Регистрация счетов фактур по импортным товарам

Содержание

Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 29 июля 2016 г.

Содержание журнала № 16 за 2016 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Чем грозят ошибки и отсутствие информации в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры, выставленного поставщиком импортных товаров

При торговле импортными товарами в счете-фактуре нужно указывать, в частности, номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию, и страну их происхожденияподп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ. Причем не важно, кто продает товар — непосредственный импортер или последующий перепродавец. Это требование к заполнению счета-фактуры едино для всех. Но очевидно, что чем длиннее цепочка от импортера до покупателя, тем выше риск возникновения ошибки в обязательных реквизитах счета-фактуры. Или даже потери информации (и причины этого могут быть вполне уважительными). Нужно ли перепродавцу для проверки данных полученного счета-фактуры требовать копию декларации на ввоз товаров? Грозит ли ему чем-то ошибка в номере декларации, указанном во входящем счете-фактуре? И что делать, если товар явно импортный, но из счета-фактуры этого не видно?

Отсутствие номера таможенной декларации НДС-вычету не помеха?

Для вычета входного НДС необходим счет-фактура, который содержит все обязательные реквизиты. В их число, в частности, входятп. 2, подп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ:

  • номер таможенной декларации. Как разъясняет ФНС, в графе 11 счета-фактуры необходимо указывать сначала регистрационный номер таможенной декларации из первой строки графы «А», а потом через дробь порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары либо из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листовПисьмо ФНС от 30.08.2013 № АС-4-3/15798; п. 1 Приказа ГТК № 543, МНС № БГ-3-11/240 от 23.06.2000; подп. 30 п. 15, подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 № 257 (далее — Решение № 257);
  • страна происхождения товаров. В счете-фактуре в графах 10 и 10а проставляют соответственно цифровой код и краткое наименование страны происхождения товаровподп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. По общему правилу такой страной является государство, в котором товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработкеп. 1 ст. 58 ТК ТС. Необходимую информацию можно найти, например, в графе 16 декларации на товарыподп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257.

Как видим, при продаже зарубежных товаров сам импортер может заполнить счет-фактуру на основании таможенной декларации. Но для перепродавца этот первоисточник недоступен. Он может оперировать лишь данными счета-фактуры, полученного от поставщика. Который, кстати, может и не быть импортером.

Поэтому в гл. 21 НК РФ прямо прописано, что продавец иностранных товаров отвечает только за соответствие данных, которые он отражает в исходящих счетах-фактурах, сведениям, которые содержатся в полученных от поставщика входящих счетах-фактурах и товаросопроводительных документахп. 5 ст. 169 НК РФ. То есть единственная задача перепродавца импортных товаров — не ошибиться при «контрольном списывании» информации с входящего счета-фактуры поставщика.

Более того, хотя номер декларации и страна происхождения товаров — это обязательные реквизиты счета-фактуры, ошибки в графах 10—11 входящего счета-фактуры (как и отсутствие в них информации) не должны быть препятствием для вычета суммы НДС, предъявленной поставщиком. Ведь эти недочеты не мешают налоговикам идентифицироватьп. 2 ст. 169 НК РФ:

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

ВЫВОД

Чтобы применить НДС-вычет, перепродавец импортных товаров вовсе не обязан требовать от поставщиков копии ввозных таможенных деклараций и сверять указанную в них информацию с данными входящего счета-фактуры поставщика.

Проверка с пристрастием

Но теория иногда расходится с практикой. Посмотрим, какие претензии предъявляли налоговики к заполнению граф 10—11 счета-фактуры:

  • отсутствие страны происхождения и номера таможенной декларацииПостановления 19 ААС от 01.10.2015 № А14-16812/2014; ФАС ПО от 01.04.2014 № А72-12341/2012;
  • отражение номера декларации, по которой в Россию ввезен товар в объеме меньшем, нежели указано в самом счете-фактуреПостановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13279/2015;
  • отражение номера таможенной декларации, по которой в нашу страну были ввезены не те товары, что указаны в счете-фактуреПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016;
  • номер таможенной декларации состоит более чем из 21 цифры, поскольку содержит через дробь дополнительную цифру, отражающую номер ввезенного товара, хотя ФНС именно так и рекомендует указывать номер таможенной декларацииПостановление 11 ААС от 08.06.2016 № 11АП-6052/2016.

Если налоговая отказала в вычете исключительно на том основании, что в счете-фактуре на приобретенные импортные товары не заполнены графы 10—11, шансы оспорить это решение есть.

Налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. И предоставление счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, — это основание для получения НДС-вычета, если проверяющие не докажут, что сведения, содержащиеся в них, неполны, недостоверны, противоречивып. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53. А как мы уже сказали, ошибки в графах 10—11 счета-фактуры не мешают применению НДС-вычета. Поэтому, возможно, спор будет улажен и до суда, если, конечно, факт сделки сомнений не вызывает, поставщик добросовестный, а товары были действительно ввезены. Например, из Белоруссии без оформления таможенной декларации.

Как аргумент суды также приводят разъяснения Конституционного суда о том, что налогоплательщик не несет ответственности за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А понятие «добросовестные налогоплательщики» нельзя толковать как возлагающее на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательствомОпределение КС от 16.10.2003 № 329-О; Постановление ФАС СКО от 04.08.2014 № А32-28683/2012. Налоговый кодекс вовсе не обязывает покупателя проверять достоверность номера таможенной декларации.

Однако чаще налоговики рассматривают те или иные недочеты в заполнении граф 10—11 счета-фактуры в контексте получения необоснованной налоговой выгоды в результате применения НДС-вычета. При этом суды, принимая решение о правомерности вычета по счету-фактуре с ошибками, руководствуются разъяснениями Пленума ВАС. Арбитры не только учитывают формальное представление необходимых документов. Они оценивают и реальность финансово-хозяйственных отношений с поставщиком, и саму возможность проведения сделки купли-продажи импортных товаров, в частности с точки зрения наличия самих товаров, персонала, складских помещений, транспортных средств. Также НДС-вычет может быть признан необоснованной выгодой, если налоговики докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности и должна была знать о нарушениях налоговых обязанностей контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности между налогоплательщиком и контрагентом)пп. 4—6, 9, 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Если поставщик непроблемный и реальность поставки товаров не вызывает никаких сомнений, то вероятно, что суды сочтут вычет правомерным, несмотря на недочеты при заполнении граф 10—11 счета-фактурыПостановление 8 ААС от 09.02.2016 № 08АП-13789/2015.

Иногда арбитры поддерживали организации, даже если выяснялось, что поставщик, указавший в счете-фактуре липовый номер ГТД, вовсе не эталон благонадежности: подал нулевую НДС-отчетность и никаких документов при встречной проверке не представил. Например, арбитры Северо-Западного округа в такой ситуации рассудили, что поскольку налоговая не опровергает сам факт приобретения товара, а в ошибках поставщика в оформленном им счете-фактуре нельзя обвинить покупателя, то последний может принять НДС к вычетуПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016. Но не стоит обнадеживаться, ведь случалось и такое: проиграв сначала в суде первой и апелляционной инстанции, налоговики все-таки убеждали арбитров следующей инстанции в том, что обоснованность налоговой выгоды не так уж и очевидна. И как результат — решение в пользу организации отменялось, а дело направлялось на новое рассмотрениеПостановления АС МО от 14.06.2016 № Ф05-6146/2016; 9 ААС от 15.02.2016 № 09АП-59471/2015.

Но не все так радужно. Есть немало решений, в которых арбитры занимают сторону проверяющих и признают неправомерными НДС-вычеты по счетам-фактурам без номеров таможенных деклараций или с ошибочными номерами. Правда, неправильно оформленные счета-фактуры в таких делах оказываются лишь вершиной айсберга. Основной же причиной отказа в вычете выступает выявленная нереальность хозопераций и создание формального документооборота с контрагентом для получения необоснованной налоговой выгоды — НДС-вычетасм., например, Постановления АС МО от 06.06.2016 № Ф05-7118/2016; АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6045/2015; АС УО от 26.08.2014 № Ф09-4869/14. И чаще всего претензии налоговики предъявляют экспортерам, которые продают за рубеж купленные в России импортные товары и заявляют к возмещению НДС по счетам-фактурам с недостоверной (отсутствующей) информацией в графах 10—11см., например, Постановления АС СЗО от 01.03.2016 № Ф07-2449/2016, от 19.02.2016 № А52-655/2015. Что неудивительно, так как при возмещении экспортного НДС инспекторы проверяют более тщательно.

СОВЕТ

Если в счете-фактуре на импортные товары отсутствует информация в графах 10—11 (или указаны «неформатные» данные), проверка с пристрастием не исключена. Поэтому вы можете сразу обратиться к поставщику с просьбой прояснить эти моменты. Возможно, письменный ответ вашего поставщика вполне устроит как вас, так и проверяющих. И уж, по крайней мере, сам факт направления запроса будет демонстрировать проявление «должной осмотрительности» с вашей стороны.

Ну а если ответ лишь усилит ваши сомнения в добросовестности поставщика, то воспринимайте это как повод оценить масштабы потенциальной необоснованной налоговой выгоды и поразмыслить над возможной сменой контрагента.

Допустимые вариации заполнения граф 10—11 счета-фактуры

Очевидно, что перспектива лишиться вычета заставляет бухгалтеров довольно настороженно относиться к входящим счетам-фактурам. Но в ряде случаев беспокойство из-за «нестандартной» информации в графах 10, 10а и 11 совершенно беспочвенно.

Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

При покупке товаров европейского производства заполненные таким образом входящие счета-фактуры встречаются часто. Дело в том, что таможенное законодательство допускает признание страной происхождения группы стран, таможенных союзовп. 1 ст. 58 ТК ТС. И если нанесенная на товар маркировка или предоставленные документы указывают не на какую-то конкретную страну происхождения товаров, а на Европейский союз, то в графе 16 «Страна происхождения» таможенной декларации на товары может быть обозначено «ЕВРОСОЮЗ»подп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257. В Общероссийском классификаторе стран мира Евросоюз, естественно, не фигурирует, код для него не предусмотрен. Как поясняют контролирующие ведомства, при указании в графе 10а счета-фактуры «ЕС», или «Европейский союз», или «Евросоюз» в графе 10, где отражают код страны, нужно ставить прочеркПисьма Минфина от 19.07.2012 № 03-07-09/68; ФНС от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@.

Информация в графе 11 не совпадает с форматом номера таможенной декларации

Номер таможенной декларации состоит из трех элементов (кода таможни, даты и собственно порядкового номера декларации). А при заполнении счета-фактуры этот номер дополняется порядковым номером товара. Но возможно, вам попадется счет-фактура, в графе 11 которого указан, например, такой номер: 10226010/220215 ОБ 003344. Это не ошибка. Просто купленный вами товар таможня выпустила до подачи таможенной декларации на основании обязательства о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведенийп. 1 ст. 197 ТК ТС. И именно номер этого обязательства (а вовсе не номер таможенной декларации) указан в счете-фактуре. Минфин считает это возможнымПисьмо Минфина от 11.02.2015 № 03-07-09/5810.

Не указан порядковый номер товара

Финансисты рассматривают такое заполнение графы 11 счета-фактуры как указание неполной информации о номере таможенной декларации. Но вместе с тем разъясняют, что отсутствие порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если он был использован вместо добавочных листов) не может быть основанием для отказа в вычете НДСПисьмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06.

Уважительные причины незаполнения граф 10—11 счета-фактуры

При покупке импортных товаров, помимо «нестандартно» заполненных входящих счетов-фактур, попадаются и такие, в которых в графах 10, 10а и 11 вообще проставлены прочерки. Но и это вовсе не означает, что вам нужно готовиться отстаивать НДС-вычеты в суде или проститься с ними. Поинтересуйтесь у поставщика причинами такого заполнения счета-фактуры. Не исключено, что они окажутся вполне уважительными.

ПРИЧИНА 1. Товары были импортированы из стран ЕАЭС.

На товары, ввозимые из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, таможенная декларация не оформляется. Поэтому, как разъясняет Минфин, при последующей реализации таких импортных товаров в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставить прочеркисм., например, Письма Минфина от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43, от 17.10.2011 № 03-07-13/01-41. Но в то же время указание в графе 10а счета-фактуры, скажем, слов «Республика Беларусь», «Республика Казахстан», «Таможенный союз» не помешает применить вычет. Ведь это будет просто дополнительная информация, внесение которой в счета-фактуры не запрещено.

Заметим, что все это касается товаров, происходящих:

  • из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии;
  • из иных стран, но выпущенных в свободное обращение на территории стран ЕАЭСп. 1 Решения КТС от 17.08.2010 № 335; Письмо Минфина от 12.09.2012 № 03-07-14/88.

ПРИЧИНА 2. Ваш поставщик приобрел товары в России у продавца, который не выставляет счета-фактуры.

Как мы уже сказали, поставщик иностранных товаров отвечает только за правильный перенос в свой исходящий счет-фактуру данных из входящего счета-фактуры продавца. Поэтому у вашего поставщика просто не будет информации о номере таможенной декларации и стране происхождения товаров, если он купил их у спецрежимника, который счета-фактуры не выставляет. В этом случае, по мнению финансового ведомства, в графах 10 и 11 счета-фактуры поставщику следует проставить прочеркПисьмо Минфина от 20.08.2015 № 03-07-08/48092. Так что запрашивать номер таможенной декларации у поставщика импортных товаров не нужно.

ПРИЧИНА 3. Приобретенные товары «сменили» страну происхождения.

Иностранные товары, достаточно переработанные в нашей стране, будут считаться российскимип. 1 ст. 58 ТК ТС. В общем случае о достаточности переработки говорит изменение кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаковп. 3 ст. 58 ТК ТС; п. 4 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров».

Учитывая это, Минфин поясняет, что в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры возможно ставить прочерки в случае реализации, например:

  • наборов, которые сформированы из товаров, ввезенных на территорию РФ из разных государствПисьмо Минфина от 26.12.2014 № 03-07-08/67893;
  • товара, собранного в России из импортных запчастейПисьмо Минфина от 15.08.2013 № 03-07-08/33247;
  • отдельных компонентов товара, импортированного в нашу страну как единое целоеПисьмо Минфина от 15.08.2013 № 03-07-08/33247.

Но в то же время не стоит забывать, что определенные операции прямо названы не отвечающими критериям достаточной переработкип. 5 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров». Это, например:

  • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  • простые сборочные операции и операции по разборке товара;
  • разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
  • сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
  • разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара.

То есть российское происхождение будет далеко не у любого набора или комплекта товаров, сформированного в нашей стране из нескольких товаров, ввезенных в Россию из других государств.

ПРИЧИНА 4. Невозможно доподлинно установить, по какой декларации был ввезен проданный товар.

Эту причину, пожалуй, можно назвать лишь условно уважительной.

Да, Минфин действительно разъяснял, что не заполнять графы 10, 10а и 11 счета-фактуры допустимо, например, когда после смешения и упаковки семян, ввезенных в нашу страну из разных государств, определить страну их происхождения и номера таможенных деклараций невозможноПисьмо Минфина от 05.02.2015 № 03-07-09/4572.

Однако в иных схожих ситуациях финансисты рекомендуют поступать по-другому. Скажем, когда один счет-фактура оформляется при продаже импортных товаров, ввезенных по разным таможенным декларациям (как из одной страны, так и из нескольких стран), Минфин предлагает в графах 11, 10 и 10а счета-фактуры указывать номера всех таких таможенных деклараций, а также коды и наименования всех стран происхождения товаровПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-07-08/23285.

***

В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий деньч. 5—7 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интернетч. 9, 10 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2016/16/2435-pereprodazha_importa_kritichnie_oshibki_schete_fakture.html

Покупать импортный товар: напрямую за рубежом или у посредников и дистрибуторов?

Основной объем поставок импорта выполняется ограниченным количеством участников рынка. Это импортеры-поставщики и дистрибьюторы, которые специализируются в определенном сегменте или видах продукции. По сути, это посредники между зарубежными производителями и российскими компаниями-потребителями. В работе каждого посредника задействованы: «белые» компании, продвигающие бренды; «серые», ввозящие импорт в основном по «серым» и оффшорным схемам; и целый ряд фирм-однодневок, через которые они обеляют поставки, минимизируют налоги и уходят от ответственности.

Контролируя ввоз импортной продукции, посредники и дистрибьюторы устанавливают свои цены, условия и правила на всей территории России. Поддерживают миф о сложности работы с зарубежными производителями, особенно если это касается Китая. Раздувают слухи о проблемах с российской таможней и о сложности ВЭД. Кричат о низкой рентабельности и прибыльности зарубежных поставок. Однако то, что сегодня завозят импортеры, их цены, условия и как это предлагается на российском рынке, уже не устраивает ни российских производителей, потребляющих импорт, ни его оптовых и мелкооптовых покупателей.

Бизнес пытается исключить посредников из цепочек поставок и перейти на прямую работу с зарубежными производителями. Компании, стабильно потребляющие, торгующие или использующие в своих производствах зарубежную продукцию, уже обладают своими финансовыми возможностями и своими рынками сбыта. Они научились вести бизнес и знают рынок.

На одной из крупных деловых конференций, посвященных развитию ВЭД, мы с участниками проанализировали плюсы и минусы двух вариантов закупок импортной продукции, по трем основным параметрам сделок (продукция, цены и условия поставок, ответственность участника ВЭД).

  1. Продукция и ее производство

Прямая закупка за рубежом у производителя

Закупка импорта у российского

посредника (продавца)

Плюсы

Минусы

Огромный выбор производителей, разновидностей и аналогов любой продукции. Товар можно сделать уникальным и даже под своим брендом. Внося свои индивидуальные изменения в комплектацию, дизайн, меняя качество товара или его узлов и технологию производства, можно менять его цену.

Вы вынуждены покупать тот товар и с теми параметрами, который привезли посредники. Вы подстраиваете себя под то, что есть. У Вас товар как у всех, т.к. покупают у них многие.

Изменить что-либо в продукции, ввезенной в Россию, уже невозможно. За Вас уже решили, что Вам нужно, и, если «не хотите, то не берите»

Можно контролировать качество на стадии производства и по факту готовности товара. Претензии и спорные вопросы, в т.ч. по скрытым дефектам, регулируются непосредственно с производителем, часто еще до отгрузки.

Посредники гарантируют качество, но на словах, определить его можно только в процессе эксплуатации. Вас ставят перед фактом. В претензиях он сошлется на завод, с которым вас де-юре ничего не связывает. Сертификат качества тоже может быть «липой».

Можно регулировать сроки готовности продукции и отправки. Партию бесплатно до 3 месяцев держать на складе завода, или ускорить выполнение своего заказа, запустив вне очереди. Вы планируете сами и всегда точно знаете сроки производства, готовности и поставки.

Вы зависимы от наличия продукции и поставок посредника и от его схем. Задача посредника быстро продать и освободить склад, его мало интересуют Ваши проблемы. Даже сделав предварительный заказ и оплатив, можете оказаться у разбитого корыта. Ваш коллега его купит первым.

Минусы

Плюсы

Необходимость знать, как минимум, английский язык и учитывать менталитет страны производителя, особенно Китая

Можно говорить на родном языке. В России все знакомо и понятно.

  1. Цена продукции и условия сделки с производителем

Прямая закупка за рубежом

у производителя

Закупка импорта у российского

посредника (продавца)

Плюсы

Минусы

Себестоимость прямой закупки и поставки от производителя, даже с учетом доставки в Россию и таможни, намного ниже самых низких цен посредников-импортеров.

Цена посредника включает стоимость прямых расходов, а также стоимость обеспечения закупочных операций, доставки, таможни, хранения, финансовые, налоговые, валютные и коммерческие выплаты и риски и т.п. Помимо этого — стоимость содержания его офисов и точек реализации, маркетинга и рекламы, расходов на персонал и на себя, и т.д. Все эти статьи расходов — в его цене. Почему вы за это должны платить?

Меняя характеристики товара или его узлов под себя, можно регулировать цену производителя. Кроме этого, у него можно получить персональные скидки.

Посредник всегда стремится купить самое дешевое. Его больше волнует товарный вид чем ваши требования к продукции. Его цена на практике в 5-10 раз выше его расходов. Все скидки, предлагаемые Вам, в ней уже заранее заложены.

Работая с производителем напрямую, у вас всегда есть возможность по еще более низкой цене купить его товарные излишки или невыкупленную партию другого заказчика

Часто посредники предлагают контрафактный товар по ценам чуть ниже, чем привезенный от производителя. Но это неликвид или подделка низкого качества. Вы никогда не узнаете, покупаете оригинал или контрафакт.

Всегда можно получить хорошие условия оплаты по контракту (аккредитив, отсрочка до 90 дней, 20% предоплата, остальное по факту получения, и т.д.)

Продукция предлагается по предоплате. Отсрочка — редкое явление и, учитывая российскую специфику, дается далеко не всем. В любом случае, процент за отсрочку платежа заложен в цене товара

От производителя всегда можно получить дополнительные условия и сервисы: бесплатный шефмонтаж, пуско-наладку, обучение, годовое обслуживание, ремкомплекты и запчасти, гарантийный ремонт и т.д.)

Посредники и дистрибьюторы, часто прикрываясь брендом, могут предлагать такие сервисы и льготные условия от имени фирмы-однодневки. С ее закрытием Ваши договоренности и доп.сервисы теряют силу.

Гарантийные обязательства, в том числе по качеству продукции, эксплуатации и обслуживанию, конкретный производитель дает именно Вам, а не через третьих лиц.

Давая свои гарантии, посредник или дистрибьютор может не иметь их от производителя. Если поставка Вам была сделана в «серую» или через оффшоры и фирмы-однодневки, то между вами и заводом будет цепочка фирм-прокладок. Добиться выполнения обязательств в этом случае будет сложно.

Логистика, поставка и таможенное оформление выполняются Вашими подрядчиками по прямым ценам за их услуги.

Посредники нанимают тех же исполнителей и добавляют к их ценам свои надбавки. Вы платите за услуги больше, чем могли бы платить.

Прямые закупки и поставки подразумевают надежность Вашей сделки и чистоту ведения ВЭД, платежей и налоговых выплат. У Вас нет 3-х летних рисков получения штрафов из-за проблем с фирмами-однодневками и прокладками, в цепочках импортеров-посредников.

Более 85% импорта в России оформляется по «серым» и «оффшорным» схемам. Столько же внутренних торгово-финансовых операций в РФ проводится через фирмы-однодневки. Посредники будут говорить, что у них все по закону, но правды вы не узнаете. Однодневки работают около 1 года, а проверить Вас могут в течение 3-х лет. Как конечный приобретатель — отвечать будете Вы.

Минусы

Плюсы

Необходимо знание ВЭД, международного права, внешнеторговых операций, валютной бухгалтерии, таможни.

Покупка у импортера-посредника происходит за рубли. Здесь все знакомо и понятно, поэтому дополнительный и более дорогой персонал не требуется

Валютные операции, уплата налогов, сдача отчетов ведется своими силами

За счет отсутствия в Вашем бизнесе процессов ВЭД сокращаются проверки, отчетности и прямые риски, но занчительно возрастают косвенные.

Неоспоримые преимущества прямых закупок у зарубежного производителя очевидны — это возможность вносить индивидуальные изменения в продукцию, огромный выбор среди аналогов и производителей, контроль на стадии производства, значительная экономия в стоимости товара даже с учетом всех расходов по поставке. Соблюдение производителем гарантий, обязательств и ответственности, законодательная и налоговая чистота сделки, гарантирующая безопасность Вашего бизнеса и лично Вас, сокращение рисков и значительное повышение конкурентоспособности на рынке за счет цены, качества и надежности и т.д.

  1. Ответственность по сделке, по продукции, по ВЭД, налогам и отчетности

Прямая закупка за рубежом

Закупка импорта у российского

посредника (продавца)

Плюсы

Минусы

Если продукция производителя окажется некачественной, то ответственность, проблемы и штрафы всегда можно переложить на него. У Вас прямой контракт и, в отличие от импортеров-посредников, производитель с заводом или фабрикой никуда не исчезнет.

Посредник может закрыть компанию и все проблемы с качеством его товара и поставки и с обязательствами перед Вами и вашими потребителями лягут на вас. Дистрибьютор будет ссылаться на производителя, с которым у вас нет никаких отношений и нет договора и постарается самоустранится.

Вы можете проводить свою сделку с производителем сами или через ВЭД-агента или «Экономического оператора» под полным своим контролем. Поэтому ее чистота в части закупки, логистики, таможни, валютных операций и, соответственно, уплаты пошлин и налогов для Вас гарантирована.

Вы никогда не узнаете, как и по какой схеме посредник и дистрибьютор ввез товар в Россию, как произведена таможенная очистка, как оплачены налоги, как сертифицирован товар и какие финансовые схемы им использовались. Вам кажется, что Вас это не касается? См. ниже…

Всю деятельность по ВЭД, закупке и поставке вместе с рисками можно переложить на своего профессионального оператора ВЭД или ВЭД-агента. Проблем по сделке и с проверками не будет, если вы не будете использовать «серые» схемы ввоза.

Любая проверка деятельности посредника или его фирм-продавцов приведет к встречной проверке с Вами. Если он или его компании исчезнут, то отвечать будете Вы, и Вас еще досконально потрясут и проверят — такова практика. Платить и нести ответственность придется вам, или надо будет также исчезать.

Минусы

Плюсы

К стандартным проверкам добавляются проверки по ВЭД. Для ВЭД необходим профессиональный персонал.

Импортер-посредник, как и дистрибьютор, продают товар за рубли. Вы покупаете в законодательном и правовом поле России.

Преимущество прямой закупки — это уверенность в надежности сделки, в Ваших гарантиях перед Вашим потребителем, и в ответственности производителя перед Вами. Неоспоримым преимуществом является чистота перед контрольно-надзорными, таможенными и фискальными органами.

Однако прямые поставки требуют определенной квалификации и готовности компании и персонала к ведению ВЭД. У Вас увеличиваются риски с ведением внешнеторговых операций и международных поставок.

Тем не менее, экономика и жизнь заставляет россиян сокращать посредников в цепочках снабжения и закупок, выходить на уровень прямых международных контрактов и заниматься внешнеэкономической деятельностью.

Почему российские компании с большим трудом переходят на прямые закупки за рубежом, ведь они прекрасно знают свой рынок, разбираются в продукции, умеют торговаться и вести бизнес?

Ответ прост. Недостаток знаний во внешней торговле, международной логистике и таможне, в валютно-финансовых операциях, налогообложении и отчетности. Одним словом — сложность ведения ВЭД и дефицит специалистов в профессиях, связанных с ВЭД. Чрезмерное доверие «серым» брокерам, происходящее на фоне незнания ВЭД и ментальной лояльности к нарушению законов. Возрастание степени ответственности и рост рисков, в т.ч. и из-за увеличения количества проверок бизнеса и ВЭД.

Как избежать проблем и рисков при прямых закупках за рубежом?

Какие решения есть на рынке и кто может помочь в ВЭД?

Безусловно, рынок услуг в сфере ВЭД есть, и он очень разнообразен. Однако, не всё так просто. Вы можете столкнуться с мошенниками и откровенными «кидалами», с услугами, в различной степени основанными на нарушениях законов, с фирмами-однодневками, с «серыми» и «черными» схемами поставок и валютных операций, с компаниями, не отвечающими по своим обязательствам и неспособными исполнить задачи в случае наступления рисков. Вокруг ВЭД образовалась целая индустрия, действующая в различной степени с нарушением законов. Этот рынок очень разнообразен и, что вполне естественно, убедительно выдает себя исключительно как порядочных и законопослушных людей и компании. Определить, кто есть кто, особенно непрофессионалу, очень трудно. Выясняется это, как правило, уже после того, как Вы «влипли» на той или иной стадии сделки, а иногда и через 1-3 года после ее завершения.

Профессиональные и грамотные услуги в сфере ВЭД существуют, они получили название ВЭД-аутсорсинга, ВЭД-агента или «Экономического оператора», их также можно встретить и под названием таможенные услуги, услуги импортера или получателя или услуги участника ВЭД.

Как определить надежность этих компаний и убедиться в чистоте поставки?

Во-первых, тот, кто работает в «белую» имеет определенные лицензии, налоговую, банковскую историю, всегда ведет с Вами прозрачные и открытые переговоры, представляет все документы и отчеты. На любой Ваш вопрос дает четкий недвусмысленный ответ, подкрепленный документами в оригинале.

Во-вторых, все ВЭД-контракты по сделке будут прямыми, без всяких оффшорных и посреднических фирм и, уж поверьте, не на 2 листах. В нашем случае это сквозные условия в контрактах Заказчик — Торговый Дом — Производитель и никаких дополнительных промежуточных фирм в цепочке движения товара от производителя к получателю. Финансовые операции будут также идти исключительно напрямую, а не через промежуточные, в т.ч. оффшорные фирмы. Если, например, в Китае производитель не имеет экспортно-импортной лицензии, то экспортером выступит филиал нашего торгового дома.

В-третьих, мы всегда знакомим производителя с покупателем, даже если его по заказу клиента нашли и подобрали мы сами. Это обязательное условие, такое же, как прямые переговоры клиента с производителем по качеству, условиям сделки и цене с выездом в Китай. Мы добиваемся лучших условий для наших клиентов, а некоторые контракты даже финансируем.

В-четвертых, по итогам каждой поставки российский покупатель получает полный комплект отчетности, который не вызовет вопросов и претензий со стороны любых российских контрольно-надзорных органов. Многолетняя практика позволяет быть уверенными в этом вопросе.

Подводя итог, можно сказать, что теперь любая российская компания, независимо от уровня ее развития и форм собственности, может легко и просто заниматься внешнеторговой и внешнеэкономической деятельностью, делать прямые закупки у зарубежных производителей или продавать свою продукцию за рубеж, не имея никаких знаний в этой области. Поэтому вопрос «покупать ли импортную продукцию у посредника или у прямого производителя за рубежом?» — это всего лишь предмет Вашего выбора и решения.

Источник: http://chin-ru.com/naprjamuju-ili-u-posrednikov/

Перечень документов, необходимых при ввозе товаров

Полный список документов для импорта товаров в Россию зависит от различных факторов: вида импортируемого груза; страны-изготовителя товара; типа предпринимательской деятельности экспортера и др. Существуют обязательные виды документов для таможенного оформления импорта, составляющие основной пакет, необходимый для коммерческих операций с любым государством.

Внешнеэкономический контракт

Основополагающим документом, который предоставляется при оформлении на таможне импортируемого в Россию товара, является контракт. Текст договора составляется на русском и английском языках, причем указывается главный из них, понятный каждой из сторон – отправителю и получателю. Эти же правила в отношении языкового оформления касаются и дополнительных соглашений, прилагаемых к контракту. В них указывается подробная информация о товаре, сроках его изготовления, цене, полной стоимости партии и условиях оплаты. Такая мера необходима во избежание возникновения непонимания и спорных моментов из-за возможного разночтения положений документа.

В тексте внешнеторгового договора должны быть указаны следующие сведения:

  • предмет контракта: полное название груза и его тип;
  • цена импортируемой продукции и общая стоимость контракта;
  • условия и сроки поставки груза в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010;
  • количество единиц товара;
  • качественные характеристики продукции;
  • условия передачи-приемки импортируемого товара;
  • сведения об упаковке, внешнем виде и маркировке перевозимого груза;
  • степень ответственности импортера и получателя;
  • обстоятельства, которые относятся к форс-мажору;
  • положения об ответственности каждой стороны за выполнение условий договора;
  • сроки действия договора;
  • юридические адреса участников ВЭД, их банковские реквизиты.

Контракт – это основной документ, на основании которого заключается сделки. Некорректное его составление может служить причиной признания соглашения недействительным. Перед представлением документа нужно проверить, соответствует ли он официальному бланку, и правильно ли указаны в нем все сведения. На основании внешнеторгового контракта оформляется паспорт сделки.

Паспорт сделки

Каждая операция по импорту товара должна быть подтверждена документально – паспортом сделки. Эта бумага оформляется в банке, через который переводят деньги. Паспорт сделки содержит информацию об участниках операции, финансовом учреждении и договоре сделки в таком формате:

  • реквизиты контрагента из России (официальное название, юридический адрес фирмы, ИНН, дата регистрации организации, КПП, ОГРН, номер расчетного счета банка, посредством которого оплачивается сделка);
  • реквизиты зарубежного поставщика – сведения точно такие же;
  • реквизиты финансового учреждения, обслуживающего внешнеторговую операцию, где оформляется паспорт сделки;
  • данные о контракте: регистрационный номер, дата его составления, общая сумма договора, валюта оплаты, дата окончания обязательств по договору, особые условия, прописанные в нем).

С 1 марта 2018 года в действие вступили новые правила контроля валютных операций ( Указание Банка России от 30.08.2017 N 4512-У ), по которым более не требуется оформлять паспорт сделки при заключении внешнеторговых контрактов.

Инвойс

Инвойс – это вид обязательного платежного документа для прохождения импортируемым товаром таможенной процедуры. Он оформляется на официальном бланке компании-производителя товара, заверяется печатью организации и подписями ответственных за поставку лиц. Документ должен отвечать требованиям, предъявляемым к платежно-расчетной документации и обладать всеми необходимыми идентификационными признаками. Инвойс прилагается к другим финансовым документам, сопровождающим груз, содержит полную информацию о товаре, а также другие сведения:

  • тип расчетного документа: Commercial /Proforma;
  • номер, дата выписки;
  • данные о сторонах сделки, грузоперевозчике: наименования организаций, их юридические адреса;
  • число подписания внешнеторгового контракта, нумерация документа;
  • условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010;
  • для каждого типа импортируемой продукции – отдельная строка с описанием ее характеристик, количества, веса и стоимости;
  • вес всего груза и полная стоимость в $;
  • цель перевозки груза.

Подробнее о том, что такое инвойс читайте .

Инвойс составляется по-русски и по-английски, он необходим только для внешнеэкономических операций.

Участники ВЭД подготавливают и представляют таможенному органу инвойс самостоятельно. Для оформления используют информацию, указанную в контракте и паспорте. Любое несовпадение сведений инвойса и контракта послужит причиной проблем с оформлением груза на таможне.

Упаковочный лист

Этот тип документа содержит информацию о количестве, объеме, весе перевозимого товара. В содержание упаковочного листа вносятся такие сведения:

  • номер инвойса с датой его составления;
  • номер договора с датой его оформления;
  • данные о продавце, покупателе, получателе товара: официальные названия, юридические реквизиты компаний;
  • данные о каждом месте груза: название продукции, тип упаковки, количество в упаковке, число всех упаковок, размеры, вес нетто/брутто;
  • общее количество мест и объем всего груза;
  • общий вес товара (нетто/брутто).

Бумага составляется на двух – русском и английском – языках и заверяется печатью и подписью ответственного сотрудника.

Коносамент

Коносамент составляется в том случае, если для транспортировки товара используется морской вид транспорта. Этот документ выдается грузоперевозчиком отправителю как свидетельство передачи груза и обязательства последнего доставить товар по назначению и доставить второй стороне контракта – получателю. В коносаменте указывается такая информация:

  • наименование судна, осуществляющего доставку;
  • данные о транспортировщике (официальное название, юридический адрес);
  • название порта погрузки и дата, когда товар был принят;
  • данные отправителя;
  • порт выгрузки товара;
  • данные получателя, если они указаны отправителем;
  • количественные и качественные показатели: масса груза, количество мест, предметов или другие количественные характеристики;
  • описание внешнего вида – маркировки и способа упаковки груза;
  • стоимость фрахта, оплачиваемая получателем (или указание, что он обязан оплатить транспортировку);
  • дата и точное время подписания документа;
  • подпись ответственного за перевозку (капитана или уполномоченного им лица).

По договору сторон в документ могут вноситься иные сведения и условия. Коносамент, как правило, составляется в трех экземплярах: для продавца, перевозчика товара и получателя. Все три бумаги считаются оригиналами и помечаются соответствующим штампом. Копии оформляются на бланках другого цвета и также помечаются штампом с надписью «Копия».

Товар передается получателю только по оригинальному коносаменту. Если по одному экземпляру выдали товар, остальные считаются недействительными.

Железнодорожная накладная

Железнодорожная накладная регулирует отношения между участниками внешнеторговой операции – отправителем груза, перевозчиком и получателем товара, транспортируемого по железной дороге. Накладная свидетельствует о заключении договора перевозки импортируемого груза и выполнении этого договора. Этот документ находится с грузом на протяжении пути его следования и выдается вместе с прибывшим товаром получателю в пункте назначения. В железнодорожной накладной указывается:

  • пункты отправки и получения груза;
  • реквизиты продавца;
  • реквизиты получателя;
  • сведения о товаре: название, число занимаемых мест, вес;
  • время приема товара для дальнейшей транспортировки;
  • дата доставки в конечный пункт.

Следует тщательно проверить правильность заполнения официального наименования и юридического адреса получателя груза. В противном случае получение товара будет сопряжено с большими проблемами.

Сертификат происхождения

Этот документ подтверждает, что товар изготовлен в определенной стране. Сертификаты происхождения товара, в зависимости от страны-изготовителя импортируемой продукции, могут быть трех типов.

  • Форма СТ-1. Оформляется, если производитель товара относится к государствам СНГ. Продукция этих стран не облагается налоговыми пошлинами на импорт и НДС.
  • Форма А. Сертификаты этого вида представляют в США, Канаде, государствах ЕС, Турции и некоторых других стран, подпадающих под льготную налоговую ставку – 25%.
  • Общая форма. Такие сертификаты оформляются на все экспортируемые товары, если государство-импортер не требует предоставление иных сертификатов происхождения продукции.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Обратите внимание! Сертификат происхождения не является обязательным документом при импорте в РФ, его можно не подавать на таможне. Однако если страна-экспортер входит в перечень «льготников», перевозка товара участнику ВЭД, подавшему сертификат, обойдется дешевле. В ином случае льготы не предоставляются, а процедура таможенного оформления проходит в стандартном порядке.

Какие дополнительные документы могут потребоваться?

Перечень документов, указанный выше, основополагающий. Однако чаще всего этим списком необходимый пакет не ограничивается. Какие еще документы могут потребоваться для организации импорта в Россию?

Общая и финансовая документация

  • Уставные документы компании-экспортера продукции, отражающие структуру, область деятельности, особенности работы предприятия.
  • Накладные: в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка товара, может быть затребована авиа- или автомобильная или другие виды накладных.
  • Документация, подтверждающая получение оказание услуг брокеров, декларантов и других специалистов, если они имели место при осуществлении сделки.
  • Счета за перевозку груза (если условия поставки типа EXW, FCA, FOB, FAS, обязательно необходима разбивка стоимости за перевозку до и после границы с Россией).
  • Таможенные декларации государства, откуда товар транспортируется.
  • Сертификаты страхования груза.
  • Документы, подтверждающие оплату товара получателем (в случае, когда в контракте указана предоплата).
  • Платежные поручения и квитанции (оплата таможенных сборов и пошлин, НДС, специальных пошлин).
  • Квитанция со склада временного хранения товара.
  • Авторское соглашение или лицензия.
  • Калькуляция себестоимости единицы товара.
  • Договоры со всеми сторонами, участвующими в заключении сделки.
  • Для валютного контроля – кроме паспорта сделки, предоставляется декларация на товары.

Эта документация может быть дополнена в зависимости от конкретных условий импорта и вида перевозимых товаров. А может быть, наоборот, многие из перечисленных бумаг не понадобятся: все условия и список необходимых бумаг желательно узнать, собираясь заключать контракт. И лучше для этого обратиться к опытному профильному специалисту – таможенному брокеру.

Кроме того, существуют категории товаров, нуждающиеся в дополнительной сертификации. Это вид разрешительных документов, которые подтверждают безопасность и легальность импортируемой продукции.

Сертификаты и разрешительные документы для импорта товаров

Необходимость предоставления соответствующей разрешительной документации от других, не таможенных органов определяется после изучения вида импортируемого товара. Некоторые виды продукции должны иметь сертификаты или лицензию в связи с особыми условиями их происхождения, использования и кода ТН ВЭД. Для различных категорий груза определяется вид дополнительной документации.

  • Фитосанитарный сертификат (импортный). Вид международного документа, который выдается органами карантинного контроля на продукцию растительного происхождения – овощи, фрукты, злаки, другие растения. Карантинную сертификацию должна проходить каждая партия товара.
  • Ветеринарный сертификат (импортный). Документ международного образца, который выдается после санитарного обследования на ввоз животных, кормов для них и продукции животного происхождения – мяса, птицы, рыбы.
  • Разрешение СИТЕС – для ввоза животных или растений, находящихся под угрозой вымирания.
  • Карантинное заключение (импортное). Предоставляется на некоторые группы товаров растительного происхождения: овощи, фрукты, органические удобрения, почвы, мука, корма для животных и др.
  • СЭЗ – гигиенический сертификат. Свидетельствует о гигиенической безопасности импортируемой продукции для человека. К сертифицируемой группе относятся товары народного потребления, стройматериалы, медицинское оборудование т.д.
  • Лицензия от Минпромторга – документ, необходимый для импорта удобрений, драгоценных металлов, леса.
  • Разрешение органов внутренних дел – для перевозки оружия.
  • Разрешение Минсвязи и ФСБ – если ввозится радиоэлектроника и высокочастотные устройства.
  • Разрешение Министерства здравоохранения – при импорте в РФ лекарственных средств.
  • Разрешение Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков – если через границу ввозят препараты, содержащие наркотические средства.
  • Лицензия на импорт алкоголя – при ввозе в страну вина и другой спиртосодержащей продукции.
  • Свидетельство государственной регистрации (сертификат на продукцию) – для ввоза косметики. Для косметических средств, чьи товарные знаки включены в Таможенный реестр индивидуальной собственности – разрешение правообладателя.
  • Техпаспорты, буклеты, образцы – для подтверждения характеристик специфических товаров.

Перечень документации не исчерпывается приведенными вариантами. Для импорта отдельных категорий товаров могут понадобиться дополнительные документы, которые зависят от кода номенклатуры товара ВЭД и соответствующих нормативных требований таможенной службы к данному виду продукции.

Особенности оформления документов для импорта из Китая

Многие страны, Россия в том числе, активно сотрудничают с крупнейшим в мире экспортером товаров – Китаем. Продукция для импорта в РФ – оборудование, электроника, бытовые товары. Огромные расстояния, которые приходится преодолевать грузу – не проблема, если логистика выстроена грамотно. Подробнее узнать о сертификации товаров из Китая можно в этой статье.

Растаможка товара проводится в пунктах его прибытия. При таможенном оформлении, кроме стандартного пакета документов, органам необходимо представить следующие бумаги:

  • лицензии и сертификаты от госструктур на виды товаров, для которых это предусмотрено российским законодательством;
  • точное наименование товара, фотографии продукции и упаковки;
  • сертификат соответствия формы А;
  • договор о транспортировке с пометками «До РФ и «После РФ»;
  • свифт-подтверждение об оплате груза;
  • документ, подтверждающий стоимость груза;
  • таможенная декларация.

Установленный список документов может меняться в зависимости от требований различных таможенных постов, которые желательно уточнить заранее. Процедура «очистки» начнется после подачи нужных документов и грузовой таможенной декларации. При ввозе груза до 50 кг таможенная пошлина не взымается.

Какие сложности могут возникнуть при импорте товара и как их избежать?

При подаче пакета документов для ввоза товара в Россию для таможенного оформления участники ВЭД могут столкнуться с некоторыми сложностями.

  • Первая проблема – подтверждение соответствия импортируемой продукции нормативным требованиям. Для быстрого решения вопроса нужно владеть следующей информацией: знать код ТН ВЭД груза, нормативные требования таможни к импортируемому товару, какие документы на него нужно предоставить, сроки и стоимость оформления.
  • Сроки прохождения процедур на посту таможни зависят от типа товара. Чтобы сократить время растаможки, перед транспортировкой следует узнать, нужно ли декларировать, сертифицировать продукцию, требуется ли прохождение товаром государственной регистрации.
  • Существует список продукции, запрещенной к ввозу на территорию России, либо квотированные товары, на импорт которых вводятся ограничения – этот вопрос следует также изучить заранее, чтобы не попасть впросак на таможне.
  • В разных пунктах таможенного контроля могут предъявляться дополнительные требования. Перед транспортировкой нужно выяснить, какая документация требуется в пункте ТС, куда прибывает товар.

Как видно, основной проблемой, влияющими на сроки и стоимость процедуры таможенного оформления, является недостаточная осведомленность в вопросах импорта. Изучение законодательства и привлечение к процессу подготовки документации компетентного специалиста минимизирует временные и финансовые затраты на ввоз товара в РФ.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше. Ответьте всего на 3 вопроса.

Виды товаросопроводительных документов Перевозка любого коммерческого груза требует наличия определенных документов Пошаговая инструкция для возмещения НДС при импорте товаров Для того чтобы получить вычет, необходимо совершить несколько последовательных действий Стоимость и сроки доставки 20 футового контейнера из Китая Одним из неоспоримых преимуществ морских контейнерных перевозок является их невысокая стоимость и универсальность

Источник: https://GeneralImport.ru/stati/dokumenty-neobkhodimye-pri-importe-tovarov-v-rossiyu/

Счет-фактура на комплект из импортных товаров

Графы 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры должны заполняться в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ (подп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). В Налоговом кодексе не указано, что считать страной происхождения товаров. Поэтому данный термин должен использоваться в том значении, в котором он применяется в других отраслях законодательства (п. 1 ст.11 НК РФ).

Определение страны происхождения товаров дано в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС). Ей считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза (п. 1 ст. 58 ТК ТС). Страна происхождения товаров устанавливается в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров (п. 3 ст. 58 ТК ТС). В настоящее время согласно п. 4 ст. 102 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. для этих целей применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. (далее — Единые правила). Согласно п. 4 Единых правил товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков. При этом в подп. 13 п. 5 Единых правил указано, что составление наборов изделий не отвечает критериям достаточной переработки независимо от положений, установленных п. 4 Единых правил. Таким образом, страной происхождения набора, составленного на территории РФ из импортных товаров, Россия не является.

Определить страну происхождения такого набора в принципе не возможно. Так, в письме от 05.02.2015 № 03-07-09/4572 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда компания ввозила семена из разных стран, смешивала их, упаковывала и реализовывала эти упаковки на территории РФ. Также как и в случае с составлением наборов, смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих, не отвечает критериям достаточной переработки (подп. 4 п. 5 Единых правил). Получается, что страной происхождения упаковок семян Россия не является. Но финансисты указали, что определить страну происхождения семян после смешения и упаковки не представляется возможным. В связи с этим графы 10 и 11 счетов-фактур не заполняются.

Таким образом, при реализации на территории РФ товара, являющегося набором, сформированным из товаров, ввезенных из разных государств, в счете-фактуре при заполнении граф 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» можно ставить прочерки. Минфин России это подтверждает (письмо от 26.12.2014 № 03-07-08/67893).

Отметим, что никаких проблем с вычетом НДС по такому счету-фактуре у покупателя набора не будет. В вышеуказанном письме от 26.12.2014 № 03-07-08/67893 финансисты напомнили, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименования товаров, а также ставку НДС и сумму этого налога, предъявленную покупателю, согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. А незаполнение граф 10 и 11 счета-фактуры не создает налоговым органам никаких препятствий в идентификации перечисленных данных.

Источник: https://www.eg-online.ru/consultation/329813/

Номер ГТД при комплектовании товара

Цитата: Часто предприятия торговли комплектуют разные товары и продают их в одной упаковке. Например, детские игрушки и кондитерские изделия. Еще одна ситуация: закупка разных частей в России и за рубежом и комплектация их в один товар. Какой номер ГТД (графа 11) и наименование страны происхождения (графа 10) необходимо указывать в этом случае в исходящем счете-фактуре?
Поскольку понятие «страна происхождения товаров» в законодательстве о налогах и сборах отсутствует, налоговый орган рекомендует обратиться к определениям, применяемым в других отраслях в силу п. 1 ст. 11 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 23.01.2008 N 19-11/005064). Так, в соответствии со ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (в ред. от 16.04.2010) (далее — ТК) страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными данным Кодексом порядком и критериями.
В п. 3 статьи 58 ТК установлено, что определение страны происхождения товара осуществляется в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза.
В отношении РФ таким международным договором являются Правила определения страны происхождения товаров (утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров»).
В пункте 4 Правил определено, что товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
В разъяснениях налоговых органов указывается, что если операция по комплектованию товара отвечает указанным критериям достаточной переработки, то страной происхождения данного товара является территория РФ. Соответственно, при его реализации в счете-фактуре при заполнении граф 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» следует поставить прочерки (Письмо N 19-11/005064). Аналогичные разъяснения давал финансовый орган и в отношении реализации товаров (без уточнения, каких именно), изготовленных из деталей, страной происхождения которых РФ не является, в Письме от 25.06.2008 N 03-07-11/236.
Для определения страны происхождения товаров согласно п. 6 Правил определения страны происхождения товаров используют следующие критерии достаточной переработки:
— выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
— изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Таким образом, если набор (комплект), состоящий из импортных товаров, соответствует критериям достаточной переработки, то страной его происхождения является Российская Федерация. И только тогда при его реализации в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Номер таможенной декларации» счета-фактуры следует поставить прочерки.
Обратим внимание еще на то, что в соответствии с п. 5 Правил определения страны происхождения товаров независимо от положений п. 4 Правило не отвечают критериям достаточной переработки операции:
1. операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;
2. операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;
3. простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;
4. смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
5. убой животных, разделка (сортировка) мяса;
6. мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
7. глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
8. операции по покраске или полировке;
9. шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
10.операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
11.снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
12. затачивание, простой помол или простая резка;
13. просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
14. разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
15. разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
16. комбинация двух или большего числа указанных операций.

Источник: https://www.Buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=142923

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *