, который обычно производят физические лица, такой как вторичное сырье, сельхозпродукция и т.п., приобретается через посредников;
  • растет задолженность плательщика, при этом продолжаются поставки в его адрес, и не предпринимаются меры к взысканию задолженности;
  • выдача или получение займов без обеспечения, покупка или продажа неликвидных векселей. Негативность усугубляется в случае, если в договоре не прописаны условия о процентах, или срок погашения обязательств более трех лет;
  • у налогоплательщика в расходах большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами, при отсутствии целесообразности этих сделок, отсутствии экономической выгоды и т.п.;

При этом степень рисков тем выше, чем больше присутствует вышеперечисленных признаков.

Если самостоятельно оценивать свои риски, что сопровождается целью их снизить, либо полностью исключить, необходимо принимать во внимание следующие рекомендации:

  • При расчете налоговой базы за период, в котором были подобные сделки, исключить из расходов операции по ним;
  • Подать в налоговый орган уточненные налоговые декларации за этот период;
  • Уведомить налоговый орган о мерах, которые были предприняты для снижения рисков. Для того, чтобы налоговые органы исключили налогоплательщика из списка при отборе организаций для выездных проверок, вместе с уточненной налоговой декларацией, следует представить Пояснительную записку по рекомендуемой ФНС России форме (приложение 5 к Приказу от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@).

При получении уточненных деклараций и Пояснительной записки, налоговый орган проводит камеральную проверку.

Налоговые органы при отборе организаций для проведения выездных проверок, учитывают факт подачи уточненной декларации, с целью снижения рисков по пункту 12 Критериев (указанные критерии перечислены в настоящей статье – см. выше). В том случае, если налоговый орган, после подачи налогоплательщиком уточненной декларации и заявления о предпринятых мерах по снижению рисков, согласно пункту 12 Критериев, все-таки примет решение о проведении выездной налоговой проверки, то он должен предварительно согласовать свое решение с вышестоящим налоговым органом.

Однако следует помнить, что если организация не попадает ни под один из двенадцати критериев, то под эти критерии попадают ее контрагенты. Многие, еще на стадии регистрации привлекают внимание налоговых органов, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.д. По этим признакам, налоговая берет организацию на заметку, так как она имеет все признаки «однодневки». Если в своей деятельности налогоплательщик все же совершает сделку с такой компанией, даже если не напрямую, а будет с ней связан через цепочку контрагентов, визит налоговой инспекции не за горами. Контролеры заранее знают, какие именно сделки будут проверять, и какие доначисления будут сделаны.

Обычно налоговые органы заранее готовятся к предстоящей проверке, запрашивают из банка выписки по счетам налогоплательщика, и отслеживают всю цепочку. При этом налогоплательщика не уведомляет ни банк, ни тем более налоговый орган о том, что запрашивается выписка с расчетного счета.

В отношении крупнейших налогоплательщиков выездная проверка проводится, как правило, каждые три года.

Какие документы подтверждают начало выездной налоговой проверки

Для организаций выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения решения о ее проведении. Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. Данная форма обязательна для применения всеми налоговыми органами при осуществлении выездных проверок (абз. 9 п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 3 Приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@). При этом документ должен содержать обязательные сведения (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ):

  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
  • периоды, за которые она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Решение о проведении выездной налоговой проверки — это основание для проведения выездной проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ).

  • соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит выездную проверку. Оно заверяется печатью налогового органа.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Порядок передачи (вручения) документов о начале выездной проверки налогоплательщику

Далее следует непосредственное ознакомление налогоплательщика с данным решением.

Решение о проведении выездной налоговой проверки:

  • вручается налогоплательщику (исполнительному органу юридического лица – Руководителю, Генеральному директору, директору);
  • в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя.

Должностное лицо налогового органа (сотрудник инспекции) должен ознакомить с решением под расписку Генерального Директора или представителя компании, действующего по доверенности. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки», предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением. Вместе с тем ни Налоговым кодексом РФ, ни указанным Приказом ФНС России не предусмотрен способ ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.

Поэтому сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. При этом отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, поскольку если такое решение будет направлено налогоплательщику по почте заказным письмом, то на шестой день оно будет считаться полученным.

При ознакомлении с решением налоговые органы просят налогоплательщика предоставить им помещение для работы. По большому счету у организаций нет обязанности его предоставлять, ведь в кодексе написано лишь, что выездная проверка проводится на территории фирмы. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого налогоплательщику необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя налоговой инспекции.

Однако не стоит торопиться отослать сотрудников инспекции на их территорию, поскольку такое положение создаст для налогоплательщика дополнительные неудобства и лишнюю работу для бухгалтеров: надо будет самым тщательным образом пересчитать все представляемые документы и составить их реестр. Кроме того, инспекторы запрашивают не все документы сразу, а предпочитают требовать их по мере необходимости. Следовательно, надо будет наладить доставку документов до инспекции, отсюда возникают соответствующие транспортные расходы налогоплательщика. Совсем не пускать на свою территорию проверяющих налогоплательщик не имеет права, так как они имеют право проводить осмотр и инвентаризацию в процессе проверки, а также опрашивать сотрудников фирмы.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (п.2 ст.89 НК РФ). Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах (абзац введен Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ)

Какую дату (период) считают началом выездной налоговой проверки (с какой даты отсчитывается срок проведения выездной налоговой проверки)

Проведение выездной налоговой проверки начинается как только начальник (либо заместитель) налоговой службы вынесет необходимое решение (а не с даты передачи решения проверяемому — налогоплательщику).

Чаще всего одновременно с этим решением налоговики также вручают требование о представлении копий документов. При этом закон не предусматривает дополнительных сроков для подготовки подлинников документов. А значит, налоговики вправе запросить у Вас подлинники уже в первый день. К счастью, они поступают так не всегда. Дело в том, что по закону у Вас есть 10 дней на подготовку копий запрашиваемых документов (представление копий – обязанность налогоплательщика). Вот почему инспекторы зачастую приезжают в офис компании именно по истечении 10-дневного срока: к этому моменту все должно быть готово.

Это уведомление не является требованием о представлении документов, за неисполнение которого предусмотрены налоговые санкции (200 руб. за каждый непредставленный документ). Но это не значит, что можно не давать документы. Если так поступить, сотрудники инспекции могут решить, что налогоплательщик пытается скрыть, подделать или уничтожить документы. А это уже чревато выемкой документов, со всеми вытекающими последствиями – работа бухгалтерии и других отделов может встать. Ведь инспекторы помимо выемки документов могут изъять и предметы, например системные блоки или кассовые аппараты.

Выемку документов нельзя проводить в ночное время суток.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Необходимо отметить, что по мнению судей, указание в решении, что проверка будет проводиться «по всем налогам и сборам», не является нарушением, поскольку налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать на конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (см. Постановление ФАС МО № КА-А41/7737-09).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки. Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Действия налогоплательщика на начальной стадии выездной налоговой проверки

В ходе налоговой проверки задача налогоплательщика не помочь налоговикам провести проверку, а подготовиться к дальнейшим действиям по отстаиванию своих прав. Порядок проведения выездной налоговой проверки четко прописан в Налоговом кодексе РФ в статье 89. В статьях с 90 НК РФ по 99 НК РФ, регламентированы процедуры, которые могут быть проведены налоговым органом. Каждое действие налогового органа должно осуществляться в строгом соответствии с нормами кодекса, однако налоговики обычные люди и им свойственно допускать ошибки. Задача налогоплательщика распознать каждую из этих ошибок и использовать их в своих целях, тем самым налогоплательщик сможет законно создать дополнительные сложности, вызванные необходимостью строгого соблюдения налогового законодательства со стороны налогового органа, в проведении налоговой проверки, а чем больше времени уйдет на разрешение этих вопросов, тем меньше останется на саму проверку, что непременно скажется на ее качестве.

Во время проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик не должен забывать о том, что в соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ он, в частности, обязан:

  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для контроля исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ.

Соответственно, невыполнение налогоплательщиком этих обязанностей (отказ от представления документов или дачи пояснений, воспрепятствование доступу проверяющих в помещение или на территорию налогоплательщика и т.п.) само по себе уже свидетельствует о том, что плательщик склонен к нарушениям налогового законодательства. Именно с этой точки зрения подобные действия рассматриваются налоговыми инспекторами. Таким образом, препятствуя проведению выездной проверки, плательщик не может добиться ее прекращения. Он просто провоцирует налоговые органы на жесткие действия по отношению к самому себе (осмотр в помещения с участием сотрудников правоохранительных органов, выемку подлинников документов, исчисление налогов расчетным путем и т.п.). В результате налогоплательщику будет сложнее обжаловать действия и решение налоговых органов по результатам проверки.

Какие возникают права у налогового органа и у налогоплательщика с началом выездной налоговой проверки

Для проведения выездных налоговых проверок в инспекциях ФНС России созданы специальные отделы выездных налоговых проверок. Как правило, в инспекции создается два или три отдела, при этом один из отделов занимается выездными проверками основных налогоплательщиков.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, силами не менее чем двух налоговых инспекторов. Это связано с необходимостью изучения в ходе проверки большого объема первичных документов и выполнения многих процедур по обеспечению доказательств выявленных нарушений. При групповой работе обеспечивается быстрое взаимное обучение сотрудников методике проверки тех или иных вопросов и обмен опытом между ними.

В отделах выездных налоговых проверок, как правило, нет постоянных, участвующих во многих проверках групп. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении проверки. Выделяется сотрудник, ответственный за результаты проверки, который не только проверяет отдельные вопросы сам, но и координирует работу других участников группы. Налоговый инспектор, ответственный за проведение проверки, занимается также оформлением ее результатов, участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

В процессе налоговой проверки проверяющие (должностные лица налогового органа) вправе:

  • осуществлять осмотры помещений и территорий проверяемого;
  • ознакомится с финансово-хозяйственной документацией компании;
  • проводить допрос исполнительного органа (директора), работников и других лиц;
  • требовать экземпляры документов;
  • осуществлять инвентаризацию имущества проверяемого;
  • осуществлять выемки документов, встречные проверки, экспертизы и так далее.

На данной стадии инспекторы выискивают нарушения налогового законодательства и собирают доказательства, которые подтвердят данные нарушения. Процедура проведения выездной налоговой проверки регламентирована массой статей Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами. Именно поэтому налоговики на данной стадии часто совершают ошибки и нарушают права налогоплательщиков, а это может привести к отмене итогового решения по проверке.

Сразу после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, а также решение руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя (представителя организации или индивидуального предпринимателя) на экземпляре данного решения после слов «С решением (постановлением) о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

При этом лицо, предъявляющее служебное удостоверение, должно быть указано в решении о проведении выездной налоговой проверки в качестве проверяющего лица.

Отсутствие у проверяющих лиц решения о проведении выездной налоговой проверки либо служебных удостоверений является основанием для недопущения сотрудников налогового органа на территорию и в помещения налогоплательщика.

Решение о проведении проверки может быть вручено руководителю организации либо иному лицу, являющемуся законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. Вручение решения о проведении налоговой проверки другим работникам организации является неправомерным. Поэтому налоговая проверка не может быть начата в отсутствие руководителя организации или иного законного (уполномоченного) представителя. В крайнем случае, налоговые органы направляют решение о проведении проверки по почте. Причем правило о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки будет считаться полученным на шестой день после отправки, в этой ситуации не действует. Поэтому налоговые органы для подтверждения вручения решения представителю налогоплательщика должны иметь доказательства получения последним решения, например его подпись на уведомлении при отправке решения заказным отправлением.

При отказе представителя налогоплательщика от подписи на экземпляре решения делается соответствующая отметка.

Налогоплательщику следует внимательно ознакомиться с предъявленным ему решением о проведении выездной налоговой проверки. Это решение может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, например, в случаях, если решением назначена проверка тех периодов и тех налогов, в отношении которых выездная проверка уже проводилась, либо если назначенная проверка охватывает период продолжительностью свыше трех лет, предшествующих году проверки. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы (заявления) в суд.

Научно-консультативный совет при ФАС ВВО рекомендует (Рекомендации одобрены Президиумом ФАС ВВО № 7) налоговому органу действовать с соблюдением следующих условий:

  • не переоценивать выводы судов, содержащиеся во вступивших в силу судебных актах, имеющие отношение к расчету налога по данной налоговой декларации (налоговому периоду);
  • проверять только те сведения уточненной декларации (показатели конкретных строк налоговой декларации), изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом налоговый орган вправе проверить все документы, влияющие на измененные показатели соответствующих строк уточненной налоговой декларации.

При выездной налоговой проверке немаловажную роль играет и соблюдение процедуры ее назначения. Так, согласно п. 2 ст. 89 НК РФ в решении о проведении выездной налоговой проверки должны, в частности, содержаться сведения о предмете проверки, то есть конкретные виды налогов, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В противном случае проверка неправомерна (Определение ВАС РФ от 17.04.2008 № 5118/08). Как уже упоминалось в данной статье, форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Источник: http://apgmag.com/%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE-%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8/

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Вопрос: В ходе выездной проверки установлен факт неуплаты организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Других нарушений не установлено. Каков порядок оформления результатов проверки? (Журнал «Налоговый Навигатор», N 18, сентябрь 2003 г.)

Вопрос: В ходе выездной проверки установлен факт неуплаты организацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Других нарушений не установлено. Каков порядок оформления результатов проверки?

Выездная налоговая проверка может считаться завершенной в соответствии с установленными Министерством РФ по налогам и сборам требованиями, только с момента вынесения руководителем (заместителем руководителя) решения по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

В случае если при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выявлен лишь факт занижения подлежащей уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, руководителем (заместителем руководителя) инспекции выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку полномочия для применения к страхователям ответственности, предусмотренной статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», у налоговых органов отсутствуют.

Решение руководителя (его заместителя) налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должно содержать выводы о полноте уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии), а также предложение налогоплательщику уплатить неуплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке (пункт 3 Инструкции о порядке составления акта выездной налоговой проверки от 10.04.2000 г. N 60, утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 г. N АП-3-16/138).

Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с пунктом 3 раздела III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов, в течение 5 рабочих дней с даты его подписания, передается в отдел, в функциональные обязанности которого входит ведение карточек лицевых счетов, для проведения в карточках лицевого счета по соответствующему коду бюджетной классификации (1010610, 1010620) доначисленных по результатам налоговой проверки сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.

Доначисленные суммы страховых взносов и соответствующие пени по акту выездной налоговой проверки проводятся в карточки лицевого счета налогоплательщика по соответствующим срокам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дате решения руководителя налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Для сохранения непрерывности временного периода, за который производится начисление пеней, их дальнейшее начисление на доначисленную сумму страховых взносов производится в автоматизированном режиме, начиная со следующего дня за той датой, по которую начислены пени, отраженные к решении руководителя налогового органа, по день фактической уплаты доначисленной суммы страховых взносов включительно.

Источник: https://base.garant.ru/9371402/

Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки установлено занижение налогооблагаемой прибыли. Предприятие просит разъяснить, каков порядок корректировки прибыли, доначисленной в ходе выездной налоговой проверки, в случае применения предприятием льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на погашение убытка, полученного за предыдущий год. («Московский налоговый курьер», 2001, n 23)

«Московский налоговый курьер», N 23, 2001
Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки установлено занижение налогооблагаемой прибыли. Предприятие просит разъяснить, каков порядок корректировки прибыли, доначисленной в ходе выездной налоговой проверки, в случае применения предприятием льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на погашение убытка, полученного за предыдущий год.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2001 г. N 03-08/43749
Пунктом 1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Согласно п.2 вышеуказанной статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N N 41, 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Таким образом, налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление.
Следовательно, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами, в том числе выявлением по результатам выездной налоговой проверки сумм заниженной прибыли, заявить льготу за прошедший период. В этом случае следует уточнить расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли за тот налоговый (отчетный) период, в котором предприятие не заявило льготу.
Также следует иметь в виду, что льготы по налогу на прибыль предоставляются налогоплательщикам по специальным расчетам согласно Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений), то есть на налогоплательщика возлагается обязанность представить налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Таким образом, выявление по результатам выездной налоговой проверки сумм заниженной прибыли может рассматриваться как новое обстоятельство, влияющее на размер налоговой базы и соответственно на размер заявленных льгот. Следовательно, налогоплательщик может самостоятельно произвести перерасчет налоговых обязательств за тот период, в котором в результате выездной проверки установлено фактическое занижение прибыли, с целью уточнения изменения предусмотренных законодательством льгот путем подачи уточненного расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль.
Кроме того, одновременно производится уточненный расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) в связи с изменением налоговой базы по налогу на прибыль в результате исправления допущенных ошибок за прошедшие отчетные периоды.
При этом согласно ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.Глинкин

Источник: https://www.lawmix.ru/bux/137071

Права и полномочия налоговых инспекторов

Служащие ФНС, непосредственно занимающиеся проверкой, наделены очень широким спектром полномочий. Они могут осуществлять следующие мероприятия:

  • инвентаризацию – в целях проверки достоверности данных, содержащихся в ваших документах;
  • осмотр любых помещений, связанных с вашей коммерческой деятельностью (магазинов, складов, торговых точек, цехов и так далее);
  • истребование документов (для последующей их проверки в отделении ИФНС);
  • выемку документов (для выявления и подтверждения каких-либо налоговых правонарушений);
  • проведение экспертизы (теоретически – с привлечением независимого стороннего эксперта);
  • получение экспертного заключения (со всеми выводами, которые эксперт посчитал нужным обозначить в этом акте);
  • допрос свидетелей, которые могут быть осведомлены по вопросам, важным для сотрудников налоговой службы;
  • вызов свидетелей непосредственно в ИФНС (для последующего допроса);
  • привлечение переводчика, если некоторые из ваших документов составлены на иностранном языке.

Как видим, список довольно солидный. Однако это не означает, что сотрудники налоговой имеют право на всё. Ваша задача – наблюдать за тем, чтобы они не выходили за рамки своих полномочий (и по возможности пресекать все эксцессы подобного рода).

Как снег на голову

Иногда налоговики приходят совершенно неожиданно. Вы не получали уведомлений и предупреждений (или получили соответствующий документ буквально за день до визита), а ФНС уже на пороге. Насколько это правомерно?

Дело в том, что решение о проверке сперва обязательно должны отправить руководителю фирмы по почте. Причём не просто отправить, а дождаться ответа, в котором руководитель должен подтвердить получение письма с решением и уведомлением. Понятно, что письмо не всегда приходит прямо на следующей день после отправки, а вы не каждый день проверяете почтовый ящик. Но ФНС это не интересует – служащие просто отсчитывают 6 дней с момента отправки корреспонденции и приходят с проверкой, даже если так и не получили ответа. Но ведь требование о предупреждении считается выполненным только после получения подтверждающего письма! Следовательно, налоговая проверка без предупреждения должна признаваться неправомерной. Просто не пустить инспекторов нельзя – это чревато. Зато у вас появится дополнительный «козырь в рукаве», если впоследствии придётся обжаловать решение налогового органа.

Порядок действий

Если вы узнали о предстоящем визите инспекторов хотя бы за день или два, вам нужно срочно заняться подготовкой к встрече «гостей».

  1. Немедленно приведите первичную документацию в соответствие с бумагами контрагентов. У них и у вас первые и вторые экземпляры всех документов должны быть абсолютно идентичными. Обратите внимание на подписи и печати, нумерацию, даты.
  2. Сообщите своим контрагентам, что к ним, возможно, придёт встречная проверка. Они должны будут подтвердить налоговым инспекторам факт хозяйственной деятельности, иначе перечисленные контрагентам деньги (отнесённые к затратам) наверняка будут признаны дополнительным доходом. Для вас это будет означать доначисление налогов и назначение штрафов с пени.
  3. Подготовьте офис. Оставьте там только те бумаги, наличие которых будет обоснованным и законным с юридической точки зрения. Запомните: никаких лишних сведений! Не относящиеся к делу документы, печати и штампы – временно заберите всё это домой. Ваша задача – максимально ограничить информацию, до которой смогут добраться проверяющие.

И вот он, момент истины – инспекторы на пороге. Налоговая проверка пришла, и надо что-то делать дальше.

  1. Поинтересуйтесь, на каком именно основании проводится проверка (по жалобам граждан или же в результате окончания срока действия прежнего предписания).
  2. Попросите продемонстрировать вам постановление о проведении проверки и внимательно прочтите его. Зачастую в состав проверяющей группы входят люди, никак не обозначенные в постановлении. Возможно, это простое следствие текучки кадров, но присутствие таких лиц – серьёзное правонарушение. Вы вправе не пустить «лишних проверяющих» за порог или поступить немного хитрее (ниже об этом будет сказано более подробно).
  3. Записывайте на диктофон все переговоры с инспекторами. Запись может стать дополнительным доказательством какого-либо правонарушения, если инспекторы совершат таковое.
  4. Сохраняйте самообладание и всегда думайте, прежде чем сказать что-либо. Почти все опытные налоговики – хорошие психологи. Не исключено, что они будут провоцировать вас «скользкими» вопросами или даже оказывать психологическое давление. Если вопросы явно выходят за рамки делового общения, решительно откажитесь на них отвечать (можно апеллировать при этом к 51 статье Конституции, которая позволяет гражданам не свидетельствовать против себя и своих близких).

Если вы будете следовать этим нехитрым правилам, пережить налоговый «налёт» станет гораздо проще. Кстати, бороться с произволом проверяющих можно и другими способами – более неоднозначными, но очень результативными. Некоторые из них могут показаться вам некрасивыми. Применять их или нет – вопрос личного выбора.

Хитрости и чит-коды

Опыт многих предпринимателей позволяет выделить несколько эффективных контрдействий. С их помощью можно свести к минимуму вероятность попадания под пресс штрафов и дополнительных выплат.

  1. Никогда не пытайтесь дать налоговикам взятку. Это чистой воды самоубийство. Помните совет записывать все переговоры на диктофон? Так вот, налоговые инспекторы делают то же самое, причём зачастую фиксируют происходящее ещё и на видео.
  2. Если вы заметили, что налоговики совершили пару незначительных правонарушений, не обязательно сразу же уличать и разоблачать своих визитёров. Зафиксируйте все допущенные ими ошибки (незаконные запросы документов, неправомерные требования о предоставлении сведений, провокационные вопросы), а затем, уже после вынесения заключения, оспорьте их в ведомственном порядке. Велик шанс, что действия проверяющих будут официально признаны неправомерными, а итоговый акт проверки – недействительным.
  3. Таким же образом можно поступить, если в составе комиссии присутствуют люди, которых нет в списке. Зафиксируйте факт их присутствия, уточните ФИО и должности, а после вынесения акта обратитесь в ИФНС с жалобой. Грубое нарушение процессуального порядка ведёт к отмене решения, вынесенного проверяющей комиссией.
  4. Внимательно проверьте акт по итогу выездной проверки. Сумма начисленных штрафов будет указана как в этом акте, так и в требовании об уплате налогов (либо в решении о привлечении к ответственности, если до такого дойдёт). Возможен вариант, когда в акте налоговики указывают одни суммы, а в требовании или решении – другие. Это несоответствие – ещё один неплохой повод для признания решения налоговых служащих незаконным.
  5. На непредвиденный случай вроде наложения имущественного взыскания или блокировки счёта можно завести резервный расчётный счёт.

Всегда смотрите по ситуации, стоит ли применять перечисленные способы. Помните, что неумело предпринятые меры могут иногда обернуться против вас же. Утверждение, что делать при налоговой проверке нужно всё возможное – мол, в критической ситуации все средства хороши – неверно.

Самые распространённые процессуальные нарушения при проверках

Итак, схема понятна: нарушение – жалоба в ведомственном или судебном порядке – признание заключения проверяющей комиссии незаконным (или хотя бы отмена отдельного решения). Действует такая связка не всегда, но довольно часто, и при должном упорстве можно добиться своего. А если вы не любите рисковать – просто внимательно следите за ходом проверки и сразу указывайте сотрудникам ФНС на их ошибки.

  1. Очень часто налоговики произвольно расширяют вопросы проверки. Изучение сведений, не относящихся к отражённым в первоначальном постановлении налогам и налоговым периодам, запрещено – нужны новое решение и отдельная проверка.
  2. Инспекторы не вправе проверять уже «обработанные» ими прежде периоды. Исключений три: ликвидация (либо реорганизация) фирмы, предоставление уточнённой налоговой декларации и принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке деятельности нижестоящего. Часто это правило игнорируется.
  3. Ещё одно грубое нарушение – проведение в течение одного года более двух выездных проверок. Третья и последующие считаются недопустимыми (в соответствии с 89 статьёй Трудового кодекса).
  4. Осуществлять проверку может только тот орган ФНС, в котором вы стоите на учёте. Проведение проверок ненадлежащим органом – явление редкое, но возможное.
  5. Предоставить возражения по результатам проверки можно в течение 15 дней. Иногда инспекторы идут на хитрость и предлагают бухгалтеру подписать акт с неправильной датой. В результате срок подачи жалобы искусственно сокращается (зачастую как раз на две недели).
  6. Угрозы и психологическое давление – методы, широко используемые налоговиками. Прямые угрозы привлечением к административной ответственности и прозрачные намёки на непорядочность равно недопустимы.
  7. Выемка документов без мотивированного и обоснованного постановления.

Хитростей и нарушений может быть много, и некоторые из них почти невозможно распознать. Обезопасить себя на 100 % не получится – увы, но это так. Можно лишь минимизировать риски, следуя приведённым выше рекомендациям.

В 2015 году налоговые проверки организаций стали носить более «хардкорный» характер из-за расширения полномочий ИФНС. Но опасаться инспекторов не следует – они не всемогущи. Не теряйте голову, демонстрируйте им абсолютную готовность защищать свои интересы – и всё закончится благополучно для вас. Налоговики предпочитают не связываться с предпринимателями, способными постоять за себя.

Источник: https://dezhur.com/db/usefull/chto-delat-esli-neozhidanno-prishla-nalogovaya-proverka.html

Общие моменты

Акт по результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен определенным образом.

В случае нарушения установленных законом правил, сроков его представления проверяемый имеет право подать в суд.

При этом судебная практика по этому поводу является крайне неоднозначной. Конечное решение суда зависит от множества различных условий, факторов.

Во избежание допущения различных недочетов стоит заранее рассмотреть подробно следующие вопросы:

  • что это такое?
  • основы проведения процедуры;
  • правовое регулирование.

Что это такое

Налоговая проверка выездного типа – одна из разновидностей функций ИФНС. При реализации данной процедуры сотрудники налогового учреждения выезжают по месту расположения самого предприятия.

Такие проверки назначаются в случае подозрения на наличие действительно серьезных нарушений законодательства. Например, когда несколько отчетных периодов подряд предприятие фиксирует убыток, сдает нулевую отчетность.

Результатом осуществления проверки такого типа всегда является специальный акт. В нем перечисляются:

  • все найденные ошибки при ведении налогового и бухгалтерского учета;
  • требования по их устранению.

Акт имеет юридическую силу, может быть использован при проведении судебного разбирательства в качестве доказательства, аргументации. Обязателен к исполнению.

Невыполнение предписаний в отдельных случаях может грозить не только административной, но и уголовной ответственностью.

Потому стоит ответственно относиться к акту проверок, соблюдать сроки составления возражения и выполнения предписаний – если это необходимо.

Документ рассматриваемого типа включает в себя следующие основные разделы:

  • наименование, порядковый номер;
  • дату составления;
  • перечень осуществляющих проверку лиц;
  • место проверки, дату начала и окончания;
  • ответственные должностные лица на дату проведения проверки;
  • место ведения коммерческой деятельности;
  • перечисление всех обнаруженных нарушений;
  • предложения, а также различные выводы проводящих проверку.

Обязательно в нижней части акта должна быть полная информация обо всех проводящих проверку лицах. Требуется подпись с расшифровкой.

Руководству, получившему акт о проверке, следует обязательно убедиться в правильности его составления.

Наличие грубых нарушений формата, а также законодательных норм может послужить причиной признания результатов проверки недействительной. Возможно реализовать эту процедуру через суд.

Основы проведения процедуры

Обычно выездная налоговая проверка реализуется в отношении целой группы консолидированных налогоплательщиков. Предметом пристального изучения становится прибыль организаций, налоговое обложение.

Как осуществляется обжалование акта выездной налоговой проверки смотрите в статье: образец возражения на акт выездной налоговой проверки.

Основания проведения повторной выездной налоговой проверки, .

Максимально пристальное внимание уделяется соблюдению недавно внесенных в налоговое законодательство поправок. Так как чаще именно в этом сегменте отчетности допускается большая часть всевозможных ошибок.

В некоторых случаях процедура проведения поверки может быть приостановлена. В перечень таких ситуаций можно внести:

Если возникла необходимость получить информацию о зарубежных контрагентах От иностранных государственных контролирующих органов
Если потребовалось реализовать экспертизу Перевод документации для проверки на русский язык

Формат акта, составляемого по факту свершения проверки данного типа, составляется на основании приказа ФНС России №САЭ-3-06/892@ от 25.12.06 г.

Данный документ является основополагающим. Если по какой-то причине лицо, в отношении которого проводится проверка, отказывается от получения акта с результатами, данный факт фиксируется ИФНС.

В дальнейшем документация высылается по адресу расположения организации, индивидуального предпринимателя заказным письмом – с описью вложения.

Правовое регулирование

Процедура проведения самой выездной проверки, а также составление акта должны осуществляться в полном соответствии с действующими законодательными нормами.

Основополагающими документами являются следующие:

ст.№83 НК РФ Процедура ведения учета юридическими лицами
ст.№85 НК РФ Устанавливаются обязательства по уведомлению налоговых органов при изменении некоторых важных данных
ст.№88 НК РФ Устанавливает порядок камеральной проверки
ст.№89 НК РФ Как и когда проводится выездная проверка
ст.№89.1 НК РФ Выездные проверки для аудита консолидированных групп налогоплательщиков
ст.№89.2 НК РФ Проведение выездной проверки плательщиков налогов, участвующих в различного рода инвестиционных проектах
ст.№91 НК РФ Обязывает обеспечить налоговым инспекторам доступ ко всем документам, помещениям предприятия, имеющим отношение к проведению проверки рассматриваемого типа
ст.№93.1 НК РФ Обозначается право ИФНС требовать данные у контрагентов, свершающим коммерческие сделки с проверяемым налогоплательщиком
ст.№94 НК РФ Допускается возможность проведения выемки документации
ст.№95 НК РФ Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки
ст.№96 НК РФ Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных)
ст.№100 НК РФ Составление акта по результатам завершения рассматриваемой процедуры

При возможности стоит ознакомиться с затрагивающим данный вопрос федеральным законодательством, а также судебной практикой.

Последняя позволяет оценить шансы разрешения судебного разбирательства в пользу проверяемого. В случае отсутствия опыта работы с актами проверок стоит ознакомиться с образцом.

На примере акта и возражений возможно составить аналогичные документы и избежать стандартных ошибок при этом. Акт об окончании выездной проверки составляется в пределах установленного срока.

Как именно налоговики оформляют результат выездной проверки

Процедура составления акта по результатам налоговой проверки производится в соответствии с установленным в законодательстве регламентом. Нарушение его не допускается.

Проверяемый может самостоятельно ознакомиться с ним, после чего контролировать соблюдение законодательных норм. Разрешать все конфликтные ситуации требуется через суд.

Заранее стоит ознакомиться со следующими вопросами:

  • в какие сроки должен быть составлен — если внеплановая, если плановая;
  • порядок оформления результатов;
  • заполненный пример;
  • если найдены опечатки.

В какие сроки должен быть составлен

Длительность проведения самой выездной проверки вне зависимости от типа организации и иных немаловажных факторов проводится не дольше, чем 2 месяца.

Данный срок устанавливается действующим законодательством. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее, чем через 2 месяца с момента окончания проверки.

При этом существует ряд ситуаций, когда допускается продление периода проведения выездной проверки. В данный перечень входит следующее:

  • если требуется получить какие-либо данные от иностранных организаций;
  • когда требуется провести экспертизу, выполнить перевод документации.

Но даже при наличии обозначенных выше причин длительность подобной проверки не может быть более 6 месяцев. Данный момент закреплен на законодательном уровне.

В день окончания проверки обязательно формируется специальная справка – выдается уполномоченному работнику предприятия.

Внеплановая

Проведение внеплановой налоговой проверки выполняется в следующих случаях:

  • при наличии жалоб от граждан;
  • в случае истечения срока действия ранее выданного предписания.

После окончания процедуры проведения проверки обязательно выдается специальный акт. Составляется он в течение 60 дней.

Сформировать возражения, пояснения к нему можно будет в течение следующих 30 дней.

В отношении проверок данного типа действуют все стандартные правила, установленные НПД (Налоговым кодексом РФ, постановлениями ФНС).

Плановая

Плановая проверка может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не чаще, чем 1 раз в 3 года.

При нарушении данного срока проверяемый имеет право не предоставлять документы, а также доступ в производственные помещения.

На основании ст.№7 гл.№2 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав» ИФНС обязан на официальном сайте размещать дату проведения всех плановых проверок.

Налоговики обязаны в письменной форме уведомить организацию о самом факте проведения проверки планового характера не позднее, чем за 3 дня до её начала. Длительность её является стандартной (не более 6 месяцев в случае продления).

Видео: ИП или ООО получило решение о выездной налоговой проверке, что срочно делать во избежание штрафов

Аналогичным образом обстоят дела с процедурой формирования акта с результатами. Он составляется и передается в организацию в пределах 60-дневного периода.

Порядок оформления результатов

Максимально подробно процедура оформления результатов рассматривается в ст.№100 Налогового кодекса РФ.

Можно выделить основные моменты, знать которые обязательно:

п.1 ст.№100 НК РФ Устанавливает срок составления акта с результатами проведенной проверки, возражений и пояснений (при необходимости)
п.2 ст.№100 НК РФ Согласно данному пункту необходимо наличие подписей следующих лиц на акте:
проводящих проверку данного типа
уполномоченных лиц учреждения или же ИП
п.3 ст.№100 НК РФ Содержит полный перечень всей необходимой информации, которую следует указать в акте с результатами
п.5 ст.№100 НК РФ Обозначается 5-тидневный срок передачи акта на руки представителям организации, индивидуальному предпринимателю
п.6 ст.№100 НК РФ Возражения составляются в течение 30 дней с момента получения акта

Необходимо помнить о недействительности результатов проверки в следующих случаях:

  • проверяемое учреждение не было уведомлено о самом факте проведения проверке заранее, в установленные законодательством сроки;
  • в случае непредставления акта проверки – оформленного соответствующим образом в течение 2 месяцев с момента завершения процедуры;
  • при наличии иных нарушений регламента проведения выездной проверки.

Заполненный пример

Для обнаружения ошибок в акте выездной проверки стоит заранее ознакомиться с верно составленным примером данного документа.

Найти его можно на официальном сайте ФНС или других авторитетных источниках в интернете.

Если найдены опечатки

Иногда при формировании отчетных документов обнаруживаются опечатки. Например, в наименовании контрагентов, написания фамилий.

Подобные ошибки могут отражаться в акте проверки, но не являются основанием для применения каких-либо санкций. Так как наличие таких опечаток не нарушает действующее налоговое законодательство.

Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке узнайте из статьи: выездная проверка.

Порядок назначения камеральной налоговой проверки, .

Образец заполненного акта камеральной налоговой проверки, .

Именно с целью поиска нарушений проводятся подобные выездные плановые и внеплановые проверки. Аналогичным образом обстоит дело с актом.

В случае наличия в нем опечаток он не может быть признан недействительным. Так как это никоим образом не влияет на результат проведения выездной проверки.

Порядок составления акта отражается в действующем налоговом законодательстве. При его нарушении данный документ, как и сама проверка, попросту будут считаться недействительными.

Потому проверяющим и проверяемому учреждению необходимо максимально внимательно изучить данный документ.

Предыдущая статья: Образец возражения на акт выездной налоговой проверки Следующая статья: Срок проведения выездной налоговой проверки

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/vyezdnaja/akt-vyezdnoj-nalogovoj-proverki.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *