Профессии в селе

Профессии, связанные с сельским хозяйством

Получая аттестат о базовом или общем среднем образовании, большинство выпускников школ стремятся получить специальности, которые, по их мнению, в современном обществе наиболее востребованы и перспективны. Юристы, переводчики, менеджеры… На сегодняшний день список профессий, предоставленных учебными заведениями, довольно огромный. И среди великого разнообразия специальностей есть те, которые связаны с сельским хозяйством. Инженеры и управленцы, технологи и механики, животноводы и зоотехники, агрономы и почвоведы – эти и многие другие специалисты трудятся в сфере сельского хозяйства.

Сельское хозяйство – отрасль экономики страны, которая обеспечивает население продовольствием. Сельское хозяйство тесно взаимодействует с другими отраслями: обеспечивает сырьем текстильную промышленность, использует достижения биохимии и продукцию машиностроения.

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики и призвано выполнять три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности;

2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем;

3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.

Все отрасли, которые участвуют в производстве, переработке и доставке потребителю сельскохозяйственной продукции, принято объединять под понятием агропромышленного комплекса (АПК). Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным межотраслевым формированием, основной задачей которого является обеспечение эффективной работы сельского хозяйства. АПК призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики, он включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.

В аграрной сфере, как и в большинстве других отраслей, решающее значение принадлежит человеческому труду, развитие этой отрасли напрямую зависит от кадрового потенциала. Не секрет, что в нашей стране, сельскохозяйственные специальности достаточно долго считались неинтересными и непрестижными. Однако в настоящий момент ситуация в корне изменилась, и на эти профессии стали обращать внимание не только жители пригорода, но и горожане. Постепенно мифы о низкой заработной плате в сельскохозяйственной сфере уходят в прошлое. Профессиональное образование и наличие множества свободных вакансий позволяют молодому специалисту выстроить стремительную карьеру в государственном сельскохозяйственном предприятии и получать достойное вознаграждение за свой труд или открыть собственное дело, организовать фермерское хозяйство.

Сельское хозяйство делится на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство. Все профессии, связанные с сельским хозяйством, можно разделить на производственный и управленческо-вспомогательный персонал. Производственный персонал – это специалисты, которые непосредственно занимаются производством продукции или обслуживанием производственных процессов. Это агрономы, селекционеры, животноводы, семеноводы, трактористы, комбайнеры и т.д. К управленческо-вспомогательному персоналу относятся специалисты, которые осуществляют общее руководство предприятием и другие непроизводственные задачи.

Растениеводство

Растениеводство включает производство зерна, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, свекловодство, льноводство, кормопроизводство и т. д.

Агроном – это специалист в области растениеводства. Именно этот специалист отвечает за богатый урожай. Агроном проводит научные исследования в области агрономии, изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур, разрабатывает и внедряет технологию по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками. Разрабатывает агротехнические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур.

Организует работу по подготовке почвы к посадке, посеву полевых культур, выращиванию высококачественных сортовых семян и посадочного материала. Разрабатывает мероприятия по приготовлению и внесению удобрений в почву, календарные планы по уходу за посевами, контролирует выполнение работ по сбору, транспортировке и хранению собранного урожая.

Агроном по защите растений – это специалист, основной задачей которого является проведение систематических обследований сельскохозяйственных угодий на территории хозяйства, определение площади, степени заселения (заражения) их вредителями и болезнями и конкретных методов борьбы с ними.

Агроном по семеноводству – это специалист, основной задачей которого является выращивание качественных сортов семян и посадочного материала, необходимых хозяйству, а также уход за ними.

Агрохимик руководит проведением мероприятий по повышению урожайности сельхозкультур, под его началом агрохимическая лаборатория хозяйства определяет оптимальные для данной местности сорта растений и систему внесения удобрений. От него требуется знание общебиологических дисциплин, химии, основ селекции и семеноводства.

Инженер-мелиоратор отвечает за подготовку полей к орошению, под его руководством ведется обслуживание дождевальных установок. Чтобы правильно организовать оросительную систему, необходимо знание геодезии, умение читать рельефные топографические карты, определять уклоны местности.

Почвовед исследует характеристики грунтов на полях растениеводческого хозяйства, определяет естественные процессы, влияющие на состояние почвы, готовит рекомендации касательно использования тех или иных участков поля (какие культуры лучше выращивать, как повысить плодородие, как лучше бороться с эрозией и т.д.)

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства выполняет значительную часть полевых работ в современном растениеводстве, управляя колесными и гусеничными тракторами с навесным оборудованием. В круг должностных обязанностей тракториста входит вспашка и культивация полей, посевные работы, внесение удобрений, разбрызгивание ядохимикатов, уборка территорий и транспортировка грузов, выполнение других работ в поле.

Механизатор – специалист, способный управлять различными видами техники сельскохозяйственного направления. Наличие знаний в конструировании машин, плановом обслуживании и ремонте входит в обязанности этих сотрудников.

Слесарь по ремонту сельхозтехники и машин не участвует непосредственно в производстве продукции растениеводства. Тем не менее, ни одно серьезное растениеводческое хозяйство не может обойтись без таких специалистов. Слесарь занимается ремонтом и текущим техническим обслуживанием сельхозтехники и оборудования (тракторов, комбайнов, плугов, культиваторов, сеялок и т.д.)

Животноводство

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением и использованием сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции. Животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, кролиководство, рыбоводство и др.

Зоотехния – комплекс теоретических и технологических наук о разведении, кормлении, содержании и использовании животных; теоретическая и практическая основа животноводства.

Зооинженер – специалист по рациональному содержанию сельскохозяйственных животных. Организует и контролирует производство животноводческой продукции, добивается улучшения ее качества и снижения себестоимости (для сельского хозяйства). Обеспечивает рациональное содержание, кормление и использование животных в соответствии с принятой технологией и планом селекционно-племенной работы. Ведет зоотехнический и племенной учет и отчетность по животноводству, проводит мероприятия по обеспечению животных помещениями, кормами и др. Зооинженеры работают над повышением продуктивности животных за счет улучшения кормления и совершенствования племенной работы, выведением новых, более продуктивных пород, созданием оптимальных условий их содержания.

Зоотехник – это специалист, который осуществляет зоотехническую работу по улучшению племенных и продуктивных качеств племенного поголовья скота и птицы. Основной задачей зоотехника является организационно-технологическая работа в производственных подразделениях животноводческой отрасли, где он внедряет прогрессивные технологии производства продуктов животноводства и переводит его на промышленную основу.

Зоотехник-селекционер обеспечивает проведение селекционно-зоотехнических работ, выращивание племенного молодняка с использованием прогрессивных технологий, производство продукции животноводства (птицеводства). Проводит работу по созданию прочной кормовой базы, обеспечению сохранности кормов, организации полноценного кормления и правильного содержания скота (птицы). Расширяет долголетние культурные пастбища и сенокосы, размещает скот по фермам и помещениям, устанавливает его на зимовку и летнее пастбищное содержание. Осуществляет постоянный контроль качества животноводческой продукции, выполнения сроков и графиков ее реализации.

Врач ветеринарной медицины – это высококвалифицированный специалист широкого профиля, от которого требуется глубокое знание строения и функционирования организма животных. Он проводит профилактику, диагностику, лечение больных животных, занимается предупреждением распространения болезней, опасных и для человека, и для животных. Врачи ветеринарной медицины проводят ветеринарно-санитарную экспертизу, дают разрешение на использование в пищу мяса, молока, яиц, меда, грибов, ягод и других продуктов питания, занимаются охраной окружающей среды от биолого-токсических загрязнений, сохранением и приумножением многообразной дикой фауны. Назначение ветеринарной службы не исчерпывается лишь участием в развитии животноводства, специалистов ждут в мясной, консервной, холодильной промышленности, на молокоперерабатывающих и кожевенных предприятиях, в проведении экспортно-импортных операций.

Оператор машинного доения. Эта профессия – одна из массовых в организациях сельскохозяйственного производства, специализирующихся на производстве молока. Является преимущественно женской. Оператор машинного доения осуществляет свою деятельность в цехах животноводческих комплексов, механизированных ферм. Организация трудового процесса зависит от конкретных хозяйственных условий и применяемой технологии доения в организации. Основные технологические операции состоят из подготовительных и заключительных работ (подключение и отключение аппаратов, слив молока, промывка и дезинфекция доильных аппаратов, цилиндров и другие), управления технологическими процессами доения и регулировки оборудования доильных площадок и установок, измерение надоенного молока, проведение расчетов по измерительной таблице, раздача концентрированных кормов с помощью механизмов.

Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. Важным требованием, которое предъявляют сегодня к оператору животноводческих комплексов, становится умение управлять машинами и различным оборудованием, использовать средства электрификации, автоматические устройства для управления микроклиматом, освещением или, например, устройство для целебного и профилактического облучения телят. Умелых рук требуют системы приготовления и раздачи кормов, водоснабжения, удаления навоза. Рабочий должен уметь контролировать и налаживать автоматические системы на ферме, планировать и организовывать собственную работу, принимая во внимание, в частности, состояние технических средств. Кроме того, оператор ежедневно осматривает закрепленное поголовье, отделяет слабых животных, а обнаружив больных, немедленно вызывает ветеринарного врача.

Оператор по приготовлению кормов. Машины и механизмы, которыми управляет оператор цехов по приготовлению кормов, заменяют ручной, малопроизводительный и физически тяжелый труд.

Оператор своевременно и в соответствии зоотехническими требованиями приготавливают корма высокого качества для животных, и раздает их по кормушкам. При этом оператор включает и выключает кормоприготовительные (дробилки кормов, измельчители соломы и корнеплодов, дозаторы, смесители) и кормораздающие (ленточные, цепочно-скрепковые или тросово-шайбовые транспортеры) машины.

Оператор знакомится с суточным кормовым рационом, составленным зооинженером. В зависимости от соотношения компонентов кормового рациона и их нормы выдачи оператор настраивает дозаторы всех линий (грубых, сочных, концентрированных кормов) на заданную производительность.

Профессиональная подготовка

Подготовкой специалистов для аграрного сектора занимаются следующие учреждения высшего образования:

  • УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»;
  • УО «Белорусская государственная орденов ­Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия»;
  • УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»
  • УО «Гродненский государственный аграрный университет».

Подготовку специалистов для сельского хозяйства также осуществляет ряд специализированных средних специальных и профессионально-технических учебных заведений республики.

Направление образования «Сельское хозяйство» представлено всем многообразием специальностей для желающих связать свою профессиональную жизнь с аграрным сектором экономики.

Если вы хотите связать свою жизнь с одним из направлений сельскохозяйственной деятельности – помните, что работа в данной отрасли – это зачастую тяжелый физический труд и ненормированный рабочий день. С другой стороны, вы всегда будете ощущать пользу от проделанной работы, ведь работа «на земле» – это, прежде всего, состояние души и любовь к природе.

Аграрный сектор Беларуси

Для нашей страны аграрный сектор играет важнейшую роль. Сельское хозяйство Беларуси – важная отрасль экономики страны, обеспечивающая 7,5 % ВВП страны, 17,1 % инвестиций в основной капитал. В сельском хозяйстве занято 9,7 % населения.

Беларусь остается одним из ведущих производителей сельскохозяйственной продукции среди стран СНГ. Основу агропромышленного комплекса составляют растениеводство и животноводство, причем обе отрасли переживают этап реконструкции, внедрения новых технологий и привлечения инвестиционных средств.

В республике насчитывается более 1300 сельскохозяйственных организаций, около 2000 фермерских хозяйств, а также сотни личных подсобных хозяйств. Предприятия АПК работают как на внутренний, так и на внешний рынки, при этом отдельные виды продукции имеют значительный экспортный потенциал. Беларусь поставляет сельхозпродукцию в 35 стран мира, около 70% из которой экспортируется в Россию, около 13% – в другие страны СНГ, 14% – в страны вне СНГ.

Сельское хозяйство – одна из самых дотируемых государством отраслей. Средства направляются на поддержку предприятий, их переоснащение. Одним из ключевых моментов развития АПК специалисты называют расширение сети крупных региональных агропромышленных холдингов.

Сельское хозяйство республики специализировано на выращивании традиционных для умеренных широт культур. Основой растениеводства являются зерновые, зернобобовые, а также кормовые культуры. Особое место занимают картофель и лен. Основные овощные культуры – морковь, свекла, капуста.

Животноводство ориентировано на производство мясной и молочной продукции. Причем на данный момент в сегменте животноводства идет освоение новых видов продукции и создание новых предприятий.

Будущее сельского хозяйства

Сельскохозяйственные профессии будут востребованы всегда. Нагрузка на сельское хозяйство постоянно растет, потому что население планеты ежегодно увеличивается на 85-90 млн. человек. Лишь за один последний год население планеты приросло, согласно свежим данным, на 83 млн. человек. Чем больше численность населения, тем больше продовольствия необходимо.

Решить проблему может только новая технологическая политика, направленная на максимальное использование почвенно-климатических условий республики в сочетании с новейшими техническими средствами, биотехническими решениями, микробными технологиями, а это значит при помощи современной науки.

В данном контексте у нашей страны весьма неплохие перспективы: агропромышленный сектор национальной экономики традиционно в числе самых что ни на есть приоритетных направлений развития. Стабильно растут валовые показатели сбора сельхозкультур, урожайность, объемы производства мяса и молока. Научный подход, современные виды оборудования и агрегатов, новейшие технологии обработки растений и сбора урожая способствуют эффективности сельскохозяйственного производства. И здесь уже на первый план выходят вопросы кадрового обеспечения. Высококвалифицированный персонал – неотъемлемая часть успешного функционирования предприятий агропромышленного комплекса республики.

Для успешного развития регионов и всей страны важно привлечь талантливых, умных и активных молодых профессионалов, которые будут готовы реализовать свои профессиональные знания и умения на 100%. Молодые специалисты-аграрии, обладающие современными знаниями, необходимы сельскому хозяйству, аграрная молодежь – это опора страны, которую ждет успешное сельскохозяйственное будущее.

Екатерина ПАСТУШКОВА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2016 г. N 805

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ

(2014 — 2020 ГОДЫ)»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)».

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 г. N 185 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1284);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1270 «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6972);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 762 «О внесении изменений в Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 31, ст. 4696).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 августа 2016 г. N 805

ПРАВИЛА

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ

(2014 — 2020 ГОДЫ)»

1. Настоящие Правила определяют цели, порядок и условия распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям (далее — некоммерческие организации), в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)» в целях государственной поддержки мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории Российской Федерации (далее соответственно — мероприятия, субсидии).

2. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Федеральному агентству по делам национальностей.

3. Субсидии предоставляются Федеральным агентством по делам национальностей некоммерческим организациям на основании заявок, представленных по форме и в сроки, которые установлены Федеральным агентством по делам национальностей.

4. Прием заявок и отбор некоммерческих организаций для предоставления субсидий осуществляется Федеральным агентством по делам национальностей.

5. Критериями рассмотрения заявок некоммерческих организаций являются:

а) наличие документа высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего целесообразность реализации некоммерческой организацией мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие у некоммерческой организации утвержденной программы мероприятий.

6. Для распределения субсидий между некоммерческими организациями применяется следующая формула:

,

где:

СУБi — размер субсидии, предоставляемой i-й некоммерческой организации;

СУБ — общий размер субсидии, предусмотренной на соответствующий финансовый год;

Зi — размер заявленной i-й некоммерческой организацией потребности в субсидии.

7. Размер субсидии, предоставляемой некоммерческой организации, должен быть меньше размера заявленной некоммерческой организацией потребности в субсидии или равен ей.

8. Распределение субсидий между некоммерческими организациями утверждается Правительством Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по делам национальностей на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

9. Субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным Федеральным агентством по делам национальностей с некоммерческой организацией (далее — соглашение), в котором указываются:

а) цель и направления использования субсидии, связанные с реализацией мероприятий;

б) размер субсидии;

в) перечень документов, представляемых некоммерческой организацией для получения субсидии;

г) порядок и сроки перечисления субсидии, а также, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации, возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;

д) перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия;

е) значения показателей результативности использования субсидии;

ж) обязанность Федерального агентства по делам национальностей и уполномоченных органов государственного финансового контроля проводить проверки соблюдения некоммерческой организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также согласие некоммерческой организации на проведение указанных проверок;

з) порядок возврата средств, использованных некоммерческой организацией, в случае установления по итогам проверок, проведенных Федеральным агентством по делам национальностей и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения условий, цели и порядка предоставления субсидий, установленных настоящими Правилами и соглашением;

и) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные Федеральным агентством по делам национальностей по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

к) запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты;

л) обязательство некоммерческой организации по перечислению средств в размере предоставленной субсидии в доход федерального бюджета в случаях, предусмотренных пунктами 15 и 16 настоящих Правил;

м) требования к содержанию договоров, заключаемых некоммерческой организацией в целях реализации мероприятий;

н) положения о расторжении соглашения;

о) иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10. Предоставление субсидии осуществляется при условии представления некоммерческой организацией справки, подписанной ее руководителем (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у некоммерческой организации на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Федеральное агентство по делам национальностей перечисляет в установленном порядке субсидии на лицевые счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

12. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Федеральным агентством по делам национальностей при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

13. Показателями результативности использования субсидий являются количество проведенных мероприятий, а также численность граждан, принявших участие в мероприятиях.

14. Эффективность использования субсидий оценивается Федеральным агентством по делам национальностей на основании представленных некоммерческими организациями отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидий, установленных в соглашениях.

15. В случае нарушения некоммерческой организацией условий, установленных настоящими Правилами, а также условий и обязательств, предусмотренных соглашением, Федеральное агентство по делам национальностей принимает решение о расторжении соглашения в порядке, предусмотренном соглашением.

16. В случае нарушения условий использования субсидий средства в размере предоставленной субсидии подлежат перечислению в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

17. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Федеральным агентством по делам национальностей и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *