Проведение годовой инвентаризации

Содержание

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Обновление: 13 февраля 2017 г.

До составления годовой отчетности требуется провести инвентаризацию. Любые найденные в процессе инвентаризации отклонения требуют отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Основания проведения годовой инвентаризации

Требования к проведению инвентаризации устанавливаются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (редакция от 23.05.2016);
  • Приказом Минфина РФ от № 49 от 13.06.1995 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция от 08.11.2010);
  • Приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016).

Целью инвентаризации является формирование достоверной базы данных для годовой бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета.

Под инвентаризацию подпадают:

1) все имущество предприятия вне зависимости от местонахождения:

  • финансовые вложения,
  • товары,
  • основные средства,
  • денежные средства,
  • готовая продукция,
  • нематериальные активы,
  • производственные запасы,
  • прочие финансовые активы, в т.ч. дебиторская задолженность,
  • прочие запасы;

2) все финансовые обязательства:

  • резервы,
  • займы,
  • кредиторская задолженность,
  • кредиты банков.

Инвентаризируется не только имущество организации, но и имущество, полученное для переработки, находящееся в аренде или на ответственном хранении. Также инвентаризуется прочее имущество, не учтенное ранее по каким-либо причинам.

Сроки проведения годовой инвентаризации на предприятии

Инвентаризация проводится перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности. Даты прохождения годовой инвентаризации закрепляют в учетной политике организации. Часто ее производят в конце года, а в начале нового года оформляют ее результаты.

Не инвентаризуются:

  • имущество, которое инвентаризировалось в октябре – декабре текущего года,
  • основные средства, которые инвентаризировались менее 2 лет назад,
  • библиотечные фонды, с момента инвентаризации которых прошло менее 5 лет,
  • товары, сырье и материалы, находящиеся на предприятиях Крайнего Севера (инвентаризация имущества данных предприятий проводится в периоды их наименьших остатков).

Создание инвентаризационной комиссии

Комиссия формируется для непосредственного проведения инвентаризации. В случае большого количества работ по инвентаризации создается несколько комиссий. В состав комиссии должны войти представители руководства, бухгалтерии, работники других служб (техники, инженеры, экономисты и т.п.). Также в комиссию могут войти сотрудники службы внутреннего или внешнего аудита. Списочный состав комиссии утверждает руководитель предприятия. После этого создается внутренний приказ о проведении инвентаризации.

Обязательные элементы приказа о проведении инвентаризации

В приказе указываются:

  • даты проведения инвентаризации,
  • причины проведения (в нашем случае – инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности),
  • состав инвентаризационной комиссии.

Регистрация приказа осуществляется в книге контроля проведения инвентаризаций. Далее фиксируются остатки имущества на начало инвентаризации.

Фиксация остатков на начало инвентаризации

До начала годовой инвентаризации комиссия должна иметь все актуальные на момент осуществления инвентаризации отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей, расходные и приходные ордеры.

По факту сдачи указанных документов материально ответственные лица пишут расписки о том, что на начало инвентаризации они предоставили все приходные и расходные документы на имущество, а все ценности оприходованы либо списаны в расход. Все предоставленные документы визируются председателем комиссии с обязательным указанием даты. Бухгалтерия на основании этих данных определяет входящие остатки имущества на начало инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности

В ходе годовой инвентаризации комиссия оценивает фактическое наличие имущества, а также правильность учтенных финансовых обязательств. Оценка обязательно происходит при материально ответственных лицах. Результаты инвентаризации фиксируются в актах инвентаризации или инвентаризационных описях, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.

Учет результатов годовой инвентаризации

Результаты проведенной инвентаризации сводятся в ведомость результатов по итогам инвентаризации. Они обязательно проводятся в годовой бухгалтерской отчетности: выявленные недостачи списываются в соответствии с утвержденными правилами, а излишки принимаются в качестве прочего дохода.

Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Начнем с определения. Инвентаризация — это периодическая проверка наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки. Как правило, ее проводят с целью сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Основными целями проводимой инвентаризации, как правило, являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) выявление МПЗ, которые частично потеряли свое первоначальное качество;

3) сопоставление фактически имеющегося имущества с учетными данными (выявление излишков и недостач), а также проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости материально-производственных запасов;

4) проверка правильности отражения в кассовой книге сумм наличных денежных средств в кассе;

5) проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности.

Инвентаризация — это довольно сложный процесс. Результаты инвентаризации могут быть признаны действительными, только если соблюдена процедура ее проведения.

О том, как проводить инвентаризацию и как правильно оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 № 49.

Обратите внимание на важный момент. Инвентаризацию имущества нужно проводить по месту нахождения этого имущества.

Перед проведением инвентаризации, то есть сразу после принятия решения, создают инвентаризационную комиссию, которая и будет заниматься инвентаризацией. Комиссию можно создавать для каждой инвентаризации или назначать на определенный период, например, для проведения всех плановых инвентаризаций в течение года. Важно помнить о том, что, если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, ее результаты будут признаны недействительными.

Процедура проведения инвентаризации делится на несколько этапов.

Этап первый — подготовительный. На этом этапе:

— определяют дату проведения и перечень объектов инвентаризуемого имущества;

— издают приказ о проведении инвентаризации и вручают его членам инвентаризационной комиссии;

— получают расписки от материально ответственных лиц и пр.

На втором этапе взвешивают, обмеривают, подсчитывают, выявляют и проверяют фактическое наличие имущества и обязательств, а также составляют инвентаризационные описи.

На третьем этапе сопоставляют данные инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляют расхождения, составляют сличительные ведомости и определяют причины расхождений.

И, наконец, заключительный этап — оформление результатов инвентаризации. На этом этапе учетные данные приводят в соответствие с результатами инвентаризации, а также принимают управленческие решения по этому поводу.

Теперь остановимся кратко на каждом из указанных этапов, а также расскажем о создании инвентаризационной комиссии.

Руководитель организации своим приказом утверждает персональный состав инвентаризационной комиссии, в который входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

Инвентаризационная комиссия проводит пересчет ценностей и денежных средств в местах хранения и производства. Совместно с бухгалтерией предприятия она может участвовать в определении результатов инвентаризации. Она имеет право разрабатывать предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также по списанию недостач в пределах естественной убыли.

Кроме того, члены инвентаризационной комиссии могут вносить предложения по вопросам совершенствования процедуры приема, хранения и отпуска ТМЦ, если это необходимо. Также они вправе поставить вопрос о реализации неиспользуемых материальных ценностей.

Члены инвентаризационной комиссии несут ответственность:

— за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

— полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, ТМЦ, денежных средств и средств в расчетах;

— правильность указания в описи отличительных признаков ТМЦ (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т. д.), по которым определяют их цены;

— правильность и своевременность оформления данных инвентаризации в соответствии с установленным порядком.

При внесении в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков члены комиссии привлекаются к ответственности.

К началу инвентаризации должны быть произведены соответствующие записи в карточках (книгах) складского учета и выведены остатки на день инвентаризации. Инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с отметкой «До инвентаризации на определенную дату». Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены, так как остатки уже зафиксированы. Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, приходуйте после ее проведения.

Материально ответственные лица дают расписки. В них должно быть указано, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Может возникнуть ситуация, когда впоследствии выяснится, что часть имевшихся на начало инвентаризации первичных документов, связанных с движением товарно-материальных ценностей, денежных средств и иного имущества и финансовых обязательств, не была передана в бухгалтерию. Следовательно, эти первичные документы не были учтены при расчете остатков инвентаризуемых ценностей и обязательств. Заметим, что расписку материально ответственные лица перед началом инвентаризации дают в любом случае.

В этой ситуации у виновных лиц должны быть взяты письменные объяснения о причинах допущенных нарушений, а также тщательно проверена подлинность представленных документов. Документы с приложенными к ним объяснениями приобщают к материалам инвентаризации и учитывают при выявлении ее результатов на общих основаниях. Никаких специальных санкций за подобные нарушения действующим законодательством не установлено. Однако руководство может применить к виновным лицам общие меры ответственности, установленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей.

На втором этапе члены инвентаризационной комиссии пересчитывают, взвешивают, обмеривают и описывают имущество, фактически имеющееся у организации.

Обязанность руководства — создать все условия, необходимые для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого комиссия должна быть обеспечена технически исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

При инвентаризации имущества проверка осуществляется, как правило, сплошным методом. Это значит, что пересчитывают абсолютно все ценности. Фактическое наличие имущества проверяют при обязательном участии материально ответственных лиц.

В ходе инвентаризации составляют инвентаризационные описи или акты, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 для каждого вида ТМЦ. В них заносят сведения о фактическом наличии имущества.

Инвентаризационные описи и акты являются первичными учетными документами. Поэтому задача инвентаризационной комиссии на этом этапе — наиболее полно и точно внести в описи данные о фактическом имуществе и финансовых обязательствах. Только при этом условии можно правильно и своевременно оформить результаты инвентаризации.

Описи и акты составляют в двух экземплярах. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляют отдельные описи.

Инвентаризационные описи можно заполнять как вручную, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.

В ходе инвентаризации материально ответственные лица могут обнаружить ошибки в описях. В этом случае они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия должна проверить этот факт и в случае его подтверждения исправить выявленные ошибки.

Ошибочные записи исправляют во всех экземплярах описи в соответствии с правилами бухгалтерского учета: неправильную запись зачеркивают, а над ней проставляют правильную. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Незаполненные строчки следует прочеркивать.

Наименования имущества и отдельных объектов указывают в описях по номенклатуре, принятой в организации. Количество этих ценностей определяют в установленных единицах измерения.

ТМЦ заносят в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и т. д.).

Если инвентаризационную опись или акт составляют на нескольких страницах, то они должны быть пронумерованы и скреплены таким образом, чтобы исключить возможность замены одной или нескольких из них.

В конце каждой страницы описи следует прописью указать число порядковых номеров материальных ценностей на странице и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти материальные ценности показаны.

Такая запись позволяет исключить возможность внесения в составленный документ несанкционированных изменений после его подписания членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. А затем проставляют подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии. Также в расписке делают пометку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Инвентаризационную опись передают в бухгалтерию. Получив опись, бухгалтерия должна тщательно проверить правильность всех приведенных подсчетов.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости по формам № ИНВ18 и ИНВ19, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Фактические остатки материальных ценностей сверяют с данными бухгалтерского учета.

Сличительная ведомость должна быть в двух экземплярах: первый храните в бухгалтерии, второй передайте материально ответственному лицу.

Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указывают в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение. Излишки же оценивают по рыночной стоимости.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении или арендованные) составляют отдельные сличительные ведомости.

По окончании инвентаризации все материалы по ней передают на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая анализирует результаты и выявляет причины недостач или излишков.

Заседание комиссии оформляют протоколом, в котором:

— фиксируют выводы и решения по результатам инвентаризации;

— отражают результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.

На основании протокола заседания инвентаризационной комиссии составляют ведомость учета результатов, выявленных в ходе проведения инвентаризации по унифицированной форме № ИНВ26, утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков и недостач принимает руководитель предприятия и оформляет его в виде приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации.

Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.

После принятия решения об утверждении результатов инвентаризации начинается работа бухгалтера. Данные бухгалтерского учета необходимо привести в соответствие с фактическими. Для этого нужно оприходовать обнаруженные излишки или списать недостачи.

Излишки приходуют по рыночным ценам следующей проводкой:

ДЕБЕТ 41 (10, 43, 50) КРЕДИТ 911.

Недостачи списывают по учетным ценам с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (10, 43, 50).

Далее счет 94 нужно обязательно закрывать. Есть три варианта списания (в зависимости от того, куда будет отнесена недостача):

1) на затраты (в пределах установленных норм естественной убыли):

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44) КРЕДИТ 94;

2) на виновных лиц:

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94.

В дальнейшем сумма недостачи будет удержана из выплат в пользу виновного лица;

3) на финансовые результаты:

ДЕБЕТ 912 КРЕДИТ 94.

Этот способ применяют, если недостача превышает величину естественной убыли, рассчитанную по нормам, и нельзя определить виновное лицо.

Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью

Обоснование обязательности инвентаризации

Что инвентаризировать

Срок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации

Итоги

Обоснование обязательности инвентаризации

Указание на обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности содержат 2 основных нормативных для бухучета документа:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 3 ст. 11);
  • ПБУ по бухучету и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (п. 27).

Проведение инвентаризации обязательно для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и применяемого налогового режима.

Цель этого мероприятия – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 ПБУ по бухучету и бухотчетности). Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Что инвентаризировать

Инвентаризации подлежат (п. 1 ст. 11 закона № 402-ФЗ, пп. 1.2, 1.3 Методических указаний):

  • Все имущество (активы) организации независимо от места его нахождения. Это ОС, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность. Инвентаризируют также имущество, не принадлежащее организации, но находящееся у нее (на ответственном хранении, в аренде, в переработке), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
  • Все финансовые обязательства (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

О необходимости проведения имущества, учитываемого за балансом, читайте в материале «Предусмотрено ли для забалансовых счетов проведение инвентаризации».

Срок проведения инвентаризации

Провести инвентаризацию следует до составления годовой отчетности. Конкретные сроки ее проведения могут быть закреплены в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

При этом возможно:

  • не инвентаризировать имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре – декабре отчетного года;
  • инвентаризировать основные средства один раз в 3 года, а библиотечные фонды – один раз в 5 лет;
  • организациям Крайнего Севера – проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.

Такие правила установлены п. 1.5 Методических указаний.

Порядок проведения инвентаризации

Процедура инвентаризации требует соблюдения определенной последовательности действий.

Шаг 1. Создать инвентаризационную комиссию.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств – рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний).

В комиссию должны входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники), а также могут включаться представители службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.

Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний).

Шаг 2. Издать приказ о проведении инвентаризации.

В приказе о проведении инвентаризации указываются:

  • конкретные сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения (в данном случае – составление годовой бухгалтерской отчетности);
  • состав инвентаризационной комиссии.

Данный приказ регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

Пример приказа об инвентаризации, посвященного отдельной составляющей инвентаризируемых объектов, смотрите в статье «Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности – образец».

Шаг 3. Определить остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием: «До инвентаризации на «__________» (дата)». На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

С материально ответственных лиц берутся расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество они сдали в бухгалтерию или передали комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки нужно взять с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Шаг 4. Собственно инвентаризация.

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, а также реальность учтенных финансовых обязательств, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах (пп. 2.5–2.7 Методических указаний).

Проверка проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица. Такое требование предусмотрено п. 2.8 Методических указаний.

Подробнее о процедурах инвентаризации читайте в материалах:

  • «Порядок проведения инвентаризации основных средств»;
  • «Инвентаризация материально-производственных запасов»;
  • «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
  • «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Шаг 5. Оформление результатов инвентаризации.

Результаты проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний). Их необходимо учесть в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний).

При этом выявленные излишки имущества принимаются к бухгалтерскому учету с признанием прочего дохода, а недостающее имущество списывается, как недостача.

О формируемых корректирующих проводках читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

Инвентаризация имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности –процедура обязательная, поскольку позволяет проверить правильность учетных данных и внести необходимые коррективы в учет при выявлении несоответствий. Проводится она в определенные сроки и с соблюдением определенных правил, в т. ч. с учетом особенностей, присущих процессам инвентаризации каждой из составных частей инвентаризируемой массы.

О дате инвентаризации имущества и обязательств

Рассмотрим, на какую дату должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год с учетом вступившего в действие с начала этого года закона о бухгалтерском учете1.

Активы и обязательства по закону о бухгалтерском учете подлежат инвентаризации2. Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, а также перечень проверяемых при этом объектов определяются экономическим субъектом самостоятельно. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно (см. с. 66): они устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами3.

В пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ4 приведен перечень таких случаев. В качестве одного из них действующим законодательством предусмотрено проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Различие правовых норм, регулирующих проведение инвентаризации в прежнем законе о бухгалтерском учете5 и Законе № 402 ФЗ, состоит главным образом в следующем. В Законе № 129 ФЗ норма об обязательном проведении инвентаризации присутствовала в самом тексте закона, в то время как новый закон содержит лишь отсылочную норму к соответствующим положениям законодательства, которые устанавливают перечень ситуаций, в которых проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным. Одним из таких нормативно-правовых актов, к которым отсылает закон № 402 ФЗ (до утверждения федеральных и отраслевых стандартов), является упомянутое выше Положение.

Таким образом, с вступлением в силу нового закона о бухучете в правовом регулировании инвентаризации активов и обязательств каких-либо существенных изменений не произошло. Сменилось только юридическое оформление тех отношений, которые существовали раньше: перечень случаев проведения обязательной инвентаризации убрали из нового закона о бухучете и вынесли на уровень иного «законодательства Российской Федерации, федеральных и отраслевых стандартов».

Теперь о том, что касается сроков проведения обязательной инвентаризации. Прежний закон о бухучете содержал норму о необходимости проведения обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В действующем законодательстве о бухгалтерском учете, основанном на Законе № 402 ФЗ, данная норма о сроках, по существу, была сохранена, однако, исходя из сказанного выше, была вынесена на уровень «законодательства РФ, федеральных и отраслевых стандартов», то есть в том числе и на подзаконный уровень.

По нашему мнению, исходя из системного толкования положений законодательства (в том числе прежнего и нового законов о бухучете, Положения, стандартов аудиторской деятельности) можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае срок проведения обязательной инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.

Напомним, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) по общему правилу является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно6.

Сроки инвентаризации

Обратимся к вопросу о конкретных сроках инвентаризации активов и обязательств, необходимой (обязательной) перед составлением бухгалтерской отчетности.

Активы

Если инвентаризация какого-либо имущества проводилась после 1 октября отчетного года, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности7.

На практике это означает, что имущество организации можно инвентаризировать в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Следует отметить, что понятия «имущество» и «активы» не являются тождественными, о чем будет сказано ниже.

В настоящее время встречается мнение отдельных специалистов, согласно которому начиная с 2013 года все активы следует инвентаризировать только на 31 декабря отчетного года.

С данным мнением мы не можем согласиться по следующим основаниям.

В отличие от закона № 129 ФЗ, который в качестве одного из объектов бухучета указывал имущество организаций и оперировал этим понятием8, новый закон о бухгалтерском учете в качестве одного из объектов бухучета упоминает активы вместо имущества9. При этом понятие «имущество» уже не фигурирует в новом законе в том качестве, в каком оно фигурировало в Законе № 129 ФЗ (т. е. как объект бухгалтерского учета).

С точки зрения юридической техники законодатель совершенно правильно обозначил в новом законе в качестве объекта бухгалтерского учета именно активы, а не имущество, поскольку бухгалтерский учет оперирует именно понятием «активы» (как составной частью баланса), а не «имуществом» как гражданско-правовой категорией.

В то же время, с логической точки зрения, понятие «активы» является по содержанию более широким, чем понятие «имущество». Это означает, что активы всегда будут включать имущество, но при этом не любые активы будут являться имуществом. То есть, некоторые строки актива бухгалтерского баланса (например отложенные налоговые активы, налог на добавленную стоимость), несомненно, будут являться «активами» в том понимании, в каком Закон № 402 ФЗ трактует объекты бухгалтерского учета. Но при этом данная (или аналогичная) строка актива не будет являться «имуществом» ни в понимании прежнего закона о бухгалтерском учете (т. е. в качестве объекта учета), ни в понимании Гражданского кодекса10.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 402 ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим федеральным законом, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона о бухучете.

В связи с этим возникает вопрос, который с очевидностью следует признать риторическим: «Какие существуют основания не применять положения о бухгалтерском учете (в частности упомянутое выше Положение) к имуществу, которое с логической точки зрения является составной частью понятия «активы?»

Таких оснований нет.

Раньше Закон № 129 ФЗ оперировал неким понятием («имущество»), которое в этом законе являлось «целым», а по новому закону о бухучете стало частью более общего «целого» — понятия «активы». Мы полагаем, что если указанное ПБУ распространялось на понятие, которое ранее было родовым, а впоследствии стало видовым в рамках более общего родового понятия, нет никаких оснований не распространять его на данное понятие по новому закону (пусть и как на составную часть более общего понятия).

Исходя из сказанного выше, по нашему мнению, порядок, устанавливающий возможность инвентаризации активов, являющихся имуществом, с 1 октября по 31 декабря отчетного года с принятием нового закона о бухгалтерском учете вследствие замены объекта учета «имущество» на объект учета «активы» не изменился и измениться не мог.

Более того, иной, нежели описанный выше, порядок, а именно инвентаризация всех активов в целом на 31 декабря отчетного года без разграничения активов на «имущество» и «иные активы, не являющиеся имуществом», сделал бы процедуру инвентаризации на практике нереализуемой. А если и реализуемой, то формальной и, следовательно, не выполняющей своих функций.

Что касается активов, не являющихся имуществом, то они подлежат инвентаризации именно и только на 31 декабря отчетного года (см. аргументацию в отношении обязательств).

Обязательства

В отношении инвентаризации обязательств законодательство (ни Положение, ни иные нормативно-правовые акты) аналогичной специальной нормы не содержит.

И это означает, что обязательства (как и активы, не являющиеся имуществом) подлежат обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на 31 декабря отчетного года!

Несмотря на то что такой вывод следовал из нормативной базы, существующей порядка 15 лет, Минфин России обратил на него внимание в рекомендациях аудиторским организациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год11.

На практике это требование (положение) не исполнялось. Обычно организации проводили инвентаризацию (сверку расчетов) с дебиторами и кредиторами на 1 октября отчетного года (или более позднюю дату, но до 31 декабря).

Из документа

Письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01
<…>
Инвентаризация обязательств
<…> В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяется аудируемым лицом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 2 статьи 12 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно этому пункту обязательно проведение инвентаризации обязательств организации перед составлением бухгалтерской отчетности.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 402-ФЗ отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно».

Поскольку в ходе сверки расчетов со всеми контрагентами мы теоретически можем получить любой результат (актив или обязательство), из сказанного выше следует, что такую сверку следует проводить на 31 декабря отчетного года.

На практике это означает, что в декабре отчетного года компания организует работу с контрагентами по сверке расчетов (рассылает запросы), в январе — феврале следующего года подводит ее итоги (получает ответы и оформляет унифицированную форму ИНВ 1712).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация13.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 7/9814 к событиям после отчетной даты относятся, в частности, события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность.

Пунктом 6 указанного ПБУ установлено, что существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Что касается порядка отражения в учете несущественных событий после отчетной даты, то в данном ПБУ он не определен.

Поэтому, на наш взгляд, организация вправе принять решение об их отражении также заключительными оборотами отчетного года.

Следовательно, выявленные в ходе инвентаризации обязательств на 31 декабря отчетного года отклонения подлежат отражению заключительными оборотами отчетного года.

Мнение

Обязательная инвентаризация — 2013
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2010 года № 402 ФЗ содержит требование об инвентаризации активов и обязательств. Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного

Сноски:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)
2 ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
3 ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
4 утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение)
5 Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ)
6 ч. 1 ст. 15 Закона № 402-ФЗ
7 п. 27 Положения
8 ч. 1, 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ и далее по тексту
9 п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ
10 ст. 128 ГК РФ
11 приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01
12 утв. пост. Госкомстата России от 18.08.1998 № 88
13 п. 4 ст. 11 Закона 402-ФЗ
14 утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *