Рабочее место инвалида

Особенности создания рабочих мест

Закон №181-ФЗ требует от крупных компаний со штатом больше ста человек иметь квоту 2-4% от общей численности сотрудников. Средние компании, от 35 до 100 человек, обязаны обеспечить до 3% мест от размера. При наличии вакансий организации обязаны сообщать о них ежемесячно, порядок и точные показатели квот определяются региональными властями.

Рабочее место должно быть индивидуально обустроено согласно программе реабилитации. Конкретная группа или заболевание не имеет значения: человеку предоставляется место, полностью соответствующее его ИПР. Впрочем, при желании сам инвалид может отказаться от некоторых требований, придя к компромиссу с работодателем.

Следует помнить, что ИПР (индивидуальная программа реабилитации) является рекомендательным для инвалида документом и не запрещает работу без спецсредств. Например, слепой наборщик может использовать свою или стандартную клавиатуру, если его это устраивает.

Соискатель вакансии может вообще не сообщать работодателю о своей инвалидности. В этом случае компания не несет ответственности за несоблюдение ИПР.

Количество рабочих мест для инвалидов

Квотирование вакансий для инвалидов в крупных предприятиях предусмотрено законом №181-ФЗ, регламентирующим социальную помощь инвалидам. В статье 24 описаны следующие обязанности работодателя:

  • Организация мест для работы инвалидов. Создание благоприятных условий, указанных в ИПР;
  • Принятие нормативных актов, регламентирующих работу и взаимодействие инвалида с остальными сотрудниками компании;
  • Предоставление данных в службу занятости.

Квота определяется соответствующим региональным законом и штатным расписанием компании. Например, для Москвы по закону №90 «О квотировании» и Постановлению правительства №724-ПП организации с более чем сотней работников обязаны держать как минимум 2 процента особых рабочих мест.

Важно! Закон все еще не определился по поводу дробных чисел квоты. Например, при штатном расписании на 125 человек компании потребуется оборудовать 2,5 рабочих места. На 2019 год вопрос решается округлением по арифметическим правилам, но в некоторых регионах это может вызвать разночтения.

Прямых запретов на работу инвалидов в какой-то сфере деятельности не существует. Если человек подходит по требованиям, но компания отказывает ему без объяснения причин — это прямая дискриминация. Организации, выставляющие вакансии для инвалидов с заведомо нереальными требованиями или отказывающие всем подряд, получают административные взыскания и штрафы.

Наказания могут отличаться от региона к региону. Так, в Москве за каждую незаполненную квоту при закрытом штатном расписании работодателю придется выплачивать по минимальному окладу ежемесячно.

Правила и порядок создания рабочих мест

Для выполнения требований закона, предприятие должно:

  1. Определить свои обязанности в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Рассчитать норму квотирования;
  2. Утвердить ряд внутренних документов;
  3. Зарегистрироваться в органах занятости по стандартной форме;
  4. Ежемесячно взаимодействовать с центром занятости, обмениваясь информацией.

На предприятии утверждаются два локальных акта – о квотировании и выделении вакансий. В положении указываются:

  • Размер квоты, подпадающие категории граждан (инвалиды, молодежь, иностранцы);
  • Осуществляемые мероприятия и порядок их проведения;
  • Ответственное за исполнение акта лицо.

Приказ в свою очередь содержит:

  • Должности, которые может занять инвалид;
  • Изменения в трудовом распорядке;
  • Ответственный сотрудник.

Чаще всего ответственность ложится на заместителя директора по персоналу или начальника отдела кадров. В дальнейшем должностное лицо, указанное в документах, может перераспределять обязанности дополнительными внутренними актами.

Контакты с центром занятости происходят по нормам закона №1032-1. Стандартная форма отчетности находится в приказе Росстата №566, приложение 9. В бланк включены:

  • Общий объем вакансий;
  • Количество льготных мест;
  • Список принятых работников (включая инвалидов);
  • Локальные акты, влияющие на объем квот.

Формат передачи данных практически полностью совпадает с формой №П-4, также ежемесячно предоставляемой в Росстат.

За срыв сроков по предоставлению отчетности предусмотрены административные наказания. Должностные лица штрафуются на сумму от 10 до 50 тысяч рублей, юридические — от 20 до 150 тысяч.

Требования для организации места работы для инвалида

Помимо бюрократических требований существуют и санитарные правила. Описываются они в нормативе СП 2.2.9.2510-09 и утверждены в 2009 году главным врачом страны.

Документ слишком обширен, чтобы приводить его в этой статье полностью. Ниже описаны каждая из его шести частей и их основные идеи:

  1. Область применения. Краткое описание того, на что распространяются правила, и чьи права с обязанностями они определяют;
  2. Общие положения. Цели и задачи документа;
  3. Санэпидемтребования к условиям труда. Отличия обычного предприятия от специального, требования к работодателю;
  4. Спецтребования к рабочей зоне. Анатомические требования для рабочих мест, общие противопоказания для труда инвалидов (шум, вибрация, загазованность, физические и психологические нагрузки). Что необходимо учитывать дополнительно;
  5. Санэпидемтребования к особым помещениям. Описание норм для предприятий, направленно занимающихся трудоустройством инвалидов (например, заводам под эгидой Всероссийского Общества Слепых);
  6. Требования для организации труда людей с особыми проблемами. Санитарные нормы для заразных больных, обеспечение помещений для стерилизации и дезинфекции. Дополнительные указания по условиям труда, обеспечению опасных зон и оборудования. Запреты по трудоустройству людей с конкретными заболеваниями на работы, ухудшающие их состояние.

За несоблюдение санитарных правил директору и ответственному лицу грозит административная ответственность по статьям 6.3 и 6.4 КоАП. Штрафы за несоблюдение норм достаточно небольшие — до 20 тысяч рублей, но при систематических нарушениях возможна приостановка работы компании на срок вплоть до трех месяцев для их устранения.

К сожалению, слишком часто рабочие места для инвалидов создаются только на бумаге. Небольшой компании проще списать деньги на одну-две квоты в неизбежные потери и подойти к вопросу формально, чем действительно искать инвалида на место.

Заметную пользу от квотирования получат инвалиды третьей группы — они редко требуют особых условий, а для компании это станет хорошей возможностью закрыть еще одну квоту. Инвалидам второй и первой группы стоит обратить внимание на крупные государственные заводы и специализированные предприятия.

Источник: https://invalid.expert/rabochie-mesta/

Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квотирование рабочих мест

Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

Наша справка

Правовой статус инвалида подтверждается документально.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Инвалидность физического лица должна быть подтверждена справкой медико- социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности (форма справки утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления») и индивидуальной программой реабилитации инвалида (форма ИПР утв. приказом Минздравсоцразвития России №379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

Квота для приема на работу инвалида — минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

Субъекты РФ принимают свои нормативные акты по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов, которые организуются работодателями за счет собственных средств, и, как правило, квота для инвалидов составляет от 2 до 4%.

ПРИМЕР

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб., если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

ВАЖНО!

Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 233/10/1-570)

Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1). Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

Трудоустройство инвалидов

Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

НЕЛЬЗЯ!

Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Невыполнение квоты — это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

Резюме

В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

Как видим, некоторые работодатели в силу специфики их производственной деятельности не могут выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и, соответственно, ожидать прихода инвалида для трудоустройства. Но в большинстве случаев работодатели должны квотировать рабочие места, создавать специальные условия для труда инвалидов и принимать на работу таких работников по направлению органов службы занятости.

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.08.2012, Год: 2012, Номер: №9
Зайцева Ольга Борисовна

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-sozdat-rabochee-mesto-dlya-invalida

Корень зла данной проблемы, заключается в ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку именно тут содержится «индульгенция» на рабочие места надомников, и дистанционных работников СОУТ в отношении которых не проводится. На день написания статьи нет необходимости проводить СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (ч. 4 ст 3) дополнительно в письме Минтруда РФ 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593 упоминается, что СОУТ не проводится на рабочих местах сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу. Следовательно на всех оставшихся рабочих местах необходимо СОУТ провести, это следует из прямого прочтения ст. 3. Теперь изложим в хронологическом порядке имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по вопросу «Можно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?» и самое главное «Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?»
Действие первое — Роструд открестился от проблемы.

11.11.2014
Портал Роструда Онлайн инспекция РФ
Специальная оценка условий труда в отношении вакантных рабочих мест
Возможно ли провести специальную оценку условий труда в отношении вакантных рабочих мест? Для проведения СОУТ необходимо сообщить СНИЛС работников, которые трудятся на каждом рабочем месте. Если же место вакантно, что и СНИЛС представить нельзя. На этом основании предприятию отказывают провести СОУТ в отношении вакантных рабочих мест. А прием работника на рабочее место, в отношении которого СОУТ не проведена, нарушает законодательства. Как быть в данной ситуации?
Ответ
Данный вопрос не относится к компетенции Роструда.
Рекомендуем Вам обратиться в Минтруд России.

Развернуть

Правовое обоснование

В соответствии с п.5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Действие второе — Минтруд выразил свою позицию.

14.03.2016 года

Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041 выдержка «В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

С учетом изложенного, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.»

Действие третье — Роструд поддерживает позицию Минтруда.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах
У работодателя имеется несколько вакантных рабочих мест, на которые несколько лет не принимаются работники. Допустимо ли проводить СОУТ только в отношении рабочих мест, фактически занятых работниками? Можно ли провести СОУТ в несколько этапов: сначала на рабочих местах, занятых работниками, затем — на вакантных?
Ответ:
Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть Правовое обоснование:
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Действие четвёртое — Роструд изменил свою позицию по данному вопросу.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах
Добрый день! Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах. И как быть с рабочими местами на которых вчера был работник, а сегодня он уволился…или наоборот??? Может быть есть какие-то официальные разъяснения по этому вопросу?
Ответ:
1.Да, нужно. Специальная оценка условий труда (СОУТ) не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Во всех остальных случаях СОУТ проводится.
2. Новый работник при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда должен расписаться в соответствующей графе (графа идет после строки 50 карты СОУТ) карты СОУТ после последнего указанного в ней работника, либо первым, если рабочее место было вакантным.

Развернуть Правовое обоснование:
Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
В соответствии с пп. 12 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н в карте специальной оценки условий труда указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.

Действие пятое — Роструд передумал (а может быть путаница с датами на портале)

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест
На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает.
Ответ:
Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть Правовое обоснование:
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Действие шестое — Роструд — Специальной оценке условий труда на вакантных рабочих местах быть!

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вновь созданном рабочем месте
Можно ли проводить специальную оценку условий труда на вновь созданном рабочем месте, если оно вакантно?
Ответ:
Да, можно. Каких-либо ограничений относительно проведения специальной оценки условий труда на вакантных рабочих местах нормами действующего законодательства не установлено.

Развернуть

Правовое обоснование:
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Эпилог

Не исключено что данный сюжет с названием «СОУТ на вакантном рабочем месте» будет иметь и седьмое, восьмое и прочее действия, нам же необходимо принять решение и ответить на два вопроса:

Можно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?

Полагаем, что да можно (а кто нам это запретит) главные грабли — это организация которая у нас будет проводить СОУТ (проблема решается разъяснением Роструда 03.04.2018). Какова вероятность, что ГИТ привлечёт к административной ответственности — практически нулевая (закон не содержит в себе запрета на проведение СОУТ на вакантных рабочих местах, а оценка качества проведения СОУТ не является предметом полномочий ГИТ)

Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?

Ответ очевиден — да это необходимо делать, и вопрос тут даже не в том, что вроде как Минтруд по сей день против, вопрос в том а, что нам будет если не проведём, а будет штраф довольно таки солидный (о штрафах мы расскажем в отдельной статье), будет и второй штраф когда мы примем работника на рабочее место на котором не была проведена СОУТ и соответственно нам нечего будет вписать в трудовой договор в позицию условия труда.

И самое главное, принимая работника на вакантное рабочее место, на котором уже проведена СОУТ, мы избавляемся от проблемы «Я вообще с СОУТ не согласен, меня обманывают, все в сговоре ГИТ разберитесь»

Как и ожидалось «раскачивания лодки» вопроса «СОУТ на вакантном рабочем месте» продолжается:

23.08.2018 — СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

Нужно ли проводить СОУТ на вакантные должности?
Ответ

Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.

Развернуть Правовое обоснование Согласно п. 15 «Методики проведения специальной оценки условий труда» (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

10.10.2018 — Соут на аналогичном «вакантном рабочем» (специально ли автор вопроса сформулировал его таким образом мы не знаем) — ответ шедеврален, впрочем убедитесь сами

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на аналогичном рабочем месте
Добрый день. В организации проведена СОУТ на основном р.м. По штатному расписанию имеется одно аналогичное р.м., но оно вакантно, т.е. СОУТ на нем проведена быть не может. После окончания СОУТ на аналогичное место принимается работник. Т.е., нового рабочего места не организуется, ни к одному пункту ч.1 ст. 17 ситуация не относится. Правило о СОУТ на 20% аналогичных мест не применимо, т.к. проводится в ходе плановой СОУТ. Нужно ли проводить внеплановую СОУТ на таком аналогичном месте? Каково основание?
Ответ:
При этом прием работника на вакантное место должен рассматриваться как ввод в эксплуатацию вновь организованного рабочего места. СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.
При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа «старых» и новых мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.

Развернуть Правовое обоснование: Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 случаев. В соответствии с частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Частями 1, 2 и 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

По данному вопросу от себя добавим, что сам вопрос содержит в себе противоречие в части СОУТ аналогичных рабочих мест которые на момент проведения СОУТ были вакантны.

Что по поводу аналогичных рабочих мест и проведения на них СОУТ гласит закон:

статья 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ

ч. 5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

ч. 6. Для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

статья 16 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ

ч. 1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
ч. 2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
ч. 3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
ч. 5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Как видно из ч.1 ст.16 Закона результаты СОУТ применяются ко всем аналогичным местам. Обращаем Ваше внимание — не важно были ли рабочие места на оставшихся 80% вакантными или нет, поскольку ни какие замеры на эти местах и опросы работников при проведении СОУТ на этих рабочих местах (80% оставшихся аналогичных рабочих мест» не проводились, что очередной раз подтверждает сделанный нами вывод о необходимости проведения соут на Вакантных рабочих местах.

Два следующих вопроса по нашему мнению являются попыткой игры на полутонах, что в конечном итоге приведёт к административному наказанию, будьте аккуратнее — разъяснения на портале онлайн инспекции не являются нормативными актами.

24.10.2018 — СОУТ при совмещении слесарь-сварщик.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

совмещение
слесарь-сантехник работает по трудовому договору, дополнительно совмещает электросварщика ручной сварки. Необходимо ли проводить СОУТ по совмещаемой должности? У Электросварщика вредная ли работа или она определяется только после СОУТ?
Ответ:
Да, необходимо. Наличие вредных условий труда определяется по результатам специальной оценки условий труда.

Развернуть

Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (ст. 282 ТК РФ).

26.10.2018 — СОУТ совмещение и вакантная должность.

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

Проводится ли СОУТ в отношении вакантной должности? Является ли должность по которой человек работает на условиях совмещения вакантной?
Ответ:
1. В процессе специальной оценки условий труда (СОУТ) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов. На основании вышеизложенного СОУТ на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.
Таким образом, возможность проведения внеплановой СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.
2. Должность, работу по которой работник выполняет в качестве совмещения, является вакантной.

Развернуть

Правовое обоснование:
В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.
Согласно ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Мы продолжаем следить за развитием темы, при получении новой информации статья будет обновляться, наше мнение выраженное в эпилоге статьи не изменилось.

Количество просмотров: 1 385

Источник: http://tkrfexpert.ru/2018/11/23/sout_na_vakantnih_mestah/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *