Работники не подлежащие аттестации по ТК РФ

Ни один законодательный и нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня работников, не подлежащих аттестации. В статье рассматриваются категории работников, которые — как правило — освобождаются от аттестации, а также указываются нормативные документы, на основании которых это возможно. Конечно, необходимо законодательно закрепить указанный перечень, это позволило бы значительно снизить количество трудовых споров по данному поводу.

Положение о том, что работники, проработавшие в данной должности менее трех (шести) месяцев, не подлежат аттестации, законодательными актами прямо не предусмотрено. Исходит оно из норм статьи 70 ТК РФ, которая устанавливает по общему правилу испытательный срок продолжительностью три и шесть месяцев для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций. Логично предположить, что если с работником заключен трудовой договор, как с успешно прошедшим испытательный срок, то нет оснований говорить о несоответствии занимаемой должности, а следовательно, и об аттестации работника.

Лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, освобождаются от аттестации согласно п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утверждено постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267, в ред. от 14.11.1986). В настоящее время данный нормативный акт применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, и является единственным документом, в котором приведен перечень работников, не подлежащих аттестации.

Одинокие матери и одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также родители детей-инвалидов и инвалидов детства в соответствии с трудовым законодательством, пользуются всеми льготами. Статья 261 ТК РФ предусматривает, что расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя, не допускается. Исключение составляют увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ. Среди указанных оснований отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий увольнение работника по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Переводить указанных лиц без их согласия на другую, ниже оплачиваемую работу трудовым законодательством также запрещено, поэтому проводить их аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности нет никакого смысла.

Что касается работников, прошедших повышение квалификации по своей должности, а также работников, обучающихся без отрыва от производства на последних курсах высших учебных заведений по тому же профилю деятельности, по которому проводится аттестация, то здесь вопрос также не урегулирован законодательством, но на практике, как правило, такие работники не подлежат аттестации. Данные нормы предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Подготовлено при содействии Издательского центра IPR Media

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ 6:

«Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

для обучающихся по специальности

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

Специализация: уголовно-правовая

(узкая специализация – дознание в органах внутренних дел)

кафедра управления персоналом и воспитательной работы

Санкт-Петербург

2018

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник полиции

Косолапов А. Д..

«13» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

Тема: Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Рабочая лекция обсуждена и одобрена

на заседании кафедры от 13 сентября 2018 года протокол № 1

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Введение

1. Понятие, цель и периодичность аттестации в органах внутренних дел

2. Работа аттестационной комиссии в органах внутренних дел

3. Аттестационное производство в органах внутренних дел

Заключение

Рекомендуемая литература

Введение

С древних времен, когда управление приобрело форму искусства, появилась необходимость особого подбора людей на государственные должности. Кроме этого появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении их профессиональных качеств, необходимых для исполнения тех или иных служебно-трудовых функций. Необходимость выделять лучших служащих со временем преобразовалась в создание института аттестации управленческого персонала.

Анализ статистических данных МВД России, характеризующих работу с кадрами, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время кадровый корпус органов и учреждений системы МВД России не полностью отвечает тем задачам, которые поставлены перед Министерством. Отдельные категории сотрудников органов внутренних дел (оперативные и участковые уполномоченные, дознаватели и следователи) далеко не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. В современных социально-экономических условиях сотрудник органов внутренних дел, непосредственно выполняющих задачи по охране общественного порядка, раскрытию и расследованию преступлений, должен быть компетентен в различных отраслях российского законодательства, обладать психологической устойчивостью, быть дисциплинированным и ответственным, уметь выполнять оперативно-служебные задачи в обычных и чрезвычайных условиях. Качественное выполнение сотрудниками органов внутренних дел поставленных задач возможно только при определении уровня их профессионального и личностного развития. Отчасти решить эту проблему может институт аттестации.

Вопрос 1. Понятие, цель и периодичность аттестации
в органах внутренних дел

В условиях современной действительности слово аттестация приобрело широкое значение. Так, в одних случаях это понятие обозначает процесс оценки деятельности различных категорий работников: инженерно-технические работников и специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи; гражданских служащих, научных и прокурорских работников, работников образования, противопожарной службы; сотрудников таможенных органов и уголовно-исполнительной системы; арбитражных управляющих, бухгалтеров и аудиторов; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и другие категории работников. В других случаях, указанный термин относится к оценке деятельности учреждений, в частности, учреждений высшего профессионального образования. Наконец, сегодня имеет место и такая разновидность аттестации, как аттестация рабочих мест.

Разнообразие аспектов аттестации наблюдается также юридической литературе, доктрине и нормативных правовых катах.

Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (от лат. attestation – свидетельство) как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику.

Схожую трактовку термину «аттестация» дает словарь иностранных слов: «Аттестация (лат. attestation свидетельство) – это, во-первых, определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; в ряде ведомств аттестация является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т.п.; во-вторых, отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица, его поведении и т.п.; характеристика».

Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности».

Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процессу оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки.

Под аттестацией также понимается документ, составленный, согласованный и утвержденный уполномоченными долж­ностными лицами органов внутренних дел в соответствии с уста­новленными правилами.

Кроме того, аттестация рассматривается как разделенная на этапы внутриорганизационная деятельность органа внутренних дел, берущая начало с подготовительных мероприятий и заканчивающаяся сдачей аттестационных материалов в архив.

В рамках же отрасли права аттестация представляет собой правой институт, систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы, по оценке деловых, личных и нравственных качеств служащих, результатов их труда и действенному контролю за работой в целях: определения уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой должности, повышения эффективности управления.

И, наконец, аттестация оценивается как процедура коллективного обсуждения подготовленной руководителем на подчиненного характеристики, завершающаяся принятием соответствующего ре­шения.

Применительно к органам внутренних дел можно сформулировать следующее определение аттестации.

Аттестация – это проводимая в специальной организационно-правовой форме руководителями органов внутренних дел различных уровней периодическая оценка личных, деловых и моральных качеств сотрудников направленная на совершенствование их деятельности, повышение эффективности работы, улучшение отбора, расстановки, воспитания и обучения кадров, стимулирование роста их профессиональной квалификации, инициативы, творческой активности и ответственности.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел.

Основными задачами аттестации являются:

– максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения;

– определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования;

– создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел;

– создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения.

Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

– при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

– при назначении на должность руководителя образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (за исключением должностей высшего начальствующего состава);

– при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…»;

– по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае, установленном частью 6 статьи 36 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…»;

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

– в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Вопрос 2. Работа аттестационной комиссии в органах внутренних дел

Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. В случае необходимости по решению уполномоченного руководителя к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители образовательных и научных организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности в органах внутренних дел, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.

На время аттестации сотрудника органов внутренних дел, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…», а его аттестация переносится.

При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.

Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием. Обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее двух третей членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник органов внутренних дел признается соответствующим замещаемой должности в органах внутренних дел. Рекомендации аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;

2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия может принять рекомендацию о его поощрении, а также внести другие предложения.

Рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел. Аттестационный лист подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под расписку до представления его соответствующему руководителю.

Аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:

– о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

– о соответствии сотрудника замещаемой должности;

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам;

– о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

– о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел;

– о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 88 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…».

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…».

Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Вопрос 3. Аттестационное производство в органах внутренних дел

В нормативных правовых актах не зафиксировано определение понятия аттестационное производство. Данное понятие можно сформулировать на основе анализа правовых норм, посвященных институту аттестации.

Аттестационное производство – это нормативно урегулированная деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия для определения служебного соответствия сотрудника предъявляемым требованиям производит оценку нравственных, деловых, личных и профессиональных качеств сотрудника, процесса и итогов его служебной деятельности.

Аттестационное производство в системе органов внутренних дел Российской Федерации базируется на принципах законности, объективности, гласности, целесообразности и гуманизма, обязательности, реализации принятых решений, защиты аттестуемым своих прав, которые пронизывают все его содержание.

Принцип гласности проявляется во многих аспектах. Во-первых, сама процедура аттестации и все подготовительные мероприятия к ней несут доступность, открытость, информированность (например: издание приказа о проведении аттестации, где оговариваются вопросы, начиная с состава аттестационной комиссии и заканчивая материальным, техническими методическим обеспечением работы по аттестации; предоставлением права сотруднику, подлежащему аттестации, ознакомления с подготовленной аттестацией; объявление сотруднику непосредственным начальником решения по результатам аттестации и т.д.).

Во-вторых, доведение до личного состава результатов аттестации по каждому сотруднику. Это способствует предотвращению нездоровых явлений в коллективе и улучшению его морально-психологического климата; укреплению законности и дисциплины среди сотрудников; улучшению воспитательной работы.

Принцип обязательности аттестования касается всего личного состава органов внутренних дел независимо от занимаемой должности. Во всех органах внутренних дел (независимо от уровня управления) создаются аттестационные комиссии. Правоприменительная практика, связанная с аттестационным производством в органах внутренних дел, порой устанавливает иные сроки, но они протекают в пределах общих сроков. Это связано с тем, что правовой статус сотрудников связан со спецификой осуществления служебной деятельности. В зависимости от этого аттестация, может быть плавной или оперативной. Плановая аттестация проводится тогда, когда истекают сроки, установленные по законодательству, и она проводится по заранее составленным и утвержденным планам. Оперативная аттестация связана с досрочным изменением правового статуса сотрудника, хотя сроки его аттестования по занимаемой должности еще не наступили. Это связано с наступлением определенных событий, например, назначением на вышестоящую или нижестоящую должность, перемещением в другую службу, увольнением сотрудника из органов внутренних дел за грубое нарушения служебной дисциплины и т.д.

Принцип реализации принятых решений связан с конечными организационно-правовыми мероприятиями по итогам предложенных выводов и рекомендаций аттестационной комиссии. Очень важно, чтобы все, что было утверждено начальником, уполномоченным на это, нашло свое практическое завершение. Спектр мероприятий по итогам аттестации сотрудников широк. Они могут касаться не только поощрения сотрудников, но и их привлечения к ответственности. Возможны мероприятия по перезаключению контракта, в том числе, и в случаях продления сотруднику срока службы, в связи с достижением им предельного возраста, установленного законодательном. Распространены организационные моменты, связанные с перемещением сотрудника в другую службу, в связи со статусным изменением должности и т.д.

Принцип защиты аттестуемых своих прав – это сложное правовое явление. Оно выражается в деятельности сотрудника по отстаиванию своих определенных интересов. В этой связи представляется важным выделить правомочия сотрудника, которые составляют содержание этого принципа: ознакомление сотрудника со всеми материалами, представленными на аттестационную комиссию, и внесение своих предложений; обращение в государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с порядком проведения аттестации и их результатом, а в отдельных случаях и предъявлением требования о возмещении причиненного ущерба.

Принцип защиты аттестуем своих прав, как видим, имеет глубокое содержание и в отдельных случаях, он выходит за рамки аттестационного производства и продолжает действовать даже тогда, когда правовой статус изменился, например, в связи с увольнением сотрудника из органов внутренних дел.

Содержание аттестационного производства наглядно проявляется в его функциях, в числе которых можно выделить информационно-аналитическую, организационную, контрольную, регулятивную и правоприменительную.

В рамках информационно-аналитической функции реализуется возможность сбора, обработки, оценки и анализа информации о состоянии профессиональной характеристики кадрового потенциала органа внутренних дел в целях определения путей и выработки действенных мер по ее совершенствованию. Информационно-аналитическая касается не только корректировки работы органа в связи с предстоящим аттестационным процессом, но и каждого аттестуемого, который должен реализовать те права и обязанности, которые связаны с этим процессом.

Организационная функция посредством определения оптимального алгоритма и перечня участников аттестационного производства позволяет наиболее полно и эффективно обеспечить достижение целей и задач аттестации при ее подготовке и проведении. Данная функция связана с решением многих вопросов по проведению аттестации. Это и формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков сотрудников, подлежащих аттестации, подготовка различных документов на аттестационную комиссию, это и сама процедура заседания аттестационной комиссии, планируемые мероприятия после проведения аттестации и другие вопросы.

Контрольная функция представляет собой процесс оценки качества выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей в динамике на протяжении достаточно длительного периода времени, что способствует выявлению перспектив развития состоя­ния дел на конкретном участке работы. Контрольная функция как важный методологический инструментарий проявляет себя на различных этапах подготовки и проведения аттестации. Сюда можно отнести: первоначальную оценку работы сотрудника непосредственным начальником и вышестоящим начальником при подготовке и утверждении отзыва на аттестацию; обсуждение профессиональных и личностных качеств и общую оценку служебной деятельности сотрудника аттестационной комиссией; анализ итоговой работы аттестационной комиссии руководителем органа внутренних дел, а в отдельных случаях и руководителем вышестоящего органа внутренних дел и т.д.

Регулятивная функция обеспечивает реализацию аттестуемыми сотрудниками субъективных интересов по улучшению своего социально-служебного статуса. Имеются ввиду высказанные по итогам аттестации и официально за документированные рекомендации и предложения о поощрении, о повышении должностных окладов либо размеров предусмотренных законодательством доплат, выраженных в альтернативном исчислении, о повышении в должности и т.п.

Правоприменительная функция предполагает возможность использования выводов по аттестации об условном соответствии либо несоответствии занимаемой сотрудником должности для принятия последующих решений руководством органа внутренних дел, ухудшающих социально-служебный статус аттестуемых (лишение либо понижение квалификационного звания, понижение в должности, увольнение и т.п.). Таким образом, правоприменительная функция касается практического воплощения принятых решений, касающихся аттестуемого, а также проведения намеченных мероприятий в органе внутренних дел с целью улучшения работы с кадрами.

Аттестация – это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения по итогам аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений аттестуемых, высказанных ими на заеданиях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие структурные подразделения правоохранительных органов и различные категории служащих. Очевидно, что опираясь только на характеристику или перечисление субъектов аттестационного производства, мы не сможем полностью раскрыть сущность этого сложного явления. Поэтому будет уместным, на наш взгляд, для уяснения главной сущности и содержания аттестации, разделить все аттестационное производство на соответствующие стадии. За основу подобного деления, в частности, можно принять хронологическую последовательность осуществления рассматриваемой деятельности.

Однако деление аттестационного производства на определенные временные промежутки (стадии), на наш взгляд, должно осуществляться с учетом таких важных моментов, как общность целей, задач, принципов и т.д.

Поэтому выделяя в рамках аттестационного производства те или иные стадии, мы должны придерживаться следующего определения стадии. Стадия – это отдельная часть аттестационного производства, с индивидуальными особенностями временного, процессуального характера, имеющая различный круг субъектов, наделенных определенными правами и обязанностями, и завершающаяся процессуальным документом, преследующая как индивидуальные, так и общие цели, задачи, принципы этого производства.

Анализируя нормативную правовую базу аттестационного производства с позиции определения понятия стадии, можно выделить следующие стадии аттестационного производства:

1) организация подготовки и проведения аттестации;

2) составление текстов аттестации на конкретных сотрудников;

3) заседание аттестационной комиссии;

4) оформление результата заседания аттестационной комиссии и принятых ею решений.

Заключение

Эволюция аттестационного производства свидетельствует обо все усложняющихся формах ее развития. При этом неизменной остается сущность аттестации, определяющая рассматриваемое явление, в первую очередь, как форму контроля, за соответствием государственными служащими занимаемым ими должностям и позволяющая на основе собранной информации принимать решения, способствующие государственным органам осуществлять эффективную кадровую политику.

На сегодняшний день можно констатировать об определенном прогрессе, достигнутом в сфере правового регулирования аттестационного производства и связанным, в первую очередь, с изданием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов, более детально регламентирующих процедуру аттестации.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Основная

Организация работы с личным составом органов внутренних дел: учебное пособие / А. А. Алексеев и др. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018.

Дополнительная

Бялт В. С., Ушаков А. А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. – СПб., 2012.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: курс лекций / Я. Л. Ванюшин и др. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016.

Маюров Н. П., Бялт В. С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения// Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3.

Назарова С. П. Институт государственной службы в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2011.

Новое в законодательстве о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Маюров Н. П., Константинов Г. Л., Бялт В. С. и др. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013.

Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Маюров Н. П., Бялт В. С. и др. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

Позднякова Е. В. Правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – Воронеж, 2010.

Иван Иванов

Делопроизводитель – очень важная должность на любом предприятии. От его грамотности и оперативности зависит организация документооборота в организации. А это влияет на работу структурных подразделений, своевременное принятие важных решений со стороны руководства.

Где работает делопроизводитель

Делопроизводитель – востребованная профессия. Практически ни одна крупная компания не может обойтись без этого сотрудника.

Подобный сотрудник нужен в любой организации, где присутствует большой документооборот, за которым должен кто-то следить: регистрировать, сортировать, архивировать и найти в любой момент необходимую бумажку.

Например, в школе работник занимается ведением дел всех учащихся: регистрацией, внесение информации в компьютерную базу и последующим архивированием.

Очень важен такой сотрудник в судебных инстанциях – где поток документации просто огромен. Ни одной солидной компании не обойтись без данной штатной единицы, будь это промышленная компания, справочная служба, институт, культурное учреждение, юридическая консультация и прочие учреждения.

Чем отличается от секретаря

На первый взгляд кажется, что эти две должности ни чем не отличаются друг от друга, но это если рассматривать круг обязанностей секретаря-делопроизводителя на маленьком предприятии.

В больших компаниях эти две профессии четко отделены друг от друга. При этом в штате может быть не одна единица делопроизводителя или секретаря.

Чтобы понять разницу между этими работниками нужно понимать, чем конкретно каждый занимается на предприятии.

Слово «секретарь» имеет латинские корни, в переводе означающие «секрет». То есть это доверенное лицо, приближенное к руководителю. Круг обязанностей достаточно разнообразен, в зависимости от сферы деятельности организации:

  • прием и регистрации входящих звонков. Соединение абонента с отделом или должностным лицом на предприятии;
  • организация работы в приемной руководителя: запись и прием посетителей;
  • регулирование рабочего графика руководителя: планирование и напоминание о встречах, организация совещаний и тому подобное;
  • обслуживание начальника: подача чая, кофе, бутербродов и подобное;
  • выполнение мелких поручений директора;
  • контроль наличия у директора необходимых для работы канцтоваров и прочих вещей;
  • организация командировок: бронирование билетов и гостиничных номеров, проверка наличия и соответствующего заполнения сопроводительных документов.

Во многих организациях секретарь – это помощник руководителя. Должность очень многофункциональна в отличие от делопроизводителя, который занимается только «бумажной» работой.

Секретарь постоянно общается с людьми, делопроизводитель – с документами. Любой секретарь может заниматься перепиской и оформлением входящей или исходящей документации, но это не является его основной обязанностью, она лишь дополнят круг остальных функций.

Основные обязанности

Очень часто руководители предприятий предпочитают нанять одного сотрудника, который будет совмещать функции секретаря и делопроизводителя. Это совершенно неверный подход в организации работы, приемлемый только для очень маленьких фирм.

Делопроизводитель должен в первую очередь следить и контролировать все документационные потоки предприятия. Полноценно выполнить такую функцию будет тяжело, если придется бесконечно сидеть на телефоне, бегать по поручениям директора и заваривать кофе ему и сотрудникам офиса.

Квалифицированный сотрудник не только контролирует деловую корреспонденцию на предприятии, но занимается содержанием ее архива.

В зависимости от особенностей деятельности предприятия у делопроизводителя может быть разнообразный круг обязанностей:

  1. Регистрация входящей и исходящей деловой переписки;
  2. Сортировка корреспонденции по степени важности и подразделениям;
  3. Ведение конструктивной переписки;
  4. Создание документальной базы предприятия;
  5. Ведение бумажного и электронного реестра;
  6. Контроль своевременного исполнения предписаний, назначенных в документах;
  7. После резолюции директора, доведение информации до структурных подразделений;
  8. Выдача справок или копии документов в соответствии с поступающими запросами;
  9. Рассылка деловой переписки по адресатам;
  10. Обеспечение хранения документов, систематизация их для оптимизации поиска;
  11. Составление архива.

Чем крупнее организация, чем больше в ней структурных подразделений, тем нужнее организация делопроизводства. В корпорациях может быть целый отдел сотрудников, занимающихся «бумажной» работой в различных направлениях, следовательно, обязанности у них будут разными.

Например, в компаниях, имеющих иностранных партнеров обязанности делопроизводителя могут включить перевод поступающей корреспонденции.

Требования к сотруднику

Прошли те времена, когда профессия делопроизводителя или секретаря относилась к низко квалифицированным должностям, не требующим особых навыков, знаний и умений. Сейчас это ответственная должность, на которую чаще всего подбираются кандидаты, имеющие высшее образование.

От квалифицированной работы сотрудника зависит нормальное функционирование организации, поэтому работник должен обладать следующими личными качествами:

  • великолепная память;
  • дотошность и терпеливость;
  • аккуратность;
  • самообладание;
  • деловой стиль общения;
  • само организованность и самодисциплина;
  • педантичность;
  • высокая концентрация внимания;
  • эмоциональная устойчивость;
  • высокий уровень ответственности.

Кроме индивидуальных требований, к сотруднику обязательно предъявляются квалификационные запросы:

  • высшее образование. Для солидных учреждений – документоведение, архивоведение;
  • умелое владение персональным компьютером, офисной техникой;
  • знания правильного ведения документооборота: оформление и регистрация, составление реестров, правильного хранения документов, их архивирования и прочие навыки;
  • умение налаживать коммуникационные связи между различными подразделениями и структурами, умелое общение с клиентами и сторонними организациями;
  • опыт работы (данное требование не всегда присутствует, но при наличии нескольких претендентов на должность предыдущий опыт является большим плюсом);
  • знание языков (подобные запросы предъявляют компании с иностранным вложением капитала либо ведущие внешне экономическую деятельность).

Делопроизводитель обязан знать и применять в работе правила, инструкции, нормативно-правовые законодательные акты, регулирующие организацию документооборота на предприятии. Он должен ориентироваться на положения государственной структуры делопроизводства.

Важные положения должностной инструкции

При поступлении на работу каждый сотрудник должен иметь первоначальное знание о возложенных на него обязанностях. Подобная информация берется из должностной инструкции. Это документ, в котором подробно прописаны все функциональные обязанности работника, его ответственность за их ненадлежащее исполнение и права.

Конечно, руководитель может не подписывать данный документ с трудящимся, но тогда он не сможет требовать четкого исполнения определенного набора дел, а тем более наказывать или штрафовать за невыполнение определенных задач.

Поэтому должностная инструкция это важный документ, как для руководителя организации, так и для ее сотрудников.

Стандартная инструкция включает в себя следующие пункты:

  1. Общие положения. Данный параграф определяет что делопроизводитель – это категория технических исполнителей. Затем в нем четко прописываются квалификационные требования к занимаемой должности, особенности назначения и снятия с должности. Непосредственное подчинение сотрудника. Какими знаниями и навыками он должен руководствоваться при осуществлении своей деятельности. Очень важным моментом является пункт о возложении обязанностей делопроизводителя во время его отсутствия на другого сотрудника.
  2. Функциональные обязанности работника.
  3. Права работника. Сотрудник имеет права участвовать в разработке проектов, касающихся его сферы деятельности, вносить предложения по усовершенствованию своих обязанностей, по согласию руководства задействовать других сотрудников в работе.
  4. Ответственность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей делопроизводитель будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством и нормативами, принятыми на предприятии.
  5. Заключительные положения определяю дату подписания документа и составление его в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Документы для скачивания (бесплатно)

Делопроизводитель – это престижная профессия. Сейчас многие высшие учебные заведения открывают курсы по специальности «Документоведение и архивоведение». Это говорит о том, что специальность востребована. В зависимости от опыта работы и квалификации заработная плата такого специалиста может быть на уровне менеджера среднего или даже высшего состава.

Видео содержит интересную и подробную информацию о ведении документооборота в делопроизводстве, что является прямо обязанностью этого сотрудника.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» в Министерстве труда России утвердили еще в 2014 году, но только через год он вступил в действие.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» в Министерстве труда России утвердили еще в 2014 году, но только через год он вступил в действие.

Документ четко определяет претензии к опыту работы и образованию сотрудника, очерчивает его трудовые функции, необходимые умения и знания, полностью характеризует квалификацию и отображает единый подход к уровню профессионализма.

Профессиональный стандарт обязывает бухгалтеров проходить своего рода сертификацию, причем в 2017 году это касается только тех сотрудников, которые задействованы в госучреждениях.

Но уже в 2018 году работать согласно профессиональному стандарту будут и бухгалтеры коммерческих предприятий. Наверное, государство дает возможность подготовиться к получению аттестата, подтверждающего уровень профессионализма, изучить все вопросы и ответы, которые отображают сущность и требования профессионального стандарта, и не сталкиваться с трудностями в своей дальнейшей практике.

  • Но уже в 2018 году работать согласно профессиональному стандарту будут и бухгалтеры коммерческих предприятий. Наверное, государство дает возможность подготовиться к получению аттестата, подтверждающего уровень профессионализма, изучить все вопросы и ответы, которые отображают сущность и требования профессионального стандарта, и не сталкиваться с трудностями в своей дальнейшей практике.
  • Положение об аттестации бухгалтеров гласит, что специалист имеет полное право стремиться обладать аттестатом рядового или главного бухгалтера, учитывая то, каким конкретно квалификационным претензиям отвечает соискатель.
  • Чтобы доказать соответствие занимаемой должности, обычному бухгалтеру необходимо иметь за плечами среднее образование по профессии (или только обучаться таковой, находясь минимум на третьем курсе учебного заведения).
  • Допускается наличие только среднего общего (но не ниже) образования, подкрепленного прохождением курсов по контролю и учету.
  • Обязательно наличие трехлетнего стажа работы на должности, тем или иным образом связанной с бухгалтерией.

Аттестация главных бухгалтеров обязывает всех претендентов соответствовать таким критериям отбора: В том случае, когда претендующий на переаттестацию человек не имеет за плечами ни высшего, ни среднего профессионального образования экономического направления, ему нужно заблаговременно получить таковое в бюджетном учреждении или частном ВУЗе, приватном учебном центре и т. Там проходят курсы подготовки к аттестации, по итогам которых человек получает все знания, необходимые для признания у него наличия дополнительного профобразования.

Сама аттестация проходит в два подхода: Как показывает практика, лучше всего проходить подготовку в частных учебных центрах, заинтересованных в вашем успехе на аттестации.

Как правило, расходы на обучение главного бухгалтера на себя берет его предприятие, понимая, что новые знания будут выложены ему профессионально, и на предприятие вернется более подкованный сотрудник.

В процессе подготовки не только закрепляются стандарты ведения бухучета, но и появляется возможность ознакомиться с актуальной финансовой информацией, способствующей разностороннему развитию.

  • Ко всему прочему, приватные учебные центры обладают доступом к тренировочным тестам базы ИПБ России.
  • Специалист, прошедший аттестацию, рассматривается работодателями как идеальная кандидатура на вакантную должность бухгалтера.
  • Если же сотрудник имеет постоянное место работы, он вправе требовать от руководства повышения оклада, усиление гарантий своего трудоустройства, оптимизации соцпакета и продвижения по карьерной лестнице.
  • Полученный аттестат, подкрепленный членством самой большой российской ассоциации бухгалтеров, прохождение тестов ИПБ России – все это лишний раз доказывает соответствие специалиста претензиям, выдвинутым профессиональным стандартом «Бухгалтер».

Потому у бухгалтеров коммерческих предприятий еще есть достаточно времени для полноценной подготовки, конечно же, если они хотят улучшить свою трудовую позицию.

Вы не знаете, должна ли проводиться аттестация для бухгалтеров в 2017 году?

Протокол на соответствие занимаемой должности воспитателя образец.

Рассмотрим, обязательна ли она, или руководство фирмы вправе самостоятельно принимать решение об ее организации.

Определим, какие особенности аттестации в бюджетной и коммерческой фирме.

Протокол аттестационной комиссии на соответствие занимаемой должности.

Уточним, на что стоит обращать внимание при подготовке процедуры и ее проведении.

Насколько качественно и правильно будет вестись бухгалтерий компании, будет зависеть от того, какую квалификацию, уровень профессионализма и знаний имеет бухгалтер.

Представление для аттестации на соответствие занимаемой должности.

А для того, чтобы определить такие показатели, нужно проводить аттестацию.

Именно при проведении подобной процедуры можно избавиться от сомнений, насколько качественно выполняет свою работу специалист, а также решить ряд иных проблем.

Очень важно понимать, что аттестация персонала имеет больше преимуществ, чем недостатков.

Образец представления на соответствие занимаемой должности учителя.

А значит, стоит к ней подготовиться со всей серьезностью как работодателям, так и работникам юридического лица.

  • Разберемся, зачем проводится такая процедура и что собой представляет, ссылаясь на нормы законодательства Российской Федерации.
  • Под аттестацией понимают определение квалификации, профессионализма и умений сотрудника, проверку его моральных и личностных качеств, которые соответствуют занимаемым должностям. Такая проверка необходима и самим гражданам, ведь это прекрасный шанс повысить оклад, сделать шаг по карьерной лестнице. Согласно данному документу и будет проводиться процедура.
  • Аттестацию проводят, чтобы выяснить, соответствует ли работник занимаемой должности, а также требованием компании. Такая процедура проводится периодически, является комплексной. Работодатель же может оценивать, насколько деятельность сотрудников является эффективной. Есть указание на то, что порядок устанавливается нормативной правовой документацией, что содержит нормы трудового права, локальными документами. В Положении об аттестации профессиональных бухгалтеров 1996 года указано, что не должны проходить аттестацию: Если бухгалтер не явится на аттестацию без наличия уважительной причины, тогда процедура будет проводиться без него. Если инициатор аттестации – сотрудник, он должен подать заявление. Обязательство пройти аттестацию спустя год устанавливается в отношении таких сотрудников, которые: При проведении очередной аттестации комиссия должна получить отзыв о сотруднике и аттестационные листы. Обязательно при аттестации должен присутствовать работник. Если лицо не согласно с представленными данными о его работе, комиссия переносит заседание.
  • Если лицо не пройдет аттестацию, у руководства компании появится основание для прекращения с ним трудовых отношений (п. Он оптимизирует трудовой процесс, создаст персоналу дополнительную мотивацию для повышения квалификации. При проведении аттестации сотрудников бюджетной организации стоит опираться на ст. Форму такого документа устанавливает вышестоящее ведомство. Переносится заседание и в том случае, когда лицо отсутствует на аттестации по уважительной причине.

Об обучении, подготовке и проведении аттестации профессионального бухгалтера говорится в Положении об аттестационных проверках ассоциированных членов ИПБ Российской Федерации. Итоги аттестации – принятие решения о том: Результат проверки вносится в аттестационный лист сотрудника, где ставится подпись членов комиссии.

Что желают получить квалификационное свидетельство. Такой документ вместе с характеристикой должен храниться в личном деле.

В течение 7 дней после аттестации руководитель принимает решение, учитывая рекомендации аттестационной комиссии.

Если лицо не соответствует должности, он может направляться на обучение, переквалификацию.

В случае отказа руководитель вправе прекратить трудовые отношения с работником .

Заявление На Соответствие Занимаемой Должности Воспитателя Образец.

Когда аттестация будет проведена, глава района издает распоряжение, где есть анализ результатов процедуры.

Будут также утверждены мероприятия по проведению очередных аттестаций Если при проведении аттестации в государственной организации руководство придерживается порядка, установленного вышестоящими структурами, то в коммерческой организации все положения разрабатываются самим руководителем.

  • Работодатель вправе проводить: До проведения аттестации в отделе кадров заполняют ряд документов на сотрудника.
  • Для всех аттестуемых назначают по несколько экспертов, которые хорошо знают человека, так как работали с ним в одном коллективе.
  • Как формируется приказ о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности смотрите в статье: приказ о проведении аттестации .
  • Как проводится аттестация врачей на категорию в 2017 году, читайте здесь .

На основании составленных справок готовится характеристика на работника.

Читайте о возможности Куда съездить на новый год дешево.

Куда съездить на новый год дешево? Смотрите .

Представление на соответствие занимаемой должности

При проведении процедуры стоит придерживаться таких рекомендаций: Если бухгалтер претендует на получение сертификатов на соответствие должности, которую занимает, стоит выполнить такие требования: У бухгалтера должно быть соответствующее образование Он должен иметь стаж работы по экономической специальности, когда нужны знания бухучета при высшем образовании – от 6 месяцев; при среднем высшем – от 1,5 года; при прохождении бухгалтерских курсов – от 3 лет при высшем образовании – от 6 месяцев; при среднем высшем – от 1,5 года; при прохождении бухгалтерских курсов – от 3 лет Если лицо имеет дополнительное профессиональное образование По Программе подготовки и сертификации работников бухгалтерии на соответствие должностям, стаж должен составить от 6 месяцев Нужно подать заявление, анкету, составленную по установленному образцу, копии справок Которые подтвердят стаж и образование, квитанцию о перечислении средств за сертификацию Должности бухгалтеров может расширяться по квалификации и стажу.

Образец протокола на соответствие занимаемой должности воспитателя.

Возможно несколько должностей – категорий: Чтобы повысить квалификационную категорию, руководство подразделения должно подать ходатайство директору.

Характеристика На Помощника Воспитателя Детского Сада Для Награждения.

Если решение будет положительным, тогда готовят приказ (если есть вакансия).

Аттестационной комиссией, проводившей аттестацию, могут также даваться рекомендации о повышении квалификации сотрудника.

Аттестация водителя на соответствие занимаемой должности

Ознакомимся с примером.

В таком случае присвоение категории осуществляется в соответствии с Положением, что принято на предприятии, после согласования с представителями профсоюзной организации.

Квалификационную категорию устанавливают согласно квалификационным требованиям характеристик на занимаемые должности.

  • Перед аттестацией бухгалтеру не нужно проходить обучение, если иное не установлено локальной документацией организации.
  • Но стоит учесть, что проведение аттестации с целью повышения категории не является обязательной процедурой.
  • Специалисты, желающие получить квалификационный аттестат, должны подать комиссии по аттестации такие справки: Вся документация должны быть рассмотрена в течение месяца после подачи комиссии.
  • Если справки оформлены с ошибками, комиссия вправе отказать в допуске к прохождению аттестации. Если возникнут сомнения, достоверны ли данные, что предоставлены, можно требовать предоставления дополнительных справок.

Если замечаний к документам не будет, лицо может пройти аттестацию.

Как оформить?

Претендент может допускаться к квалификационному экзамену при наличии удостоверения личности.

Если экзамен проводят для группы лиц (с участием 5-20 бухгалтеров), будет проведено 2 этапа: После прохождения экзамена составляется протокол.

В Приказе от № 590н о внесении правок в Порядок проведения аттестации рабочего места по условиям работы говорится, что аттестуются все работники.

Документы

Но есть и исключение – не проводится аттестация для лиц, что работают на ЭВМ и используют настольный аппарат копировально-множительной техники Если работник трудится во вредных и опасных условиях, аттестацию рабочего места проводят раз в 5 лет.

  • При аттестации рабочих мест также стоит опираться на нормы, утвержденные Приказом Министерством здравоохранения и социального развития России от .
  • Где описаны особенности проведении процедуры оценочного мероприятия рабочего места.
  • При проведении аттестации рабочего места бухгалтера оцениваются условия работы, чтобы выявить производственные вредные факторы.
  • Аттестационная организация замеряет освещенность, влажность и температурные режим, шум и уровень излучения от компьютеров. Учитывают, какие показатели уровня статического электричества, напряжено ли зрение, монотонна ли работа и т. Аттестация – непростая по подготовке процедура, ведь стоит соблюсти ряд требований, установленных законодательством федерального уровня и локальной документацией.

И поэтому нередко остается ряд вопросов о самом процессе, оформлении результатов, подготовке документов и т. Выясним, что больше всего интересует работодателей и сотрудников предприятий.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» в Министерстве труда России утвердили еще в 2014 году, но только через год он вступил в действие.

Образец приказа

За пару недель до проведения аттестации комиссия должна получить служебные характеристики, где отражены: Что говорится на официальном сайте Ростехнадзора об аттестации по промышленной безопасности смотрите в статье: области аттестации Ростехнадзора .

  • Как проводится аттестация по охране труда на предприятии, читайте здесь .
  • Порядок оформления аттестации по электробезопасности в Ростехнадзоре на 5 группу, смотрите здесь .
  • При подготовке к аттестации профессиональных бухгалтеров учитываются учебные модули, которыми включается аудиторская и внеаудиторная работа слушателя: Статья 81 ТК РФ предусматривает возможность увольнения сотрудника по причине несоответствия занимаемой должности.
  • Согласно этой норме, по инициативе работодателя организовывается аттестационная комиссия, которая оценивает квалификационный уровень работника.

В каких еще случаях может проводиться такое испытание, а также какие последствия оно может иметь для работников и нанимателей, – ответы в материале

Срок давности

Существующее законодательство предусматривает обязательную аттестацию для специалистов некоторых направлений.

Эти нормы, в частности, содержатся в Трудовом кодексе. Рассмотрим подробнее существующую законодательную базу в этой сфере.

Читайте о возможности Причины не включается навигатор.

Причины не включается навигатор? Смотрите .

Необходимость направлять работников на прохождение аттестации регламентируется Трудовым кодексом, а также отраслевыми нормативными актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *