Протокол разногласий к акту проверки

Содержание

Грамотные возражения = хорошее решение по «фондовой» проверке

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 3 июля 2015 г.

Содержание журнала № 14 за 2015 г.М.А. Кокурина, юрист

Как написать пояснения или возражения на акт по проверке, проведенной ПФР или ФСС

Проверки внебюджетных фондовч. 1 ст. 3, подп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) не менее волнительны для бухгалтера, чем налоговые ревизии. Радует, что некоторые разногласия с ревизорами из фондов можно попытаться устранить в ходе проверки или сразу по ее окончании, не дожидаясь вынесения решения по ней. Делается это при помощи:

  • <или>пояснений, если проводилась камеральная проверка и обнаружены ошибки или противоречия в документахч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ;
  • <или>возражений на акт проверки, если проводилась выездная или камеральная проверка, в результате которой выявлены нарушенияч. 5 ст. 34, ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ.

Пояснения в ходе камералки

Законодательство о страховых взносах предусматривает право проверяющих письменно запрашивать пояснения у плательщиков взносов, если камеральной проверкой выявленыч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ:

  • <или>ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • <или>противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • <или>несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у фонда.

А нужны ли вообще пояснения?

Кто-то может решить, что можно не откликаться на требование о представлении пояснений при камеральных проверках. Организацию за это не штрафуют. Ведь законодательством:

  • предусмотрено, что давать пояснения — это право, а не обязанность плательщика взносовп. 5 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ;
  • не установлено никакой ответственности за непредставление пояснений и за невнесение исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносамПостановление 7 ААС от 15.03.2013 № А27-15920/2012.

А если и встречается практика, когда мировые судьи штрафуют руководителя или главбуха за непредставление пояснений, то это всего 300—500 руб.ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ; Постановления мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 14.08.2013 № 5-721/13, от 06.11.2013 № 5-946/2013

К тому же некоторые организации успешно обжалуют требования о представлении пояснений в судеПостановление ФАС ДВО от 03.02.2014 № Ф03-6286/2013.

Но посмотрите на пояснения под другим углом. С их помощью вы можете:

  • сформулировать свою позицию, донести до проверяющих, почему вы поставили в расчете именно такую сумму, а не иную;
  • указать на имеющуюся по спорному вопросу судебную практику или разъяснения ПФР, ФСС.

То есть можете попытаться снять претензии ревизоров еще на этапе проверки. А если не удастся убедить их при помощи пояснений, то вы уже будете в курсе проблемы и сможете предметно подготовить свои контраргументы в возражениях по акту проверки.

Как составить пояснения

Если вы не обнаружили явных формальных нарушений при запросе у вас «камеральных» пояснений фондом, советуем такие пояснения представить. Специальной формы для них законодательством не установлено. Поэтому можете составить пояснения письменно в произвольном виде, к примеру так.

Заместителю руководителя
Управления Пенсионного фонда РФ в г. Горячий Ключ
Проверкину А.П.,Кому именно направлять пояснения, вы увидите из присланного вам требования
ул. Ленина, д. 240, г. Горячий Ключ, Краснодарский край, 353290,
тел. +7 (86159) 3-70-19,
от ООО «Молния»,
ул. Объездная, д. 2В, г. Горячий Ключ, Краснодарский край,
тел. +7 (86159) 3-71-18

В ответ на ваше требование от 15.04.2015 № 05900113 ЗП 0000115 о представлении пояснений по Расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2014 год (вручено 17.04.2015) сообщаем следующее.

ООО «Молния» (далее — страхователь, организация) создано 03.12.2014 путем преобразования ЗАО «Молния». Страхователь рассчитал страховые взносы за декабрь 2014 г. с применением пониженных ставок по тарифам, установленным законодательством (ч. 1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат которых превысили 512 000 руб. с начала расчетного периода.

Такой расчет считаем правомерным по следующим основаниям.

1. При изменении организационно-правовой формы страхователя ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 58 ГК РФ; ч. 16 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

2. Преобразование работодателя не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (ст. 75 ТК РФ): трудовые отношения с согласия работников продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников. Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.

Поэтому работодатель-правопреемник при определении облагаемой базы по страховым взносам обязан учитывать:
— выплаты по трудовым договорам работодателя-предшественника;
— период работы сотрудников у работодателя-предшественника.

3. Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации — плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особый порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.

В связи с тем что трудовые договоры с работниками не расторгались, ООО «Молния» правомерно:
— исчислило расчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 (ч. 1, 2 ст. 10 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
— учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу работников до изменения организационно-правовой формы.

Такая позиция подтверждается и судебной практикой (Постановления АС ЦО от 09.10.2014 № А64-234/2014, АС МО от 04.02.2015 № А40-39713/14).

Приложения
1. Копия решения участников ЗАО «Молния» о преобразовании в ООО «Молния».
2. Копии трудовых договоров с работниками ЗАО «Молния», оставшимися работать в ООО «Молния», суммы выплат которым за 2014 г. превысили 512 000 руб.

Вы можете прикладывать любые документы (вплоть до выписок из регистров бухгалтерского учета), подтверждающие правильность и достоверность сведений, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносамч. 4 ст. 34 Закона № 212-ФЗ

Генеральный директор ООО «Молния» Е.Р. Гром

22.04.2015Ваши пояснения надо передать не позднее 5 рабочих дней со дня, когда вам вручили требование о необходимости дать пояснения. Если в этот срок вы их не представите проверяющим, они составят акт камеральной проверки с описанием выявленных нарушений. Давать объяснения по ним вы сможете в возражениях на этапе рассмотрения материалов проверкич. 3, 5 ст. 34 Закона № 212-ФЗ; Постановление АС ДВО от 21.01.2015 № Ф03-6043/2014

Возражаем по окончании проверки

Возражения подаются после проведения проверки, когда вам вручат акт. Он должен быть составленч. 6 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ:

  • <если>проводилась камеральная проверка, выявившая нарушения законодательства, — то не позднее 10 рабочих дней со дня истечения 3 месяцев с даты представления расчета плательщиком страховых взносовч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ;
  • <если>проводилась выездная проверка — то не позднее 2 месяцев с даты составления справки о проведенной проверке.

ШАГ 1. Получаем акт проверки

Акт проверки может поступить к вам одним из трех способовч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ; Письмо ФСС от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395:

  • <или>акт вручат под расписку представителю компании. Наверняка за актом в фонд поедет не сам руководитель компании, поэтому человеку, которого туда отправят, надо дать доверенность на получение такого документач. 8 ст. 5.1 Закона № 212-ФЗ; ст. 85 ГК РФ. Он должен будет расписаться на последней странице акта и указать дату его получения;
  • <или>акт пришлют по почте заказным письмом. Независимо от того, когда вы его получили в действительности, он будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления вам заказного письма. Кстати, даже если ваша компания не уклоняется от получения вручаемого ей акта, проверяющие имеют право отправлять его по почте;
  • <или>акт пришлют в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

ШАГ 2. Изучаем акт проверки и составляем возражения по нему

Внимательно прочитайте акт и попытайтесь найти ошибки проверяющих — процессуальные (допущенные проверяющими в процессе проведения и оформления проверки) или по существу. Изложите их в возражениях, которые надо передать в фонд не позднееч. 4, 5 ст. 38, ч. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ:

  • <если>акт пришел по почте — то 21 рабочего дня с даты отправления вам акта фондом;
  • <если>акт вручен представителю компании или поступил по ТКС — то 15 рабочих дней с даты вручения или поступления акта по ТКС.

В Государственное учреждение —
Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 27,
пр-т Гагарина, д. 29, г. Нижний Новгород, 603057,
тел. (831) 431-04-45,
от ООО «Флешка.ру»,
г. Нижний Новгород, ул. Артельная, д. 31

Возражения по акту выездной проверки
от 26 июня 2015 г. № 304

Согласно акту выездной проверки от 26.06.2015 № 304 (экземпляр акта вручен представителю плательщика страховых взносов 29.06.2015) предлагается доначислить страховые взносы и привлечь плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа за совершение нарушения законодательства о страховых взносах (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)) — за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправомерного применения в 2014 г. пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

ООО «Флешка.ру» не согласно с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗВсе свои доводы подкрепляйте ссылками.
Помимо ссылок на нормы законов и подзаконных актов, это могут быть ссылки:
на письма ПФР или ФСС, подтверждающие правомерность вашей позиции;
на судебную практику. Старайтесь подбирать новейшие решения или хотя бы принятые не более 3 лет назад. Выстраивайте ссылки на судебную практику в такой последовательности: акты ВС РФ, ВАС РФ (постановления Пленума, Президиума, информационные письма, определения) → постановления АС вашего округа → акты нижестоящих судов вашего региона → акты судов других регионов представляет свои возражения по акту проверки.

Организация имеет право применять пониженный тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку соблюдены следующие условия:
— организация применяет УСНО с 2013 г. (ООО «Флешка.ру» зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 06.08.2012);
— основным видом деятельности организации является вид деятельности, приведенный в подп. «я.7» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Основным вид деятельности признается, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по нему составляет не менее 70% в общем объеме доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ; ст. 346.15 НК РФ). По итогам 2014 г. сумма доходов ООО «Флешка.ру» за 2014 г. составила 3 166 064 руб. ООО «Флешка.ру» ведет деятельность, указанную в учредительных документах, — разработку программного обеспечения и консультирование в этой области (код 72.20 ОКВЭД). В 2014 г. доля доходов от данного вида деятельности в общей сумме доходов составила 100%.

Таким образом, ООО «Флешка.ру» правомерно применяло в 2014 г. пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, считаем неправомерным:
— доначисление ООО «Флешка.ру» страховых взносов в сумме 37 500 руб. и пени в размере 3453 руб.;
— предложение привлечь к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Если по акту проверки у вас несколько замечаний, то можно разбить возражения на пункты. Например, так:
«1. По вопросу неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

2. По вопросу содержания акта выездной проверки.
При составлении акта проверки № 304 проверяющие не указали в описательной и мотивировочной частях акта на обстоятельства совершения вменяемого обществу нарушения:
перечислены не все проверявшиеся документы;
указаны как непредставленные документы, которые у страхователя не запрашивались.
Поэтому из акта невозможно сделать вывод об исследовании, установлении и доказанности виновности общества.
Как правило, суды отменяют решения по проверке, принятые на основании акта, в котором отсутствует описание состава вменяемого плательщику страховых взносов правонарушения (гл. 5 Закона № 212-ФЗ; Постановление АС УО от 26.11.2014 № Ф09-7363/14)»

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 38 и 39 Закона № 212-ФЗ прошу:

по результатам рассмотрения материалов выездной проверки ООО «Флешка.ру» вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения и не взыскивать недоимку по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Приложения
1. Копия уведомления о переходе ООО «Флешка.ру» на УСНО (форма № 26.2-1).
2. Копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2014 г.
3. Копия книги учета доходов и расходов за 2014 г.: титульный лист и раздел «Доходы и расходы» за IV квартал с итогом по году.
4. Копия справки — подтверждения основного вида экономической деятельности от 14.04.2015.
5. Копия доверенности на главного бухгалтера ООО «Флешка.ру» от 25.06.2015 № 14.

Представитель ООО «Флешка.ру» по доверенности

Главный бухгалтер П.О. Симка

06.07.2015

Можете направить возражения по почте ценным письмом с описью вложения. Но лучше принести два экземпляра текста в канцелярию отделения фонда, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии.

Если по какой-то причине вы не успеете представить возражения на акт проверки в срок, подготовьте их ко дню рассмотрения материалов проверки, на которое вас обязаны пригласить. Там ваши письменные возражения тоже обязаны принять.

ШАГ 3. Участвуем в рассмотрении материалов проверки

О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение фонда обязано вас известитьч. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Специальной формы такого извещения законодательством не установлено. Поэтому вам просто могут вручить бумагу от фонда с указанием даты, времени и места, куда нужно явиться.

СОВЕТ

Если о рассмотрении акта вас уведомят не в письменной форме, а по телефону, то:

  • вы уверены в своей правоте — придите на заседание. Предположим, у проверяющих какая-то явная ошибка (например, арифметическая) и вы знаете, что сможете добиться принятия решения в вашу пользу полностью или частично;
  • уверенности в вашей позиции нет — можно не являться на заседание. А потом в вышестоящем органе или в суде обжаловать решение по проверке как вынесенное с нарушением процедуры. Ведь оно было принято в отсутствие плательщика сборов, которого не известили надлежащим образом о месте и времени рассмотрения материалов проверкиПостановление ФАС ВВО от 10.02.2014 № А11-9/2013.

На рассмотрение материалов проверки возьмите с собой:

  • паспорт и доверенность на представителя компании, если на заседание идет не директор;
  • экземпляр своих письменных возражений;
  • копию акта проверки;
  • документы, на которые вы планируете ссылаться как на доказательства вашей правоты.

Заранее обдумайте свое выступление, аргументацию, чтобы вы могли, в частности:

  • последовательно и полно изложить свои доводы;
  • заострить внимание на существенных моментах. К примеру, как спорный вопрос решен в судебной практике, какие по нему имеются разъяснения ПФР или ФСС.

***

Напомним, что решение по проверке должно быть:

  • принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15 рабочих дней, данных вам на представление возраженийч. 5 ст. 38, ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ;
  • передано вашей организации в течение 5 рабочих дней после дня его принятияч. 13 ст. 39 Закона № 212-ФЗ:
  • <или>вручено представителю вашей компании либо отослано по ТКС;
  • <или>отправлено по почте заказным письмом. В этом случае решение будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты его отправки.

Если ваши пояснения или возражения не были учтены проверяющими либо были учтены частично и в отношении вашей компании вынесено решение о взыскании недоимки, пеней и (или) штрафа, оно будет исполняться со дня вступления его в силу. То есть по истечении 10 рабочих дней со дня вручения такого решения вам может прийти требование об уплате недоимки, пеней, штрафаприложения 7, 8 к Приказу Минтруда от 27.11.2013 № 698н; ч. 12 ст. 39, ст. 22 Закона № 212-ФЗ.

Чтобы избежать списания денег в бесспорном порядке и не пропустить возможность обжаловать неправомерное по вашему мнению решение, не затягивайте с подачей жалобы в региональное отделение фонда. И не забудьте в жалобе указать на процедурные нарушения проверяющих, которые вы смогли собрать при подготовке возражений на акт проверки.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Отчетность в ПФР / отчетность в ФСС»:

2019 г.

  1. Как исправить ошибку в СЗВ-СТАЖ, № 7
  2. СЗВ-СТАЖ за 2018 год, № 4

Вопрос: Оспаривание результата акта проверки ФСС

Основными нормативными актами, регулирующими вопрос, являются:
1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон 212-ФЗ),
2) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам»,
3) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам»
В соответствии с п. 6 ст. 35 6. Федерального закона № 212-ФЗ предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки был составлен 23 сентября 2014 года, отправлен в Ваш адрес 24 сентября, следовательно, согласно ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ, считается, что 30 сентября 2014 года акт был получен Вами, и с 01.10.2014 года начал течь срок для предоставления возражений на акт проверки в соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ.
На основе изложенных норм следует, что срок для предоставления Вами возражений на акт проверки истек 15 октября 2014 года.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Таким образом, в ближайшем будущем состоится рассмотрение материалов проверки, где будут рассмотрены все нарушения, Вы будете приглашены на рассмотрение (либо уже приглашены) путем направления соответствующего уведомления. Явиться на рассмотрение результатов проверки – Ваше право, но не обязанность.
В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно п. 4 ст. 39 Федерального закона № 2120-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. Таким образом, несмотря на пропуск срока для предоставления возражений, Вы вправе заявлять свои доводы в отношении результатов проверки, подтверждать свои доводы документами.
В силу п.6 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Данное решение может быть оспорено двумя способами: 1) путем направления жалобы в Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском крае; 2) путем подачи заявления в Арбитражный суд Пермского края об оспаривании решения ФСС в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Причем оспаривание в Управление не исключает одновременную подачу заявления в суд. Срок оспаривания в любом из случаев составляет 3 месяца. Непредставление возражений на акт проверки не исключает возможности оспаривания решения, принятого на основании соответствующего акта проверки.
Из анализа составленного акта нарушений процедуры осуществления ФСС проверки не выявлено.
По сути вменяемых нарушений следует отметить следующее.
Пониженные тарифы для уплаты страховых взносов установлены ст.58 Федерального закона 212-ФЗ.
Из содержания акта следует, что Ваша организация имеет право применять пониженный тариф в соответствии с подп. 8 п. 1, п. 1.4. ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ.
Согласно п. 1.4. ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
В акте проверки от 23.09.2014 года должностное лицо ФСС, проводившее проверку указывает, что Вами неправомерно применен пониженный тариф в размере 0 процентов в 2012, 2013 году. В обоснование позиции ФСС указывает, что фактический доход в 2012 году составил 2813421,40 рублей, часть из которых является финансированием медицинских страховых компаний в размере 2503076,23 рубля, а 334867,07 рублей – субсидия Минздрава Пермского края. При этом из всего полученного дохода, выявленного по банковским данным, задекларирована в ИНФС только сумма субсидии, которая по комментарию ФСС не учитывается при определении объекта налогообложения в соответствии п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. В итоге по основному виду деятельности 85.11 доход составил 0 рублей, что судя из материалов проверки, стало основанием для отказа применения пониженного тарифа в соответствии со ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ. Аналогичная ситуация имела место в 2013 году.
Декларировать иные доходы в ФНС не имеет смысла, поскольку налоговая сразу начислит пени, которые превысят доначисление и штрафы в ФСС.
В отсутствие иных документов, исходя из предоставленного акта проверки, можно посоветовать следующее.
В соответствии со ст. 1.1. ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса. При этом невключение денежных средств в объект налогообложения не приводит к тому, что эти денежные поступления не перестают быть доходами, они просто не учитываются при расчете налога. Соответственно данная субсидия – это доход. Это вытекает чисто из понятийного употребления. Таким образом, размер этого дохода от суммы задекларированного соотносится как 1 к 1.
Либо можно сказать, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Исходя из чего, предлагается указать, что раздельный учет доходов не велся, следовательно сумма субсидии является объектом налогообложения, является облагаемым доходом. Данная сумма указана в декларации как доход, т.е. включена в доход. Следовательно, говорить о том, что доход по ОКВЭД 85.11 составляет 0 рублей, опять же не приходится.
В отсутствие иных документов в рамках письменной консультации говорить о конкретном образе поведения достаточно сложно, тем не менее, путем манипуляций понятийным аппаратом и некоторыми возможностями законодательства, способы прийти к выводу, отличному от вывода ФСС есть. Тем не менее, при отсутствии документов, говорить о действенности предложенных мер не приходится. В связи с чем гарантий на успех в этом плане нет. Скорее всего, доначисление по решению ФСС останется. Успех в Арбитражном суде Пермского края также сомнителен.
В отношении занижения облагаемой базы дать комментарий невозможно, т.к. кроме акта проверки по данному поводу ничего не предоставлено. Из содержания акта, можно сделать вывод, что доначисление страховых взносов на сумму заниженной базы произведено обоснованно. Иное можно установить только в случае предоставления на исследование дополнительного материала.
Обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения в настоящем случае нет.
Единственный способ уменьшить бремя финансовых санкций может быть осуществлено путем поиска смягчающих обстоятельств, в результате подтверждения которых штраф (только штраф!) может быть уменьшен. Это можно сделать точно.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Помимо указанных в ст. 44 212-ФЗ в качестве смягчающих в судебной практике применяются следующие обстоятельства: 1) совершение правонарушения впервые; 2) социальная значимость деятельности организации; 3) выполнение государственно значимых задач; 4) бюджетное финансирование; 5) отсутствие умысла на совершение правонарушения; 6) тяжелое финансовое положение организации, либо тяжелые финансовые последствия взыскания с организации санкций и т.п.
Таким образом, есть смысл обжаловать решение, которое будет принято ФСС в ближайшее время в судебном порядке, хотя бы с целью снижения штрафа. О том, насколько реально убрать все доначисления, в том числе, осуществленные в связи с выявленным ФСС необоснованным применением пониженного тарифа, говорить сложно, т.к. необходимо более объективное, документально подтвержденное знание ситуации, что в рамках данной письменной консультации сделать затруднительно, в связи с чем выражаем целесообразность обратиться в организацию, имеющую специалистов по разрешению данного вида споров.

>Подготовка к проверке Контрольно-счетной палаты

Вопрос

Нам сообщили, что осенью к нам придет проверка.Контрольно-счетная палата и Контрольно-ревизионное управление будут проверять.Помогите нам подготовиться к проверке.Какую документацию они могут у нас запросить?На что нам обратить внимание при подготовке к проверке?

Ответ

Как без ошибок подготовить документы к плановой проверке финконтроляИз статьи вы узнаете

  1. Почему документы о квалификации контролеры могут признать неактуальными
  2. Какие ошибки находят в расчете СГОЗ
  3. Как проверяют формы обоснования планов закупок и планов графиков
  4. В чем ошибки учета купленных товаров

Плановые или выездные проверки заказчиков помимо ФАС и казначейства проводят органы внутреннего финансового контроля. В регионах органы внутреннего финконтроля могут называться по-разному. Например, департамент финансов городской администрации, финансовый отдел администрации городского округа, администрация сельского поселения. Все они имеют право проверять закупки заказчиков.

Расскажем, что ищут контролеры и как перепроверить ваши документы перед их приходом, а также какие акты подписать после проверки.

Сверьте даты в приказах

Досадная ошибка, на которой попадаются некрупные заказчики — путаница дат в приказах о назначении должностных лиц по закупкам. Контрактные управляющие в маленьких учреждениях часто назначались постфактум, а кадровикам для подстраховки поручали вписать в приказ как можно более раннюю дату. В примерах выше смотрите, что из этого получается: контрактный управляющий появился в учреждении раньше, чем учреждение создали. Проверьте, чтобы даты приказов правильно соотносились.

Например, приказ о создании учреждения не может быть выпущен после того, как директор подписал приказ о назначении контрактного управляющего. Аналогично с приказами о создании конкурсной, аукционной или единой комиссии заказчика.

Какие ошибки с датами бывают в приказах о назначении контрактного управляющего

Пересчитайте совокупный годовой объем закупок

Контролеры проверят ваш план-график. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) в плане-графике должен совпадать с утвержденным финансовым обеспечением. Если не совпадает — ищите, где ошибка. Причем их лучше найти самим еще до того, как приедет проверка. Ведь план-график проверить можно и без выезда к вам, поэтому держите его в актуальном состоянии и своевременно вносите исправления.

Вторая типичная ошибка — СГОЗ превышает лимит утвержденных бюджетных обязательств. Это тоже сопоставят контролеры. Если сами нашли расхождения — включите либо исключите запланированные расходы. Перепроверьте свои показатели по формуле.

Как проверить СГОЗ и объем финобеспечения:

Проверьте актуальность документов о квалификации сотрудников

Главное, что проверят контролеры, — какие документы подтверждают квалификацию руководителя контрактной службы, ее сотрудников или контрактного управляющего. Все эти люди должны иметь удостоверение о прохождении обучения на знание закона о контрактной системе. Проверьте, чтобы на документе стоял номер и название программы повышения квалификации. Иначе удостоверение могут признать неактуальным. Курс обучения в удостоверении может называться, например, «управление закупками». Удостоверения и свидетельства по курсу «размещение заказов» недействительны. А значит, удостоверения, выданные до 2014 года, недействительны.

Сверьте единицы измерения товара

Если объект закупки может быть количественно измерен, единицы измерения товара в плане-графике укажите по коду ОКЕИ, а не в условных единицах. Не оставляйте поле «Единица измерения» пустым (см. пример ниже). Иначе контролеры сочтут это ошибкой.

Как правильно указать единицы измерения товара

Не пропускайте графы в обосновании плана закупок

Обоснование, которое вы прикладываете к плану закупок, нельзя писать в произвольном виде. Это тоже ошибка, которую часто находят контролеры. Правила обоснования и форму смотрите в постановлении Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555. Все графы этой формы должны быть заполнены.

Обратите внимание на столбцы 4, 5, 6. Контролеры ловят на том, что заказчики пропускают эти графы либо заполняют их неточными данными.

Поставьте на учет все закупленные товарыОбратите внимание

Базовый курс бухучета входит в профстандарт специалиста по закупкам: не говорите контролерам, что основы учета вам незнакомы

Хотя учет основных средств не относится к компетенции контрактных управляющих, перед проверкой проведите совещание с сотрудниками из бухгалтерии и убедитесь, что все закупленные товары поставлены на учет. Ведь проверка затронет и документы смежников: бухгалтеров, которые ведут Инструкцию по применению единого плана счетов от 01.02.2010 № 157н. И если выяснится, что инвентарные номера присвоены не всем товарам, предписание выдадут на имя руководителя учреждения — и тоже за нарушение законодательства о контрактной системе.

Пример.
Выдержка из предписания директору за неправильный учет закупленных товаров

при постановке на учет комплекта баскетбольных игровых щитов с кольцами, сетками и фермой «Олимпика» в количестве 2 штук по цене 19 000 рублей за штуку общей стоимостью 38 000 рублей заведена инвентарная карточка учета нефинансовых активов № 1360. В инвентарной карточке указано: наименование объекта (полное) — комплект баскетбольных игровых щитов с кольцами, сетками и фермой «Олимпика», инвентарный номер — 1.012.6.0055, первоначальная стоимость объекта, балансовая (восстановительная) стоимость — 38 000,00. Следует вывод, что инвентарный номер присвоен не каждому объекту основных средств, неверно открыта инвентарная карточка учета основных средств;

Что напишут контролеры в акте

По результатам проверки контролеры составят акт. Прежде чем подписать акт со своей стороны, внимательно прочтите его. Сверьте фамилии проверяющих, период и сроки проверки. Обратите внимание, что в строке «условия, препятствующие проверке» должно стоять «Нет».

На согласование акта у вас есть несколько дней, их количество зависит от утвержденного порядка проведения проверки.

Если в акте все верно, напишите в конце «С актом ознакомлен, согласен». Если есть возражения, например контролеры не учли при проверке какие-то документы, составьте отдельный документ и приложите к акту.

Как составить возражение на акт проверкиОбратите внимание

Возражение на акт составляйте от имени руководителя заказчика

Возражения на действия проверяющих оформляйте на бланке организации. Соблюдайте сроки для возражения, иначе вышестоящая инстанция рассматривать его не будет.

В возражении напишите, по какому из нарушений какие документы вы прилагаете в свое оправдание. Смотрите образец:

Если у вас есть претензии к действиям или поведению проверяющих, опишите их в возражении.

Пример

Директор МБОУ СОШ Семенов С.С., рассмотрев акт, не может согласиться с выводами в нем и указывает на то, что:
— проверяющие превышали свои полномочия, требуя от директора удалиться на время проверки из кабинета;
— вмешивались в финансово-хозяйственную и закупочную деятельность заказчика;
— вызывали сотрудников учреждения для личных бесед без протокола.

Перед визитом проверяющих издайте приказ или распоряжение руководителя о взаимодействии ответственного сотрудника с контролерами. В документе пропишите, кто из работников будет общаться с инспекторами и давать письменные и устные пояснения в ходе проверки. Таким образом вы закрепите обязанности сотрудников и избежите споров внутри организации.

Контролеры будут проверять документы, которые указали в уведомлении или письменном запросе. Если понадобятся дополнительные документы по фактам, которые проверяют, инспекторы обязаны предъявить новый запрос (п. 19 приказа Минэкономразвития России от 28 января 2011 года № 30). При плановой проверке обратите внимание на период, который проверяют.

Также контролеры проверят, какие документы подтверждают квалификацию руководителя контрактной службы, ее сотрудников или контрактного управляющего. Все эти люди должны иметь удостоверение о прохождении обучения на знание закона о контрактной системе. Проверьте, чтобы на документе стоял номер и название программы повышения квалификации.

>Подготовка возражений на акт проверки

Возражения на акт проверки

Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях — акт, оформленный по результатам проверки, должностными лицами контролирующих органов является единственным предусмотренным Законом о защите прав предпринимателей средством фиксации результатов проведенной проверки. Сам по себе акт, даже содержащий в себе указания на выявленные нарушения предпринимателей обязательных требований, непосредственно права предпринимателя не нарушает, не возлагает обязанностей, не создает препятствий к осуществлению коммерческой деятельности, следовательно, не может быть предметом судебного обжалования. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. N КА-А41/7737-09.

Однако последнее не означает, что Законом не предусмотрены формы выражения несогласия предпринимателя с фактами, изложенными в акте проверки. Пункт 12 статьи 16 Закона о защите прав предпринимателей предусмотрено право предпринимателя представить проверяющему письменные возражения на акт проверки в течение 15 дней с момента его вручения предпринимателю. При этом предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений..

Обращаем Ваше внимание:

• акт проверки направляется в проверяющий орган в письменном виде, подписанный предпринимателем или законным представителем юридического лица,

• в акте проверки необходимо указать дату проведения проверки и наименование проверяющего органа, реквизиты акта проверки – номер и дату,

• в акте проверки необходимо изложить доводы, по которым Вы не согласны с фактами, изложенными в акте проверки, подкрепить доводы правовой позицией и приложить к акту письменные доказательства (документы, объяснения работников и пр.), подтверждающие Вашу позицию.

• возражения на акт проверки приобщаются к материалу проверки и учитываются должностными лицами при решении вопросов о возбуждении дела об административном правонарушении, а также в дальнейшем – при его рассмотрении.

Ниже приведен образец возражений на акт проверки.

Руководителю отделения ГПН МЧС России по _______________ому району Санкт-Петербуга: ____________________________________ От ООО «_______» в лице генерального директора _________________________________________ ИНН _____________________ ОГРН _____________________ Юридический адрес: ____________________________________. Тел./факс.______________ эл.почта _____________. ВОЗРАЖЕНИЯ по акту внеплановой проверки «___» ________ 2013 года должностными лицами ОГПН МЧС России по _____ому району Санкт-Петербургу проведена внеплановая проверки соблюдения ООО «________» правил пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт №_____ от «___» _______ 2013 г. Ознакомившись с актом, ООО «______» полагает обстоятельства и выводы, изложенные в нем, не соответствующими фактическим обстоятельствам, а именно:

  1. ____________________________________________________.
  2. ____________________________________________________.

(привести доводы по которым Вы не согласны с актом)

Учитывая изложенное, ПРОШУ:

  1. Приобщить настоящие возражения к акту проверки.
  2. Принять решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 КоАП РФ.

Приложение:

  1. _____________,
  2. _____________.

Дата, подпись, печать

Приведенный образец возражений на акт проверки может быть использован Вами при подготовке возражений на акты ФМС, Роспотребнадзора, трудовой и жилищной инспекции, ГПН и других контролирующих органом. Образец акта налоговой проверки приведен в статье «Обжалование результатов налоговой проверки».

Если Вы нуждаетесь в юридической защите бизнеса от незаконных действий проверяющих лиц, адвокаты и консультанты Законного бизнеса окажут Вам правовую помощь, обеспечив защиту Ваших интересов. Воспользуйтесь услугой «Защита от проверок и штрафов» и уже сегодня Ваш бизнес будет защищен!

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Зачастую, руководителей компаний, задействованных в продаже товаров и оказанию услуг населению, пугает возможная перспектива проверки Роспотребнадзора. Почему добросовестным предпринимателям не стоит ее бояться и как отстоять свои права, читайте далее.

Какими нормативно-правовыми актами руководствуются проверяющие?

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294);

— Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – Административный регламент);

— Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ»

Что обязаны сделать сотрудники Роспотребнадзора до проведения проверки?

Статья 14 ФЗ №294, п. 6 Административного регламента

— вручить заверенную копию распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица;

— предъявить служебное удостоверение;

— предъявить документ о согласовании с прокуратурой, если основанием для проверки является угроза или вред жизни и здоровью граждан, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении проверки Роспотребнадзор не имеет право:

Статья 15 ФЗ №294, п. 57 Административного регламента

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения или защите прав потребителей;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя, проверяемого лица, (за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами;

5) распространять коммерческую информацию, полученную в результате проведения;

6) превышать установленные сроки проведения проверки.

7) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов,

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Выездная проверка Роспотребнадзора

Статья 12 ФЗ №294, пункты 48-51 Административного регламента

Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора обязаны:

— предъявить служебное удостоверение,

— ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки

— ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Выездная проверки проводится только в присутствии индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, либо их представителей. В случае их отсутствия выездная проверка не проводится.

В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, сотрудник Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом случае Роспотребнадзор в течении 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может провести проверку без предупреждения.
Если проводится отбор образцов (проб) продукции, составление протокола обязательно.

Документарная проверка Роспотребнадзора

Статья 11 ФЗ №294, пункт 45-47 Административного регламента

Производится на основании приказа (распоряжения) о проведении документарной проверки. Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Сотрудники Роспотребнадзор не могут потребовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.

Если вам пришло требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений, вы должны их предоставить в Роспотребнадзор в течении 10 рабочих дней. Все копии документов должны быть заверены подписью генерального директора и печатью.

В случае выявления нарушений по результатам документарной проверки, Роспотребнадзор вправе провести выездную проверку.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

Статья 10 ФЗ №294, пункты 42-43 Административного регламента

Основаниями являются:

  • неисполнение предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений, информации о следующих фактах:

— причинение или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан

— возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался к такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены;

  • приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

Роспотребнадзор обязан вас уведомить за 24 часа до проведения внеплановой проверки. Однако, если основанием для проверки является получение Роспотребнадзором сообщений о вреде жизни и здоровью, либо о такой угрозе, а также о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор может вас не уведомлять.

Плановая проверка Роспотребнадзора

Статья 9 ФЗ №294, пункт 41 Административного регламента

Основанием является ежегодный план проверок. Список проверяемых лиц публикуется на сайте прокуратуры. Например, план проверок юридических лиц Москвы доступен по

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемые лица не менее, чем за 3 рабочих дня посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки. Плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года, за исключением проверки организаций, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Полный перечень видов деятельности таких организаций установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Роспотребнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию

Сроки проведения проверки Роспотребнадзора

Статья 13 ФЗ №294, п. 18-22 Административного регламента

По общему правилу, срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Если организация имеет несколько филиалов в разных субъектах РФ, то срок проверки всех филиалов в совокупности не может превышать 60 рабочих дней. При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке.

Срок плановой выездной проверки малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов.

Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен в исключительных случаях не более, чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более, чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Итоги проведения проверки Роспотребнадзора

п. 58-76 Административного регламента

По итогам проведения проверки Роспотребнадзор составляет акт проверки и вручение (направление) акта проверяемому лицу.

К акту прикладывается:

  1. протоколы отбора образцов продукции;
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  3. объяснения проверяемого лица или его работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  4. предписание об устранении выявленных нарушений;
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

По каким правонарушениям может вас привлечь Роспотребнадзор к ответственности?

Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1. КоАП РФ);

  • Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (статья 6.33. КоАП РФ);
  • Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (статья 14.26. КоАП РФ);
  • Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках (часть 1 статьи 14.34. КоАП РФ)
  • Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (часть 3 статьи 14.43. КоАП РФ)
  • Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (статья 14.46.1. КоАП РФ);
  • Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 14.46.2. КоАП РФ)
  • Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ)
  • Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов (часть 1 и 15 статьи 19.4.2. КоАП РФ)
  • Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6. КоАП РФ)
  • Непредставление сведений (информации) (статья 19.7. КоАП РФ)
  • Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (статья 19.33. КоАП РФ)

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это могут быть следующие статьи Уголовного Кодекса:

  • ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
  • ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
  • ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
  • ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
  • ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

Обжалование итогов проверки Роспотребнадзора

1. Возражение на акт проверки

В течение 15 дней с даты получения акта проверки организация или ИП вправе предоставить возражения в письменной форме (п. 82 Административного регламента).

2. Оспаривание предписания Роспотребнадзора

Досудебный порядок. В течении 15 дней с даты получения предписания проверяемое лицо имеет право представить в Роспотребнадзор письменные возражения относительно этого предписания. Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течении 3-х месяцев постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд (п. 5.1. ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»).

3. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
Досудебный порядок. Если вы были привлечены к административной ответственности, вы вправе обжаловать это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) в вышестоящий орган. Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Срок рассмотрения жалобы на постановление в порядке подчиненности-10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Судебный порядок. Постановление также может быть обжаловано в Арбитражном суде. Срок рассмотрение жалобы в суд составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

4. Обжалование действий (бездействий) Роспотребнадзора

Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 83 Административного регламента).

Досудебный порядок. Жалобы рассматривают:

1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;

2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель.

Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течение 3-х месяцев предприниматель или организация вправе оспорить действия (бездействия) Роспотребнадзора в Арбитражный суд.

Как можно оспорить результаты проверки по формальным признакам?

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений юридическим лицом или ИП и подлежат отмене.

Так, грубым нарушением являются (ст. 20 ФЗ №294):

  1. отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки, несвоевременное уведомление о проведении проверки;
  2. привлечение к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  3. отсутствие согласования в случае необходимости с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  4. нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  5. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  6. требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  7. непредставление акта проверки;
  8. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  9. участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Удачные примеры оспаривания результатов проверки Роспотребнадзора

В магазине «Лента» были оформлены ценники, на которых указывалась «цена без карты Лента» и «цена по карте Лента». Роспотребнадзор посчитал, что магазином нарушены требования законодательства в части установления единых цен на реализуемые товары для потребителей и вынес предписание об устранении указанных нарушений. Однако, «Лента» успешно оспорила это предписание, указав в своих доводах следующее. Магазин использует систему дисконтных карт, предоставляя равный доступ к приобретению карты каждому потенциальному покупателю. В ценниках установлена цена на товар, а также цена на товар с учетом скидки предъявителям дисконтной карты. Информация об условиях приобретения дисконтной карты «Лента» на сайте магазина является общедоступной. То есть, оформление ценников таким способом не является указанием двух цен за единицу товара и не нарушает права потребителей (Определение Верховного Суда № 307-АД17-12686 от 20.09.2017 г. по делу № А56-59768/2016).

Часто проверяемым лицам удается оспорить результаты проверки по формальным основаниям.

Например, владелицам магазина удалось оспорить предписание Роспотребнадзора на том основании, что о внеплановой выездной проверке они не были уведомлены за 24 часа (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2016 № Ф08-7354/2016 по делу № А53-381/2016).

Другая организация успешно оспорила постановление Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, на том основании, что материалы дела не содержали первичных документов, подтверждающих реализацию обществом товаров и услуг, и объяснений потерпевших; протокол и постановление содержали сведения, носящие общий характер (Решение АС Астраханской области от 02.10.2017 г. по делу №А06-5982/2017).

Авиакомпании удалось оспорить постановление Роспотребнадзора по процедурным моментам. Так, копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении была получена Авиакомпанией в день рассмотрения дела вместе с протоколом об административном правонарушении. Суд установил, что получение заявителем определения о дате рассмотрения административного дела в дату его рассмотрения не может быть признано надлежащим извещением (Решение АС Свердловской области от 02.10.2017г. Дело №А60-26612/2017).

Уменьшение размера штрафа

Магазин продовольственных товаров постановлением Роспотребнадзора был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за отсутствие товарной накладной в отношении сливочного масла (нарушение ч. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011). Однако, судом размер штрафа был снижен с 100 000 рублей до 50 000 рублей на основании того, что выявленное нарушение не повлекло за собой тяжелых последствий (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017 г.по делу № А14-9323/2017).
В другом деле суд снизил штраф, вынесенный Роспотребнадзором на основании постановления об административном правонарушении, на основании того, что указанные нарушения были устранены предпринимателем еще до момента рассмотрения административного дела, а добровольное устранение недостатков является обстоятельством, смягчающим ответственность (Решение АС Воронежской области от 10.10.2017г .по делу № А14-9323/2017).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *