Приватизация квартиры закон

Вероятно, многие граждане, пользующиеся служебным жильем, уже пытались обращаться к местным властям с просьбой о приватизации занимаемого жилого помещения, однако получили стандартный отказ: «Служебные жилые помещения приватизации не подлежат!» А так ли это?

Если жилье передано в муниципальную собственность

Статья 7 Закона РФ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» гласит, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Про служебное жилье данная норма умалчивает.

Получается, что последствия передачи служебного жилья в муниципальную собственность законом не регулируются.

Между тем, основное назначение служебных жилых помещений – для проживания граждан в связи с работой в государственных и муниципальных органах, предприятиях и учреждениях – при передаче в муниципальную собственность уже не сохраняется, поэтому решение о передаче служебного жилья в муниципалитет предполагает изменение его статуса. К отношениям по пользованию таким жильем должна применяться по аналогии ст. 7 Вводного закона, что допускается Жилищным кодексом РФ.

Таким образом, служебные жилые помещения, принадлежавшие государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям и переданные в введение органов местного самоуправления подлежат приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма.

Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд РФ, высказавшийся по этому поводу еще в 2006 году, по этому пути идет и судебная практика.

Ваши действия…

Заключение о возможности приватизации жилых помещений дает департамент имущественных отношений Администрации г. Омска. Приложив к заявлению минимальный пакет документов (копию лицевого счета, копию выписки из реестра муниципального имущества, которую необходимо предварительно запросить в том же департаменте имущественных отношений, копию паспорта и технического паспорта на квартиру), обратитесь в департамент с просьбой разрешить вам приватизацию занимаемой квартиры.

При положительном ответе из департамента имущественных отношений, приватизировать жилье можно будет в общем порядке.

При отрицательном ответе следует признавать право собственности на занимаемое вами жилое помещение в порядке приватизации в суде.

Еще одна возможность приватизировать «служебное» жилье

Если ваша служебная квартира не передана в муниципальную собственность, проверяйте законность присвоения статуса служебного жилья. Один штамп в ордере еще ни о чем не говорит.

Во-первых. Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься в установленном порядке уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом. По действовавшему ранее Жилищному кодексу РСФСР, это были решения исполнительных комитетов районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Во-вторых. Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только в тот период, когда квартира не предоставлена жильцам.

В третьих. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

Только при соблюдении этих условий присвоение статуса служебного жилья будет законным. Сведения о статусе предоставленной Вам квартиры, о наличии либо отсутствии решения о ее включении в число служебных, можно получить в государственном архиве Омской области.

Если указанных выше решений о присвоении статуса служебного жилья в архиве не обнаружено, стоит исходить из того, что жилое помещение вы занимаете по договору социального найма, а значит, его можно приватизировать.

Рекомендуемые публикации:

  • В каких случаях можно приватизировать служебное жилье?
  • Какие документы являются доказательствами того, что квартира служебная?
  • Приватизация служебного жилья без согласия собственника жилого помещения
  • Исковое заявление о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение — квартиру, являвшуюся на момент предоставления истцам служебной
  • Исковое заявление о признании права собственности на «служебное» жилое помещение в порядке приватизации

Ольга Отрохова, генеральный директор ООО Правовой центр «Логос»

1. Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией, и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

2. Передача квартир (домов), жилых помещений в общежитиях осуществляется в общую совместную или долевую собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в этой квартире (доме), жилом помещении в общежитии, в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного владельца квартиры (дома), жилого помещения в общежитии.

3. Передача квартир (домов) в собственность граждан осуществляется на основании решений соответствующих органов приватизации, принимаемых не позднее месяца со дня получения заявления гражданина.

Передача жилых помещений в общежитиях в собственность жителей общежитий осуществляется в соответствии с законом.

4. Подготовку и оформление документов о передаче в собственность граждан квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, может быть возложены на специально создаваемые органы приватизации (агентства, бюро, другие предприятия).

5. Передача квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан с доплатой, безвозмездно или с компенсацией в соответствии со статьей 5 настоящего Закона оформляется свидетельством о праве собственности на квартиру (дом), жилищное помещение в общежитии, которое регистрируется в органах приватизации и не требует нотариального удостоверения

6. Оплата стоимости приватизированного жилья может производиться гражданами в рассрочку на 10 лет при условии внесения первичного взноса в размере не менее 10 процентов суммы, подлежащей выплате. При этом гражданин дает органу приватизации письменное обязательство о погашении суммы стоимости, которая остается неуплаченной.

7. Органы приватизации, которые осуществляют приватизацию государственного жилищного фонда, имеют право на деятельность по оформлению и регистрации документов о праве собственности на квартиру (дом), жилые помещения в общежитиях.

8. Стоимость услуг по оформлению документов на право собственности на квартиру (дом), жилое помещение в общежитии оплачивается гражданами по расценкам, устанавливаемым местными органами исполнительной власти

9. Государственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по месторасположению домов с последующим осуществлением их приватизации органами местной государственной администрации и местного самоуправления согласно требованиями этого Закона.

В случае банкротства предприятий, изменения формы собственности, слияния, присоединения, разделения, преобразования, выделения или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, в полном хозяйственном ведении которых находится государственный жилищный фонд, последний (в том числе общежития) одновременно передается в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских советов.

Нежилые помещения жилищного фонда, которые используются предприятиями торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения на условиях аренды, передаются в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Порядок передачи жилищного фонда, который пребывал в полном хозяйственном ведении предприятий, учреждений или организаций, в коммунальную собственность определяется Кабинетом Министров Украины

10. Органы приватизации, органы местного самоуправления не вправе отказать жителям квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в приватизации занимаемого ими жилья, кроме случаев, предусмотренных законом.

11. Споры, возникающие при приватизации квартир (домов) и жилых помещений в общежитиях государственного жилищного фонда, решаются судом.

12. Должностные лица и граждане при нарушении требований настоящего Закона несут дисциплинарную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Просмотров: 17854

не действует Редакция от 04.07.1991 Подробная информация

Наименование документ ЗАКОН РСФСР от 04.07.91 N 1541-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РСФСР»
Вид документа закон
Принявший орган вс рф
Номер документа 1541-I
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 04.07.1991
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, N 28, ст. 959,
  • «Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992
Навигатор Примечания

ЗАКОН РСФСР от 04.07.91 N 1541-I «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РСФСР»

от 4 июля 1991 г. N 1541-I

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РСФСР, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Приватизация жилья — бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах-памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Местные Советы народных, депутатов, предприятия, учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.

Статья 5. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР.

Статья 6. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;

предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР.

Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.

Законодательством РСФСР, республик в составе РСФСР право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Раздел II ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Статья 12. Размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений определяется Верховными Советами республик в составе РСФСР, Советами народных депутатов автономных областей, автономных округов, краевыми, областными, Московским и Ленинградским городскими Советами народных депутатов, но не менее 18 кв. метров общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. метров на семью с учетом потребительских качеств жилья.

Статья 13. Местные Советы народных депутатов вправе увеличить размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений с учетом потребительских качеств жилищного фонда, состава семьи, ее материального положения, совокупного трудового стажа, получения квартиры в связи со сносом дома без компенсации и других обстоятельств.

Статья 14. Оценка бесплатно передаваемой в собственность граждан площади производится через стоимостный эквивалент, который определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в действующих на момент приватизации ценах в домах со средним уровнем потребительских качеств для данного населенного пункта.

Статья 15. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность граждан, рассчитывается с учетом ее площади и потребительских качеств независимыми комиссиями, создаваемыми при местных Советах народных депутатов, с обязательным участием народных депутатов, представителей профсоюзных организаций, трудовых коллективов, финансовых органов и банков, а также с участием граждан, приобретающих жилые помещения.

При приватизации жилья, превышающего бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, граждане оплачивают разницу между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация.

Статья 17. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

Статья 18. Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Статья 19. Приватизация жилых помещений может осуществляться с использованием долгосрочных кредитов, предоставляемых на льготных условиях, а также в рассрочку в порядке, определяемом Советами народных депутатов, предприятиями и учреждениями.

Статья 20. Средства от приватизации жилья поступают на счета соответствующих Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, за которыми закреплен жилищный фонд, и используются на дальнейшее расширение жилищного строительства и капитальный ремонт жилищного фонда на местах.

Раздел III ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ЖИЛЬЯ

Статья 21. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников. В этих целях собственники могут образовывать товарищества и иные объединения.

Статья 22. За государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками (товариществами и иными объединениями).

Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 23. Собственники жилых помещений в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этого дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.

Статья 24. Обслуживание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности граждан в частично приватизированных домах, осуществляются жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими эти дома до начала приватизации.

Собственники жилых помещений в частично приватизированных домах участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.

Статья 25. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.

Статья 26. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовой территории влечет ответственность в установленном порядке.

Главная О нас Информационные справки по финансовым компаниям «Программа приватизации»

Акционерное общество открытого типа Специализированный инвестиционный фонд приватизации (чековый инвестиционный фонд) «Программа приватизации» зарегистрировано Московской регистрационной палатой 21.09.1992 г.

По данным Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва) АООТ Специализированный инвестиционный фонд приватизации «Программа приватизации» было перерегистрировано в ОАО «Программа приватизации».

Юридический адрес ОАО «Программа приватизации»: 121360, г. Москва, ул. Крылатские холмы, д. 27, корп. 1.

Региональным отделением ФСФР России в Центральном Федеральном округе (г. Москва) в ходе проверок документов ОАО «Программа приватизации» были выявлены многочисленные нарушения. По результатам проверок ОАО «Программа приватизации» в адрес Общества неоднократно направлялись предписания об устранении выявленных нарушений, которые обществом не были исполнены. В ходе проверки Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы осуществлялся выход по адресу регистрации Общества и адресу нахождения руководителя Общества: г. Москва, Напрудный пер., д. 8, стр. 1. Установлено, что общество по данным адресам не располагается. Адрес нового местонахождения не известен, в связи с чем, меры прокурорского реагирования применить не представляется возможным. В отношении ОАО «Программа приватизации» продолжается розыск фактического и юридического адресов, а также проводятся мероприятий налогового контроля.

Согласно информации размещенной на сайте Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва) по всем вопросам, касающимся деятельности ОАО «Программа приватизации», рекомендовано обращаться письменно по почтовому адресу: 129085, г. Москва, И-85, ОАО «Программа приватизации» или по телефонам 8-909-641-93-61, 8-499-264-80-49. В письме необходимо указать серию и номер сертификата.

По данным Федеральной налоговой службы РФ — Акционерное общество открытого типа Специализированный инвестиционный фонд приватизации (чековый инвестиционный фонд) «Программа приватизации» (ОГРН: 1037739210630, ИНН: 7731026783) действующее юридическое лицо, в стадии процесса ликвидации не находится.

Реестродержателем ОАО «Программа приватизации» — является само акционерное общество. Дивиденды по акциям общества никогда не начислялись в результате убыточности экономической деятельности общества. Известно, что ОАО «Программа приватизации» не выкупало собственные ценные бумаги у акционеров.

Контроль за деятельностью акционерного общества осуществляет Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (г. Москва): Россия, 119017, Москва, Старомонетный переулок, дом 3 тел.: (499) 238-88-86. факс: (499) 230-28-00.

Иной информацией в отношении ОАО «Программа приватизации» Региональный фонд защиты прав вкладчиков и акционеров Свердловской области не располагает.

В связи с тем, что ОАО «Программа приватизации» в настоящее время не ликвидировано, данное общество не может быть включено в Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вкладчикам которых выплачивается компенсация, из средств Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *