Профессиональный стандарт провизора

№ 9 (149) ноябрь, 2016

РЕМШиУМ

привслжье

В.Н. ЛАЗАРЕВ, профессор кафедры профилактической медицины факультета повышения квалификации врачей

ГБОУ ВПО НижГМА Минздрава России, И.С. ФИЛОНЕНКО, аспирант кафедры профилактической медицины ФПКВ НижГМА,

председатель правления НРОО «Ассоциация специалистов по организации здравоохранения»

Профессиональные стандарты

Профессиональные стандарты введены на территории РФ с 01.07.2016 года на основании 122-ФЗ от 02.05.2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В главе 31 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ введены понятия: квалификация работника, профессиональный стандарт.

История появления профессиональных стандартов:

Термин «профессиональный стандарт» официально впервые использован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 года № 222 в рамках программы социальных реформ 1996-2000 годов, в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей появилось Национальное агентство развития квалификации, в 2007 году разработан пер-

Единые принципы профессиональных стандартов — это партнерство и интеграция интересов работников, работодателей и государства; непрерывность профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; единство в определении наименования профессий (должностей) работников, уровней их квалификации; введение требований, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения.

вый макет профессионального стандарта, тогда же появились первые профессиональные стандарты, в 2010 году в Перечне поручений Президента РФ были установлены сроки разработки профессиональных стандартов в высокотехнологичных областях, в 2011 году Правительством РФ утверждено Агентство стратегических инициатив, разрабатывающее «Национальную систему фальсификаций и компетенций», утвержден план разработки профессиональных стандартов до 2015 года.

Экспертами Министерства труда за период 2012-2015 гг. были подготовлены и утверждены макеты профессиональных стандартов, разработаны нормативные документы, методические рекомендации, 30.10.2013 года были приняты первые профессиональные стандарты.

Ввиду введения профессиональных стандартов следует обратить внимание:

Работодателям необходимо учитывать профессиональные стандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций и тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам, установлении системы оплаты труда с учетом осо-

В.Н. Лазарев

И.С. Филоненко

бенностей организации производства, труда и управления.

Работодатель может проводить профессиональную сертификацию соответствия работника профессиональному стандарту как самостоятельно, так и через независимые центры оценки и присвоения квалификации.

пшшиим

приволжье

№ 9 (149) ноябрь, 2016

Особое внимание следует обратить на то, что для государственных, муниципальных и бюджетных организаций все стандарты обязательны.

Для коммерческих организаций: соответствие необходимо тем стандартам, где прописаны квалификационные требования.

Проверка будет осуществляться инспекцией по труду (несоответствие работника трудовому стандарту предусмотрена КоАП РФ ст. 5.27).

Образовательным организациям профессионального образования необходимо учитывать профессиональные стандарты при разработке профессиональных образовательных программ, при разработке в установленном порядке федеральных государственных стандартов профессионального образования.

В настоящий момент ведется отбор экзаменационных центров, формирование баз экспертиз, участие в разработке, обсуждении и апробации оценочных средств.

Профессиональные стандарты обеспечивают взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяют качественную характеристику запроса работодателя, т. е. стимулируют работника к повышению квалификации, аттестации, развитию в рамках систем профессионального образования, отвечающим потребностям отрасли, организаций и учреждений.

Если работник не соответствует профессиональному стандарту: обучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РИСУНОК 1

[

проходит за счет организации, при ученическом договоре — за собственный, в противном случае ожидает или перевод на другую должность, или увольнение.

Отмены единых квалификационных справочников работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКТС и ЕКС) не будет ввиду наличия зависимости в Трудовом кодексе РФ (ст. 57) наименования профессии и должности от предоставленных компенсаций и льгот или наличием ограничений.

Введение в действие профессионального стандарта проводится в 3 этапа:

1. Внесение сведений об утвержденном профессиональном стандарте в Общероссийский реестр профессиональных стандартов (основание — решение комиссии Национального агентства развития квалификации (далее НАРК), на данном этапе происходит его внесение в электронный архив НАРК.

2. Размещение утвержденного профессионального стандарта на веб-сайте НАРК Ьир://рспп.рф, информирование заинтересованных сторон о размещении профессионального стандарта на веб-сайте (с этого момента профессиональный стандарт считается введенным в действие).

3. Публикация профессионального стандарта и направление его по принадлежности разработчикам и другим заинтересованным лицам.

Специалист по управлению персоналом (примеры квалификационных уровней) КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ 5

НАИМЕНОВАНИЕ ОБОБЩЕННОЙ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЯ

к образованию к дополнительному образованию к опыту работы

Документальное обеспечение работы с персоналом 5 Среднее профессиональное образование — программа подготовки специалистов среднего звена Дополнительное профобразование — программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации Нет

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ 6

НАИМЕНОВАНИЕ ОБОБЩЕННОЙ ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЯ

к образованию к дополнительному образованию к опыту работы

Деятельность по оценке и аттестации персонала 6 Высшее образование Дополнительное профобразование — программы повышения квалификации Нет

Профессиональный стандарт определяет не должность, а профессию.

Разрабатываются профессиональные стандарты с учетом квалификационного уровня (определяющего уровень оплаты труда) работника, позволяющие ему выполнять свои профессиональные обязанности.

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии с Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» под 9 квалификационных уровней (9 — максимальное количество уровней, предусмотренных профессиональными стандартами, есть профессии с меньшим количеством уровней).

Уровни квалификации содержат:

— требования к образованию и обучению работников,

— содержат показатели «полномочий и ответственности», «характера умений», «характера знаний», основные пути достижения квалификации»,

— определяют требования к умениям, знанию, в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Пример показателей 1-го уровня:

Полномочия и ответственность: деятельность под руководством, индивидуальная ответственность.

Характер умений: выполнение стандартных заданий (обычно физический труд).

Характер знаний: применение элементарных фактических знаний и/или ограниченного круга специальных знаний.

Основные пути достижения уровня квалификации: краткосрочное обучение или инструктаж, практический опыт.

Пример показателей 9-го уровня:

Полномочия и ответственность: определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 9 (149) ноябрь, 2016

РЕМШиУМ

привслжье

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Характер умений: решение задач методологического, исследовательского или проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.

Характер знаний: создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассисентуры-стажировки, дополнительные профессиональные программы, практический опыт.

Для примера разных квалификационных уровней (в рамках одной профессии) приведен специалист по управлению персоналом (5-го, 6-го квалификационного уровня, рис. 1).

Структура профессионального стандарта установлена Министерством труда от 12.04.13 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014):

— обобщение функции,

— квалификационный уровень,

— трудовые функции и действия,

— знания и умения,

— как может называться должность, по которой работник не будет выполнять эти функции, какое он должен иметь образование и опыт работы.

Профессиональные стандарты в здравоохранении.

Разработано 4 профессиональных стандарта:

♦ специалист по педиатрии,

♦ врач-стоматолог,

♦ специалист по медико-профилактическому делу,

♦ младший медицинский работник.

В 2016 году планируется разработка

еще 5 профессиональных стандартов:

♦ врача-дерматовенеролога,

♦ специалиста в области клинико-лабораторной диагностики,

♦ специалиста по психиатрии,

♦ специалиста по офтальмологии,

♦ специалиста по уходу за больными людьми.

В отношении введения профессиональных стандартов были заданы

вопросы специалистам, работающим в медицинских учреждениях:

По мнению руководителей медицинских учреждений и работников кадровой службы, в переходный период введение профессиональных стандартов не значительно повлияет на качество работы, оплату труда, собственную активность специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководствуются тем, что среди утвержденных стандартов (их в настоящее время более 800), работодателю дано право устанавливать низкие требования к квалификации, тем самым работников низкого уровня квалификации (до 3-го) данные нововведения могут не коснуться.

Однако, что касается профессиональных стандартов, в которых предусмотрены не только трудовые функции, работодатели подробно изучают нормативную базу, выявляя: какие профессиональные стандарты и по каким специальностям очевидно будут обязательны: требования к квалификации, чтобы были предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами, т. к. «совпадающие» требования, указанные во всех этих документах, являются обязательными.

Изучение данной нормативной базы касается и тех специальностей, по которым профессиональный стандарт не разработан, т. к. фактически при принятии профессионального стандарта Минтрудом России (утверждении

ведомственного нормативно-правового акта — приказа о принятии профессионального стандарта), делает его в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» обязательным к применению.

Соответственно, работодатели стремятся заблаговременно выполнить «Требования к образованию и обучению» специалистов, заложенные в макете профессионального стандарта и являющиеся квалификационным требованием, от выполнения которого зависит возможность специалиста занимать соответствующую должность, а работодателю и кадровой службе — обосновать размер заработной платы специалиста, квалификация которого должна быть подтверждена.

Связана подготовка с тем, что в случае несоответствия работника трудовому стандарту предусмотрена административная ответственность к должностным лицам и учреждению (со стороны трудовой инспекции), а также штрафные санкции со стороны страховых медицинских компаний, Фонда обязательного медицинского страхования за начисление заработной платы сотруднику, не соответствующему профессиональному стандарту.

При кадровом аудите учреждения также стоит обратить внимание на «требования к опыту практической работы» ввиду того, что специалист может быть

Разработан и в ближайшее время будет утвержден Профессиональный стандарт для участковых врачей-педиатров, сообщил директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей», главный педиатр России Александр Баранов: «Мы

разработали его, согласовали с Союзом педиатров России, Национальной медицинской палатой и представили Министерству труда и социальной защиты РФ», — рассказал Александр Баранов. Он отметил, что в соответствии с базовым стандартом «Специалист по педиатрии», который был принят в 2015 году, педиатр может занимать 34 должности. В новом стандарте детально прописаны функции участковых врачей-педиатров: лечебная, диагностическая, реабилитационная, профилактическая, организационная. Помимо алгоритма деятельности работающих специалистов, стандарт систематизирует этапы профессионального роста участковых врачей-педиатров.Александр Баранов отметил актуальность стандарта участкового врача-педиатра, который становится центральной фигурой в амбулаторно-поликлиническом звене, на которое делается акцент в современной медицине.

Профессиональный стандарт будет находиться в открытом доступе, с функциями участкового врача-педиатра смогут познакомиться родители. Что, как рассчитывают руководители отрасли, станет дополнительным стимулом для врачей лучше выполнять свои обязанности и профессионально расти.

ЯпшШиим

приволжье

№ 9 (149) ноябрь, 2016

ГЛАВНАЯ ТЕМА

обучен для более высокой квалификационной категории, однако недостаток опыта практической работы может исключить возможность в настоящий момент соответствовать более высокому квалификационному уровню, что будет определять соответствие занимаемой должности и установление уровня заработной платы.

В настоящее время не существует единого подхода по введению профессиональных стандартов в учреждениях, официального моратория на проверки учреждений надзорными органами нет, однако существуют предпосылки, позволяющие сделать вывод о том, что данному вопросу стоит уделить внимание.

Как ни парадоксально, но уже сложилась до вступления изменений ТК РФ (от 01.07.2016 года) в части профессиональных стандартов в законную силу судебная практика по обязательности применения требований к работнику, идентичная по духу закона профессиональным стандартам, введенным спустя более чем полгода от вынесенного решения.

Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 № АКПИ15-388 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37».

Оспаривалась необходимость применения федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований для каждого вида, уровня или направленности образования.

Судом было установлено, что оспариваемые положения прав и законных интересов заявителя не нарушают и действующему законодательству не противоречат.

Резюмируя данную практику и действующую нормативную базу, применение профессиональных стандартов обязательно на территории Российской Федерации, отделы кадров учреждений обязаны отслеживать изменения законодательства и уведомлять руководите-

ля организации, чтобы избежать штрафных санкций со стороны надзорных органов, а также злоупотреблений со стороны сотрудников учреждения.

Литература:

1. Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 «Обутверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

3. Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 № АКПИ15-388 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37».

4. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Трудовой кодекс РФ, статьи 195.1, 330.2, 81,12.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПРОВИЗОР»

Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 09.03.2016 № 91н утвердило профессиональный стандарт «Провизор». Относительно темы применения стандарта в реальной аптечной повседневности директором Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», которое является ответственной организацией — разработчиком стандарта, Елена Неволина отметила, что ПС «Провизор» должен являться для работодателя основой при составлении должностной инструкции и трудового договора с сотрудником, в котором прописаны его трудовые функции. Не исключено, что теперь в трудовых договорах в массовом порядке появится следующая формулировка, описывающая обязанности работника: «…совершать трудовые действия, обладать необходимыми умениями и знаниями согласно профессиональному стандарту «Провизор». С другой стороны, ПС может являться ориентиром и для заключающего договор провизора. Например, последний может отказаться от тех функций, которые отсутствуют в стандарте, либо согласиться исполнять их на особых условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несоответствие требованиям ПС «Провизор» подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нор-

мативных актов, содержащих нормы трудового права». По ней предусмотрены следующие административный штрафы работодателю: для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

Для профессионалов отрасли не секрет, что отличает банальную продажу от профессионального отпуска лекарства. Ответ очевиден — в первую очередь консультирование по вопросам, связанным с выбором и применением лекарств.

В ПС «Провизор» этой теме уделено пристальное внимание. В частности, среди трудовых действий в рамках функции «розничная торговля, отпуск ЛП» значатся:

♦ консультировать по группам ЛП и синонимам в рамках одного МНН и ценам на них;

♦ осуществлять отпуск ЛП по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей, другими ЛП.

«Мы хотим, чтобы консультационная функция стала опять обязательной», — резюмирует Елена Неволина. Таким образом, фармконсультирование становится знаком профессии, а также ее щитом, защищающим от проникнове-

ния в лекарственную отрасль непрофессионалов.

Выпускники 2016 года уже учились по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в котором особое внимание уделяется практическим навыкам, поэтому в наших фармву-зах открываются учебные аптеки, являющиеся мостиком между образовательными и профессиональными стандартами. И посередине этого моста — процедура аккредитации фармацевтов и провизоров, которая подтверждает, что они готовы квалифицированно совершать прописанные в стандарте трудовые действия и обладают необходимыми знаниями и умениями.

Фармацевты, в отличие от провизоров, перейдут на процедуру аккредитации в 2018 г.; принятие профессионального стандарта «Фармацевт», скорее всего, произойдет до этого события — возможно, в начале 2017 г. Поживем — увидим, чем будут отличаться ПС «Провизор» и ПС «Фармацевт». Ведь на практике сейчас функции провизоров-первостольников и фармацевтов-первостольников почти не различаются. То же самое можно сказать и об их зарплатах.

Ранее «Катрен-Стиль» уже писал о разработанных и вступивших в силу в 2016 г. и начале 2017 г. профессиональных стандартах «Провизор», «Фармацевт» и «Фармацевтический инспектор». Теперь поезд прибыл на следующую станцию — дело дошло до заведующих, провизоров-аналитиков и фармспециалистов, трудящихся на производстве. Сегодня мы подробно разберем этот документ и попытаемся разобраться, решена ли теперь проблема невозможности исполнения обязанностей первостольника заведующим аптекой с сертификатом «Управление и экономика фармации».

Наш эксперт

Елена Неволина

исполнительный директор ассоцииаций «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»

В начале июня текущего года Минюст РФ зарегистрировал очередные приказы Минтруда РФ:

  • от 22.05.2017 № 427н, утверждающий профессиональный стандарт (ПС) «Провизор-аналитик»;
  • от 22.05.2017 № 428н, утверждающий ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»;
  • от 22.05.2017 № 430н, включающий ПС «Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств».

Приказы действуют с 18 июня 2017 г. К сфере фармритейла прямое отношение имеют первые два из них. В данной статье рассмотрим профстандарт специалиста в области управления, во второй части уделив внимание трем практическим вопросам его применения.

Среди разработчиков ПС — Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата». Исполнительный директор этих профессиональных объединений Елена Неволина дает пояснения для наших читателей.

Длинное название

В начале о длинном названии ПС — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — аж 6 слов. По словам Елены Неволиной, однозначного термина, лаконичного решения в случае с «фармуправленцем» в данном случае не нашлось.

Во-первых, потому что в приказах Минздрава применяются разные термины — заведующий, директор, начальник (не говоря уже о заместителях), а номенклатуру Минздрава и терминологию нормативно-правовых актов обойти невозможно. «Поскольку в приказах Минздрава обозначен диапазон должностей и имеет место вариативность их названий, — поясняет Елена Неволина, — разработчики нашли объединяющее понятие, которое гармонично встраивается в действующее законодательство».

Таким понятием оказалось «управление фармацевтической деятельностью», поскольку термин «фармацевтическая деятельность» включен в Закон «Об обращении лекарственных средств», а специальность носит название «Управление и экономика фармации (УЭФ)».

Немного общей информации

Приказ № 428н является профстандартом для:

  • директоров/заведующих аптечной организации и их заместителей;
  • заведующих структурными подразделениями (отделами) аптечной организации;
  • заведующих складом организации оптовой торговли лекарственными средствами и их заместителей.

Требования к их образованию и обучению нижеследующие:

  • не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармобразования или пяти в случае среднего фармобразования;
  • интернатура/ординатура и профессиональная переподготовка по специальности «УЭФ»;
  • наличие сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста;
  • обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медосмотры;
  • обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подробнее об этом см. в ссылках 4–6 профстандарта).

С принципом, согласно которому составлен ПС специалиста по управлению, фармспециалисты уже знакомы по предыдущим профстандартам. По каждой из трудовых функций идет перечисление:

а) трудовых действий, б) необходимых умений, в) необходимых знаний,

которыми должен обладать и которые обязан осуществлять специалист. Всё это оформлено в виде таблиц, что удобнее для восприятия, чем обычные тексты.

Всего трудовых функций (далее — ТФ) в профстандарте специалиста по управлению шесть:

  1. Планирование деятельности фарморганизации
  2. Организация ее ресурсного обеспечения
  3. Организация работы персонала
  4. Управление качеством результатов текущей деятельности
  5. Организация информационной и консультационной помощи для населения и медработников
  6. Управление финансово-экономической деятельностью

Действия. Умения. Знания.

Действий, умений, знаний в данном ПС больше 170‑ти. И первый вопрос, который возникает даже прежде знакомства с ними, — должен ли каждый заведующий, или заместитель, или завотделом исполнять все эти действия и обладать всеми этими знаниями и умениями?

Вопрос не праздный. Ведь профстандарты утверждены приказами Минздрава, следовательно, несоответствие их положениям — в данном случае неосуществление тех или иных трудовых действий или отсутствие необходимых знаний, навыков — чревато привлечением к административной ответственности согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Возьмем, например, 6‑ю ТФ. Почти все перечисленные в ее таблице действия-умения-знания обычно входят в компетенцию директоров, заведующих аптекой, но в то же время они далеко не всегда касаются заместителей и почти никогда не касаются заведующих отделами аптеки. Или, например, 5‑я ТФ включает организацию опросов медработников для выявления их информационных потребностей, а многие ли аптеки делают это? Ну и так далее, подобных примеров из профстандартов можно привести множество.

На случай проверки

Не исключено, что какой‑нибудь чрезмерно ретивый инспектор на этом основании придерется к руководящему аптечному работнику, который, по его мнению, осуществляет не все трудовые действия профстандарта, обладает не всеми перечисленными в нем умениями и знаниями. Будет ли он прав и как от этого защититься?

Ответить на этот вопрос помогают статья 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» и пункт 6 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253. Из них вытекает, что обязательными являются те требования к квалификации работников — то есть действия, умения, знания, — которые, помимо профстандарта, установлены самим ТК, другими федеральными законами, прочими нормативными правовыми актами (постановления Правительства РФ, приказы Минздрава и т. д.). Остальные требования к квалификации носят рекомендательный характер.

Для наглядности проиллюстрируем примером. Одно из трудовых действий в рамках пятой ТФ — прием извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Это действие является обязательным, поскольку оно прописано также в статье 64 «Фармаконадзор» Закона «Об обращении лекарственных средств» и других нормативных правовых актах на эту тему. Таким образом, за неосуществление этого действия могут оштрафовать.

А вот опрос медработников, о котором говорилось выше, другими актами не предусмотрен, поэтому его следует осуществлять в случае рабочей необходимости. Например, если в радиусе километра-двух от городской аптеки нет ни одного медучреждения, то необходимость в этом, скорее всего, отпадает. На случай проверки следует знать, что привлечение к административной ответственности за неосуществление таких рекомендательных (согласно ТК) действий неправомерно.

Кстати, одним из умений специалиста по управлению — в рамках ТФ «Организация работы персонала» — является составление функционально-должностных инструкций (далее — ФДИ) сотрудников. В них, в частности, заносятся и трудовые действия — они же обязанности — фармспециалиста. В связи с этим Елена Неволина подчеркивает: «Переносить из ПС в ФДИ все трудовые действия необязательно и нецелесообразно. В инструкцию следует включать только те из них, которые действительно необходимы на конкретном рабочем месте».

Можно ли подменить первостольника?

Следующий практический вопрос связан с противоестественной ситуацией, сложившейся в отрасли «благодаря» одной из, мягко говоря, причуд действующего законодательства. Речь идет о том, что имели место случаи привлечения к административной ответственности аптечных руководителей, обладателей сертификата по специальности «УЭФ», когда проверяющие инспекторы заставали их работающими за первым столом, быть может, подменяющими на несколько минут, часов или дней фармацевта или провизора-первостольника. «Катрен-Стиль» уже подробно писал на эту тему.

Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения» (содержатся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника…» (ЕКС)), среди должностных обязанностей заведующего/директора не значатся отпуск лекарственных средств и другие «первостольные действия», а у провизора и фармацевта, обладателей сертификата «Фармацевтическая технология», — значатся. Следовательно, заведующему, как полагают некоторые проверяющие, — чтобы работать за первым столом — надо иметь сертификат технолога. А если его нет, будьте добры быть оштрафованным.

Изменилось ли что‑либо в этом плане после вступления в силу приказа № 428н? Отвечая на этот вопрос, Елена Неволина в первую очередь отмечает, что прямого указания о том, что специалист в области управления должен/может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармконсультирование, в новом профстандарте нет. В то же время она подчеркивает, что многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС специалиста по управлению, — например, организацию деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах подчиненных.

Основываясь на этом соображении, Елена Неволина обозначает один из возможных путей решения проблемы. Заведующий аптекой может включить трудовые действия первостольника в свою ФДИ, и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отлучился или болен.

Проиллюстрируем мысль Елены Неволиной примером. В первую ТФ стандарта включено следующее умение: «проводить анализ методов и способов продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента…». Елена Неволина полагает, что на основании данной нормы профстандарта можно перенести этот фрагмент в ФДИ аптечного руководителя, добавив к нему фразу «путем непосредственного участия в их реализации, приемки, хранения и т. д.».

Еще один важный довод против возможных претензий проверяющих. Согласно п. 5 и «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), у руководителя аптечной организации должно быть либо высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее 3‑х лет, либо среднее фармобразование и стаж по специальности не менее 5‑ти лет, а также наличие сертификата специалиста.

«Понятно, что в данном случае речь идет о стаже работы по специальности «Фармация», — уточняет Елена Неволина. — Накопив практический опыт по этой специальности, будущий руководитель получает затем дополнительное профессиональное образование по специальности «УЭФ» и приступает к управлению фармдеятельностью».

Елена Неволина также обращает внимание, что в Положении говорится о наличии сертификата, а не сертификатов. Таким образом, проверяющий — если он знает данную норму Положения и следует ей — обязан понимать, что невозможно стать заведующим аптекой, не пройдя, в частности, через работу первостольником, обладателем сертификата по специальности «Фармацевтическая технология».

Пожелание

С одной стороны, приведенные доводы логичны. С другой — ведь все‑таки штрафуют, потому что аптечные работники нередко имеют дело с инспекторами-крючкотворами.

Отсюда пожелание. У нас ведь уже традиционно повелось — поправлять законы и приказы после их вступления в силу. Абсурдность ситуации с фактическим запретом держателю сертификата «УЭФ» работать за первым столом почти общепризнана. Поэтому было бы очень желательно ее исправить, то есть включить первостольные трудовые действия и умения в ПС специалиста по управлению, внеся изменения в приказ № 428н.

И не только для того, чтобы заведующий и его заместитель могли иногда подменить первостольника. Не следует забывать и об аптеках, обслуживающих сельскую местность, малонаселенные районы. Там руководитель и первостольник зачастую представлены в одном лице. Не стоит и им создавать на ровном месте излишние трудности.

Профстандарт или ЕКС

В заключение ответим на вопрос, чем теперь руководствоваться, приказом № 541 об утверждении ЕКС или профстандартом приказа № 428н. Разъяснения Минтруда на сей счет таковы: руководитель самостоятельно определяет, какой из этих актов он использует, за исключением случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами РФ.

Это, например, означает, что если заваптекой придерживается профстандарта, то он должен соблюдать нормы 541‑го приказа только в той части, в которой в каком‑либо законе, приказе или постановлении имеется на то прямое указание. Кстати, распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487‑р предусмотрена замена в будущем ЕКС на профстандарты. Это подтверждает и информация Минтруда, в которой, однако, отмечается, что такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Елена Неволина озвучивает еще один довод отдать предпочтение ПС специалиста по управлению. Должностные обязанности директора в ЕКС прописаны таким образом, как будто речь идет скорее о руководителе вообще, а не конкретно фарморганизации. «Преимущество профстандарта не только в том, что в нем трудовые функции, действия и т. д. изложены более подробно, — подчеркивает Елена Неволина, — но и в том, что из их содержания однозначно следует, что это стандарт руководителя именно фарморганизации».

Что ж, два приведенных обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что профстандарт более актуален. Еще бы внести в него изменение, о котором говорилось выше… С надеждой ждем новостей от разработчиков.

Теперь точно известно, что должен знать, уметь и делать на своем рабочем месте провизор. Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 09.03.2016 № 91н утвердило Профессиональный стандарт «Провизор». Ранее подобной единой инструкции, фиксирующего все требования к профессии, не было. Бумага бумагой, но имеет ли ее появление какой‑либо практический смысл для первостольников и руководителей аптек? Попробуем ответить на этот и другие вопросы вместе с Еленой Неволиной, исполнительным директором Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», которое является ответственной организацией — разработчиком стандарта.

Общие сведения

Начнем с того, что Профессиональный стандарт «Провизор» (далее «ПС») из себя представляет. Он состоит из трех разделов. В разделе I — Общие сведения:

  • наименование вида профессиональной деятельности — организация и ведение фармдеятельности в сфере обращения лекарственных средств;
  • цель деятельности — обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами (далее — ЛП) и другими товарами аптечного ассортимента (далее ТАА).

В разделе II — Описание трудовых функций провизора. Перечислим их:

  • оптовая и розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА;
  • проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА;
  • обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА;
  • информирование населения и медицинских работников о ЛП и других ТАА;
  • изготовление ЛП в условиях аптечных организаций (этот пункт касается только аптек с рецептурно-производственным отделом).

Мастер-класс

В разделе III можно найти возможные наименования провизорских должностей, предлагаемых стандартом, — »провизор» и «провизор-технолог», то есть в этом нет никаких изменений. Разумеется, обязательно наличие высшего фармобразования (уровень — специалитет, то есть классическое 5‑летнее высшее образование) и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Ниже в ПС следует перечисление дополнительных — то есть не обязательных, но весьма желательных — путей профессионального развития провизора: программы переподготовки, стажировки, тренинги, дистанционные образовательные технологии (включая вебинары), участие в конференциях, конгрессах, мастер-классах. Как говорится, кто бы отказался. Любой первостольник с радостью сменит хотя бы на несколько дней или часов рутину аптечной повседневности на мастер-класс, стажировку или конференции, к тому же с перспективой профессионального роста. Но для этого, как говорил главный герой фильма «Вокзал для двоих», его должны «хотя бы один раз послать» на такие мероприятия.

Особое условие допуска к провизорской работе — прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также, в случае необходимости, внеочередных медицинских осмотров.

ФармацЕя, или Наш подпоручик Киже

В одной из частей раздела III привлекает внимание наименование нашей специальности согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) — »фармацея». Именно так, через «е».

Это совсем не ошибка разработчиков, разъясняет Елена Неволина, исполнительный директор ответственной организации — разработчика стандарта: «Наша специальность называется «фармация». Ошибка допущена в ОКСО. Классификатор этот ведет Министерство образования и науки. В ходе работы над стандартом мы написали в Минобрнауки с просьбой исправить ошибку. Выяснилось, что это казус составителя классификатора, который, видимо, решил, что раз «фармацЕвты», то и специальность пишется через «е» — »фармацЕя». Проблема в том, что пока ОКСО не будет переиздан, эту ошибку в действующем классификаторе исправить невозможно». Елена Неволина далее рассказывает, что поначалу разработчики, конечно же, указали в стандарте корректное наименование специальности «фармация», но Минюст вернул ПС обратно именно на том основании, что оно не совпадает с наименованием, указанным в ОКСО.

Вот такой анекдот. Некто — вероятно, не имевший фармобразования, — допустил ошибку в одном классификаторе — и «вся отраслевая рать» не в силах эту ошибку исправить. И теперь гуляет она по нормативным правовым актам, смущая профессионалов. Есть такое расхожее словосочетание «буква закона». В данном случае буквально одна буква — как тот самый рожденный пером чиновника подпоручик Киже — устроила веселый концерт над здравым смыслом.

Стандарт обязателен

В разделе III по каждой из приведенных выше трудовых функций провизора перечисляются: а) трудовые действия, б) необходимые умения, в) необходимые знания, г) другие характеристики. Но прежде чем перейти к ним, выясним, имеет ли ПС «Провизор» обязательный или, например, желательный (рекомендательный) характер.

Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14–0/10/13–2253 поясняет, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ. Елена Неволина в связи с этим исчерпывающе заключает: «Для провизоров, занимающихся фармацевтической деятельностью, профессиональные стандарты обязательны по той причине, что требования к их квалификации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Относительно темы применения стандарта в реальной аптечной повседневности Елена Неволина отметила, что ПС «Провизор» будет являться для работодателя основой при составлении должностной инструкции и трудового договора с сотрудником, в котором прописаны его трудовые функции. Не исключено, что теперь в трудовых договорах в массовом порядке появится следующая формулировка, описывающая обязанности работника: «…совершать трудовые действия, обладать необходимыми умениями и знаниями согласно профессиональному стандарту «Провизор».

С другой стороны, ПС может являться ориентиром и для заключающего договор провизора. Например, последний может отказаться от тех функций, которые отсутствуют в стандарте, либо согласиться исполнять их на особых условиях.

Несоответствие требованиям ПС «Провизор» подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права». По ней предусмотрены следующие административный штрафы: для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 1000 руб. до 5000 руб., для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. Отметим, что штрафы налагаются не на работника, а на того, у кого он работает.

Консультирование: знак и щит профессии

Для профессионалов отрасли не секрет, что наша профессия подвергается определенному давлению со стороны тех, кто хочет продавать лекарства — пусть даже безрецептурные — не являясь при этом фарморганизацией, то есть не имея лицензии, диплома и т. д. Что отличает банальную продажу от профессионального отпуска лекарства? Ответ очевиден — в первую очередь консультирование по вопросам, связанным с выбором и применением лекарств.

В ПС «Провизор» этой теме уделено пристальное внимание. В частности, среди трудовых действий в рамках функции «розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА» значатся:

  • консультировать по группам ЛП и синонимам в рамках одного МНН и ценам на них;
  • осуществлять отпуск ЛП по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей, другими ЛП и ТАА.

Елена Неволина напоминает, что прерогатива продавать лекарства исключительно в аптеках, установленная еще Петром I, сохранилась до нашего времени именно потому, что отпуск лекарств требует грамотного консультирования. «У нас эта функция практически утрачена, — сожалеет исполнительный директор «Аптечной гильдии», — поэтому те, кто призывает разрешить продавать лекарства в супермаркетах, козыряют аргументом, что и в аптеках в наши дни редко когда консультируют».

«Вот мы и хотим, чтобы консультационная функция стала опять обязательной», — резюмирует Елена Неволина. Таким образом, путем акцентирования в ПС «Провизор», фармконсультирование становится знаком профессии, а также ее щитом, защищающим от проникновения в лекарственную отрасль непрофессионалов. Ведь если консультирование будет обязательным, то продажа лекарств в супермаркетах без лицензирования объекта станет невозможной.

Другие действия и умения

Все трудовые действия, умения и знания, включенные в ПС, в рамках статьи не перечислить. Упомянем только те из них, которые также входят в упомянутую выше функцию «розничная торговля…»:

  • делать фармацевтическую экспертизу рецептов и требований, проверку оформления их прописи, способа применения, безопасности ЛП в отношении лекарственной формы, дозировки, взаимодействия с другими лекарствами, указанными в рецепте;
  • таксировать рецепты и требования, регистрировать их;
  • осуществлять контроль при отпуске, в частности, целостности упаковки, правильности маркировки, соответствия наименования рецепту, дозировки (в том числе сильнодействующих и других ЛП) и т. д.
  • принимать решения о замене выписанного ЛП на синонимы и аналогичные препараты, в установленном порядке;
  • осуществлять предпродажную подготовку, организацию и проведение выкладки ЛП и других ТАА в торговом зале и на витринах;
  • уметь вести кассовую, отчетную, организационно-распорядительную документацию;
  • изучать спрос; и т. д.

В «необходимых умениях» провизора в основном повторяются перечисленные выше трудовые действия с некоторыми дополнениями. Например, провизор должен также уметь:

  • интерпретировать положения законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и других ТАА;
  • пользоваться компьютерными системами, принятыми в аптечных организациях;
  • осуществлять эффективные коммуникации с коллегами и пациентами при решении профессиональных задач. Здесь речь идет, например, о взаимодействии с врачами в случае выявления каких‑либо проблем, связанных с содержанием рецепта и назначенными препаратами;
  • вести предметно-количественный учет ЛП; и т. д.

Мост между вузом и работой

Дело остается за «малым» — как провизору получить все эти перечисленные умения и знания, большинство из которых носят практический характер? При поиске ответа на этот вопрос выясняется, что появление ПС «Провизор» было подготовлено предшествующими изменениями в системе высшего фармобразования.

Елена Неволина напоминает, что выпускники 2016 г. уже учились по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в котором особое внимание уделяется практическим навыкам. Именно поэтому в наших фармвузах — как, например, на фармфакультете Первого МГМУ — открываются учебные аптеки. Это и есть мост между образовательными и профессиональными стандартами, между «заточенным» на практические навыки обучением и практикой.

И посередине этого моста — процедура аккредитации фармацевтов и провизоров, которая также вводится в текущем году. Что означает успешное прохождение выпускником фармвуза аккредитации? То, что он готов квалифицированно совершать прописанные в стандарте трудовые действия и обладает также необходимыми знаниями и умениями, указанными в том же ПС.

Мост под названием «образовательный стандарт с уклоном на практические навыки — аккредитация специалиста — профессиональный стандарт», похоже, выстроен последовательно, логично и взаимосвязанно. Теперь вопрос в том, как он будет работать.

Магистр-провизор и бакалавр-фармацевт

А как обстоит дело со стандартом для фармацевтов? Согласно Елене Неволиной, он фактически уже сделан и даже прошел общественное обсуждение. Его разработчиком выступила Национальная фармацевтическая палата. Фармацевты, в отличие от провизоров, перейдут на процедуру аккредитации в 2018 г.; принятие Профессионального стандарта «Фармацевт», скорее всего, произойдет до этого события — возможно, в начале 2017 г.

Поживем — увидим, чем будут отличаться ПС «Провизор» и ПС «Фармацевт». Ведь на практике сейчас функции провизоров-первостольников и фармацевтов-первостольников почти не различаются. То же самое можно сказать и об их зарплатах.

Можно выразить надежду, что перемены в отрасли, с одной стороны, ликвидируют эту уравниловку, а с другой — поднимут престиж российского фармобразования в целом, вне зависимости от уровня. Профессиональная практика всё больше указывает на то, что стоит подумать о переходе от специалитета (5 лет) к двухуровневой системе бакалавр (4 года, фармацевт) — магистр (еще два года, провизор). Иначе обоим трудно соответствовать стандартам и требованиям, которые к ним предъявляются.

Итак, теперь, благодаря инструкциям приказа 91н, в одном документе четко зафиксировано, что провизор должен уметь делать, так сказать, описан «идеал провизора». Остальное выходит за рамки его функций. Но, посмотрим, могут ли идеалы появляться одними приказами.

Минтруд РФ утвердил профессиональные стандарты «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и «Провизор-аналитик». Соответствующие приказы об утверждении (№ 427н от 22.05.2017 и № 428н от 22.05.2017) были опубликованы в начале июня на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новые стандарты перечисляют все требования к знаниям и навыкам, которыми должны обладать специалисты в области управления и провизоры-аналитики. Также документ описывает трудовые функции, которые работнику необходимо исполнять на рабочем месте.

Основной целью деятельности профессий в приказе называется «Удовлетворение потребностей потребителей в безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратах, медицинских изделиях и других товарах, разрешенных для реализации и/или отпуска в фармацевтической организации».

Согласно принятым стандартам специалист в области управления фармацевтической деятельностью может занимать следующие должности: директор (заместитель директора) аптечной организации, заведующий (заместитель заведующего) складом оптовой торговли ЛС, начальник структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Провизору-аналитику прописаны следующие должности: провизор-аналитик и заведующий структурным подразделением (отделом) аптечной организации.

Ознакомиться с полными текстами новых профессиональных стандартов можно по ссылкам:

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 № 428н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 № 427н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик»»

Это уже не первый раз, когда Минтруд занимается разработкой профессиональных стандартов для работников аптечной сферы. В марте 2016 года был введен стандарт «Провизор», а в декабре был разработан профстандарт «Фармацевт».

Официальный интернет-портал правовой информации

«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»»

«Об утверждении профессионального стандарта «Провизор-аналитик»»

«Катрен-Стиль»

Минтруд подготовил проект профессионального стандарта «Фармацевт»

Введен новый профессиональный стандарт «Провизор»

Согласно данным открытых источников на сегодняшний день (на момент написания этой статьи – 10 мая 2018 г.) в России в 3538 аптеках имеются вакантные должности. Что очень и очень немало. Поэтому не случайно, что для многих аптек весьма актуален вопрос совмещения должностей. И в первую очередь возможность совмещения должностей управленческих и, так сказать, «полевых», т.е. ситуации, когда заведующий аптекой выполняет обязанности по отпуску лекарств покупателям или даже по их производству.

Последняя функция сегодня уже стало экзотикой, но еще иногда «кое-где у нас порой» все-таки встречается. Причем число специалистов способных сегодня выполнять в аптеке производственные функции, увы, настолько мало, что их нужно включать как минимум в «красную» книгу.

Ситуация внутреннего совмещения должностей сегодня в российском аптечном бизнесе относится к перечню наиболее «горячих» проблем. Далеко не все аптеки при организации внутреннего совмещения выполняют требования федерального законодательства, что нередко приводит к отрицательным результатам проверок со стороны контролирующих органов и к штрафам.

Массовость этих нарушений привела к тому, что 7 декабря прошлого года Минздрав России написал письмо № 2128744/25-4, в котором еще раз обратил внимание руководителей и работников организаций здравоохранения на вопросы правильного оформления заведующих аптек, одновременно осуществляющих обязанности по отпуску или производству лекарств.

В частности, Минздрав напоминает, что в соответствии с нормами статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществлять фармдеятельность (включающую розничную торговлю ЛП для медицинского применения) могут физические лица только при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть «наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности».

При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, должны быть определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Так, в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, установлены следующие лицензионные требования:

  • наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей ЛП, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармдеятельности в сфере обращения ЛС для медицинского применения, высшего фармобразования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармобразования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей ЛП, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармдеятельности в сфере обращения ЛС для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста.

Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 №700н, включает 3 специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»:

  • 82.Управление и экономика фармации;
  • 85.Фармацевтическая технология;
  • 86.Фармацевтическая химия и фармакогнозия.

По каждой из специальностей приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»» утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию).

При этом в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н, и квалификационными требованиями, специалисты, получившие сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

  • директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
  • заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Для осуществления профессиональной деятельности в должности, например, «провизор-технолог», который осуществляет отпуск ЛП населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Необходимо отметить, что в настоящее время активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты, в т.ч. в области фармации.

Так приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», каждый из которых содержит конкретные трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Кроме этого, разработан проект профессионального стандарта «Фармацевт», который проходит процедуру согласования. Обращаем внимание, что все указанные профессиональные стандарты разработаны профессиональным сообществом.

С учетом изложенного, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту.

Иначе говоря, специалисты, получившие сертификат по специальности «82. Управление и экономика фармации», могут на основании этого сертификата занимать только руководящую должность: директора (заведующего, начальника) аптечной организации либо его заместителя, или заведующего (начальника) структурного подразделения аптеки. Но если такой специалист изъявит желание поработать провизором-технологом, который осуществляет отпуск лекарств населению, ему будет необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология». А иначе – никак.

Корнюшин Владимир, МВА, MD, директор СЗАЭБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *