Расчет налоговой нагрузки в 2018

Налоговое регулирование

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИИ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

А.Е. ИЛЬИН,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент»

Г.В. ИЛЬИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Анализ и аудит» Курская государственная сельскохозяйственная академия

Существующая в настоящее время система налогообложения доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач. В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования доходов физических лиц, позволяющим

снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности населения.

Доходы бюджета страны и субъектов РФ формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Причем большую их долю составляют налоговые доходы. Так, в 2006 г. удельный вес налоговых доходов составил 62,7 % (табл. 1). За пятнадцать лет доля налоговых доходов варьирует

Таблица 1

Размер и структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.)

Год Доходы, всего, млрд руб. Из них налоговые поступления В том числе

налог на прибыль налог на доходы физических лиц

сумма, млрд руб. удельный вес в доходах, % сумма, млрд руб. удельный вес в налоговых поступлениях, % сумма, млрд руб. удельный вес в налоговых поступлениях, %

1992 5,7 4,1 71,9 1,5 36,6 0,4 9,8

1993 55,6 34,2 61,5 16,8 49,1 4,4 12,9

1994 197,4 111,5 56,5 49,0 43,9 17,5 15,7

1995 473,1 364,3 77,0 117,6 32,3 36,6 10,0

1996 604,8 473,0 78,2 96,7 20,4 56,6 12,0

1997 776,8 594,1 76,5 104,9 17,7 75,2 12,7

1998 739,3 564,6 76,4 99,3 17,6 71,5 12,7

1999 1276,3 1007,5 78,9 221,0 21,9 117,3 11,6

2000 2197,9 1707,6 77,9 398,8 23,3 174,8 10,2

2001 2916,4 2345,0 80,4 513,8 21,9 255,8 10,9

2002 3838,3 3136,8 81,7 463,3 14,8 358,1 11,4

2003 4516,7 3735,3 82,7 526,5 14,1 455,7 12,2

2004 5832,1 4942,1 84,7 867,8 17,6 574,5 11,6

2005 8127,1 5330,2 65,6 1332,9 25,0 707,0 13,3

2006 10076,2 6313,4 62,7 1670,6 26,5 930,4 14,7

%

40,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35,00

30,00

25,00

20,00

15,00

10,00

5,00

0,00

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц

Доля налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц

в бюджете РФ

от 56,5 % в 1994 г. до 84,7 % в 2004 г. Размах вариации составляет 28,2 %, а коэффициент вариации 11,2 %. Следует обратить внимание на четко выраженную тенденцию снижения удельного веса налога на прибыль в налоговых доходах, который за исследуемый период понизился на 10,1 процентного пункта, а доля налога на доходы физических лиц повысилась на 4,9 процентного пункта. Кроме того, с 2000 г. наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса налога на доходы физических лиц в налоговых поступлениях.

Выявленные тенденции изменений в структуре налоговых поступлений и доходах бюджета страны прежде всего обусловлены реформированием налоговой системы.

Формирование механизма налогообложения доходов физических лиц в РФ началось в 1991 г. с принятием закона «О подоходном налоге с физических лиц», предусматривающего прогрессивную шкалу ставок от 12 до 60 %. В ходе реформирования налоговой системы с 1991 по 2000 г. ставки налога на доходы многократно пересматривались, что способствовало во многом развитию процесса сокрытия доходов и дестабилизации механизма налогообложения.

Необходимо отметить, что, несмотря на многократные изменения, доля налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета

не изменилась, в то время как доля поступлений от налогообложения прибыли предприятий снизилась в 2 раза (см. рисунок). Это привело к тому, что соотношение поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций повысилось в целом по РФ до 0,802 в 2006 г., а в 1992 г. оно составляло 0,267 (табл. 2).

Кроме того, из данных табл. 2 следует, что наблюдается значительная дифференциация коэффициентов соотношения налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций по субъектам РФ. Так, в Ивановской области в 2006 г. коэффициент соотношения составил 2,52, т. е. размер налоговых поступлений в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц превышает величину налога на прибыль организаций в 2,5 раз. Более того, по сравнению с предшествующим годом значение коэффициента повысилось на 0,21. В Липецкой области коэффициент соотношения в 2006 г. составляет 0,366, что значительно ниже среднего уровня по стране и на порядок меньше большинства регионов центрального округа. Причем в 2006 г. по сравнению с 2005 г. он понизился, что свидетельствует о превышении налоговых поступлений на прибыль организаций над налогом на доходы физических лиц.

В Курской области наблюдается положительная тенденция коэффициента соотношения, и в 2006 г. он превысил единицу. Размер налоговых поступлений с доходов физических лиц превысил величину налога на прибыль. Это обусловлено снижением размера налога на прибыль организаций по сравнению с предшествующим годом на 65,2 млн руб. и повышением налоговых поступлений на доходы физических лиц на 967, 8 млн руб. Обращает на себя внимание рост коэффициента на 0,25 и его превышение в 2006 г. среднего значения по стране, что является негативной тенденцией.

Необходимо отметить, что в регионах с высокой степенью развития промышленности поступления от налога на прибыль больше, а соотношение с налогом на доходы физических лиц меньше. В результате доля налога на доходы физических лиц

Таблица 2

Показатели соотношения поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций субъектов Центрального Федерального округа Российской Федерации

Название региона Налог на прибыль организаций, млн руб. Налог на доходы физических лиц млн руб. Соотношение поступлений по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль

2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. 2006 г.

Российская Федерация, млрд руб. 955,3 1160,7 707 930,4 0,74 0,80

Белгородская область 8592,7 8863,1 5330,6 6853 0,62 0,77

Брянская область 1512,9 2068,8 3074,3 3962,1 2,03 1,92

Владимирская область 1830,2 3064,2 4566,2 6146,7 2,49 2,01

Воронежская область 3474,4 4609,4 6203,6 8065 1,79 1,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ивановская область 1147,7 1405,4 2651,1 3538,9 2,31 2,52

Калужская область 1673,1 2326 3955,5 5052,4 2,36 2,17

Костромская область 898,8 1350,4 2101,5 2760 2,34 2,04

Курская область 4129,1 4063,9 3143,5 4111,3 0,76 1,01

Липецкая область 11311,1 15465,9 4589,8 5664 0,41 0,37

Московская область 40504,8 41489,3 35872,3 49527,1 0,89 1,19

Орловская область 1587,7 1926,4 2369 2974,6 1,49 1,54

Рязанская область 2578,7 3662,2 3846 4939,9 1,49 1,35

Смоленская область 1871,3 2602,3 3204,3 4126,7 1,71 1,59

Тамбовская область 1336,3 1718,6 2462,4 3022,5 1,84 1,76

Тверская область 2767,8 3812,5 4812,3 6246,5 1,74 1,64

Тульская область 4397,1 4665,8 4994,2 6417,5 1,14 1,38

Ярославская область 6747,5 6801,3 5952,8 7648,8 0,88 1,12

г. Москва 228849,9 358508 144992,7 202287,8 0,63 0,56

в консолидированных бюджетах субъектов Центрального округа РФ в 2006 г. колеблется от 19,88 % в Тамбовской области до 30,3 % в Смоленской области (табл. 3). Кроме того, из данных табл. 3 следует, что произошло повышение удельного веса налога на доходы физических лиц в большинстве регионов. Наибольший прирост доли налога на доходы! физических лиц в 2006 г. по сравнению с 2005 г. наблюдается в Курской области, где он составил 3,89 процентного пункта, а также в Ярославской и Тульской областях, в которых доля налога на доходы! физических лиц в доходах бюджетов повысилась на 3,16 и 2,90 процентного пункта соответственно. Причем прирост доходов в бюджет Курской области произошел в основном за счет налога на доходы с физических лиц, доля которого в общем объеме прироста доходов составила 63,0 % (табл. 4).

В отдельных регионах Центрального округа прирост доходной части консолидированных бюджетов на 1/2 формируется за счет налога на доходы физических лиц, например Тульская и Ярославская области, где доля в приросте доходов налога составляет соответственно 46,7 и 50,8 %. Наряду с этим в Липецкой области удельный вес налога на доходы физических лиц в приросте доходов бюджета меньше в 3,5 раза по сравнению с Курской областью, а по сравнению со средним значением

по стране ниже на 10,1 процентного пункта, что характеризует значительную вариацию показателя по регионам. Размах вариации удельного веса прироста налогов на доходы физических лиц в приросте доходов консолидированных бюджетов составляет 45,0 %.

В процессе исследования установлено, что размер подоходного налога с физических лиц оказывает существенное влияние на доходы консолидированных бюджетов субъектов страны. В среднем по стране доля налога с физических лиц составила 24,5 %, т. е. четвертая часть бюджета формируется за счет подоходного налога, что определяет его высокую значимость для экономики.

Размер поступлений в бюджет налога с физических лиц зависит от многих объективных и субъективных причин, для изучения которых нами использовались методы детерминированного и стохастического анализа.

Детерминированный анализ применялся для изучения и измерения величины влияния факторов, которые находятся с размером подоходного налога с физических лиц в функциональной зависимости и могут быть выражены мультипликативной моделью.

При построении факторной модели размера подоходного налога с физических лиц нами уста-

Таблица 3

Размер и удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации

Название региона 2005 г. 2006 г.

Доходы, всего, млн руб. в том числе налог на доходы физических лиц Удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета, % Доходы, всего, млн руб. в том числе налог на доходы физических лиц Удельный вес налога на доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета, %

Российская Федерация, млрд. руб. 2999,9 707 23,57 3797,3 930,4 24,50

Белгородская область 24730,7 5330,6 21,55 29485 6853 23,24

Брянская область 13453,8 3074,3 22,85 17588,2 3962,1 22,53

Владимирская область 15822,6 4566,2 28,86 21514,1 6146,7 28,57

Воронежская область 25090,4 6203,6 24,72 30439,5 8065 26,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ивановская область 13207,7 2651,1 20,07 17604,5 3538,9 20,10

Калужская область 14605,3 3955,5 27,08 17427,7 5052,4 28,99

Костромская область 8270,6 2101,5 25,41 10231,7 2760 26,97

Курская область 15163,4 3143,5 20,73 16700,1 4111,3 24,62

Липецкая область 21953,1 4589,8 20,91 27933,8 5664 20,28

Московская область 139118,3 35872,3 25,79 175120 49527,1 28,28

Орловская область 9687,6 2369 24,45 11181,6 2974,6 26,60

Рязанская область 14180,2 3846 27,12 17728 4939,9 27,86

Смоленская область 11283,6 3204,3 28,40 13620,5 4126,7 30,30

Тамбовская область 12699 2462,4 19,39 15202,4 3022,5 19,88

Тверская область 18588,3 4812,3 25,89 24273,4 6246,5 25,73

Тульская область 20735,1 4994,2 24,09 23781,3 6417,5 26,99

Ярославская область 23107,4 5952,8 25,76 26447,2 7648,8 28,92

г. Москва 523277,8 144992,7 27,71 757936,7 202287,8 26,69

Таблица 4

Показатели размера приростов доходов консолидированных бюджетов и налога на доходы физических лиц

Название регионов Доходы — всего, млн руб. Налог на доходы физических лиц, млн руб. Удельный вес прироста налогов в общем приросте доходов

2005 г. 2006 г. Прирост 2005 г. 2006 г. Прирост

Российская Федерация, млрд. руб. 2999,9 3797,3 797,4 707 930,4 223,4 28,02

Белгородская область 24730,7 29485 4754,3 5330,6 6853 1522,4 32,02

Брянская область 13453,8 17588,2 4134,4 3074,3 3962,1 887,8 21,47

Владимирская область 15822,6 21514,1 5691,5 4566,2 6146,7 1580,5 27,77

Воронежская область 25090,4 30439,5 5349,1 6203,6 8065 1861,4 34,80

Ивановская область 13207,7 17604,5 4396,8 2651,1 3538,9 887,8 20,19

Калужская область 14605,3 17427,7 2822,4 3955,5 5052,4 1096,9 38,86

Костромская область 8270,6 10231,7 1961,1 2101,5 2760 658,5 33,58

Курская область 15163,4 16700,1 1536,7 3143,5 4111,3 967,8 62,98

Липецкая область 21953,1 27933,8 5980,7 4589,8 5664 1074,2 17,96

Московская область 139118,3 175120 36001,7 35872,3 49527,1 13654,8 37,93

Орловская область 9687,6 11181,6 1494 2369 2974,6 605,6 40,54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанская область 14180,2 17728 3547,8 3846 4939,9 1093,9 30,83

Смоленская область 11283,6 13620,5 2336,9 3204,3 4126,7 922,4 39,47

Тамбовская область 12699 15202,4 2503,4 2462,4 3022,5 560,1 22,37

Тверская область 18588,3 24273,4 5685,1 4812,3 6246,5 1434,2 25,23

Тульская область 20735,1 23781,3 3046,2 4994,2 6417,5 1423,3 46,72

Ярославская область 23107,4 26447,2 3339,8 5952,8 7648,8 1696 50,78

г. Москва 523277,8 757936,7 234658,9 144992,7 202287,8 57295,1 24,42

новлена прямая зависимость его от численности населения региона, удельного веса работающего населения в общей их численности, среднегодового дохода одного работника и средневзвешенной ставки налога на доходы физических лиц.

Таким образом, детерминированная факторная модель величины подоходного налога имеет следующий вид:

РН = ЧН х УдР х Д х С, (1)

где РН — размер налога на доходы физических лиц, млн руб.;

ЧН — численность населения региона, тыс. чел.;

УдР — удельный вес работающего населения в общей численности, %;

Д — средний годовой доход одного работника, тыс. руб.;

С — средняя взвешенная ставка налога на доходы физических лиц, %.

Посредством разработанной факторной модели изучено влияние причин на размер подоходного налога по трем регионам Центрального федерального округа в 2006 г. по сравнению с 2005 г. В табл. 5 представлены исходные данные, которые характеризуют величину факторов за анализируемые периоды.

Полученные результаты факторного анализа (табл. 6) свидетельствуют о различной степени влияния отобранных и включенных в модель причин по регионам. Так, в Курской и Воронежской областях доминирующим фактором позитивного характера является среднегодовой доход работни-

ков, на долю которого приходится соответственно 93,4 и 93,2 % общего прироста налога на доходы физических лиц в 2006 г. В Москве за счет повышения среднегодового дохода размер подоходного налога повысился на 49,8 %, т. е. степень влияния данного фактора значительно ниже. Необходимо отметить, что в Москве величина налога на доходы физических лиц находится в большой зависимости от изменения средней взвешенной налоговой ставки, повышение которой за анализируемый период в столице на 1,2 процентного пункта обусловило прирост суммы налоговых поступлений на 46,7 %. В Курской и Воронежской областях за счет незначительного повышения средней ставки налога прирост поступлений соответственно составил 9,9 и 6,3 %, что значительно ниже по сравнению с долей ее влияния в Москве. Рост общей численности населения и удельного веса работников в Москве за два года способствовал повышению размера налога с доходов физических лиц. В Курской и Воронежской областях произошло сокращение численности населения, что повлекло уменьшение налоговых поступлений с доходов физических лиц.

Таким образом, в процессе проведенного детерминированного факторного анализа выявлена вариация в изменении средней взвешенной ставки налога на доходы физических лиц, что, по нашему мнению, объясняется значительной дифференциацией населения по уровню доходов, критерием оценки которой является коэффициент Джинни.

Таблица 5

Исходные данные для факторного анализа изменения налога на доходы физических лиц

Наименование показателя 2005 г. 2006 г.

Москва Курск Воронеж Москва Курск Воронеж

Размер налога на доходы физических лиц, млн руб. 144 992,7 3 143,5 6 203,6 202 287,8 4 111,3 8 065

Численность населения, тыс. чел 10 425 1 184 2 314 10 443 1 171 2 295

Уд вес работающего населения, % 0,591 0,507 0,456 0,598 0,508 0,461

Среднегодовой доход одного работника, тыс. руб. 299,5 62,4 65,9 357,6 80,5 84,2

Средневзвешенная ставка налога, % 0,079 0,084 0,089 0,091 0,086 0,091

Таблица 6

Показатели влияния факторов на изменение налога на доходы физических лиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование показателя Сумма, млн руб. Удельный вес, %

Москва Курск Воронеж Москва Курск Воронеж

Прирост налога на доходы физических лиц, всего 57295,10 967,80 1861,40 100 100 100

В том числе за счет изменения: численности населения 250,35 -34,51 -50,94 0,44 -3,57 -2,74

удельного веса работников 1777,31 2,58 60,93 3,10 0,27 3,27

уровня годового дохода 28541,65 904,17 1733,91 49,82 93,42 93,15

средней взвешенной ставки налога 26725,79 95,57 117,50 46,65 9,88 6,31

В этой связи нами проведено изучение степени зависимости между налогом на доходы физических лиц и коэффициентом Джинни. Для этого использован корреляционно-регрессионный метод стохастического анализа. Анализ проведен по 77 регионам Российской Федерации.

В качестве результативного показателя (У) определен размер подоходного налога по регионам страны. Факторным показателем является коэффициент Джинни (Х), характеризующий дифференциацию уровня доходов населения.

Решение корреляционно-регрессионной модели позволило определить, что связь между изучаемыми показателями существует, и коэффициент корреляции (0,6384) свидетельствует о том, что она умеренная, а коэффициент детерминации (0,40754) показывает, что на 40,75 % размер налоговых поступлений с доходов физических лиц зависит от сте-

Список литературы

пени распределения населения по уровню доходов. Зависимость выражена уравнением регрессии:

У = — 145278,0 + 415153 X.

Коэффициент регрессии (Ь Ф 415153) свидетельствует, что при повышении коэффициента Джинни на 0,01 размер налога на доходы с физических лиц повышается на 4151 млн руб. Таким образом, чем выше степень дифференциации доходов населения (т. е. значительный разрыв между группой населения с низким уровнем доходов и группой населения, имеющей высокие доходы), тем больше будет величина налоговых поступлений.

Поэтому следует констатировать, что система налогообложения доходов физических лиц в стране не способствует снижению значительной дифференциации доходов, бедности населения и социальной его защищенности.

1. Закон РСФСР от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

2. Ильин А. Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов // Финансы. 2005. № 3. С. 16 — 17.

3. Ильин А. Е. Формирование и регулирование доходов работников сельского хозяйства. Курск: Изд-во Курской ГСХА. 2004. 170 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации // ULR:http://www.garant.ru/main/10800200-000.htm.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2007. М., 2008.

Подписка

на электронную версию

■ Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

Поговорим о новых данных, предоставленных ФНС России. Это данные по налоговой нагрузке и по рентабельности за 2016 год.

Напомню, что Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В чем суть этих критериев? В этом важном документе налоговая служба раскрыла механизм, алгоритм того, как она выбирает – к кому прийти с выездной налоговой проверкой. В документе указаны 12 критериев, по которым налоговая делает этот выбор. Если вы в своей налоговой значимый налогоплательщик – вас, скорее всего, будут проверять, вне зависимости от этих критериев. Но, если вы находитесь в «золотой серединке», и у вас по всем критериям нет ничего подозрительного, вас могут и не проверять. Если же появилось что-то подозрительное, то вас, скорее всего, будут проверять по тем болевым точкам, которая нащупает налоговая, руководствуясь этими 12 критериями.

Среди этих 12 критериев один посвящен налоговой нагрузке, другой – рентабельности.
Налоговая нагрузка – это критерий под номером один. Он указан в п. 4 Приложения 1 , а в Приложении 2 указываются данные по налоговой нагрузке по отраслям. То есть для каждой отрасли указаны сложившиеся данные по налоговой нагрузке.

Как налоговая инспекция использует данный критерий? Если у налогоплательщика налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, то тогда ФНС рассматривает это как подозрительный признак. Планка отклонения принимается как 10%. То есть если налоговая нагрузка в вашей отрасли – 10%, а у вас, например, 10,5% –9,5%, то это в пределах нормы. А если налоговая нагрузка 9% и ниже, то это уже факт, который может налоговую инспекцию заинтересовать. Поэтому важно следить за налоговой нагрузкой предприятия и вовремя сравнивать ее с налоговой нагрузкой, сложившейся в отрасли.

Эти данные указаны в Приложении 2 к этому Приказу, и недавно, в мае, Налоговая служба впервые разместила данные за 2016 год. Рекомендую вам изучить эти данные, посчитать налоговую нагрузку по своей компании, найти данные по сложившейся налоговой нагрузке в вашей отрасли в приказе ФНС России, который я вам только что назвал, и посмотреть, отличается ли ваша налоговая нагрузка от отраслевой. Если она существенно ниже отраслевой, вы должны быть готовы к тому, что вас спросят о причинах этого отклонения. И вы должны будете это отклонение пояснить. Ситуации, когда налоговая нагрузка предприятия ниже средней по отрасли, а со стороны предприятия никаких нарушений нет, очень часты. У вас может быть по каким-то причинам убыточная деятельность, нерациональная организация бизнеса, инвестиционный расход. Таких ситуаций, повторюсь, множество, когда ваша нагрузка ниже отраслевой, но вы должны сами для себя идентифицировать причины и быть готовы их объяснить.

Если вы зайдете в официальный текст Приказа, то вы там этих данных за 2016 год не увидите. Потому что механизм обнародования, как правило, следующий. ФНС до 5 мая выкладывает данные на сайт ФНС России, в виде таблицы в Экселе. На сайте nalog.ru надо найти этот приказ. Можно в поисковике задать запрос «самостоятельная оценка налоговых рисков, nalog.ru». Внизу страницы в виде квадратиков обозначены приложения. Соответственно, в Приложении 2 будет указана налоговая нагрузка для каждый отрасли (для данных по ОКВЭД). Файл можно сохранить к себе на компьютер.

За 2016 год налоговая нагрузка снизилась, но очень несущественно. На сайте Налоговая служба приводит данные этой нагрузки в целом по стране и отдельно по каждой отрасли. Так вот, по стране она снизилась до 9,6% с 9,7%. То есть за год, с 2015 по 2016, налоговая нагрузка по стране снизилась на 0,1%. Разница несущественная, почти незаметная.

Хочу обратить внимание на отрасли, где налоговая нагрузка за год выросла больше всего:

— производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году),

— производство целлюлозы, древесной массы, картона, бумаги и изделий из них – 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году),

— производство кокса и нефтепродуктов – 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Снизилась налоговая нагрузка больше всего в следующих отраслях:

— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – 35,6% (41,5% в 2015 году),

— издательско-полиграфическая деятельность – 11,6% (13,4 в 2015 году),

— химическое производство – 3,5% (4,2% в 2015 году),

— строительная деятельность – 10,9% (12,7% в 2015 году).

— операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 15,4% (17,2% в 2015 году).

То есть в одних отраслях налоговая нагрузка выросла, в других – снизилась. Поэтому еще раз рекомендую выяснить свою налоговую нагрузку, сравнить ее со среднеотраслевой и быть готовыми объяснить эту разницу (если она существенна) налоговым органам.

Также в этом документе Налоговая служба рассчитывает рентабельность и тоже по отраслям. Напомню, что всего существует 12 критериев, по которым вы можете подвергнуться налоговой проверке, и как раз 11-й критерий – это существенные расхождения между уровнем рентабельности компании и уровнем рентабельности в отрасли. Под «существенным расхождением» имеется в виду «существенно ниже». Если рентабельность вашего предприятия существенно выше среднеотраслевой, вряд ли вас кто-то будет проверять и наказывать. Для примера: допустим, в вашей области средняя рентабельность – 10%, и налоги идут с этой прибыли, а рентабельность вашего предприятия – 3%. Вот такая разница налоговую может заинтересовать.

За год (с 2015 по 2016) рентабельность изменилась, но изменилась как-то разнонаправленно. Дело в том, что Налоговая служба считает рентабельность двух видов: рентабельность продаж и рентабельность активов. Для каждой отрасли рассчитаны два вида рентабельности: а) – продаж и б) – активов.

Интересно, что в 2016 году в среднем рентабельность продаж снизилась, а рентабельность активов выросла. То есть в целом рентабельность продаж в среднем снизилась до 8,1% (против 9,3% в 2015 году), а рентабельность активов повысилась до 6,4% (против 5,0% в 2015 году).

Такая вот странность. Я не стал выбирать по отраслям, где рентабельность упала, где выросла. Но из-за разнонаправленного характера рентабельности призываю вас из Приказа ФНС России взять данные за 2016 год, просчитать рентабельность по вашей отрасли, просчитать рентабельность продаж и активов для вашего предприятия, сравнить данные, и при значительной разнице задать себе вопрос – почему это произошло? И быть готовым ответить на этот вопрос, если его будет задавать вашей компании Налоговая служба.

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Пример

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

О методичках по выявлению банками «плохих» клиентов

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

  • выручку нужно брать без НДС и акцизов;

  • в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

  • страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ()

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Пример

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации, которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Формулы расчета по отдельным налогам и видам налогообложения

В письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (Приложение 7, таблица 1) ФНС России приводит методику расчета налоговой нагрузки по видам налогообложения.

Для ООО на ОСНО

Для ИП на ОСНО

Для ИП и ООО на УСН

Для ИП и ООО на ЕСХН

Если компания отчитывается по НДПИ, акцизам, водному налогу, платежам за пользование природными ресурсами, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, то нужно включить в расчет платежи и по этим налогам.

В таблице 2 того же Приложения 7 налоговики анализируют полученные показатели, сравнивают уровень нагрузки с показателями аналогичных налогоплательщиков, средними показателями по виду экономической деятельности и принимают решение, вызывать ли руководителя компании на комиссию в ИФНС.

Нагрузка по НДФЛ

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

Нагрузка по налогу на прибыль

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

В упомянутом письме под низкой понимают налоговую нагрузку:

  • меньше 3% – для производственных предприятий;
  • меньше 1% – для предприятий торговли.

Нагрузка по НДС

Ситуация та же, что и с нагрузкой по налогу на прибыль. Методика была прописана в отмененном письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Но в части НДС налоговиков куда больше интересует не относительная налоговая нагрузка по НДС, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Его рассчитывают так:

Согласно приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ организация относится к группе риска, если удельный вес вычетов превысит 89%. Это общероссийский показатель, в разных регионах эта величина может быть чуть меньше или больше. Информацию о безопасной доле вычетов по регионам можно получить здесь.

Если доля вычетов в вашей компании превышает безопасный уровень, вас могут включить в план выездных проверок, запросить пояснения или вызвать на комиссию, где будут убеждать сдать уточненную декларацию с меньшими вычетами.

Полезно перед сдачей каждой декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. Если удельный вес окажется выше безопасного, можно перенести часть вычетов на будущее, чтобы не привлекать внимания. Но вы не обязаны этого делать. Если у вас все чисто, и вы готовы к вопросам, приготовьтесь дать пояснения и предоставить подтверждающие документы.

Как видите, единого метода расчета нет, и никто не знает, каким именно способом воспользуются налоговики на местах, когда будут проводить предпроверочный анализ. Юристы 1C-WiseAdvice имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием – и вы сможете быть уверены в том, что налоговая нагрузка на ваш бизнес никогда не станет объектом для внимания налоговиков. Мы всегда держим руку на пульсе, а налоговая нагрузка – одна из контрольных точек, которая отслеживается каждый раз накануне сдачи отчетности.

Так, за две недели до сдачи очередной налоговой отчетности мы сообщаем клиенту размер планируемой налоговой нагрузки, а также предлагаем варианты ее корректировки с целью оптимизации налоговых платежей. И только после согласования предложенных вариантов делаем финальный расчет налогов и формируем налоговую отчетность.

Заказать услугу

ПОКАЗАТЕЛЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И ЕГО РАСЧЕТ

Налоговая нагрузка — это объем всех налогов и сборов, которые компания должна уплатить в бюджет. Понятие налоговой нагрузки определяют следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”»;
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее — письмо № ЕД-4-15/14490@). В данном документе приведены формулы для расчета налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки можно рассчитать по следующей формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов за год / Сумма выручки за год × 100 %.

Налоговую нагрузку должна рассчитывать каждая организация. Расчеты позволят понять, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

ПРИМЕР 1

Компания по производству одежды применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2019 г. составила 67 млн руб.

Данные налоговой отчетности за 2019 г.:

  • налог на прибыль — 1 850 000 руб.;
  • НДС — 1 770 000 руб.;
  • транспортный налог — 550 000 руб.;
  • налог на имущество — 880 000 руб.;
  • НДФЛ — 1 300 000 руб.

Суммы уплаченных страховых взносов при определении налоговой нагрузки не учитывают.

Расчет налоговой нагрузки:

(1 850 000 + 1 770 000 + 550 000 + 880 000 + 1 300 000) / 67 000 000 × 100 % = 9 %.

По данным ФНС России, среднее значение налоговой нагрузки для производства одежды в 2019 г. — 8,1 %.

Налоговая политика организации построена корректно.

КАК РАССЧИТАТЬ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим варианты расчета налоговой нагрузки для всех налоговых режимов, применяемых к коммерческой деятельности.

1. Налог на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма начисленного налога на прибыль / (Доходы от реализации + Внереализационные доходы) × 100 %.

ПРИМЕР 2

Компания заработала за год 50 000 000 руб. После проведенной проверки была обнаружена неучтенная ранее прибыль в размере 1 005 000 руб. Данная компания задекларировала 2 001 000 руб. уплаченного налога. Налоговая нагрузка составляет 4 %. Нужно соотнести это значение со среднеотраслевым коэффициентом.

Предположим, мы разбираем деятельность компании, занимающейся пошивом одежды. Здесь средний коэффициент составляет 8,1 %.

Учитывая, что полученная цифра налоговой нагрузки ниже, ФНС наверняка организует выездную проверку.

2. Налог на доходы физических лиц ИП:

Налоговая нагрузка по налогу на доходы физических лиц ИП = Суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности / Общая сумма доходов от ведения предпринимательской деятельности за соответствующий период × 100 %.

ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии. При этом в письме нет конкретных показателей, чтобы сравнить результат. Правда, упоминается критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: в декларации 3-НДФЛ заявлен профессиональный налоговый вычет более 95 % от доходов.

3. Единый налог при применении УСН. В данном случае формула будет различаться для единого налога с объектом налогообложения «доходы» (ставка 6 %) и с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка 15 %).

Налоговая нагрузка по единому налогу при применении УСН = Суммы исчисленного единого налога / Сумма полученных доходов за налоговый период × 100 %.

ПРИМЕР 3

Компания, работающая в упрощенном поле налогообложения, заработала 30 000 000 руб. «Упрощенка» предполагает налоговую ставку в 6 %. С учетом действующей ставки налог составит 1 800 000 руб. Это актуальная нагрузка.

Если компания работает по системе «доходы минус расходы», вычисляется процентное соотношение, которое составит 15 %.

4. Налог на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость = Сумма вычетов за анализируемый период / Сумма начисленного НДС за соответствующий период × 100 %.

Чтобы верно рассчитать плановую налоговую нагрузку на предприятие, экономистам и финансистам нужно хорошо знать основы бухгалтерского учета и налогообложения, учитывать все нюансы, влияющие на порядок расчета налогов.

ПРИМЕР 4

Строительная компания, плательщик НДС, нуждается в дополнительных оборотных средствах. С этой целью подготовлены документы в кредитные учреждения для получения овердрафта или краткосрочного кредита на сумму 10 млн руб.

Желая улучшить ситуацию с финансовыми резервами, финансовая служба компании при планировании выручек, поступлений денежных средств, налоговых обязательств на следующий квартал первично спрогнозировала сдачу крупного заказа на последние числа планового квартала.

Стоимость сдаваемых работ составляет 7 200 000 руб. Оплата по договору производится заказчиком в течение пяти календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ.

Финансисты при таком подходе рассчитывали на скорейшее поступление оплаты от заказчика с целью частичного закрытия дефицита денежных средств.

Однако они не учли, что НДС к начислению от выставленных сумм составит 1 200 000 руб. Следовательно, по сроку 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за планируемым, у компании возникнет обязательство на уплату 1/3 начисленной суммы, то есть по 400 000 руб.

И без того недостающие оборотные средства в последующем уменьшатся на 20 % из-за необходимости погашения возникших налоговых обязательств.

Наглядно виден временной разрыв по уплате налоговых обязательств, если сдача работ произойдет в первых числах следующего квартала. Это даст возможность временно оперировать дополнительными беспроцентными денежными средствами.

Чтобы исправить ситуацию, сроки сдачи объекта пересмотрели. Подписание актов приема-сдачи работ запланировали на первые числа квартала, следующего за плановым.

Это приведет к незначительным временным потерям в поступлении средств от заказчика, однако позволит перенести возникновение налоговых обязательств по 1/3 платежа на три месяца, еще по 1/3 суммы — на четыре месяца и остаток налогового долга на пять месяцев.

Отложенными налоговыми обязательствами по НДС в размере 1 200 000 руб. можно будет беспроцентно пользоваться в течение квартала.

Расчет обязательств, подлежащих уплате в бюджет, в зависимости от даты выставления документов представлен в табл. 1.

Наряду со стандартными операциями, не вызывающими сложностей в расчете плановых величин налога, в ходе планирования нужно учитывать возможность возникновения специфических операций, требующих особого порядка исчисления налога.

На размер налога могут оказывать влияние:

  • положения учетной политики (бухгалтерской и налоговой);
  • особенности условий заключаемых договоров (например, предусмотрены значительные авансы, с которых необходимо, если это покупатель, начислить НДС в бюджет, если поставщик — получить счет-фактуру на аванс и возместить сумму налога);
  • льготы и освобождения, предусмотренные на региональном и федеральном уровнях (например, льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество при реализации инвестиционного проекта);
  • планируемые изменения в бюджетной, налоговой и инвестиционной политике государства (повышение ставок налога, отмена какого-либо налога и др.);
  • особенности применяемой системы налогообложения (при ОСНО — метод начисления, при УСН — кассовый метод, при ЕНВД — вмененный доход).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *