Продление выездной налоговой проверки

Содержание

Продление сроков выездной проверки: суды на стороне налоговиков

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки — камеральные и выездные. И если камеральная проверка проходит для организации и индивидуального предпринимателя практически незаметно, то выездная может дестабилизировать работу предприятия.

Действующим налоговым законодательством установлены конкретные сроки проведения проверок, при этом сроки выездной налоговой проверки могут увеличиваться, что налогоплательщиков, конечно, не радует. Интересно, что основания для продления срока выездной налоговой проверки определяются самими налоговыми органами. Имеет ли право налоговый орган продлить выездную налоговую проверку и если да, то на какой срок? Чем должно быть обосновано такое продление? Поддерживают ли судьи налогоплательщиков в случаях, когда последние считают продление установленных сроков необоснованным?

Сроки проведения выездной проверки

Общий порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется положениями ст. 89 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В случае продления сроков выездной проверки налогоплательщик получит соответствующее решение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Прежде чем говорить об основаниях продления срока выездной проверки, отметим, что согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок ее проведения исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ выездная проверка может быть не только продлена, но и приостановлена в определенных НК РФ случаях.

Соответственно, с учетом приостановления и продления выездная налоговая проверка может продолжаться год и более. Налогоплательщикам это, конечно, не нравится.

Общий срок выездной проверки ограничен нормами ст. 89 НК РФ. Нередко налогоплательщики интересуются: верно ли, что в соответствии с указанной нормой не четыре (шесть) месяца(ев) прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев, то есть максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяца(ев), а не шесть (восемь) месяцев?

На это представители Минфина отвечают: из указанной нормы прямо следует, что продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев (Письма от 11.07.2011 N 03-02-07/1-234, от 15.09.2011 N 03-02-07/1-328).

Кстати, в этих же разъяснениях говорится о последствиях для налогового органа в случае нарушения им срока проведения выездной налоговой проверки. Со ссылкой на Определение ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-6921/09 финансисты утверждают, что нарушение срока проведения выездной налоговой проверки не отнесено НК РФ к существенным условиям, нарушение которых является основанием для отмены судом решения налогового органа. При этом налогоплательщику они оставляют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ).

Основание и порядок продления срока выездной проверки

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ установлены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. В каких случаях срок выездной проверки может быть продлен до четырех месяцев? Какие случаи являются исключительными для продления срока проверки до шести месяцев?

Механизм продления сроков проверки выглядит следующим образом: налоговый орган, проводящий проверку, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:

  • при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • при продлении срока выездной проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
  • при продлении срока выездной проверки, проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС руководителем проверяющей группы.

В остальных случаях решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС по субъекту РФ.

Основания продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев:

  • проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
  • непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
  • иные обстоятельства. При этом необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Как видно из приведенных норм, перечень оснований для продления проверки является открытым. То есть любые обстоятельства, которые, по мнению налогового органа, вызывают необходимость продления проверки, могут быть приведены в соответствующем решении. Таким образом, можно продлить сроки проведения любой выездной проверки до шести месяцев. Также из приведенных норм непонятно, какие случаи являются исключительными и дают возможность проверять налогоплательщика по полгода (без приостановления).

Мнение судей по вопросу о продлении сроков проверки

Поскольку выездная проверка, а тем более ее продление, вносит дискомфорт в работу любой проверяемой организации, налогоплательщики пытаются бороться с этим. В основном оспариваются два момента: право налоговых органов утверждать основания продления сроков проверки и непосредственно действующие основания.

Ярким примером такой борьбы является дело ЗАО «МП Трейдинг». Общество испытало все «прелести» выездной налоговой проверки, длившейся с 10.12.2007 по 02.10.2008, после чего обратилось в суд.

По мнению заявителя, поскольку в п. 6 ст. 89 НК РФ не содержатся критерии разграничения возможности продления срока выездной налоговой проверки до четырех месяцев и в исключительных случаях — до шести месяцев, а также отсутствует определение понятия «исключительные случаи», создается недопустимая неопределенность в экономической деятельности налогоплательщиков и возникает угроза стабильности и планирования предпринимательской деятельности, а потому данное законоположение противоречит Конституции РФ <1>. Также, по мнению заявителя, не соответствует Конституции РФ положение, которое предоставляет ФНС право самостоятельно определять перечень оснований и устанавливать порядок продления сроков выездной проверки.

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 N 1434-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «МП Трейдинг» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации».

Пройдя арбитражный суд Калужской области, апелляционную и кассационную инстанции и дойдя до ВАС, заявитель в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа о продлении выездной налоговой проверки получил отказ. И налогоплательщик обратился в Конституционный Суд.

Судьи Конституционного Суда руководствовались следующим.

При проведении выездной налоговой проверки, исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика, связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой — эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности, федеральный законодатель установил в п. 6 ст. 89 НК РФ общее правило, согласно которому срок выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, и предусмотрел, что данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Это законоположение само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод граждан, поскольку направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Что касается используемого в оспариваемом положении понятия «исключительный случай», которое, по мнению заявителя, является неопределенным, оно, как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике, однако не настолько неопределенно, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 985-О-О).

Что касается права налогового органа определять перечень оснований и порядок продления сроков проверки, по мнению судей, это право федерального законодателя. Само по себе такое законодательное регулирование не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя в налоговой сфере и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.

Судьи также указали, что законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки. В противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.

Утвержденные основания продления выездной налоговой проверки учитывают как объективно обусловленные причины — форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.), так и причины, вытекающие из статуса проверяемого налогоплательщика (крупнейший налогоплательщик или имеющий несколько обособленных подразделений), а также действий (бездействия) самого проверяемого налогоплательщика (непредставление требуемых документов, получение налоговым органом информации о выявленном правоохранительными органами нарушении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, и др.). При этом перечень соответствующих оснований не является исчерпывающим.

Кроме того, порядок принятия решения о продлении срока проведения выездной проверки предполагает осуществление ведомственного контроля вышестоящим налоговым органом и возможность отклонения запроса налогового органа, проводящего проверку, при его немотивированности либо отсутствии достаточных оснований для продления.

В итоге Конституционный Суд принял решение, что п. 6 ст. 89 НК РФ вопреки мнению заявителя не является неопределенным и позволяет налогоплательщику, в отношении которого проводится проверка, знать о предельно допустимом сроке, на который указанная проверка может быть продлена, а потому не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права и свободы.

Но налогоплательщики не остановились на достигнутом, и на следующий год уже другое общество обратилось с аналогичными требованиями сначала в ВАС <2>, где получило отказ, а затем в Конституционный Суд <3>, где также было получено отрицательное решение.

<2> Решение ВАС РФ от 21.07.2010 N ВАС-7688/10.
<3> Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 195-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Завод «Людиновокабель» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации».

Налогоплательщиками были заявлены требования, аналогичные рассмотренным в первом случае.

Судьи при вынесении решений следовали той же логике, что и судьи Конституционного Суда в первом случае. При этом они отметили, что установление непосредственно в НК РФ предельного срока проведения выездной налоговой проверки направлено на реализацию принципа недопустимости избыточного и не ограниченного по продолжительности применения налогового контроля в целях обеспечения соответствующих гарантий прав налогоплательщиков в сфере налоговых правоотношений. Закрепив данную гарантию, законодатель при этом предусмотрел возможность установления дифференцированного подхода при определении срока проведения выездной налоговой проверки путем установления процедуры продления общего двухмесячного срока, предоставив при этом ФНС право определить соответствующие основания для продления путем принятия нормативного акта.

При этом достаточность оснований для мотивированного продления срока проведения проверки определяется налоговым органом в каждом конкретном случае с учетом длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов.

Довод общества о возможности произвольного продления срока проведения выездной налоговой проверки на основании оспариваемого приказа без достаточных к тому оснований, а также довод о необходимости выделения оснований, носящих исключительный характер, при наличии которых допускается продление проверки до шести месяцев, не могут быть приняты судом на основании следующего.

Установленные основания являются определенными и направлены на необходимость учета различий, присущих налогоплательщикам исходя из объемов их экономической деятельности и иных объективных обстоятельств. Пункт 6 ст. 89 НК РФ предписывает ФНС определить перечень указанных оснований без их дифференциации и выделения тех оснований, наличие которых само по себе по характеру соответствующего события допускало бы продление проверки до шести месяцев. С учетом конкретных обстоятельств, имевших место в ходе проведения проверки, не исключено признание в качестве достаточного основания такого продления любого из установленных фактов, как в совокупности, так и в отдельности. Наличие исключительности ситуации подлежит оценке в каждом конкретном случае в ходе принятия соответствующих правоприменительных решений.

Устанавливая возможность продления срока выездной налоговой проверки до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев, НК РФ тем самым возлагает на налоговые органы обязанность обосновывать причины этого. Вопрос о достаточности оснований, приведенных в решении о продлении, может являться предметом судебной оценки в рамках спора о признании такого решения недействительным.

Судьи и в этом случае пришли к выводу, что установление оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки само по себе не только не вступает в противоречие с НК РФ, но и произведено в силу его прямого указания, что не может повлечь нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков.

Но налогоплательщики не теряют надежды, несмотря на отрицательные решения судов всех инстанций, включая Конституционный Суд.

В Постановлении ФАС ЗСО от 16.05.2012 N А46-12889/2011 рассматривалась такая же жалоба налогоплательщика, как и две предыдущие. И решения были вынесены ожидаемые — в пользу налогового органа.

Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о продлении срока проведения выездной налоговой проверки. По мнению общества, в данном случае отсутствовали доказательства необходимости продления проверки до четырех месяцев. Решением Арбитражного суда Омской области, а также Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда обществу было отказано.

Принимая решение о продлении срока проведения проверки, управление исходило из большого объема проверяемых и анализируемых документов по всем налогам и сборам, в том числе поступающих от контрагентов по выставленным требованиям и направленным поручениям на истребование документов в налоговые органы, включая другие регионы, необходимости исследования документов по вновь выявленным обстоятельствам и контрагентам, которые до настоящего времени не получены, необходимости проведения допросов физических лиц, участвующих в хозяйственных операциях, проведения почерковедческой экспертизы документов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что решение управления о продлении срока проведения выездной проверки не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Этот вывод поддержали и судьи ФАС ЗСО.

Отметим, что доводы, приводимые обществом в обоснование нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением (отвлечение сотрудников для изготовления копий, расход материалов, нехватка рабочих в связи с вызовом работников налогоплательщика на допросы, несение расходов для привлечения дополнительных ресурсов, негативное воздействие на настроение работников), документально не были подтверждены, поэтому были отклонены судом.

Таким образом, налогоплательщикам пока не удается добиться в судах понимания в данном вопросе. Судьи считают, что налоговые органы вправе продлевать сроки выездных проверок до предельных значений, и доводы налоговиков при этом не ставятся под сомнение. Так что налогоплательщикам надо быть готовыми к тому, что проверяющие быстро не уйдут.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

«Налоговая проверка»

Новая редакция ст. 89 НК РФ устанавливает, что в исключительных случаях выездная налоговая проверка может продолжаться до шести месяцев. Но вот основания и порядок продления этого срока устанавливает ФНС России. Как ФНС распорядилась этим правом, читайте в этой статье.

Э. ГЛУХОВСКАЯ

Действующая с 1 января 2007 г. новая редакция ст. 89 НК РФ <*>, устанавливающая правила проведения выездных налоговых проверок, получила свое развитие в положениях приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Приказ).
————————
<*> В редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Этот приказ устанавливает перечень оснований и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки и является тем самым «нормативным актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю в области налогов и сборов», к которому отсылает п. 6 ст. 89 НК РФ.

В соответствии с вышеназванной нормой Налогового кодекса РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) общий срок для проведения выездной налоговой проверки установлен в два месяца. Любое увеличение этого срока следует квалифицировать как его продление и оценивать с точки зрения правомерности. Напомним, что максимальная продолжительность срока проверки при ее продлении может составлять четыре либо шесть месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Каковы основания для продления сроков проведения выездной налоговой проверки? Приказ и приложения к нему разъясняют этот вопрос.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

КОГДА ПРОВЕРКА ПРОДЛЕВАЕТСЯ

В Приказе в качестве оснований для продления сроков проведения проверки названы следующие обстоятельства:
1) проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка.

С 1 января 2007 г. выездная проверка может проводиться как по месту нахождения налогоплательщика (в его помещении), так и по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Поэтому основанием для продления могут являться пожар или наводнение, случившиеся не только на территории проверяемой организации, но и на территории налогового органа, проводящего проверку;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений.

В отношении этого основания отметим существенное изменение, характерное для новой редакции ст. 89 НК РФ и получившее отражение в Приказе.

До 1 января 2007 г. срок проведения проверки организации, имеющей в своем составе филиалы и представительства, мог увеличиваться на один месяц по факту наличия каждого филиала (представительства).

После 1 января 2007 г. действует несколько иной порядок.

Проверка организации, которая имеет четыре обособленных подразделения и более, может быть продлена на срок до четырех месяцев.

При наличии у организации менее четырех обособленных подразделений срок ее проверки также может быть продлен до четырех месяцев, но только в том случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации.

А вот в случае когда организация открыла десять и более обособленных подразделений, проверка может быть продлена на срок до шести месяцев (п. 3 приложения 2 к Приказу).

При этом следует понимать, что рассматриваемое основание для продления сроков применимо только в том случае, если речь идет о проверке, назначенной в отношении организации-налогоплательщика в целом, а обособленные подразделения проверяются в комплексе.

Сроки налоговых проверок продлеваются до шести месяцев при наличии у организации обособленных подразделений, только когда комплексно проверяется сама головная организация.

Однако налоговый орган может назначить и самостоятельную проверку обособленного подразделения, являющегося филиалом или представительством, независимо от проведения проверки самого налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Срок такой проверки не может превышать один месяц <*> и исходя из буквального толкования нормы п. 7 ст. 89 НК РФ, на наш взгляд, не может быть продлен.
————————
<*> Ранее срок самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения составлял два, а в исключительных случаях — три месяца.

Очевидно, что у налоговых органов искушение «продлить» проверку подразделений, используя общие основания, перечисленные в п. 3 приложения 2 к Приказу, будет велико. Официальных разъяснений либо сформировавшейся судебной практики на этот счет пока нет. Но для желающих поспорить с состоявшимся «продлением» налоговой инспекцией самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) правовые основания имеются;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3. ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.

По поводу сроков представления документов будем иметь в виду, что по сравнению со старой редакцией ст. 93 НК РФ срок для представления истребуемых при проверке документов увеличен с пяти до десяти дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Исчисляется он со дня вручения налогоплательщику соответствующего требования.

Если проверяемая организация не может представить документы в указанный срок, возможны два варианта развития событий.
— Первый вариант. Организации нужно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, направить налоговому органу уведомление о невозможности представить документы в этот срок.

Получив такое уведомление, руководитель налогового органа, проводящего проверку, имеет право продлить срок представления документов или отказать в продлении сроков. Об этом им выносится отдельное решение.

Продлить организации время для представления документов налоговый орган может в течение двух дней с момента получения от нее соответствующего уведомления.

Важно, что официальное продление времени для представления документов не позволяет налоговому органу воспользоваться основанием, предусмотренным подп. 5 п. 3 приложения 2 к Приказу для направления мотивированного запроса о продлении проверки в вышестоящий орган.

Увеличение времени для представления документов не дает налоговым органам права обратиться в вышестоящий орган с запросом о продлении общего срока проверки организации.

— При втором варианте проверяющий орган вправе просить вышестоящий налоговый орган о продлении сроков проведения проверки по подп. 5 п. 3 приложения 2 к Приказу.

Это происходит в следующих случаях:
а) налогоплательщик не уведомил налоговый орган о невозможности представить документы в десятидневный срок;
б) налоговый орган отказал в продлении сроков представления документов;
в) продленный срок для предоставления документов истек, а документы налоговым органом от налогоплательщика так и не получены.

Принципиальная разница между этими двумя вариантами заключается в следующем. В первом варианте общий срок проверки остается прежним, в который налоговый орган, проводящий эту проверку, обязан уложиться.

Во втором варианте срок проверки увеличивается, но только по решению высшестоящего налогового органа;

6) иные обстоятельства для продления срока проверки.

Это как раз тот самый пункт, которого опасались все налогоплательщики.

Те самые «иные обстоятельства», на которые в качестве основания для продления сроков проведения проверки указано в подп. 6 п. 3 приложения 2 к Приказу, оставляют возможность для налоговых органов практически неограниченно изыскивать поводы для продления сроков проведения проверок.

Открытый список приведенных оснований — плохая новость для налогоплательщика. При этом в описываемом случае необходимость продления определяется исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемых лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации, сложности технологических процессов и других обстоятельств (подп. 6 п. 3 приложения 2 к Приказу). Как видим, оспаривать обоснованность решения о продлении сроков проверки по «иным обстоятельствам» в большинстве случаев — занятие бесперспективное.

Для обращения в арбитражный суд с жалобой на необоснованное продление срока проведения проверки налогоплательщику дается три месяца. Они начинают исчисляться со дня получения решения о продлении.

Но упоминая возможность оспаривания, отметим, что право на обращение с подобными требованиями существует у налогоплательщика всего три месяца (глава 24 АПК РФ). На практике налогоплательщики часто пропускают этот срок. Три месяца начинают течь с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Применительно к рассматриваемому нами случаю начало течения процессуального срока придется на день получения налогоплательщиком решения о продлении сроков проверки.

КТО И КАК ПРОДЛЕВАЕТ СРОК ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В отличие от решения о проведении выездной проверки, решение о продлении срока ее проведения проверяющий налоговый орган самостоятельно выносить не вправе. Его компетенция ограничивается направлением мотивированного запроса в вышестоящий налоговый орган, который и решает дальнейшую судьбу проверки. То есть решение о продлении сроков выездной налоговой проверки должно приниматься руководителем (заместителем руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ (последний абзац п. 4 приложения 2 к Приказу).

Решение о продлении сроков проведения выездной налоговой проверки (за исключением отдельных случаев) может принять только руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Однако есть три случая, когда продлить срок проведения проверки может только руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

l при проведении повторной выездной налоговой проверки, осуществляемой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

l при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам;

l при проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, осуществляемой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения проверки руководителю ФНС России представляется руководителем проверяющей группы (бригады) (п. 4 приложения 2 к Приказу).

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

По сравнению со старой редакцией этой статьи в срок проведения проверки теперь засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых документов.

Кроме того, на срок проверки теперь не влияет время фактического нахождения проверяющих на месте проверки. Эти благоприятные для налогоплательщика нововведения компенсируются сохранившимся правом налогового органа приостанавливать проверку по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, и рассмотренным выше правом продлевать срок проведения проверки на основании решения вышестоящего налогового органа.

В срок проведения проверки засчитывается время между вручением требования о представлении документов и представлением запрошенных документов. На срок проведения проверки время фактического нахождения проверяющих в организации теперь не влияет.

При определении порядка, в соответствии с которым должна проводиться соответствующая выездная проверка, в том числе применяемых правил ее продления, следует учитывать следующее.

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона N 137-ФЗ, создавшего новую редакцию ст. 89 НК РФ, налоговые проверки и иные мероприятия, с ними связанные, не завершенные до 1 января 2007 г., проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона.

Это означает: если проверка началась до 1 января 2007 г., то и продлеваться она будет по правилам прежней редакции ст. 89 НК РФ.

Утвержденные Приказом N САЭ-3-06/892@ требования к продлению сроков проведения проверок распространяются только на выездные налоговые проверки, решение о проведении которых принято после 1 января 2007 г.
Сказанное следует также из текста письма Минфина России от 27.12.2006 N 03-02-07/1-338.

ПРОВЕРИМ И ВАШЕГО КОНТРАГЕНТА

Статья 93.1 НК РФ предусматривает еще и такой дополнительный способ проверки организации, как «истребование документов (информации) о налогоплательщике».

Причем истребовать документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика, налоговый орган может не только при проведении выездной проверки, но и при осуществлении «иных мероприятий налогового контроля», предусмотренных гл. 14 НК РФ (например, при проведении камеральной налоговой проверки).

Это означает право налогового органа потребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) документы (информацию), касающиеся его деятельности. Запросить документы налоговые органы могут у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.

Процедура истребования документов состоит в следующем.

Проверяющие должны направить в налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент проверяемой организации, письменное поручение. В этом поручении должны быть указаны сведения об организации-контрагенте, у которой должны быть затребованы документы: ее наименование, ИНН/КПП, место нахождения и т.п. Кроме этого должны быть указаны вид мероприятий налогового контроля или информация относительно конкретной сделки, которая интересует проверяющих, и, конечно же, перечень документов с указанием периода, к которому они относятся.

Получив такое поручение, местный налоговый орган направляет запрос контрагенту о необходимости представить документы. Причем к своему запросу об истребовании документов налоговый орган должен приложить копию поручения, которую он сам получил.

На исполнение этого запроса согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ отводится пять рабочих дней (ст. 6.1 НК РФ).

Если организация не успевает представить документы в этот срок, то она может обратиться с ходатайством о его продлении. Продлевать этот срок может местный налоговый орган.

Получив от организации запрошенные документы, местный налоговый орган направляет их в тот налоговый орган, который прислал запрос. Ну, а дальше проверяющие на основании полученных документов будут делать соответствующие выводы…

Срок выездной проверки не должен превышать два месяца, но на самом деле время исследования бухгалтерской и другой документации одной компании может затянуться до шести месяцев.

Если налоговики понимают, что им не хватает времени собрать достаточную доказательную базу для признания организации виновной в совершении налогового правонарушения (или, более того, налогового преступления), то через УФНС добиваются продления проверки. По каким причинам могут продлить срок налоговой проверки и как исключить продолжение нежелательного общения с инспекторами – читайте в нашей публикации.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Почему легче избежать выездной проверки, чем ее продления

Несмотря на то, что основания для продления выездной налоговой проверки объединены в шесть условных пунктов, обозначенных в приказе ФНС № ММВ-7-2/189@, в действительности решения инспекторов зависят от складывающихся обстоятельств. Точнее – от специфики бизнеса и особенностей бухгалтерии компании.

Их инспекторы смогут легко отнести к отдельным, не ограниченным в смысловой и правовой интерпретации, основаниям для продления налоговой проверки. А если учесть, что не последнюю роль в объявлении формальных причин увеличения срока проверки играют контрагенты – у них могут запросить документы, подтверждающие определенные финансовые операции – становится очевидным: легче избежать самой выездной проверки, чем ее продления.

В чем опасность встречной налоговой проверки?

Действия инспекторов, решивших более тщательно ознакомиться с деятельностью проверяемой организации, трудно предугадать. И еще сложней – оспорить. Собственники некоторых уже «проверенных» компаний оценивают их, как «намеренное создание препятствий для осуществления экономической деятельности». Поэтому довести финансовую отчетность до видимой безупречности недостаточно – необходимо знать и понимать действия налоговиков изнутри.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

Основания для продления налоговой проверки

Установленные приказом ФНС № ММВ-7-2/189@ основания для увеличения срока проверки сформулированы размыто. Но это не мешает, основываясь даже на нечетких определениях, эффективно подготовиться к незваным гостям:

  1. Первая в списке возможных причин продления общения с инспекторами – проведение проверок крупнейших налогоплательщиков.

Специалисты 1С-WiseAdvice, знают, какие именно пробелы надеются найти сотрудники ФНС в отчетности больших компаний, и на контроль каких процессов закладывают больше двух месяцев. Риск-ориентированный подход наших специалистов, детально предугадывающий отбор компаний для выездных проверок, избавит ваш бизнес от чрезмерного внимания налоговиков.

  1. Если во время выездной (повторной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов или любых других источников инспекторы получат информацию, свидетельствующую о налоговых нарушениях или преступлениях, значит, непременно задержатся. Поэтому важно не просто учитывать в отчетности потенциальные риски, исходящие от контрагентов, но и в принципе не вызывать у сотрудников ФНС желания собирать о вас какое-либо «портфолио».
  2. Непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства, например, пожар или наводнение, является еще одним основанием продлить проверку. Причем, независимо от того, где бушевала стихия, – на территории офиса или в самой ИФНС.
  3. Выездная проверка компании с несколькими обособленными подразделениями может также затянуться. Наличие десяти и более подразделений свидетельствует о том, что инспекторы задержатся в компании на максимально возможный срок – шесть месяцев. Это условие действует, если проверяют головную организацию, а все подразделения – в комплексе. Однако ИФНС может назначить и самостоятельную проверку подразделения – независимо от хода параллельной работы в центральной компании.
  4. Если не удалось в указанный срок предоставить инспекторам полный комплект документов с отчетностью, не угрожающей безопасности вашего бизнеса, значит, незваные гости останутся надолго. Если собрать все получилось, а на «причесать» не осталось времени – все равно останутся (см. другие пункты). Чтобы ИФНС не использовала этот пункт против компании, собственникам бизнеса требуется проявить не только знания налогового и бухгалтерского учета, но и скорость.

Срок требуемых при проверке документов составляет десять дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик понимает, что не успевает выполнить это требование вовремя, значит, направляет в налоговый орган соответствующее уведомление. Однако, какими мотивами будет руководствоваться руководитель инспекции, принимая решение в ответ на такое извещение, в законодательстве не прописано. Важно понимать, что увеличение срока для предоставления истребуемых документов не является основанием для продления срока самой проверки.

Процессинг – уникальная технология обработки «первички», которая гарантирует своевременную подготовку первичной документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных налоговых проверок документы максимально быстро.

  1. Иные обстоятельства. Тот самый пункт, который дает налоговикам в обосновании продления проверки практически абсолютную свободу. Почему проверку определенной компании инспекторы могут признать исключительной – без видимых на то причин – и задержаться дольше, чем на два месяца, пояснил Конституционный суд в Определении № 1434-О-О от 09.11.2010. Согласно ему, понятие «исключительный случай» инспекторы вправе наполнить собственным содержанием – исходя из фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования законодательных терминов в правоприменительной практике. Как говорится в документе, налоговики «обладают собственной дискрецией в регулировании форм налогового контроля», в том числе в установлении сроков проверок. А дискреция – это не что иное, как право действовать по своему усмотрению. Поэтому лишить ИФНС формальных поводов познакомиться с вашим бизнесом поближе в ходе уже действующей проверки практически невозможно. Проще – в принципе не привлекать внимание налоговиков.

Одна из ключевых задач 1С-WiseAdvice – уберечь клиента от лишнего внимания ИФНС. Для того чтобы обеспечить такой «режим невидимки», мы на регулярной основе контролируем размер налоговой нагрузки, долю налоговых вычетов по НДС, расходов в целях расчета налога на прибыль и пр., анализируем и выдерживаем сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о проверке, контролируем сроки сдачи и факт принятия отчетности, контролируем сроки и содержание ответов на запросы ИФНС и т.д.

Порядок продления выездной налоговой проверки

Чтобы продлить выездную проверку, ИФНС направляет в региональное налоговое Управление мотивированный запрос, в котором кроме информации о налогоплательщике и реквизитов решения на продление, указывает основания для продления и установленные нарушения, в том числе предварительные суммы доначислений. Решение об увеличении срока работы налоговиков с отчетностью отдельной компании принимает руководитель налоговой службы. Если выездная проверка проводится повторно, за него в некоторых случаях это может сделать заместитель.

Важно, что, согласно форме решения о продлении выездной проверки, налогоплательщик должен быть ознакомлен с намерением продолжить проверку его организации.

Есть ли шанс оспорить продление выездной проверки

Если безопасность бизнеса все-таки оказалась под угрозой из-за затянувшегося общения с инспекторами, примите к сведению: пенять на отсутствие мотивации продления проверки, формальность ее причин бесполезно.

Свободу ИФНС в принятии решения продолжить искать «следы» недобросовестности налогоплательщика опять-таки пояснил Конституционный суд. В уже упомянутом Определении № 1434-О-О указано, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня оснований для продления выездной проверки. Предугадать и отразить в документе всевозможные ситуации, когда налоговикам потребуется дополнительное время для разбирательства, как решил КС, невозможно.

Эксперты 1С-WiseAdvice точно знают, что именно будут смотреть инспекторы и какие данные сопоставлять, поэтому ведут налоговый учет и формируют отчетность, учитывая возможные риски. А чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

Обжаловать решение инспекторов продлить срок проверки в вышестоящем налоговом органе бессмысленно. Практика последних лет свидетельствует, что руководство встает на сторону инспекции, аргументируя тем, что налогоплательщик не вправе оценивать целесообразность действий налоговиков на проверке (решение ФНС от 21.12.2017 № СА-4-9/26102@).

Судебная практика по оспариванию продления выездной проверки демонстрирует аналогичную тенденцию. Несмотря на разнообразие доводов со стороны представителей бизнеса о необоснованности продления проверки, решения выносятся не в их пользу. Но это не повод думать, что выводы судов РФ необъективны. Налоговики настолько скрупулезно и без формализма мотивируют основания для продления проверки, что у судов не остается выбора, как подтвердить законность увеличения срока работы с документами организации. Не стоит надеяться, что сотрудники ФНС не достаточно аргументированно обоснуют свою позицию – в первую очередь потому, что они не заинтересованы в создании судебного прецедента в пользу налогоплательщика. Последний нарушит устоявшуюся систему неоспоримости выводов инспекторов.

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить решение по выездной проверке

Поэтому даже если на ваш взгляд деятельность компании соответствует всем требованиям Налогового кодекса, только помощь экспертов, четко знающих, на что и когда обращают внимание налоговики, обеспечит защиту вашего бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice отстаивают интересы клиентов на разных этапах взаимоотношений с ИФНС: не только готовят аргументированные ответы на запросы и требования в рамках выездных проверок, но и до конца борются за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, вплоть до суда.

Связаться с экспертом
>Продление выездной проверки

24.02.2019 А. Гордон

>Срок приостановки выездной налоговой проверки

Адвокат Гордон А.Э.

24 февраля 2019

Продление выездной налоговой проверки

Основания и порядок продления выездной налоговой проверки

Продление выездной налоговой проверки – общеизвестное мероприятие не имевшее ранее регулирования на уровне закона, и так же оставшееся в не Налогового кодекса в 2019 году.
По прежнему, в 2019 году продление выездной налоговой проверки возможно до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. При этом, в налоговом кодексе РФ, в статье 89, вы не найдете оснований и порядка продления выездных налоговых проверок, лишь общую фразу: » Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России».
До конца 2018г. Основания и порядок продления срока выездной (повторной) налоговой проверки содержался в приказе ФНС РФ от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@.
С 04.01.2019г. действует новый приказ ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@, в котором, как и в предыдущем содержатся формы документов, оформляемых налоговыми органами РФ при проведении налоговых проверок, а так же и основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки.

Порядок продления выездной налоговой проверки до конца 2018г.

Решение о продлении выездной налоговой проверки принимает руководитель управления ФНС по субъекту РФ, в котором находится налоговый орган, проводящий выездную проверку. Например, по продлению выездных налоговых проверок «рядовых» налогоплательщиков Москвы – решение принимает руководитель (заместитель руководителя) Управления ФНС России по Москве, по мотивированному запросу от территориального налогового органа.
Продление выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам — по решению руководителя (заместителя) ФНС России.

Основания продление выездной налоговой проверки на срок до четырех и (или) шести месяцев:

1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — от 4-10 обособленных – продление до 4 месяцев, от 10 – до 6 месяцев.
5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Продление выездной налоговой проверки с 04.01 2019г.

Продление выездной налоговой проверки в 2019 году, как и ранее, возможно только по отдельному решению налогового органа. Решение о продлении срока выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа.
Для оформления решения продления выездной налоговой проверки налоговый орган, проводящий выездную проверку направляет мотивированный запрос о продлении срока ее проведения в вышестоящий налоговый орган.

Основания и Порядок продление выездной налоговой проверки в 2019 году

Основания и порядок продления выездной налоговой проверки в 2019 году изложены в приказе ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ Приложение № 6.
В 2019 году основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев, являются:
1) проведение выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, отнесенных к данной категории в порядке, установленном статьей 83 Кодекса;
2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства, которые требуют дополнительных проверок. Источники информации – правоохранительные органы, контролирующие органы, иные источники;
3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: — 4 и более обособленных – до 4-х месяцев, более 10 – до 6 месяцев.
4) непредставление проверяемым налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения такой проверки (не представление документов по Требованию – по ст.93 НК РФ);
5) активное противодействие проверяемого налогоплательщика, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса);
*Понятие «активное противодействие проведению ВНП» в Налоговом кодексе не раскрыто, вместе с тем, в ч.1.1 ст.113 НК РФ есть такое положение: активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса; — Наличие факта Воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) используемых проверяемым налогоплательщиком для основной деятельности.
7) — непредставление банком информации о счетах проверяемого налогоплательщика,
— непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса,
— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса),
— непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса),
— неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса);
8) возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление (приостановка) выездной налоговой проверки в 2019 году

Приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году, или как говорят «приостановка выездной налоговой проверки» как и раньше, возможно. В отличие от продления выездной налоговой проверки, основания и порядок приостановления выездной проверки прямо прописаны в налоговом кодексе РФ.
Налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку вправе провести приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году по основаниям и в порядке, установленных в пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году всегда должно быть оформлено решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку и мотивировано, в соответствии с кодексом.
Возобновление проведения выездной налоговой проверки возможно только после оформления отдельного решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку.
Внимание !
В 2019 году Решение о проведении выездной налоговой проверки, Решение о приостановлении выездной налоговой проверки, Решение о возобновлении выездной налоговой проверки, а так же соответствующие требования о предоставлении документов (статья 93 НК РФ), требования по «встречным» проверкам (ст.93.1 НК РФ) оформляются по формам, утвержденным приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@.

Приостановление выездной налоговой проверки в 2019 году возможно для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ («встречная проверка у контрагентов», проверка «по цепочкам»);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации (например, соглашения об избежании двойного налогообложения);
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по указанным основаниям допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Срок приостановки выездной налоговой проверки в 2019

Общий срок приостановки выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. (п.9 ст.89 НК РФ)
В случае, если выездная налоговая проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государств (пп. 2 п.9 ст. 89 НК РФ), и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Внимание !
В случае «Приостановки выездной налоговой проверки» не подлежат исполнению налогоплательщиком требования налогового органа по предоставлению документов, направленные налогоплательщику после даты решения о приостановке выездной налоговой проверки. Вместе с тем, ранее полученные налогоплательщиком в порядке ст. 93 НК РФ требования – должны быть исполнены.
В случае приостановки выездной, налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Также приостанавливаются (запрещены) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с приостановленной проверкой.

По состоянию на 25 февраля 2019 года
Москва

О правомерности продления срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2017 года N СА-4-9/26102@

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Продление срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев обусловлено необходимостью получения информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, а также большим объемом проверяемых и анализируемых документов.

Позиция налогоплательщика: Общество не располагает данными о каких-либо совершенных им нарушениях налогового законодательства и, соответственно, об информации, которая может подтвердить их наличие, в связи с чем продление срока проведения проверки до 6 месяцев является необоснованным.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 3 приложения N 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)» (далее — приложение N 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 2 приложения N 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ основаниями продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, а также иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О (далее — Определение от 09.11.2010 N 1434-О-О) указано, что при проведении выездной налоговой проверки исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны — эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности, федеральный законодатель установил в абзаце первом пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации общее правило, согласно которому срок выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, и предусмотрел, что данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Данное законоположение само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод граждан, поскольку направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Что касается используемого в оспариваемом положении понятия «исключительный случай», то оно, как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике, однако не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений.

В пункте 4 Определения от 09.11.2010 N 1434-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, указывая в пункте 6 статьи 89 Кодекса, что основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки. В противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.

Кроме того, порядок принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки предполагает осуществление ведомственного контроля вышестоящим налоговым органом и возможность отклонения запроса налогового органа, проводящего проверку, при его немотивированности либо при отсутствии достаточных оснований для продления.

Согласно информации, представленной Управлением, 23.10.2017 Управлением на основании мотивированного запроса Инспекции от 09.10.2017 срок проведения выездной налоговой проверки Общества продлен до шести месяцев.

В качестве оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки в Решении указаны:

— получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

— большой объем проверяемых и анализируемых документов.

В соответствии с приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ указанные обстоятельства являются основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки.

При этом ФНС России отмечает, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.

Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.11.2010 N 1434-О-О, ФНС России считает, что действия Управления по продлению срока проведения выездной налоговой проверки Общества направлены на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки Общества и служат целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения данным налогоплательщиком налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ФНС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *