Десятичная дробь отличается от обыкновенной дроби тем, что знаменатель у нее — это разрядная единица.
Например:
Десятичные дроби выделены из обыкновенных дробей в отдельный вид, что привело к собственным правилам сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления этих дробей. В принципе, с десятичными дробями можно работать и по правилам обыкновенных дробей. Собственные правила преобразования десятичных дробей упрощают вычисления, а правила преобразования обыкновенных дробей в десятичные, и наоборот, служат связкой между этими видами дроби.
Запись и чтение десятичных дробей позволяет их записывать, сравнивать и производить действия над ними по правилам, очень похожим на правила действий с натуральными числами.
Впервые система десятичных дробей и действий над ними была изложена в XV в. самаркандским математиком и астрономом Джемшид ибн-Масудаль-Каши в книге «Ключ к искусству счета».
Целая часть десятичной дроби отделена от дробной части запятой, в некоторых странах (США) ставят точку. Если в десятичной дроби нет целой части, то перед запятой ставят число 0.
К дробной части десятичной дроби справа можно дописывать любое количество нулей, это величину дроби не изменяет. Дробная часть десятичной дроби читается по последнему значащему разряду.
Например:
0,3 — три десятых
0,75 — семьдесят пять сотых
0,000005 — пять миллионных.
Чтение целой части десятичной дроби такое же, как и натуральных чисел.
Например:
27,5 — двадцать семь…;
1,57 — одна…
После целой части десятичной дроби произносится слово «целых».
Например:
10.7 — десять целых семь десятых
0,67 — ноль целых шестьдесят семь сотых.
Десятичные знаки — это цифры дробной части. Дробная часть читается не по разрядам (в отличие от натуральных чисел), а целиком, поэтому дробная часть десятичной дроби определяется последним справа значащим разрядом. Разрядная система дробной части десятичной дроби несколько иная, чем у натуральных чисел.
- 1-й разряд после занятой — разряд десятых
- 2-й разряд после запятой — разряд сотых
- 3-й разряд после запятой — разряд тысячных
- 4-й разряд после запятой — разряд десятитысячных
- 5-й разряд после запятой — разряд стотысячных
- 6-й разряд после запятой — разряд миллионных
- 7-й разряд после запятой — разряд десятимиллионных
- 8-й разряд после запятой — разряд стомиллионных
В вычислениях чаще всего используются первые три разряда. Большая разрядность дробной части десятичных дробей используется только в специфических отраслях знаний, где вычисляются бесконечно малые величины.
Перевод десятичной дроби в смешанную дробь состоит н следующем: число, стоящее до запятой записать целой частью смешанной дроби; число, стоящее после запятой — числителем ее дробной части, а в знаменателе дробной части записать единицу со столькими нулями, сколько цифр стоит после запятой.
Например:
Перевод обыкновенной дроби в десятичную дробь — это вычисление частного отделения числителя дроби на знаменатель по правилам действий с десятичными дробями:
Но не все обыкновенные дроби можно перевести в десятичную дробь. Например: — нет такого множителя, который с множителем 3 даст в произведении разрядную единицу.
Всего найдено: 23
Вопрос № 296479 | ||
Нужен ли союз «и» при написании десятичных знаков после запятой в дробном числительном? Пример: 10,5 (десять целых и пять десятых) кв. м ? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Союз не нужен: десять целых пять десятых.
Вопрос № 292725 | ||
Ответ справочной службы русского языка
На согласование счетного оборота со значением определенного количества со сказуемым влияет множество различных факторов. В приведенных контекстах возможно согласование и в ед., и во мн. числе. Ср. примеры из справочников: В университете учится 28 тысяч студентов и Сто наших студентов отправятся в этом году на стажировку за рубеж. Особенности согласования с подлежащим – дробным числительными в справочниках не описаны, поэтому можно руководствоваться такими общими рекомендациями. Форма ед. числа подчеркивает общее количество лиц, совокупность предметов, указывает, что они испытывают какое-то воздействие, состояние; ед. число сказуемого акцентирует внимание на количестве предметов или лиц, о которых идет речь. При форме мн. числа выделяются считаемые лица и предметы как производители действия, подчеркивается отдельность предметов или лиц, указанных в подлежащем, раздельность совершения ими действия.
В предложении В 2016 г. при вузах функционировало 2 354 малых предприятия, соданнЫХ/ЫЕ в форме хозяйственных обществ и партнерств возможны обе формы причастия. В справочниках указано, что определение (обычно обособленное), стоящее после счетного оборота с числительным 2, 3, 4 или оканчивающимся на 2, 3, 4, чаще ставится в форме им. падежа мн. числа, однако форма род. падежа не запрещается.
Вопрос № 291932 | ||
Какой падеж выбирать при написании единиц измерения после числительных в договорах, если присутствуют дроби? Например: «Компания обязуется продать 20100,52 (Двадцать тысяч сто) 52/100 баррел(я/ей) нефти? С одной стороны, читается как «двадцать тысяч сто баррелей», с другой — «двадцать тысяч сто целых и пятьдесят две сотых барреля». Какой вариант правильнее?
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку здесь используется дробное числительное, существительное ставится в форме единственного числа родительного падежа: барреля.
Вопрос № 287513 | ||
Как правильно сказать: «первые заработанные восемь и семь БАЛЛОВ» или «первые заработанные восемь и семь БАЛЛА»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Имеется в виду семь баллов или семь десятых балла? Если второй вариант, тогда верно: первые заработанные восемь целых и семь десятых балла.
Вопрос № 285308 | ||
Уважаемая «Грамота», объясни, почему из двух вариантов «двести девять с половиной тысяч» и «двести девять с половиной тысячи» правильный первый вариант (это вопрос № 285264), а из вариантов «пять с половиной метров» и «пять с половиной метра» корректно 5,5 метра ( вопрос № 285260). Объясните пожалуйста!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: двести девять с половиной тысяч, пять с половиной метров. Но если мы используем для записи числовую форму, где есть целое число и дробь, правильно: 209,5 тысячи, 5,5 метра. Существительным управляет дробь: двести девять целых и пять десятых тысячи, пять целых и пять десятых метра.
Вопрос № 285002 | ||
Как следует читать число в следующем предложении: «Около 4,4 млрд лет назад Земля была полностью покрыта тёплыми океанскими водами»?
Ответ справочной службы русского языка
Число читается так: четырех целых и четырех десятых миллиарда.
Вопрос № 279612 | ||
Как правильно — «три целЫХ две десятЫХ» или «три целЫЕ две десятЫЕ»?
Согласно почти всем источникам, правильно -ЫХ. Мне кажется правильно -ЫЕ, как с прилагательными: две маленькИЕ девочки. Согласно Викисловарю, слова «десятая» и «сотая» являются существительными. Тогда правильным вариантом был бы «три целОЙ две десятОЙ», но этого я вообще никогда не слышал. Или же слова «целая», «десятая» и «сотая» являются ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ и подлежат своим правилам? Помогите определить часть речи и правильный вариант, и, самое главное, ПОЧЕМУ так или сяк правильно.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 274366 | ||
Как будет правильно написать: «Одна целая три тысячных грамма» или «Одна целых и три тысячных грамм». Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: одна целая три тысячных грамма.
Вопрос № 266266 | ||
Илья получал как учитель 3,7 тысячи рублей (три целых и семьсот десятых тысячи рублей или три и семьсот тысячи рублей)
как правильно читать?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Лучше всего написать и прочитать так: три тысячи семьсот рублей.
Вопрос № 262214 | ||
Здравствуйте! Затрудняюсь с произнесением вслух цифр (словосочетаний): 233 627,4 тыс. рублей, 33,9%. Подскажите, пожалуйста, как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Произносится так: двести тридцать три тысячи шестьсот двадцать семь целых и четыре десятых тысячи рублей, тридцать три целых и девять десятых процента.
Вопрос № 252566 | ||
Как правильно «от двух целых пятидесятых до трех целых» или «от двух целых пяти десятых до трех целых»?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: от двух целых и пяти десятых до трех.
Вопрос № 252037 | ||
Подскажите пож-та как правильно написать
«ДВА целых и пять десятых процента годовых» или «ДВЕ целых и пять десятых процента годовых» ?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: две целых (части).
Вопрос № 251723 | ||
Добрый день!
Меня интересует правильность склонения существительного при использовании оного вместе с дробным числом.
— 102.6 грамма или 102.6 граммов?
И соответственно хотелось бы узнать правильную форму произношения:
— «Сто два целых и шесть десятых грамма» или «Сто два и шесть десятых граммов»
P.S. Сам склоняюсь к первому варианту как в первом, так и во втором случае, но хотелось бы прочитать комментарий специалиста.
Ответ справочной службы русского языка
Существительным грамм управляет дробная часть числительного. Правильно: шесть десятых грамма.
Вопрос № 251219 | ||
Добрый день!
Пожалуйста, скажите, как склоняется фамилия Юргала.
А еще как правильно: » 31,8 (тридцать одна целых и восемь десятых) кв.м.» или «31,8 (тридцать одна целая и восемь десятых» ?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Эта фамилия склоняется по первому школьному склонению (как слово мама).
Правильно: тридцать одна целая и восемь десятых.
Вопрос № 235934 | ||
Скажите, пожалуйста, как правильно прочитать вслух такую запись: 2,4 литра молока. Приходят на ум 2 варианта: 1) два и четыре десятых литра, 2) две целых и четыре десятых литра. Однако оба кажутся какими-то неестественными. Н.А.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _две целых и четыре десятых литра_. Страницы: 2 последняя
— У тебя три действия получилось, как и у многих, — говорит учитель, а можно ведь и одним обойтись: ноль целых три десятых минус ноль целых двенадцать сотых равно ноль целых восемнадцать сотых, ведь с десятичными дробями работать точно так же, как и с целыми числами! Ещё пример, — он говорит и сразу на доске пишет, — пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых.
— А как пять седьмых в десятичную дробь перевести?
— А это и не требуется:
— Ну тогда надо одну целую двадцать шесть сотых в обыкновенную дробь превратить, я так и сделал, — говорит Вова Васильев.
— Ну покажи, как ты сделал?
Ученик к доске вышел, пишет: пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых равно пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых (обыкновенная дробь) равно пять седьмых умножить на сто двадцать шесть сотых равно (после сокращения) восемнадцать двадцатых равно девять десятых.
— Так, сколько действий получилось?.. Четыре. А вот как у меня, — пишет и говорит, — одну целую двадцать шесть сотых можно прямо в десятичном виде на семь поделить. Ноль целых восемнадцать сотых будет, это одно действие, и на пять умножить ноль целых девять десятых — второе. Вот и всё!
— Вот это круто!
— Прикольно!
В классе шум, но рабочий, все горячо обсуждают решение. Григорий Борисович дал пару минут выговориться, посмотрел на часы украдкой, 14 часов 16 минут, и продолжает:
— Всё, успокойтесь, я вам дам похожие примеры самостоятельно решить. Поехали дальше. Надо было упростить выражение: пять шестых эм минус одна третья эм минус ноль целых пять десятых плюс ноль целых четыре десятых. Тоже не все справились.
Вот ты, Юра, как считаешь, что нужно делать?
— Так это просто, Григорий Борисович, применяем распределительный и сочетательный законы, группируем пять шестых эм и минус одна третья эм, выносим эм за скобки, в скобках остается три шестых или одна вторая, а то, что без эм, группируем тоже, получается минус ноль целых одна десятая и ответ, одна вторая эм минус ноль целых одна десятая.
— В принципе верно, но если ты всё так хорошо знаешь, то почему ты на контрольной этот пример не сделал? А во вторых, надо чтобы в ответе остались либо одни обыкновенные дроби, либо одни десятичные. Дальше пошли, дано выражение, — пишет на доске, — скобка открывается три целых одна восьмая икс плюс две целых одна четвёртая скобка закрывается плюс одна целая одна вторая икс. Найти значение выражения при икс равно двум седьмым. Тут надо было догадаться, что перед тем, как подставлять значение икс, упростить выражение надо, чтобы один раз только значение икса подставлять. Ну-ка сделайте все сами в тетрадях!
Класс за работу, а учитель на часы посмотрел:
14 часов 25 минут Подождал немного, прошёл проверил, убедился, что все справились. Шестой класс ещё ничего, у них пока желание учиться не пропало:
— Давайте теперь немного устно посчитаем, — говорит учитель, — сколько будет шестьдесят процентов от трёхсот?
— Сто восемьдесят, — отвечают почти хором.
— Пятьдесят процентов от пятнадцати?
— Семь целых пять десятых!
Сколько времени?
14 часов 30 минут.
Забыл совсем, дети полчаса уже сидят без движения. Уже минут десять как следовало физкультминутку провести, она и в плане урока есть, урок ведь и оздоровительные (как теперь говорят, валеологические) цели имеет.
— Ребята, встали! — командует учитель, — Физкультминутка.
— Ура! — все поднялись быстро.
Этот момент отработан. Учитель почти без слов только показывает упражнения, а ученики повторяют.
— Правая рука вверх, левая вниз. Начали, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре:, — на три левую вверх, правую вниз:
— Следующее упражнение: ноги на ширине плеч, руки подняли, раз-два:
Ну ладно, можно урок продолжать, уже 14 часов 35 минут.
Дал на закрепление по одному примеру, пока решали, журнал заполнил, домашнее задание на доске записал, хотел оценки за контрольную в журнал переставить, да не успел, тут и звонок прозвенел. Времени уже 14.