Рабочее место инвалида

О квотировании рабочих мест

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 22 декабря 2004 года N 90

О квотировании рабочих мест

(с изменениями на 30 апреля 2014 года)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций (преамбула в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

3. Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) считается:

1) в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20.

4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20.

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:

1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;

2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.

4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».

Мэр Москвы
Ю.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Квотируемое рабочее место — что это такое? Многие фирмы почти ничего не знают об этом. И совершенно зря – ведь оно является разновидностью социальных гарантий, предоставлять которые работодателей обязует государство. Для каких категорий работников выделяются данные квоты и в каком количестве — узнаете из данной статьи.

Что значит «квотируемое рабочее место»?

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА

Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность

Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах — что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

Итоги

Итак, теперь мы знаем, что это такое — квотируемые рабочие места и каким образом законодатель регулирует их выделение. Наибольшей защищенностью в данном аспекте обладают граждане с ограниченными возможностями. Их право на рабочее место по квоте закреплено в федеральных законах. В свою очередь, в субъектах РФ аналогичное право установлено также для многих других категорий граждан. Неисполнение фирмой требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов может повлечь штрафные санкции в соответствии с положениями КоАП РФ, а также принятыми нормами регионального законодательства, которые к тому же могут отражать факт наличия соответствующих привилегий у других категорий граждан.

Узнать больше о специфике принимаемых законодателем и работодателями мер социальной поддержки сотрудников предприятий вы можете в статьях:

  • «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?»;
  • «Вычет на ребенка инвалида в 2018 году (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Здравствуйте. Работодатель обязан оснащать рабочее место работника в соответствии с Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30. Трудовое законодательство не требует принятия каких-либо специальных локальных нормативных актов, регулирующих труд работников-инвалидов в организации.
Обоснование вывода:
Особенности регулирования труда инвалидов установлены Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ). Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее — ИПРА) (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). В силу ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПРА обязательна для исполнения организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. Указанной программой определяется информация о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.07.2015 N 528н.
В соответствии со ст. 224 ТК РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При этом согласно примечанию 2 к ИПРА под рекомендуемыми условиями труда понимаются сокращенная продолжительность рабочего времени, индивидуальная норма выработки, дополнительные перерывы в работе, противопоказанные производственные факторы и условия труда, а также примерные условия, в которых возможно осуществление инвалидом трудовой деятельности, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы. Отдельно в ИПРА указываются рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации.
Часть первая ст. 22 Закона N 181-ФЗ предусматривает создание или выделение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (далее также — специальные рабочие места), минимальное количество которых для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ (часть вторая ст. 22 Закона N 181-ФЗ). При этом под специальными рабочими местами понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Оснащаются (оборудуются) такие рабочие места с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с Основными требованиями к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 N 685н. При создании и выделении специальных рабочих мест работодателю следует руководствоваться Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 (далее — Санитарные правила).
Законодатель разделяет обязанности по созданию и оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест. Из анализа п. 21 ст. 4, ст. 22, п. 2 части второй ст. 24 Закона N 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ следует, что оснащать (оборудовать) созданные специальные рабочие места работодатель должен уже индивидуально для конкретного инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, исходя из установленных рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в ИПРА.
При этом законодательство не обязывает работодателя создавать специальное рабочее место, а затем и оснащать (оборудовать) его в связи с признанием инвалидом уже работающего у него работника. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к организации специальных рабочих мест для инвалидов (раздел 4) и, по нашему мнению, не должны в обязательном порядке применяться в ситуации, когда рабочее место работника изначально было создано как обычное рабочее место, не предназначенное специально для трудоустройства инвалидов.
Если в ИПРА инвалида, помимо определенных условий труда, рекомендуется также оснащение (оборудование) специального рабочего места, то такая рекомендация, по нашему мнению, должна быть учтена работодателем при трудоустройстве работника на работу на уже созданное работодателем специальное рабочее место. Если в ИПРА содержатся противопоказания к выполнению той работы, на которую он претендует, работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей (часть вторая ст. 212 ТК РФ). Соответственно, принять на работу такого работника при наличии соответствующих медицинских противопоказаний в ИПРА и в отсутствие специального рабочего места, заранее созданного для трудоустройства инвалида, работодатель не вправе. Иными словами, при принятии решения о приеме на работу работодатель должен исходить из содержания ИПРА, сопоставив его с характером и условиями труда работника.
Поскольку, как это следует из вопроса, рабочие места работников в рассматриваемом случае не являются специально организованными рабочими местами для трудоустройства инвалидов и в ИПРА инвалидов, принимаемых на работу в Вашу организацию, не содержатся рекомендации по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для них, работодатель, по нашему мнению, не обязан руководствоваться положениями раздела 4 Санитарных правил.
Закон не регулирует конкретный порядок реализации мероприятий, указанных в ИПРА. В связи с этим полагаем, что работодатели при исполнении программы должны исходить из общего смысла ее рекомендаций, учитывая специфику организации труда. При необходимости уточнения содержания ИПРА, характера мероприятий, направленных на ее реализацию, работы, которую способен выполнять работник, работодатель не лишен права обратиться с запросом в соответствующее учреждение медико-социальной экспертизы (смотрите также раздел III справки по рассмотрению гражданских дел, связанных с применением судами Калининградской области законодательства, регулирующего труд женщин, работников с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, являющихся инвалидами).
Что касается наличия в организации обязательных локальных нормативных актов, регулирующих труд работников-инвалидов, то трудовое законодательство не содержит требования к их наличию и содержанию. Однако, если работодатель обязан создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов (ст. 21 Закона N 181-ФЗ), он обязан также и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (часть вторая ст. 24 Закона N 181-ФЗ).

До 1 марта работодатели должны самостоятельно подать или отправить заказным письмом в отделение Фонда соцзащиты инвалидов, в которых они зарегистрированы, отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2016 г. по форме № 10-ПI.
В этой статье рассмотрим, какой норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, как регистрироваться в отделениях Фонда соцзащиты инвалидов, как заполняется и подается отчетность по форме № 10-ПI и какая ответственность за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Норматив рабочих мест

Согласно абзацу первому ст. 19 Закона № 875 для работодателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работают от 8 до 25 человек, – в количестве одного рабочего места.

Работодатели самостоятельно осуществляют расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом и обеспечивают их трудоустройство.

Порядок расчета среднеучетной численности работников, необходимой для определения количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, определен п. 2 Инструкции № 286.

Для обеспечения выполнения норматива работодатели могут осуществлять поиск инвалидов на вакантные места самостоятельно или обратиться за помощью в территориальный центр занятости.

Регистрация в Фонде соцзащиты инвалидов

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, у которых по основному месту работы работают восемь и более лиц (далее – работодатели), самостоятельно регистрируются в соответствующих отделениях Фонда соцзащиты инвалидов (далее – отделения Фонда) по своему местонахождению (ст. 19 Закона № 875).

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, определен постановлением № 70 (далее – Порядок № 70), которым установлена процедура регистрации работодателей в отделениях Фонда.

Новосозданные работодатели, у которых количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек, регистрируются в отделениях Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих.

Работодатели обязаны зарегистрироваться в отделениях Фонда в период с 1 января по 1 февраля текущего года в случае, если в предыдущем году количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек.

Регистрация работодателей в отделениях Фонда осуществляется по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц – предпринимателей.

Для регистрации работодатели подают (отправляют заказным письмом) в отделения Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом № 98.

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, подают (отправляют) также копию справки о включении их в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, выданную органом ГФС (далее – справка).

Работодатель, у которого количество работающих, для которых это место работы основное, увеличилось до восьми и более человек или изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица – предпринимателя, подает заявление и копию справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений в учредительные документы.

Работодатели, имеющие обособленные подразделения, вместе с заявлением и копией справки подают (отправляют) сведения о таких подразделениях по форме, установленной приказом № 98.

Хозяйственные объединения, образованные в соответствии со ст. 19 Закона № 875, вместе с заявлением, копией справки подают:

  • копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения;
  • перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения.

Оригиналы документов предоставляются при подаче заявления. В случае направления заявления по почте копии документов заверяются нотариально.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, указанных в п. 3 Порядка № 70, а в случае отправления их по почте – дата, указанная на почтовом штемпеле.

Отделение Фонда в течение 10 рабочих дней после регистрации документов отправляет работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации.

Регистрация работодателей проводится бесплатно.

В случае если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но намерен подать отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI), он может зарегистрироваться перед подачей данного отчета.

Документы, присланные или предоставленные работодателем для проведения регистрации, сохраняются в отделении Фонда в течение трех лет после ликвидации или изменения местонахождения юридического лица или места регистрации проживания физического лица – предпринимателя.

Заполнение и представление отчета

Согласно Порядку № 70 работодатели, у которых по основному месту работы работают восемь и более человек, ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года, должны подавать (отправлять заказным письмом) в отделение Фонда по месту их регистрации отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПI (далее – Отчет), утвержденной приказом № 42.

Представление отчета в отделение Фонда в электронном виде не предусмотрено. Вместе с тем представление по форме № 10-ПI представителем работодателя по доверенности не запрещено законодательством.

Адресная часть Отчета и его сетка кодов заполняются работодателями по данным справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

В строке 01 Отчета отражается среднеучетная численность штатных работников учетного состава за год, определяемая в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 286.

В строке 02 отражается среднеучетная численность штатных работников за год, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность.

Физическое лицо, использующее наемный труд, если ему в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность, увеличивает показатель строки 02 на единицу.

В строке 03 отражается количество инвалидов – штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, в соответствии с нормативом рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, установленным ст. 19 Закона № 875.

Таким образом, если физическое лицо, использующее наемный труд, является инвалидом, то считается, что оно выполнило норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов и при заполнении Отчета должно отражать себя в строках 01 и 02.

Ответственность за невыполнение норматива

Статьей 20 Закона № 875 установлено, что работодатели, у которых среднеучетная численность работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным ст. 19 настоящего Закона, ежегодно выплачивают отделениям Фонда административно-хозяйственные санкции (табл.).

Размер административно-хозяйственных санкций для работодателей, где среднеучетная численность работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом

Среднегодовая заработная плата на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе на предприятии, в организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалидов и не занятое инвалидом

Для работодателей с нормативом рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4% среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год

Половина среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе на предприятии, в организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалидов и не занятое инвалидом

Для работодателей, у которых работают от 8 до 15 человек

Следует отметить, что положение части первой ст. 20 Закона № 875 не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Суммы административно-хозяйственных санкций работодатели рассчитывают самостоятельно и платят их в отделения Фонда на счета, открытые в органах Госказначейства по месту государственной регистрации, до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.

В случае нарушения сроков уплаты суммы административно-хозяйственных санкций работодатель уплачивает пеню, которая начисляется в размере 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действовавшей на момент уплаты, на полную сумму недоимки за каждый календарный день просрочки.

При этом необязательно, чтобы источником уплаты штрафных санкций работодателя была его прибыль. В случае если работодатель не получает прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций уплачивается за счет других источников в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно части второй ст. 1881 КоАП невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление отделениям Фонда Отчета влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Итак, за нарушение должностным лицом норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за непредставление им Отчета налагается административный штраф от 170 до 340 грн.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Закон № 875 – Закон Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине». Постановление № 70 – постановление Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»». Приказ № 42 – приказ Минсоцполитики Украины от 10.02.2007 г. № 42 «Об утверждении формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» и Инструкции по заполнению формы отчетности № 10-ПI (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов»». Приказ № 98 – приказ Минсоцполитики Украины от 14.03.2007 г. № 98 «Об утверждении форм документов для регистрации работодателей в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов и выполнения ими норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Инструкция № 286 – Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г № 286

В соответствии с Законом Сахалинской области от 11.03.2005 г. №13-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области» работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статью 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены следующие изменения:
«При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Данные изменения вступили в силу 1 января 2014 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае нарушения законодательства в отношении трудоустройства инвалидов наступает ответственность, предусмотренная п. 87 ч. 2 ст. 28.3., ч. 1 ст. 5.42. КоАП РФ.

В соответствии с п.2.2. Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.11.2016 №577, квота считается выполненной, если работодателем создано (выделено) необходимое количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты (в том числе специальных), приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, и на все созданные (выделенные) рабочие места трудоустроены инвалиды.

Примерная форма представления работодателем информации о выполнении квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Примерная форма приказа о создании (выделении) рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты

Закон Сахалинской области от 11.03.2005 №13-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области»

Памятка для работодателей по вопросам соблюдения обязательных требований по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты

Часто задаваемые вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *