Регулирование бухгалтерского учета

Содержание

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

В предмет правового регулирования входят устойчивые однородные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочивании при помощи специальных правовых средств и методов. Поскольку посредством права невозможно урегулировать практически все социальные связи членов общества, законодателем всегда достаточно точно определяется сфера такого регулирования и условные границы (пределы) правового вмешательства в социальную жизнь общества.

Правовое регулирование имеет определённые стадии, при этом для каждой стадии характерен свой набор специальных юридических средств, которые в совокупности образуют механизм правового регулирования.

Правовое регулирование и правовое воздействие

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под последним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические, политические и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы правового регулирования

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Сфера и пределы правового регулирования

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регулирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности.

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства.

В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение — предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия в своих интересах, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или вообще не воспользоваться своим правом (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание — возложение на лиц обязанности совершить определённое действие, при этом они не имеют возможности уклониться от исполнения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов, по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) — обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемых в процессе правового регулирования, и свойственных какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права.

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный — субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности; осуществление гражданского и предпринимательского оборота.
  • Разрешительный — субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования — Дозволительно-обязывающего. Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов, их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.
  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм правового регулирования

Стадии

Стадии правового регулирования выглядят следующим образом:

правотворчество
(создание нормы права)
юридический
факт
возникновение правоотношения
реализация права
применение права
(факультативная стадия)

Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права.

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной (необязательной) стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • норма права;
  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;
  • правоприменительные акты.

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

  • нормативный правовой акт;
  • акты толкования права;
  • юридические факты;
  • правосознание;
  • правовая культура.

> См. также

  • Общественные отношения
  • Регуляторы общественных отношений
  • Право

Примечания

  1. Корельский, Перевалов, 1997, с. 258.
  2. Алексеев, Том I, 1981, с. 291.
  3. Алексеев, Том I, 1981, с. 290.
  4. Матузов, Малько, 2004, с. 230-231.
  5. 1 2 Алексеев, Том I, 1981, с. 292.
  6. Алексеев, Том I, 1981, с. 292-293.
  7. Нерсесянц, Общая теория права и государства, 2002, с. 435-436.
  8. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 259.
  9. Корельский, Перевалов, 1997, с. 259-260.
  10. Пьянов Н.А. Актуальные проблемы теории государства и права. — Иркутск, 2007. — С. 222-231.
  11. Общая теория права и государства / под ред. B.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — С. 318.
  12. Пьянов Н.А., 2007, с. 231.
  13. Сильченко Н.В. Границы деятельности законодателя // Государство и право. — 1991. — № 8. — С. 16.
  14. Алексеев, Том I, 1981, с. 296.
  15. 1 2 3 Корельский, Перевалов, 1997, с. 262.
  16. 1 2 3 4 5 Матузов, Малько, 2004, с. 230.
  17. Алексеев, Том I, 1981, с. 294.
  18. 1 2 Черданцев, 2002, с. 345.
  19. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 261.
  20. Алексеев, Том I, 1981, с. 299.
  21. Черданцев, 2002, с. 344.
  22. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 263-264.
  23. Черданцев, 2002, с. 344-345.
  24. 1 2 3 4 Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм». Сибирский Юридический Вестник. — 2003. — № 1. Дата обращения 12 декабря 2012. Архивировано 18 января 2013 года.
  25. Корельский, Перевалов, 1997, с. 271.
  26. 1 2 Матузов, Малько, 2004, с. 228.
  27. 1 2 Черданцев, 2002, с. 347, 350.
  28. Корельский, Перевалов, 1997, с. 267.
  29. Матузов, Малько, 2004, с. 228-229.
  30. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 268.
  31. Матузов, Малько, 2004, с. 229.
  32. Черданцев, 2002, с. 348, 350.
  33. Черданцев, 2002, с. 349-351.
  34. Матузов, Малько, 2004, с. 227.
  35. Черданцев, 2002, с. 350.
  36. 1 2 Матузов, Малько, 2004, с. 227-228.
  37. 1 2 Корельский, Перевалов, 1997, с. 269-270.

Литература

  • Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1981. — Т. 1. — 361 с.
  • Малиновский А.А. Механизм правового регулирования в зарубежных правовых семьях // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017, № 4.
  • Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 245 с.
  • Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. — М.: Норма, 2002. — ISBN 5-89123-381-9.
  • Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2006. — 832 с. — ISBN 5-89123-361-4.
  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: ИНФРА М-Норма, 1997. — 570 с. — ISBN 5-86225-404-4.
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 432 с. — ISBN 5-7975-0616-5.

Ссылки

  • Механизм правового регулирования: Лекция А.В. Малько
  • Механизм правового регулирования

Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

>Правовое регулирование

Правовое регулирование и его механизм

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Основные виды и средства правового регулирования

Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения — эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, поскольку это не входило в цели законодателя и не соответствует принципам права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права пересекается, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведение людей специально-юридическими способами и средствами, в свою очередь, оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических способов и средств имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

Предмет правового регулирования

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависит степень интенсивности правового регулирования, т. с. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Методы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ — запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.


Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

Примеры

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Актуально на: 8 декабря 2016 г.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

2.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в рф

Ведение бухгалтерского учета в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный правовой статус. Одни из них являются обязательными к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету — ПБУ и др.), другие носят рекомендательный характер (методические указания, комментарии и др.). В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ имеет четырехуровневую структуру (табл. 2.1),

Таблица 2,1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Уровень

Документы

Органы, принимающие решения

I уровень — законодательный

Федеральные законы, постановления, указы, кодексы

Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ

II уровень — нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ

Ш уровень — методический

Методические указания, инструкции, письма

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др.

IV уровень — организационный

Организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения и т. п.)

Предприятия,

организации,

учреждения

Согласно принципу непротиворечивости норм документов системы регулирования бухгалтерского учета, в практической деятельности (для исключения противоречащих норматив требований) необходимо использовать три юридических правила (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Правила непротиворечивости норм документов системы регулирования бухгалтерского учета

Содержание противоречия

Исключение противоречия

Два документа содержат взаимоисключающие друг друга нормы, изданы разными регулирующими органами

Действует норма документа, изданного вышестоящим регулирующим органом

Два документа содержат взаимоисключающие друг друга нормы и изданы одним и тем же регулирующим органом

Действует норма последнего по времени документа

Один нормативный документ содержит противоречащие друг другу нормы

Действует та норма, которая содержит более частное (специальное) предписание

Первый уровень (законодательный) составляют законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

Основным нормативным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в состоит из четырех глав и 19 статей.

Второй уровень (нормативный) составляют положения учетные стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Положения (учетные стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Они конкретизируют Закон «О бухгалтерском учете». Нормативные документы второго уровня утверждается Министерством финансов РФ, которое осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в целом по стране.

Таблица 2.3.

Характеристика нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет фиксирует количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.

Законодательно устанавливаются порядок государственного регулирования бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации.

Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет.

Первый уровень системы документов составляют законодательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению.

В международной практике к таким документам относятся либо законы о бухгалтерском учете, либо законы о компаниях, предпринимательской деятельности. Применительно к условиям России — это Гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г., Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» № 222-ФЗ от 29.12.95 г.

Принятый Федеральный закон о бухгалтерском учете подтвердил обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого характера), сформулировал общие положения о бухгалтерском учете и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушения законодательства и порядок ведения учета.

К первому уровню системы относятся также другие законодательные акты, указы президента и постановления правительства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его постановку

Второй уровень системы включает стандарты (положения) бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. Российские стандарты должны быть увязаны и соответствовать Международным стандартам учета и отчетности, исходить из принципов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. Помимо разработки стандартов по традиционным для российской практики документам, таким, как Положения по учету основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции и другим, предполагается создать стандарты по новым объектам учета и операциям, таким, как учет нематериальных активов, операций с ценными бумагами и т. п.

К числу важнейших стандартов относится План счетов бухгалтерского учета финансовой и хозяйственной деятельности и инструкция по его применению.

Стандарты бухгалтерского учета должны утверждаться соответствующим органом, указания которого будут обязательными для всех.

В последнее время разработаны новые стандарты, такие, как «Учетная политика предприятия» — ПБУ 1/98, «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» — ПБУ 2/94, «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» — ПБУ 3/95, «Бухгалтерская отчетность организации» — ПБУ 4/96.

Третий уровень системы составляют документы рекомендательного характера, т. е. инструкции, положения, указания, предлагающие возможные варианты организации учета на предприятии в зависимости от его отраслевой принадлежности, размеров, типа производства, организации производства, труда, управления и других факторов на базе основных положений, изложенных в законодательных актах и стандартах.

Документы третьего уровня системы могут разрабатываться не только органом, который утверждает стандарты, но и другими организациями, включая аудиторские, консалтинговые организации и объединения профессиональных бухгалтеров (например, Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ, Российской ассоциацией бухгалтеров и аудиторов и т. п.), союзами и др.

К четвертому уровню системы относятся рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику. Предприятие на основе законодательных актов, российских стандартов разрабатывает и утверждает для собственного применения рабочий план счетов, систему документооборота, формы первичной документации (по учету основных средств, материалов, труда и заработной платы, затрат на производство и по калькулированию себестоимости продукции, реализации и т. д.), учетных регистров, порядок проведения инвентаризаций, внутренней бухгалтерской отчетности.

Такая многоуровневая система документов позволяет организовать на предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности.

Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет в нашей стране, являются:

Федеральный закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ от 21.11.96 г.;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 29.07.1998г. №34н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 09.12.1998г. №60н;

Действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению;

«Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/95, утвержденное приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №50;

«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/96, утвержденное приказом Минфина РФ от 08.02.1996г. №10;

«Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 15.06.1998г. №25;

«Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденное приказом Минфина РФ от 03.09.1997г. №65н;

«События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №56н;

«Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 25.11.1998г. №57н;

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденное приказом Минфина РФ от 20.07.1998г. №33н;

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденное приказом Минфина РФ от 21.12.1998г. №64н;

Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина РФ от 24.12.1998г. №68н;

Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденные приказом Минфина РФ от 24.12.1998г. №68н.

Эти документы универсальны, т.к. определяют общие правила организации и ведения бухгалтерского учета и распространяются на все организации, явл. юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

Приведенными выше законодательными и нормативными документами определены основные принципы теории, методологии и организации ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов.

Объектами, обязательно отражаемыми в системе бухгалтерского учета, являются:

движимое и недвижимое имущество, включая арендованное, подаренное, переданное во временное пользование и взаймы, в натуральном и денежном выражении;

права пользования интеллектуальной и промышленной собственностью, товарными и фирменными знаками, природными ресурсами, иные затраты нематериального характера, приносящие доходы;

цена фирмы (goodwill), возникающая при покупке предприятий, их подразделений и филиалов;

денежные средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами, инвестиции в основные средства, в филиалы и другие хозяйствующие субъекты;

амортизационные отчисления и накопление износа амортизируемых объектов;

доходы и расходы по видам и периодам, прибыли и убытки, распределение, использование и накопление прибыли, покрытие убытков;

обязательства по кредитам и займам, безвозмездное получение средств и их использование;

образование резервов и фондов предприятия, уставный капитал.

Задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных и финансовых процессах, результатах деятельности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений;

контроль за наличием и движением имущества, использованием материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с действующими законами Российской Федерации, сметами, нормами и нормативами, утвержденными хозяйствующими субъектами;

контроль за формированием и использованием источников для создания имущества предприятия;

предотвращение потерь и выявление резервов повышения эффективности хозяйственной и финансовой деятельности;

подготовка данных для составления достоверной финансовой отчетности, используемой инвесторами, кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми, коммерческими и иными заинтересованными рыночными и государственными структурами;

формирование фактической себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказанных услуг;

определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Данные бухгалтерского учета должны быть научно обоснованными, достоверными и своевременными.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях следующие:

1. Использование теоретического понятийного аппарата, предусмотренного вышеперечисленными документами.

2. Оценка имущества и обязательств с целью их отражения в бухгалтерском учете в денежном выражении.

3. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

4. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся у данной организации.

5. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется с использованием метода двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета.

7. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

8. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать соответствующие обязательные реквизиты.

9. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, если это не предоставляется возможным, — непосредственно после ее окончания.

10. Обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

11. Первичные документы являются основой для записей в учетные регистры. Последние предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, с целью отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

12. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

13. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

14. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из структуры отрасли и других особенностей деятельности. Формирование учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными Федеральным Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, его организация в Российской Федерации базируются на общепризнанных Международных стандартах бухгалтерского учета, разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам.

— форма учета, применяемая в организации

Бухгалтерский учет выполняет информационную и конт­рольную функции. Он обеспечивает информацию о наличии и состоянии хозяйственных средств, необходимых для осу­ществления торговой, заготовительной, производственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации; о величине издержек обращения и производ­ства; о выполнении заданий по объекту товарооборота, производству продукции, услуг и работ. Контрольная функ­ция бухгалтерского учета проявляется в осуществлении предварительного и текущего контроля над эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов, над сохранностью кооперативной собственности. Таким образом, для ведения учета нужны определенные, закрепленные Законодательством, формы.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видов учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а так же между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

Одной из наиболее используемых форм ведения бухгалтерского учета на предприятии является журнально-ордерная форма.

Ведение той или иной формы бухгалтерского учета закреплено Законодательством Российской Федерации. Основные пункты, непосредственно касающиеся выбора формы учета для предприятия и правила его ведения изложены ниже:

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Характеристика основных нормативных документов, регулирующих построение и ведение учета в сельскохозяйственных предприятиях

Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. От поставщиков на предприятие поступают товарно-материальные ценности. Порядные организации выполняют строительные, научно-исследовательские и другие работы. Данные действия должны осуществляться на основе нормативно-правового регулирования, используя четырехуровневую систему регулирования бухгалтерского учета со стороны государства. (рис. 1 )

Рис 1. Нормативные документы, определяющие методологические основы и порядок организации и ведения бухгалтерского учета

Детализируя нормативно-правовые акты по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, информацию целесообразно представить в виде таблицы 3.6., которая служит дополнением к рисунку 1.

1. Особенности нормативно-правовых актов по учету расчетов с поставщиками

Таблица

Уровни регулирования

Нормативно-правовые акты

Первый

Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г.

Гражданский кодекс РФ: статьи 307-453

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июня 1998 г. № 34н

Федеральный закон «О простом и переводном векселе»

«Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации»от 03.10.2002 г. N 2-П

Второй

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

Третий

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

Письмо Министерства финансов РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе»

Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002г. №2-П.

Четвертый

Приказ об утверждении учетной политики организации; Учетная политика организации

График документооборота

Должностные инструкции

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ «объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций и их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемых в процессе их деятельности». Значительный удельный вес в перечне объектов учета занимают обязательства организации, возникающие в результате возникновения задолженности. Кроме отнесения обязательств к объектам учета ФЗ № 129 регулирует основные положения, касающиеся обязательств, в том числе между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг.

Раздел 3 Гражданского кодекса РФ посвящен обязательственному праву. Здесь дается понятие обязательства, определяются основные моменты, касающиеся исполнения обязательств, обеспечения исполнения, прекращения обязательств. Подраздел 2 освещает общие положения о договоре: понятие, условия, порядок заключения договора.

При этом установленные в договорах поставки сроки погашения задолженности, включая предельные, определяются Указом Президента РФ от 20.12.94 № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» и постановлением Правительства РФ от 18.07.95 № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)».

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ рассматриваются общие правила ведения отчетности бухгалтерского учета как имущества и хозяйственных операций, так и обязательств организации.

Федеральный закон «О простом и переводном векселе» определяет общие положения о расчетах и формы безналичных расчетов. Наиболее конкретно формы, принципы и условия безналичных расчетов приведены в «Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»: в части расчетов с поставщиками и подрядчиками сказано, что учетная политика организации должна содержать порядок проведения инвентаризации и методы оценки активов и обязательств.

ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» отражает особенности учета и отчетности, а также особенности пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

Пункт 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что «в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные». Далее даны критерии отнесения обязательств к краткосрочным или долгосрочным. В п.20 показано, что отражение дебиторской задолженности происходит в составе оборотных активов актива баланса, а кредиторской задолженности — в составе краткосрочных обязательств пассива баланса.

Относительно расчетов с поставщиками и подрядчиками в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» сказано, что «материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости» (п.5), а «товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения» (п.13).

В свою очередь ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в отношении оценки основных средств определяет, что они «принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости». А п.8 гласит, что «первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение».

В части расчетов условным фактом в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» являются учтенные до отчетной даты векселя, срок платежа по которым до отчетной даты не наступил.

В ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 10.4) сказано, что «кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации».

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах по следующим операциям: приобретение и продажа продукции, работ, услуг; приобретение и продажа основных средств и других активов и др.

В ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» сказано, что «первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов».

В соответствии с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предоплаты материально-производственных запасов и других ценностей, то расходы по указанным займам и кредитам относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности.

Письмом Министерства финансов РФ «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе» определяется упрощенный порядок учета товарообменных операций.

В Приказе Министерства финансов РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сказано, что проверке должен быть подвергнут счет 60, в том числе по товарам оплаченным, но находящимся в пути с учетом согласия корреспондирующих счетов и документального отражения.

Предельный размер по расчетам наличными по одному платежу в соответствии с Указанием ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными в Российской Федерации между юридическими лицами» составляет 60 тысяч рублей.

Внутренние рабочие документы, составляющие 4 уровень нормативно-правового регулирования, регулируют и контролируют вопросы организации учета расчетов с поставщиками непосредственно внутри предприятия.

В целом, можно сделать вывод, что система рассмотренных нормативно-правовых актов, регулирующих учет расчетов с поставщиками, позволяет осуществлять полноценный контроль над данными расчетными операциями между организациями в части правильности и своевременности документального оформления, а также отражения в учете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *