С 1 января 2017 г. введен в действие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)». |
Пакет материалов «Психологическая служба образования в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Сегодня деятельность по психологическому сопровождению становится важным ресурсом развития образования. Эту деятельность в нашей области на разных уровнях, в разных образовательных организациях осуществляют более 700 специалистов. Педагог-психолог является одним из специалистов большой педагогической команды, деятельность которой направлена на образование, воспитание и всестороннее развитие детей с учетом их возраста, психофизиологических особенностей, интересов, способностей, особенностей их поведения. Понять проблему ребенка, определить, при каких условиях его образовательный маршрут станет наиболее эффективным, и организовать полноценное взаимодействие специалистов – это многофункциональные задачи, которые требуют непосредственного участия педагога-психолога и высокого уровня его профессионализма.
Принятые государственные решения в области образования определяют перспективы и задачи развития психологической службы в системе образования Российской Федерации. К числу таких решений относится внедрение и экспертно-методическое сопровождение применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее – ПС ПП).
Стандарт задает ключевые ориентиры деятельности по психологическому сопровождению образования. Стандарт определяет основные требования к содержанию профессиональной деятельности педагога-психолога, квалификационным требованиям, расставляет акценты при проведении оценки квалификации, в том числе аттестации, при разработке должностных инструкций и прочих документов, связанных с деятельностью психологической службы.
С введением стандарта происходят изменения в системе подготовки и переподготовки педагогов-психологов, повышения квалификации, модернизации аттестационных процедур.
На территории разработан Пакет материалов по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Пакет включает общие сведения о профессиональных стандартах, нормативные документы, презентации, информационные ресурсы, варианты кадровых документов, результаты деятельности пилотной площадки Ярославской области по апробации и внедрению ПС ПП.
Предлагаемый Пакет предназначен для руководителей образовательных организаций, для педагогов-психологов, методистов, специалистов, обеспечивающих сопровождение деятельности по психологическому обеспечению образования.
Предполагается пополнение пакета новыми материалами.
Нормативные правовые акты, регулирующие разработку и применение профессиональных стандартов | Информация Всероссийского исследовательского института труда Минтруда России об основных вопросах разработки и применения профессиональных стандартов |
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службе в системе образования |
Нормативные правовые акты, регламентирующие внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» |
Информационное сопровождение внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» |
Материалы по реализации деятельности пилотной региональной площадки по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Ярославской области |
Подготовка педагогов-психологов в системе высшего образования в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» |
Рабочие документы педагога-психолога |
Введение. В статье раскрываются основные составляющие модели оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации психологов в сфере образования с учетом требований профессионального стандарта. Показано, что деятельность психолога в системе образования (педагога-психолога) в настоящее время подвергается существенным трансформациям, которые определяются необходимостью повышения ее качества в образовательной среде нового типа. Значительная востребованность психологических услуг в системе образования связана, прежде всего, с вниманием к развитию интеллектуального и личностного потенциала подрастающего поколения, отраженному в современных образовательных стандартах и Законе об образовании. В соответствии с этим возрастают требования к квалификации и профессиональным компетенциям психолога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом. Важным этапом реализации профессионального стандарта педагога-психолога выступает разработка единой системы профессиональной аттестации педагогов-психологов.
Методы и материалы. Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация. Материалы исследования: нормативно-правовые документы, регламентирующие работу психолога, профессиональный стандарт «Педагог-психолог», принятый Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. №514н.
Результаты исследования. В статье представлена модель аттестации педагогов-психологов, построенная на основании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», включающая в себя цели, задачи, принципы проведения аттестации, систему критериев и показателей оценки профессиональных компетенций. Критериальная система включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные критерии, учитывающие специфику деятельности специалиста в образовательной организации и особенности контингента обучающихся. Содержание критериев отражает основные виды психолого-профилактической работы в образовательной организации (психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение), а также этическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога. Соответствие критериям оценивается по конкретизированным показателям, позволяющим дать количественную и качественную оценку профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение педагогом-психологом трудовых функций.
Обсуждение и заключения. Разработанная критериальная система аттестации педагогов-психологов отвечает требованиям профессионального стандарта и соответствует целевым ориентирам профилактической модели психологической службы в образовании. В то же время дальнейшая разработка и внедрение системы аттестации педагогов-психологов предполагает решение перспективных задач, связанных с уточнением функционального состава деятельности педагога-психолога, совершенствованием механизмов аттестации, определением направлений развития психологической службы образования в целом.
Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций
Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373от 06.11.2009 г.), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897от 17 декабря 2010 г.);
Положением о службе практической психологии в системе образования Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 №57), Уставом образовательной организации.
Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития современных тенденций модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).
Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.
Основной целью работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
— преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
— учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
— формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
— вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
-сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
-мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
— формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
— поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Особое место в деятельности педагога-психолога занимает психологическое сопровождение инклюзивного образования. Помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции оно включает такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. В частности, усилия специалистов сопровождения направляются на формирование у педагогов и обучающихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление отрицательных установок.
Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами психологических центров области (областного и муниципальных). Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога
на уровне общего и начального (среднего) профессионального образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:
- Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
- Начальное образование – определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений в личностном развитии; формирование коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
- Среднее образование – сопровождение перехода в основную школу; адаптация к новым условиям обучения; формирование социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.
- Начальное (среднее) профессиональное образование — обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации, профессионально-значимых качеств личности, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Общим в деятельности педагога-психолога для всех ступеней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:
- достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
- обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Рекомендации по организации рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. № 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной-правовой помощи обучающимся, воспитанникам»).
Виды работ |
I — практическая часть |
II – организационно-методическая часть |
Время, затраченное на один прием/ мероприятие |
Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия |
|
Индивидуальное психологическое обследование |
1 -1,5 часа |
4,5 — 6 часов |
Групповое психологическое обследование |
1 — 1,5 часа |
18,5 — 19 часов |
Индивидуальная консультация |
1- 1,5 часа |
0,3 — 1 часа |
Групповая консультация |
2 часа |
1,25 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие |
0,5 — 1,5 часа |
0,5 – 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом |
Групповое развивающее и коррекционное занятие |
1 — 1,5 час |
2 — 3 часа/ 40 часов на разработку 1 программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия |
Просветительская работа |
В зависимости от формы и длительности мероприятия 1 — 4 часов |
До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия) |
Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды |
6 часов на 1 учебную программу |
|
25 часов на учебный план ОО |
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.
В условиях ОО родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в ОО в текущем учебном году.
Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.
- План работы (на учебный год).
- График работы.
- Циклограмма работы.
- Журнал учета видов работы.
- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы
Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.
Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).
Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:
Таблица 1
Базовый блок |
||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа |
Категория |
|||||||
Сопровождение адаптации |
Диагностика Д |
Коррекция и развитие КР |
Консультирование К |
Просвещение П |
Профилактика ПФ |
Экспертиза Э |
Организационно-методическая работа ОМ |
|
Обучающиеся/воспитанники |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Родители |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Педагоги |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Вариативный блок |
||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа |
Категория |
|||||||
Проект «Медиа безопасность» |
Диагностика |
Коррекция и развитие |
Консультирование |
Просвещение |
Профилактика |
Экспертиза |
Организационно-методическая работа |
|
Обучающиеся/воспитанники |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Родители |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Педагоги |
Цель – Сроки – Ответственный — |
|||||||
Администрация |
Цель – Сроки – Ответственный — |
Циклограмма (расписание) на учебный год
Таблица 2
Дни недели |
Планируемый вид деятельности с указанием времени и места |
Примечание |
Понедельник |
||
Вторник |
||
Среда |
||
Четверг |
||
Пятница |
||
Суббота |
Циклограмму рекомендуется составлять в начале учебного года.
Рекомендации по оформлению журналов учета работы
Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:
- Учет индивидуальной формы работы
- Учет групповой формы работы
- Экспертная и организационно-методическая работа
Журнал учета индивидуальной работы
Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.
Таблица 3
№ п/п |
Дата |
ФИО |
Возраст |
Причина обращения |
Проблема |
Вид работы |
Примечание |
Виды работ:
Д – диагностика, КР – коррекционно-развивающая работа, К – консультация, П — просвещение
В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.
Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
Таблица 4
№ п/п |
ФИО/класс/группа |
Дата |
Количество участников |
Вид работы |