Многие автовладельцы сталкивались с тем, что ГИБДД отказывает в постановке на учет автомобиля, у которого изменены идентификационные номера. А те, кто не сталкивался, все равно знают, что зачастую основанием для отказа в регистрации авто была даже заводская табличка, демонтированная при ремонте и впоследствии закрепленная на своем «родном» месте, но не заводским, а кустарным способом.
Такое положение вещей не было прихотью ГИБДД, а являлось следствием прямого запрета на регистрацию транспортных средств с измененной маркировкой, предусмотренного Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. 1001 и Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 07 августа 2013 605.
Так было до недавнего времени, однако в марте 2017 г. в указанные нормативные акты быливнесены изменения, смягчающие этот запрет.
Так, появилась возможность поставить на учет автомобиль, у которого идентификационные номера съела коррозия, что не так часть, но бывает. Либо машину, у которой в результате ремонта после аварии реальный идентификационный
номер был уничтожен и восстановлен кустарным способом, а такая ситуация встречается уже гораздо чаще.
Например, в результате аварии была повреждена та часть кузова автомобиля, на которой установлена заводская табличка с его идентификационным номером, моделью и номером двигателя, номером кузова, другими сведениями об этом автомобиле. Эта табличка крепится к кузову специальными клепками, используемыми только на заводе-изготовителе. И эту табличку пришлось при ремонте демонтировать, а потом установить на ее штатное место, но уже с использованием обычных заклепок.
Или другая ситуация. В результате аварии получает серьезные повреждения та часть
кузова автомобиля, на которой «выбит» его идентификационный номер и в ходе ремонта ее приходится полностью менять. Но вот беда — на новой детали отсутствуют заветная комбинация цифр и символов! Как правило в сервисе в таком случае поступают достаточно просто — вырезают их из старой детали ту часть, на которой нанесен VIN-номер и вваривают ее в новую.
Ранее такие автомобили поставить на учет было невозможно, да и продать тоже весьма проблематично, разве что только на запчасти, предварительно сняв его с учета для утилизации. Поправки в Правила и Регламент как раз предусматривают такой случай. Если эксперты криминалисты установили, что автомобиль остался
тем же, если другие маркировки соответствуют нанесенным, значит, криминала нет. И для такой машины не только возможно восстановление регистрации, но и полная реабилитация перед всем честным народом. Ей можно управлять, ее можно доверять, дарить, ее можно продавать и покупать. Это полноценное транспортное средство. То же самое касается съеденных ржавчиной номеров VIN или закрепленных кустарным способом заводских табличек.
Отдельный разговор об угнанных машинах. До сих пор для большинства автовладельцев была большая проблема. Если машину угнали, а потом нашли с «перебитыми» номерами, что с ней делать? Учет ей восстановят, но продать ее не будет возможности. Страховщики тоже смотрели на такой «подарок» от МВД довольно брезгливо. Кому нужен товар, который никому не нужен?
Поправки решают и этот вопрос. Если номера «перебиты», но криминалисты установили, что это именно тот, угнанный автомобиль, значит, его можно признать легальным. Пусть ездит по дорогам, пусть и с измененной маркировкой. В отношении его можно проводить все действия, которые возможны и для нормальных машин.
Ключевое здесь, как и в ранее описанных случаях, признание криминалистов. А для этого на машине должны сохраниться некоторые родные отметки. Ведь VIN наносится на автомобиле не в одном месте. Кроме того, если номер не спилен, его возможно восстановить по остаточным следам. А потом признавать в качестве основного вновь
нанесенный. Также есть масса других «меток», неизвестных большинству автовладельцев, зато хорошо знакомых специалистам, расположенных в самых неожиданных местах кузова автомобиля, по которым также можно легко идентифицировать авто.
Все эти решения были приняты после многочисленных постановлений Верховного суда по жалобам различных автовладельцев. Но, к сожалению, не всех автовладельцев новый регламент порадует. Дело в том, что замена кузова, даже в том случае, когда других терапевтических мер для его «лечения» не предусмотрено, приведет к отказу в регистрации транспортного средства. Это касается только легковых автомобилей, у которых все идентификационные номера нанесены именно на кузове.
Также новая редакция Правил и Регламента предписывает владельцу авто заявлять в ГИБДД об аннулировании регистрации в случаях тотального уничтожения автомобиля, списания его в утиль и прочих действий, выводящих машину за пределы правового поля России. Это сделано для того, чтобы потом не всплывали двойники давно почивших в бозе машин.
У многих водителей в полисе ОСАГО не заполнена одна графа, и за это можно получить штраф 800 рублей
Для постановки купленного автомобиля на учет в МРЭО и получения гос. номеров необходимо заранее приобрести в страховой полис ОСАГО. При этом, полис оформляется без указания гос.номера транспортного средства. После прохождения процедуры гос.регистрации многие водители не обращают внимание на отсутствие гос.номера в полисе ОСАГО, а зря…
На автомобильный форум написал водитель из г. Волгограда — Евгений, который попал в неприятную ситуацию, связанную с отсутствием гос.номеров в полисе ОСАГО. Когда инспектор остановил его для проверки документов, и попросил полис, то сразу же заметил, что полис недействителен, т.к. в нем отсутствует госномер, что карается штрафом в размере 800 рублей, согласно ст. 12.37 КоАП РФ. В итоге инспектор выписал протокол, Евгений указал в нем, что с нарушением не согласен, ему ещё предстоит обжаловать это постановление в суде.
Имел ли право инспектор выписывать штраф?
Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства №263 от 7 мая 2003г. именуемый также «Правила ОСАГО»:
Статья 17 предусматривает, что «при заключении договора ОСАГО страхователь не заполняет строку «гос.номер» только если к моменту получения полиса ОСАГО транспортное средство не было зарегистрировано. После гос.регистрации водитель обязан в течение 3-х дней сообщить страховщику информацию о гос. номере ТС, для внесения изменений в полис ОСАГО.
Как видим, обязанность вписывать гос.номер в полис ОСАГО действительно есть. Однако за её невыполнение штраф прямо не предусмотрен! Впрочем, если инспектор захочет «притянуть за уши» штраф, он это сделает, поэтому лучше перестраховаться — проверить полис на наличие гос.номера. И если его нет — съездить в страховую и вписать, чтобы не тратить потом время и нервы на обжалование протокола в суде.
ОСАГО и КАСКО от Тинькофф