Регистрация некоммерческая организация

Содержание

Регистрация некоммерческой организации

Актуально на: 26 апреля 2018 г.

Если за регистрацию обычных коммерческих компаний отвечает ФНС, то регистрация некоммерческих организаций (НКО) находится в ведении Минюста России (п. 2 ст. 13.1 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, далее – Закона N 7-ФЗ; пп. 30.7 п. 7 Положения о Минюсте, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313). При этом регистрируются НКО по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, как и прочие организации (п. 1 ст. 13 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Поэтому подавать документы на регистрацию НКО нужно в территориальный орган Минюста, т. е. Управление Минюста РФ по соответствующему региону. Вместе с тем внесение сведений о зарегистрированных НКО в ЕГРЮЛ осуществляет ФНС (п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Минюст регистрирует такие НКО, как автономные некоммерческие организации, фонды, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) и др. Но Закон «О некоммерческих организациях» не распространяется на потребительские кооперативы, ТСЖ, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ). Поэтому регистрацией таких организаций занимается ФНС России.

Регистрация некоммерческой организации 2018: пошаговая инструкция

Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется на основании определенных документов. Они должны быть поданы в орган Минюста РФ не позднее чем через 3 месяца со дня принятия решения о создании НКО (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ). Список документов, подаваемых для регистрации, установлен законодательно и является закрытым. То есть никакие иные документы, кроме поименованных в законе, регистраторы не вправе требовать от организации (п. 5.1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

По общему правилу в комплекте документов должны быть (п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме N Р11001 (п. 1 Приказа Минюста от 07.05.2013 N 68, Приложение N 1 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
  • учредительные документы НКО в 3 экземплярах;
  • решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в 2 экземплярах;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • сведения об учредителях в 2 экземплярах;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому с ней можно связаться.

Отметим, что данные из последних 2 пунктов отражаются в заявлении по форме N Р11001. Поэтому, в общем-то, подавать отдельные документы с информацией об учредителях и об адресе НКО не нужно.

Кроме того, если НКО будет использовать в своем наименовании имя гражданина, символику, защищенную законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, полное наименования иной организации (как часть своего наименования), то также надо будет представить документ, обосновывающий право НКО на такое использование (пп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

При госрегистрации некоммерческой организации, учредителем которой выступает иностранная компания, понадобится выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной документ, подтверждающий юридический статус учредителя, оформленный в стране происхождения учредителя (пп. 8 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

А НКО, выполняющая функции иностранного агента, должна кроме перечисленного выше подать еще и заявление о включении в реестр НКО, выполняющих такие функции, по определенной форме (пп. 9 п. 5 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, Приложение N 1 к Порядку, утв. Приказом Минюста от 30.11.2012 N 223).

Отметим, что у некоторых категорий НКО список документов, подаваемых на регистрацию, будет отличаться от приведенного. Так, к примеру, при регистрации общественной некоммерческой организации вместо решения о создании НКО нужно будет представить выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (п. 2,3 ст. 21, ст. 8 Закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).

Срок регистрации НКО

Порядок регистрации некоммерческой организации в общем случае предусматривает предоставление госуслуги по регистрации НКО в срок, не превышающий 23 рабочих дней (п. 8 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ):

  • 14 рабочих дней есть у Минюста или его территориального органа на принятие решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) и передаче сведений об этом в ФНС;
  • 5 рабочих дней дается ФНС на внесение сведений об НКО в ЕГРЮЛ и еще 1 рабочий день на отправку уведомления об этом в Минюст;
  • 3 рабочих дня дается Минюсту на выдачу НКО свидетельства о государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации некоммерческой организации

В число основных задач, решаемых Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами, входит осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

Полномочия по государственной регистрации некоммерческих организаций реализуются Управлением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», законами об отдельных формах и видах некоммерческих организаций, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Минюст России и его территориальные органы наделены полномочиями по принятию решения о государственной регистрации в отношении следующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций:

  • общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

  • общественные движения;

  • ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

  • фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

  • частные (в том числе общественные) учреждения;

  • автономные некоммерческие организации;

  • религиозные организации;

  • адвокатские палаты;

  • адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами;

  • нотариальные палаты.

Некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации.

При этом необходимо отметить, что политические партии и религиозные организации могут быть созданы только путем учреждения, в то время как остальные некоммерческие организации могут быть созданы также и путем реорганизации. Решение о создании некоммерческой организации в результате учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении его деятельности.

При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» допускает создание и осуществление деятельности общественных объединений без государственной регистрации, но в таком случае общественное объединение не приобретает статуса юридического лица.

Таким образом, создаваемые гражданами общественные организации могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобретать права юридического лица либо действовать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Порядок предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, и включает в себя следующие административные процедуры:

  • прием документов от заявителя;
  • рассмотрение представленных документов;

  • принятие решения по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов (заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов в двух экземплярах; устав в трех экземплярах и протокол (решение) в двух экземплярах);

  • выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию некоммерческой организации.

В процессе исполнения государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций Управлением проводится правовая экспертиза представленных для государственной регистрации документов на соответствие их требованиям Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

По результатам рассмотрения документов принимается решение либо о государственной регистрации некоммерческой организации либо об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, принятое территориальным органом Минюста России, является основанием для внесения налоговым органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

  • необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

  • выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

  • установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

При этом отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию юридического лица при создании уплачивается государственная пошлина – 4 000 рублей.

На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций возможно в электронной форме и обеспечено на Едином портале государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru.

Необходимо учитывать, что государственная пошлина не уплачивается за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

ЯКОВ МАКСИМЕНКО, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ-ЭКСПЕРТ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 11 (205) дата выхода от 20.11.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Некоммерческие организации

  • Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций
    • Переход на Портал НКО Минюста России
    • Рекомендации по работе
    • Часто задаваемые вопросы
    • Мультимедийные материалы
  • Нормативные правовые акты
  • Государственная регистрация некоммерческих организаций
    • Общие положения
    • Административный регламент
    • Формы заявлений для государственной регистрации и образцы их заполнения
    • Государственная регистрация в электронной форме
    • Общественные организации
    • Региональные отделения политических партий
    • Религиозные организации
    • Деятельность религиозных групп
    • Иные некоммерческие организации
  • Ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента
  • Ведение государственного реестра казачьих обществ
    • Общие положения
    • Административный регламент
    • Порядок ведения государственного реестра
    • Формы заявлений
  • Ведение реестра некоммерческих организаций — исполителей общественного полезных услуг
  • Оценка качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи
  • Предоставление информации о зарегистрированных организациях
    • Административный регламент
    • Формы заявлений
    • Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях
  • Контроль деятельности некоммерческих организаций
    • Общие положения
    • Административный регламент
    • План проверок некоммерческих организаций
    • Информация о результатах проверок некоммерческих организаций
    • Административная ответственность
    • Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций
    • Помощник по отчётности некоммерческих организаций
    • Формы отчетности
  • Противодействие экстремизму
    • Федеральный список экстремистских материалов
    • Перечень НКО, ликвидированных в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
    • Перечень НКО, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности
    • Что такое экстремизм? (памятка для некоммерческих организаций)
    • Памятка по недопущению использования НКО в целях финансирования терроризма
  • График приема граждан и документов
  • Справочная информация
  • Информация к выборам в Удмуртской Республике
  • Статистика

Реестр некоммерческих организаций в Минюсте

Реестр некоммерческих организаций на официальном сайте Минюста РФ

Реестр социально ориентированных НКО

Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Реестр некоммерческих организаций на официальном сайте Минюста РФ

Все действующие на территории РФ организации, в т. ч. некоммерческие, подлежат учету в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ, п. 3 ст. 13.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ). Наряду с ЕГРЮЛ, Министерство юстиции РФ (далее — Минюст) также ведет учет некоммерческих организаций (далее — НКО) в виде реестров:

  1. НКО — исполнителей общественно полезных услуг Минюста, т. е. социально ориентированных НКО (далее — реестр СО НКО).

Правила добавления и удаления НКО из реестра СО НКО регламентируются такими документами, как:

  • закон № 7-ФЗ (ст. 31.2);
  • Правила ведения реестра… и Правила принятия решения…, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 89.
  1. НКО, осуществляющих полномочия иностранного агента (далее — НКО ИА).

НКО включается в реестр ИА в соответствии:

  • со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ;
  • ст. 21 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ;
  • приказом Минюста России «О порядке…» от 30.11.2012 № 223.
  1. Действующих казачьих обществ РФ.

Правила учета казачьих обществ предусмотрены следующими актами:

  • Гражданским кодексом РФ (ст. 123.15);
  • законом № 7-ФЗ (ст. 6.2).
  • Указом Президента РФ «О государственном реестре…» от 09.08.1995 № 835.

Информация из каждого вышеуказанного реестра НКО доступна на официальном сайте Минюста РФ, в разделе «Информационный портал о деятельности некоммерческих организаций».

Реестр социально ориентированных НКО

Для того чтобы быть признанной социально ориентированной, НКО должна реализовывать любое из нижеуказанных направлений:

  • общественное обслуживание и защиту населения;
  • обучение граждан борьбе с последствиями природных и других аварий;
  • поддержку жертв природных и других аварий, национальных столкновений и т. д.;
  • защиту флоры и фауны;
  • защиту и поддержание исторических, экологических и иных значимых для общества мест;
  • бесплатное предоставление правовых услуг физическим лицам и НКО;
  • предупреждение действий физических лиц, угрожающих общественности;
  • благотворительную помощь и др. деятельность.

Любой из вышеуказанных видов деятельности НКО должна осуществлять на протяжении 12 месяцев и больше. Кроме того, НКО обязана вовремя уплачивать налоги, и в таком случае она может быть включена в реестр СО НКО. Данный статус предоставляет НКО возможность получить финансовую и иную помощь от государства.

В реестр НКО включается на 24 месяца, в дальнейшем добавление в реестр осуществляется по упрощенным правилам.

Реестр СО НКО содержит следующую информацию (п. 2 ст. 31.2 закона № 7-ФЗ):

  • название, адрес и имя руководителя НКО, ОГРН;
  • номер в налоговой системе;
  • вид и сумму оказываемой помощи;
  • период предоставления помощи;
  • название органа, оказывающего помощь;
  • сведения о деятельности, которой занимается СО НКО;
  • сведения о выявленных нарушениях СО НКО (при наличии).

Дополнительно в реестре также указываются (п. 8 Правил ведения реестра НКО…):

  • порядковый номер НКО в реестре;
  • Ф. И. О. и должность лица, которое может представлять интересы НКО без доверенности;
  • дата и номер решения Минюста об отнесении НКО к социально ориентированной.

Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Осуществление полномочий иностранного агента предполагает принятие НКО финансов и другого имущества от зарубежных организаций или физических лиц либо от отечественных организаций, финансируемых подобным образом. Такая НКО также должна фигурировать в политической жизни РФ (ст. 2 закона № 7-ФЗ).

Для получения статуса НКО ИА потребуется подписать заявление по форме, предусмотренной приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223.

ВАЖНО! Заявление представляется заблаговременно до начала реализации НКО такой деятельности. Вместе с заявлением подаются такие же документы, которые требуются при регистрации НКО.

Дополнительно о том, какие документы представляются на регистрацию, рассказывается в статье «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?».

На официальном сайте Минюста раскрывается следующая информация из реестра НКО ИА:

  • название НКО;
  • адрес руководителя;
  • Ф. И. О. и должность лица, представляющего интересы НКО без доверенности;
  • ОГРН;
  • филиалы НКО;
  • тип финансирования (зарубежное государство, орган, организация и т. д.);
  • цели использования финансов и другого имущества;
  • намерения и типы политической деятельности;
  • порядковый номер НКО в реестре и дата добавления в реестр;
  • окончание работы НКО.

Создание автономной некоммерческой организации (АНО) самостоятельно – пошаговая инструкция 2019

Только предупреждаю сразу – статья будет длинная. Зато, если вы её дочитаете до конца, ваши шансы успешно зарегистрировать АНО сильно повысятся. Так что наберитесь терпения. Для удобства ниже указал краткое содержание. Вы можете сразу перейти в нужный раздел. Если что-то покажется сложным и непонятным, потребуется моя помощь – пишите. С радостью помогу вам.

Еще один важный момент: ниже речь пойдет конкретно о моем опыте по регистрации АНО и о тех проблемах, с которыми столкнулся я лично. К моему удивлению, в свое время в интернете я не нашел адекватной и полной информации по этой теме. Как не нашел и корректных форм документов. Пришлось все делать самому. Надеюсь мои советы вам пригодятся.

Итак,

Что такое АНО. Плюсы и минусы в сравнении с другими некоммерческими организациями

Легальное определение АНО содержится в части первой Гражданского кодекса РФ.

Статья 123.24 ГК РФ говорит нам о том, что автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

В чем принципиальные отличия АНО от других юридических лиц?

1) Ключевая особенность – данный вид некоммерческих организаций предназначен прежде всего для ОКАЗАНИЯ УСЛУГ. Через оказание услуг должны раскрываться цель и предмет деятельности АНО в учредительных документах.

Это четко прослеживается из официального определения.

«созданная … в целях предоставления услуг в сферах …». (статья 123.24 ГК РФ)

При этом, не столь важно бесплатно или на безвозмездной основе будут оказываться услуги. Также не имеет значения физическим или юридическим лицам.

2) Важно учесть: АНО может оказывать НЕ ЛЮБЫЕ УСЛУГИ, как например коммерческие организации. Закон четко очерчивает возможные направления деятельности.

В услугах должна обязательно превалировать социальная направленность и польза для общества, некая общественная значимость.

Так, в форме АНО нельзя, например, заниматься оказанием бытовых или -бизнес услуг, которые в обычной практике принято отождествлять с задачами заработка денег (риэлторские услуги, чистка, уборка помещений, ремонт чего-либо и тд.), пусть даже они и полезны для общества. Если вы заявите нечто подобное в сдаваемых в Минюст документах — почти наверняка получите отказ в регистрации.

Для каких видов некоммерческой деятельности АНО подойдет лучше всего

Некоторые подсказки какого рода услуги по своей природе идеально вписываются в концепцию АНО можно найти в официальном определении

«… в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности» (статья 123.24 ГК РФ)

Таким образом в рамках АНО органично смотрится организация деятельности по следующим направлениям:

  • услуги в сфере образования и здравоохранения, учреждение клиник и школ (при получении соответствующей лицензии);
  • творческая и культурная деятельность, организация кружков по интересам, домов культуры;
  • проведение занятий для детей и взрослых,
  • организация разнообразных культурных мероприятий (представлений, концертов, выставок, мастер-классов) и продажа билетов на них;
  • организация спортивных секций;
  • научная деятельность, проведение исследований по заказу 3-х лиц.

К слову, всей этой деятельностью можно заниматься и через ООО, либо ИП. Что же движет учредителями при выборе АНО?

Как показывает мой опыт общения с учредителями, выбор останавливается на АНО ввиду того, что в законодательстве предусмотрена обязанность муниципальных властей и государства оказывать помощь некоммерческим организациям. Как ни странно, эта обязанность худо-бедно соблюдается. Особенно это относится к социально-ориентированным НКО, статус которого может получить и АНО. Я знаю множество конкретных примеров, когда учредители получали помещения в безвозмездное пользование для своей деятельности, либо получали их за символическую арендную плату.

А вот коммерческим организациям на такую помощь рассчитывать не приходится. Законодательство такой возможности не предусматривает.

Часто создание АНО требуется для официального оформления отношений с государственными или муниципальными учреждениями, чье имущество планируется использовать для проведения дополнительных занятий, организации секций. Например, аренда зала в школе для проведения занятий для детей в качестве факультатива. Без АНО или регистрации иной некоммерческой организации пользоваться таким имуществом легально сложно.

3) Из всех разновидностей некоммерческих организаций АНО проще всего регистрировать.

Создать АНО может всего один человек или юридическое лицо, в том числе другая некоммерческая организация, или несколько лиц. Это чрезвычайно удобно и сильно упрощает подготовку документов на регистрацию.

Так, для регистрации общественной организации требуется как минимум 3 человека (в некоторых регионах – 5 человек).

Для ассоциации – 2 человека.

Для регистрации благотворительного фонда по закону кажется, что достаточно 1, а на практике понадобиться минимум трое.

В АНО может быть 1 учредитель.

Учредитель АНО может принять в состав новых учредителей. Любой учредитель может её добровольно покинуть. Тут можно провести прямую аналогию с ООО. Т.е. учредители в рамках АНО могут свободно меняться.

При желании с участием АНО можно создавать целые системы юридических лиц наподобие холдингов.

Так, в моей практике был следующий пример: общественная организация ветеранов учредила благотворительный фонд для сбора средств на организацию реабилитационного центра (с целью оказания социальных услуг ветеранам) и они совместно (организация и фонд) учредили автономную некоммерческую организацию, которым юридически был оформлен сам реабилитационный центр.

4) Так как АНО — унитарная организация (не основанная на членстве) в ней не создается в обязательном порядке высший коллегиальный орган управления, как например в фонде или общественной организации. Можно не создавать попечительский совет, ревизионную комиссию. Законодательный требований в части построения системы управления минимум (относительно других видов НКО). Настроить управление в АНО можно очень гибко. Разрабатывать устав проще.

5) АНО может зарабатывать деньги на оказываемых ею услугах и заниматься благотворительной деятельностью, однако не может распределять полученную прибыль в качестве дивидендов, как ООО (что не запрещает тратить полученную прибыль на выплату заработной платы работникам).

Хоть АНО официально и входит в группу некоммерческих организаций, по факту она может почти без всяких ограничений заниматься бизнесом и при этом использовать привилегии своего некоммерческого статуса, претендовать на использование муниципального имущества, участвовать в грантах.

В этой части есть одна особенность, на которой спотыкаются очень многие учредители и юристы при подготовки документов на регистрацию:

АНО может заниматься ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, но не ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Не можете понять в чем тут разница?

Я тоже её сперва не увидел. Однако смысл здесь скорее не в значении слов, а в юридической терминологии и в небольшой законодательной путанице, которая произошла после поправок. Получилось, что по спец закону о некоммерческих организациях (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ) АНО может заниматься предпринимательской деятельностью (п. 2 ст. 10 7-ФЗ ), а по Гражданскому кодексу АНО может осуществлять только приносящую доход деятельность (п. 4 ст. 50 ГК РФ) . Это разночтение решается на практике в пользу Гражданского кодекса.

Вопрос тут только в юридической терминологии. Использовать в уставе фразу на подобие того, что АНО может заниматься предпринимательской деятельностью будет ошибкой. Скорее всего Минюст попросит фразу заменить на «АНО вправе осуществлять приносящую доход деятельность».

Вот такая маленькая тонкость.

6) В АНО нет жесткой региональной привязки при осуществлении деятельности. Это значит, что АНО после регистрации может вести деятельность где угодно, во всех субъектах страны. Это выгодно отличает АНО от общественных организациях. В них указание географии деятельности обязательно по закону, а для работы в более чем одном субъекте необходимо соблюсти ряд дополнительных требований.

Все это делает АНО самой востребованной формой некоммерческих организаций в России.

Нужно ли в АНО формировать уставный капитал

Нет, не нужно. Во всех видах некоммерческих организаций уставный капитал не формируется. Также в АНО не может быть долей учредителей.

Но не всё тут так просто. Есть важный момент.

П. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее требование:

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2)

Как известно минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей.

С учетом того, что большинство учредителей АНО так или иначе предполагают получать после регистрации хоть какой-то доход от оказываемых платных услуг, показать формирование некого имущественного фонда в документах все же стоит.

Чтобы выполнить данную норму будет достаточно добавить в протокол или решение об учреждении АНО пункт о том, что учредители обязуются после регистрации АНО в течение некоторого срока (например, в течение 4х месяцев) передать АНО имущество либо денежные средства в размере 10 000 руб.

Регистрировать АНО самостоятельно или обратиться к юристам

Тут выбор за вами. При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда это потребует от вас определенных усилий и времени. Ниже я постараюсь подробно расписать процедуру регистрации АНО, с какими сложностями можно столкнуться. Буду рад, если в комментариях вы что-нибудь добавите полезного от себя.

Но, перед тем как начну, хочу, чтобы вы обратили внимание на следующее.

Не думайте, что создать АНО также легко, как ООО, и для этого достаточно бездумно скачать формы документов из интернета, заполнить и сдать их в Минюст.

Это была моя основная ошибка при первой регистрации АНО. Я считался себя шибко умным юристом, хорошо подкованным в корпоративном праве и регистрации юридических лиц, но в итоге недооценил сложность задачи. Шаблоны документов (устав АНО, протокол о создании) я скачал из Консультанта+. Был абсолютно уверен, что они качественные и всё пройдет также легко, как с ООО.

Доработал. Сдал. А через 2 недели поехал их отзывать. От отказа меня спасло только то, что я позвонил в Минюст и поинтересовался как идет процесс рассмотрения документов. Как выяснилось специалист Минюста перечеркал все мои документы и предложил их добровольно отозвать, либо он напишет отказ. 20 минут мне потребовалось только чтобы записать на консультации все его замечания о том, что следует исправить в документах при следующей сдаче.

При повторном рассмотрении уже исправленных документов специалист Минюста нашел еще ворох замечаний, так что документы пришлось еще раз отзывать для исправления. Таким образом регистрация АНО прошла у меня только с третьей попытки.

К чему я клоню:

Даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства.

Перед сдачей съездите на консультацию в Минюст, покажите документы, задайте конкретные вопросы, если в чем-то сомневаетесь.

Все внимательно перечитайте и перепроверьте.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

Если все, что я написал до этого момента Вас еще не окончательно отпугнуло от самостоятельной регистрации — дерзайте :). Вот вам мои пара советов.

Порядок регистрации АНО

Шаг 1: Придумать корректное наименование АНО

В части наименования АНО применяются те же требования законодательства, что и к ООО или иному юридическому лицу.

Так, полное наименование АНО обязательно должно включать в себя фразу «Автономная некоммерческая организация».

Вы вправе предусмотреть также сокращенное наименование. Как правило оно начинается с аббревиатуры «АНО», а что будет далее – можно определить уже на свое усмотрение.

А теперь очень Важный нюанс:

в полном наименовании АНО обязательно должна раскрываться суть её деятельности. Это значит, что для любого постороннего человека должно уже по названию быть понятно в целом чем занимается АНО, какая у него специализация (помощь детям, организация молодежных концертов, спортивный клуб).

Данное правило следует из норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п. 1 ст. 4) некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Приведу наглядный пример.

Так недостаточно назвать АНО

Автономная некоммерческая организация «Луч света на небе».

Требованиям закона оно соответствовать не будет. Такое наименование Минюст скорее всего забракует, т.к. оно не раскрывает характер деятельности, не отвечает на вопрос, о чем АНО и для чего оно создано.

А если добавить:

Автономная некоммерческая организация Детский театр «Луч света на небе»

— проблема решается. Для чего это АНО создается примерно понятно.

Шаг 2: Определить юридический адрес АНО

В части выбора юридического адреса АНО применяются те же правила, что по ООО или любому другому юридическому лицу. Я заметил только одно отличие — адрес при регистрации АНО не проверяют также жестко, как при регистрации ООО. По крайней мере пока. На заявленный в регистрационных документах адрес с проверкой налоговые инспекторы, как правило, не выезжают.

Зарегистрировать АНО можно в капитальном строении:

офисе, производственном помещении;

либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что в нем прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор АНО.

В моей практике был случай, когда мы успешно зарегистрировали АНО в капитальном гараже, принадлежавшем учредителю, правда и сама НКО создавалось для организации автогонок. По другим видам деятельности я бы не рискнул указывать такой адрес.

Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей либо директора АНО, или может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию. Это не обязательное требование, но оно поможет избежать многих проблем при рассмотрении документов в Минюсте.

Не рекомендую указывать в качестве адреса жилое помещение, занимаемое учредителем или директором по договору социального найма или какую-либо иную недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Письменное согласие на использование вы едва ли получите, а без него могут возникнуть проблемы.

Шаг 3: Выбор кодов ОКВЭД при регистрации АНО

При регистрации АНО вы должны обязательно указать в заявлении р11001 коды видов деятельности, взятые из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)

Найти этот классификатор и подобрать коды вы без проблем сможете самостоятельно в интернете.

Но что следует обязательно помнить.

Сам классификатор группирует все виды деятельности в иерархичном порядке. Сначала идут самые общие двухзначные коды по основным направлениям деятельности. Далее они детализируются на более узкие категории, а те в свою очередь могут разбиваться еще на более узкие виды.

Пример:

03 Рыболовство и рыбоводство

03.1 Рыболовство

03.11 Рыболовство морское

03.11.3 Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях

Вам нужно брать коды, с детализацией не менее 4-х цифр

В указанном приме подойдут только

03.11 Рыболовство морское и

03.11.3 Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях

Из всех кодов ОКВЭД один должен быть определен как основной. Все остальные являются второстепенные. Это общие требования для регистрации всех юридических лиц

Какая есть специфика

1) Не гонитесь за количеством кодов ОКВЭД. Поскольку АНО создается для оказания услуг в некоммерческой сфере, далеко не все коды ОКВЭД вы в принципе сможете использовать.

ВАЖНО: указание кодов ОКВЭД, которые по своей сути не соотносятся с некоммерческой деятельностью и спецификой АНО могут повлечь отказ в государственной регистрации.

То же самое будет с лишними кодами по тем видам деятельности, которые в уставе вообще ни как не заявлены.

2) Все подобранные коды должны обязательно соотносится с характером деятельности АНО, целями создания и предметом деятельности, сформулированными в уставе.

Таким образом, хорошо подумайте какой код ОКВЭД указать в качестве основного. Второстепенные коды стоит указывать, только если вы действительно будете заниматься таким видом деятельности и он у вас будет отражен в уставе (в разделе о целях создания или в предмете деятельности).

3) Не рекомендую брать какие-либо коды по торговле, строительству и промышленному производству. По моему опыту Минюст их не пропускает.

4) Не рекомендую указывать коды из нескольких принципиально разных направлений деятельности. АНО — не тот вид юридических лиц, который может заниматься всем подряд. Коды «на всякий случай» указывать не желательно. Лучше обозначить только одну специализацию. Потому чем меньше кодов вы укажите, тем меньше шансов, что какой-нибудь из них Минюст не устроит.

5) Если берете коды из раздела об образовании или медицины, или из иного лицензируемого направления, будьте сразу готовы учесть требования этой отрасли законодательства к вашему АНО.

Дело в том, что многие области деятельности жёстко регулируются законодательством. В нем могут быть установлены свои специфические требования к субъектам этой деятельности: в части наименования, содержания учредительных документов и тд. Если вы берете ОКВЭД такой деятельности — будьте готовы проштрудировать соответствующую область законодательства и учесть его положения в документах.

Иначе придется либо менять ОКВЭД либо все документы подгонять под законодательные требования данной отрасли.

Шаг 4: Уплата государственной пошлины за регистрацию АНО

Пошлина за регистрацию АНО составляет 4000 рублей.

Реквизиты я рекомендую взять на сайте управления Минюста по вашему региону (раздел «регистрация некоммерческих организаций») либо непосредственно в управлении (обычно их публикуют на специальных стендах).

Шаг 5: Сбор пакета документов на регистрацию АНО

Стандартный пакет документов, который нужно представить в Минюст для регистрации АНО:

  • Расписка о сдаче документов на регистрацию в 2-х экземплярах (Один экземпляр с отметкой о принятии останется у вас);
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) (КНД 1111501) в 2-х экземплярах;
  • Решение об учреждении АНО (если один учредитель) в 2-х экземплярах;
  • Протокол об учреждении АНО (если учредителей несколько) в 2-х экземплярах;
  • Устав АНО в 3-х экземплярах (один экземпляр вы получите на руки после регистрации АНО);
  • Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.) в 2-х экземплярах;
  • *(необязательно) документы по адресу (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника).

Это минимально необходимый пакет. В разных ситуациях может потребоваться и что-то еще (учредители — юридические лица, иностранцы и тд.).

Что тут нужно учесть:

Правила заполнения заявления о государственной регистрации при создании АНО аналогичны ООО за тем исключением, что не нужно заполнять разделы об уставном капитале и долях учредителей (в АНО их не может быть).

С решением и протоколом — полная аналогия с ООО. Можно взять решение или протокол по регистрации ООО и довести до ума. Но и тут есть нюанс:

В отличие от регистрации АНО при регистрации ООО налоговая не проверяет и не анализирует юридическую корректность содержания таких документов. Проверяется только наличие всех реквизитов. А вот в Минюсте ваше решение прочитают очень внимательно. Если вы возьмете произвольно шаблон решения в интернете и заполните — скорее всего вас попросят его поправить.

По моим наблюдениям, шаблоны из интернета очень некачественные и без вдумчивой доработки никуда не годятся.

Все это справедливо также и для устава АНО.

Вообще корректно составить устав, да так, чтобы по нему не возникло ни одного замечания при проверке в Минюсте — почти невыполнимая задача. Разные специалисты Минюста при проверке могут найти разные ошибки даже, если шаблон устава уже успешно проходил регистрацию.

Позднее напишу обзорную статью по типичным ошибкам, допускаемым в учредительных документах АНО и других некоммерческих организаций.

Пока лишь дам общий совет — максимально скрупулёзно отнеситесь к проработке устава. Приведите его в полное соответствие с действующим законодательством. Бездумно содранный из интернета устав не пройдет регистрацию.

Шаг 6: Подача документов в регистрирующий орган

Подготовленный пакет документов сдается в Управление Минюста по субъекту, в котором расположен юридический адрес регистрируемого АНО.

Сшивать многостраничные документы не требуется, достаточно скрепить их скрепкой. Вот только не все специалисты Минюста знают об этом. В некоторых регионах до сих пор требуют сшивать документы.

Никакой двухсторонней печати! Все сдаваемые документы должны быть распечатаны только с одной стороны.

Заверение заявления о государственной регистрации АНО

Как и по любому иному юридическому лицу, при регистрации АНО действуют особые правила заверения подписей учредителей на заявлении о государственной регистрации.

Если учредители могут лично подать документы в Минюст — заявление на регистрацию нотариально заверять не обязательно. В таком случае подписывать заявление следует при специалисте Минюста непосредственно при подаче.

Если документы отправляются на регистрацию иным способом, например, почтой или через представителя по доверенности — заявление нужно нотариально заверить. При сдаче документов в Минюст через представителя по доверенности — она тоже подлежит нотариальному заверению.

Шаг 7: Контроль за рассмотрением документов по АНО в Минюсте

Полный срок регистрации АНО займет примерно 1 месяц.

После сдачи документов в Минюст документы в течение 14 рабочих дней будут находится на правовой экспертизе. Это самая ответственная и сложная стадия, на которой забраковываются большинство документов, особенно если их составлял новичок.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение. Периодически звонить и интересоваться есть ли ошибки.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов по АНО пройдет благополучно, документы уйдут автоматом (без вашего участия) в налоговую, где их также проверят по формальным признакам, проверят личности учредителей и директора. Если все в порядке, физические лица не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения об АНО будут официально добавлены в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата добавления таких сведений — по сути — день рождения нового АНО. С этого момента АНО официально приобретает статус юридического лица.

Если вы указывали телефон в заявлении на регистрацию (я настоятельно рекомендую его указать!), скорее всего вы узнаете об успешном завершении процедуры от назойливых менеджеров банков, звонящих с рекламными предложениями. Если начали звонить — можно расслабиться, АНО зарегистрирована!

Однако бежать в Минюст за готовыми документами еще рано. Налоговая документы о регистрации отправит обратно в Минюст. Получить полный комплект регистрационных документов можно будет через пару дней после этого в Минюсте (там же, куда вы их сдавали).

Что нужно обязательно сделать после регистрации АНО

— Изготовить печать.

Тут нет специфики, все как по ООО.

— Выбор системы налогообложения.

По умолчанию после регистрации АНО, она будет находится на общей системе налогообложения. Вы вправе перейти на УСН (доходы 6% / доходы-расходы 15%) подав заявление в налоговую в течение 1 месяца с момента создания (внесения сведений об АНО в ЕГРЮЛ). Иных специальных режимов налогообложения для АНО не предусмотрено.

— Сдача в налоговую сведений о среднесписочной численности работников.

Это нужно обязательно сделать не позже 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором АНО была зарегистрирована.

— Открытие расчетного счета.

Тут все также, как по ООО или ИП. Ну почти. Некоторые маленькие банки предпочитают не связываться с некоммерческими организациями.

Для открытия счета помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность директора (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации АНО — я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций . Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на обновления блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям.

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ?

Право на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом гарантируется свобода деятельности общественных объединений и провозглашается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, как юридических лиц. В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

В соответствии с пунктом 37 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

По состоянию на 01.04.2012, в ведомственном реестре Управления содержатся сведения о 490 некоммерческих организациях (в том числе о 303 общественных объединениях, 54 религиозных и 133 иных некоммерческих организациях).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее – заявитель) с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

За государственную регистрацию некоммерческой организации при ее создании уплачивается государственная пошлина в размере 4 тыс. руб.

Учредительными документами в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации и союза.

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Учредителями некоммерческой организации в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

В основе создания объединений в порядке статьи 30 Конституции РФ всегда находятся общие некоммерческие потребности и интересы объединяющихся лиц. Такие образования призваны способствовать развитию общественной активности и самодеятельности граждан, удовлетворению и защите их интересов нематериального характера.

Регистрация НКО — пошаговая инструкция 2019 года

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.

Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2019 году включает описание следующих шагов:

  1. Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
  2. Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
  3. Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
  4. Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.

Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций». Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6–11) закона № 7-ФЗ:

  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • госкорпорация;
  • некоммерческое партнерство и др.

Основные признаки НКО — это отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и выплаты дохода от деятельности участникам. Цели регистрации НКО общественно полезные из числа перечисленных в п. 2 ст. 2 закона № 7-ФЗ.

Состав документации, представляемой на регистрацию

В соответствии со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ для госрегистрации НКО представляются:

  • заявление по ф. Р11001 (Р12001 — в случае реорганизации) с указанием сведений об учредителях, кодах ОКВЭД, адресе, руководителе (см. подробнее в статье «Заявление о регистрации юридического лица»);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • решение о создании;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы о согласии правообладателя на использование имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ, полного наименования иного юрлица как части собственного наименования;
  • копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя — иностранного лица.

Решение об учреждении НКО

Решение об учреждение может быть выражено в разных формах:

  • Протокол собрания учредителей, в случае если учредителей несколько. Это характерно для корпоративных НКО (потребительских кооперативов, общественных организаций и др., п. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Таким образом могут создаваться и унитарные НКО (фонды, религиозные организации и др.).
  • Единоличное решение учредителя (например, фонда).
  • Нормативный акт (см. в качестве примера закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ о создании госкорпорации «Ростех»).

В данном документе приводятся основные решения, принятые при учреждении: о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления (например, в учреждении обязательно назначается руководитель, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и др. Он подписывается единоличным учредителем либо председателем и секретарем учредительного собрания. В последнем случае в протоколе отражается их избрание (1 вопрос повестки дня).

Учредительные документы НКО

В ГК РФ нет общих норм об учредительных документах для НКО. Необходимо руководствоваться ст. 14 закона № 7-ФЗ, которая предусматривает в качестве основного вида для подавляющего большинства НКО устав. Другой состав учредительных документов — у ассоциации или союза: устав и (или) учредительный договор (подробнее — в материале на сайте «НКО в форме ассоциации или союза»).

Допускается замена устава на положение для казенного учреждения, наличие учредительного договора для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций (АНО).

Основные положения устава НКО, а также образец такого документа приведены в статье «Устав некоммерческой организации — образец 2018 — 2019 года». При этом пункты устава должны соответствовать п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ и содержать:

  • наименование, указывающее на характер деятельности и организационно-правовую форму (ОПФ);
  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности (см. статью «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»);
  • порядок управления (структуру, полномочия органов);
  • условия членства;
  • источники формирования имущества и др. (имущественные отношения в НКО подробно раскрыты в статьях «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации» и «Членские взносы в некоммерческую организацию»).

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Требования к наименованию НКО

Указание на ОПФ НКО необходимо в том случае, если она не имеет разновидностей (видов), к таким относятся:

  • некоммерческое партнерство;
  • АНО.

Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.

В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.

Согласно абз. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) в названии общественного объединения должно содержаться указание на территориальную сферу его деятельности (как правило, в виде прилагательных: «Всероссийский…», «Самарский областной…» или «Владимирский региональный…», «Ульяновский городской…» и т. д.).

«Произвольная» часть наименования — собственно название НКО, которое формулируется по усмотрению учредителей по общим правилам для юридических лиц с ограничениями, установленными п. 1 ст. 54 ГК РФ.

Список учредителей НКО

Учредители НКО должны быть указаны в заявлении Р11001 (листы А–Г). В этом качестве могут выступать полностью дееспособные граждане и юрлица (п. 1 ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ установлены ограничения возможности учреждать НК. Так, не могут быть учредителями:

  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
  • лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Минимальное число учредителей определяется нормами об НКО соответствующей ОПФ или вида. Так, число учредителей общественной организации должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ), ассоциации (союза) — не менее 2 (ст. 123.9 ГК РФ), учреждение создается единолично его собственником (ст. 123.21 ГК РФ), число учредителей фонда не регламентировано ни ГК РФ, ни законом № 7-ФЗ.

На местах территориальные подразделения Минюста РФ нередко предлагают представить список учредителей на отдельном листе с указанием паспортных данных (для физлиц) или сведений о регистрации (по юрлицам).

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация – особенности». Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента).

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Общий срок регистрации НКО более длителен в связи с тем, что решение о регистрации принимается Минюстом РФ или его территориальным органом после проведения правовой экспертизы представленных документов. Движение документов согласно Регламенту выглядит следующим образом.

***

Итак, для государственной регистрации НКО необходимо представить заявление и документы (учредительные, решение о создании и др.) в территориальный орган Минюста РФ. После проведения правовой экспертизы принимается решение о регистрации и документы передаются в ФНС РФ для внесения сведений в ЕГРЮЛ. После возвращения документов в Минюст РФ и ведомственной регистрации документы выдаются заявителю.

Регистрация некоммерческого партнерства + необходимые документы

Создание некоммерческого партнерства (НП) предполагает его организационно-правовую форму (ОПФ) в виде ассоциаций или союзов (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это изменение установлено с 01.09.2014 Законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. документ упразднил регистрацию НП и внес поправки в главу 4 ГК РФ. Расскажем в статье, как проходит регистрация некоммерческого партнерства, какие документы для этого требуются.

Создаваться подобные объединения могут гражданами или юрлицами. Они построены на членстве и преследуют следующие цели:

  • защита общих и профессиональных интересов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и споров;
  • помощь юристов;
  • решение иных задач для обеспечения социальных благ в различных сферах деятельности (улучшение здоровья, благотворительность, развитие спорта и т. д.).

Инструкция по регистрации некоммерческого партнерства

Перед началом регистрации НП нужно определиться со сферой ее деятельности. Число организаторов должно быть не менее двух, максимальное их количество не ограничено. Читайте также статью: → “Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций». Для регистрации организации нужно последовательно пройти несколько этапов.

  1. Проведение общего собрания. Рассматривается вопрос создания партнерства, утверждается Устав, составляется учредительный договор.
  2. Оформление учредительных бумаг. Основным документом является Устав. По желанию может заключаться учредительное соглашение.
  3. Обращение в Минюст с пакетом бумаг.
  4. Передача документов в налоговую. Она проверяет бумаги. При отсутствии ошибок запись о создании юрлица вносится в ЕГРЮЛ.
  5. Выдача Минюстом свидетельства о регистрации заявителю.
  6. Изготовление печати.
  7. Получение уведомлений об учете в пенсионном фонде и ФСС.
  8. Присвоение статистических кодов.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки регистрации НП указаны в таблице:

Действие Ответственный орган Срок, раб. дней
Принятие решения зарегистрироваться, направление бумаг в ФНС Минюст 14
Внесение сведений в ЕГРЮЛ ФНС 5
Уведомление Минюста о формировании реестра ФНС 1
Выдача заявителю свидетельства Минюст 3

Документы, необходимые для регистрации

Для регистрации НП нужно подготовить комплект бумаг. Документы для создания НП представлены в таблице:

Документ Количество экземпляров
Заявление формы РН 0001 с подписью заявителя или учредителя, заверенной у нотариуса 1
Устав 3
Протокол создания, в котором утвержден Устав, состав учредителей и исполнительный орган 2
Данные об учредителях 2
Квитанция на уплату госпошлины в сумме 4 000 р. 1
Бумага, подтверждающая право использовать адрес местонахождения 1
Выписка из реестра зарубежных юрлиц 1

Если в названии НП фигурирует имя гражданина либо символика, относящаяся к интеллектуальной собственности, авторским правам РФ, нужно представить бумаги на право ее применения.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Органы регистрации некоммерческого партнерства

На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.

В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.

Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.

Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.

Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.

Налоги и бухгалтерский учет документов

Учет в НП ведется по общей методологии, отраженной в Законе о бухучете № 129-ФЗ, положениях по его ведению, плане счетов. Специфика работы описывается в учетной политике. НП не имеет уставного фонда. Имущество формируется за счет учредителей, выручки от продаж, дивидендов по акциям, пожертвований и взносов. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».

Доходы и расходы учитываются отдельно по поступлениям от предпринимательства и на уставные цели. Их отражают в книге учета. Если НП коммерцией не занимается, то она будет пустой. Все расходы по итогам отчетного периода списывают на сч. 86. На нем отражается движение средств целевого финансирования в разрезе источников их образования. По кредиту счета показывают поступления средств в корреспонденции со сч. 76. По дебету — их расходование.

НП платит налог на прибыль. Им не облагаются только целевые поступления. Бухгалтерская отчетность включает формы 1, 2, 6. Относительно налогов представляются данные по НДС, прибыли, имуществу, транспорту и земле. НП вправе применять УСН. При этом ежегодно в налоговую сдается соответствующая декларация.

Величина единого налога по УСН составляет 6% при налогообложении доходов и 15% — доходов, уменьшенных на затраты. Раз в год НП представляют в инспекцию справки формы 2-НДФЛ и сведения о численности персонала. Во внебюджетные фонды ежеквартально подаются отчеты: в пенсионный — РСВ-1, в ФСС — 4-ФСС. В Минюст партнерства отчитываются о дальнейшей работе и поступлениях целевых сумм.

Пример 1. Вступление в партнерство юрлица

ООО решило вступить в НП. Первоначальный целевой вклад составляет 280 тыс. р. Бухгалтер сделает записи:

  • Дт 76 Кт 86 280 000 — учтены обязательства принятого участника по внесению стартового взноса;
  • Дт 51 Кт 76 280 000 — поступил вступительный взнос на банковский счет.

Внесение средств в кассу оформляется приходным ордером. Чек пробивать не нужно, т. к. эта операция к реализации продукции отношения не имеет. Льготы по налогу на имущество для НП не предусмотрены. Оно вносит данный платеж на общих основаниях. При наличии транспорта с него также производится платеж в бюджет.

Причины отказа в регистрации

Отказать в регистрации НП уполномоченный орган вправе по основаниям, указанным в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях. К ним относятся:

  • несоответствие представленных документов законодательству РФ;
  • существует организация с аналогичным наименованием;
  • наименование унизительно по отношению к нравственности, религии, национальным чувствам граждан;
  • представление неполного комплекта документов;
  • учредитель НП не может им являться по законодательству;
  • решения о закрытии, реорганизации, изменениях в учредительных бумагах принято неуполномоченным лицом;
  • недостоверность поданных сведений;
  • не исправлены ошибки, из-за которых процедура регистрации была ранее приостановлена.

Отказать в постановке на учет Минюст вправе в течение двух недель со дня подачи бумаг заявителем. Его оповещают об этом письменно в трехдневный интервал с момента принятия решения. При несогласии отказ можно обжаловать в суде. В противном случае нужно исправить неточности и вновь подать документы в Минюст.

Преимущества и особенности некоммерческих партнерств

Создание НП имеет ряд положительных сторон:

  • участники не несут ответственность по обязательствам организации, и она не отвечает за долги членов;
  • право на открытие банковских счетов в РФ и за рубежом;
  • возможность иметь филиалы и представительства;
  • участники вправе получить при выходе из НП имущество или сумму, эквивалентную внесенным в качестве пая активам;
  • свобода в выборе структуры партнерства;
  • не определен имущественный минимум, его может не быть вообще;
  • экономическая поддержка от властных структур.

Пример 2. Товарищество собственников жилья

Товарищества собственников жилья стали очень популярны. Жители многоэтажек объединяются в добровольном порядке. Преимуществом такого партнерства является совместное решение актуальных жилищных проблем. Граждане самостоятельно устанавливают порядок уборки придомовых территорий, ремонта объекта, планируют расходы на содержание жилья, стремятся сократить их. Решения принимает высший управляющий орган — собрание участников.

НП имеет несколько отличительных черт:

  • членство формируется как из физических, так и из юрлиц;
  • возможность регистрации НП по прописке учредителя;
  • оказание посильной помощи и поддержки членам партнерства;
  • имеет имущественные права;
  • неограниченное количество учредителей;
  • вправе заниматься коммерцией для решения поставленных задач;
  • выход учредителя из состава организационной структуры не предусмотрен.

Члены НП участвуют в делах организации, получают сведения о результатах ее работы в порядке, утвержденном Уставом, при необходимости выходят из состава членов. По решению участников лицо может исключаться из НП.

Порядок ликвидации партнерства

Ликвидироваться НП может по решению учредителей, если истек срок, на который оно учреждалось, поставленные задачи выполнены или организаторы потеряли интерес к продолжению работы. Суд может закрыть НП, если оно занималось незаконной деятельностью, не исполняло постановления суда, нарушило законодательство. Для закрытия НП нужно выполнить ряд процедур. Читайте также статью: → “Способы и формы реорганизации некоммерческих организаций».

Порядок ликвидации партнерства представлен в таблице:

Действие Описание
Решение о закрытии Утверждается общим собранием или судом (принудительная ликвидация).
Назначение комиссии Выбирается группа лиц или единственный ликвидатор, которые отвечают за дальнейшие действия и решения, закрепленные подписями членов НП.
Подготовка бумаг Документы в течение трех дней подаются в орган регистрации.
Статья в СМИ В журнале «Вестник госрегистрации» указывают контакты НП и сроки предъявления претензий.
Составление предварительного баланса В нем сводятся воедино активы и пассивы. Это упрощает проверку налоговиков. Уведомление подается в инспекцию.
Погашение кредиторки Расчеты производятся по долгам. При несогласии с требованиями проблему решает суд.
Формирование ликвидационного баланса Если кредиторка погашена либо ее нет, документ будет аналогичен промежуточному. В ином случае они будут разниться на сумму выдвинутых требований.
Уплата пошлины Она равна 800 р. При банкротстве пошлина не платится.
Исключение из ЕГРЮЛ Это итоговый шаг. Нужно сдать документы в налоговую и получить свидетельство.

Если партнерство не занималось предпринимательством, его ликвидировать проще. При этом налоговая ревизия обычно не назначается. При принудительном закрытии решение суда можно оспорить.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Как формируется наименование НП?

Название должно указывать на ОПФ «ассоциация (союз)» или отсылку на применявшуюся до 01.09.2014 форму «НП».

Вопрос №2. Нужно ли перерегистрировать НП при смене адреса?

Сведения о местонахождении фигурируют в Уставе и выписке из ЕГРЮЛ. Для фиксации изменений в регистрирующую структуру пишется заявление формы Р 14001 и преподносится решение. Это следует сделать в трехдневный срок с даты принятия решения об изменении адреса.

Вопрос №3. В каком разделе Устава можно указать сведения о занятии предпринимательством?

Отражать данную информацию следует в пункте «Общие положения» либо «Правовое положение партнерства».

Вопрос №4. Имеют ли участники НП какую-либо выгоду от его деятельности?

Да. Они вправе пользоваться оказываемыми НП услугами и иметь заработок при оформлении трудовых отношений с партнерством.

Вопрос №5. Как государство поддерживает НП?

Оно закупает у организации товары, получает услуги для удовлетворения своих потребностей, предоставляет льготы.

Таким образом, зарегистрировать НП сегодня можно только в виде ассоциации и союза. Процедура требует тщательно подготовить нужные документы. После получения свидетельства можно приступать к работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *