Принудительная ликвидация юридического

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Основания для принудительной ликвидации указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

Однако в п.23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по следующим основаниям.

1. При создании юридического лица допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В частности, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

2. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию.

3. Осуществление запрещенной законом деятельности.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральными законами может быть запрещено осуществление определенной деятельности.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

4. Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно п.23 Постановления Пленума ВФ РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

В соответствии с ФЗ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Если учредители (участники) или уполномоченный орган юридического лица приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица, но не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации, это не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Такие обстоятельства нельзя отнести к случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, т.к. в действиях юридического лица не содержится грубого или неоднократного нарушения законодательства. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о его добровольной ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не является основанием к принудительной ликвидации юридического лица, если только в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства.

5. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.

6. Признание коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда несостоятельным (банкротом).

7. Если объединение коммерческих организаций (союз или ассоциация), хозяйственное общество или товарищество осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иск о ликвидации такой организации.

8. Если число участников общества с ограниченной ответственностью будет более 50-ти, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

9. В случае если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.

Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

10. В случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение года с момента государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

11. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.

Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

12. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

13. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

14. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке.

15. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-Ф «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые до 1 января 1999 года не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке.

16. Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее 1 июля 1999 года. По истечении указанного срока общественные объединения, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.

17. Фонд может быть ликвидирован только по решению суда.

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

в других случаях, предусмотренных законом.

18. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

если цели или действия таких объединений направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

в случаях виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

в случаях неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

19. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

20. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

21. Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц «О свободе совести и о религиозных объединениях».

22. Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного п.1 и 5 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1 порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии п.4 и 6 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

23. В случае, если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп.»а»-«д», «л» п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», это является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»

Источник: http://www.st-standart.ru/likvidation/osnovaniya.htm

Основания судебной ликвидации

Основания ликвидации ООО, как и других компаний, указаны в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах, при этом они разделены на группы согласно компетенции органов власти, уполномоченных обратиться в суд при выявлении позволяющих это сделать юридических фактов.

Поводами (причинами) для принудительной ликвидации могут быть следующие обстоятельства:

  1. Данные о том, что при создании и регистрации ООО были допущены нарушения закона, позволяющие признать регистрацию недействительной. Незаконное использование юридического адреса, нарушение порядка создания ООО, его учреждение не имеющим на это право лицом, представление ложных, ошибочных сведений при регистрации и другие факты могут стать причиной обращения в суд для признания регистрации компании недействительной. Получение по этому поводу положительного судебного решения становится основанием для второго судебного процесса – о принудительной ликвидации. В большинстве случаев оба процесса инициируются налоговым органом или прокуратурой, иногда первый процесс – лицом, права и интересы которого нарушены в результате создания и (или) регистрации ООО.
  2. Осуществление деятельности, в том числе отдельных ее видов, без специального разрешения, получение и наличие которого обязательны в данном случае. Здесь речь может идти об отсутствии лицензии, допуска СРО к определенным работам или в целом членства в саморегулируемой организации, что говорит о незаконности осуществляемой ООО деятельности. Инициатором иска может быть налоговый орган, прокуратура, органы следствия, местные и другие органы власти, контрольно-надзорные инстанции, компетенция которых позволяет в сложившейся ситуации предъявить иск о принудительной ликвидации ООО.
  3. Осуществление деятельности, которая запрещена законом, нарушает Конституцию РФ либо ведется с неоднократным или грубым нарушением нормативно-правовых актов. Это наиболее обширная группа оснований для подачи иска о принудительной ликвидации ООО, перечень которой в ГК РФ определяется только в общих чертах. Инициатором иска может быть орган власти в пределах своей компетенции и исходя из характера выявленного нарушения. Одни из частых причин принудительной ликвидации по этой группе оснований – неоднократное непредставление регламентной отчетности, незаконные финансовые операции, несоблюдение порядка оплаты уставного капитала, оборот запрещенных объектов (наркотики, оружие и т.п.), другие нарушения ограничений, запретов, установленного порядка.
  4. Существенные трудности или невозможность осуществления деятельности, а в целом невозможность достижения целей, ради которых Общество было создано. Эта группа оснований – единственная, позволяющая участнику или участникам ООО предъявить иск о принудительной ликвидации компании. Правда, ее применение в отношении любых коммерческих предприятий, как правило, рассматривается лишь теоретически. При наличии указанных причин проще, быстрее и выгоднее добровольно ликвидировать фирму, чем обращаться в суд. Ликвидация ООО по решению суда, учитывая ее особенности, только всё усложнит и повлечет дополнительные затраты.

В качестве особых применительно к ООО оснований принудительной ликвидации можно отнести обстоятельства, препятствующие ведению деятельности в этой организационно-правовой форме, и не устраненные в установленном законом порядке. К ним относятся, например, положения закона о недопустимости превышения количеством участников 50 лиц или появления у ООО в статусе единственного участника другого Общества, также имеющего только одного участника (акционера). Нарушение указанных положений не влечет возникновения безусловного основания для ликвидации компании, но ставит ее перед выбором – либо устранить нарушение, в том числе путем преобразований, либо поставить себя под угрозу принудительной ликвидации.

Процедура ликвидации через суд

В контексте принудительной ликвидации судебный процесс не является формальностью, а наличие оснований для подачи иска не означает, что он в любом случае будет удовлетворен. Суд рассматривает все обстоятельства дела и может отказать истцу, одновременно предоставив ответчику время на устранение выявленных нарушений, либо определить основания иска, характер нарушения как несущественные для принудительного прекращения деятельности компании.

В случае принятия судом решения о ликвидации ООО обязанность осуществления ликвидационных мероприятий, как правило, возлагается на саму компанию, точнее – ее участников или иное лицо (орган), к компетенции которого уставом отнесена ликвидация. И только если эта обязанность не будет исполнена, к процессу принудительной ликвидации привлекается арбитражный управляющий. В любом случае все мероприятия осуществляются за счет средств и имущества ликвидируемого ООО, а при их недостаточности – за счет участников, отвечающих и несущих расходы в данном случае солидарно.

Как закрыть ООО по решению суда? Порядок ликвидации компании определяется судом, либо этот вопрос отдается на решение самого ООО, которое становится обязанным выполнить ликвидационные мероприятия в установленные сроки, но ход процесса определяет самостоятельно.

Избранный судом или самим ООО порядок ликвидации зависит от финансово-экономического состояния компании. Здесь возможны разные варианты:

  1. Основным считается вариант, предусмотренный для процедуры официальной добровольной ликвидации. В этом случае задача ликвидационной комиссии и участников Общества – соблюсти поэтапность, сроки и установленный для этой процедуры порядок (ст. 63 ГК РФ). В такой форме реализация принудительной ликвидации возможна только при условии достаточности у компании имущества и денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами и в целом завершения ликвидационного процесса.
  2. В ситуации, когда на уровне ООО уже начат процесс ликвидации, но по его ходу обнаруживается недостаточность средств и имущества для выполнения обязательств, в зависимости от текущей стадии выбирается процедура банкротства ликвидируемого должника (упрощенная форма) или процедура банкротства в общем порядке.
  3. Если процесс ликвидации еще не начат, но уже выявлены признаки банкротства, то в такой ситуации должно быть подано заявление в арбитраж о признании ООО несостоятельным. Компания будет ликвидирована с соблюдением требований и процедур, установленных соответствующим законодательством о банкротстве.
  4. В крайнем случае, когда принудительная ликвидация ООО невозможна из-за отсутствия для этого финансирования (имущества Общества, денежных средств), в том числе за счет собственников, принимается решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

Ликвидация считается завершенной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. Оставшееся после погашения всех обязательств имущество и денежные средства распределяются между участниками согласно уставу или достигнутому между ними соглашению.

Как закрыть ООО по инициативе налоговой: принудительная ликвидация без судебного решения

Налоговый орган – единственная, кроме суда, инстанция, которая обладает полномочием принудительной ликвидации компаний. Для этого предусмотрена специальная процедура исключения из ЕГРЮЛ при наличии признаков фактического прекращения деятельности. Поскольку в данном случае не требуется получение согласия или проявление инициативы со стороны юридического лица, а последствия аналогичны ликвидации, процедуру исключения из ЕГРЮЛ можно приравнять к процедуре принудительной ликвидации.

ИФНС, в которой ООО состоит на налоговом учете, вправе исключить Общество из реестра при условии, что оно не представляло регламентную отчетность в течение последних 12 месяцев в нарушение установленного порядка и не осуществляло операций по расчетным (банковским) счетам. Такие компании признаются фактически недействующими и по этому признаку подлежат исключению из ЕГРЮЛ со всеми последствиями, характерными для ликвидации юридических лиц. Согласно позиции Конституционного Суда, административная процедура ликвидации не может быть использована в отношении компаний, проходящих процедуру банкротства, даже при наличии оснований считать их фактически недействующими.

Предусмотренный порядок принудительного исключения из ЕГРЮЛ позволяет кредиторам, самому Обществу и иным заинтересованным лицам выразить свое несогласие с решением налогового органа. Это станет препятствием для завершения процедуры и потребует судебного решения о принудительной ликвидации либо запуска иного порядка ликвидации, в частности, добровольного прекращения деятельности или банкротства. При отсутствии оснований для судебной ликвидации, равно как и инициирования других процедур прекращения деятельности, Общество сможет продолжить свою деятельность в обычном порядке.

Источник: https://urlaw03.ru/bankrotstvo/article/prinuditelnaya-likvidaciya-yuridicheskogo-lica

Виды ликвидации юридического лица

Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Основания для принудительного закрытия

Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:

  1. Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
  2. Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
  3. При признании несостоятельности организации.
  4. Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
  5. Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.

Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.

Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации

Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:

  • Прокуратура

прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.

  • Центральный Банк РФ

указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.

  • Антимонопольный орган

Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.

  • Регистрирующие органы

закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.

Порядок принудительной ликвидации

Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:

  1. После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
  2. Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
  3. Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
  4. Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
  5. Происходит выделение из состава других организаций.
  6. Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
  7. Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
  8. Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
  9. Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
  10. В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.

Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации

Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности. Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.

С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.

Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.

Возможно вам будет интересно

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

Об авторе


Цены на услуги адвоката бизнес юриста

Источник: https://advocate-service.ru/likvidaciya/prinuditelnaya-likvidaciya-yuridicheskogo-lica.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *