Проживание иностранного гражданина не по месту регистрации

Правила сдачи жилых помещений собственниками

иностранным гражданам или лицам без гражданства

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает — являются стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона).

По прибытию в место временного проживания, то есть в снимаемую квартиру, иностранный гражданин обязан предъявить принимающей стороне (наймодателю) документ, удостоверяющий личность (паспорт) и миграционную карту с отметками органов пограничного контроля.

В случае, если временно пребывающий гражданин ранее уже был поставлен на миграционный учет по предыдущему месту пребывания в России, а потом решил сменить жилье, необходимо попросить у него отрывную часть уведомления о прибытии на территорию РФ.

Ни миграционная карта, ни отрывная часть уведомления о прибытии не должны содержать исправлений, подчисток, помарок. Если таковые имеются, то документ является недействительным.

Собственнику, планирующему сдавать жилье мигрантам, следует также помнить, что, согласно закону, временно пребывающий иностранный гражданин обязан при смене жилья заново вставать на миграционный учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии иностранца в место нового проживания подается в орган миграционного учета принимающей стороной, то есть наймодателем:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания — в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

При этом собственник сдаваемого помещения, может подать заявление лично в территориальное подразделение по вопросам миграции, либо через многофункциональные центры, либо направить уведомление в территориальное подразделение по вопросам миграции почтовым отправлением.

Необходимо изучить паспорт потенциального квартиросъемщика – иностранца, чтобы убедиться, что на фото в документе тот же самый человек, что и будущий наниматель. Стоит обратить внимание на совпадение имен, фамилий и отчеств на всех представленных документах, а также на срок окончания визы, либо иного документа, декларирующего дату пребывание и дату отъезда иностранного гражданина.

Последнее важно для заключения договора найма помещения, так как срок действия договора не может превышать срок действия нахождения иностранного гражданина на территории РФ.

О том, что квартира сдается внаем иностранным гражданам, необходимо поставить в известность участкового уполномоченного полиции. Именно в его обязанность входит контроль и соблюдение общественного порядка на местах, и должен быть в курсе того, кто проживает на подведомственной ему территории.

В А Ж Н О

Лица, сдающие в аренду свою квартиру иностранцам, могут нести гражданско-правовую ответственность в случае, если их наниматели своими действиями испортили имущество соседей.

В отдельных случаях наймодатель может нести и административную ответственность. В частности, штраф от 2000 до 4000 рублей придется заплатить собственнику жилья, не исполнившему свои обязанности по миграционному учету и не подавшему уведомление в территориальные подразделения по вопросам миграции о проживании на его жилплощади мигранта (часть 4 статьи 18.9 КоАП РФ).

Если наймодатель сообщил в миграционную службу о зарегистрированном на его недвижимости иностранном гражданине, но при этом сам иностранец у него фактически не живет, это расценивается как предоставление ложных сведений, что также квалифицируется как административное правонарушение и влечет штраф до 5000 рублей (часть 2 статьи 19.27 КоАП РФ).

То есть, если вы сдаете и обеспечиваете временной регистрацией иностранных граждан, то помните, что вы обязаны подать сведения об их прибытии, в том числе и по причине изменения места их временного проживания. Данная обязанность возложена на собственника или его доверенное лицо, а не на иностранного гражданина. Поэтому сдача квартиры, регистрация, а также контроль за проживанием, равно как и ответственность за соблюдение ими правил проживания (разрешение возможных конфликтов с другими жильцами) — все это дело собственника квартиры или его законного представителя, а не иностранных граждан.

Наказание за проживание мигранта не по месту учета

В России иностранные граждане обязаны не только вставать на миграционный учет, но и проживать по месту регистрации. Если нарушить это правило, наказаны будут оба — и сам иностранный гражданин и тот, кто его зарегистрировал.

Иностранцев, которые зарегистрировались по одному адресу, а проживают по другому, ожидает:

· 2000 — 5000 руб. штрафа;

· + возможное выдворение за пределы РФ.

Какой штраф назначить, а также выдворить вас или нет, будет решать судья.

Какое наказание за повторное проживание не по месту регистрации?

Если в течение года вас уже ловили на проживании не по месту регистрации, наказание будет другим:

· штраф 5000 — 7000 руб.;

· + выдворение.

Обратите внимание: при повторном нарушении выдворение за пределы РФ будет обязательным.

Что такое административное выдворение?

Выдворение — принудительная высылка из страны, которая применяется как дополнительное наказание для иностранцев за административные нарушения. После первого выдворения вы сможете вернуться в Россию через 5 лет. После второго — через 10 лет.

Правила регистрации иностранцев и как их не нарушить

Чтобы вас не привлекли к ответственности за нарушение миграционного учета, соблюдайте два простых правила:

1. Регистрируйтесь по месту проживания или пребывания.

Иностранные граждане имеют право свободно передвигаться по России. Вместе с этим они обязаны сообщать государству адрес, по которому остановились, — т.е. вставать на миграционный учет. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Вы обязаны проживать по месту учета.

Если вы встали на учет по одному адресу, но уже больше недели там не живете, закон требует, чтобы вы зарегистрировались в новом месте (т.е. по месту пребывания).

Обратиться за регистрацией нужно в течение 7 рабочих дней с переезда в новое место. Срок в 7 дней нужно соблюдать как иностранцам, которые постоянно или временно проживают в России, так и тем, кто посещает страну.

Обратите внимание: регистрацией по месту пребывания занимается не иностранец, а человек, у которого он проживает.

Иностранцы, которые находятся в России без регистрации или живут не по месту учета, привлекаются к административной ответственности. А собственники квартир, которые фиктивно прописывают у себя мигрантов, — к уголовной (наказание предусматривает до 500 тыс. руб. штрафа или до 3 лет лишения свободы).

Выводы:

Иностранец, который живет не по месту регистрации, нарушает правила миграционного учета.

Переехав на новое место, вы обязаны перерегистрироваться в течение 7 рабочих дней.

Если вас поймали на проживании не по месту регистрации первый раз — вы получите штраф от 2000 до 7000 руб., и, возможно, решение о выдворении.

Если в течение года поймали еще раз — штраф будет от 5000 до 10000 руб., и вас точно выдворят из РФ.

После первого выдворения обратно в Россию можно вернуться только через 5 лет, после второго — через 10 лет.

В настоящее время иностранные компании все активнее распространяют свое присутствие на территории России. Создаются отдельные компании с иностранным участием, которым необходима квалифицированная рабочая сила. И на практике, чтобы избежать длительных поисков квалифицированных работников среди граждан России, такие компании чаще всего принимают на работу иностранных граждан. Одной из обязанностей иностранного гражданина в России является постановка на миграционный учет по месту его пребывания. Причем эта обязанность накладывается не только на самого иностранного гражданина, но и на принимающую сторону (физическое или юридическое лицо). Кроме того, законом предусмотрена соответствующая компетенция государственного органа, который обязан осуществить постановку на миграционный учет на основании предоставленных принимающей стороной документов. О проблемных вопросах в сфере миграционного учета читайте в материале.

Согласно действующему Федеральному закону от 18.07.2006 № ­109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон о миграционном учете) уведомление о прибытии отдельных категорий иностранных граждан на территорию РФ должно быть подано в определенные сроки. Так, например, иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании деловой визы, должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в Россию (подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете). При этом иностранные граждане, которые работают в России со статусом высококвалифицированного специалиста, имеют право ­вста­ть на миграционный учет в течение 90 календарных дней со дня прибытия в Россию (п. 4.1 ст. 20 Закона о миграционном учете).

Обязанность постановки на миграционный учет лежит на самом иностранном гражданине только в том случае, когда он является принимающей стороной в отношении самого себя. Таким случаем может быть ситуа­ция, когда иностранный гражданин владеет квартирой в РФ на праве собственности и проживает в ней. Во всех остальных случаях обязанность постановки на миграционный учет ложится на тех, кто, например, предоставляет иностранному гражданину жилье в аренду (п. 7 ч. 1 ст. 2 ­Закона о миграционном учете).

Практические проблемы постановки на миграционный учет

В процессе исполнения обязанности по постановке на учет иностранного гражданина по месту его пребывания принимающая сторона нередко сталкивается с рядом проблем, которые сильно усложняют данную процедуру. Первой ключевой проблемой является то, что большинство инспекторов ­МВД руководствуются только административными регламентами. При этом федеральные законы или международные до­гово­ры, которые превалируют над российским законодательством, не учитываются. Второй ключевой проблемой является то, что зачастую запрашивается до­кумен­тация, которая не пре­ду­смот­рена законодательством для проведения процедуры постановки на миграционный учет иностранного гражданина по месту его пребывания.

пример из практики

При приеме на работу гра­жданина Армении работодатель предоставил в районный миграционный отдел уведомление о заключении трудового до­гово­ра с иностранным гра­жданином. В приеме данного уведомления было отказано, так как поле с информацией о миграционном учете было не заполнено. Инспектор настаи­вал на том, что информация об адресе миграционного учета по месту пребывания должна быть заполнена, так как этого требует внутренний регламент ­МВД. При этом инспектор не учитывал, что граждане Армении освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда на территорию Российской Федерации (п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014) и не обязаны вставать на миграционный учет только для подачи уведомления о заключении с ними трудового до­гово­ра.

Этот пример показывает, как процедура миграционного учета влияет и на другие обязанности в сфере миграции.

Как отмечалось выше, второй проблемой при проведении процедуры постановки на миграционный учет иностранного гра­жданина по месту его пребывания является то, что инспекторы миграционного органа запрашивают дополнительные до­кумен­ты, не утвержденные законодательством. Такие случаи встречаются, когда принимающей стороной выступает юридическое лицо. Дополнительными до­кумен­тами, которые запрашиваются инспектором, например, могут быть:

  • уставные до­кумен­ты компании;

  • до­гово­р аренды офисного помещения;

  • приказ о приеме на работу иностранного гражданина, которого хотят поставить на миграционный учет;

  • приказ о приеме на работу генерального директора или должностного лица, которое подписало уведомление о прибытии иностранного гражданина;

  • заверенная печатью компании копия выписки из ­ЕГРЮЛ и др.

Как правило, если принимаю­щей стороной является физическое лицо, то процедура постановки на миграционный учет проходит не с такими грубыми нарушениями. Однако встречаются случаи, когда инспектор может потребовать личного присутствия самого иностранного гражданина, которого необходимо поставить на миграционный учет по месту пребывания. Если нет возможности личного присутствия, то инспекторы нередко требуют передать оригиналы до­кумен­тов иностранного гра­жданина (паспорт с российской визой, миграционная карта и разрешение на работу), чтобы убедиться в законности намерений принимающей стороны. Подобные требования незаконны, и заявителям приходится на месте давать разъяснения инспекторам, ссылаясь на законодательные акты (см. п. 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9). В большинстве случаев удается доказать свою правоту и добиться того, чтобы иностранного гражданина все же поставили на миграционный учет по месту пребывания без представления дополнительных до­кумен­тов.

Отметим, что не всегда нарушения в процедуре постановки на миграционный учет исходят от государственного органа. К сожалению, реалии таковы, что очень часто принимающая сторона уклоняется от своей обязанности по постановке на миграционный учет иностранного гражданина, которому предоставила помещение для проживания, создавая тем самым проблемы для иностранца. Во многом это связано с тем, что большинство граждан не вполне понимают систему миграционного учета иностранных граждан и приравнивают ее к процедуре регистрации граждан Российской Федерации по адресу проживания, полагая, что в результате миграционного учета иностранный гражданин будет иметь право проживать в принадлежащем им помещении на постоянной основе без каких-либо ограничений.

Если принимающая сторона отказывается исполнять свои обязанности по постановке на миграционный учет иностранного гражданина по адресу его пребывания, иностранному гражданину следует в обязательном порядке сообщить об этом в районное отделение в сфере миграции, чтобы данное правонарушение было зафиксировано и в будущем к самому иностранному гражданину не было применено каких-либо административных взысканий. В то же время нельзя не учитывать, что подобные действия со стороны иностранного гражданина могут спровоцировать конфликт между ним и арендодателем, что приведет к расторжению до­гово­ра аренды жилого помещения. Чтобы избежать конфликтных ситуа­ций, иностранному гражданину следует заранее обговаривать условие о постановке на миграционный учет по адресу арендуемого жилья с будущим арендодателем.

Ответственность за нарушения

За административное правонарушение в виде отсутствия миграционного учета у иностранного гражданина пре­ду­смот­рен штраф в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ). А в случае, если такое правонарушение совершено в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то размер административного штрафа увеличивается и составляет уже от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории России и в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранцев в России, то его разрешение на работу может быть аннулировано, а при процедуре продления разрешения на работу может быть отказано в его продлении (п. 7 ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). При аннулировании разрешения на работу или отказе в его продлении рабочая виза иностранного гражданина также подлежит аннулированию или не продлевается.

Актуальная практика обозначает такую проблему, как фиктивная постановка на миграционный учет иностранного гражданина по месту его пребывания. На данный момент именно за это правонарушение следуют самые серьезные наказания. Под фиктивной постановкой на учет понимается случай, когда принимающая сторона осуществляет миграционный учет иностранного гра­жданина, который фактически не имеет намерений пребывать по адресу постановки на миграционный учет или же принимаю­щая сторона не имеет намерений предоставить иностранному гражданину помещение для проживания. Законодательство также запрещает постановку на миграционный учет иностранных граждан по адресу организации, если они не осуществляют в ней трудовую деятельность (см. прим. 1 к ст. 322.3 УК РФ).

Уголовный кодекс РФ преду­сматривает наказание за фиктивную постановку на миграционный учет в виде:

  • штрафа в сумме от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­рио­д до трех лет;

  • принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

  • лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если фиктивная постановка на миграционный учет была осуществлена по адресу юридического лица, то за данное правонарушение будет отвечать то лицо, которое подписало уведомление о прибытии иностранного гра­жданина.

Анализируя судебную практику, можно встретить судебные решения в отношении граждан России, осуществивших фиктивную постановку на миграционный учет не одного, а нескольких десятков иностранных граждан. Учитывая тот факт, что преступление совершено одним и тем же гражданином несколько раз, судебные дела чаще всего заканчиваются штрафом. Такие граждане хоть и не подвергаются наказанию в виде лишения свободы, но остаются с судимостью.

Между тем далеко не все нарушители намеренно осуществляют фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина по адресу принадлежащего им помещения. По большей части граждане не осознают, что действуют противозаконно и могут ста­ть жертвами недоб­ропорядочных иностранных гра­ждан, которые входят в доверие и просят им помочь. В таких случаях лицо, совершившее преступ­ление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. прим. 2 к ст. 322.3 УК РФ).

пример из практики

Практика освобождения от уголовной ответственности за постановку на миграционный учет достаточно распространена. Подтверждением тому является дело, рассматривая которое суд установил, что подсудимый давал сотруднику полиции подробные и признательные объяснения, не препятствовал в осмотре квартиры до возбуждения уголовного дела. Также при допросе в качестве подозреваемого подсудимый пос­ледовательно и правдиво сообщил о времени, месте, мотивах совершения преступления, чем оказывал активную помощь в установлении всех обстоятельств по делу. Все эти факторы послужили основанием для осво­бождения подсудимого от уголовной ответственности в соответствии с прим. 2 к ст. 322.3 УК РФ.

Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Клинского судебного района от 28.06.2016 по делу № 1-52/2016

Между тем имеется и противоположная судебная практика, которая показывает, что в некоторых случаях, даже несмотря на то что подсудимый оказывал содействие сотрудникам полиции в раскрытии совершенного преступления, его не освобо­ждают от уголовной ответственности и применяют к нему санкции, пре­ду­смот­ренные ст. 322.3 УК РФ.

пример из практики

Так, в одном деле мировой судья не соглашается с доводами защитника подсудимого о том, что подсудимый способствовал раскрытию преступления, поскольку при получении у него объяснений давал правдивые показания и добровольно дал согласие на осмотр своего жилища, что, согласно прим. 2 к ст. 322.3 УК РФ, является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Мировой судья аргументировал свою позицию тем, что подсудимый ранее уже совершал аналогичное преступ­ление и наказание по приговору не исполнил.

Приговор Мирового судьи ­Подольского судебного района Московской области от 21.06.2016 № 1-19/2016

Изменения в законодательстве

В настоящее время российский законодатель стремится усилить конт­роль над иностранными гражданами, которые прибывают на территорию Российской Федерации, и улучшить систему миграционного учета.

Так, летом 2018 г. в законодательство внесли поправки, которые кардинально изменили правила миграционного учета иностранных граждан по их месту пребывания. Если до вступ­ления в силу изменений иностранного гражданина можно было поставить на миграционный учет по адресу компании, в которой он работает, то пос­ле вступления поправок в законную силу иностранный гражданин может быть поставлен на миграционный учет только по месту его фактического места проживания (Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»»). Это привело к тому, что значительное число иностранных граждан не могли пройти процедуру постановки на миграционный учет. Арендодатели отказывались проводить данную процедуру из-за опасений, что она приведет к тому, что иностранные граждане будут иметь право проживать в принадлежащих им жилых помещениях в течение неограниченного срока.

Указанные поправки были внесены в первую очередь для борьбы с так называемыми «резиновыми офисами». Дело в том, что до внесения изменений организации имели право ставить на миграционный учет иностранных граждан по адресу своего офиса в неограниченном количестве. При этом нередко ни один из иностранцев не являлся их работником.

К сожалению, данные поправки коснулись и компаний, которые добросовестно исполняли свои обязанности и осуществляли миграционный учет по адресу своего офиса только тех иностранных граждан, которые являлись работниками компании.

А в конце октября 2019 г. на рассмотрение Госдумы внесен законопроект (проект № ­818933-7), который призван упростить процедуру постановки на миграционный учет иностранного гра­жданина по месту его пребывания. Данные поправки предусматривают возможность направления уведомления о прибытии иностранного гражданина по месту его пребывания в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». В ответ на такое уведомление ­МВД будет направлять отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гра­жданина, заверенную усиленной квалифицированной электронной подписью, которую нужно будет распечатать и передать иностранному гражданину. Если указанный законопроект будет принят, это действительно упростит процедуру постановки на миграционный учет иностранного гражданина по нескольким факторам:

  • в вопросе экономии времени;

  • в вопросе исключения незаконных требований в виде истребования дополнительных до­кумен­тов, не установленных законом.

Также упомянутый законопроект упрощает процедуру постановку на миграционный учет в тех случаях, когда арендодателями выступают иностранные граждане. Чаще всего такие арендодатели большую часть своего времени находятся за пределами России и не могут осуществить процедуру миграционного учета иностранного гражданина, которому предоставили жилье. Упрощение заключается в том, что при отсутствии арендодателя миграционный учет может быть осуществлен представителем на основании нотариальной доверенности, которая дает ему право предоставлять соответствующее помещение для проживания и исполнять пре­ду­смот­ренные законом обязанности принимающей стороны.

***

Подводя итоги, можно сказать, что в процедуре проведения миграционного учета требуется выработка единого подхода в применении миграционного законодательства. Это позволит избежать конфликтных ситуаций между государственным органом и принимающей стороной, выполняющей свои обязанности. Стоит также отметить, что законодатель старается соблюсти баланс и пытается не только повысить конт­роль за пребыванием иностранных граждан, но и предоставить принимающей стороне возможность выполнять свои обязательства в более упрощенном и удобном виде и исключить неправомерные действия исполнительных органов в сфере миграции как на федеральном уровне, так и на региональном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *