Размер стипендии в период ученичества

Содержание

Оплата ученичества

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Оплата ученичества

Главной целью ученического договора является формирование кадровой политики организации. Таким образом работодатель осуществляет подготовку профессиональных кадров.

Современное общество характеризуется высокими темпами развития. Причем это характерно для всех сфер деятельности. Рано или поздно работодатели сталкиваются с проблемой, когда им необходимо повышать квалификацию своих сотрудников, или же создавать условия, при которых необходимо обеспечивать производственный процесс новыми сотрудниками со всеми необходимыми трудовыми навыками. И в такой ситуации работодатель идет на заключение ученического соглашения со своими работниками (в том числе и будущими).

Разновидности выплат при заключении ученического договора

Ученическим договором называют официальный документ, на основании которого работодатель направляет действующего сотрудника своей компании на профессиональное переобучение, или же заключает соглашение с будущим работником. Во время действия данного соглашения на работодателя будут возложены все расходы работника, которые связаны с получением необходимых профессиональных навыков.

В свою очередь на ученика возлагается обязанность посещать учебное заведение, в котором он будет получать необходимые навыки, и обязательство по возврату всех финансовых расходов, которые понесет руководство компании, направляя его на обучение (в случае, если он не выполняет требования трудового соглашения или отказывается работать в организации в течении установленного срока).

Одним из важнейших вопросов, который затрагивает ученический договор является финансовое обеспечение ученика. В соответствии с нормами ст.204 ТК РФ, на протяжении всего периода обучения ученики имеют право на получение двух видов выплат от работодателя:

  • стипендии;
  • оплаты труда по результатам деятельности ученика в процессе прохождения производственной практики.

Стипендия представляет собой конкретную денежную сумму, которая ежемесячно начисляется ученику. Данный вид материального вспомогания предназначен для того, чтобы оказать материальную поддержку ученику и простимулировать его к дальнейшей трудовой деятельности.

Что касается выплат за выполненные работы в процессе трудовой практики, то данный вид материальной поддержки представляет собой прямую оплату трудовой деятельности ученика. Стоит обратить внимание на тот факт, что в соответствии с законодательными требованиями, ученический договор приравнивается к полноценному трудовому соглашению, и потому размер оплаты должен полностью соответствовать той сумме, которая будет выплачена постоянным работникам за аналогичный объем работ.

Размер стипендии во время ученичества

Главной целью ученического договора является формирование кадровой политики организации. Таким образом работодатель осуществляет подготовку профессиональных кадров для своей компании, которые смогут качественно выполнять свои трудовые обязанности.

Заключая ученическое соглашение, на работодателя накладывается обязанность по материальной поддержке ученика, и обеспечению его ежемесячной стипендией. В рамках стипендиальной программы ученик будет получать четко фиксированные ежемесячные платежи.

Размер стипендий отдельно оговаривается сторонами ученического соглашения во время заключения контракта. При этом во внимание будет принято множество факторов, среди которых:

  • средний уровень заработной платы по выбранной учеником специальности;
  • форма обучения;
  • другие факторы.

Стоит отметить, что право на самостоятельное определение факторов, оказывающих влияние на формирование стипендии, дано руководству организации исходя из положений ст.202 ТК РФ.

Решая вопрос с определением конкретного размера стипендии, работодатель обязан принять во внимание форму обучения ученика. К примеру, индивидуальное обучение характеризуется повышенной интенсивностью нагрузки, и потому в данном случае размер стипендиальной программы должен быть значительно выше, нежели при прохождении обучения в рамках бригады.

Тем не менее, некоторые ограничения законодатель устанавливает. В частности, руководитель компании не может назначить размер стипендиальной программы своему работнику (в том числе и будущему), который был бы меньше установленного по закону показателя МРОТ.

Если на протяжении определенного срока размер МРОТ пересматривается на законодательном уровне, работодатель обязан отслеживать данный процесс и корректировать размер стипендии для ученика. Это единственный случай, в котором государство предусматривает изменение размера материальной помощи в одностороннем порядке.

Отдельно в ст.204 ТК РФ оговаривается размер стипендиальной программы для тех сотрудников, которые уже выполняют свои трудовые обязанности, и по инициативе руководства были направлены на переобучение. В данной ситуации размер стипендии должен в полной мере соответствовать среднему заработку работника. Он рассчитывается, исходя из данных за 6 или 12 месяцев, или же по принципам, указанным в трудовом соглашении и внутреннем распорядке компании.

Отдельно законодательство указывает на тот факт, что на размер стипендии ученика не может оказывать влияние такой фактор, как результат освоения им учебной программы. Таким образом, каждый месяц работодатель обязан выплачивать ученику определенную сумму денег в качестве материальной поддержки невзирая на его результаты в образовательном процессе.

Оплата работы, выполненной на практических занятиях

В соответствии с положениями ст.198 ТК РФ работодатель имеет право заключать ученический договор с:

  • действующим работником своей организации, которому для выполнения качественных профессиональных навыков и труда необходимо получить дополнительное образование и пройти профессиональное переобучение с отрывом от рабочего процесса так и без него;
  • любым лицом, которое находится в процессе поиска работы.

Заключая ученическое соглашение работодатель не только обеспечивает ученика будущим местом работы, но и создает условия, при которых прохождение производственной практики будет осуществлено непосредственно в рамках будущего места трудоустройства.

Исходя из этого законодательство возлагает на работодателя обязанности по оплате тех результатов трудовой деятельности ученика, которые были им показаны в рамках прохождения практики. При этом в ч.2 ст.204 ТК РФ указано, что никакой дифференциации между учеником и действующим работником не может быть установлено.

Следовательно, ученик выполняя некий объем работы на производстве должен получить от работодателя выплату, которая соответствует установленным на предприятии тарифам для постоянных сотрудников. Кроме того, тарифная ставка для ученика должна полностью соответствовать установленным расценкам на конкретном предприятии для специалистов аналогичной профессии, квалификации и специальности.

В противном случае это будет считаться грубейшим нарушением прав работника, и ответственный руководитель понесет наказание, соразмерное требованиям закона.

Также, как и сотрудники, осуществляющие свою трудовую деятельность по контракту, ученики имеют право на своевременное получение заработка в полном объеме. Таким образом, зарплата ученикам должна выплачиваться не реже, чем 2 раза в месяц, если иное не предусмотрено политикой компании и условиями ученического соглашения.

Касательно способа выплаты заработка, законодатель рекомендует заранее оговаривать его в ученическом договоре. Это будет способствовать установлению более прозрачных правоотношений между сторонами ученического соглашения.

Если же в результате производственной деятельности по вине ученика был произведен бракованный товар, то оплата его работы будет происходить исходя из общих правил, указанных в ст.156 ТК РФ.

Таким образом, если брак был произведен в тот момент, когда на предприятии осваивали новую производственную линию, или же испытывали обновленные технологические возможности, брак будет перенесен на себестоимость продукции, а на заработке ученика это не скажется.

Если же брак был произведен по вине ученика, которые проигнорировал технологические особенности производственного процесса или же выполнял свои прямые служебные обязанности ненадлежащим образом, то в таком случае работодатель оставляет за собой право на штрафные санкции в отношении провинившегося работника.

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде стипендий, выплачиваемых по ученическим договорам

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 198 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на получение образования.

Статьей 199 ТК РФ установлено, что ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Согласно статье 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются любые обоснованные расходы (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией.

На основании статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Однако поскольку соискатели-учащиеся не являются сотрудниками организации-работодателя на основании трудовых договоров, затраты на выплату им стипендий и оплату практических занятий не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда.

Вместе с тем расходы на выплату им стипендий, понесенные за период обучения в соответствии с ученическими договорами, могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, на дату возникновения таких расходов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель

директора Департамента

Р.А.Саакян

Прием на работу учеником как оформить 2019

Как правильно оформить на работу ученика, если руководство не позволяет вводить в штат единицу ученика, а должность предполагает обязательное обучение на начальных этапах работы ввиду сложности выполняемых работ? Ответ Вы заключаете с кандидатом ( принимаемым на должность ученика по определенной профессии) ученический договор. Данный договор является срочным, то есть должен заключаться на конкретный оговоренный срок, необходимый для обучения данной профессии. После заключения ученического договора, Вы оформляете приказ о приеме на работу ( Форма Т-1 согласно действующего Альбома унифицированных форм по учету труда и его оплаты, утвержденного постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004г.). Для принятия работника на время ученичества необходимо разработать локальный акт с программой ученичества, ее сроками и порядком прохождения (окончания) ученичества.

Как принять на работу ученика?

А это значит, что работодатели, оплачивающие труд своих работников по минималке, должны с 1 мая поднять им зарплаты. < … Неявка на работу – не всегда прогул Работник заболел, но не предупредил об этом работодателя и не выходит на связь. Может ли работодатель в подобной ситуации засчитать работнику прогул со всеми вытекающими последствиями? < …

ИнфоЗарплата за апрель: не ошибитесь в дате перечисления НДФЛ из-за майских праздников В нынешнем году первая «порция» майских праздников будет длиться 4 дня (с 29 апреля по 2 мая включительно). Если в вашей компании день выплаты зарплаты – 1-е или 2-е число, выдать апрельскую зарплату придется досрочно – 28 апреля. В этот же день нужно удержать и зарплатный НДФЛ. < …

Как оформлять на работу работника в 2018 году

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

  1. Из ответа: Как заключить ученический договор
    • возраст сотрудника от 16 до 18 лет;
    • обучающийся сотрудник является инвалидом I или II группы.
  2. Ответ: Как внести запись о профессии, специальности в трудовую книжку

Заполнять строку «Профессия, специальность» титульного листа трудовой книжки нужно в точном соответствии с формулировкой документа об образовании: диплома, аттестата, свидетельства (п. 2.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). В нем указывают профессию или специальность, по которой сотрудник получил образование (ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Оформление стажировки при приеме на работу

Алгоритм действий при приеме на работу ученика При приеме на работу лица, не имеющего соответствующей квалификации (разряда, класса, категории) по профессии нужно выполнить следующие действия: – заключить трудовой договор;– издать приказ о приеме на работу;– заполнить трудовую книжку, в которой следует указать наименование профессии без указания квалификации. При приеме на работу лиц, не имеющих профессии и квалификации, следует учитывать, что наименование профессий, должностей (в т.ч. обозначенных в штатном расписании) должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РБ (п. 3 части второй ст. 19 ТК). Наименование профессии рабочего должно быть установлено в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не установлено нормативными правовыми актами (п.

Прием на работу ученика слесаря

Например, если сотрудник представил диплом юриста по специальности «юриспруденция», то в трудовой книжке в строке «Профессия, специальность» нужно написать именно «юриспруденция» – то есть специальность сотрудника, а не его квалификацию. Как правило, запись о профессии вносят работникам рабочих профессий, а запись о специальности – инженерно-техническим и иным работникам, окончившим профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования (ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Подробнее о том, как заполнять данные об образовании по дипломам, выданным с 1 января 2014 года, см.
Как правильно заполнить в трудовых книжках графы «Образование» и «Профессия, специальность», если в новых дипломах указаны только направление и квалификация.

ВажноНалоговые задолженности лучше погасить до 1 мая В противном случае информацию о том, что компания задолжала бюджету, потенциальные и действующие контрагенты будут видеть целый год. < … Платить налоги стало проще Для уплаты личных налогов гражданам больше не обязательно заполнять платежное поручение «от и до». Достаточно ввести всего один номер. < … Главная → Бухгалтерские консультации → Прием на работу Обновление: 17 марта 2017 г.
Стажировка может являться частью учебной программы. Также этот термин используется в случае профессиональной подготовки, которая требуется для получения определённой квалификации. Стажировка при приеме на работу оформляется по правилам, прописанным Трудовым кодексом и другими законами, регулирующими эту сферу.
ВниманиеСоответственно, со стажёром заключается трудовой договор на срок, равный продолжительности стажировки (ст. 59 ТК РФ). В трудовом договоре со стажёром необходимо указать вид работы (перечень обязанностей). Такая работа должна быть связана непосредственно с получением требуемых практических профессиональных навыков и специальных теоретических знаний.
Для правильного оформления стажировки при приеме на работу издаётся также приказ о приёме стажера на работу. Он издается по унифицированной форме (форме N Т-1) на основании заключённого трудового договора. В приказе указываются условия приёма, соответствующие трудовому договору.

Графа «Условия приема на работу» может быть заполнена так: «Трудовая деятельность, непосредственно связанная со стажировкой». В общем порядке должна быть заполнена и трудовая книжка стажёра.
Он пишется на имя руководителя организации с указанием должности, названия предприятия, фамилии и инициалов первого лица и фамилии, имени и отчества работника полностью.Все эти сведения приводятся в верхней части заявления, именуемой «шапкой».В содержательной части заявления располагается просьба о принятии на работу с указанием должности и, если это имеет значение и отражено в трудовом договоре, подразделения организации. 2 С каждым работником также должны заключить трудовой договор. Типовой образец можно найти в интернете и специальной литературе по кадровому делопроизводству. Не возбраняется его доработка с учетом потребностей работодателя.
Только не следует забывать, что этот документ не должен ущемлять прав работника, прописанных в Трудовом кодексе.
То есть при работе на «вредных» профессиях наименование должности должно соответствовать ЕКС или профстандарту, а значит наименование должности «ученик паяльщика» недопустимо. Наиболее корректным в Вашем случае будет заключение сначала ученического договора с соискателем, а затем трудового договора после окончания ученичества. Если все же Вы заключаете трудовой договор и одновременно ученический, и работник обучается с отрывом о производства, т.к. необходимой квалификации у него нет, то в трудовую книжку вносится запись только о приеме на работу в качестве, например, паяльщика. При этом в пенсионный стаж будет включаться только фактическое время работы на вредной работе, а не время ученичества.
Популярные вопросы Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества. Об этом сказано в статьях 200 и 204 Трудового кодекса РФ. При необходимости в ученической договор можно внести и другие условия, если они не противоречат законодательству и не ущемляют права учащегося.
Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признают и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59, 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667).
В этих случаях ученик будет обязан компенсировать организации затраты на свое обучение (ст. 207 ТК РФ). Если же сотрудник после окончания обучения отработает срок, указанный в ученическом договоре, то возмещать затраты на обучение ему не придется. Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах.
В нем обязательно укажите конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение. Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной профессии, специальности, квалификации после истечения которого считается, что он всю стоимость обучения отработал. Такой порядок предусмотрен в статье 199 Трудового кодекса РФ.

Трудовой кодекс не определяет, что является стажировкой и кто такой стажер. Исходя из иных нормативных актов, предусматривающих порядок прохождения стажировки (например, Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362), можно понять, что стажировка — это как получение теоретический знаний по определенной должности (профессии, специальности), так и закрепление полученных теоретический знаний на практике (на рабочем месте).

Слово «стажировка» упоминается в ТК РФ в ст. 59 ТК РФ при установлении оснований для заключения срочного трудового договора. Так, срочный трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

В отношении некоторых категорий работников, законодательство непосредственно использует термин «стажер, стажировка»:

  • стажер адвоката, принимается на работу на условиях трудового договора, заключенного с адвокатским образованием (ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • стажировка водителей определенных категорий проводится (раздел 3 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12);
  • лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку (п.2 Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.06.2000 N 179 и Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000 г.);
  • помощники арбитражных управляющих проходят стажировки (п.1 Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2003 N 414);
  • обучение медицинских и фармацевтических работников проходит, в том числе, в виде стажировки (п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков…, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. N 66н).
  • механизм стажировки также используется органами занятости населения для приобретения опыта работы безработных граждан (Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 19.04.1991 N 1032-1).

Но нанимать на работу в качестве стажеров могут и в других правовых ситуациях:

  1. Прием на работу по срочному трудовому договору (на должность стажера или на иную должность) для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки;
  2. Заключение ученического трудового договора для обучения на получение образования без отрыва от работы;
  3. Производственная практика учащихся при заключении договора между обучающей организацией и компанией, готовой принять стажера.

Прием для выполнения работ, связанных с профессиональным образованием в форме стажировки

Ст. 59 ТК РФ допускает заключение срочного трудового договора с работниками, если их работа связана с обучением в форме стажировки. Так как в данном случае предусматривается заключение трудового договора, то он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к трудовому договору ст. 57 ТК РФ.

При этом трудовое законодательство не обязывает принимать именно на должность «стажера», поэтому работник может быть принят и на иную должность, предусмотренную штатным расписанием компании.

Но для заключения срочного договора работодателю необходимо предусмотреть, чтобы работа, на которую принимается работник, была непосредственно связана с его стажировкой и профессиональным обучением.

В трудовом договоре указывается не только должность (вид работы), но и подчеркивается, что работа, поручаемая работнику, направлена на получение необходимых практических профессиональных навыков и умений.

Кроме того, в трудовом договоре со стажером необходимо зафиксировать срок его действия, который должен соответствовать сроку прохождения стажировки. Возможный срок стажировки законодательством не зафиксирован (кроме отдельных категорий работников, указанных выше), поэтому работодатель с работником вправе по своему соглашению определить срок стажировки и, следовательно, срок трудового договора.

При этом следует учитывать, что стажировка вряд ли может длиться многие годы, поэтому срок стажировки 3-4 года может вызвать сомнения у суда и проверяющих органов в случае обращения к ним работника.

Безусловно, работа в рамках данного трудового договора должна оплачиваться в размерах, не менее минимального размера оплаты труда.

Заключение с лицом, ищущим работу, ученического трудового договора

Ст. 198 ТК РФ предусматривает возможность заключать ученический договор с работником. Поэтому организация может предложить вам не работу, а учебу с последующей работой в этой компании.

При этом ученический договор должен содержать:

  • наименование сторон;
  • указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
  • обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность работника пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем в течение установленного срока;
  • срок ученичества;
  • размер оплаты в период ученичества.

Ст. 199 ТК РФ указывает, что ученический договор должен указывать на конкретную квалификацию.

Как ученический договор помогает в оптимизации налогов?

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации в письменной форме в 2-х экземплярах (ст. 200 ТК РФ).

Содержание ученического договора может быть изменено только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ). Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, то есть 40-часовой недели (или сокращенной рабочей недели при возрасте учеников мене 18 лет) (ст.203 ТК РФ).

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, ее размер стороны должны указать в ученическом договоре, и он не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.204 ТК РФ).

В соответствии с полученным документом о квалификации работодатель вносит в трудовую книжку работника запись о полученной им профессии, специальности, квалификации (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Таким образом, в период обучения вы не получаете зарплату, а получаете стипендию и оплату за конкретно произведенную работу.

Производственная практика учащихся

В основании ст. 227 ТК РФ к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, относятся обучающиеся, проходящие производственную практику.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями (п. 11 Положения о практике обучающихся, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (далее — «Положение «291), п. 8 Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1154).

Производственная практика может проходить без оплаты, если студент лишь знакомится с производством, но не занимается профессиональной деятельностью. В таком случае нет необходимости заключать трудовой договор.

Если студент непосредственно выполняет работу на рабочем месте, то следует заключить с ним срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ, как договор связанный с практикой) с соответствующей оплатой не ниже минимального размера оплаты труда (п. 15 Положения № 291). Однако при этом обязанность работодателя заключать трудовые договоры с обучающимися, проходящими производственную практику, трудовым законодательством не предусмотрена (Определения Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 89-В08-6).

То есть если вы устроились только для прохождения практики, то ваше присутствие на предприятии связано только со знакомством с работой и может не оплачиваться.

Таким образом, прохождение стажировки регулируется законодательством только в отношении работников некоторых отраслей. В иных случаях оформление стажировки зависит от соглашения сторон.

Стажировка может быть оформлена срочным трудовым договором или ученическим договором. Кроме того, студент может стажироваться в рамках производственной практики, как с заключением трудового договора, так и без него.

Запись в трудовой книжке при работе по ученическому договору

День добрый, согласно ч. 2 ст. 198 ТК РФ ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору. Следовательно, с работником-учеником первоначально должен быть заключен трудовой договор, по которому физическое лицо принимается на работу для выполнения трудовой функции по какой-либо конкретной профессии и только впоследствии становится учеником, обучающимся этой профессии.
В соответствии со ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Ученики пользуются всеми льготами, установленными для рабочих, профессии которых они осваивают. Время обучения засчитывается в трудовой стаж, дающий право на отпуск, пенсию по возрасту и инвалидности, на пособие по временной нетрудоспособности.
Но в случае если с лицом, ищущим работу, с которым заключен только ученический договор, и организация еще не состоит в трудовых отношениях, и, соответственно, ученик не является ее работником, то в этом случае сведения об ученичестве в трудовую книжку не вносятся.
Согласно статьи 200 ТК РФ Срок и форма ученического договора:

Цитата: Статья 200. Срок и форма ученического договора
1. Продолжительность подготовки или переподготовки по рабочим профессиям, как правило, не превышает шести, а по отдельным сложным профессиям — 12 месяцев.
Соглашением сторон ученического договора определяется конкретный срок обучения. Обычно он зависит от возраста, образовательной подготовки лица, поступающего на обучение, от получаемой специальности (профессии, квалификации).
2. Типовая форма ученического договора законодательством не предусмотрена, поэтому его содержание определяется усмотрением сторон. В любом случае ученический договор заключается в письменной форме.
Договор составляется в двух экземплярах — один для работодателя, другой для ученика. Каждый его экземпляр подписывается обеими сторонами.

Ученический договор. Как правильно внести запись в трудовую книжку о заключении трудового договора между работодателем и учеником

В кадровой практике встречается немало случаев, когда работодатели принимают на работу физических лиц для выполнения ими функциональных обязанностей по профессиям «ученик охранника», «ученик водителя» и т.д. с добавлением перед наименованием профессии слова «ученик», предусмотренным или не предусмотренным Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 с последующими изменениями и дополнениями), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 N 37 с последующими изменениями и дополнениями). Несомненно, делается это для того, чтобы в период так называемого ученичества работнику выплачивалась много меньшая плата за труд, чем тому, кто не является учеником, но работает по той же профессии, которую осваивает ученик. Между тем далеко не во всех случаях при приеме на работу в качестве ученика с работником (лицом, уже заключившим трудовой договор, а не ищущим работу) заключается ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Да и сам процесс обучения работодателем работника новой профессии в большинстве случаев не происходит. В связи с этим возникают весьма значимые и существенные вопросы: и по правильному оформлению приема на работу ученика, и по оплате его труда в период ученичества.

Согласно ч. 2 ст. 198 Трудового кодекса РФ ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору. Следовательно, с работником-учеником первоначально должен быть заключен трудовой договор, по которому физическое лицо принимается на работу для выполнения трудовой функции по какой-либо конкретной профессии и только впоследствии становится учеником, обучающимся этой профессии. Прежде всего данное утверждение основано на том, что в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является в том числе и условие о трудовой функции работника (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работы). Принимать на работу физические лицо, с которым работодатель намерен заключить ученический договор на профессиональное обучение, без указания в трудовом договоре профессии рабочего является противозаконным. На наш взгляд, ситуация, когда бы физическое лицо принималось на работу по трудовому договору на одну профессию, но обучалось (переобучалось) бы работодателем по ученическому договору другой профессии, является маловероятной. Если же речь идет о переобучении работника, уже работавшего в организации по какой-либо определенной профессии, то, считаем, более логичным будет первоначально в установленном порядке перевести его на другую работу (для выполнения трудовой функции по новой профессии). И только затем заключать ученический договор с работодателем на переобучение по той или иной профессии. Разумеется, речь не может идти о ситуации, когда невозможен перевод на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, лица, не обладающего указанными знаниями или подготовкой. Но, полагаем, в такой ситуации преподавание специальных знаний или проведение специальной подготовки будет осуществляться самим или не самим работодателем, но в лицензированном образовательном подразделении, с последующей выдачей соответствующих и надлежаще оформленных документов работнику, подтверждающих получение им специальных знаний или прохождение специальной подготовки. В период обучения новой профессии в образовательном подразделении лицензированной организации уже работающий в ней работник с целью дальнейшего перевода на другую работу в той же организации, требующую подтвержденных специальных знаний, должен числиться как выполняющий работу по профессии, по которой работает до перевода. Режим работы по данной профессии и режим обучения новой профессии в период ученичества здесь может быть решен только по взаимному соглашению сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 205 Трудового кодекса РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Ученики пользуются всеми льготами, установленными для рабочих, профессии которых они осваивают. Время обучения засчитывается в трудовой стаж, дающий право на отпуск, пенсию по возрасту и инвалидности, на пособие по временной нетрудоспособности <1>. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ (ч. 1 ст. 203 Трудового кодекса РФ). Исходя из буквальной трактовки текста ч. 1 ст. 203 Трудового кодекса РФ, работнику, обучающемуся профессии, по которой предусмотрен, допустим, сокращенный рабочий день при фактической занятости во вредных условиях, не может быть установлено время обучения, превышающее в течение недели время работы работника, не являющегося учеником, исключительно во вредных условиях. Здесь стоит отметить, что профессиональное обучение работника работодателем — юридическим лицом может производиться и с полным отрывом от работы. То есть теоретически и с нулевым показателем нахождения работника во вредных условиях в период ученичества, но в итоге с сохранением права на сокращенное время ученичества в течение недели.

<1> Советское законодательство о труде: Справочник / Отв. ред. В.В. Клепцов. — М.: Профиздат, 1984. — С. 537.

Думается, что стаж для предоставления льготной пенсии ученику должен исчисляться исходя из количества часов, проведенных учеником за фактическим выполнением соответствующих работ в рамках обучения. Стоит, однако, заметить, что Трудовой кодекс РФ не говорит напрямую о том, что на учеников каким-либо образом распространяется законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании.

Согласно действовавшему некогда Положению об оплате труда учеников за время обучения, рабочих за время переквалификации или обучения вторым профессиям, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.12.1959, труд обучающихся оплачивался исходя из тарифной ставки повременщика первого разряда. Например, если ученики проходили индивидуальное обучение по профессиям рабочих, оплачиваемых сдельно, то они получали за первый месяц обучения 75%, за второй — 60%, за третий — 40%, за четвертый и последующие месяцы до окончания срока обучения — 20% тарифной ставки повременщика первого разряда. С первого месяца обучения ученику также выплачивалась заработная плата за изготовленную им годную продукцию по действующим на предприятии нормам и расценкам наравне с другими рабочими <2>. По современным правилам ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 1 ст. 204 Трудового кодекса РФ).

<2> Там же. С. 534.

Разумеется, речь идет об установлении размера стипендии, выплачиваемой ежемесячно, а не, как было установлено в ученических договорах с работниками ОАО «Амурагропром» (Благовещенск), за весь период обучения. Причем продолжительность этого периода зависела исключительно от усмотрения работодателя, т.е. от его мнения по поводу подготовленности каждого конкретного работника к полноценной работе по профессии, и могла продолжаться вплоть до нескольких месяцев. Работа, выполненная учеником на практических занятиях, как и раньше, оплачивается по установленным расценкам (ч. 2 ст. 204 Трудового кодекса РФ).

По утверждению Г.А. Корнийчука, в трудовую книжку запись о прохождении переобучения не делается. Но если по окончании обучения ученику будет выдан документ об образовании (квалификации), то на основании этого документа (со ссылкой на его номер, дату и наименование) в трудовую книжку отдельной строкой в разделе «Сведения о работе» вносится запись о времени обучения на курсах либо в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (пп. б п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек от 16.04.2003 N 225) <3>.

<3> Корнийчук Г.А. Прием и увольнение работников. Новые правила в ТК РФ.

По утверждению этого же автора, ученический договор заключается лишь в том случае, когда сотрудник обучается без отрыва от производства, непосредственно на производстве или на учебной базе (курсах) данного предприятия. Такой договор можно также заключить в том случае, когда нового работника… прикрепили к наставнику — опытному работнику предприятия, который в течение какого-то времени будет помогать ему освоить специальность. В тех случаях, когда работника обучает не само предприятие, а какое-либо образовательное учреждение, то оформлять надо не ученический договор, а дополнительное соглашение к трудовому договору. Работодателю при этом следует иметь в виду, что в этом случае работнику должны быть предоставлены льготы, предусмотренные для тех, кто совмещает работу с обучением (гл. 26 ТК РФ) <4>.

<4> Там же.

В связи со сказанным справедливой представляется точка зрения Е.А. Ершовой. Согласно ст. 779 ГК РФ оказание образовательных услуг регулируется гражданско-правовым договором «возмездного оказания услуг», а не «ученическим договором на профессиональное обучение». И «оказывать образовательные услуги имеет право не любой работодатель, а лишь лицо, обладающее специальной правоспособностью и имеющее лицензию на данный вид деятельности» (ст. 49 ГК РФ).

На наш взгляд, во-первых, в связи с противоречием гл. 32 «Ученический договор» ГК РФ необходимо в целом признать ее утратившей силу. В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) «профессиональная подготовка имеет целью приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося». Стоит отметить, что «профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией». Начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (ст. ст. 22 — 26 названного Закона) также может быть получено только в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию <5>.

<5> Ершова Е.А. Спорные теоретические и практические правовые вопросы заключения трудового договора.

Действительно, документ о профессиональном образовании (квалификации) по завершении обучения ученику может быть выдан самим работодателем, только если работник-ученик обучался также самим работодателем на учебной базе (курсах) данного работодателя — юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и имеющего лицензию на данный вид деятельности (в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии). Однако это не препятствует осуществлению работодателем профессионального обучения работника для собственных нужд работодателя без выдачи работнику по завершении обучения документа о профессиональном образовании (квалификации) и, соответственно, без внесения записи о времени обучения на курсах в трудовую книжку работника.

Установление работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации отмечается в трудовой книжке с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации. Например, слесарю-ремонтнику была установлена вторая профессии «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата установления второй профессии, в графе 3 делается запись: «Установлена вторая профессия «Электрогазосварщик» с присвоением 3 разряда», в графе 4 указывается соответствующее удостоверение, его номер и дата (абз. 6 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек (Приложение N 1 к Постановлению Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69).

Данная ситуация возможна, когда в сведениях о работнике, указанных на первой странице (титульном листе) трудовой книжки, уже имеется запись о наличии у работника профессии и/или специальности, внесенная на основании документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки) или других надлежаще оформленных документов (абз. 5 п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек). Изменение (дополнение) на первой странице (титульном листе) трудовой книжки записей о полученных новых образовании, профессии, специальности осуществляется путем дополнения имеющихся записей (если они уже имеются) или заполнения соответствующих строк без зачеркивания ранее внесенных записей (п. 2.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Таким образом, если профессия приобретается работником впервые, то запись о получении работником этой профессии в раздел «Сведения о работе» не вносится, а вносится лишь в сведения о работнике, указываемые на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. В обоих рассмотренных случаях (приобретение работником, уже имеющим профессию, новой профессии и приобретение работником профессии впервые) речь идет о факте приобретения работником профессии, подтвержденной соответствующими документами об образовании, квалификации или наличии специальных знаний или другими надлежаще оформленными документами, которые могут выдать только образовательные учреждения, а также образовательные подразделения организаций, имеющих соответствующие лицензии. Если профессиональная подготовка не сопровождалась выдачей по ее завершении соответствующего документа о приобретении работником новой профессии, то оснований для внесения новых данных в трудовую книжку не имеется.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 с последующими изменениями и дополнениями), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 N 37 с последующими изменениями и дополнениями) не предусмотрена ни одна профессия, наименование которой начиналось бы со слова «ученик». Это является самым весовым аргументом в пользу того, что и в трудовой книжке работника это слово фигурировать не должно.

В целом вопрос об оформлении ученичества по-прежнему остается решенным не до конца и требует более тщательной правовой регламентации.

М.Курочкина

Государственный инспектор труда

Государственной инспекции труда

в Амурской области,

референт

государственной гражданской службы РФ

2-го класса

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 9

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОТЕ: ОБУЧЕНИЕ ИЛИ РАБОТА?

В статье рассмотрены особенности заключения договоров с лицами, ищущими работу, которым работодатель предлагает пройти обучение с целью как выявления их профессиональных качеств, так и приобретения новых навыков. Авторы рассматривают варианты оформления договоров, оценивают налоговые последствия и возможные риски с точки зрения проверяющих органов.

Пока еще кандидат на вакантную должность:

сначала обучить, а потом принять?

Достаточно часто при приеме на постоянную работу работодатель предлагает претендентам пройти обучение, чтобы выявить их профессиональные качества.

В процессе такого обучения претендент может получать не только теоретические знания, но и участвовать в практической работе, которая приносит работодателю финансовый результат. В этой ситуации возникает ряд вопросов, связанных прежде всего с необходимостью оформления с такими претендентами договорных отношений и осуществления им выплат, связанных с обучением. Попробуем рассмотреть эти вопросы на следующем примере.

В компании есть две категории сотрудников — продавцы-консультанты и продавцы-кассиры, которые, до того как начать выполнять свои рабочие обязанности в необходимом объеме и с должной квалификацией, должны проходить концептуальное обучение в этой же компании. Обучение фактически состоит из двух этапов:

— первый — вводный и ознакомительный с профессией — продолжается всего 3 дня в магазине компании; на данном этапе управляющий определяет профессиональную пригодность соискателя на должность, а потенциальный сотрудник определяет для себя, хочет ли он далее совершенствовать свои знания и приобретать соответствующую квалификацию для работы в данной компании;

— второй — начинается по истечении этих 3 дней и проводится с отдельными учениками по основной программе. Такое обучение идет фактически в течение 2 месяцев по два-три раза в неделю на базе магазинов компании с прикреплением сотрудников к наставникам-управляющим и администраторам магазинов. Также в учебном центре компании проводится специальный 6-часовой тренинг, после чего соискатели сдают устные экзамены управляющему.

Отношения с учениками на первом этапе обучения основаны на ученическом договоре, на втором — оформляются обычным трудовым договором на неопределенный срок. Однако фактически сотрудники на втором этапе обучения работниками не являются, так как у них идет только очередной этап обучения в связи с получением специальных знаний и навыков.

Для приведения порядка и формы заключаемого договора в соответствие с фактическими обстоятельствами при условии сохранения уже отработанного порядка оформления трудовых отношений с сотрудниками и сокращения количества подлежащей оформлению документации компания намерена оформлять отношения с учениками по одному из следующих вариантов:

1. Заключать договор, который будет носить смешанный характер, то есть будет состоять из трех частей, предполагающих:

— сохранение существующего ученического договора на 3-дневное обучение. На этот период остальные две части смешанного договора не вступают в силу, потому с учениками никаких трудовых отношений не возникает — это первая часть договора;

— продолжение обучения по специальной программе с прохождением практики в определенном магазине и выплатой за время обучения стипендии. Стипендия исчисляется исходя из количества проведенного времени при обучении в магазине и почасовой тарифной ставки, которая равна ставке, выплачиваемой обычным постоянно работающим сотрудникам (не ученикам). Для стимулирования сотрудников и увеличения продаж ученик будет допускаться к практическим занятиям (под ними понимается выполнение обычной работы, как и у продавца — консультанта или кассира, а именно предложение товара покупателю и его обслуживание по требованию). За практические занятия компания будет выплачивать ученикам процент от суммы реализованных ими товаров (личные продажи), а также процент от коллективных продаж магазина, то есть компания будет выплачивать ученику стипендию и премии за практические занятия, включая эти суммы в облагаемую страховыми взносами базу. При этом в предполагаемом договоре не используется термин «практические занятия» и прямо указывается, что ученик учится до 13.00, получая стипендию, а затем выполняет трудовые функции, за что получает заработную плату. Соответственно, с этой заработной платы будут выплачиваться страховые взносы в бюджет — это вторая часть договора;

— действие самого трудового договора с сотрудником. Датой приема на работу является дата заключения этого трудового договора, однако сразу с первого дня выхода на работу данный сотрудник считается направленным согласно второй части смешанного договора на второй этап обучения — это третья часть договора.

2. Заключать два договора: ученический на 3 дня и трудовой договор с двумя частями (первой и второй, подробности их содержания описаны ранее).

3. Заключать только ученический договор, то есть трудовой договор не заключается до момента успешного прохождения ученичества.

В процессе анализа приведенной ситуации рассмотрим следующие вопросы:

— как правильно назвать заключаемые с учениками договоры;

— каким образом лучше оформить отношения с такими учениками — направление на обучение сотрудника с отрывом или без отрыва от производства;

— насколько обоснованно с точки зрения обложения страховыми взносами заключение смешанного договора;

— должен ли быть договор на обучение на втором этапе отдельным, а трудовых отношений с учениками компания иметь не должна;

— возможно ли заключение с учениками, с которыми отношения оформлены ученическими договорами, договоров о полной или коллективной материальной ответственности;

— будут ли выплаты за практические занятия облагаться страховыми взносами (в ФСС РФ, ПФР, ТФОМС и ФФОМС) и НДФЛ;

— могут ли фискальные органы в данном случае расценить ученический договор в качестве трудового;

— какова степень риска признания стипендии в качестве заработной платы, если порядок определения стипендии для ученика и порядок определения заработной платы сотрудника одной и той же вакансии одинаковы?

Наименование и характер договоров,

заключаемых с лицами, ищущими работу

Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение:

— с лицом, ищущим работу;

— со своим работником.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому. При этом такой договор может быть двух видов:

— без отрыва от работы (ученик не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей);

— с отрывом от работы (ученик полностью или частично освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей).

Ученический договор заключается в письменной форме и должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества (ст. ст. 199, 200 ТК РФ).

Анализ ТК РФ позволяет констатировать, что только в гл. 32 и ст. 227 содержится такое понятие, как «ученик», а в остальной части Кодекса идет речь о работнике. Так, в ст. 227 ТК РФ говорится, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором.

Однако на основании ст. ст. 15, 16 и 20 ТК РФ только между работником и работодателем возникают трудовые отношения в случаях и порядке, определенных в ст. ст. 16, 56, 57 и 68 Кодекса. Таким образом, до заключения трудового договора лицо, ищущее работу, находясь в статусе ученика, не относится ни к какой из категорий работников, но в производственной деятельности работодателя участие принимает. Это порождает определенные сомнения в обоснованности и справедливости подобного неоднозначного определения статуса такого ученика.

По смыслу ст. ст. 56, 199, ч. 2 ст. 198 ТК РФ ученический договор не является трудовым <1>. Также затруднительно его отнести и к гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг <2>. Вместе с тем согласно ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. По этой причине существуют единичные мнения об отнесении ученических договоров, заключаемых с работниками организации, к трудовым <3>. На основании анализа ст. ст. 56, 197, 199 ТК РФ, судебной практики и мнений правоприменительных органов полагаем, что такую позицию нельзя считать обоснованной.

<1> См., например, Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, от 28.06.2007 N 03-04-07-02/31.

<2> См., в частности, Постановления Девятого ААС от 15.12.2008 N 09АП-15498/2008-АК, ФАС Московского округа от 01.04.2009 N КА-А40/2218-09.

<3> См. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 N А05-17293/04-18.

В соответствии со ст. ст. 199 и 204 ТК РФ в период обучения ученикам должна выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Таким образом, обязанность работодателя по выплате стипендий, предусмотренных ученическим договором, установлена законодательно.

Кроме выплат стипендии в период обучения ученикам должна быть оплачена и работа на практических занятиях.

Согласно ч. 2 ст. 204 ТК РФ эта работа оплачивается по установленным расценкам. Размер выплат указывается в соответствии с локальными нормативными актами организации и зависит от фактически выполненной работы. Правовая природа данной оплаты не определена и является дискуссионной. Необходимость оплачивать выполняемую работу в период ученичества обосновывается тем, что на практических занятиях ученик по заданию работодателя выполняет работу, которая может приносить работодателю экономическую выгоду.

При ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный характер, в то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции — работы по определенной профессии, специальности, квалификации или должности. С учетом того что ученический договор не является трудовым и обязанности по выплате заработной платы и стипендии за обучение, а также по оплате практических занятий оговорены законодателем отдельно, представляется, что оплата практических занятий не является стипендией или заработной платой (равно как и «личные продажи» по трудовому договору). Она представляет собой специальный вид выплат, связанный исключительно с правовым механизмом ученичества и участия ученика в производственной деятельности работодателя.

Отметим, что сроки отработки в конкретной организации после прохождения обучения и критерии их определения законодательством не установлены и согласовываются сторонами. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем затраты, связанные с ученичеством.

Затраты, понесенные работодателем на обучение работника, исчисляются пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ) <4>. Необходимо отметить, что выплаты работнику за практические занятия и заработная плата работника, для которого установлено неполное рабочее время в связи с обучением, не могут быть включены в расходы работодателя, подлежащие возврату.

<4> См., к примеру, Определение ВС РФ от 28.11.2005 N 81-В05-30.

Таким образом, работодатель вправе заключить ученический договор и с лицом, ищущим работу, и со своим сотрудником. Во всех случаях работодатель обязан выплачивать ученику стипендию, размер которой устанавливается по соглашению сторон, и оплачивать практическую работу согласно принятой в компании системе оплаты труда. Эти выплаты не могут быть квалифицированы как заработная плата при условии надлежащего оформления ученического договора (предмет и содержание должны в точности соответствовать нормам гл. 32 ТК РФ).

То обстоятельство, что часть ученических договоров заключается с работниками организации, не означает, что такие договоры являются частью трудовых договоров с этими работниками. Статьи 197, 198 ТК РФ прямо предусматривают, что в таком случае ученический договор не изменяет существующий трудовой договор, а является самостоятельным дополнительным договором. В подобной ситуации физическое лицо выступает одновременно работником по трудовому договору и учеником — по ученическому.

Заключение единого смешанного договора, содержащего элементы трудового и ученического, с лицом, ищущим работу, или с работником при включении всех необходимых условий не изменяет сути правоотношений, название договора также не меняет его содержания. Вместе с тем с учетом риска возникновения спора с проверяющими органами целесообразно не включать в один договор с работником компании условия ученического и трудового договоров, а также называть этот договор трудовым.

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, с лицом, ищущим работу, целесообразно заключать ученический договор (на каждый этап в отдельности или на два этапа обучения вместе) с последующим заключением трудового договора в случае успешного окончания обучения.

Работников компании, с которыми заключены трудовые договоры (в том числе и новых сотрудников), обучать лучше на основании отдельно заключенного ученического договора и приказа руководителя компании. Такое обучение возможно как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Если в компании обучение проводится регулярно, желательно разработать локальный акт, регулирующий основные условия обучения как лиц, ищущих работу, так и работников.

Способы оформления отношений с учениками

Прежде всего необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 198 ТК РФ ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы может быть заключен только с работником данной организации, а не с лицом, ищущим работу.

Соответственно, выбор конкретного вида ученического договора с работником компании зависит от того, предполагается ли выполнение таким работником своих прямых трудовых обязанностей в период обучения.

В рассматриваемой ситуации принимаемые на работу работники сразу же направляются на обучение, так как не имеют надлежащих навыков и в течение двух месяцев будут их приобретать, в том числе и на практических занятиях. Несмотря на то что практические занятия и трудовые обязанности работающего сотрудника одинаковы, занятия не являются выполнением трудовых обязанностей, поскольку по своей природе эти занятия предполагают обучение сотрудника новым навыкам, которых сотрудник еще не имеет. Как уже отмечалось, при ученическом договоре юридическое значение имеет обучение ученика, а труд носит лишь дополнительный, сопутствующий характер, в то время как при трудовых отношениях значение имеет выполнение работником трудовой функции.

Если работник обучается без отрыва от производства (например, 3 часа учится, 5 часов работает), работодатель должен выплачивать ему следующие суммы: заработную плату за отработанное время, стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

Если работник обучается с отрывом от производства (полностью освобожден от выполнения своих трудовых обязанностей), работодатель должен выплачивать ему только стипендию за время обучения и выплаты за практические занятия.

При приеме на работу нового сотрудника и направлении его на обучение с первого дня работы, могут заключаться трудовой договор и договор на обучение с отрывом от производства. При этом такому работнику выплачивается стипендия и оплачиваются практические занятия. Данные выплаты не являются заработной платой, так как выплачиваются не за исполнение трудовых обязанностей, а в процессе обучения.

Страховые взносы: объект обложения вызывает вопросы

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который заменил гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Ранее был сделан вывод, что правовая природа ученического договора не позволяет однозначно отнести его к трудовым или гражданско-правовым договорам. Значит, можно заключить, что выплаты по ученическим договорам (стипендия и оплата работы, выполняемой на практических занятиях) не облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент правоприменительной практики, касающейся начисления страховых взносов на выплаты по ученическим договорам, пока не наработано. Однако в отношении отмененного с 1 января 2010 г. ЕСН, имевшего аналогичный со страховыми взносами объект обложения, практика сложилась достаточно устойчивая. По мнению судов и финансовых органов, выплаты по ученическим договорам ЕСН не облагались.

Пример. Так, Минфин России в Письме от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 указал, что, поскольку выплаты стипендии и вознаграждения за работу, выполняемую учениками на практических занятиях, начисляются физическим лицам не по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), они в соответствии с положениями НК РФ не будут являться объектом обложения ЕСН. Аналогичные выводы содержатся в Письмах ФНС России от 09.07.2007 N 05-1-02/304@, УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 21-11/039344@.

* * *

ФАС Московского округа в Постановлении от 01.04.2009 N КА-А40/2218-09 признал правомерной неуплату ЕСН со стипендии, выплачиваемой по ученическому договору как лицам, ищущим работу, так и работникам налогоплательщика. При этом суд отметил: то обстоятельство, что часть ученических договоров заключалась с работниками заявителя, не означает, что такие договоры являлись частью трудовых договоров с этими работниками.

Поскольку выплаты по смешанному договору, содержащему в себе элементы ученического и трудового, вступающего в силу после прохождения обучения, и выплаты, проводимые по двум отдельным договорам (ученическому и трудовому), имеют одинаковую природу, то и страховые взносы по этим договорам будут начисляться также одинаково. Иными словами, в течение действия смешанного договора статус выплат для целей исчисления страховых взносов будет меняться: в «ученический» период взносы не начисляются, а в период обычного трудового договора — уплачиваются в общем порядке.

Вместе с тем, учитывая «внешнее» сходство трудового договора, в котором может быть предусмотрен испытательный срок, и ученического договора, предусматривающего проведение практических занятий, заключение смешанного договора вызовет больше вопросов со стороны контролирующих органов.

Так, по смешанному договору налогоплательщику потребуется представить отдельные расчеты для выплат, относящихся к первому периоду, и для выплат, относящихся ко второму периоду.

Пример. Так, упомянутое в предыдущем примере положительное для налогоплательщиков Постановление ФАС Московского округа N КА-А40/2218-09 суд принял с учетом бухгалтерской справки, подтверждающей, какие выплаты обучающемуся сотруднику относятся к ученическому договору, а какие — к трудовому.

При наличии двух отдельных договоров учет выплат, имеющих различное назначение, автоматически будет раздельным. Значит, с точки зрения упрощения учета и минимизации риска конфликта с фискальными органами заключение двух отдельных договоров более целесообразно.

Отграничить трудовой договор от ученического можно на основании анализа существенных условий последнего — его предмет и содержание должны в точности соответствовать гл. 32 ТК РФ, в частности предусматривать срок ученичества, срок, в течение которого ученик обязан проработать в компании по окончании обучения (ст. 199 ТК РФ).

Если же на этапе обучения заключены трудовые, а не ученические договоры, то, несмотря на фактические отношения сторон, на эти выплаты подлежат начислению страховые взносы в общеустановленном порядке.

Налог на доходы физических лиц

Что касается налога на доходы физических лиц, то в соответствии с п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В ст. 217 НК РФ, устанавливающей перечень доходов, освобожденных от НДФЛ, выплаты ученикам по ученическому договору не поименованы. Следовательно, суммы стипендии и оплаты практических занятий, перечисляемые ученикам, являются объектом обложения НДФЛ. Данной точки зрения придерживаются и контролирующие органы <5>.

<5> См. Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123, от 24.08.2007 N 03-04-06-02/164, УФНС России по г. Москве от 26.12.2006 N 28-10/114805.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Но поскольку потенциальные работодатели не заключают с учениками трудовой договор, то нет оснований относить стипендию и оплату практических занятий к названным компенсационным выплатам.

Заключение договоров о полной

и коллективной материальной ответственности

В соответствии с положениями ст. 205 ТК РФ на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Недействительными являются и не применяются лишь те условия ученического договора, которые противоречат ТК РФ, коллективному договору, соглашениям (ст. 206 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 199 ТК РФ помимо условий, предусмотренных ч. 1 ст. 199 Кодекса (наименование сторон, указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником, и т. д.), ученический договор может содержать и иные условия, определенные соглашением сторон.

Соответственно, на отношения между работодателем и учениками распространяется действие положений, определяющих материальную ответственность сторон трудового договора.

Как уже отмечалось, дополнительным основанием привлечения ученика к материальной ответственности будет служить его отказ по окончании ученичества без уважительных причин выполнять свои обязательства по договору, в том числе приступать к работе. В этом случае ученик по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При заключении письменных договоров о полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной) необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 244 ТК РФ подобного рода договоры, то есть договоры о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (в настоящее время действует Постановление Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

Вероятность переквалификации

ученического договора в трудовой

При условии надлежащего оформления ученического договора, а также строгого соответствия фактически складывающихся между учеником и работодателем взаимоотношений (предмет и содержание должны в точности соответствовать гл. 32 ТК РФ) вероятность переквалификации договора контролирующими органами в трудовой можно оценить как низкую.

Однако следует иметь в виду, что помимо корректных формулировок текста договора налогоплательщику необходимо соблюдать требования к оформлению сопутствующей документации. Так, по ученическому договору работодатель не издает приказ о приеме на работу, не заводит трудовую книжку, а отстранение ученика от практических занятий не является увольнением.

Как уже отмечалось, ученик, который по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, должен по требованию работодателя возвратить ему полученную за время ученичества стипендию (ст. 207 ТК РФ). Если ученик уклоняется от возврата полученной стипендии, это не ставит под сомнение обоснованность ранее произведенных выплат, поскольку они были совершены в полном соответствии с заключенным договором. В то же время, как это видно из ст. 207 ТК РФ, обязанность вернуть выплаченную стипендию возникает по причине нарушения ранее принятых условий, в связи с чем данная сумма должна рассматриваться как своего рода санкция.

Соответственно, если обучающийся не отрабатывает положенное время, то организация в своем учете должна отразить право требования к лицу на величину выплаченной стипендии. Если эта сумма будет признана обучающимся, ее надо будет включить в состав внереализационных доходов по правилам ст. 271 НК РФ. Если взыскать задолженность не получится, то по истечении сроков давности величина задолженности подлежит списанию на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Необходимо отметить, что обучение потенциальных сотрудников налогоплательщик проводит в течение разумного срока (2 месяцев), а необходимость обучения обусловлена спецификой их должностных обязанностей в области розничных продаж (общение с покупателями, обращение с товаром, работа с кассой). При этом, на наш взгляд, не должно существовать аналогии в характере и объеме выполняемых в течение рабочего времени функций между «работниками-учениками» и собственно работниками организации, выполняющими трудовую функцию в по той же профессии, в той же должности и с той же квалификацией.

Все приведенные обстоятельства снижают риск возможной переквалификации, а в случае возникновения конфликта повышают вероятность положительного исхода спора с государственным органом.

Степень риска признания стипендии заработной платой

В рассматриваемой ситуации работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам. Размер стипендии, выплачиваемой в период ученичества, определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 204 ТК РФ).

Таким образом, выплаты по ученическому договору, во-первых, зависят от получаемой профессии и квалификации, во-вторых, осуществляются по установленным у потенциального работодателя расценкам. Законодательство не устанавливает обязательных требований, чтобы стипендия, выплачиваемая ученикам, отличалась от размера заработной платы.

Поскольку при условии надлежащего оформления ученического договора риск его переквалификации в трудовой является, по нашему мнению, низким, риск переквалификации стипендии в заработную плату по такому договору также низкий. В то же время, полагаем, что совпадение размера оплаты и объема выполняемых функций в данном случае будет являться аргументом в пользу переквалификации ученического договора в трудовой.

Библиографический список

1. Бокарева Е. Н., Дбар Е. А., Ялушкин А. Е., Сотов А. И., Ермоленко А. С. Использование ученического и трудового договоров // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2010. N 12.

Е. Бокарева

Ведущий юрисконсульт

«ФБК-Право»

Е. Дбар

Ведущий юрисконсульт

«ФБК-Право»

А. Сотов

Партнер

МКА «ФБК-Право»

А. Ялушкин

Ст. юрисконсульт

«ФБК-Право»

А. Ермоленко

Партнер

«ФБК-Право»

Подписано в печать

Как правильно оформить отношения с вновь принимаемыми работниками, которые предварительно перед трудоустройством будут проходить обучение у работодателя?

Компания ГАРАНТ

Продавцы-консультанты приняты по трудовому договору с испытательным сроком на один месяц. При этом они фактически обучаются в одном из работающих магазинов и в последующем будут работать в другом магазине.

Надо ли в этом случае издавать приказ о прохождении стажировки и далее приказ о переводе на работу в другой магазин или просто внести дополнение в трудовой договор?

Как правильно оформить отношения с вновь принимаемыми работниками, которые предварительно перед трудоустройством будут проходить обучение у работодателя?

Ученический договор

Согласно части первой ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на профессиональное обучение или на переобучение без отрыва или с отрывом от работы. В последнем случае ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

При этом по смыслу норм главы 23 ТК РФ, а также с учетом ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» профессиональное обучение в рамках ученического договора (профессиональная подготовка) осуществляется силами самого работодателя в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Таким образом, организация, набирающая продавцов-консультантов для нового магазина и намеренная их предварительно обучить основам профессии, вправе самостоятельно решать — заключать ли с соискателями трудовые договоры, чтобы проводить их обучение уже в качестве своих работников, либо заключать с ними сначала ученические договоры, а после завершения обучения — оформить трудовые отношения при условии успешного обучения.

Отношения с учеником-соискателем, с которым не заключен трудовой договор, оформляются путем заключения в письменной форме ученического договора в двух экземплярах на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Данный договор действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 201 ТК РФ). Изменение ученического договора в течение срока его действия возможно только по соглашению сторон. В договоре нужно предусмотреть, как будет определяться уровень подготовки ученика после его обучения (аттестация, сдача экзаменов и т.п.).

Поскольку ученик-соискатель не является работником, приказ о приеме на работу не издается, записи в трудовую книжку также не вносятся. Также обратите внимание, что на учеников, независимо от разновидности заключенного с ними ученического договора, в полной мере распространяется трудовое законодательство (ст. 205 ТК РФ). При этом ученик-соискатель еще не является работником, и очевидно, что трудовое законодательство применяется к нему с учетом специфики ученичества. Например, он не может самостоятельно в полном объеме выполнять трудовую функцию, ему не выплачивается заработная плата и т.п.

Ученикам в период ученичества за счет средств работодателя должна выплачиваться стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 204 ТК РФ).

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленные для работников соответствующих возрастов, профессии, специальности (статья 203 ТК РФ).

Трудовой договор заключается только с тем лицом, которое успешно завершило обучение, при этом испытательный срок не устанавливается (статья 207 ТК РФ). Если ученик без уважительных причин не выполняет обязательства, взятые на себя по ученическому договору (в том числе не приступает к работе), то он обязан возвратить работодателю сумму полученной стипендии и возместить иные расходы работодателя, связанные с его обучением.

Испытание

В случае, когда с работником заключен трудовой договор с испытательным сроком и при этом он фактически обучается в одном из подразделений организации, никаких приказов о прохождении стажировки или ученичества издавать не следует. Как было указано выше, основанием для ученичества является соглашение работодателя и работника (соискателя), оформленное в виде письменного договора.

Трудовое законодательство разделяет понятия «стажировка» и «профессиональное обучение» (часть первая ст. 59 ТК РФ). Определения стажировки ТК РФ не содержит. По смыслу норм главы 34 ТК РФ под стажировкой следует понимать практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы, приобретенных при профессиональной подготовке. В данном же случае имеет место профессиональное обучение работников.

При переводе продавцов-консультантов, прошедших испытание, в другой магазин, важно учитывать следующее. Согласно части первой ст. 72.1 ТК РФ переводом на другую работу является постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 ТК РФ.

Следовательно, если в трудовом договоре с продавцом-консультантом указано структурное подразделение (например конкретный магазин), то перевод его в другое подразделение возможен только по соглашению сторон. Для оформления постоянного перевода необходимо:

1) заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, поскольку условие о структурном подразделение изменилось;

2) оформить приказ о переводе по форме по форме N Т-5 (или по форме N Т-5а — при переводе нескольких работников), утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;

3) внести запись о постоянном переводе в трудовую книжку работника.

Если же подразделение, в котором работником выполняется трудовая функция, в договоре с ним не указано, то направление такого работника на другое рабочее место или структурное подразделение, расположенное в той же местности, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора, признается перемещением и может осуществляться без согласия работника (часть третья ст. 72.1 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *