Содержание
- Какими могут быть ямы согласно ГОСТу?
- К кому обращаться, если автомобиль провалился в яму?
- Как получить возмещение
- Ямы какого размера допустимы
- Какие нужны документы
- Может ли дорожная служба выплатить возмещения за яму, которая не соответствует стандарту
- Компенсация за канализационные люки
- Что делать для того, чтобы выплатили деньги
Да, как бы это комично ни звучало – существует государственный стандарт, определяющий возможные размеры неровностей на дорожном полотне. ГОСТ под номером 50597-93 – на ямы на дорогах – один из многочисленных стандартов в перечне, принятом в 2018 для действенного функционирования транспортной сферы страны.
В 2018 Государственные стандарты, касающиеся эксплуатации дорог, в настоящем году изменились – допустимый размер ям на дороге увеличился на несколько сантиметров по всем трём параметрам. Теперь, согласно ГОСТу, ямы на улицах и автодорогах считаются не приемлемыми, если:
— длина составляет 15 сантиметров и более
— ширина превышает 60 сантиметров
— глубина более 5 сантиметров
Те, кто имеет непосредственное отношение к автомобильному транспорту, уверенно говорят: ямы, которые новый стандарт признаёт допустимыми и определяет как необязательные для немедленного ремонта, могут нанести довольно серьёзный ущерб состоянию машины. Допустимые размеры по ГОСТу не должны превышать параметры колёс автомобиля – только в этом случае преодоление преград на дороге в виде выбоин не нанесёт ущерб состоянию машины.
Размеры безобидных ям, установленных ГОСТом, при попадании в дорожно-транспортное происшествие, не позволят владельцу машины получить материальную компенсацию за поломки, полученные вследствие попадания колёс в неровности. Однако при нарушении требований ГОСТа выплату в 2018 всё-таки возможно получить.
Если доверять статистике, наличие неровностей на дорожном полотне является одной из наиболее распространённых причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия. Каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колёс в ямы – фактора, не зависящего напрямую от водителя. Если неприятность произошла, и виной ДТП стала выбоина, водитель должен точно знать, как ему поступать в такой ситуации. Первое, что необходимо предпринять после аварии – зафиксировать нанесённые машине повреждения. Второй шаг – очень важный – определить размеры ямы. Опытные водители знают – помимо огнетушителя и медицинских принадлежностей в машине неплохо иметь рулетку или сантиметровую ленту – на случай возникновения именно таких ситуаций. Если измерительного прибора под рукой не оказалось, можно воспользоваться предметом, имеющим постоянный размер – например, выразить габариты выбоины в спичечных коробках или сигаретных пачках.
ГОСТ определяет допустимый размер неровностей – если какой-либо параметр измеряемой рытвины превышает оглашённый стандартом – это повод для вызова Инспекции безопасности и получения материальной компенсации за причинённый вред. Работники ГИБДД должны сообщить название и координаты компании, обслуживающей в 2018 участок дороги с недопустимыми параметрами ям для последующего предъявления ей иска. Наиболее вероятным получение выплаты станет при отсутствии знаков, сообщающих о неровностях на дороге, ремонте полотна и других обстоятельствах, отклоняющихся от нормы. Водителю, попавшему в дорожное происшествие, нужно обязательно проконтролировать занесение сведений о размерах ямы в протокол.
Кроме государственных стандартов, определяющих допустимые размеры ям на дорогах, существуют и другие нормы, посвящённые функционированию автомобильной сферы. Водителям необходимо ознакомиться с ними, и в случае нарушения стандартов вовремя подать иск и получить компенсацию. Такие нормы регулируют функциональное состояние искусственных препятствий – лежачих полицейских. Если его покрытие пришло в негодность или одна из частей выпала, дальнейшее использование лежачего полицейского недопустимо. Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков – частой причины повреждения автомобильного днища. Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более 2 сантиметров.
ГОСТ на ямах на дорогах – явление, которое можно считать полезным – при нарушении стандартов допустимых размеров водитель в 2018 не только может получить компенсацию за причинённый автомобилю вред, но и считаться невиновным в дорожном происшествии. Однако, учитывая размеры, обозначенные стандартом как безобидные для состояния машины, чтобы гарантированно получить выплату за ущерб из-за ямы, водителям советуют оформить соответствующую страховку.
Верховный суд России отказал казанскому адвокату Лаврентию Сичинаве в рассмотрении иска, которым он оспаривал российские стандарты автомобильных дорог. Суд объяснил отказ тем, что государственный стандарт Р 50597-93, введенный в октябре 1993 года, не является федеральным нормативным правовым актом, поскольку до сих пор не прошел госрегистрацию в Минюсте. Эксперты считают, что такое решение Верховного суда на руку автомобилистам – теперь «заявления дорожников о том, что яма соответствовала ГОСТу, не будут иметь силу», пишет деловая газета «КоммерсантЪ».
Верховный суд РФ сообщил Лаврентию Сичинаве, что его заявление не может быть принято к производству, поскольку проблема, поднятая казанским адвокатом, находится вне компетенции Верховного суда. В качестве суда первой инстанции Верховный суд «рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов госвласти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций», говорится в решении суда. Однако ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», по мнению суда, «не может быть отнесен к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти» – поскольку «не прошел государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а также не был официально опубликован в Бюллетене нормативных актов и ведомственных изданиях».
«Верховный суд РФ в своем определении констатировал, что ГОСТ Р 50597-93 в нарушение требований закона не был зарегистрирован в Минюсте РФ и не был официально опубликован. Это означает, что ГОСТ фактически не вступил в силу и не действовал с момента своего принятия», – отмечает управляющий партнер юридического агентства ЮНЭКС Эдуард Зяббаров. Господин Зяббаров полагает, что теперь организации, эксплуатирующие автодороги, «уже будут не вправе ссылаться на то, что повреждение дороги допускается ГОСТом». Ранее, в случае если причиной ДТП становилась помеха на дороге, сотрудники ГИБДД проводили специальные замеры на соответствие ямы или выбоины государственному стандарту.
Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также считает решение суда «положительным» для водителей, которые пытаются взыскивать с дорожных служб ущерб за разбитую машину. По его мнению, теперь «заявления дорожников о том, что яма соответствовала ГОСТу, не будут иметь силу».
Cогласно ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 года, на дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине – 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Кроме того, согласно правилам, крышка люка может иметь отклонение (то есть быть открыта) относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – на 2 см. «Стандарты фактически легализуют наличие препятствий на проезжей части, что не может гарантировать безопасность автомобилистам», – пояснял ранее Л. Сичинава. Напомним, что в прошлом году казанский юрист пытался оспорить в Конституционном суде РФ введение «сухого закона» для автомобилистов.
В 2019 году размер ям и выбоин на дорогах регулирует ГОСТ Р 50597-93. Начал действовать он в 2019 году и актуален до сих пор. С 1994 года он претерпел изменения, но основные его положения остались такими же. Эта статья расскажет про этот закон, какие правила дорожного движения он регулирует.
Какими могут быть ямы согласно ГОСТу?
Согласно законам, дорожные службы несут ответственность за состояние дороги. И несут ответственность за любые существенные повреждения дороги. Повреждения дороги могут привести к последствиям для водителей. И пострадавший водитель вправе подать жалобу на состояние дорог, если он или его автомобиль был повреждён.
Не за все ямы можно получить компенсацию. Существует несколько стандартов, которые не позволяют получить возмещение за яму.
- Максимальная ширина и длина повреждений на дороге должна отвечать трём требованиям. Эксплуатационные характеристики и состояние дороги обязаны отвечать требованиям ГОСТ. Пункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 содержит нужные нормативы.
- Отдельные просадки, выбоины и тому подобные повреждения не могут быть больше пятнадцати сантиметров в длину и шестидесяти сантиметров в ширину. Глубина подобных трещин не должны превышать пять сантиметров. Если один параметр ямы отличается от приведённых выше, то повреждения не соответствует ГОСТу. Дорога нуждается в ремонте.
К кому обращаться, если автомобиль провалился в яму?
В случае, если автомобиль попал в яму не по ГОСТу и получил повреждения, можно добиться компенсации у сотрудников дорожной службы. Как это сделать?
Как получить возмещение
- Первым делом нужно поставить знак, оповещающий об случившейся аварии. Можно включить аварийную сигнализацию. Случай попадания в яму можно отнести к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому нужно соблюдать правила, предписанные законом.
- Затем следует измерить яму с помощью линейки с целью определить её размер. Если в распоряжении нет специальных приборов, то можно измерить размер с помощью листа бумаги и полиса ОСАГО. Размер документ составляет 29,7Х21 сантиметров. Этим нехитрым способом можно вычислить размер ямы. В случае, если габариты превышают указанный стандарт, то можно получить компенсацию за аварию. Если яма меньше установленного размера, то получить компенсацию нельзя.
- В случае, когда яма имеет больший размер, чем предписан ГОСТом, можно обратиться к сотрудникам полиции для фиксации произошедшего. Возможно, придётся сделать фото места, где произошло происшествие, схема места аварии. После всех процедур нужно будет проехать в полицейский участок. Фотография должна фиксировать нарушение. На ней должно быть чётко видно, что размер ямы превышает стандарты. В схеме нужно также зафиксировать нарушение.
- Можно сообщать и об отсутствии необходимых предметов для измерения. Сотрудники дорожной инспекции в этом случае обязаны сами произвести измерение ямы. Если ГИБДД самостоятельно зафиксирует наличие нарушения, есть вероятность получить компенсацию.
- При общении с сотрудниками полициями важно доказать, что автомобиль не превышал скорость, и находится в исправном состоянии. В противном случае причиной аварии может быть названа не большая яма, а технические нарушения или превышение скорости.
- Желательно обзавестись свидетелями, которые могут подтвердить вину дорожных служб. Их можно найти неподалёку от места аварии. Свидетелем может стать человек, ехавший на заднем сидении или неподалёку от водителя. Если полиции попробует обвинить вас, то могут пригодится и снимки с мобильного телефона или фотоаппарата. Снимки должны фиксировать величину и ширину дорожной ямы. Лучше выбирать фотоаппарат или телефон с высоким качеством съёмки.
- Не все полицейские стараются обвинить водителя. В случае, когда вина сотрудников дорожных служб очевидна, полицейские могут подтвердить наличие нарушений. При этом всегда нужно опираться на факты. Обязательно нужно делать предварительные измерения ям и трещин на дороге. Та неровность, которая с виду кажется большой, может легко оказаться меньше указанных нормативов.
Ямы какого размера допустимы
Если водитель превысил скорость, не обращал внимание на погодные условия и тип дорожного покрытия, вину за происшествие могут возложить на него. Но так случается не всегда. Существуют ситуации, когда вина сотрудников дорожных служб не вызывает сомнений. Есть нормативный документ, который поможет зафиксировать нарушение.
Пункт 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 сообщается, что ямы, выбоины, просадки и другие повреждения, вызывающие затруднения движения, недопустимы.
Какие нужны документы
Если автомобиль движется с разрешённой скорость, предписанной правилами, то вину за аварию водитель вправе возложить на яму.
Справка должны фиксировать наличие видимых повреждений.
Вред, причинённый автомобилю, в этом случае должны компенсировать лица, которые занимаются ремонтом дороги.
Ответственными за ремонт дорог считаются дорожные службы. Для того, чтобы подать жалобу, нужно выяснить, какая служба отвечает за состояние этой дороги. Помочь в этом могут сотрудники полиции. В этом случае нужно указать, что вам необходимо расследовать административное расследование.
Когда будут готовиться необходимые документы, нужно будет провести процедуру технической экспертизы. В итоге должны выдать сведения, которые подтвердят наличие ущерба. Стоимость процедуры составляет 5000-15000 рублей.
После этих процедур необходимо сделать копию справки о происшествии. Также должна быть составлена судебная претензия о компенсации ущерба в определённое время. Это время составляет от пяти до двадцати суток. К этому документы нужно добавить реквизиты банковского счёта. Письмо отправляют дорожной службе. Если судебную претензию не удовлетворили, можно подать жалобу в суд.
Может ли дорожная служба выплатить возмещения за яму, которая не соответствует стандарту
Сделать это нельзя. Полис ОСАГО не застраховывает имущество. Он гарантирует то, что водитель несёт вину за дорожно-транспортное происшествие.
Причины, по которым нельзя получить возмещение за наличие ям, которые меньше предписанных ГОСТом, существует. И их очень много.
Полиция может возложить вину за аварию на водителю, если этому ничего не помешает. К тому же, ГОСТ Р 50597-93 не всегда соблюдаются.
Есть ещё Федеральный закон No257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Статья 28 этого закона сообщает, что водители имеют право получить возмещение за причинённый машине вред.
Компенсация за канализационные люки
Можно получить компенсацию и за открытые канализационные люки. ГОСТ P 50597-93 гласит, что дорожное покрытие должно находиться близко к крыше люка, ближе чем на два сантиметра. Повреждённые люки требуется срочно заменить. Если крышка люка имеет повреждения, трещины, порезы, рядом должен находиться специальный знак. Люки без крышки недопустимы по закону. Если крышка пропала, то необходимо заменить её новой. В противном случае можно подать жалобу в суд, предварительно зафиксировав нарушения. Специальный знак, а также ограждающий забор обязательно должны быть установлены возле неисправного люка. Заменить крышку желательно за ближайшие три часа.
Что делать для того, чтобы выплатили деньги
Сотрудникам ГИБДД предъявляют постановление о привлечении к ответственности, протокол и справку ГИБДД. Потом нужно обратиться к эксперту, который оценит состояние автомобиля. После оценки повреждений документы направляются в дорожную службу.
Ямы, как и все другие недоработки государственных служб, вообще не должны находиться на дороге. Но нужно помнить, что климат России часто провоцирует появление ям, неровностей, холмов. И поэтому компенсировать убытки от столкновения со всеми неровностями государство не может. Поэтому и придуман закон, определяющий допустимые размеры ям.
Юрист. Образование: ФГБОУ ВО УдГУ, специальность «юриспруденция», гражданско-правовая специализация. С 2015 года юрист по вопросам гражданского права ( консультирование граждан, ведение дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).
В июне 2018 года был введен в действие ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы” в котором прописаны требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения и определены методы контроля. Мы изучили его некоторые положения на примере одного, проваленного люка в Южно-Сахалинске, который благополучно находится на улице Чехова.
Этот люк, расположенный на пешеходном переходе вблизи Центральной музыкальной школы, стал родным для тех, кто передвигается там на машине или ходит пешком. Яма образовалась несколько лет назад и ее размеры (габариты в глубину и по площади) можно себе вообразить в сравнении с колесом большого автомобиля. Прямо скажем – хороша чертовка.
Итак, первым, принципиальным моментом в устранении всяких несуразиц на дороге, который должен остудить горячие головы – это пункт пункт 3.5 нового ГОСТа, в котором говорится, что срок устранения дефекта дороги начинает свой отсчет с момента его обнаружения и до устранения. Для начала яму должен увидеть специальный человек из администрации или ГИБДД.
Следовательно, подумали мы, эту великовозрастную яму, попросту не смогли обнаружить специалисты. Тем самым, на протяжении долгого срока, не был дан старт инновационным методам устранения дефекта.
После того, как этот люк-яму обнаружил специальный человек, что должно произойти? Все очень просто, необходимо вообще понять, что эта за улица: автобан, шоссе или улица местного значения и широкого профиля?
Похоже, эта дорога относится к категории IV (ширина и полосы для движения) и группе «Д”, которые и определяют дальнейшую судьбу ее ремонта, сроков выполнения работ. А вот что ЭТО, повреждение полотна или проседание люка – разберет лишь искушенный специалист.
С ходу обывателю этого не понять. Причем сделать такие выводы важно, отсчет дней до ликвидации уже запущен.
Если это выбоина или пролом – то, наша яма должна исчезнуть в течении десяти суток. Если это люк (а это наверное люк) и он просел больше чем на сантиметр, то всего сутки законодатель отводит чиновнику для организации и завершения работ на дороге любой категории.
Представляете, как оперативно могли бы приукрасить пешеходный переход, если (возвращаясь к началу) яму смогли бы обнаружить? Придирчивый читатель скажет – так зима ведь на улице, какие работы, а качество! Мы согласимся частично. Во-первых весна и уже несколько дней мы наблюдали на улице плюсовую температуру и сухой асфальт. А во-вторых, Южно-Сахалинск обладает уникальной технологией ремонта дефектов дорожного покрытия даже при минусовой температуре. А в 2018 году?
Автолюбители наверняка обратили внимание на то, что люки и решетки ливневой канализации Южно-Сахалинска имеют отклонения относительно дороги по высоте сантиметр и более. Это неудобно, приходится жалеть подвеску машины. Это не безопасно, приходится маневрировать на дороге. Это не эффективно, маневры снижают скорость трафика и становятся дополнительным фактором создания заторов. К сожалению и эти многочисленные отклонения не могут обнаружить специалисты, в противном случае их бы давно устранили в регламентированные сроки.
Ни ямы вам, ни гвоздя на дорогах.