Реальная налоговая нагрузка в России

Содержание

В экономике наблюдается стагнация, доходы населения не увеличиваются. Но при этом происходит постоянный рост налоговых поступлений в бюджет. Власти собирают с бизнеса все больше налогов.

Читайте об этом рассуждения Сергея Васильева, председателя совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в материале «Сергей Васильев: «Путин и Медведев создали идеальную фискальную машину».

В комментариях к этому материалу наши читатели из числа представителей бизнеса отмечают, что налогов они действительно стали платить больше. Но бизнесмены ищут способ выжить в непростых экономических условиях и намерены оптимизировать свое налогообложение.

Вот такой приблизительный план действий обрисовал вкратце один из наших читателей:

Налогов действительно начал платить в разы больше вот уже второй квартал подряд, но только НДС, но зато аж в 10 раз!

Мириться с этим я не собираюсь (как и большинство). Вопрос стоит так: или я найду до конца года новую приемлемую схему работы (варианты уже появились) или я прекращу работать и с нового года вместо налогов в бюджет 35 человек, включая меня, будут получать пособия по безработице из бюджета.

Теперь о новых схемах. Придётся использовать весь доступный арсенал.

Я производитель. Задача — нарастить входной (зачётный) НДС, уменьшить начисленный НДС, то есть выручку, получить источник чёрного нала не прибегая к обнальным конторам, для выплаты части зарплаты вчёрную для экономии на зарплатных налогах.

Во-первых, я нашёл некоторое количество людей, которые работают в чёрную и им нужно такое же сырьё как и мне. Я буду покупать для них, а они будут отдавать мне нал. Я получаю больше зачётного НДС, наличку для выплаты зарплаты без связи с помойками и при иэтом всегда заткну налоговую хоть с камералкой, хоть с выездной. «Лишнее» сырьё буду списывать через заниженные выхода годного по калькуляциям на продукцию, технологические потери при настройке оборудования и так далее.

Во-вторых, я перейду с ООО на ИП на ОСНО и буду платить не 20% налога на прибыль, а 13% НДФЛ, плюс меньше хлопот с выводом налички для выплаты чёрной части зарплат.

В-третьих, производственное ИП на ОСНО я открою не на себя, а на себя я открою ИП на УСН 6% и буду сдавать в аренду производственные цеха и оборудование ИП на ОСНО.

Так же уволю водителей и перепишу на них два авто (уже переписал). На них то же открою два ИП на УСН 6% и будут они мне оказывать транспортные услуги. Этим я сокращу необходимость в чёрной наличке. Так же проведу (уже веду) беседу с покупателями и всех кто согласится переведу на реализацию от ИП без НДС — сократиться выручка с НДС и сам НДС соответственно.

Кто может что-то добавить в мои задумки, буду благодарен.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/news/478616/

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

О том, как проводят выездную проверку, читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Влияние фискальной политики

На совокупный спрос

Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки (обозн. G), налоги (обозн. Tx) и трансферты (обозн. Tr). Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами (обозн. T). Все данные переменные включены в состав совокупного спроса (обозн. AD):

Y = A D = C + I + G + X n {\displaystyle Y=AD=C+I+G+Xn}

Потребительские расходы (C) делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода (Yd). Последние зависят от предельной нормы к потреблению (обозн. mpc), то есть на сколько увеличиваются расходы с каждой дополнительной единицы дохода. Таким образом,

C = C ( a u t o n o m o u s ) + m p c ∗ Y d {\displaystyle C=C(autonomous)+mpc*Yd} , где m p c = Δ C Δ Y d {\displaystyle mpc={\frac {\Delta C}{\Delta Yd}}}

Одновременно, располагаемый доход является разницей между совокупным выпуском и чистыми налогами:

Y d = Y − T {\displaystyle Yd=Y-T}

Из этого следует, что налоги, трансферты и государственные закупки являются переменными совокупного спроса:

Y = A D = C ( a u t o n o m o u s ) + m p c ∗ ( Y − T x + T r ) + I + G + X n {\displaystyle Y=AD=C(autonomous)+mpc*(Y-Tx+Tr)+I+G+Xn}

Следовательно, очевидно, что при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

На совокупное предложение

Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов.

Фискальная политика и состояние экономики страны

Бизнес-циклы в макроэкономике

Основная статья: Экономические циклы Абстрактное изображение бизнес-циклов в экономике

При любой экономической системе можно выделить циклические колебания: подъёмы и спады в экономике, вызванные шоками совокупного спроса и совокупного предложения и называемые бизнес-циклами, экономическими или деловыми циклами. Фазами бизнес-циклов являются подъём, «пик», рецессия (или спад) и «дно», то есть кризис. Наиболее глубокую рецессию называют депрессией. Нередко такие колебания деловой активности непредсказуемы и нерегулярны. Также существуют разные по периоду, частоте и размеру циклы деловой активности. Причины таких циклов могут быть самыми разными: от войн, революций, технологического процесса и поведения инвесторов до, например, количества магнитных бурь за год и рациональности макроэкономических агентов. В общем, такое нестабильное поведение экономики объясняется постоянным дисбалансом между совокупными спросом и предложением, общими расходами и объёмами производства. Теория бизнес-циклов приобрела большую популярность благодаря американскому экономисту Уильяму Нордхаусу. Большой вклад в развитие теории деловых циклов внесли такие люди, как Роберт Лукас, норвежский экономист Финн Кюдланд и американец Эдвард Прескотт.

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев.

Сдерживающая политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума.

Автоматическая и дискреционная

Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая своё состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за роста государственных расходов.

Другие недостатки

  • Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не в интересах государства.
  • Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике.

Примечания

  1. фискальная политика // Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Москва: ИНФРА-М, 2007
  2. 1 2 Матвеева Т. Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 446 — 447. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
  3. 1 2 3 David N. Weil. «Fiscal Policy» (англ.) // The Concise Encyclopedia of Economics : Статья.
  4. Grady, P. «Fiscal Policy» (англ.) // The Canadian Encyclopedia : Статья.
  5. 1 2 Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2004. — С. 247 — 251. — 444 с.
  6. 1 2 3 4 Матвеева Т. Ю. 4.4 Экономический цикл, его фазы, причины и показатели // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 216 — 219. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.
  7. 1 2 Олег Замулин, «Реальные деловые циклы: их роль в истории макроэкономической мысли.»
  8. Экономические циклы // Энциклопедия «Кругосвет».
  9. 1 2 Harper College Material. «Fiscal Policy» (англ.) : Лекция.
  10. Investopedia. «Definition of Crowding-out Effect» (англ.) : Статья.
  11. Edge, K. «Fiscal Policy and Budget Outcomes» (англ.) : Статья.
  12. Матвеева Т. Ю. 12.3 Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 458-459. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Налоговая нагрузка в 2019 году: как считать и когда ждать проверку

Налоговая нагрузка – это общая сумма налогов, которые компания должна уплатить в бюджет. Низкие показатели – верный способ попасть в план выездных проверок. Сверьте свои показатели с нагрузкой по видам экономической деятельности в 2019 году.

Одним из приоритетных направлений деятельности финансового директора является снижение суммы налогов к уплате. Ведь переплачивать государству, недополучая заработанную прибыль, не хочет ни один собственник. Особо ценятся те специалисты, которые могут в рамках законодательства, используя различные инструменты, приблизить сумму налогов к критическому порогу – среднестатистической нагрузке на бизнес, определенной фискальной службой по отраслям деятельности. Переход через пороговое значение будет чреват для предприятия выездной проверкой.

Скачайте и возьмите в работу:

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельностиЧем поможет: если нагрузка вашей организации меньше средних показателей по отрасли, то налоговики признают ее низкой и приедут в компанию с проверкой. Критерии, по которым отбирают кандидатов на выездную проверкуЧем поможет: понять, грозит ли компании налоговая проверка. Пояснения по факту снижения налоговой нагрузкиЧем поможет: объяснить налоговикам, почему у организации снизилась налоговая нагрузка.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности 2019

Каждый год ФНС публикует на своем сайте среднеотраслевые показатели по видам деятельности. Последняя информация, которую служба предоставила налогоплательщикам, это показатели за 2017 год. Компаниям нужно руководствоваться этой информацией, пока ФНС России не обновит данные. Сведения за минувший год служба обычно приводит в мае, то есть ждать показатели за 2018 год стоит в мае 2019 года.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2017 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых — всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение -всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Определить вид экономической деятельности фирма может по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Для каждого вида деятельности ФНС устанавливает свою нагрузку. Например, для производителей одежды она составляет 8,1 процента, а для производителей лекарств – 6,9 процента.

Возможна ситуация, когда компания не может найти свой вид деятельности в списке ФНС. Служба предусмотрела порядок действий для такой ситуация. Его она привела в своем письме от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@.

Служба рассмотрела случай, когда компания не может найти допустимый уровень налоговой нагрузки по своему виду деятельности. Так, на сайте ФНС отсутствует информация для курортно-санаторных организаций. В подобных ситуация служба советует ориентироваться на уровень налоговой нагрузки по России. По последним данным, он составляет 10,8 процента.

Формула налоговой нагрузки

Формула расчета общей налоговой нагрузки на бизнес в относительном исчислении проста:

Где: ННобщ – общая налоговая нагрузка

∑налог к уплате – общая сумма начисленных налогов за период, чаще за год

Выручка – выручка предприятия за аналогичный период

В включаются все виды применимых к предприятию налогов, а именно:

  1. Налог на прибыль.
  2. Налог на добавленную стоимость (читайте про то, как рассчитать НДС).
  3. Налог на имущество.
  4. Налог на доходы физических лиц.
  5. Транспортный налог.
  6. Земельный налог.
  7. Акциз.
  8. Единый налог (для УСНО).
  9. Единый вмененный налог.
  10. И т.д.

Внимание! В расчет нельзя включать:

  • социальные взносы;
  • другие взносы во внебюджетные фонды;
  • НДС налогового агента по ввозимым товарам;
  • таможенные пошлины;
  • штрафы и пени по налогам и сборам.

Показатели налоговой нагрузки на бизнес по экономическим видам деятельности обновляются ФНС на ежегодной основе и публикуются в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.

Пример расчета

Посчитаем плановую налоговую нагрузку на бизнес на примере производственного предприятия, занимающегося производством химикатов.

Таблица. Выдержки из прогнозного баланса предприятия на 31.12.2018, млн руб.

Статьи баланса

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

Активы

48 699,2

48 352,8

1

Внеоборотные активы

25 210,9

25 672,2

1,1

Здания и сооружения

18 837,4

17 977,2

1,2

Производственное оборудование

6 110,4

7 344,2

1,3

Офисное оборудование и мебель

201,1

217,6

1,4

Автотранспорт и прочее

21,4

92,4

Пассивы

48 699,2

48 352,8

Капитал и резервы

4 521,3

7 869,6

5,1

Уставной капитал

41,0

41,0

5,2

Нераспределенная прибыль

4 480,3

7 828,7

  • прибыль / убытки прошлых лет

-1 271,0

4 747,5

  • прибыль / убыток отчетного года

6 018,0

3 081,2

  • дивиденды

0,0

0,0

Прогнозная выручка с НДС за 2018 год составит 61 624 млн руб.

Доходы от внереализационной деятельности – 15,42 млн руб.

Прогноз по начисленным налогам представлен ниже:

  1. НДС – 2 304 млн руб.
  2. Налог на прибыль – 3 081,2 * 20% = 616 млн руб
  3. Налог на имущество – (25 210,9+25 672,2) / 2 * 0,022 = 560 млн руб
  4. НДФЛ – 246 млн руб
  5. Транспортный налог – 2,3 млн руб

Общая налоговая нагрузка на бизнес будет равна:

  1. В абсолютном выражении

ННобщ = 2 304 + 616+560+246+2,3 = 3 728 млн руб.

  1. В относительном выражении

НН общ = 3 728/ 61 624 = 6,05%

Согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, среднестатистическая нагрузка на предприятия химической отрасли за 2016 год составила 3,5%.

Значит, налоговая политика рассматриваемого предприятия выстроена корректно, но не оптимально. У предприятия есть резервы для снижения показателя на 2,4%.

Помимо общей нагрузки на бизнес, принято считать нагрузку по каждому виду налога. Такой более детальный расчет позволяет проанализировать структуру уплачиваемых государству налогов, выявить потери и резервы по налогам, наметить вектор развития налоговой политики.

Так как наибольший вклад в общую налоговую нагрузку вносят налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, рассмотрим расчеты по ним, снабдив их примерами.

Как контролировать налоговую нагрузку

Финансовому директору нужно пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка предприятия не отличалась от плановой и от среднестатистической по отрасли долее чем на 1% в меньшую сторону. В большую – пожалуйста, но это влечет за собой переплату по налогам.

Чтобы не вызывать подозрений у ФНС, нужно из года в год последовательно выполнять шаги:

  1. Свериться с текущим законодательством, узнать изменения, среднестатистическую нагрузку по отрасли.
  2. Спланировать нагрузку по каждому из налогов и в целом по предприятию на год.
  3. Наметить методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя. Закрепить их в налоговой политике.
  4. Контролировать выполнение плана и использование методов.

Периодический самостоятельный расчет налоговой нагрузки будет полезен по нескольким причинам. Во-первых, вы поймете, стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеете предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия. Или же примете решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки.

Во-вторых, вы сможете оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получите еще один понятный механизм оценки вашей работы со стороны собственников.

Расчет нагрузки по НДС

Расчет и оценка нагрузки по НДС сложнее и более неоднозначен. Показатели для расчета берутся из декларации по НДС за отчетный период.

Согласно указаниям ФНС, нормальной нагрузкой по НДС считается та, которая соответствует двум критериям:

  1. Сумма вычетов из налога, рассчитанного по налогооблагаемой базе, не должна превышать 89%.
  2. Общая сумма налоговой нагрузки по НДС документально не определена. Но, исходя из опыта выбора компаний для проведения выездных проверок, требования к нагрузке аналогичны налогу на прибыль. Сумма НДС, отраженного в декларации за отчетный период, отнесенная к налогооблагаемой базе, должна быть больше 1% для торговых компаний и 3% для остальных компаний.

Расчет производят по одной из двух формул:

Или

Где ННндс – налоговая нагрузка по НДС

Нбвнут – налоговая база по внутреннему рынку – сумма строк 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 графы 3 раздела 3 декларации по НДС,

Нбэксп – налоговая база по операциям со ставкой 0% – сумма строк 020 по всем кодам операций раздела 4.

В примере с химическим заводом, который не производит внешнеэкономических операций со ставкой НДС 0%, произведем расчет по первой формуле.

Прогнозная налоговая база по НДС, эквивалентная совокупной прогнозной стоимости по всем операциям продажи и авансам от заказчиков, равна 72 716 млн руб.

ННндс = 2 304 / 72 716 = 3,2%

Рассчитаем суммарные вычеты, повлиявшие на налог:

Исходный НДС:

72 716/1,18*0,18= 11 092

Итоговый НДС:

2 304

Вычеты:

11 092 – 2 304 = 8 788

Доля вычетов:

8 788 / 11 092 = 79,2%

Как видно из расчетов выше, прогноз по налоговой нагрузке по НДС составлен верно. Показатели полностью соответствуют запросам ФНС и находятся на минимально низких диапазонах.

Как пояснить снижение налоговой нагрузки

Прежде чем прийти в компанию с выездной проверкой, налоговики направят ей требование пояснить низкую налоговую нагрузку. Если такой запрос от контролеров проигнорировать, выездной ревизии уже вряд ли удастся избежать. Поэтому лучше объяснить налоговикам, почему у организации снизилась налоговая нагрузка. Разберемся, как правильно составить пояснения.

Налоговики будут анализировать налоговую нагрузку организации в динамике. Изменениями в течение года контролеры вряд ли заинтересуются. А вот если нагрузка фирмы снижалась на протяжении трех лет подряд, это будет подозрительно. Как раз в такой ситуации организация, скорее всего, получит требование о пояснениях.

Написать пояснение для налоговиков можно в свободной форме. Закон не установил какой-либо конкретной формы для этого случая. Главная цель организации – показать проверяющим, что у нее не было цели намеренно занизить нагрузку. В качестве хорошего пояснения ревизоры могут принять, например, повышение цен на товар или услугу поставщиком либо снижение спроса на продукцию, которую производит организация.

Не лишним будет приложить к пояснениям какие-либо документы, которые подтвердят ваше обоснование. Для этого подойдут, например, выписки из бухгалтерских регистров, копии организационно-распорядительных документов.

Завершите пояснение обещанием исправить ситуацию и повысить нагрузку в будущем. Если уверены в примерных дата, когда это можно сделать, покажите их. Но конкретные даты все же лучше не ставить. Если организация не уложиться в срок, у контролеров вновь возникнут вопросы к ней. В случае со снижением спроса на продукцию можно написать, что если ситуация изменится, компания поднимет отпускные цены.

Анализ и планирование налоговой нагрузки

Ориентируются ли налоговики на показатели налоговой нагрузки? Конечно. Анализ ФНС проводит, когда формирует план выездных поверок на следующий год.

Внимание налоговиков привлекают компании:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам.

Если компания выглядит «недобросовестной» в глазах налогового инспектора, то он направляет от имени ФНС официальный запрос с просьбой прояснить найденные несоответствия. Если ответ не удовлетворит инспектора, выездной проверки не избежать.

С другой стороны, анализ должен проводиться и внутри предприятия с целями своевременного обнаружения ошибок налоговой политики и выявления неэффективности.

В рассмотренной в примере ситуации:

  • общая налоговая нагрузка выше норматива на 2,5%;
  • по налогу на прибыль – ниже норматива на 2%;
  • по НДС – соответствует нормативу.

Финансовому директору в первую очередь стоит задуматься о выравнивании показателей и правильном распределении налоговой нагрузки между видами налогов и попутном снижении общего показателя.

Наиболее очевидным выходом из ситуации будет снижение налога на имущество с помощью таких методов как:

  • использование ускоренных методов амортизации;
  • лизинг;
  • продажа малоэффективного и не используемого оборудования, зданий, сооружений;
  • возможно, аренда оборудования;
  • снижение первоначальной стоимости основных средств;
  • переоценка основных средств;
  • использование налоговых льгот.

Благодаря реализации методов по снижению налога на имущество, предприятие получит возможность повысить нагрузку по налогу на прибыль и снизить при этом общую налоговую нагрузку, избежав пристального внимания ФНС.

В заключение отмечу, что финансовому директору не обязательно самостоятельно заниматься расчетами, анализом и планированием налоговой нагрузки. Так как за ведение налогового учета отвечает главный бухгалтер, логично будет включить эти функции в его должностную инструкцию. Вам нужно будет лишь запустить и контролировать процесс.

Гость, уже успели прочесть в свежем номере?

Источник: https://fd.ru/articles/159111-nalogovaya-nagruzka

Для нефтегазового сектора рост налоговой нагрузки не критичен, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главным образом налоговая нагрузка на сектор добычи в нефтяной отрасли выросла из-за роста цен на нефть, это особенность российской системы, говорит он: чем выше цена барреля, тем больше НДПИ. В отрасли давно привыкли к такой системе, кроме того, сейчас нефтяники прекрасно себя чувствуют из-за высоких цен на нефть и дешевого рубля, заключает эксперт.

Сопоставить данные ФНС по налоговой нагрузке год к году затруднительно: с 2017 года ФНС перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности ОКВЭД-2, в результате чего между отраслями произошла перегруппировка. Но сектора добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и, например, продовольствия и напитков не претерпели изменений.

Акцизы и ИТ

Почти в полтора раза за прошлый год выросла нагрузка на пищевой сектор (производство продуктов, напитков и табака), составив 28,2 против 19,7% в 2016 году. Причем если нагрузка на сырьевой сектор достигала и более высоких показателей, то для пищевого сектора это максимум с 2006 года (именно с этого года ведет учет ФНС). Причиной тому является рост акцизов на алкоголь и табак, отмечает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Впрочем, по словам заместителя гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, настолько высокий рост в данном секторе не объясняется даже растущими акцизами и выглядит скорее парадоксальным.

Нагрузка в области информации и связи достигла в прошлом году 16,4% (против 12,6% в 2016-м). По мнению Прониной из РАНХиГС, это обусловлено введением «налога на Google» (НДС в размере 18%, который с 1 января 2017 года должны уплачивать все иностранные ИТ-компании, ведущие деятельность на территории России). Сумма «налога на Google» для иностранных компаний по итогам 2017 года составит 9,4 млрд руб., говорил глава ФНС Михаил Мишустин.

Среди отраслей с высокой налоговой нагрузкой также можно выделить операции с недвижимым имуществом (21,3%), административную деятельность (15,4%), строительство (10,2%) и производство компьютеров и электронных изделий (12,5%).

Обещания​ властей

В целом налоговая нагрузка на российские компании в 2017 году выросла до 10,8% (против 9,6% годом ранее). При этом ФНС отдельно посчитала фискальную нагрузку по страховым взносам — за 2017 год она составила 3,6% от оборота компаний.

Министр финансов Антон Силуанов, занявший также пост первого вице-премьера в новом правительстве, неоднократно говорил (например, на Гайдаровском форуме в 2017 году), что налоговая нагрузка в экономике в ближайшие годы расти не будет. Отчитываясь на ежегодной коллегии своего ведомства в апреле, он заявил, что внедрение новых технологий и меры по обелению экономики позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/22/05/2018/5b02d71c9a79471b81d8351d

Реальная налоговая нагрузка на россиян

Как сообщает издание “Российская Газета”, несмотря на официально одну из самых низких налоговых нагрузок на физлиц в мире (всего 13% подоходного налога), реальная нагрузка в разы больше и достигает в отдельных случаях 61% с зарплаты.

Средняя зарплата россиянина составляет 33 тыс. р. в месяц. Из них 43% идет на подоходный налог и соцвзносы: 13% — подоходный налог, 22% — отчисления в Пенсионный фонд, 5.1% — в ФОМС и 2.9% — в ФСС.

  • Реформу страховых взносов решено пока не проводить (05.04.2016)

Это далеко не все. Даже просто с продуктов питания и бытовых товаров в пользу государства уходит еще от 10 до 19%. Косвенные налоги (НДС) составляют от 10% (с продуктов) до 18% (с промтоваров). По данным “Ромир”, эти категории товаров ежемесячно обходятся в 21 тыс. р., что означает, что 2.1-3.8 тыс. р. идут на налоги.

Дополнительными косвенными платежами в бюджет являются акцизы на табачные изделия, алкогольную продукцию, бензин: все они закладываются в цену, и все они также уплачиваются потребителями.

И это еще не все. Даже при отсутствии вредных привычек и личного автотранспорта все равно есть квартира, на которую приходится платить имущественный налог (0.5-1.3%). Не стоит забывать, что начиная с этого года рассчитывать его на основе кадастровой стоимости будут жители 28 регионов, а начиная со следующего года – еще 26.

Транспортный налог забирает около 1% дохода (регионы имеют право устанавливать свою ставку и порядок его уплаты).

В среднем, минимальный размер реальной налоговой нагрузки для россиянина – 53%. В случае наличия квартиры и машины – 55%. А если при этом хватает денег на регулярное обновление бытовой техники или частые поездки на машине, то верхний предел может быть в районе 61%. Большая часть из них все равно уплачивается работодателем, просто вычитается из зарплаты, и этих денег никто фактически не видит и даже не принимает в расчет при планировании расходов.

Источник: https://gaap.ru/news/149789/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *