Проблемы науки финансового права

Наука финансового права на сегодняшний день играет ключевое значение для правильного понимания современной политики в Российской Федерации.

Однако, прежде чем говорить о современном положении науки финансового права, следует проанализировать саму сущность термина «наука финансового права» и историю его появления в российском научном сообществе.

Попытки дать определение финансовому праву как науке производились на протяжении многих столетий, и уходит корнями в период XVI-XVII веков. В это время в рамках научных работ в сфере камералистики впервые были разработаны первичные основы будущей науки финансового права. Следует отметить, что данная наука появилась в Германии и была связана в большей степени со сферами государственного управления и государственных финансов. Однако уже ближе к началу девятнадцатого века камералистика была перенята российскими учеными и стала преподаваться в вузах, в особенности на юридических факультетах вплоть до 1863-го года. Внедрение данной дисциплины и ее активное изучение учеными того времени стали одними из непосредственных поводов к формированию самостоятельной науки финансового права в России во второй половине XIX-го века.

Наиболее существенный вклад в развитие науки финансового права в России внесли ряд именно российских научных деятелей, которые заложили основы науки финансового права. Так, уже в 1818 году Н. Тургенев опубликовал трактат по философской науке «Опыт теории налогов». И.И. Янжул писал: «Ели бы это сочинение было в свое время издано на языке, более распространенном в Западной Европе, оно заняло бы видное место между лучшими в начале XIX в. трудами по теории налогов и осталось бы на них не без влияния». Данный трактат раскрывал, в особенности, вопросы, касающиеся отдельных сторон налогового регулирования в России того времени. Более того, в рамках данной работы был обобщен опыт налоговой политики за предшествующие года, что, безусловно, оказало положительное воздействие на интенсивное развитие данного направления финансовой политики государства.

Необходимо также упомянуть об особых успехах в общей теории российских ученых. Так, в 40-х гг. вышел научный, а затем и учебный курс выдающегося ученого деятеля того времени, профессора политической экономии И. Я. Горлова — «Теория финансов” (1841). И.Я. Горлов дал одно из первых определений финансового права, взятых за основу в дальнейших научных работах как российских, так и зарубежных ученых. Так, наука финансового права определялась следующим образом: «…наука, рассуждающая о получении и употреблении средств для удовлетворения государственных потребностей…». Данное определение до сих пор остается актуальным. Например, одно из современных определений науки финансового права (С.В. Запольского) раскрывается следующим образом:

«Наука финансового права — есть область знания, формирующаяся из трех основных предметных областей — учение о финансово-правовых нормах, учение и финансово-правовых категориях и учение о практике применения финансово-правовых норм государством в лице уполномоченных государственных органов».

Как мы видим, настоящее определение рассматривает данное понятие шире, однако оно также охватывает вопросы распределения, использования финансов и деятельность государства по контролю за данными процессами.

Возвращаясь к трудам И.Я. Горлова, мы должны отметить, что в своей работе он не просто сформулировал понятие науки финансового права. Ученый исследовал саму сущность данного понятия, выявил основные причины и пути происхождения науки финансового права. Более того, И.Я. Горлов доказательно обосновал, что появление и формирование науки финансового права не является самостоятельным научным явлением, а лишь одним из элементов всей научной системы. Это в особенности подчеркивается в одном из разделов его работы, который так и называется «Науки, в связи с нею (финансовой) стоящие».

Вместе с тем, профессор не только раскрыл вышеперечисленные взаимосвязи, но и проанализировал основные тенденции в понимании термина «финансы» в древние и средние века, посвятив данной проблематике целый раздел своей работы. Вышеупомянутое еще раз подчеркивает, что для правильного понимания понятийно-категориального аппарата науки, а также оперирования ее терминологией необходимо уяснения самой сущности изучаемого явления. Более того, данной точки зрения придерживаются современные ученые. Так, С.В. Запольский, профессор кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, также считает, что наука финансового права появилась давно и берет свое начало еще с древних Законов Хаммурапи и иных древних правовых источников. В России же наука первые предпосылки формирования данной области знаний появились в Русской правде, так как в ней был сформулирован особый порядок взимания древних форм налогов.

Таким образом, благодаря курсу И.Я. Горлова, у ученых XIX-ХХI веков появилась обширная теоретическая база для дальнейшего ее усвоения и усовершенствования в своих трудах.

Так, уже в 80-х гг. 19-го века развитие мысли И.Я. Горлова нашло свое отражение в обширном курсе профессора В.А. Лебедева «Финансовое право» (1882–1885). Работа Лебедева вызвала резонанс в научном сообществе ученых-финансистов. А.И. Буковецкий, известный специалист в области финансовой науки, работавший в первой половине ХХ века, определяя место В.А. Лебедева в истории отечественного финансового права, пишет о нем как об авторе «самого большого в России по своему плану курса финансовой науки». «Финансовое право» Лебедева он называет «до настоящего времени самой грандиозной попыткой в России систематического изложения финансовой науки».

При написании данного курса В.А. Лебедев многое перенял из обобщенного в работах И.Я Горлова опыта, в частности ключевые определения были сформулированы с опорой на текст «Теории финансов». Однако ученый решил подойти еще более системно к анализу данной науки, в связи с чем объем его работы был весьма велик, что было встречено не всеми положительно. В частности, ряд ученых того времени считали, что в его работах наличествуют слишком много историко-правового анализа, что только мешает анализу современного финансового состояния. Тем не менее, таких было меньшинство.

Особый показатель значительности и важности работы В.А. Лебедева является тот факт, что его работы были признаны мировым научным сообществом и были переведены на большинство европейских языков. Более того, на основе данных работ был сформирован отдельный курс в ряде университетов, посвященный исключительно выявлению историко-правовых тенденций и закономерностей в сфере финансов, в том числе и в России.

В сущности, благодаря многоаспектному анализу финансового права, который был произведен в его работе, стало возможным изучение отдельных сторон финансового права в курсе самостоятельных дисциплин. В качестве примера, можно отметить, что на рубеже XIX-XX веков из науки финансового права начинают выделяться отдельные направления, такие как наука о финансах, изучающая особенности отдельных государственных финансовых систем, наука о финансах, изучающая проблемы регулирования финансовых отношений и т.д. Более того, сегодня в ряде Российских вузов, готовящих специалистов в данной области знаний, изучаются в качестве самостоятельных дисциплин история финансов, финансовая система, а также система органов финансового контроля и т.д.

Более того, именно в данный временной промежуток сформировалось единое понимание предмета, метода науки финансового права, так как раннее, на стадиях становления науки, эти составляющие понимались по-разному. Так, например, предметом науки финансового права стали признаваться общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных средств государством, а также уполномоченными ими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, стоящих перед обществом. Данное определение используется и сейчас, что подчеркивает особую значимость достижений ученых того времени.

Таким образом, появление и развитие науки финансового права в России, действительно, имели свои особые уникальные черты. Более того, мы выявили, что достижения российских научных деятелей того времени оказали значительное влияние на современное понимание науки финансового права и заложили не просто основы, а во многом предопределили тенденции развития учений о данной науке.

УДК 347.73

Н. А. Саттарова

О некоторых проблемах финансового права на современном этапе

В статье затрагиваются отдельные проблемы современного финансового права, взаимодействия его отдельных институтов и межотраслевых связей. Особое внимание уделено принципам финансового права, необходимости их научной разработки и эффективной реализации.

Ключевые слова: публичные финансы, экономическая деятельность,

финансово-правовая политика, инфляция, финансовое право, институты финансового права.

«Под воздействием финансового права, хотя и в разной степени, происходит реализация практически всех функций государства и муниципальных образований, что отражается на жизнедеятельности общества в целом и каждой личности в отдельности»1, — пишет профессор права Н.И. Химичева.

Действительно, следует признать, что финансовое право воздействует на важнейшие стороны жизни общества и государства в целом. Посредством норм финансового права, правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований создаются денежные фонды государства и муниципальных образований, направляемые на финансирование общезначимых задач. Без правового регулирования публичных финансовых (денежных) отношений невозможно развитие страны, исключается создание безопасных условий

© Саттарова Н. А., 2013

1 Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития Российского государства // Финанс. право. 2006. № 4. С. 26.

развития экономики, невозможна жизнедеятельность всего государства. В современный период развитие России, как государства с рыночной формой экономики, объективно связано с финансовыми, налоговыми отношениями и механизмом их правового регулирования. Особо важное место в механизме финансовой деятельности государства и муниципальных образований, безусловно, занимают правовое регулирование налогообложения, государственный и банковский кредит, денежное обращение, валютное регулирование и др.

В теории финансового права финансовую деятельность государства принято считать плановым процессом мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций. Без финансовой деятельности немыслима нормальная жизнедеятельность государства и общества в целом и конкретного гражданина, в частности.

Важно помнить, что финансовая деятельность государства заключается в правомерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механизма регулирования финансовых отношений. Основными направлениями воздействия на механизм финансово-правового регулирования со стороны финансовой деятельности выступают правотворчество, правореализация и государственное принуждение.

Вместе с тем нельзя утверждать, что в процессе применения финансового законодательства современной России правоприменитель не сталкивается с соответствующими проблемами в области совершенствования законодательства, регулирующего функционирование основных звеньев механизма бюджетной, налоговой деятельности, а также в сфере государственного финансового контроля. Тесная взаимосвязь категорий «финансы», «финансовые ресурсы» «денежные фонды» обусловливает анализ механизма правового воздействия на состояние финансовой и денежной системы страны, которые, в свою очередь, также «переживают» все проявления (не всегда «безоблачные») современной рыночной экономики, поскольку она (экономика) характеризуется хронической инфляцией, которая порождается как диспропорциями в процессе общественного воспроизводства, так и неэффективной экономической политикой.

Следует признать, что экономические законы диктуют соответствующее поведение хозяйствующим субъектам. Однако именно юридические законы должны обеспечить соответствие хозяйственной

деятельности участников рынка экономическим законам, поскольку только в данном случае возможно достичь эффективности экономической деятельности. Следовательно, отмечая возрастающую в настоящее время роль финансового права в жизнедеятельности общества и экономической деятельности государства, необходимо сказать о значении правовых средств, посредством которых достигаются цели правового регулирования общественных отношений в сфере публичных финансов, денежного обращения, финансовой политики.

Кроме того, свою финансовую политику государство реализует также через создаваемую им систему органов государственного финансового контроля, поскольку именно он обеспечивает эффективное государственное управление механизмом образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Возрастание роли и значения всей системы финансового контроля в современных экономико-правовых реалиях является одним из основных элементов системы управления и государственного контроля федеративного государства.

Все рассматриваемые проблемы в свою очередь актуализируют вопросы правотворчества и правоприменения в финансовой сфере, поскольку именно нормами финансового права регулируется вся деятельность государства по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств. Следовательно, рассуждая о модернизации финансовой политики, важно не забывать и о правовой политике в указанной сфере, т. е. о финансово-правовой политике. Можно бесконечно говорить о путях выхода из кризиса, преодоления посткризисных явлений, модернизации экономики, но если направления и механизм реализации финансовой политики не закреплены в финансовоправовых нормах, или закреплены, но не могут регулировать возникающие существующие при этом правоотношения, об эффективной финансовой политике не приходится говорить. Особо следует отметить, что, закрепляя в нормах права способы, механизм реализации задач государства (муниципальных образований) в финансовой сфере, законодатель способствует функционированию важного и необходимого института юридической ответственности. В финансовом законодательстве до настоящего времени отсутствует системное законодательное закрепление финансового процесса, финансового правонарушения, финансово-правовой ответственности, финансовых санкций.

Необходимо указать, что именно «финансово-правовая политика обеспечивает реализацию финансовой политики посредством принятия и применения государственными и муниципальными органами власти правовых актов, нормы которых определяют права и обязанности участников правоотношений, а также ответственность за их нарушение. Все это характеризует важную роль финансово-правовой политики в обеспечении эффективности функционирования государства и муниципальных образований, а также реализации намеченных перспектив развития страны. Ее роль возрастает в связи с постановкой новых социально-экономических и других задач Российского государства, осуществление которых требует крупных финансовых затрат»2.

В рассматриваемом аспекте следует также указать на закрепление в нормативных актах конкретных антиинфляционных действий, правил поведения участников антиинфляционной политики. Причем, по мнению экономистов, инфляция требует к себе постоянного внимания и регулирования со стороны государства. К тому же, если учесть многофакторность исследуемого процесса, государство обязано использовать целый арсенал антиинфляционных правовых средств. Необходимость правового регулирования денежных, бюджетных, налоговых и других отношений, использование правовых средств антиинфляционных процессов требует особой «гибкости» и «адаптированности» от законодателя к происходящим экономическим процессам. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость закрепления в нормах права сдерживающего инфляцию механизма, например в «Основных направлениях единой государственной денежнокредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», где отмечается, что в ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе — на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения3.

3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. (утв. Банком России) // Вестн. Банка России. № 65. 24.11.2011.

Таким образом, регулирование отношений управления финансами с помощью правовых средств имеет свои особенности, присущие экономическим, политическим, культурным, национальным условиям развития государства. Но важное значение при анализе воздействия права на определенные общественные отношения имеет четкость содержания правового акта, логичность его структуры, эффективность правовой нормы. Следовательно, эффективными правовыми средствами можно противостоять диктату предприятий-монополистов, диспропорциям общественного воспроизводства, неэффективной экономической политике — главным причинам современной инфляции, что, в свою очередь, обеспечивает эффективную финансово-правовую политику.

Вместе с тем следует выделить отдельные проблемные вопросы финансового права, затрагивающие отраслевые особенности научного обоснования принципов финансового права. Современное финансовое право как отрасль российского права и его многочисленные и разнообразные источники находится в постоянном процессе различных изменений, отмен и дополнений. Эффективности этого процесса способствовала бы системность его проведения, которая охватывала бы названную отрасль права в целом с учетом взаимной связи между ее подотраслями и институтами, взаимодействия с нормами других отраслей права. Следует указать, что отношения, составляющие предмет финансового права, неоднородны. В системе финансового права, как отрасли права, принято выделять такие подотрасли, как бюджетное и налоговое право, а также различные институты, например, финансовоправовые институты банковской деятельности, денежного обращения, валютного регулирования и др., которые тесно взаимосвязаны с нормами гражданского права.

В свою очередь, межотраслевые связи финансового права по своей сути явление объективное. Прежде всего следует исходить из того, что межотраслевые связи вообще — это связи между правовыми нормами, в частности между нормами финансового права и других отраслей права. Указанные связи определяют место финансового права в системе отечественного права. Кроме того, наличие в действующем финансовом законодательстве межотраслевых связей способствует оптимизации правового регулирования. Например, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том

значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ).

Следует также обратить внимание на то, что изменение системы межотраслевых связей финансового права происходит в результате изменений в правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в обществе в условиях реформирования экономики, развития рыночных отношений, предпринимательской деятельности. Так, наглядным примером проявления межотраслевых связей финансового, бюджетного права является институт государственных и муниципальных закупок. Отношения по определению потребности в товарах, формированию заказов на их поставку возникают в сфере государственного управления; отношения по размещению заказов, заключению государственных контрактов и их исполнению — в сфере имущественного оборота. Важное значение имеют бюджетные отношения по финансированию поставок товаров для государственных нужд. Рассматриваемые отношения регулируются рядом отраслей российского законодательства — административным, финансовым, гражданским законодательством о предпринимательской деятельности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди многих других проблем финансового права обозначена задача выявления и научного обоснования принципов финансового права. Как указывает Н.И. Химичева, глубокая научная разработка названных принципов имеет важнейшее значение, поскольку обоснованные, четко сформулированные и закрепленные в законодательстве принципы отрасли права позволяют определить наиболее актуальные направления: а) развития теории финансового права; б) совершенствования финансового права как отрасли права с учетом его системности и взаимодействия с другими отраслями права; в) повышения эффективности применения финансово-правовых норм соответственно потребностям личности и общества в целом. Общие, научно обоснованные принципы финансового права должны служить основой для их конкретизации и развития в подотраслях и институтах финансового права4.

Принципы финансового права имеют важное значение в системе регулирования экономических, финансовых процессов, поскольку определяют приемлемые и желательные модели поведения всех участников экономической (финансовой) деятельности. При этом

4 Химичева Н.И. Научно обоснованные принципы финансового права как вектор его действия, развития и формирования новой методологии преподавания // Финанс. право. 2009. № 2. С. 5.

сложность реализации принципов финансового права вызывает необходимость самостоятельного научного анализа и практического совершенствования их нормативного закрепления, поскольку только при закреплении указанных принципов возможно повышение эффективности всего процесса финансово-правовой политики. Принципы финансового права являются своеобразной системой координат для правотворческих органов, поэтому именно их научное обоснование, закрепление в нормах права и их реализация в контексте определения направления государственного регулирования экономической (и финансовой) деятельности позволит преодолеть сопутствующие современным реалиям проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *