Работа с ИРС

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Проблемы законодательства Республики Казахстан в области привлечения иностранной рабочей силы.
Предпосылки и рекомендации для его совершенствования

Кожахмет Р.М., юрист

Актуальной и важной проблемой для Казахстана является привлечение иностранной рабочей силы в РК. Политика государства в этой сфере требует строгого и внимательного контроля, а законодательство РК полного его пересмотра и усиления путем издания нового закона.

Основная цель привлечения ИРС в РК заключается прежде всего в привлечении квалифицированного и дефицитного иностранного специалиста, которого трудно найти среди местных специалистов в виду их небольшого количества либо полного отсутствия и только на срок необходимый для повышения квалификации и углубления знаний казахстанских работников. Однако на самом деле привлечение ИРС в РК превратилось в средство подмены казахстанских работников иностранными работниками низкой или равной квалификации в интересах иностранных компаний. При этом никаких ограничений по квалификации, профессии и научным званиям не установлены. Не редко в иностранной компании встретишь начальника юридического департамента или департамента по работе с персоналом, который окончил на своей родине учебное заведение, изучая ее законы и получив разрешение на работу в РК руководит казахстанскими юристами или специалистами и поучает их как нужно толковать казахстанские законы в интересах компании. Бывают и другие примеры, когда привлекаемый на должность инженера иностранный специалист на самом деле работает финансистом или администратором. Используемые некоторыми иностранными специалистами документы об образовании и опыте работы на самом деле оказываются поддельными. Но самым несправедливом фактом в этом является необоснованно высокие заработные платы привлеченных иностранных работников и политика иностранных компаний по привлечению на руководящие должности исключительно иностранцев.

Не секрет, что подавляющее большинство иностранных компаний не заинтересовано в повышении квалификации казахстанских работников, а использует их для более низкоквалифированной работы, тем самым унижая достоинство казахстанцев, внушая им их некомпетентность. Отсутствие казахстанских специалистов по каким-либо должностям или профессиям также является надуманной проблемой, поскольку ни одним министерством в РК не налажены работа и учет в этой сфере, а имеющиеся республиканские базы либо статистические данные носят недостоверный и неполный характер. В частности, Министерством труда и социальной защиты в РК создана республиканская база, по которой и ведется поиск специалистов для иностранных компаний. Однако данная база включает только безработных граждан, которые в большинстве своем не имеют необходимого образования, не подходят по возрасту либо не отражают полную характеристику работоспособного населения. Многие казахстанские специалисты необходимых профессий уже работают или самозаняты либо не желают вставать на учет как безработный в силу ряда причин, в том числе психологического барьера связанного с безработностью. Вот именно эти казахстанские граждане скрыты от республиканской базы МТИСО РК и статистических учетов Агентства РК по статистике. Отмечу, что все из них при тех же уровнях заработных плат и условиях работ, которые устанавливают иностранные компании для своих сограждан охотно устроились работать к ним. Известно, что некоторые казахстанские граждане успешно работают за рубежом. Пользуясь этой «дырой» недобросовестные иностранные компании привлекают своих сограждан на должности и по профессиям, на которых некоторые граждане РК не могут найти работу для себя. В частности, юристы, экономисты, бухгалтера, маркетологи, финансисты, переводчики и производные от них. Все эти специальности не являются дефицитными либо отсутствующими на нашем рынке труда, они имеются в излишестве и не имеется необходимости привлекать иностранных граждан на эти должности и профессии. Одним из предложений является введение запрета на привлечение иностранной рабочей силы в РК по гуманитарным профессиям. Для улучшений каких-то качеств гуманитарного специалиста достаточно повысить его квалификацию путем направления за счет компании в учебное заведение, в том числе и за рубеж, при необходимости. Привлекать необходимо только технических специалистов по сложным и высоким технологиям, а также ученых.

Привлекаемые иностранные специалисты все из страны, откуда сам учредитель иностранной компании. Налицо, что компания заинтересована в привлечении именно сограждан своей страны, а не в привлечении квалифицированного специалиста. На многие недостатки сограждан в образовании либо квалификации привлекающая иностранная компания «закрывает глаза», а иногда доходит до использования откровенно поддельных документов. При этом законодательством РК при привлечении иностранной рабочей силы в РК не требуется предоставление оригиналов дипломов, трудовых книжек и других важных документов, а довольствуется только заверенными либо легализованными копиями. Проверить подлинность и корректность сведений о привлекаемом иностранном гражданине не представляется возможным даже правоохранительным органам из-за отсутствия юридического регулирования подобных вопросов и ответственности за них. Не принимается также во внимание рейтинг учебного заведения, который закончил привлеченный специалист. В настоящее время имеется много рейтинговых заведений по всем мировым учебным заведениям, по которым можно определять квалификацию и полезность для Казахстана привлекаемого иностранного специалиста. В этом рейтинге передовыми стоят университеты Кэмбридж, Оксфорд, Массачусетский технологический институт и другие. Уровень специалистов, окончивших данные университеты будет намного выше тех, которые закончили местные региональные учебные заведения в Китае, Турции или других стран. Схоже выглядит и ситуация с опытом работы привлекаемых в РК специалистов. Общеизвестно, что опыт работы в транснациональных корпорациях будет отличаться от работы в офисах маленьких городков зарубежом. Но это не принимается во внимание при привлечении ИРС.

Привлечение высококвалифицированного специалиста должно определяться и технологией или техникой, которой он будет использовать. Если иностранная компания ввезла на территорию Республики Казахстан инновационное оборудование или высокую технологию, то привлечение ею соответствующего специалиста будет обоснованным. И наоборот, привлечение подобного специалиста лишь для того, чтобы он руководил и получал высокую заработную плату только за то, что он есть не должно быть допустимо, за исключением случаев, если этот специалист одновременно бесплатно будет обучать казахстанских работников, читать лекции в учебных заведениях РК и повышать квалификацию наших научных сотрудников и преподавателей. Но это не наблюдается в настоящее время.

Таким образом, иностранные граждане привлекаются в Казахстан не потому, что они квалифицированные специалисты, а лишь потому, что они иностранцы, независимо от уровня их подготовки и образования. Сами же иностранные компании отлично осведомлены о затруднительности привлечения их и привлекаемых ими иностранных специалистов к уголовной ответственности за использование поддельных документов об образовании и опыте работы и злоупотребляют этим повсеместно.

Отсюда стало возможным, что один и тот же иностранный гражданин может привлекаться в Республику Казахстан неограниченное количество раз на разные должности. Даже в случае замены иностранного специалиста казахстанскими работниками, это не препятствует иностранной компании получить разрешение на привлечение ИРС в РК по другой специальности, даже используя поддельный диплом или сертификат. А отсутствие взаимодействия между отделами трудовой миграции департаментов занятости и единой компьютерной базы по выданным разрешениям также сыграло значительную роль для беспрепятственного получения разрешений ИРС в других городах Казахстана недобросовестными иностранными компании. Так, по окончании разрешения в одной области, можно получить разрешение в другой. Примеров этому множество. На практике автора было когда привлеченный иностранный специалист работал главным инженером в г. Алматы, а через три года получил разрешение на должность финансого директора в г. Актау. Никакой ответственности данное лицо или компания, его привлекшая за использование поддельных документов не понесла.

Еще одной проблемой в обсуждаемой сфере является незаконная работа иностранных граждан в Казахстане, приглашенных по деловым визам. Иностранные корпорации под предлогом необходимости консультации для своей деятельности приглашают по деловым визам своих же работников из других аффилированных компаний или главных офисов, заключая с ними контракты и оплачивают им все расходы по проезду, проживанию, питанию и медицинскому страхованию. Данные приглашенные специалисты сменяясь каждые три месяца по многократным визам фактически подменяют казахстанских работников. Свои заработные платы эти иностранные консультанты будучи в штате корпорации в каком-нибудь подразделении или аффилированной компании получают уже по прибытии к себе обратно. Помимо расходов, оплаченных на данных консультантов компании также оплачивают и за их работу в Казахстане, тем самым вывозят денежных капитал. Таким образом, казахстанские граждане не находят работу, а иностранные компании заменяя их своими согражданами незаконно работающими здесь получают прибыли и вывозят их благодаря несовершенству нашего законодательства.

Привлечь к ответственности компании и незаконно работающих иностранных граждан также является затруднительным, поскольку с ними не заключаются трудовые договора, ими не получаются заработные платы из компании, что необходимо как доказательство незаконной работы.

При таких обстоятельствах считают справедливой критику в адрес иностранных компаний когда иностранным работникам они устанавливают заработную плату в несколько раз выше, чем казахстанским работникам и допускают дискриминацию права на равную оплату за равный труд. В целях избежания юридической ответственности за дискриминацию иностранные компании не назначают казахстанских граждан на аналогичные по названию или роду должности, либо прописывают в должностных инструкциях и положениях различные квалификации и разряды, что позволяет им доказать, что должности и трудовые функции не одинаковы и не схожи. Предоставление компании права согласно Трудовому Кодексу РК самостоятельно аттестовать работников, определять их разряд, квалификацию и другие характеристики должности способствует этому. Эта заимствование из Кодекса законодательства о труде КазССР в нынешнее время устарело и не способствует развитию работника, а наоборот является средством для нарушений его прав. Необходима интеграция производств и учебных заведений и именно учебные заведения должны определять уровень подготовленности работника и его квалификацию.

Другим недостатком является то, что получение, продление и другие вопросы связанные с привлечением иностранной рабочей силы в РК регулируется постановлением Правительства РК утверждающего Правила по привлечению ИРС в РК. В связи с этим недостатком недостаточный общественный контроль и парламентский контроль позволяет на мой взгляд неопределенным «лоббистам» менять эти правила в необходимом направлении. Это доказывает тот факт, что за 5 лет эти правила претерпевали трижды существенные изменения, а основные вопросы по поиску среди казахстанцев требуемых специалистов, их подготовке и привлечению именно высококвалифицированных иностранных специалистов не решены. Регулирование данной сферы путем принятия отдельного Закона либо отдельной главы в Трудовом Кодексе РК или ЗРК «О миграции населения» являлось бы лучшим решением для предупреждения и контроля «лоббирования» в не выгодном для РК направлении.

Вместо заключения, хотелось бы отметить, что решение указанной проблемы представляется трудоемким и не может быть перечислена исчерпывающе в рамках данной работы, как в силу формата конкурса и его требований, так и в силу того, что некоторые факты и сведения не могут быть изложены здесь по причине возможности нанести вред национальной безопасности. Тем не менее, на начальной стадии считаю необходимым:

1. В ТК РК внести нормы, обязывающие иностранные компании хранить в личных делах оригиналы дипломов об образовании иностранных граждан с приложениями к нему;

2. Внести дополнения обязывающие компании привлекающие ИРС предоставлять на заседание комиссии оригиналы дипломов об образовании привлекаемых граждан.

3. Усилить ответственность за использование копий документов, достоверность которых не подтверждается оригиналами либо иными подтверждающими документами, с применением в отношении физического лица и юридического лица в качестве основной меры взыскания штрафа и в качестве дополнительного изъятие всех разрешений, лицензий полученных на основании данных копий этих документов, а также признанием недействительными всех сделок и договоров, в том числе трудовых с взысканием всех полученных доходов в пользу государства.

4. Дополнить КоАП РК статьей, предусматривающей ответственность за не обеспечения сохранности дипломов об образовании привлеченного специалиста ИРС в личном деле.

5. Создать единый государственный сайт по вакантным должностям в иностранных компаниях подобно сайту «hh.kz». На этом сайте иностранные компании обязаны размещать объявления о поиске специалиста с указанием требований по образованию, опыту работы, размере заработной платы за месяц до подачи заявления в управления занятости и социальных программ на привлечение иностранной рабочей силы. Также необходимо предусмотреть, что комиссия может обязать иностранную компанию либо иностранного специалиста в течении двух месяцев предоставить справку с учебного заведения или государственного органа страны обучения, подтверждающего обучение и получение диплома привлеченного специалиста.

6. При привлечении ИРС необходимо законодательно закрепить на необходимость учитывать мировой рейтинг образовательного учреждения который окончил привлекаемый работник.

7. Ограничить привлечение в качестве иностранной рабочей силы в РК иностранных граждан на специальности по гуманитарным направлениям.

8. Создать единую государственную базу по выданным разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы в РК.

9. Ввести государственную пошлину за получение и продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК.

10. При Министерстве труда и социальной защиты РК создать Департамент по трудовой миграции и предоставить более широкие права по защите интересов казахстанских работников.

11. Ограничить привлечение по деловым визам консультантов и оплачивать их расходы за счет средств приглашающей компании.

В соответствии с российским миграционным законодательством, работодатель использующий труд иностранных работников, которые въезжают в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, обязаны иметь разрешение на привлечение и использование иностранный рабочей силы.

Необходимость и порядок выдачи разрешения на привлечение иностранных сотрудников регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  • Приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства»

Процесс получения работодателем разрешения на привлечение ИРС для работы иностранных граждан можно разделить на два этапа:

  • обращение и подача документов в территориальный орган занятости населения (территориальный центр занятости населения).
  • обращение и подача документов в региональную миграционную службу (территориальное Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российкой Федерации).

В первом случае, при обращении в службу занятости, работодатель обязан обосновать целесообразность привлечения иностранной рабочей силы, так как в соответствии с российским миграционным законодательством граждане России имеют приоритетное право перед иностранными гражданами при трудоустройстве на вакантные места у работодателей. На этом основании перед подачей документов в миграционную службу, работодатель обязан обратиться и направить документы в территориальную службу занятости по месту своего нахождения.

По истечении 30 дней с момента подачи документов в службу занятости, работодатель, привлекающий иностранцев, имеет право обратиться уже непосредственно в миграционную службу с заявлением о выдаче ему разрешения на привлечение ИРС. Выдаваемое разрешение содержит в себе сведения о работодателе, его адресе, регистрационном номере, количестве иностранных сотрудников, их должности, срок и территория его действия.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель предоставляет следующие документы:

  1. Российские юридические лица:
    • Свидетельство ФНС России о государственной регистрации (нотариально-заверенная копия).
    • Свидетельство ФНС России о внесении изменений в государственную регистрацию (необходимо только при смене наименования работодателя) (нотариально-заверенная копия).
    • Свидетельство ФНС России о постановке на налоговый учет (нотариально-заверенная копия).
    • Уведомление ФНС России о постановке на налоговый учет обособленного подразделения (если применимо) (нотариально-заверенная копия).
    • Трудовой или гражданско-правовой договор (проект).
    • Платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины. Госпошлина составляет 10 000 рублей за одного иностранного сотрудника.
    • Иные документы, которые подготавливаются с нашей стороны.
  2. Иностранные юридические лица (филиалы и представительства):
    • Свидетельство о регистрации головной компании (нотариально-заверенная копия).
    • Свидетельство ФНС России о постановке на налоговый учет обособленно подразделения (нотариально-заверенная копия).
    • Свидетельство ФНС о внесении в реестр филиалов и представительств.
    • Трудовой или гражданско-правовой договор (проект).
    • Платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины. Госпошлина составляет 10 000 рублей за одного иностранного сотрудника.
    • Иные документы, которые подготавливаются с нашей стороны.

Для удобства наших Клиентов, производить нотариальные заверения необходимых документов у нотариуса, мы можем самостоятельно.

Получение разрешения на привлечение ИРС не требуется:

  • Если Ваша компания привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина, который въезжает в Россию в порядке, не требующем получения визы;
  • Если Ваша Компания привлекает к трудовой деятельности высококвалифицированного специалиста;
  • Если Ваша компания привлекает к трудовой деятельности иностранного гражданина имеющего вид на жительство или разрешение на временное проживание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *