Развитие прокуратуры на современном этапе

юридические науки

наука без границ • № 5 (22) • 2018

УДК 347

РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Тагаева Алина Базарбаевна, магистрант, Ошский государственный университет, Ош, Кыргызстан

В настоящей статье автор проанализировал некоторые вопросы состояния преобразований в системе органов прокуратуры Кыргызской Республики. Рассматривая данные вопросы, автор отмечает, что направлением развития прокуратуры должно стать усиление независимости прокуратуры от органов местной власти и управления.

Ключевые слова: система прокуратуры; реформирование; прокурорский надзор; прокурорское реагирование.

THE DEVELOPMENT OF THE PROSECUTOR’S OFFICE AT THE MODERN STAGE

Tagaeva Alina Bazarbaevna, the undergraduate, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Keywords: Prosecutor’s office system; reform; Prosecutor’s supervision; Prosecutor’s response.

Для цитирования: Тагаева А. Б. Развитие прокуратуры на современном этапе // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 151-153.

В нашей стране в последние годы сложились правовые основы деятельности надзорного органа — прокуратуры, которые формируют единую централизованную систему с вертикальным подчинением нижестоящих уровней вышестоящему и Генеральному прокурору Кыргызской Республики.

Система органов прокуратуры состоит из Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики; прокуратуры областей, города Бишкек и военной прокуратуры Кыргызской Республики; межрайонных, городских, районных и приравненных к ним специализированные прокуратуры. Создана и функционирует система многоступенчатой переподготовки и повышения квалификации кадров прокуратуры на базе Центра повышения квалификации

прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.

В то же время явно проявились недостатки и проблемы, которые присущи для последних лет и характерны для всей системы правоохранительных органов (борьба с преступностью в условиях повышения различных ее организованных форм, возникновение новых видов и форм преступлений в условиях либеральной экономики, отсутствие квалифицированных кадров).

Собралась группа не решаемых в течение длительного периода проблемы материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности органов прокуратуры. В связи с отсутствием достаточного финансирования продвинуть

наука без границ • № 5 (22) • 2018

юридические науки

реформирование по внедрению электронного документооборота, новых информационно-коммуникационных технологий не представляется возможным. Еще и сохраняются проблемы с полным бюджетным финансированием отдельных статей по содержанию органов прокуратуры.

Дальнейшее развитие прокуратуры по-разному видится различными юристами, практическими работниками, государственными служащими. Концепция разви-

1 ^ тия прокуратуры1 на переходный период

отчасти отражена в Законе о прокуратуре

Кыргызской Республики2 .

За основу реформы системы прокуратуры были взяты идеи концептуального характера. В первую очередь, речь идет об укреплении функции правовой защиты прокуратуры. Становление демократического государства невозможно без соответствующей охраны и защиты прав граждан и их законных интересов.

Закон о прокуратуре Кыргызской Республики в редакции 2016 г. выделил в качестве отдельной функции надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Вместе с судебной защитой охрана конституционных прав граждан посредством механизма прокурорского реагирования выступает одним из инструментов сформирования правового государства. При этом следует учесть, что интересы государства и отдельного человека в правовом государстве не могут противоречить друг другу.

Важным направлением развития прокуратуры должно стать усиление независимости прокуратуры от органов местной власти и управления. Что не маловажно на всех ее этапах развития и деятельности, но, тем не менее, в ходе перемен при усиле-

нии сепаратистских тенденций на местах органы прокуратуры становятся одним из рычагов укрепления законности. Необходимо отметить, что работа системы прокуратуры, которая направлена в последние года на приведение в соответствие с законодательными актами и с основным законом государства является проявлением именно этого направления, закрепленного в Комплексных основах развития.

Важным направлением реформирования системы прокурорского надзора выступает его усиление по исполнению законов в экономических отношениях. Тенденции на выведение надзора из сферы отношений экономики под предлогом государственного невмешательства в развитие рыночных механизмов и предпринимательства может привести к повышению злоупотреблений и преступлений в данной области. Несомненно, система прокуратуры не имеет права вторгаться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и тем самым подменивать собой органы их управления. Вместе с тем, предложения замены прокурорского надзора контролем министерства и ведомств представляются неверными. Так как посредством прокурорских проверок в основном выявляются нарушения закона в деятельности хозяйствующих субъектов, учреждений и их должностных лиц, которые могут быть устранены средствами прокурорского надзора. Ориентироваться на опыт отдельных европейских стран, где аналогичные функции выполняют министерства и иные органы исполнительной власти, не позволяют учитывать особенностей современной экономической и политической обстановки в Кыргызской Республики.

1 Концепция развития органов прокуратуры Кыргызской Республики на период до 2005 года. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 марта 2003 года N 101.

2 Закон КР «О Прокуратуре КР» от 17 июля 2009 года № 224 // В редакции Закона КР от 5 марта 2016 года № 19 // Эркин-Тоо» № 19 от 05.03.2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юридические науки

наука без границ • № 5 (22) • 2018

Никакой другой орган исполнительной государственной власти, в отличие от прокуратуры, не имеет на сегодняшний день полномочий относительно выявления и устранения нарушений закона с правом принятия решений. При этом, не ограничиваясь принесением протеста на неправомерный акт или представлением на незаконность действий (бездействий) должностных лиц, но и правом возбудить уголовное дело и передачей их расследования в случаях, если данные нарушения содержат в себе признаки состава преступления. Полагаем, что перевод всех этих полномочий государственным органам исполнительной власти является преждевременной, а также неприемлем с позиции

экономической безопасности государства.

Меры по реформированию органов прокуратуры предполагают реализацию реформ с учетом правовой традиции и исторического опыта Кыргызской Республики, а также приемлемого положительного опыта деятельности прокуратуры за рубежом. Игнорировать большой опыт прокурорской надзорной деятельности было бы ошибочным так же, как и пренебрежение достижениями зарубежных прокурорских систем. Последующие внесения в законодательство изменений должны быть взвешенными и продуманными в целях избегания побочных, негативных последствий преобразований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мамазакиров Р. У О способах рационального использования средств юридической техники в указах Президента КР // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2010. Т. 10. № 4. С. 60-62.

УДК 342 41

Ульянов А.Ю. *

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ

Ульянов А.Ю. О перспективах развития российской прокуратуры. — Статья .

Статья посвящена анализу президентского законопроекта о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» . В статье автор предпринимает попытку определить конституционно-правовое положение прокуратуры в системе государственной власти, обосновывает необходимость принятия поправок к Конституции Российской Федерации, связанных с корректировкой конституционных положений о прокуратуре . По мнению автора, предлагаемые поправки имеют важное конституционное значение и направлены на укрепление национальной безопасности страны

Ключевые слова: конституция, президент, прокуратура, государственная власть

UlyanovA.Y. On the development prospects of the Russian prosecutor’s office. — Article .

Keywords: constitution, president, prosecutor’s office, state power.

Ульянов О.Ю. Щодо перспектив розвитку російської прокуратури. — Стаття .

Статтю присвячено аналізу президентського законопроекту про внесення доповнень до Конституції Російської Федерації «Про Верховний Суд Російської Федерації та прокуратуру Російської Федерації» У статті автор намагається визначити конституційно-правове положення прокуратури в системі державної влади, обґрунтовує необхідність прийняття доповнень до Конституції Російської Федерації, пов’язаних з коректуванням конституційних положень про прокуратуру. На думку автора, запропоновані доповнення мають важливе конституційне значення та спрямовані на зміцнення національної безпеки країни

Ключові слова: конституція, президент, прокуратура, державна влада.

7 октября 2013 года Президентом Российской Федерации в Государственную Думу внесён проект Закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»**. По нашему мнению, предлагаемые поправки не только выступают системным продолжением государственных преобразований, направленных на развитие институтов суда и прокуратуры, но и являются важной вехой в укреплении национальной безопасности страны . В настоящей статье остановим-

ся на новеллах, касающихся корректировки конституционных положений о прокуратуре

В сложном процессе укрепления российской государственности прокуратуре отводится особая роль . Вместе с тем дискуссионным остаётся вопрос о месте прокуратуры в системе государственной власти. Так, некоторые авторы полагают, что прокуратуру следует отнести к судебной власти . Другие учёные считают, что про-

* Ульянов Александр Юрьевич — аспирант Национального исследовательского Томского государственного университета, г. Томск, Россия .

** За двадцатилетнюю историю Конституции новой России — это третий по счёту Закон о поправках.

куратура скорее ближе к законодательной власти, поскольку следит за соблюдением законов и подотчетна в своей деятельности парламенту . Широкое распространение в последнее время получило мнение о том, что прокуратура не входит ни в одну ветвь власти и, осуществляя надзор за исполнением законов от имени государства, относится к особой, контрольно-надзорной власти .

Анализ конституционных актов показал, что во всех конституциях советского периода прокуратура была неразрывно связана с судебной системой В первой союзной Конституции 1924 г. в главе седьмой «О Верховном Суде СССР» упоминалось о Прокуроре Верховного Суда СССР, на которого была возложена обязанность давать заключения, поддерживать обвинение в Верховном Суде СССР и в случае несогласия с решениями пленарного заседания опротестовывать их в Президиум ЦИК СССР. В Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. уже имелась глава «Суд и прокуратура». В Конституции РСФСР 1978 г. глава «Прокуратура» вошла в раздел «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». Основная функция прокуратуры, закрепленная на конституционном уровне в советский период, — это высший надзор за точным и единообразным исполнением законов Стоит отметить, что в советских конституциях также получил своё закрепление принцип независимости органов прокуратуры от местных органов власти

В не простой переходный период, который переживала российская государственность в начале 1990-х гг., роль и место прокуратуры получили неоднозначную оценку, в том числе и со стороны разработчиков проекта новой конституции Так, в президентском проекте Конституции РФ в главе «Правосудие» появилась статья о прокуратуре В проекте, предложенном Конституционной комиссией, похожая статья была включена в главу «Судебная власть». Генеральная прокуратура РФ тогда предлагала

создать особую главу о прокуратуре, но в статью 129 Конституции РФ поместили часть о том, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом . И вот спустя 20 лет после принятия Конституции Президентом России предлагаются поправки, существенно корректирующие конституционно-правовое положение, организацию и порядок деятельности прокуратуры

Внесение названного проекта, главным образом, связано с озвученной Президентом инициативой об объединении высших судов в единый судебный орган -Верховный Суд Российской Федерации*. Как указано в обосновании к проекту, реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике**

Одновременно предусматривается внести изменения в статью 129 Конституции Российской Федерации (глава 7 «Судебная власть»), которая касается прокуратуры. Предлагается установить, что заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Рос-

* В целях совершенствования судебной системы и укрепления ее единства предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, который также осуществлял бы в предусматриваемых федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики .

сийской Федерации . Прокуроры субъектов Российской Федерации, а также иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации При этом назначение на должность прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации

Наименование главы 7 предлагается изложить в следующей редакции: «Судебная власть и прокуратура»*. Думается, что предложенное Президентом наименование седьмой главы поставит точку в многолетних дискуссиях конституционалистов по поводу отнесения прокуратуры к судебной власти, теперь прокуратуру предлагается рассматривать как самостоятельную структуру, наряду с судебной властью

Сейчас, спустя 290 лет после создания надзорного ведомства, глава государства предлагает поставить институт прокуратуры «во главу угла»**, наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, предлагает Об этом, во многом, свидетельствует и содержание поправок в статью 129 Конституции. На самом высоком, конституционном уровне закрепляется перечень должностных лиц органов прокуратуры, которые назначаются напрямую Президентом Российской Федерации Одновременно расширяется круг лиц, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента, к числу которых помимо Генерального прокурора Российской Федерации предла-

* Примечательно, что подобное наименование главы содержалось в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

** Здесь автор имеет ввиду структурные особенности Конституции

гается также отнести его заместителей Их назначение верхней палатой парламента (в которой представлены все субъекты Федерации) вполне согласуется с порядком наделения полномочиями судей высших судов, что ещё раз подчеркивает высокий статус прокуратуры как конституционного органа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему глубокому убеждению, назначение прокуроров субъектов Президентом Российской Федерации (особенно в условиях перехода к выборам губернаторов) вполне оправданно с позиций укрепления единства государственной власти и развития российской государственности. Но это вовсе не значит, что Генеральный прокурор не справлялся с этой важной задачей . На наш взгляд, причины столь существенных поправок могут заключаться в следующем

Так, в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации Президент как Верховный Главнокомандующий назначает высшее командование Вооруженных Сил России Президентом также назначаются лица высшего начальствующего состава органов внутренних дел*** . Таким образом, применительно к прокуратуре начинает работать принцип, известный ещё со времён царской России, согласно которому «генеральский чин жалуется лично Государем»

Помимо этого предложенный порядок назначения прокуроров согласуется с порядком присвоения классных чинов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21. 11 . 2012 г. № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»****

*** Часть 1 статьи 27 Федерального закона от 30 . 11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

**** Согласно установленному порядку классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса (соответствуют высшим офицерским званиям) при-

Представляется, что Президент как глава государства и гарант Конституции мог бы лично назначать и иных прокуроров, призванных, как «Государево око», надзирать за соблюдением федеральных законов на местах Тем более что практика по наделению полномочиями судей федеральных судов всенародно избранным Президентом, на наш взгляд, себя вполне оправдывает (хотя количество федеральных судей значительно превышает численность прокуроров). Именно поэтому думается, что прокурор, как блюститель законности, должен, как и судья, назначаться непосредственно главой государства

Вместе с тем предложенный Президентом проект вызывает некоторые вопросы с точки зрения организации деятельности прокуратуры

Во-первых, предполагается, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры по-прежнему будут определяться федеральным законом . Есть мнение, что такое положение не вполне способствует реализации правового статуса прокуратуры как конституционного органа, наделенного полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов на всей территории Российской Федерации

На наш взгляд, организационноправовые основы деятельности прокуратуры должны быть закреплены в Конституции (как это было, к примеру, в конституциях советского периода), а конкретные полномочия и порядок деятельности прокуратуры следует закрепить не в федеральном законе, а в федеральном конституционном законе (принятие которого предусмотрено частью 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации)

Во-вторых, возникает вопрос, по какой причине из проекта исключены положения части 1 статьи 129 Конституции, закре-

сваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации

пляющие статус прокуратуры как единой централизованной системы, основанной на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Вероятно, что составители представленного Президенту проекта поправок исходили из принципа подотчетности прокуроров непосредственно главе государства (который станет их назначать), забыв при этом о принципах единства и централизации, которые являются основополагающими в деятельности прокуратуры и конституционное закрепление которых в немалой степени способствует реализации прокурорами полномочий от имени государства Воспринимая идею авторов проекта о подотчетности прокуроров Президенту, часть 1 статьи 129 Конституции, по нашему мнению, могла бы выглядеть следующим образом: «Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, который подотчетен Президенту Российской Федерации» .

В-третьих, прокуратура, как федеральная система органов, по нашему убеждению, не может нуждаться в протекции региональных органов власти при решении вопроса о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации Включение конституционного положения о предварительном согласовании кандидатур прокуроров субъектов с регионами, на наш взгляд, препятствует реализации Президентом своих полномочий как главы государства и гаранта Конституции

К сожалению, не предполагается по проекту и наделение Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, хотя таким правом наделены большинство прокуроров субъектов Федерации При этом практика показывает, что прокуроры крайне взвешенно подходят к внесению законопроектов в региональные парламенты,

при подготовке проектов ими постоянно изучается федеральное законодательство, предусматривающие внесение поправок в законы субъектов Федерации, анализируется прокурорская и судебная практика по вопросу инициирования, предложенные к рассмотрению законодательных собраний проекты тщательно прорабатываются, а при необходимости проходят процедуру предварительного обсуждения и согласования с заинтересованными ведомствами Конечно же, наделение прокуроров субъектов правом законодательной инициативы обусловлено задачами надзора за законностью правовых актов, принимаемых на региональном уровне, что, на наш взгляд, не умаляет права Генерального прокурора Российской Федерации быть инициатором рассмотрения законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания по вопросам деятельности прокуратуры

Как видим, предложенный Президентом проект Закона о поправке к Конституции является системным продолжением государственных преобразований, направленных на развитие институтов суда и прокуратуры, укрепление авторитета государственной власти на местах, обеспечение

единообразной судебной и правоприменительной практики, формирование единого правового пространства на всей территории Российской Федерации

Список литературы

1. Точиловский В .М . О концепции прокурорской власти / В .М . Точиловский / / Советское государство и право — 1990 — № 9 -С . 43-48.

2. Долежан В. В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис. …д-ра юрид. наук — М , 1991

5 Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации (материалы парламентских слушаний) — М , 2008

Органы прокуратуры в нашей стране – одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества – законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам – осужденным, лицам, проходящим наказание.

В соответствии со статьей 1-ой Федерального Закона о Прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202-1, Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации .

Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

На современном этапе общественных преобразований приоритетным, требующим особого внимания органов прокуратуры, являются:

  • защита конституционных основ Российской Федерации, её целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны;
  • соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности. Однако в настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры с конституционного правового поля.

Система органов прокуратуры – одна из несущих опор нашего государства и от определения её места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России. В настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям – от попыток растворения ее независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева».

Основная проблема прокуратуры заключается в том, что она обречена на теснейшую связь с развитием политических процессов, на сотрудничество с органами политической, государственной власти. Поэтому продолжающееся формирование ветвей власти в России в настоящее время заставляет каждую из них стремиться установить контроль над органами прокуратуры. А если такой контроль не получается, то устранить ее из системы государственной власти вообще, расчленив и видоизменив ее функции, передать их любому другому подконтрольному учреждению, например, ведомству Уполномоченного по правам человека либо Министерству юстиции и т. д. .

Совершенствованию института взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и муниципальными органами в сфере обеспечения законности должны способствовать:

  1. организация взаимодействия информационных систем органов прокуратуры, органов государственной власти и муниципальных органов;
  2. обеспечение комплексного подхода к проблеме осуществления взаимодействия;
  3. совершенствование контроля и руководства этой деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур;
  4. оптимальное распределение нагрузки на сотрудников, обеспечивающих реализацию полномочий по осуществлению взаимодействия (правильное распределение обязанностей);
  5. совершенствование его методического обеспечения;
  6. совершенствование профессионального мастерства прокурорских работников, а также государственных и муниципальных служащих;
  7. совершенствование работы в органах прокуратуры, органах государственной власти и муниципальных органах по подбору и расстановке кадров;
  8. совершенствование его научного обеспечения;
  9. внедрение в деятельность органов прокуратуры, органов государственной власти и муниципальных органов инновационных технологий;
  10. совершенствование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Направления совершенствования законодательства о прокуратуре: .

  1. повышение статуса прокуратуры как централизованного, правозащитного органа, повышающих статус прокурорских работников
  2. наделение прокуроров дополнительными правами необходимым им для выполнения своих функций
  3. повышение обязанности исполнять закон, требования прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина
  4. более обстоятельная детализация надзорных и иных действий прокуроров
  5. усиление зашиты прокурорских работников от нежелательного воздействие, и посягательств заинтересованных лиц. криминальных элементов
  6. обеспечение более тесных взаимосвязей прокуратуры с судебной властью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *