Рекламные расходы при УСН

Расходы на рекламу при УСН: какие и как учитывать

Источник: журнал «Главбух»

Чтобы понять, какие именно расходы предприятие на «упрощенке» может считать рекламными, нужно определиться с понятием рекламы. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц. Она должна привлекать и поддерживать интерес к товарам, работам или услугам, а также способствовать их продвижению на рынке.

При определении характера затрат необходимо учитывать, что к рекламе не относятся:

  • информация, если она является обязательной в соответствии с федеральным законом;
  • сведения о продукции, ее изготовителе, об импортере или экспортере, размещенные на самом товаре или его упаковке;
  • любые элементы оформления товара, помещенные на нем или его упаковке и не относящиеся к другому продукту;
  • вывески и указатели, не содержащие информацию рекламного характера.

Добавим, что в письме от 8 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/135 Минфин России подчеркнул: затраты организации на изготовление и размещение на фасаде здания световой вывески не учитываются в расходах на рекламу.

Какие расходы на рекламу при УСН учитывают

Расходы на рекламу можно учесть при расчете налога на прибыль Они поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Компании, применяющие «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы», также имеют право признавать такие затраты (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Причем в порядке, предусмотренном статьей 264 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Напомним, что расходы, перечисленные в абзацах 2–4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, не нормируются и учитываются в полном объеме. А затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также иные расходы на рекламу признаются по норме. Их размер не должен превышать 1 процента выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Специалисты Минфина России в письме от 20 января 2014 г. № 03-11-06/2/1478 высказали следующее мнение. Затраты, которые не перечислены в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, не могут вообще учитываться в целях расчета единого налога по «упрощенке». То есть даже в пределах 1 процента от выручки. В частности, это расходы на проведение рекламных мероприятий: праздников, акций, программ лояльности.

Отметим, что такой подход является спорным. Ранее в письме от 12 октября 2007 г. № 18-11/3/097867@ столичные налоговики заявляли, что положения пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ применяются и при «упрощенке». А финансисты указывали, что расходы на рекламу при УСН учитывают так же, как при расчете налога на прибыль. При этом они ссылались на абзац 2 пункта 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 20 апреля 2010 г. № 03-11-06/2/63, от 7 апреля 2010 г. № 03-11-06/2/52). Из данных разъяснений напрашивается вывод, что компании на «упрощенке» вправе учитывать не только те затраты, которые прямо поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, но и иные виды рекламных расходов. Конечно, в рамках норматива – 1 процента от выручки.

Какие расходы на рекламу списывают без ограничения

Итак, в полном объеме можно учесть следующие расходы (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ):

  • на рекламные мероприятия через средства массовой информации;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление стендов и щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, на оформление витрин, изготовление рекламных брошюр и каталогов и некоторые другие.

Такие затраты Минфин России однозначно разрешает принимать в расходы. В том числе и компаниям на «упрощенке», ведь они поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. В своих письмах финансисты более подробно разъясняют, что это могут быть расходы:

  • на создание и размещение рекламного видеоролика в средствах массовой информации или на телевизионных панелях в торговых залах магазинов (письма от 26 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29764, от 4 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/623);
  • на создание и продвижение интернет-сайта (письма от 8 августа 2012 г. № 03-03-06/1/390, от 16 декабря 2011 г. № 03-11-11/317);
  • на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих сведения о реализуемых товарах (письма от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/669, от 12 октября 2012 г. № 03-03-06/1/544);
  • на размещение информации о товарах в каталогах (письмо от 24 октября 2012 г. № 03-03-06/1/564);
  • на изготовление и рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса без указания фамилии, имени, отчества получателя (письма от 15 июля 2013 г. № 03-03-06/1/27564, от 4 июля 2013 г. № 03-03-06/1/25596);
  • на размещение рекламы через информационно-телекоммуникационные сети (в интернете) (письмо от 7 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/812) и др.

Какие рекламные расходы нормируют

Финансовое ведомство также поясняет, какие расходы относятся к нормируемым (кроме тех, которые уже перечислены в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Например, это могут быть затраты:

  • на рассылку смс-сообщений рекламного характера (письмо от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/1/45479);
  • на проведение научных конференций, тематических семинаров для привлечения новых клиентов (письмо от 9 августа 2013 г. № 03-03-06/1/32239);
  • на изготовление (приобретение) или распространение сувенирной продукции с символикой компании (письмо от 4 июня 2013 г. № 03-03-06/2/20320);
  • на проведение дегустации рекламируемых товаров в магазине (письмо от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205).

Однако, если следовать позиции чиновников, представленной в письме № 03-11-06/2/1478, организация на «упрощенке» не имеет права учитывать такие расходы. В перечне, приведенном в статье 264 Налогового кодекса РФ, их нет. Если предприятие все же решит признать подобные затраты, то скорее всего это вызовет претензии проверяющих.

Затраты сверх норм не могут быть признаны при налогообложении. Для расчета норматива учитывается выручка от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором имели место эти затраты.

Если выручка в течение года растет, то увеличивается и сумма расходов на рекламу, которую можно учесть. Ведь при упрощенной системе доходы и расходы определяются нарастающим итогом. Основание – пункт 5 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ. Таким образом, затраты на рекламу, понесенные в январе и оказавшиеся сверхнормативными в I квартале, можно принять в следующих отчетных периодах этого же года.

Расходы, не признанные по итогам налогового периода, на следующий год не переносятся. Ведь компании на «упрощенке» нормируют рекламные расходы исходя из оплаченной выручки (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Как расходы на рекламу подтвердить документально

Необходимо помнить, что расходы надо обязательно документально подтвердить (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Так, при проведении рекламной акции целесообразно подготовить приказ, содержащий сведения:

  • о дате, месте и цели проведения мероприятия;
  • о наименовании и количестве товаров, которые будут розданы, проданы или разыграны;
  • о порядке раздачи (продажи, розыгрыша) этих товаров;
  • о круге лиц, ответственных за подготовку мероприятия.

Если акция по раздаче товаров не носит рекламного характера, то стоимость подарков для покупателей нельзя учесть при расчете единого налога.

Какими еще документами предприятие может подтвердить те или иные рекламные расходы?

Чиновники дают некоторые разъяснения в своих письмах. Например, затраты на рекламу посредством публикаций в СМИ подтвердит договор и приложения к нему, акты сдачи-приемки работ, счета-фактуры, рекламные материалы (письмо УФНС по г. Москве от 27 сентября 2012 г. № 16-15/091449).

При размещении рекламы в эфирных СМИ с помощью услуг рекламного агентства подтверждающими документами могут быть (письма Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/467, от 22 июня 2012 г. № 03-03-06/2/71):

  • эфирные справки или иные подобные документы, выданные непосредственно теле- или радиокомпанией;
  • графики выходов рекламы (по сути, выступающие аналогом эфирной справки), выданные рекламным агентством, с приложением заверенных копий документов теле- или радиокомпании;
  • акты, подписанные организацией и рекламным агентством.

М. Светлова,
налоговый консультант

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47118-rashody-na-reklamu-pri-usn-kakie-i-kak-uchityvat.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *