Разрешение на археологические раскопки

Содержание

Об утверждении методических рекомендаций по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории Республики Мордовия

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ТУРИЗМА И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 21 декабря 2018 года N 342
Об утверждении методических рекомендаций по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории Республики Мордовия

В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом Республики Мордовия от 07.09.2011 N 54-З «О государственной охране, использовании, сохранении, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Мордовия» приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по предотвращению несанкционированных археологических полевых работ на территории Республики Мордовия.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия.

Министр
А.М.ЧУШКИН

Методические рекомендации по предотвращению проведения несанкционированных археологических полевых работ на территории Республики Мордовия

Утверждены
приказом Министра
культуры, национальной политики,
туризма и архивного дела
Республики Мордовия
от 21.12.2018 N 342

I. Общие положения

1.1. Целью настоящих Методических рекомендаций по предотвращению проведения несанкционированных археологических полевых работ на территории Республики Мордовия (далее — Методические рекомендации) является разъяснение порядка действий при выявлении случаев проведения несанкционированных археологических полевых работ или незаконного оборота археологических предметов (далее — противоправная деятельность в области археологии).

1.2. Согласно пункту 3 статьи 49 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ) все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности. Свободный оборот таких предметов на территории Российской Федерации является незаконным.

1.3. Год археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок (далее — археологические полевые работы). (Признаки археологических полевых работ указаны в разделе V настоящих Методических рекомендаций.

1.4. Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в рамках археологических полевых работ.

1.5. Согласно статье 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ под археологическими полевыми работами понимаются работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов.

1.5.1. Археологические полевые работы проводятся на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации сроком не более чем на один год, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 127 «Об утверждении правил выдачи, приостановления и прекращена действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия». Образец разрешения (открытого листа) указан в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

1.5.2. К видам археологических полевых работ относятся археологические разведки, наблюдения и раскопки, определения которых указаны в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

1.5.3. Археологические полевые работы могут проводиться как на территориях объектов археологического наследия (далее — ОАН), так и за их пределами.

1.6. Согласно статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ под ОАН понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои). ОАН являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к ОАН культурные слои.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

1.7. ОАН могут относиться либо к объектам культурного наследия федерального значения, либо выявленным объектам культурного наследия.

1.8. Работы, производимые с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, являются несанкционированными археологическими полевыми работами.

II. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы организации и проведения археологических полевых работ, а также квалификации составов правонарушений при выявлении случаев противоправной деятельности в области археологии

2.1. Федеральный закон N 73-ФЗ (статьи 3, 4, 45.1, 49, 50).

2.2. Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.4. Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 243.2, 243.3) (далее — УК РФ).

2.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.14, 7.15, 7.15.1) (далее — КоАП РФ).

2.6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3 «О полиции».

III. Рекомендации для должностных лиц органов внутренних дел в случае выявления признаков противоправной деятельности в области археологии

3.1. За проведение археологических полевых работ без разрешения (открытого листа) уголовная ответственность предусмотрена за:

согласно части 1 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя;

согласно части 2 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия;

согласно части 3 статьи 243.2 УК РФ поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле Или под водой проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

3.1.2. Согласно части 1 статьи 243.3 УК РФ к уголовной ответственности привлекаются исполнители работ за уклонение от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством Российской Федерации обнаруженных предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере, обнаруженных при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа).

3.2. За проведение археологических полевых работ без разрешения (открытого листа) административная ответственность предусмотрена за:

согласно части 1 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом);

согласно части 2 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических целевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), повлекших по неосторожности повреждение или уничтожение ОАН, выявленного ОАН;

согласно части 3 статьи 7.15 КоАП РФ ведение археологических полевых работ с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).

Следует учитывать, что статья 243.2 УК РФ применяется в случае наступления так последствия, как повреждение или уничтожение культурного слоя, в остальных случаях применяется статья 7.15 КоАП РФ.

3.2.1. Согласно статье 7.15.1 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются лица за совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

3.3. В случае если установлено, что несанкционированные археологические полевые работы проводились на территории ОАН, следует привлекать экспертов, аттестованных региональным органом охраны объектов культурного наследия, для оценки ущерба ОАН.

3.4. Согласно части 3 статьи 7.15 КоАП РФ и части 3 статьи 243.2 УК РФ использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин является квалифицированным составом как административного правонарушения, так и преступления.

Под специальными техническими средствами поиска понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющее определить наличие археологических предметов в месте залегания (далее — спецсредства), описание которых указано в разделе VII настоящих Методических рекомендаций.

Согласно статье 7.15 КоАП РФ, помимо штрафа, предусмотрена конфискация спецсредств, использованных для проведения несанкционированных археологических полевых работ, а согласно статье 7.15.1 КоАП РФ — конфискация археологических предметов, добытых в результате несанкционированных археологических полевых работ.

3.4. Действия могут быть квалифицированы как несанкционированные археологические полевые работы при:

3.4.1. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, на территории ОАН или выявленного ОАН с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания.

3.4.2. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, в зонах охраны ОАН и зонах охраняемого культурного слоя с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания.

3.4.3. Проведении работ с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания без разрешения (открытого листа), выдаю ого в установленном порядке.

3.4.4. Проведении работ без разрешения (открытого листа), выданного в установленном порядке, с целью поиска археологических предметов и их изъятия из мест залегания как с осуществлением земляных работ, так и без него.

3.5. В случае установления факта проведения работ, обладающих признаками (археологических полевых работ, рекомендуется:

3.5.1. Осуществить фотофиксацию лиц, производящих такие работы, их транспортных средств, участков разрытий (по возможности с привязкой на местности или в GPS системе координат), использованных спецсредств при производстве данных работ, обнаруженных предметов (в случае изъятия) и зафиксировать иную необходимую информацию соответствующим процессуальным документом.

3.5.2. установить личности производителей работ и необходимые данные о них.

3.5.3. Осмотреть место проведения вышеупомянутых работ на наличие признаков несанкционированных археологических полевых работ с применением фото-, видеофиксации.

3.5.4. Получить объяснения (устные/письменные) от данных лиц о цели проведения работ, наличии разрешительной документации на их проведение, а также о происхождении археологических предметов (в случае их обнаружения).

3.5.5. В случае если на месте проведения данных работ присутствуют лица, непосредственно не принимавшие участия в их проведении, рекомендуется запросить данные о таких лицах (фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места регистрации (проживания)), зафиксировав полученную информацию соответствующими процессуальными документами.

3.5.6. В случае достаточных оснований принять меры обеспечения (изъятия, ареста) предполагаемых орудий правонарушения и извлеченных предметов.

3.5.7. Принять меры по обеспечению возбуждения дел с об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ.

3.5.8. Передать все материалы для проведения дальнейшего проверки в Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (далее — Министерство).

3.5.9. В случае если органами внутренних дел принято решение о возбуждении уголовного дела или проведении расследования дачного административного правонарушения в рамках собственной компетенции рекомендуется привлекать сотрудников Министерства в ходе расследования для консультативно-методической помощи.

IV. Рекомендации для органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в случае выявления признаков противоправной деятельности в области археологии

В целях сохранения ОАП представителям органов местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, обнаружившим работы, обладающие признаками археологических полевых работ, рекомендуется;

4.1. Осмотреть место проведения вышеупомянутых работ.

4.2. Используя информацию, указанную в разделе V настоящих Методических рекомендаций, попытаться установить наличие признаков несанкционированных археологических полевых работ.

4.3. Собственник или пользователь земельного участка, обнаруживший проведение археологических полевых работ на своем земельном участке, вправе потребовать разрешение (открытый лист) на проведение таких работ.

4.4. Физические или юридические лица вправе уточнить у лиц, производящих такие работы, цель их проведения и наличие разрешения (открытого листа) на их проведение.

4.5. В случае предъявления разрешения (открытого листа) убедиться в его соответствии образцу, указанному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, а также проверить его подлинность на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://mkrf.ru/deyatelnost/archeology.

4.6. В случае выявления признаков проведения несанкционированных археологических полевых работ или несоответствия разрешения (открытого листа) образцу, указанному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, не рекомендуется прибегать к самостоятельному задержанию проводящих такие работы лиц, применять к ним силу, а также вступать в активную конфронтацию.

4.7. С целью получения достаточной информации для принятия мер в отношении лиц, занимающихся несанкционированными археологическими полевыми работами, необходимо руководствоваться следующими правилами:

4.8. Не вызывая конфликтной ситуации, сфотографировать лиц, производящих вышеуказанные работы, марку, цвет и государственные номера транспортных средств, процесс и (или) результаты произведенных ими действий (отвалы, найденные предметы, инструменты, участки разрытий, попытку продажи обнаруженных предметов и т.п.).

4.9. В случае отсутствия фото- или видеоаппаратуры постараться запомнить любую информацию о лицах, производящих несанкционированные археологические полевые работы (их количество, внешний вид, цвет волос, цвет и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы, имена, которые используют указанные лица, информацию, откуда они, надолго ли приехали и т.п.).

4.10. В кратчайшие сроки поставить в известность любым доступным способом должностных лиц органов внутренних дел (далее — полиция) и Министерство по контактным телефонам, указанным в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций.

4.11. Направить обращение с приложением фотографических изображений (при наличии) в Министерство. На фотографических изображениях должны быть указаны дата и место съемки, подпись и инициалы с фамилией лица, направляющего обращение.

4.12. При обнаружении случаев совершения сделок с археологическими предметами в нарушение требований законодательства Российской Федерации следует в кратчайшие сроки поставить в известность полицию или представителей Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ее территориальных органов).

4.13. Важно знать, что лица, занимающиеся указанной противоправной деятельностью, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Мониторинг ряда специализированных сайтов показал, что в качестве необходимого снаряжения некоторые из них могут иметь при себе огнестрельное или холодное оружие. Таким бора ом, в первую очередь, необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.

V. Признаки археологических полевых работ

Санкционированные

Несанкционированные

У руководителя работ имеется разрешение (открытый лист)

Разрешение (открытый лист) отсутствует

Руководитель работ имеет план раскопа с поквадратной разбивкой и обозначением исследуемых объектов и сделанных находок

Полевая документация отсутствует

В работа участвуют организованные экспедиции в составе от 7 — 10 человек и более. Состав, как правило, разнополый

В работах участвует 1 человек либо малочисленные группы в составе до 5 человек. Состав, как правило, мужской

Отряд имеет оборудованный долговременный лагерь. При многочисленном составе должны присутствовать жилая, кухонная и санитарно-гигиеническая зоны

Оборудованного долговременного лагеря нет

Соблюдаются меры противопожарной безопасности

Зачастую трава для избавления от помех при работе металлодетектором выжигается

Раскоп либо шурф имеют четкую подпрямоугольную форму, как правило, ориентированную по сторонам света. Траншея может не иметь географической ориентации, но обязательно геометрически правильная

Раскоп имеет вид одной либо нескольких ям и ямок разных размеров неправильной формы и географической ориентации. Иногда это всего лишь снятие дерна

Стенки шурфа, траншеи или раскопа строго вертикальные, ровные

Стенки ям бесформенные

Площадь раскопа разделена на квадраты 2 x 2 м. Сетка квадратов обозначена линиями колышков либо натянутого шнура

Яма не имеет делений на правильные квадраты

Грунт из раскопа выбирается незначительным горизонтальным уровнем (не более 20 см) тонкими вертикальными пластами. Дно раскопа плоское (для поисков объектов)

Чаще грунт из ямы выбирается без всякой методики. Дно неровное, поскольку главной целью является извлечение находок (материальных предметов)

На раскопе присутствует специализированная измерительная и фиксирующая аппаратура (нивелиры, теодолиты, тахеометры и т.п.)

Специализированная аппаратура отсутствует

Металлодетектор выполняет вспомогательную роль

Активное использование металлодетектора

При раскопках поселений из слоя изымаются все находки

Часто неметаллические предметы (обломки керамических сосудов, фрагменты архитектурных деталей и т.п.) выбрасываются

При раскопках могильников часть человеческих останков забирается для дальнейших исследований, часть перезахоранивается

Человеческие останки часто разбрасываются около раскопов

VI. Вид участков археологических полевых работ, исследуемых и выбираемых согласно установленной методике

________________
* Рисунок не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

Раскопки (рисунок не приводится)

________________
* Рисунок не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

VII. Специальные технические средства, наиболее часто применяемое при проведении археологических полевых работ

А. Металлоискатель (рисунок не приводится)

________________
* Рисунок не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

Б. Георадар (рисунок не приводится)

________________
* Рисунок не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

VIII. Виды археологических полевых работ и образец разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

Разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия выдается Министерством культуры Российской Федерации.

Это единственный документ, подтверждающий право конкретного лица вести археологические полевые работы определенного вида (раскопки, разведки или наблюдения) на территории Российской Федерации.

1) археологические разведки — проведение на поверхности земли или под водой научных исследований ОАН без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом ОАН с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления ОАН, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки — проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований ОАН посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения — проведение научных исследований ОАН на поврежденных участках территорий ОАН в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих ОАН.

Разрешение (открытый лист) должно присутствовать у руководителя при проведении любого вида археологических работ. При этом исследователь, на имя которого выдано разрешение (открытый лист), обязан непосредственно руководить археологическими полевыми работами, не покидая мест их ведения и не передоверяя руководство другому лицу в течение всего срока проведения работ.

Разрешение (открытый лист) должно быть заверено гербовой печатью и подписью руководителя Министерства культуры Российской Федерации.

Образец разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (рисунок не приводится

________________
* Рисунок не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

VIII. Контактные телефоны в случае выявления фактов противоправной деятельности в области археологии

1. Телефоны Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия:

телефон «горючей линии»:

8 (8342) 39-16-00

телефон начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия

8 (8342) 39-16-18

телефон главного специалиста отдела государственной охраны объектов культурного наследия

8 (8342) 39-16-17

2. Телефоны полиции:

телефон-автомат:

мобильный:

Статья 227. Находка

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Статья 228. Приобретение права собственности на находку

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 229. Возмещение расходов, связанных с находкой, и вознаграждение нашедшему вещь

1. Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность — от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.

2. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался ее утаить.

Статья 233. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

ЗАКОН РСФСР «ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ» (в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ)

Статья 20. Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан

Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно — прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

Статья 31. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются только с ведома государственных органов охраны памятников и под их контролем.

Проекты реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке.

Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно — реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно — строительными организациями под наблюдением специалистов — реставраторов.

Статья 34. Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения

Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Статья 35. Запрещение производства земляных, строительных и других работ, а также хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры

В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Союза ССР или РСФСР.

В пределах зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения производство указанных работ и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения Министерства культуры РСФСР. Разрешение на проведение работ в пределах указанных зон выдается по представлениям Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

(часть вторая в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985)

Статья 42. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и других работ

Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников.

Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.

Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Принят Государственной Думой РФ 15 февраля 1995 года, №33-ФЗ

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Михаил Сагайдак, директор государственного предприятия «Центр археологии Киева”, которое проводит раскопки на Почтовой площади, был лишен лицензии из-за долгов.

Об этом KV стало известно из сообщения на сайте Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подписывайтесь на новости «КиевVласть”

В связи с распространением большого количества противоречивых сообщений в СМИ по ситуации с археологическими раскопками на Почтовой площади в Киеве, Институт археологии НАН Украины подробно объяснил свою позицию.

Согласно действующему законодательству, институт координирует научные исследования на территории Украины, однако не владеет информацией о результатах археологических исследований на Почтовой площади.

«Результаты археологических исследований ГП «Центр археологии Киева” на Почтовой площади за 2015-2017 годы не были сданы в полевой комитет Института археологии. Археологические материалы, найденные за четыре года исследований участка, не попали в фонды Археологического музея института, несмотря на то, что пункт об обязательном передачи находок прописан как в квалификационных документах, так и в соответствующих разрешениях Министерства культуры Украины, выданные на имя Михаила Сагайдака”, — говорится в заявлении организации.

Этот факт специалисты Института археологии называют прямым нарушением нормативных предписаний статьи 35 Закона Украины «Об охране культурного наследия ”. Более того, задолженность относительно научных отчетов, полевой документации и передачи археологических материалов существует и по другим объектам.

«За систематические грубые нарушения требований, предъявляемых законодательством к исполнителей археологических раскопок, и игнорирование неоднократных предупреждений со стороны дирекции и полевого комитета ИА НАНУ о недопустимости такой ситуации с научной отчетностью, Михаил Сагайдак с 2018 года лишен возможности получать квалификационные документы до полного погашения задолженности перед полевым комитетом Института археологии. Соответственно, он не имеет права проводить любые археологические исследования, в том числе на территории Почтовой площади”, — говорится в заявлении Института.

Как результат, Институт археологии НАН Украины не владеет ни одной информацией о состоянии разработки мер по сохранению находок, полученных «Центром археологии Киева” в результате археологических исследований на Почтовой площади.

«Следовательно, институт не мог согласовать ни одного проекта музеефикации с необходимой для этого консервацией открытых строительных остатков. Насколько известно руководству и специалистам института, на сегодняшний день не разработаны концепция и проект создания музея и соответствующие органы охраны культурного наследия города Киева не знакомы с такими документами”, — сообщили в институте.

Читайте: КГГА рекомендует Минкульту включить Почтовую площадь в Госреестр недвижимых памятников национального значения

Фото: РБК-Украина

KиевVласть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *