Рекруты

Трудоустройство – это то, с чем сталкивается каждый, кто достиг определенного возраста и хочет реализовать себя в том или ином направлении. Поиском и подбором персонала для работодателей занимаются рекрутинговые компании или кадровые агентства.

Специализированные компании являются звеном между работодателями и соискателями работы (потенциальными сотрудниками). Так как большинство бизнесменов и владельцев предприятий не имеют достаточное количество времени для того, чтобы заниматься поиском персонала и проводить собеседования с кандидатами, они обращаются к сотрудникам рекрутинговых компаний.

Что входит в услуги кадровых агентств?

Кадровые агентства занимаются, как массовым, так и индивидуальным поиском сотрудников, а также поиском временного персонала. В услуги компаний по подбору персонала входят подбор руководящих лиц, администраторов, менеджеров высшего и среднего звена, аутсорсинг и аутстаффинг, консультации по кадровых вопросах и вопросах охраны труда, аудит и решение документарных вопросов.

Квалифицированные сотрудники агентств по подбору персонала не только осуществляют поиск подходящих кандидатов на вакансию, но и проводят с ними собеседования, а также помогают в решении всех вопросов трудоустройства.

Подбор персонала имеет несколько этапов:

  1. Принятие заказа и уточнение всех критериев выбора будущего сотрудника;
  2. Поиск будущего работника в базе данных;
  3. Выбор наиболее подходящих по критериям работодатели лиц;
  4. Проведение собеседований и встреч с кандидатами на вакансию;
  5. Организация личной встречи потенциальных сотрудников с работодателем;
  6. Сопровождение и поддержка до самого момента подписания договора о сотрудничестве и приеме на работу;
  7. Выполнение гарантий.

Как не ошибиться с выбором компании?

Чтобы приступить к сотрудничеству с кадровым агентством, нужно быть полностью уверенным в его репутации и качестве услуг. Рекрутинговые компании Москвы предлагают широкий спектр услуг по различным ценам и на разных условиях, но как выбрать настоящих профессионалов? Обращаясь за помощью к специализированным компаниям по подбору персонала, обязательно нужно обращать внимание на их репутацию на рынке, об этом лучше всего говорят отзывы клиентов и их положительные рекомендации.

Помимо этого, нужно быть осведомленным об условиях сотрудничества и опыте агентства. Те, кто работает на рынке трудоустройства недавно, могут быть не только недостаточными специалистами, но и настоящими шарлатанами! Чтобы получить качественные услуги и высокий сервис, всегда обращайтесь к проверенным компаниям с многолетним опытом работы. Также важно помнить, что стоимость услуг кадровых агентств не должна быть слишком завышенной или слишком низкой. Оптимальная стоимость зависит от индивидуальных условий заказа, его срочности и сложности.

Рекрутинговая компания «Юнити» работает в Москве и других городах страны уже более семнадцати лет и предлагает широкий спектр услуг по поиску персонала по оправданным ценам.

РЕ́КРУТСКАЯ ПОВИ́ННОСТЬ, сис­те­ма ком­плек­то­ва­ния ре­гу­ляр­ной ар­мии в Рос­сии в 18–19 вв. Со­стоя­ла в ус­та­нов­лен­ной за­ко­но­дат. ак­та­ми обя­зан­но­сти на­се­ле­ния по­дат­ных со­сло­вий еже­год­но по­став­лять в ар­мию и флот оп­ре­де­лён­ное чис­ло муж­чин (рек­ру­тов). Вве­де­ние Р. п. бы­ло обус­лов­ле­но не­об­хо­ди­мо­стью обес­пе­че­ния на­дёж­но­го ис­точ­ни­ка для ком­плек­то­ва­ния воо­ру­жён­ных сил (ВС). Пе­ре­ход к Р. п. на­чал­ся в 1699, когда перед войной со шве­дами Пётр I повелел произвести набор 32 тыс. солдат. В 1705 окон­ча­тель­но вве­де­на рек­рут­ская сис­те­ма ком­плек­то­ва­ния и появился сам термин «рекрут». При­зыв­ной воз­раст рек­ру­тов со­став­лял: до 1708 – 15–20 лет, до 1726 – 20–30 лет, до 1766 – без стро­го­го ог­ра­ни­че­ния по воз­рас­ту, до 1831 – 17–35 лет, до 1855 – 20–25 лет, до 1874 – до 30 лет. Срок служ­бы рек­ру­тов до 1793 был по­жиз­нен­ным, за­тем 25 лет, а с 1834 срок не­пре­рыв­ной во­ен. служ­бы сни­жен до 20 лет с по­сле­дую­щим пре­бы­ва­ни­ем в от­пус­ке (за­па­се) в те­че­ние 5 лет. В 1855–72 бы­ли по­сле­до­ва­тель­но ус­та­нов­ле­ны 12-, 10- и 7-лет­ние сро­ки дей­ст­вит. во­ен. служ­бы рек­ру­тов и пре­бы­ва­ние в от­пус­ке в те­че­ние 3, 5 и 8 лет со­от­вет­ст­вен­но. Рек­ру­ты ос­во­бо­ж­да­лись от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти.

история

УДК94(47).05

КАНЦЕЛЯРИЯ РЕКРУТНОГО СЧЕТА РОССИИ: 1711-1727 ГГ.

В.А. Тихонов

Аннотация. В статье на основании вновь вводимых в научный оборот архивных источников описывается деятельность одного из центральных государственных учреждений эпохи реформ Петра I по упорядочиванию рекрутской повинности в России.

ключевые слова: рекруты, Канцелярия рекрутного счета, рекрутская повинность.

Keywords: recruits, Kancellyariya recrutnogo schyeta, conscription.

Проблема пополнения русской армии солдатами при Петре I постоянно находилась в центре внимания правительства. Рекрутская система существовала в стране с 1699 г. и рекрутские наборы с тех пор шли интенсивно. После решающей победы русской армии над шведской армией под Полтавой в 1709 г. напряжение в Северной войне 1700-1721 гг. несколько спадает. Уменьшаются и размеры и частота рекрутских наборов в России, появляется возможность сделать рекрутчину более упорядоченной.

С 1711 г. в России был создан высший орган власти — Сенат. Новый орган власти по поручению царя Петра I сразу же включился в решение многочисленных проблем, связанных с рекрутскими наборами.

Тяжесть рекрутчины к тому времени в России осложнялась неравномерным распределением этой повинности на разные районы страны и на разные категории населения. В результате интенсивных рекрутских наборов в период максимального напряжения в Северной войне в 1705-1710 гг., а также в результате преобразований государственного управления в 1708-1710 гг. (образование губерний и передача туда главных забот о рекрутах) в рекрутской системе царил хаос — многие объявленные рекрутские наборы не выполнялись, от населения шли жалобы на неравномерную раскладку рекрутчины, ни Сенат, ни губер-

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

нии не располагали полными сведениями о том, сколько, когда и в какой рекрутский набор были набраны солдаты. С каждым выставляемым рекрутом все поместья и общины, которые отправляли этого рекрута, были обязаны отправить также определенное количество денег, провианта (хлеба и крупы) и мундир. И в выполнении этих повинностей тоже было много беспорядка.

Проблема восстановления полной картины рекрутских наборов в 1700-1710 гг. для более правильной раскладки на население новых нарядов на поставку рекрут не сразу была осознана. Сначала Сенат запросил у центральных и местных властей сведения о состоянии рекрутских дел.

В сенатском указе от 13 апреля 1711 г. было сказано: «Из приказов, из которых надлежит, о сборе всех даточных и рекрут с 700 года сколько определено было их в которой сбор взять по указу и что с кого тех даточных и рекрут взято и за взятьем осталось в доимке, и на ком имены, и зачем та доимка не выбрана, и по чему на рекрут женатых и холостых денег и провианта собрано порознь, и что на которой набор тех денег и провианта всего было в сборе, также и в расходе, и сполна ль те деньги и провиант по указу выбраны или несполна, и зачем сколько которого сбора не выбрано и в доимку запущено, а из собранных по скольку у которого набора после беглецов и умерших денег и провианта оставалось, и куда и по каким указам те остаточные деньги и провиант, и все ль в расходе или что есть где в остатке на лицо» . Здесь рекруты называются также и старым термином «даточные». К 1711 г. терминология еще не установилась — рекрут называли то старым термином «даточные», то неологизмом «рекруты».

Однако, несмотря на авторитет Сената и на масштабность этих сведений, собираемых Сенатом, судя по всему, дело с места не двигалось.

22 февраля 1714 г. в очередном сенатском запросе необходимой информации о сборе налогов и рекрут было сказано: «12. Коликое число в котором году по указу сенатскому велено собрать рекрут, и в то число что собрано, и затем в доимке, и из того числа куды в посылке, и с кем имены, и с каким довольствованием, и на каких подводах, и командиры всех ли довели до указных мест, и приемныя письма явились, или что с дороги бежало и померло, и что беглых и умерших в котором году было порознь, и у приему на тех рекрут по чему с плательщиков сбирано денег и провианту, и тот провиант и деньги все ль в сборе, и куда в расходе, и за тем что в остатке и в доимке, а которая доимка до располо-

жения губерний прежних наборов, и из той доимки у них губернаторов сбор был людьми или брано деньгами, и по чему за человека, и что в сборе» .

Еще в декабре 1711 г. Сенат поручил стольнику Петру Ермолаевичу Баскакову заняться этими «рекрутскими счетами» — собрать все необходимые сведения и допросить всех участников рекрутских наборов.

В приговоре Сената от 28 декабря 1711 г. говорилось: «столнику Петру Ермолаеву сыну Баскакову быть у счетного дела в Помесном приказе, а имянно: с 1700 г. по нынешний 1711 г. счесть: в котором году каких рекрутных наборов было, из сколких дворов порознь, и в те наборы из городов по отпискам сполна ль в приеме или не сполна, и за чем, и что которого набору с чьих поместей и вотчин рекрут зачтено и по каким указом, также по чему с двора имано денег, мундира и правианта на человека, и тех денег что в Помесной приказ, а правианта, мундира в которых городех на станцыях и по сколку четвертей в сборе было, и те рекруты, денги, правиант и мундир куда и по каким указом в росходе, и на станцыях с начала приему по отпуск рекрутом на сколко месяцев тех денег и правианта дано, и за тем что на которой станцыи в остатке в остатке, и те остаточные денги и правиант ныне на лицо ль или на иные дачи куда в расходе, и с чьих поместей и вотчин, за взятьем рекрут, денег, правианта, мундира в доимке, и за чем та доимка не взята, о том о всем выправясь подлинно, сделать к доношению ведомости по сбором и по городом, а у того дела с ним с Петром Баскаковым быть дьяком и подьячим Помесного ж приказу, и о том ему, Петру, сказать указ, а к московскому управителю, для ведома, отписать» .

Положение осложнялось тем, что многие документы после передачи рекрутских дел от Поместного приказа губерниям в 1710 г. были перевезены из Москвы в губернии, а большинство офицеров-наборщиков, занимавшихся рекрутскими наборами в Поместном приказе в 17051710 гг., были отосланы в действующую армию.

рекрутскими наборами в 1705-1710 гг. на вопросы («пункты»), сформулированные Сенатом 28 декабря 1711 г. Сенат слишком краткие ответы дьяков не удовлетворили и 27 октября 1712 г. он даже постановил вызвать их на допрос в сам Сенат, но этого сделано не было. 8 декабря 1713 г. Сенат попытался закрыть всю эту затянувшуюся неудачную деятельность и отослать стольника П.Е. Баскакова к делам в Смоленск, относившийся к Рижской губернии, оставив это рекрутное счетное дело под началом сенатора Г. И. Волконского . Но, очевидно, по настоянию царя стольник в Рижскую губернию не поехал. Из отчета 1714 г. видно, что из 229 рекрутских наборщиков Поместного приказа к этому моменту были получены отчеты только от 44 человек .

В 1714 г. открылась масштабная махинация на подрядах на хлеб для армии и для работников в Санкт-Петербурге. К расследованию этого дела был подключен А.И. Ушаков. Одним из подследственных оказался почему-то «следователь рекрутных наборщиков» П.Е. Баскаков, но, очевидно, он был оправдан .

Так в России окончательно оформилось новое ведомство — Канцелярия рекрутного счета .

В составе именного наказа от 6 мая 1714 г. специальному посыльному к архангелогородскому губернатору за рекрутами одним из пунктов (п. 4) требуется найти всех прежних рекрутских наборщиков с начала организации губернии. Если прежние московские наборщики живут в Архангелогородской губернии, то предписывалось выслать их Москву к А.И. Ушакову: «4. И для лучшего свидетельства сыскать наборщиков всех которые с начала определения губерний в городах Архангелого-родской губернии у рекрутскаго набору, и сыскав их велите им жить до указу при себе, а которые наборщики были прежде определения губерний присыланы в город Архангелогородской губернии из Поместнаго и Военнаго приказов для набора рекрут и ныне живут в городех Архан-гелогородской губернии, тех выслать к Москве немедленно, и велеть им явиться на Москве Преображенскаго полку майору Андрею Ушакову» . Такие же указы были посланы и во все остальные губернии, кроме столичной, Санкт-Петербургской . Сам А.И. Ушаков для решения проблем с недобором рекрут был послан в Московскую губернию еще 3 апреля 1714 г. . Петр I вел интенсивную переписку с А.И. Ушаковым по рекрутским проблемам .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Ушаков не только разыскивал информацию о прежних рекрутских наборах, но и был обязан царем в 1715 г. в случае обнаружения рекрутской недоимки прошлых лет взыскивать за каждого не поставленного рекрута по 20 рублей. П.Е. Баскаков также продолжал заниматься рекрутными счетами. В ходе этих расследований были выявлены случаи взяточничества и других нарушений со стороны участников рекрутского набора. Именно П.Е. Баскаков должен был заниматься «розыском» об этих нарушениях, то есть расследованием, допросами и пытками подозреваемых и доносителей (резолюции царя от 14 февраля 1715 г.) . Он считал, что кроме Канцелярии рекрутного счета, А.И. Ушаков возглавлял еще несколько похожих канцелярий. Все же представляется более вероятным, что под руководством А.И. Ушакова была только одна канцелярия. При этом он с 1718 г. еще активно участвовал в работе Тайной канцелярии. Есть о А.И. Ушакове и диссертационное исследование В. В. Бурукина с исчерпывающей библиографией и историографией .

В 1715 г. в Канцелярии рекрутного счета (в источниках она называется «Канцелярией счетной у рекрутных дел и у доимки даточных» и другими схожими названиями, однако, устоявшегося названия этого учреждения не было никогда) числились «судья» П.Е. Баскаков, трое дьяков и неназванное («немалое») число подьячих (указ от 7 апреля 1715 г.) . По форме этот указ царя представляет собой «расспросные пункты», на которые царь накладывает свои резолюции. Автор этих пунктов не указан, но наиболее вероятно, что им являлся А.И. Ушаков, фактически возглавлявший Канцелярию. Впоследствии Канцелярия располагала гораздо большим штатом служащих . В 1717 г. в Канцелярию рекрутного счета с повышением (из подьячих в дьяки) из канцелярии Сената был

Наконец, Канцелярия была привлечена уже и к самими рекрутским наборам, правда только к специальным рекрутским наборам ограниченного масштаба и только с Москвы и с окрестных местностей, то есть вблизи от самой Канцелярии. 22 октября 1715 г. царь повелел лейб-гвардии майору А.И. Ушакову начать набор с Москвы и с Подмосковья во флот . Набор шел из «людей боярских» — крепостных дворовых и крепостных ремесленников всех имений Москвы и местности в радиусе

<£г>

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

100 верст от Москвы. Следовало провести начиная с 10 декабря смотр всех таких «людей боярских» возрастом 10 лет и выше, чтобы выбрать из них 2000 человек 13-20 лет в матросы. Указом от 19 декабря 1715 г. велено было также набирать на службу вольноотпущенных людей боярских. К 27 декабря 1716 г. их было набрано вместе с недорослями 409 человек . 28 декабря Сенат по письму царя указал А.И. Ушакову отправить собранных им рекрут в русский Финляндский корпус . 3 января 1717 г. Сенат (по доно-шению А.И. Ушакова с именной росписью рекрут) приговорил отправить этих набранных в русский Финляндский корпус, но отправлено было из Москвы их уже не 409, а только 374 человека, прочие бежали.

Однако только этими рекрутскими наборами деятельность Канцелярии в этой сфере и ограничилась. Больше непосредственным набором рекрут относительно небольшая Канцелярия не занималась, деятельность эта перешла всецело к Военной коллегии, начавшей свою работу с 1719 г.

Канцелярия рекрутного счета вела также прием на военную службу добровольцев: 7 марта 1717 г. царь приказал А.И. Ушакову не записывать в службу беглого крепостного фельдмаршала Б. П. Шереметева Алексея Волохова, который, якобы, убегая от своего помещика, украл вещи его сына, М. Б. Шереметева . Следует, однако, помнить, что обвинение крепостного, поступившего вопреки желанию своего хозяина в солдаты, то есть фактически освободившегося таким образом от рабства, в краже имущества хозяина было обычной уловкой крепостников для возвращения этого крепостного к хозяину.

Расширение функций Канцелярии А.И. Ушакова со сбора информации о прошлых рекрутских наборах до непосредственного участия в функционировании рекрутской системы характерно для допетровского, приказного делопроизводства. Как видно, несмотря на переименование центральных государственных учреждений из «приказов» в «канцелярии» старые приказные обычаи еще сохранялись.

Располагалась Канцелярия на Потешном дворе в Москве и с 1717 г. иногда даже и называлась Канцелярией Потешного двора . Характерно, что в 1721 г. на этом же дворе вместе с Канцелярией была размещена московская контора Военной коллегии . Канцелярия А.И. Ушакова по численности персонала была одной из крупных канцелярий в составе центральных ведомств России. В 1715 г. в ее штате было 17 человек канцелярского персонала, в 1718 г. — 65 человек, а после распределения персонала между Москвой и Санкт-Петербургом — 51 человек . Безосновательно утверждение, будто Канцелярии рекрутного счета поручалась только ревизия деятельности наборщиков, занятых в последнем рекрутском наборе . На самом деле Канцелярия занималась всеми рекрутскими наборами с 1700 г.

Уже к концу 1714 г. Канцелярия «донимала» рекрутные сборы (денежные и натуральные), взимала штрафы и «поворотные» сборы в Москве. Капитан И. Ильин выезжал от Канцелярии в 1718-1719 гг. для следствия по растрате архимандрита Троице-Сергиева монастыря и допросил рекордное количество людей — 871 человека. Деятельность Канцелярии охватила многие регионы страны. Канцелярия была одной из самых многоаспектных в петровское время. Например, о казнокрадстве можно было доносить только двум комиссиям в государстве, в том

числе — Канцелярии рекрутного счета (указ от 19 января 1718 г.).

В 1720 г. в Канцелярии рекрутного счета числилось служащих: 5 чиновников 9-14 классов, 59 канцелярских служителей без классных чинов и 87 солдат . По другим сведениям в этом году в Канцелярии числился 51 служащий . В 1723 г. В Канцелярии был 81 служащий. Это превышало численность некоторых коллегий — главных центральных ведомств России. В то время в Ревизион-коллегии числилось 68 человек, в Штатс-контор-коллегии — 40 человек, в Коммерц-коллегии — 37 человек .

В 1718 г. было решено накопившуюся к этому времени гигантскую рекрутскую недоимку (около двадцати тысяч рекрут!) заменить выплатой за каждого не выставленного рекрута по 20 рублей. Санкт-Петербургская губерния от такого взыскания освобождалась. Поручено было такое взыскание Канцелярии рекрутного счета А.И. Ушакова . Последний жаловался в Сенат 22 декабря 1719 г., что вопреки этому указанию губернии не торопятся платить эти деньги за не поставленных рекрут. По подсчетам Канцелярии рекрутного счета, сделанным по материалам, предоставленным Поместным приказом (то есть за время с 1705 г.), необходимо было взыскать 901 454 рубля, то есть деньги за примерно 45 072 не поставленных рекрута. Сюда входили и 20 тысяч рекрут, которые бежали, не дойдя до полков. Чистая рекрутская недоимка (то есть рекруты, которых население вообще не выставило), таким образом, составила с 1705 до 1719 гг. примерно 25 тысяч человек.

К 22 декабря 1719 г., примерно за год действия указа о замене рекрутской недоимки деньгами, Канцелярия рекрутного счета сумела взыскать из суммы рекрутской недоимки только 129 870,815 рублей, то есть 14%. Еще на 520 902,36 рублей (58% недоимки) губернии прислали разнообразные отговорки — запустение дворов, бегство налогоплательщиков, ошибки при переписях дворов и т. п. Оправданий же о неуплате еще 28% рекрутской недоимки не было никаких. В арифметических расчетах Канцелярии рекрутного счета здесь содержится обычная для того времени плохо объяснимая арифметическая ошибка: в сумме получается 129870,81+809690,63=939561,44 рубля, что по сравнению с ранее указанной суммой в 901454 рубля на 38107,44 рубля (на 4%) больше .

Этот «рекрутский сыск» А.И. Ушакова в губерниях проходил болезненно. В 1718 г. Киевская губерния жаловалась А.И. Ушакову на посланного из Канцелярии рекрутного счета гвардейского капитана . Дела о взятках служащих Канцелярии А.И. Ушакова в Киевской губернии уже в 1719 г. были переданы Сенатом для розыска в саму Канцелярию рекрутного счета, то есть, по сути, «спущены на тормозах» . Как видно, влиятельность Канцелярии А.И. Ушакова была столь велика, что и Сенат не решался активно бороться с злоупотреблениями служащих Канцелярии. До какой степени сам А.И. Ушаков участвовал в этих коррупционных преступлениях, осталось невыясненным.

Вообще А.И. Ушаков в делах наживы не терялся: в 1716 г. была обнаружена серьезная рекрутская недоимка в поместьях и вотчинах санкт-петербургского вице-губернатора. Согласно жестким указам Петра I в этих случаях поместья и вотчины виновного отписывались на доносчика об этой рекрутской недоимке. Так, эти немалые земельные владения перешли А.И. Ушакову .

20 рублями помещиков, принявших в свое поместье беглого рекрута, независимо от того, знала администрация поместья о его бегстве или нет. Беглый рекрут, живший в бегах в каком-либо поместье или хозяйстве, обязан был указать это поместье или хозяйство под угрозой наказания, независимо от того, вернулся ли он из бегов добровольно или был пойман. Доносчики на беглых рекрут поощрялись денежными выплатами. Если пойманный или добровольно вернувшийся беглый рекрут оказывался негодным к службе, то он возвращался к своему помещику без выплаты помещиком штрафа. Если же беглый рекрут жил после бегства у своего же помещика и был пойман, то, кроме возвращения его на службу, помещик обязан был заплатить штраф 20 рублей. Если беглый рекрут добровольно явился из бегов или был пойман до 22 октября 1721 г., то он амнистировался по случаю победы в войне со Швецией (годные в службу возвращались к месту службы без наказания, негодные в службу не платили штраф). Если на службу вместо себя путем подлога кто-либо отправил другого человека — «наемщика», но при этом впоследствии сам донес на себя, то он освобождался от наказания. Если такой подлог исходил от помещика или администрации поместья, то они штрафовались 20 рублями. За бегство наемщика со службы дополнительно взыскивались те же 20 рублей. Особо оговаривалось, что наказывались именно те владельцы поместий и крестьяне, которые такими заменами занимались, а не нынешние владельцы поместий. После проведенного Канцелярией рекрутного счета расследования выяснилось, что в Московской губернии были случаи отпуска негодных рекрут по домам. За них следовало взять с отдатчиков 20 рублей. В 1707-1708 гг. власти зачислили в армию так называемых «больверочных» работников (работавших над укреплениями («больверками») Москвы на случай похода шведов на Москву). Было решено не брать за этих рекрут обычного рекрутного провианта, мундира и рекрутных («рублевых») денег с их отдатчиков. Посады выплачивали деньги за непоставленных рекрут с трудом. Было решено, что города, заплатившие больше четверти всей суммы, освобождались от выплаты оставшейся суммы, а не заплатившие и четверти обязывались платить вдвое. Правда, для всех городов учитывалось сокращение числа в них дворов, если оно было. Магистрат обязывался уравнять в платеже за рекрут города, поскольку среди них в поставке рекрут была большая не-

равномерность .

12 июня 1723 г. Сенат уточнил, что беглый рекрут должен прожить в поместье не менее трех месяцев, чтобы поместье было оштрафовано за такое укрывательство беглого на 20 рублей .

В 1723 г. в ходе первой ревизии (переписи душ мужского пола податных сословий) в Смоленской губернии стали поступать показания крестьян о приеме в крестьянских хозяйствах беглых рекрут, которые потом из этих хозяйств ушли. Сенат по этой юридической коллизии принял решение взыскивать с этих крестьян штрафные деньги, только если эти беглые уже пойманы или добровольно сдались властям (об этом должна быть информация в Канцелярии рекрутного счета, ведь беглые рекруты приводились в Москву, непосредственно в саму Канцелярию ). В остальных случаях было решено считать такое содержание беглого в хозяйстве недоказанным . Вообще штрафы за беглых рекрут часто взыскивались с такими нарушениями, что в 1724 г. было решено, что такой штраф может быть наложен только по справке в Канцелярии рекрутного счета .

Первоначальная цель создания Канцелярии рекрутного счета — установление всех параметров рекрутских наборов начиная с 1700 г. — частично была достигнута составлением соответствующего объемного документа в самом конце правления Петра I. Этот доклад Канцелярии, полученный Сенатом 28 декабря 1724 г., максимально подробно излагает сведения о рекрутских наборах 1702-1724 гг. .

После смерти Петра I Канцелярия рекрутного счета продолжала свою деятельность до 1727 г. По-видимому, Канцелярию пытались закрыть сразу после смерти Петра I. Однако многие важные рекрутские дела Канцелярией еще не были закончены. Сохранилась записка предположительно 1725 г. о неоконченных делах Канцелярии: набор царевича Алексея 1708 г., набор в солдаты «больверочных» работников в 1708 г., допросы рекрутных наборщиков до начала губерний (до 1708 г.), расследование наборов людей боярских в даточные . 11 января 1727 г. А.И. Ушаков доносил в Верховный тайный совет вновь установленные Канцелярией сведения о поголовных наборах с крестьян Московской губернии в 1704-1705 гг. В этом же году Канце-

лярия была упразднена в рамках общего сокращения государственных расходов, проведенного после смерти Петра I его преемниками .

Зародившись как разовое поручение стольнику П.Е. Баскакову в 1711 г. разобраться с рекрутчиной ввиду хаоса в центральном государственном управлении, воцарившемуся в России в результате первой губернской реформы в России в 1708-1711 гг., с 1714 г. развернувшись под руководством А.И. Ушакова в достаточно крупное центральное ведомство с элементами силовой структуры (право вести сыск, арестовывать и т. п.) и с прикрепленными для ее содержания некоторыми налогами, Канцелярия рекрутного счета (Канцелярия Потешного двора, Канцелярия А.И. Ушакова, Рекрутная счетная канцелярия и т. д.) быстро обросла многими другими функциями, вплоть до приема доносов на казнокрадство. Благодаря деятельности этого государственного учреждения удалось несколько повысить доходы государства. Первоначальная же задача, поставленная перед Канцелярией, — сбор сведений о рекрутских наборах 1700-1725 гг. — была выполнена только частично. Частичное сворачивание системы управления страной, созданной при Петре I, после смерти реформатора привело в 1727 г. к ликвидации Канцелярии рекрутного счета.

ЛИТЕРАТУРА И АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Архив правительствующего Сената. Т. 1-3. — СПб., 1872-1878.

2. БабичМ.В. Государственные учреждения XVIII в.: Комиссии петровского времени. — М., 2003.

3. Бурукин В.В. Андрей Иванович Ушаков: Дис. … канд. ист. наук. — Воронеж, 2005.

4. Веретенников В.И. История Тайной канцелярии петровского времени. — Харьков, 1910.

5. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. В 15-и т. Т. 5. — М., 1838.

6. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. Т. 1-6. — СПб., 1880-1901.

7. Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. — СПб., 1905.

8. Писарькова Л.Ф. Государственное управление России с конца XVII до конца XVIII вв. — М., 2007.

9. Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. В 42-х т. — СПб., 1830.

10. Российский государственный архив древних актов.

11. Российский государственный военно-исторический архив.

12. Сборник Русского исторического общества. Т. 1-148. — СПб., 1867-1916.

13. Северная война на ингерманландском и финляндском театрах в 1708-1714 гг. — СПб., 1893.

14. СеровД.О. Прокуратура Петра I. — Новосибирск, 2000

15. Тихонов В.А. Рекрутская система комплектования русской армии при Петре I. — Саарбрюккен, 2012.

В.А. Тихонов, канд. ист. наук,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: vyatikhonov@yandex. ru

Рекрутер – молодая и в то же время довольно востребованная и перспективная профессия. Рекрутер – это специалист по подбору персонала. Он является посредником между работодателем и соискателем. Рекрутер может работать в центрах занятости населения, биржах труда, кадровых службах компаний, кадровых агентствах, центрах профориентации.

Функциональные и должностные обязанности рекрутера

Основные задачи рекрутера – поиск, подбор и отбор ценного и квалифицированного персонала для компании-заказчика. Рекрутер ищет подходящего кандидата на открытую вакансию, используя различные источники информации, собирает рекомендации, проводит с ним собеседование, и в случае успешного прохождения представляет соискателя работодателю, а также оказывает помощь в адаптации нового сотрудника в новом коллективе.

Квалификационные требования к рекрутеру

Рекрутер должен иметь высшее образование, предпочтительно в области психологии, социологии, управления трудовыми ресурсами, опыт работы на ПК, в некоторых случаях также необходимо знание иностранного языка. Рекрутер должен обладать такими качествами как коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность, чувство юмора, активную жизненную позицию, иметь хорошую память, гибкое мышление, интуицию, аналитические способности, навыки общения с людьми.

Карьера и зарплата рекрутера

Карьеру в области управления персоналом компании можно начать со стажера, ассистента рекрутера. Заработная плата начинающего специалиста-рекрутера, как правило, невысокая. За перевыполнение плана в некоторых компаниях предусмотрена надбавка к ежемесячной заработной плате. Профессия рекрутера имеет перспективы карьерного роста: через год-два можно получить должность консультанта, затем – позицию менеджера по персоналу, директора по персоналу.

И.А. ЗАРАНКИН*

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКРУТАЦИИ ЭЛИТ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье освещаются исследования рекрутации элит в российской политической науке. В частности, показано, что подобные исследования позволяют понять связь между развитием общества и элитообразованием, процесс институционализации элиты, взаимозависимость между различными властями в регионах и другие закономерности.

Ключевые слова: рекрутация; каналы рекрутации; элиты; карьерные траектории.

I.A. Zarankin

Studying of elite recruitment in the Russian political science

Keywords: recruitment; recruitment channels; elites; career trajectories.

Понятие «рекрутация» (рекрутирование, рекрутинг) является одним из наиболее заметных в такой субдисциплине политической науки, как элитология. Как справедливо отмечал социолог А.В. Дука,

* Заранкин Илья Александрович, аспирант департамента политологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, e-mail: iazarankin@gmail.com.

Zarankin Ilya, the National research university Higher school of economics (Moscow, Russia), e-mail: iazarankin@gmail.com.

«рекрутирование элит является одной из фундаментальных характеристик общества и его властных групп» . Он отмечает, что в процессе рекрутирования значимую роль играет социальная дифференциация. Американский политолог Л. Селигман утверждал, что рекрутация элит, с одной стороны, отражает ценностную систему общества, степень ее прочности и противоречий, степень и тип репрезентативности системы, основы социальной стратификации и ее связь с политической системой, а также структуру и изменения политических ролей. С другой стороны, в качестве независимой переменной образцы рекрутирования элит определяют способы политического участия и статус, влияют на выбор проводимой политики, на распределение статуса и престижа, а также на стабильность системы .

На наш взгляд, исследование рекрутации элит важно, прежде всего, по двум причинам.

Во-первых, исследование каналов (путей «продвижения к вершине политической иерархии» ) и механизмов рекрутации (принципов «выдвижения в ее состав новобранцев» ) дает нам возможность понять, каким образом формируется данная элита, каков бассейн (пул) ее рекру-тации. Особенно важны в данном случае каналы рекрутации элиты, так как тогда можно выявить «способы горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования» , т.е. проницаемость данных каналов. Понятие «рекрутация» тесно связано с термином «карьерная траектория», однако если в первом случае речь идет об отборе политических акторов на властные позиции, то во втором — о процессе их перемещения на пути к этим должностям.

Во-вторых, как известно, качество управления во многом зависит от компетентности чиновников, вследствие чего встает вопрос об эффективности подготовки и рекрутации (отбора) госслужащих. Одной из причин неэффективности деятельности управленческого аппарата страны является «неоптимальная система рекрутирования кадров государственной службы в связи с размытостью критериев набора и отсутствием продуманной системы ее организации» .

В настоящей статье будут рассмотрены исследования рекру-тации элит в российской политической науке. Несмотря на то что отечественная элитология развивалась с запозданием по отноше-

нию к западной, в постсоветский период было написано немало работ по данной теме, представляющих интерес. Речь пойдет о наиболее значимых исследованиях, касающихся рекрутации как российских (советских) элит на региональном и федеральном уровне, так и западных.

В первую очередь интерес ряда исследователей касался отечественных элит, выявления закономерностей их рекрутации по сравнению с той, которая осуществлялась в западных государствах. Так, политолог О.В. Гаман-Голутвина исследовала исторические закономерности рекрутации российской элиты, отметив ее связь с развитием государства. Она отмечает, что исторически российское государство формировалось в условиях отставания от западной цивилизации, внешней агрессии, большой территории и сурового климата. «Это противоречие между потребностями государства в развитии и возможностями их удовлетворения, между задачами государства и необходимыми для их решения ресурсами есть основное противоречие российского политического развития» , — пишет политолог. В итоге для России стала характерна мобилизационная модель развития посредством максимального использования всех доступных ресурсов, что являлось противоположностью инновационной модели, где такого дефицита не было. Вследствие этого, если в инновационной модели элитообразования рекрутируются представители институтов государства и гражданского общества, то в мобилизационной элита формируется в недрах государства, что приводит к власти высший эшелон бюрократии. Следовательно, выявляется связь между исторической моделью развития государства и способом рекрутации элиты.

Политолог Г.К. Ашин также отмечал исторические различия в формировании элит России и стран Запада. Говоря о России, Ашин отмечает исторически сложившийся закрытый характер формирования элиты, которая в этом случае «формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе» . Октябрьский переворот не покончил с закрытым рекрутированием, однако, учитывая тот факт, что доступ к властным позициям стал возможным для представителей социальных низов, система рекрутирования стала менее закрытой, или полузакрытой, считает он. Изменение советской системы в эпоху перестройки с появлением

относительно свободных выборов не улучшило качество элиты. Тем не менее, несмотря на то что, по мнению Ашина, существующие механизмы отбора не обеспечивают приток во власть наиболее достойных людей, все же на протяжении российской истории «просматривается движение от закрытой элиты к элите если еще не открытой, то гораздо менее закрытой» . Переход к открытому типу рекрутации элит необходим, однако, считает политолог, «не следует полагаться на стихийность, иначе переход от отрицательного к положительному отбору элиты, растягиваясь во времени, представит угрозу самой российской государственности» .

Тема трансформации советской элиты в постсоветскую в период с 1981 по 2003 г. подробно раскрывается в книге О.В. Крышта-новской «Анатомия российской элиты». Она отмечает, что «обычно в работах по мобильности используется термин «рекрутация» для обозначения процесса набора в группу» . Однако в связи с тем, что рекрутация обозначает лишь процесс входа в элиту, в то время как процесс выхода в данном случае не подразумевается, в своей работе социолог использует термины «инкорпорация» и «экскорпорация» (вход и выход из элиты соответственно). Она вводит понятие «корпорации-поставщики» для обозначения организаций, через которые происходит рекрута-ция, и обратный этому термин «корпорации-приемщики» .

Социолог говорит, что при Брежневе советская элита была закрытой, однако с началом перестройки появляется новый канал рекрутации — «альтернативные выборы» . При Ельцине образуется множество центров власти (полиархия), однако при Путине выстраивается «вертикаль власти», сопровождавшаяся значительным притоком военных и бывших сотрудников спецслужб. Аналогичным образом исследователь проанализировала становление российской бизнес-элиты, показав роль «комсомольской экономики» в ее генезисе .

Говоря о трансформации региональной элиты в России, Крыштановская отмечает «естественный ход» ее обновления . Различие лишь в том, что в советское время «корпорацией-поставщиком» была КПСС, а в постсоветское -председатели горисполкомов и депутаты. Несмотря на введение альтернативных выборов, элита продолжала пополняться представителями старого политического класса, отмечает социолог.

В контексте региональных исследований необходимо упомянуть социолога А.В. Дуку, который написал ряд работ по рекру-тации региональных элит. В частности, он занимался вопросом, касающимся степени институционализации российских элит, т. е. внутренних механизмов встроенности в социальные отношения, устойчивости их деятельности, легитимности существования и функционирования, а также самовоспроизводства . Последний фактор, отмечает исследователь, является немаловажным, так как с ним «связано наличие своего, характерного для данной группы бассейна рекрутирования и создание кадрового резерва в административных структурах, наличие собственной социальной базы» . В работе, посвященной институ-ционализации политических элит Санкт-Петербурга, он выделяет несколько этапов их становления.

На первом из них (1990-1991) происходила двойная инсти-туционализация, т.е. институционализация протестного движения и новой властной группы, однако это положило начало конфликту между законодательной и исполнительной властью города. На втором этапе (1991-1993), который Дука называет «институциона-лизацией через частичную рецессию» , ряд лидеров протестного движения не вписались во властные структуры, каждый ее участник вписывался туда индивидуально, и поэтому ин-ституционализация контрэлиты не состоялась. На третьем этапе (1993-1996) происходила консолидация ресурсов, когда сначала исполнительной власти удалось одержать победу над Городским советом, однако после формирования нового Городского (а затем Законодательного) собрания, в котором уже было больше представителей класса чиновников, отношения между ветвями власти стали нормализовываться. В то же время борьба за контроль над ресурсами привела и к частичной институционализации преступного мира. На четвертом этапе (1996-2002) после избрания мэром города В.А. Яковлева вместо А.А. Собчака происходит стабилизация, укрепление властных групп. На последнем из них после 2003 г. федеральный центр, добившись отставки Яковлева, взял под контроль власть в городе, в результате чего происходит «реноменклатуриза-ция власти» . Таким образом, по мнению социолога, в этот период институционализация политико-административной элиты города частично завершается. Это исследование показывает, каким образом рекрутация элит выступает в роли независимой пе-

ременной, успешно объясняя устойчивость власти и ее самовоспроизводство.

Одной из наиболее важных работ в этом контексте является докторская диссертация Д.Г. Сельцера «Политическая трансформация номенклатурной организации власти в России (субрегиональный уровень, 1985-2005 гг.)» , в которой автор рассмотрел карьерные траектории представителей региональной номенклатуры с целью понять, сохранила ли она свое влияние в постсоветское время. В результате своего исследования Сельцер приходит к выводу о том, что кризис номенклатурной организации власти и реформы Горбачева привели к ее крушению и постепенному уходу представителей номенклатуры с властных позиций. Исследователь считает, что партийной номенклатуре не удалось обменять власть на собственность. Ее в ранние ельцинские годы заменила советская номенклатура, затем хозяйственная, а в конце 1990-х годов — «вненомеклатурные» хозяйственники, к которым в начале 2000-х добавились менеджеры.

Социолог Д.Б. Тев на примере исследования социально-профессионального бассейна и факторов рекрутирования вице-мэров крупнейших региональных городов показал, что источник рекрутирования политических акторов может являться отражением существующих отношений, с одной стороны, между мэром и муниципальной администрацией, а с другой — между губернатором и бизнесом. Мэры муниципального города, по мнению Тева, зависят от губернатора и бизнеса, которые, в свою очередь, заинтересованы в контроле над властью в крупных городах. Вследствие этого на пост вице-мэра часто назначаются люди, являющиеся ставленниками региональной власти и бизнеса . Кроме того, как отмечает социолог, почти половина вице-мэров ранее работали в муниципальных администрациях, что говорит об идущем процессе профессионализации. При этом при назначении важную роль играют личные связи мэра с его заместителями. Другой особенностью является назначение вице-мэрами выходцев из тех сфер, которые этим заместителям предстоит курировать. Эта практика назначений, по мнению автора статьи, «способствует тому, чтобы вице-мэры превращались в орудие защиты интересов тех отраслей (например, строительного бизнеса), которые они призваны регулировать в интересах всего местного сообщества» .

Другим примером изучения региональной элиты современной России с помощью биографических баз данных является работа А. С. Быстровой, посвященная исследованию региональных административных элит за период с 2009 по 2012 г. Она отмечает, что при создании административного корпуса регионов роль играет прежде всего личная лояльность. Кроме того, сохраняется эндо-генность региональной элиты (т.е. совпадение места рождения и элитной позиции, места получения первого высшего образования и элитной позиции, а также места предшествующей работы и элитной позиции), что, по мнению Быстровой, «косвенно свидетельствует о недостаточной горизонтальной и вертикальной мобильности и об ограниченных возможностях продвижения на более высокие уровни элиты» . При этом выросла доля представителей силовых структур, а среди администраторов возросло число представителей административно-управленческой сферы, в то время как количество бизнесменов сократилось.

Рекрутации региональных элит в целом уделяется много внимания в отечественной элитологии. Среди российских регионалистов, касавшихся этой темы, можно выделить В.Я. Гельмана, А.В. Кынева, Н.В. Петрова, Р.Ф. Туровского, А. С. Титкова и многих других, даже если само понятие «рекрутация» они могли не использовать.

В то же время ряд работ отечественных политологов были посвящены рекрутации зарубежных элит. В этом смысле стоит выделить работу О.В. Гаман-Голутвиной, посвященной исследованию элит стран — членов БРИК. Политолог отмечает, что в Бразилии, как и в России, традиционными пулами (бассейнами) рекрутации элиты были «государственный аппарат, региональные администрации, политические партии и общественно-политические движения, крупный бизнес — федерального и регионального уровня, университетская среда» . До 1985 г., т.е. до начала демократизации политической системы страны, в Бразилии значимую роль в рекрутации играла армия. Однако, несмотря на схожие черты элит обеих стран, в центре борьбы между ними стоят разные вопросы: если для Бразилии это модернизация, то для России — «доступ к эксклюзивным ресурсам» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Китае, отмечает исследователь, где меритократия является важной ценностью, основным бассейном рекрутации является партийно-государственный аппарат, однако на первый план выходит «качество образования и эффективность работы» .

При этом армия не выступает в качестве кадрового резерва, а рек-рутация представителей бизнеса происходит достаточно редко. В Индии, где исторически значимую роль играют кастовая система и культ знания, большое значение имеют выходцы из интеллектуальной среды. При этом растет значимость среднего класса. Важнейшим каналом для карьерного продвижения являются парламентские выборы. По мнению Гаман-Голутвиной, «общей характеристикой моделей рекрутирования властных групп в странах БРИК является их приверженность ценностям развития и способность конвертировать эту приверженность в управленческие практики» .

Если говорить о сравнительных исследованиях, то также необходимо отметить работу А.Е. Чириковой и Н.Ю. Лапиной, посвященную рекрутации женщин на высшие посты в России и во Франции. Они отмечают, что сегодня количество женщин, попадающих на эти посты, существенно растет, однако это происходит в разных условиях: в российском обществе, в отличие от Франции, нет «ощутимого запроса на женское лидерство» . Кроме того, во Франции значимую роль в рекрутации элит играют политические партии и высшие учебные заведения. В свою очередь российская специфика состоит в том, что «резервуаром рекрутирования административно-политической элиты является бизнес-элита» . Тезис о том, что продвижение женщин в политике усиливает демократизацию, верен для Франции, где, как правило, они приходят из гражданского общества, а не для России, где продвижение связано с лояльностью и известностью первым лицам государства, считают исследователи.

В контексте Франции необходимо также упомянуть работу Н. Ю. Лапиной, посвященную исследованию карьерных траекторий и мотиваций французских политиков. Несмотря на то что именно в этой работе слово «рекрутация» не употребляется, речь идет о том, как французские политики попадают на властные позиции.

Политолог выделяет четыре мотива, которые побуждают французских политиков идти во власть: «стремление изменить жизнь; личная преданность вождю; желание продолжить дело своей семьи; стремление социально адаптироваться» . При этом во Франции можно встретить разные модели карьеры: модель постепенного продвижения в политику (когда политики двигаются от регионального уровня к центральному, по-

лучая опыт работы в местных органах власти), аппаратная карьера (карьера в партии), административно-бюрократическая (привлечение кандидатов из структур исполнительной власти), модель наследования (передача политического капитала внутри семьи), а также приход из бизнеса. Следовательно, если, по словам французского социолога П. Бирнбаума, Третья французская республика была «республикой учителей и адвокатов», Четвертая — депутатов, Пятая в первые 20 лет своего существования — «республикой высших государственных служащих», то сегодня, отмечает Лапина, это «республика партийных функционеров», где главную роль играют политические партии . Как пишет исследователь, кризис политических партий во Франции «в значительной степени является результатом сложившегося механизма отбора и продвижения партийных кадров на выборные должности» .

Подводя итог, мы можем сказать, что тема рекрутации элит занимает важное место в отечественной политологии. В этой статье было рассказано лишь о нескольких исследованиях рекрута-ции, которые в свою очередь позволили понять связь между развитием общества и элитообразованием (О.В. Гаман-Голутвина), выявить, как происходила трансформация советской элиты в российскую (О.В. Крыштановская), рассмотреть процесс институцио-нализации властной группы (А.В. Дука) и взаимозависимость между различными властями (Д.Б. Тев) в регионе, сравнить рекрутацию элит в России и других странах (О.В. Гаман-Голутвина; А.Е. Чи-рикова, Н.Ю. Лапина). Надеемся, что будущие работы по рекрута-ции элит помогут выявить новые закономерности в политической науке.

Список литературы

Ашин Г.К. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и

Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции. — М.: РОССПЭН, 2006. — 448 с.

Гаман-Голутвина О.В. Элитообразование и внутриэлитные расколы относительно характера, направлений и скорости модернизации // Модернизация и демократизация в странах БРИКС: сравнительный анализ. — М.: Аспект Пресс, 2015. -С. 106-157.

Дука А.В. Институционализация политико-административной элиты в Санкт-Петербурге // Полития. — М., 2003. — № 2. — С. 126-149.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *