Путевые листы грузового автомобиля

Содержание

Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа

Путевой лист является одним из важнейших учетных документов, который имеет хождение на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк путевого листа .xlsСкачать образец путевого листа .xls

Роль документа

Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:

  • его техническое состояние;
  • пройденный километраж;
  • часы работы водителя;
  • совершенные переезды в течение смены;
  • расход горюче-смазочных материалов и пр.

На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.

Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.

Что должен иметь при себе водитель

Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:

  • водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
  • бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
  • сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
  • если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
  • путевой лист.

Кто заполняет бланк

Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).

ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.

Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.

Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.

В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).

Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.

Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.

В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Образец заполнения путевого листа

Итак, в лист по порядку вписываются:

  • дата его составления;
  • название организации и ее адрес;
  • код по ОКПО;
  • марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
  • государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
  • данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.

Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:

  • кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
  • адрес подачи;
  • время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
  • подписи механика и водителя.

После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.

С правой стороны документа указываются:

  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется

  • адрес, с которого автомобиль выехал,
  • место назначения,
  • время выезда и возвращения,
  • пройденный километраж,
  • подпись водителя.

В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.

Можно ли обойтись без путевого листа

Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае выездной налоговой проверки она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.

Сколько времени хранить документ

Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля

В данной статье подробно рассмотрим как необходимо заполнять Путевой лист легкового автомобиля (форма №3).

!!! ВНИМАНИЕ !!! В случае неправильного заполнения путевых листов затраты организации на приобретение ГСМ могут быть не признаны при проведении налоговой проверки.

  • Вступление (это лучше знать)
  • Заполнение лицевой стороны
  • Заполнение оборотной стороны

Вступление
До сих пор документом, которым следовало руководствоваться при оформлении путевых листов, служило Постановление Госкомстата России №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее Постановление Госкомстата от 28.11.78 №78). Правда, распространяется это постановление только на юридические лица.

Всего, для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией строительных машин или автомобильного транспорта утверждено восемь унифицированных форм путевых листов.
По учету работы строительных машин и механизмов:
— путевой лист строительной машины (форма №ЭСМ-2).

По учету работ в автомобильном транспорте:
— путевой лист легкового автомобиля (форма №3);
— путевой лист специального автомобиля (форма №3спец);
— путевой лист легкового такси (форма №4);
— путевой лист грузового автомобиля (форма №4-С);
— путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-П);
— путевой лист автобуса (форма №6);
— путевой лист автобуса необщего пользования (форма №6 спец).

Поэтому позднее был выпущен Приказ Минтранса России №68, действовавший в отношении индивидуальных предпринимателей. Формы путевых листов, приведенные в нем, отличались от установленных Госкомстатом для юридических лиц.

Для индивидуальных предпринимателей были утверждены следующие формы путевых листов:
— путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
— путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
— путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Однако этот документ утратил силу согласно п.2 Приказа Минтранса России №152.
Приказ Минтранса России №152 устанавливает только обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, но приведенные в нем правила распространяются как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей.
Теперь в самостоятельно разработанной форме должны присутствовать следующие реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России №152:
— наименование и номер;
— срок действия путевого листа;
— сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
— сведения о транспортном средстве;
— сведения о водителе.

Кроме того, в путевом листе должны фиксироваться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указания таких подробностей не требовали ни унифицированные формы, приведенные в Постановлении Госкомстата России №78, ни Приказ Минтранса России №68. Юридическим лицам необходимо рядом с подписью медицинского работника указать время проведения осмотра. Кстати, эта подпись обязательно должна расшифровываться.

Заполнение лицевой стороны
Для наглядности, заполнять путевой лист будем следующими данными:

Данные для заполнения
Организация: ООО «Автолидер»
Автомобиль: ГАЗ 3110
Гос. номер: у082ее01
Водитель: Иванов Александр Романович
Механик: Васильев Сергей Николаевич
Диспетчер: Солдатов Андрей Васильевич
Остаток топлива перед выездом: 10 л.
Пробег за время действия путевого листа: 163 км.
Заправка топлива за время действия путевого листа: 40 л.

Поля лицевой стороны:
Номер документа – это один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Нумерация документов разрабатывается организацией (например: 0000026, или ПЛ00037)и не должна повторяться.
Серия – указывается в том случае, если бланки путевых листов отпечатаны типографским способом.
Дата – это тоже один из обязательных реквизитов, который необходимо заполнить. Допускается выдача любого путевого листа на день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист выписывается на несколько дней, тогда необходимо вписать период (например: 17-24.10.2011).
Организация – заполняется наименование, адрес, телефоны организации в чьем распоряжении находится автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»).
Код ОКПО – заполняется код (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) присвоенный организации .
Марка автомобиля – заполняется марка автомобиля (в нашем примере ГАЗ 3110). Если автомобиль находится в аренде, тогда желательно указать договор аренды (номер, дата и собственника автомобиля), (например: по договору аренды № 256-А от 15.03.2009г с ООО «Автолидер»).
Государственный номерной знак – гос. номер автомобиля (в нашем примере у082ее01).
Гаражный номер – заполняется в том случае если в организации на балансе несколько машин. При этом вместо гаражного номера можно записать инвентарный номер автомобиля как основного средства.
Водитель – ФИО водителя (в нашем примере Иванов А. Р.).
Табельный номер – табельный номер сотрудника, присвоенный ему в организации.
Удостоверение № — номер водительского удостоверения водителя.
Класс – класс водителя.
Лицензионная карточка, вид, серия – в настоящее время лицензии выдаются только на коммерческие перевозки пассажиров более 8 человек. Поэтому в Путевом листе легкового автомобиля (форма №3) эти поля не заполняются.
В распоряжение – в чье распоряжение представляется автомобиль (в нашем примере ООО «Автолидер»). Если машина передана в аренду или для оказания услуг стороннему лицу (юридическому или физическому), то указывается наименование (фамилия) данного лица. Если путевой лист выписывается на срок более одного дня, то, скорее всего, указать конкретного пользователя будет невозможно, поскольку таких лиц может быть много. В этом случае по данной строке целесообразно указывать название самой организации (в нашем примере ООО «Автолидер»), а расшифровку фамилии конкретного пользователя приводить на оборотной стороне листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем».
Адрес подачи – адрес, куда должен прибыть автомобиль для дальнейшей работы.
Время выезда из гаража – заполняется время выезда из гаража. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера выдающего задание водителю (в нашем примере Солдатов А. В.).
Механик – подпись и ФИО механика выпускающего автомобиль на линию(в нашем примере Васильев С. Н.). Перед выходом на линию автомобиль должен пройти проверку основных агрегатов на работоспособность. Данную проверку должен проводить механик. Если все агрегаты работают нормально, он подписывает путевой лист.
В свою очередь водитель расписывается в том, что принял автомобиль в исправном состоянии.
Время возвращения в гараж — заполняется время возвращения в гараж. Если путевой лист выдается на несколько дней, тогда желательно кроме времени выезда указывать еще и дату.
Диспетчер-нарядчик – подпись и ФИО диспетчера подтверждающего своей подписью время прибытия в гараж. Так же диспетчер делает необходимые отметки (опоздания, ожидания, простои в пути, заезды в гараж и прочее), (в нашем примере Солдатов А. В.).
Автомобиль сдал водитель – подпись и ФИО водителя в том, что он автомобиль сдал.

В правой нижней части лицевой стороны путевого листа приводится информация по движению горючего:

Марка горючего – заполняется марка топлива которым заправляется автомобиль.
Выдано по заправочному листу – должно указываться количество горючего, выданного в самой организации (если у нее есть запасы топлива или своя заправочная станция). Но на практике, как правило, заносят данные о заправке на сторонних АЗС.
Остаток горючего при выезде – количество горючего находящееся в баке автомобиля перед выходом на линию.
Остаток горючего при возвращении – количество горючего находящееся в баке автомобиля после возвращения в гараж.
Расход по норме – количество топлива расходуемое данным транспортным средством на основании Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 г. №АМ-23-р) (далее – Методические рекомендации). Если в представленном в Методических рекомендациях перечне автомобиль вашей организации отсутствует, то норматив можно определить по технически близкому транспортному средству (примерные габариты, одинаковый объем двигателя, похожие технические характеристики и т.п.).
Расход по норме рассчитывается по следующей формуле:
Расход по норме = Пробег х Норма расхода топлива / 100.
Расход по факту – количество топлива потраченного за время работы по путевому листу и рассчитывается следующим образом:
Расход по факту = количество горючего перед выездом + количество заправленного горючего — количество горючего при возвращении.
Показание спидометра при возвращении в гараж – показание спидометра при возвращении.
Механик фиксирует и подтверждает подписью время возвращения, показания спидометра и движение горючего.
Экономия — Если расход топлива по факту меньше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Перерасход — Если расход топлива по факту больше, чем расход топлива по норме, тогда заполняем это поле.
Мед. сестра – подпись и ФИО медицинского работника допускающего водителя в рейс.
Под подписью медицинского работника ставится печать организации.

Заполнение оборотной стороны
Следует отметить, что как в унифицированной форме, так и в самостоятельно разработанной форме путевого листа информация о конкретном месте следования автомобиля является обязательной. В противном случае, путевой лист, не содержащий информацию о месте следования автомобиля, не является подтверждением произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение ГСМ.
Поля оборотной стороны:
Номер по порядку – Все поездки автомашины должны записываться под отдельным номером.
Код заказчика – Если автомобиль оказывает коммерческие услуги, то в целях идентификации клиентов в этом графе отражается их код.
Однако, если путевой лист выписан на несколько рабочих дней, в данной графе целесообразно заносить даты поездок.
Место отправления – Адрес места откуда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию из которой данная машина отправлялась.
Место назначения – Адрес места куда машина отправилась. Желательно для большей обоснованности поездки указывать еще и организацию в которую данная машина отправлялась.
Время выезда — Время выезда из места отправления. Если путевой лист выписывается на один день, тогда можно указывать только время выезда из гаража (стоянки). Если же он выписан более чем на одни сутки, тогда желательно указывать время каждой поездки.
Время возвращения — Время приезда к месту назначения. Если путевой лист выписывается на один день, то можно указывать только время возвращения в гараж (на стоянку). Если же он выписан более чем на одни сутки, то желательно указывать время каждой поездки.
Пройдено — Вводятся данные о пройденном расстоянии (причем, целесообразно указывать по каждой поездке).
Подпись лица пользовавшегося автомобилем — В этой графе расписывается лицо, пользовавшееся автомобилем.

Образцы и бланки документов

В списке подобраны бланки путевых листов как для юридических лиц так и для индивидуальных предпринимателей. Все бланки приняты нормативными документами Госкомстата и Минтранса.

Помимо общего описания и порядка заполнения представлены образцы в форматах Word и Excel, доступные для свободного скачивания. Бланки сгруппированы по видам автотранспорта и по характеру учета.

Путевые листы

Путевые листы легковых автомобилей

Используются для отражение данных о пробеге легковых автомобилей, показаниях остатков и расхода топлива на маршруте следования. Организации используют форму № 3, для индивидуальных предпринимателей была разработана форма ПЛ-1, но в последствии была упразднена. Форма 16 используется подразделениями министерства обороны.

  • Путевой лист легкового автомобиля. Форма 3
  • Путевой лист легкового автомобиля ИП. Форма ПЛ-1
  • Путевой лист легкового автомобиля. Форма 16

Путевые листы грузовых автомобилей

Дополнительно отражаются данные о перевезенном грузе, времени работы и заказчиках. Форма 4-П имеет повременной характер учета, а форма 4-С — сдельный.

  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-П
  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-С
  • Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (ИП). Форма ПГ-1
  • Путевой лист грузового автомобиля. Форма 4-М

Путевые листы пассажирского автотранспорта

  • Путевой лист автобуса необщего пользования. Форма 6 спец.
  • Путевой лист автобуса. Форма 6
  • Путевой лист автобуса ИП. Форма ПА-1
  • Путевой лист легкового такси. Форма 4

Путевые листы специальных автомобилей

  • Путевой лист специального автомобиля. Форма 3 спец.
  • Путевой лист трактора. Форма 412-АПК

Путевые листы строительной техники

Применяются для учета работы строительных машин и механизмов.

  • ЭСМ-1. Рапорт о работе башенного крана
  • ЭСМ-2. Путевой лист строительной машины
  • ЭСМ-3. Рапорт о работе строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-4. Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-5. Карта учета работы строительной машины (механизма)
  • ЭСМ-6. Журнал учета работы строительных машин (механизмов)
  • ЭСМ-7. Справка для расчетов за выполненные работы (услуги)
  • Путевой лист автокрана

Прочее

  • Журнал регистрации путевых листов индивидуального предпринимателя (ИП)
  • Журнал учета движения путевых листов. Форма 8
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма 1-Т

Документы по учету топлива

Документы необходимые для отражения горюче-смазочных материалов в учете.

  • Акт контрольного замера нормы расхода топлива
  • Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей
  • Акт списания ГСМ
  • Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов
  • Журнал учета ГСМ
  • Карточка учета расхода ГСМ автомобилем
  • Отчет о движении горюче-смазочных материалов
  • Приказ на списание топлива
  • Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ
  • Талон на бензин

Учет автотранспорта

Договоры

  • Договор аренды автомобиля
  • Договор аренды автомобиля между юридическими лицами
  • Договор аренды автомобиля с физическим лицом
  • Договор аренды грузового транспортного средства
  • Договор безвозмездного пользования автомобилем
  • Договор купли-продажи автомобиля
  • Договор на ремонт автомобиля
  • Договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров

Учет

  • Журнал выпуска транспортных средств на линию
  • Приказ о назначении диспетчера по выпуску автотранспорта
  • Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию автотранспорта

Регистрация

  • Заявление в гибдд для регистрации автомобиля
  • Заявление о снятии с учета автомобиля
  • Заявление на утилизацию автомобиля в ГИБДД
  • Заявление о снятии ареста с автомобиля
  • Акт приема-передачи автомобиля
  • Бортовой журнал автомобиля
  • Доверенность на управление автомобилем

Учет работы водителей

Должностные инструкции

  • Должностная инструкция водителя
  • Должностная инструкция водителя автобуса
  • Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
  • Должностная инструкция водителя погрузчика
  • Должностная инструкция водителя-экспедитора

Приказы

  • Приказ о закреплении автомобиля за водителем
  • Акт закрепления транспортного средства за водителем
  • Акт приема-передачи транспортного средства водителю
  • Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей
  • Договор о материальной ответственности водителя
  • Договор подряда с водителем
  • Трудовой договор с водителем

Журналы и инструкции

  • Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
  • Журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения
  • Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
  • Журнал учета нарушений правил дорожного движения водителями
  • Благодарственное письмо водителю
  • Бланк подтверждения деятельности водителя
  • Карта водителя для тахографа
  • Характеристика на водителя автомобиля

Механизм использования документов приведен в описаниях к бланком и в отдельных обзорах.

Путевой лист (образец, бланк)

19 июн 2018

Оформление путевого листа при грузоперевозках является обязательной процедурой для любых организаций, оказывающих услуги в сфере транспортировки товаров. Каждый водитель должен иметь при себе этот документ, что регламентировано законодательством Российской Федерации. Кроме того, именно путевые листы используются в бухгалтерии в качестве первичного документа. Благодаря информации, указанной в этих документах, бухгалтеры:

  • рассчитывают объем заработной платы;
  • списывают расходы;
  • рассчитывают размер компенсации водителям.

Путевые листы для грузового авто

В документообороте допускается использование формы 4-П, которая, как правило, используется на условии повременной оплаты работы водителей. В ней указывается информация о заказчиках грузоперевозки, а также времени прибытия по месте назначения и отбытия. На оборотной стороне документа указываются номера товарно-транспортной накладной. Обычно грузоперевозчики прибегают к этой форме в том случае, если водитель за 1 смену выполняет работу для 1 или 2 заказчиков.

Образец формы 4-П:

Бланк, пустой шаблон, 2018

При транспортировке грузов на условиях сдельной оплаты заполняется форма 4-С. В ней подробно расписывается маршрут следования транспортного средства, а также количество совершенных поездок. На оборотной стороне бланка указывается остальная необходимая информация: номер ТТН, количество времени в простое, время выполнения поставленной задачи.

Образец формы 4-С:

Бланк, пустой шаблон, 2018

Необходимо подчеркнуть, что обе формы путевого листа не являются обязательными. Разрешена самостоятельная разработка форм бланков транспортными компаниями, но такие формы путевого листа, как 4-С и 4-П весьма удобны в эксплуатации.

В случае использования самостоятельно разработанного бланка путевого листа важно заранее утвердить его в учетной политике организации, соблюдая основные требования Министерства транспорта (приказ №152).

Путевой лист при транспортировке опасных грузов

Если при работе с обычными видами грузов путевой лист не является обязательным, то во время перевозки опасных грузов, наоборот. Транспортные организации, занимающиеся оказанием подобных видов услуг должны выдавать путевой лист ежедневно. Исключение составляют только командировочные поездки. Отсутствие этого документа или некорректное заполнение могут привести к административной ответственности.

Как и при обычной перевозке грузов в путевом листе указывается информация о маршруте следования и другие данные. Дополнительно должна присутствовать:

  • отметка красного цвета в поле сверху с подписью «Опасный груз»;
  • указывается номер опасного для здоровья и окружающей среды вещества;
  • номер записывается в «Особые отметки» и определяется в соответствии со списком ООН.

Образец путевого листа на перевозку опасных грузов:

Типовой бланк, пустой шаблон, 2018

Нужна перевозка? Позвоните 8-800-550-28-65

Звонок по России бесплатный

или оставьте заявку и мы с вами свяжемся.

Путевой лист по договору с физлицом

Вопрос достаточно спорный. Документооборот при аренде автомобиля фактически не урегулирован действующим законодательством. Как указано в Приказе Минтранса России N 152, обязанность выписки путевых листов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. Но здесь ситуация нетипичная, физлицо не является предпринимателем, арендует транспорт у другого физлица, а потому (как гражданин) управляет автомобилями без путевых листов. В данном случае некоторые специалисты рекомендовали бы ООО ограничиваться актом оказания транспортных услуг без выписки путевых листов. Одновременно с этим суды часто не признают необходимости оформления путевых листов в целях подтверждения правомерности включения в состав налоговых расходов в целях произведенных арендатором затрат по аренде автотранспорта хотя и с экипажем (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 N Ф08-4964/2008). Более того, в рассматриваемом случае ООО заключило договор на оказание транспортных услуг, а не арендный договор, что запутывает ситуацию еще больше.

Нужно обратить внимание на такой момент, что если договор оформлен, как договор оказания транспортных услуг, то маршрут движения и объемы работ должны быть известны заранее, и содержаться в выписанной перед выездом товарно-транспортной накладной. Если маршруты и объемы работ заранее неизвестно, то велика вероятность переквалификации договора на аренду (субаренду) с экипажем.

Тем не менее и в этой ситуации не исключено, что налоговики потребуют наличия путевых листов. Например, если у ООО помимо оплаты услуг по транспортировке, возникают иные затраты связанные с эксплуатацией техники, например, компенсация ГСМ физлицу или возмещение страховки, наличие путевых листов было бы крайне желательно. Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В связи этим в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты. Таким образом, дополнительно подтверждается производственный характер произведенных расходов.

Одновременно с этим рассмотрим необходимость наличия путевого листа с другой позиции. Согласно пункта 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть в данном случае, водитель перевозит груз или пассажиров в интересах коммерческой организации, а не ездит сам по себе, на дачу, не везет картошку. Коммерческая направленность перевозки налицо. В связи с этим, с этой точки зрения наличие путевого листа все же необходимо. Вопрос в другом, кто же его должен выписывать? В этой запутанной ситуации, я считаю, что это должно делать ООО, по поручению которого осуществляется перевозка.

В подтверждение своей позиции, об обязательности путевого листа, хотелось бы еще раз обратиться Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В нем в ст.6 есть вот такая фраза:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В данном случае речь идет именно о коммерческих перевозках. Поэтому допускаю, что при отсутствии путевого листа вопросы могут возникнуть не только у ИФНС, но и у ГИБДД, транспортной инспекции. Поэтому я считаю, что путевой нужен и в данной ситуации.

Но, я допускаю, что у других форумчан может быть диаметрально противоположная точка зрения. Возможно, у кого-то есть контраргументы, иной взгляд на этот вопрос, под напором которых я изменю свое мнение. Есть мнения отдельных юристов в сети, которые считают что в такой ситуации он не нужен, но они настроены судиться если что, а в обычной хозпрактике, компании, я думаю, это ни к чему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *