Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав граждан

В соответствии со статьей 37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Также в этой же статье говорится, что принудительный труд запрещен.

Защита трудовых прав граждан является объектом пристального внимания прокуратуры России. Одним из средством защиты трудовых прав граждан является обращение из в порядке гражданского судопроизводства в прокуратуру Российской Федерации. Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» одним из основных направлений деятельности прокуратуры является осуществление общего надзора, т.е. надзора за исполнением законов. В данном законе прямо не говорится, что прокуратура является специализированным органом по осуществлению контроля и надзора в сфере труда. Но так как трудовое законодательство является частью в общем законодательства Российской Федерации, прокурор уполномочен осуществлять надзор и в данной сфере.

Правовой основой прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо Закона «О прокуратуре» является Указание Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики», где были предусмотрены полномочия прокурора по следующим вопросам:

  • соблюдение права на своевременное и в полном объеме право на выплату заработной платы;
  • соблюдение прав работников при увольнении в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата;
  • надзор за деятельностью государственной инспекции труда;
  • реализация службами занятости программ трудоустройства и обучения профессиям, особо нуждающимся в социальной защите граждан;
  • соблюдение органами занятости преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах;
  • факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.

Если нарушены права, не предусмотренные в этом перечне работник имеет право обратиться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда. Если Государственная инспекция не реагирует или не своевременно реагирует на обращение граждан о нарушении трудового законодательства, то у граждан возникает право обращаться с жалобой в прокуратуру, ссылаясь на неудовлетворительную деятельность инспекции.

В соответствии со ст. 33 Конституции России «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Целью работы органов прокуратуры по рассмотрению обращений о нарушении трудового законодательства является своевременное, объективное и окончательное разрешение каждого обращения.

Одним из самых злободневных нарушений, с которыми сталкиваются работники является несоблюдение работодателями права на своевременное и полное вознаграждение за труд, что служит основанием для принятия прокурорами мер реагирования. Складывающаяся в государстве обстановка диктует необходимость использования новых методов и подходов при прокурорском надзоре за исполнением законодательства о труде. Одной из основных целей прокурорского надзора в указанной сфере является своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работнику за его труд. Времена, когда невыплата зарплаты в России была вполне обыденным и повсеместным явлением, прошли. Однако и сегодня работодатели зачастую допускают задолженности. Инструментами борьбы прокуратуры с нарушениями трудового законодательства, выразившимися в невыплате полагающихся работнику средств, являются в первую очередь акты прокурорского реагирования. В целях погашения задолженности прокурор наделен полномочиями обратиться в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Направление таких заявлений часто носит массовый характер. На предприятии, в штате которого состоит значительное число работников, редко образуется задолженность перед одним или несколькими работниками. Заявление прокурора о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности является довольно эффективной мерой реагирования. В случае уклонения от погашения задолженности перед работниками по решению суда в отношении должника органами ФССП возбуждается исполнительное производство. Так, прокуратура Рутульского района провела проверку соблюдения требований трудового законодательства в части оплаты труда работников.

Установлено, что в государственном бюджетном учреждении «Рутульская центральная районная больница» по состоянию на 01 декабря 2016 года образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам.
При этом главным бухгалтером учреждения в органы статистики Рутульского района представлены недостоверные статистические сведения об отсутствия задолженности по заработной плате, что повлекло за собой искажение данных статистического учета.

По итогам проверки прокуратура в отношении главного бухгалтера больницы возбудила административное производство по ч. 1 ст.13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных). По результатам его рассмотрения территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан нарушителю назначен административный штраф.

Так, на основании выявленных нарушений трудового законодательства выразившихся в установлении в локальных нормативных актах организации сроков выплаты заработной платы, не соответствующих Трудовому кодексу РФ, прокурор имеет право принести протест на такой акт. Протест прокурора в данном случае должен быть рассмотрен в десятидневный срок с участием представителя прокуратуры, а незаконный акт должен быть либо отменен, либо изменен в части, не соответствующей законодательству России. Таким образом, прокурор обладает довольно обширными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования, которые должны быть направлены на устранение нарушений трудового законодательства. Наиболее эффективный результат прокурорского вмешательства достигается при внесении актов реагирования в комплексе. Однако необходимо дифференцированно подходить к каждому выявленному в ходе осуществления прокурорского надзора нарушению трудового законодательства. Важно применение мер, позволяющих устранить причины и условия, способствовавшие нарушению.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства прокурор вправе:

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  2. требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Осуществляя надзор за защитой трудовых прав граждан прокурор имеет право предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавших. Согласно требованиям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако законом предусмотрены случаи, когда прокурор может обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав, если даже отсутствуют обстоятельства, препятствующих самостоятельно обращаться в суд за защитой своих трудовых прав (защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты). Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случае, когда нарушение трудовых прав человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административном правонарушении.

Так, Прокуратура Казбековского района провела проверку по обращению работников сельскохозяйственного производственного кооператива «Дружба» села Ленинаул о нарушениях трудового законодательства.

В ходе проверки в деятельности СПК выявлены существенные нарушения требований трудового законодательства.

В частности, установлено, что руководством кооператива с работниками соответствующим образом не заключены трудовые договоры.

Кроме того, у предприятия образовалась задолженность по выплате работникам заработной платы на общую сумму около 70 тысяч рублей.

В связи с этим, прокуратура в отношении руководителя СПК возбудило административное производство по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Кроме того, в его адрес внесено представление об устранении выявленных нарушений и объявлено предостережение о недопустимости повторных нарушений трудового законодательства.

При наличии оснований полагать, что нарушение трудовых прав имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, что лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены как минимум 3 состава преступления, непосредственно относящихся к нарушению трудовых прав: статья 143 «Нарушение требований охраны труда», 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины, или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» и 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат».

В заключении хотелось бы сказать, что прокуратура — это один из эффективных способов защиты нарушенных трудовых прав, но не единственный. Прокуратура не может быть альтернативой обращению в суд. Поэтому обращение в прокуратуру или федеральную инспекцию труда должно происходить параллельно с обращением в суд.

(Комин Л. В.)

(«Прокурор», 2014, N 1)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Л. В. КОМИН

Комин Л. В., старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях жилищного законодательства. Они случаются при постановке и снятии с учета нуждающихся граждан; обеспечении жильем проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях; при создании и деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание; при проведении процедур выбора собственниками способа управления домами; при выборе управляющих организаций; при владении общим имуществом; при предоставлении гражданам коммунальных услуг; при взимании с них платы.

Особое внимание Генеральной прокуратурой Российской Федерации уделяется вопросам защиты прав ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Прокуроры выявляют нарушения, связанные с отказами органов местного самоуправления в постановке ветеранов на жилищный учет. В отдельных случаях вопросы постановки ветеранов на учет решаются формально без учета фактического состояния жилья. Допускаются нарушения, связанные с предоставлением гражданам субсидий на приобретение жилья.

Так, во Владимирской области Суздальским межрайонным прокурором установлено, что 91-летнему ветерану войны отказано в постановке на учет. Администрация Суздаля мотивировала свои действия тем, что ветеран умышленно ухудшил жилищные условия, поскольку после регистрации в занимаемой им квартире еще пятерых человек обеспеченность общей площадью на одного члена семьи стала меньше учетной нормы. При этом не было принято во внимание, что действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, совершены не ветераном, а собственниками жилья и они были обусловлены объективными обстоятельствами. Прокурором было предъявлено заявление о признании отказа администрации незаконным. Суд его удовлетворил. Ветеран получил субсидию в 1 млн. руб. и приобрел квартиру в Суздале.

По поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой г. Москвы в 2012 году выявлено, что в столице скидка в размере 50% по оплате жилья и отопления предоставляется ветеранам труда исходя из размера их доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а не от занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья. В целях восстановления нарушенных прав ветерана Тушинской межрайонной прокуратурой предъявлено исковое заявление в суд о предоставлении ему скидки. Районный суд исковые требования удовлетворил. Управляющая организация обязана с мая 2009 года предоставить ветерану скидку в размере 50% по оплате услуги «содержание и ремонт жилого помещения» и «отопление» в пределах социальной нормы общей площади занимаемой квартиры 42 (с учетом члена его семьи) и 33 кв. м соответственно. По этой проблеме столичным прокурорам направлено соответствующее информационное письмо.

В Ростовской области выявлены нарушения закона при расчете и выплате компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений. Прокуратура внесла губернатору области представление об устранении нарушений прав педагогических работников на такую компенсацию. По результатам рассмотрения правительством области произведен расчет размера средств областного бюджета, необходимых для предоставления компенсации независимо от размера площади жилища и количества проживающих с работниками членов семьи. Законодательным собранием Ростовской области внесены изменения в Областной закон «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», которым предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований более чем на 18,7 млн. рублей на меры социальной поддержки. Кроме того, правительством области подготовлены изменения в закон Ростовской области, согласно которым компенсация осуществляется с учетом совместно проживающих членов семьи педагогического работника и в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, независимо от регионального стандарта социальной площади жилья. Областной закон принят Законодательным собранием Ростовской области и вступил в силу.

Наши проверки показали, что управляющие организации незаконно взимают плату за содержание жилых помещений и предоставляют некачественные коммунальные услуги. По таким нарушениям приняты меры в Брянской, Саратовской, Свердловской областях и других субъектах. Так, по представлению прокурора произведен перерасчет необоснованно начисленных ООО «УК Вахитовского района» жителям г. Казани платежей за техническое обслуживание общедомовых приборов учета на сумму свыше 1,4 млн. рублей.

Распространенный характер носят нарушения, связанные с выбором управляющих компаний (Чеченская Республика, Иркутская область, Москва). По протесту прокурора отменено постановление администрации Ижевска, которым 898 многоквартирных домов без согласия собственников жилых помещений переданы во временное управление МУП «Спецдомоуправление».

Допускаемые управляющими организациями нарушения в ряде случаев являются следствием неисполнения своих функций органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В этой связи по требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены должностные лица жилищных инспекций в Республиках Марий Эл, Татарстан, Алтайском крае, Рязанской области.

Массовость нарушений в деятельности управляющих организаций обусловлена укрытием своей деятельности. Такие факты установлены практически во всех субъектах Российской Федерации. Так, прокурорами Ростовской области возбуждено 69 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами), внесено 140 представлений, по результатам их рассмотрения привлечено к дисциплинарной ответственности 50 должностных лиц.

Всего в минувшем году органами прокуратуры внесено свыше 30 тыс. представлений, в суды направлено более 21,2 тыс. исков и заявлений, принесено 1,6 тыс. протестов на незаконные правовые акты. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 31,4 тыс. виновных должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 500 уголовных дел.

Одной из основных причин, способствующих совершению правонарушений в указанной сфере, является неисполнение своих функций контролирующими органами. Поскольку подмена контролирующих органов и дублирование их функций при осуществлении надзорных мероприятий недопустимы, роль органов прокуратуры в противодействии этим правонарушениям в основном должна состоять в надзоре за исполнением законов контролирующими органами. Первостепенное значение при этом должно придаваться выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений в указанной сфере, проверке законности и полноты принятых этими органами мер по устранению нарушений.

нормативным правовым актам, регламентирующим данный вопрос, например, к постановлениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Инструкции по делопроизводству и т.д.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что судебная защита осуществляется всей судебной системой государства, состоящей из нескольких звеньев — судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Представляется, так же, как не может быть ограничено право на обращение в суд первой инстанции, не может быть ограничено право на обращение в суды кассационной и надзорной инстанций.

Список литературы

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПРАВАХ ГРАЖДАН В РФ

Аннакулиев Б.А.

Аннакулиеа Батыр Аннабердиевич — студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет юриспруденции, Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы надзорной функции органов прокуратуры за соблюдением ТК РФ и других актов трудового законодательства. Большой промежуток времени функция надзора за трудовым законодательством находилась в руках профессиональных союзов и технических инспекций труда, которые также находились под их контролем.

На данный момент функцию надзора за соблюдением трудового законодательства осуществляют: федеральный орган контроля за охраной труда, органы прокуратуры, а также специальные органы надзора.

Ключевые слова: работник, надзор, контроль, инспекция труда, трудовое законодательство, акты прокурорского реагирования, проверка, обследования и т.д.

Такое направление деятельности органов прокуратуры, как контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства выступает как один из способов для защиты прав и интересов работников. Проверки, обследования и другие правовые методы, которыми пользуются органы, осуществляющие надзора за соблюдением трудового законодательства являются рычагами для воздействия на субъектов правонарушения и привлечения виновных к ответственности.

Законодатель исходит из того, что каждый гражданин РФ вправе защищать свои права и свободы, в том числе и трудовые, всеми не запрещенными законом способами. К таким способам следует отнести: самозащита своих трудовых прав работником, защита прав и законных интересов работников профессиональными союзами, также осуществление государственного надзора за исполнением трудового законодательства РФ, и судебная порядок защиты нарушенных прав и интересов работников.

Одним из органов государственной власти, на которых возложена функция государственного контроля и надзора в сфере трудового законодательства РФ выступает Прокуратура РФ.

Надзорная деятельность органов прокуратуры за соблюдением трудового законодательства РФ направлена на следующие объекты: федеральные органы исполнительной власти, СК РФ, а также законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления и органы контроля, также субъекты, обеспечивающие права человека в местах принудительного содержания и содействие лицам там находящимся, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Объем, указанных выше органов, достаточно широк, но хотелось бы упомянуть о том, что надзорная деятельность направлена на соблюдение трудового законодательства, но индивидуальные предприниматели, согласно ФЗ о прокуратуре не являются поднадзорным объектом, прямо установленным данным законом. Хотя статистика показывает, что нарушение трудового законодательства ИП намного шире, нежели юридическими лицами. Подобного рода замечания были сделаны многими правоведами — при этом не только включить индивидуальных предприниматель в качестве объектов прокурорского надзора, но более широко установить их права и обязанности.

Для исполнения поставленных перед ними задач, прокуратура РФ обладает рядом функций, полномочий, которые органы прокуратуры исполняют независимо от всех ветвей власти. Следует напомнить, что прокуратура не относится ни к одной ветви власти и является самостоятельным органом. Сотрудники органов прокуратуры участвуют в судебных заседаниях, вправе приносить представление на судебное решение, которое противоречит законодательству РФ, также прокуратура принимает участие в процессе правотворчества, хотя и опосредованно. Они имеют право участвовать в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, также занимаются проведением проверок, рассмотрением жалоб и иных обращений.

Для решения поставленных перед ними задач и осуществления своей компетенции прокуроры применяют акты прокурорского реагирования, которые собственно и выступают мощным орудием борьбы с правонарушителями.

ФЗ «О прокуратуре» устанавливает перечень актов прокурорского реагирования, которые выносятся в порядке общего надзора. Таковыми являются: протест, представление, постановление. Предостережение — также является одним из способов реагирования прокурора, но по нашему мнению, его сложно отнести к актам прокурорского реагирования на нарушение законности. Предостережения направлено на предотвращение правонарушения.

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования сотрудника прокуратуры на выявленные нарушения закона. ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит: «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации». Протест должен быть рассмотрен в течение десяти дней, а в случае протеста на решение законодательного органа субъекта или органа местного самоуправления — на первом ближайшем заседании. В особых случаях, прокурор вправе установить сокращенный срок для рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения протеста должны быть немедленно переданы прокурору в письменном виде. День заседания также должен быть сообщен прокурору заранее, если протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом .

Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий.

Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. А если представление готовится на основе материалов прокурорской проверки.

Основанием для его внесения служат установленные факт нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного нарушения, если оно несет более тяжёлую форму. То, постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 ФЗ «О прокуратуре в РФ». В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: о возбуждении уголовного дела; о возбуждении производства об административном правонарушении.

Надзорная проверка является одним из важнейших способов реализации прокурором своих полномочий. В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор выносит постановление по любому выявленному входе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ либо законом соответствующего субъекта РФ. При всем при этом, указанный федеральный закон не ограничивает сотрудников прокуратуры в кругу, привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц, но и граждан и юридических лиц .

Примером прокурорского реагирования, как постановление может служить проверка исполнения законодательства, устанавливающего порядок проведения обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств. Так же, прокурор может составлять заявление о вынесении судебного приказа, согласно части 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

А также, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером данного заявления о вынесение судебного приказа, может служить коллективное обращение работников о нарушении трудовых прав в связи с невыплатой заработной платы, что является грубым нарушением трудового законодательства. В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Или же, согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Так, рассмотренные документы прокурорского реагирования позволяют сделать вывод, что:

— прокурор приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, а представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором, а также заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

— прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Тем самым, в соответствии с ФЗ о прокуратуре, прокуратура России осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Органы прокуратуры в целом составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ напрямую.

Осуществление ими своих полномочий никак не зависит от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

В РФ также установлен запрет на воздействие, в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

И так, федеральное законодательство устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за правильным исполнением законодательства РФ: органами государственной власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

Кроме того, в РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве гособвинителя. Благодаря прокуратуре отменяется масса правовых актов на всех уровнях нормотворчества. Чаще всего страдают акты органов местного самоуправления.

Причины создания таких актов очевидны: непрофессионализм работников, сложность правовой природы регулируемых правоотношений; несовершенство ФЗ, допускающего неясные, а иногда и противоречивые нормы, и многое другое.

Выявление и устранение названных и других причин незаконности нормативных правовых актов позволит существенно улучшить их качество, но, видимо, какие-то недостатки все, же останутся. Поэтому необходимо установить действенный механизм устранения их незаконности.

Список литературы

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, правовая система «ГАРАНТ».

5. Абдуллаев Э.Э. Защита трудовых прав граждан Российской Федерации методами прокурорского реагирования // Трудовое право в России и за рубежом, 2011.

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Хасанов Д.С.-М.

Хасанов Динислам Солтан-Муратович — студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, факультет юриспруденции, Северо-Кавказская государственная гуманитарно—технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: развитие трудовых правоотношений происходит неуловимо быстро. Соответственно, это создает много проблем, связанных с трудовой деятельностью, в частности с отстранением от работы. Именно подобного рода проблемы описаны в данной статье. Ключевые слова: трудовой договор, место работы, отстранение, трудовые обязанности, работодатель, работник.

Динамика развития социально-экономических отношений не может не оказывать влияния на правовую систему страны и в том числе на трудовые отношения. Каждое изменение в трудовом законодательстве имеет системный характер и воздействует на все институты трудового права. За последние несколько лет было внесено более трехсот поправок в Трудовой

Доброе утро, Василий!

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:
— надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.
Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:

— федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ);

— Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы;

— Государственная жилищная инспекция РФ;

— органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;

— органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);

— территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);

— государственные жилищные инспекции субъектов РФ;

— жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);

— иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации. Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела. О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  3. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.

Юридическая помощь, обращайтесь.

Спасибо сказали 48 человек

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *