Принцип законности в административной деятельности полиции

УДК 342.95:340.131.4

Страницы в журнале: 31-34

А.Ю. Сафонов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России Россия, Волгоград ele12327@yandex.ru

Рассматривается один из основных принципов деятельности полиции — законность. Дается классификация и раскрывается содержание основных элементов законности в деятельности полиции. Анализируются основные проблемы по обеспечению законности в административной деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: закон, законность, элемент, деятельность, полиция, полномочия, норма.

Сочетание элементов обеспечения законности предоставляет возможность, с одной стороны, качественно выполнять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности полиции, с другой стороны, разграничивать полномочия контрольных и надзорных инстанций, с тем чтобы не допускать дублирования в своей работе.

«Закон — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения» .

Таким образом, закон отражает обязательные нормативные установки, необходимые нормы поведения, регламентирует наиболее значимые общественные отношения и, следовательно, является источником права. Закон обладает высшей юридической силой, от других схожих правовых актов отличается по процедуре принятия и субъекту. Содержательное и целевое направления закона схожи с другими нормативно-правовыми источниками.

«Законность — это строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами» .

Необходимость исполнения требований законодательства абсолютно всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными организациями — неотделимый элемент обеспечения законности. Причем обозначенное условие знаменует не только то, что в действительности все названные субъекты априори должны четко и во всем придерживаться установленных законодательством норм поведения, но и то, что элемент обязательности содержит также и право государства принудить субъекта к соблюдению требований закона, т. е. полномочие по применению в отношении правонарушителей узаконенных мер государственного принуждения, среди которых значимое место занимает наказание.

Претворение в жизнь норм права на основе и во исполнение закона является ключевым фактором административно-распорядительной деятельности полиции. Фактически оно воплощается в реализации полицией административных полномочий и находит выражение в издании тех или иных управленческих актов.

Наиболее важным из прикладных направлений применения понятия законности является оценка по данному критерию состояния дисциплины и работы с кадрами в службах и подразделениях Министерства внутренних дел РФ .

В текущей повседневной деятельности органов полиции законность выражается в следующих элементах: во-первых, в четком определении структуры и полномочий подразделений полиции в законах и подзаконных нормативных актах; во-вторых, в строгом соответствии с требованиями и принципами права; в-третьих, в безусловной подзаконности всей правоприменительной деятельности; в-четвертых, в строжайшем соответствии нормативных актов, издаваемых органами внутренних дел, положениям Конституции РФ и федеральному законодательству. Законность является основным показателем уровня и результатов служебной деятельности полиции.

Первостепенные требования, касающиеся обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, нашли свое отражение в ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).

Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками полиции .

Принцип законности в деятельности полиции — это требование от всех структурных звеньев и сотрудников полиции осуществления своих полномочий и реализации функций в строжайшем соблюдении положений и основ Конституции РФ, Закона о полиции и иных нормативных актов, регламентирующих правовой статус и деятельность полиции.

С одной стороны, деятельность органов полиции является инструментом обеспечения законности в функционировании органов государства, местного самоуправления, их должностных лиц, юридических и физических лиц. С другой стороны, любой отдельно взятый акт административно-распорядительной деятельности полиции и их совокупность, в свою очередь, должны соответствовать закону. Иначе полиция окажется не в состоянии реализовать свою социальную функцию, определенную ей государством. Нарушение законодательства, какую бы подоплеку это не имело, крайне нетерпимо в деятельности государственных органов, которым по долгу службы предназначено охранять закон.

Полиция, реализуя свои правоохранительные полномочия, обязана точно толковать и неукоснительно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Иногда даже несущественное отступление сотрудника полиции от этого постулата не только снижает авторитет всей государственной системы, но и причиняет значимый ущерб делу укрепления законности .

Абсолютно все правоприменительные и административно-распорядительные решения сотрудников полиции должны быть мотивированными, законными и обоснованными.

Обоснованными решения являются лишь тогда, когда для их принятия было достаточно законных фактических оснований. В содержании процессуально оформленного мотивированного решения перечисляются доказательства, сведения и факты, послужившие причинами и основаниями принятия законного решения .

Только строго регламентированная законодательством деятельность может быть формой осуществляемого полицией правоприменения. В связи с этим несоблюдение правовых норм дает возможность выхода негативных последствий за пределы правового поля. Например, полученное сотрудником полиции с нарушением требований закона доказательство вины человека признается недопустимым и не может лежать в основе обвинения. Так, имеют место факты, когда сотрудники полиции, выполняя процессуальные действия по привлечению граждан к административной ответственности, в частности составляя протоколы об административном правонарушении, личного досмотра, указывают в документах в качестве понятых несуществующих граждан, ставят вместо них подписи.

На наш взгляд, одной из серьезных проблем по обеспечению законности в административной деятельности полиции является плановость показателей. Слаженная система отчетности служб и подразделений о количестве выявленных правонарушений и привлеченных к административной ответственности лицах требует качественного пересмотра. На сегодняшний день основная задача подразделения и каждого сотрудника в отдельности — показать такие результаты, которые по количеству не должны быть меньше, чем за предыдущий отчетный период. При этом абсолютно не учитывается реально складывающаяся социальная и криминологическая ситуация на обслуживаемой территории. При этом руководители, систематически повышая план выполнения показателей, перестают контролировать качество работы своих подчиненных, закрывают глаза на допускаемые сотрудниками нарушения законодательства, следуя принципу «добиться необходимой цифры в отчете любой ценой». Подтверждением этому является большое количество отмененных судами решений, выносимых сотрудниками органов внутренних дел по делам административного производства, а также жалоб, подаваемых в прокуратуру на необоснованное привлечение к административной ответственности. Мы считаем, что в основе современных форм отчетности по административной практике должны быть показатели качества проведенной работы, а не ее количества.

В заключение рассмотрения элементов законности административной деятельности полиции следует уточнить, что исполнению сотрудниками полиции подлежат не только Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 15), законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), но и иные, подзаконные акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, т. е. в процессе выполнения своих оперативно-служебных задач полиция не вправе руководствоваться законодательством, противоречащим Конституции РФ, и, соответственно, ведомственными нормативными правовыми актами, противоречащими закону.

Список литературы

2. Административное право: краткий курс / Н.Н. Жилинский . 2-е изд. СПб.: Питер, 2011.

3. Актуальные проблемы соблюдения прав личности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 30 июня—1 июля 2011 / Дальневосточный юридический институт. Хабаровск: Дальневосточ. ЮИ МВД РФ, 2011.

4. Алексеев А.А. Мотивационные аспекты проблем комплектования органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник кадровой политики. 2011. № 2 (14).

5. Овчинников Н.А. Административный контроль как способ обеспечения законности в служебной деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 3.

6. Цветков Р.В. Обеспечение законности при выборе вида и размера административного наказания // Российский судья. 2007. № 1.

УДК 342.92 © В. И. Сургутсков, А. В. Самойлов, 2015

Современные формы убеждения в административной деятельности полиции

В. И. Сургутсков, А. В. Самойлов

Раскрывается содержание агитационно-пропагандистской деятельности и информирования о состоянии общественного порядка, воспитательной работы, а также поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. Обращается внимание на недостаточный уровень подготовленности сотрудников полиции к эффективному использованию указанных форм убеждения. Сделаны выводы о необходимости целенаправленного обучения сотрудников полиции способам и приемам убеждения, совершенствования правовых актов.

Ключевые слова: убеждение, административная деятельность, полиция, профилактика, воспитание, поощрение,

общественный порядок.

Убеждение — один из универсальных методов социального управления . Это метод воздействия на сознание и поведение граждан, проявляющийся в комплексе воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения правомерности поведения, организованности и дисциплинированности людей во всех сферах общественной жизни, добросовестного соблюдения ими правовых норм 1 . Административно-правовой метод убеждения состоит в применении различных приемов и средств, побуждающих граждан к соблюдению норм права в сфере государственного управления

В основе убеждения лежат требования к участникам административно-правовых отношений о необходимости соблюдать правовые предписания и запреты, а также формирование у них стойкого иммунитета от совершения противоправных деяний . Способы и приемы убеждения, побуждающие участников административно-правовых отношений правомерно реализовывать правовые нормы, не предполагают в отношении них принудительного воздействия . Только когда убеждение не достигает своих целей, применяется принуждение

Во многих случаях убеждение оказывается единственным и достаточным средством должного воздействия на сознание и волю людей, без применения мер административного принуждения Сама угроза принуждения, вызванная целенаправленным разъяснительным и воспитательным воздействием, способна удержать человека от антиобщественного деяния Вместе с тем арсенал средств убеждения настолько широк, что побуждение страха у объекта воздействия — это, скорее, крайняя мера, когда другие способы не имеют желаемо-

го эффекта В людях необходимо развивать не страх перед законом, а чувство законности — «побуждение соблюдать установленные законы, т е общие правила поведения, не сообразуясь с конкретными условиями их применения… Чувство законности — это не только согласованное с законом поведение, это неудержимое, может быть, бессознательное стремление поступать согласно с законом, это потребность соблюдения закона», — писал более ста лет назад Г. Ф . Шершеневич 2 .

Меры административного убеждения разнообразны Выделяют меры воспитательного и организационного характера . К первым следует отнести: разъяснение, обоснование, обсуждение, лозунги, призывы, критику, показ положительных примеров, поощрение, использование различных приемов социальной психологии и педагогики К числу организационных мер относят обучение, проведение пропаганды и агитации, рекламу, обмен опытом 3 .

К особенностям метода убеждения следует отнести, во-первых, то, что меры убеждения, за исключением поощрения, детальным образом не описаны в правовых нормах, поскольку в случае их применения в основном задействуются психолого-педагогические приемы, которые не нуждаются в нормативном урегулировании

Во-вторых, систематическое использование государственной властью мер убеждения обусловлено его доступностью и экономичностью . Например, принуждение обходится государству намного дороже Умелая организация предупредительной работы ведет к сокращению потребности к принуждению Не стоит забывать, что легче предупредить опасность, чем в дальнейшем предпринимать усилия по устранению ее вредных последствий

В-третьих, воздействие при применении различных мер убеждения может быть индивидуализировано или рассчитано на неопределенный круг объектов . В последнем случае чаще всего используются современные технологии и информационные системы

Метод убеждения определяет внешнюю сторону административной деятельности полиции, направленной на достижение поставленных целей и решение возникающих задач Выбор сотрудниками полиции способа убеждения будет зависеть от того, насколько поведение конкретного человека или группы лиц соответствует общепринятым нравственным и правовым нормам и обязанностям . При этом сотрудники полиции могут использовать только те способы и средства убеждения, которыми наделены в силу закона . Очевидно, что качество и эффективность применения мер убеждения в административной деятельности полиции напрямую зависят от личностного фактора — профессионализма, компетентности, культуры сотрудников

Целями убеждения в административной деятельности полиции являются:

1) формирование у граждан правосознания, необходимого для соблюдения правовых предписаний и запретов;

2) профилактика правонарушений;

3) воздействие на правонарушителей;

4) формирование у граждан положительного мнения о деятельности полиции

Целесообразно объединить меры убеждения, используемые полицией, на группы, являющиеся, в свою очередь, формами убеждения . Традиционно эффективными формами внешней административной деятельности полиции остаются: 1) агитационно-пропагандистская деятельность и информирование о состоянии общественного порядка; 2) воспитательная работа; 3) поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка.

Агитационно-пропагандистская деятельность и информирование о состоянии общественного порядка. Рассмотрим данную форму убеждения применительно к системе принципов деятельности полиции, закрепленных в главе 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 4. Систематическая информационно-пропагандистская работа обеспечивает открытость полиции для общества и ее публичность Объективная информация о состоянии правопорядка повышает общественное доверие и поддержку граждан. Напомним, что общественное мнение согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции» выступает одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции В связи с этим МВД России через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную

сеть Интернет регулярно доводит информацию о результатах мониторинга взаимодействия с институтами гражданского общества, привлекает наиболее достойных граждан, имеющих богатый жизненный опыт и являющихся примером для других людей, правозащитные организации и иные общественные объединения в общественные советы при МВД России и его территориальных органах в целях формирования положительного имиджа полиции Важно помнить, что эффективность убеждения зависит от авторитета убеждающего

Сотрудники полиции распространяют среди населения правовые знания, выступают с разъяснениями правовых норм, регулирующих вопросы поведения в общественных местах, безопасности дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и т. д .

Информирование о состоянии общественного порядка происходит не только путем представления статистических данных и публикаций в СМИ Обязанность отчета перед населением возложена в соответствии с приказом МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России» 5 на:

1) министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, которые отчитываются перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации один раз в год;

2) начальников управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальников управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, которые отчитываются перед представительными органами муниципальных образований не реже одного раза в год;

3) участковых уполномоченных полиции, которые отчитываются перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке (нескольких административных участках), не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет

Задачами проведения отчетов указанных должностных лиц являются:

а) информирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и граждан о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

б) развитие в рамках действующего законодательства системы общественного контроля над деятельностью полиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) обеспечение взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений;

г) правовое просвещение граждан

В соответствии с приказом МВД России от 6 сентября 2011 г. № 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» 6 на руководителей органов внутренних дел возложена обязанность принимать личное участие не менее одного раза в месяц в проведении пресс-конференций, брифингов, «прямых линий», «круглых столов» и иных мероприятий, а также во встречах с трудовыми коллективами, представителями СМИ и институтов гражданского общества

Разъяснительная работа, осуществляемая полицией, наиболее результативна, когда должностные лица обладают необходимыми знаниями и практическими навыками, владеют психолого-педагогическими приемами, имеют опыт публичных выступлений перед различными категориями граждан Эффективность убеждения значительно повышается при правильном понимании проблем конкретного гражданина или аудитории в целом

Публичные выступления, отчеты сотрудников перед гражданами не всегда проходят на должном уровне Низкое качество информации, неумение определять ее в зависимости от состава аудитории, неумение представить доказательства своей правоты, т. е . недостаточно убедительная аргументация, в значительной степени зависящая от имиджа и статуса убеждающего, неумение завоевать доверие аудитории и найти общую почву для диалога, проявление пренебрежения к присутствующим, вызывающие, как правило, негативную ответную реакцию — вот основные причины неудовлетворительной агитационно-пропагандистской работы полиции

Между тем активная деятельность полиции по связям с общественностью призвана сформировать и постоянно поддерживать положительное мнение граждан об имидже полиции Информационно-пропагандистская работа является важнейшим направлением деятельности в системе МВД России Пропаганда положительного образа полиции оказывает действенное влияние на механизм отправления ее властных функций

Важной составляющей метода убеждения представляют мероприятия по правовому воспитанию граждан — разъяснение действующего законода-

тельства, направленное на повышение общей правовой культуры, формирование правильных поведенческих устоев, разъяснение положений отдельных правовых актов, характера и меры ответственности Воспитательная работа направлена на формирование у граждан стойкого убеждения в необходимости соблюдения правовых предписаний и запретов, недопущение с их стороны правонарушающего поведения Воспитание — это внешняя функция права, определяющая пределы возможного или дозволенного поведения лица

Правовое воспитание не может быть эффективным, если не будет подкрепляться целенаправленной воспитательной деятельностью

Распространение положительного опыта профилактики правонарушений происходит путем постоянного информирования в средствах массовой информации, на межведомственных семинарах, научно-практических конференциях В полиции широко используется работа ее сотрудников на общественных началах, предполагающая проведение воспитательно-разъяснительной работы непосредственно в образовательных организациях, в том числе в рамках проведения олимпиад и конкурсов, в иных коллективах. Разъяснение применяется также в ходе предоставления государственных услуг населению Особенно это заметно при предоставлении услуг в сфере безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, частной детективной и охранной деятельности

Воспитание, в отличие от агитации и пропаганды, преимущественно персонифицировано и ведется с лицами, совершившими противоправные деяния или поставленными на профилактический учет, как правило, в процессе индивидуальной профилактической работы

Особого внимания требуют несовершеннолетние правонарушители, подвергнутые уголовным или административным наказаниям, в отношении которых были применены принудительные меры воспитательного характера, подростки с девиант-ным поведением Воспитательная работа с несовершеннолетними строится в тесном взаимодействии и сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями Так, сотрудники полиции непосредственно участвуют в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Воспитательная работа с несовершеннолетними ведется также в рамках общего административного надзора Сотрудники патрульно-постовой службы, реализуя полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, могут проводить групповые или индивидуальные беседы с подростками по по-

воду их неправильного поведения в общественных местах Велика роль воспитательной работы, проводимой инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции

Индивидуальная профилактическая работа ведется и с другими категориями лиц, склонных к совершению правонарушений . К ним следует отнести тех, в отношении которых установлен административный надзор, граждан, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, злоупотребляющих спиртными напитками, лиц, допускающих насилие в семье. Сотрудники ГИБДД ведут разъяснительную работу с водителями транспортных средств, нарушившими правила дорожного движения, о необходимости строгого соблюдения установленных законодательством правил Одной из основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции является проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете

При проведении профилактической работы необходимо проявлять уважение к личности профи-лактируемого лица, само общение, беседа не должны носить пренебрежительный, критический или обвинительный характер Применение мер убеждения к этой категории граждан возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения, когда очевидно, что достаточно убеждения для оказания воспитательного воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение, а должностным лицам, в производстве которых находятся материалы дела, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ предоставлено право освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Не секрет, что для успешного правового воспитания граждан сотрудникам полиции необходимы знания положений нормативных правовых актов в обсуждаемой сфере Они должны обладать навыками профессионального общения с различными категориями граждан, организации взаимодействия с представителями государственных органов, общественных организаций, умением грамотно использовать в процессе воспитательно-разъяснительной работы примеры и иную информацию из правоприменительной практики, квалифицированно разъяснять причины противоправного поведения, а также показывать пути выхода из создавшихся практических ситуаций

Обучение сотрудников полиции приемам, средствам и способам применения мер убеждения (в том числе педагогическим, индивидуально-психологическим, воспитательным, в области пу-

бличных выступлений) необходимо осуществлять в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке, а также в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России.

Наиболее эффективной формой обучения, на наш взгляд, являются тренинги.

Тренинг (англ . training от train — обучать, воспитывать) — форма активного обучения, направленная не только на получение новых знаний, новой информации, но и на развитие знаний, умений и навыков, обучение квалифицированному применению полученных знаний на практике

Необходима также разработка методических рекомендаций по реализации в практической деятельности сотрудников полиции методов убеждения, в первую очередь, по проведению агитационно-пропагандистской (профилактической, воспитательно-разъяснительной) работы с применением психолого-педагогических приемов .

Должностные инструкции сотрудников отмеченных подразделений органов внутренних дел в обязательном порядке должны содержать положения, обязывающие их осуществлять воспитательно-разъяснительную работу с гражданами . Содержание этих положений необходимо индивидуализировать в зависимости от должностной категорийности сотрудников

Таким образом, в процессе воспитания формируется ценностное отношение личности к варианту своего поведения. Нравственное и правовое воспитание, осуществляемое полицией, предполагает повышение у граждан уровня правосознания, нравственных убеждений, патриотизма, развитие честности, принципиальности, соблюдения норм общественной морали

Поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка, представляет собой публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми им успехами в работе или в выполнении общественного долга Меры поощрения носят моральный, материальный и морально-материальный характер 7. В юридической литературе отмечается, что метод поощрения представляет один из наиболее результативных способов повышения человеческой активности, а эффективность его заметно выше, чем у метода принуждения

В зависимости от оснований в литературе различают абсолютное и относительное поощрения

Абсолютное поощрение — это публичное признание субъектом власти заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга

Относительное поощрение закреплено в правовых нормах, обязывающих поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда и т. д. Так, статьей 4 .2 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, смягчающими административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение, признаются: его раскаяние; добровольное прекращение противоправного поведения; добровольное сообщение в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка

Реализуя правоохранительную функцию, государство активно использует меры стимулирования к особо отличившимся гражданам. Например, медалью «За отличие в охране общественного порядка», являющейся государственной наградой Российской Федерации, могут быть награждены граждане за содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка . Специфичной формой поощрения граждан за достижения в области обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина является награждение оружием Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием утверждены постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 718 8 . В статье 26 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» 9 предусмотрены материальное стимулирование, льготы и компенсации народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции . Им, в частности, может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании

лиц, их совершивших Кроме того, в соответствии с п . 34 ч . 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиции для реализации возложенных на нее полномочий предоставлено право объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам

В полиции стали традицией организовывать награждения работников частных охранных организаций, членов добровольных народных дружин, внештатных сотрудников полиции, иных граждан, отличившихся в охране общественного порядка При этом широко используются такие средства морального поощрения, как объявление благодарности, поощрение почетной грамотой К материальным средствам стимулирования можно отнести награждение ценным подарком, премией Награждение проходит в торжественной обстановке, как правило, в органах внутренних дел по месту жительства или работы поощряемого О таких мероприятиях в обязательном порядке уведомляются средства массовой информации, что дополнительно служит обеспечению реализации принципа гласности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, правовые и социальные гарантии, а также меры поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, оказывающих помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, закреплены в действующем законодательстве Вместе с тем существует неопределенность оснований применения поощрительных норм, а сами нормы не закрепляют обязанности органа назначить меру поощрения В поощрительных нормах используются, как правило, неконкретизи-рованные, неимперативные формулировки: «предоставлено право назначать вознаграждения», «могут быть поощрены», «могут быть применены меры поощрения»

В связи с этим считаем целесообразным придать рассматриваемым поощрительным нормам обязательный характер Кроме того, в развитие положений, закрепленных в п . 34 ч . 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и ст 26 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», необходимо подготовить нормативный акт МВД России, закрепляющий порядок и условия поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка, а также ускорить подписание приказа МВД России «Об утверждении Правил объявления о назначении и выплаты вознаграждения гражданам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших», проект которого еще в 2012 г. был размещен на официальном сайте МВД России для публичного обсуждения

В заключение следует отметить, что полиция обладает достаточным арсеналом способов и средств

убеждения, позволяющих поддерживать общественный порядок, не прибегая к принудительному воздействию . Умелое сочетание различных мер убеждения ведет к минимизации угрозы возникновения опасности совершения преступлений, административных правонарушений и иных противоправных деяний

1 Попов Л. Л. Убеждение и принуждение . М ., 1968 . С . 11.

2 Шершеневич Г. Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал . 2005 . № 4 . С . 144-153.

3 Административное право : учебник / под общ . ред . А . И . Каплунова . М . , 2011. С . 182 .

5 Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 // Рос . газета . 2011. 30 сент .

6 О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России : приказ МВД России от 6 сентября 2011 г. № 995 . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

8 О награждении граждан Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 718 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2005 . № 50, ст. 5304 . С . 15034-15042 .

УДК 343.79 © А. К. Бекряшев, 2015

Экономическая преступность — угроза экономической безопасности

фондового рынка

А. К. Бекряшев

Рассматриваются состояние и тенденции изменения преступности на рынке ценных бумаг с акцентом на специфические преступления, связанные с организованным рынком эмиссионных ценных бумаг. Затрагиваются вопросы взаимосвязи ситуации на фондовом рынке с тенденциями криминализации экономики и общества. Формулируются выводы о взаимном влиянии общей криминализации и отдельных форм криминальных проявлений, с одной стороны, и развития рынка ценных бумаг — с другой.

Ключевые слова: фондовый рынок, экономическая безопасность, преступность в сфере экономики.

Фондовый рынок — институт рыночной экономики, выполняющий ряд важных функций, среди которых финансирование инвестиций, аллокация ресурсов, стимулирование инноваций, обеспечение макроэкономической стабильности Фондовый рынок, активное развитие которого исторически связано с процессом глобализации, может, с одной стороны, стать инструментом приобретения значительных преимуществ (рост конкуренции, рост объема и снижение стоимости капитала) и укрепления статуса национальной экономики в системе капитализма . Однако, с другой стороны, может возникнуть подверженность системным и иным рискам, возможность

деструктивного влияния на эффективность и структуру экономики

С начала транзита к рыночной экономике уровень развития и безопасности российского фондового рынка существенно изменился . Некоторые показатели развития рынка корпоративных ценных бумаг отражены на рисунке 1.

Одним из интегральных показателей развития фондового рынка является уровень капитализации рынка акций по отношению к ВВП . В 2005 г. уровень капитализации достиг исторического максимума — 98,5% ВВП . Однако с тех пор этот показатель имеет тенденцию к снижению и в 2013 г. составил лишь

Вопросы административно-юрисдикционной деятельности полиции

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний является основным направлением деятельности полиции, а в п. 16 ст. 12 сказано, что полиция обязана пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В правовой науке под административно-юрисдикционной деятельностью полиции понимается выявление противоправных деяний, сбор и оценка материалов (а также доказательств), квалификация административных правонарушений, а также осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях.

Главы 25-32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195, определяют участников, применяемые меры и порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, а ст. 28.3 и ст. 23.3 определяют составы правонарушений, по которым сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать данные дела.

В целом вопросы административно-юрисдикционной деятельности полиции раскрываются в следующих нормативно-правовых актах:

2. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 51. – Ст. 5681 (http://base.garant.ru/10128024/).

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900 (http://base.garant.ru/12182530/).

7. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627 // СЗ РФ. – 2003. – № 42. – Ст. 4077 (http://base.garant.ru/12132865/).

8. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 // СЗ РФ. – 2008. – № 27. – Ст. 3280 (http://base.garant.ru/12161120/).

9. Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований: постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1156 // СЗ РФ. – 2013. – № 51. – Ст. 6866 (https://base.garant.ru/70538752/).

10. Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: приказ МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 // Российская газета. – 2008. – № 178 (http://base.garant.ru/12162031/).

11. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Российская газета. – 2017. – № 232 (https://base.garant.ru/71782148/).

12. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления: приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 // Российская газета. – 2012. – № 156 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70095516/).

13. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. N 205 // Российская газета. – 2019. – №7904. (http://ivo.garant.ru/#/document/72288134).

14. О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 (http://base.garant.ru/71792502/).

15. Об утверждении Инструкции об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 // Российская газета. – 2014. – № 9 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70464276/).

16. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Российская газета. – 2012. – № 290 (http://base.garant.ru/70276546/).

17. Об утверждении инструкции о порядке по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // Российская газета. – 2014. – № 260 (http://base.garant.ru/70791976/).

18. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2014 – № 11. (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485810/).

Введение к работе

Актуальность темы днсссртапии.

Осмысление сущности адмігнистративно-юрисдикционной деятельности милиции, ее особенностей и правовых основ особенно актуально сейчас, когда общие тенденции демократического развития государства и общества, главная цель которых — построение социального демократического правового государства, закономерно связаны с изменением всей политико-правовой надстройки общества. Эти изменения в свою очередь опосредуют природу распорядительной и государственно-властной деятельности всех органов государства, в том числе и милиции.

В современных условиях административно-юрисдикционная деятельность милиции достаточно сложна и многообразна. В научной литературе анализируются отдельные ее аспекты. Однако эти исследования при всей их значимости не дали пока ответа на некоторые общетеоретические вопросы административно-юрисдикционной деятельности милиции. Недостаточно урегулированными остаются все составные части этой деятельности. В результате неполно обеспечиваются права и свободы граждан.

Указанными обстоятельствами, а также необходимостью дать новый импульс развитию теории и практики административно-юрисдикционной деятельности милиции и обусловлен выбор темы и основных направлений исследования, актуальность которого не вызывает сомнений по следующим основаїшям: во-первых, отдельные отечественные традиционные научные взгляды и законодательные нормы не отвечают современным требованиям; во-вторых, в различных государствах мира накоплен определенный опыт реализации полицией административной юрисдикции; в-третьих, в республике осуществляется судебно-правовая реформа, завершается разработка национального законодательства, в процессе которых могут быть учтены все дельные предложеггия ученых и практических работников.

Связь работы с круппымп научными программами, темами.

Проведенные диссертационные исследования связаны с четырехлетней работой автора в составе временного творческого коллектива по подготовке проектов Кодекса об административных правонарушениях и административно-процессуального Кодекса, а также участием в разработке нормативных актов Министерства внутренних дел: «Положения об участке милиции общественной безопасности Республики Беларусь», «Инструкции о работе органов внутренних дел Республики Беларусь по предупреждению правонарушений и преступлений в сфере семейно-бытовых отношений».

С 17.02.1996 по 3.03.1996 автор стажировалась в Европейском институте по предотвращению преступности и контролю Организации Объединенных Наций (г.Хельсинки) по теме «Изучение административной деятельности полиции, включая расследование административных правонарушений, применение и реализацию административных санкций».

Результаты проведенной работы отражены в диссертации, частично внедрены и будут использоваться в разработке нового законодательства.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является теоретическое осмысление сущности административно-юрисдикциошюй деятельности милиции, ее содержания, характерных черт, задач, целей и структуры; выявление специфических особенностей ее правовой базы; структурно-комплексный анализ производства по делам об административных правонарушениях как важнейшей составной части этой деятельности; выделение специфических групп осуществляющих ее субъектов с присущими им особенностями; исследование применяемых ими мер административно-юрисдикциошюго обеспечения. Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой частные задачи:

раскрыть сущность административно-юрисдикциошюй деятельности милиции, ее виды и характерные особенности;

проанализировать систему правового обеспечения административно-юрисдикциошюй деятельности, исследовав ее основные проблемы в контексте приоритета «общечеловеческих ценностей», прав и свобод граждан, показав ее роль в практической деятельности милиции;

дать общую характеристику правового статуса субъектов административно-юрисдикциошюй деятельности милиции, исследовав особенности составляющих его элементов: целевого блока, компетенции, организационного блока, ответственности, выделив при этом специфику их формирования, функционирования и принятия решения;

рассмотреть постадийно производство по делам об административных правонарушениях, как важнейшую составную часть административно-юрисдикциошюй деятельности милиции, исследовав комплекс сопутствующих ему мер административно-юрисдикционного обеспечения;

выявить имеющиеся противоречия и предложить пути их устранения.
Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования является административно-юрисдикционная деятельность милиции, которая представляет собой юридически-сложное комплексное явление, обладающее качественной определенностью, характерными признаками и чертами.

Предметом исследования является отечественное и зарубежное законодательство, а также теория и практика административно-юрисдикционной деятельности милиции республики и полиции западно-европейских стран.

Гипотеза диссертационного исследования, представляет собой научное предположение о том, что административно-юрисдикционная деятельность милиции состоит из трех взаимосвязанных составных частей (или видов): производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных милиции; разрешения административно-правовых споров; применения мер административно-юрисдикционного обеспечения. При этом производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных милиции — важнейшая составная

з часть административно-юрисдикционной деятельности милиции и осуществляется в трех стадиях: возбуждения дела, рассмотрения и пересмотра (исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях из содержания административно-юрисдикционной деятельности милиции исключается).

Методология и методы проведенного исследования.

Основу диссертационного исследования составили общенаучные и частные методы познания, в числе которых выделяются диалектико-материалистнческий метод, как всеобщий, фундаментальный метод исследования, а также сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, формальнологический, статистический метод и др.

Для обеспечения достоверности выводов в процессе исследования использованы обширные эмпирические материалы, а также комплекс методик и разноплановый исследовательский инструментарий. В период с 1993 по 1998 годы автором лично осуществлено:

выборочное изучение 72 дел об административных правонарушениях;

опрос и анкетирование более 160 сотрудников милиции из 50 районных отделов вігутренних дел различных областей республики;

сравнительное исследование действующего административно-процессуального законодательства стран СНГ и дальнего зарубежья;

анализ материалов МВД, Министерства юстиции, прокуратуры, динамических рядов статистических характеристик преступности и иных эмпирических данных, характеризующих административную деятельность милиции, прокуратуры, суда, адвокатуры.

Научная новпзпа н значимость полученных результатов. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

проведен единый структурно-комплексный системно-правовой анализ всех составных частей (видов) административно-юрисдикционной деятельности милиции, в том числе и важнейшей из них — производства по делам об административных правонарушениях;

производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных милиции, последовательно рассмотрено в трех стадиях: возбуждения дела, рассмотрения, пересмотра;

проклассифицированы субъекты административно-юрисдикционной деятельности милиции (при этом выделены и исследованы элементы их правового статуса);

исследованы меры адмшшстративно-юрисдикционного обеспечения, применяемые милицией;

обнаружены неконкретность, дублирование и вігутренняя противоречивость отдельных процессуальных норм, что прнводтгг к затруднениям в их практической реализации и нарушениям законности.

Значимость полученных результатов в том, что учет новейших нормативных актов из разных областей права, а также позитивного зарубежного опыта, осознание цели и задач исследования с этих позиций позволили:

раскрыть сущность, составные части (виды), цели, задачи и особенности ад-мшшетративно-юрисдикциошюй деятельности милиции;

проанализировать систему правового обеспечения административно-юрисдикциошюй деятельности, исследовав ее основные проблемы в контексте приоритета «общечеловеческих ценностей», и определить тенденции ее дальнейшего развития;

дать общую характеристику правового статуса всех субъектов администра-тивно-юрисдикционной деятельности милиции, исследовав субъекгов с властными полномочиями с точки зрения совокупности элементов, образующих их правовой статус: целевого блока, компетенции, организационного блока, ответственности. При этом в компетенции, важнейшем из них, выделены три вида: функциональная компетенция, специальная профилактика, предметная компетенция;

рассмотреть постадийно производство по делам об административных правонарушениях, как важнейшую составную часть административно-юрисдикционной деятельности милиции;

выяснить характерные черты и содержание каждой стадии, а также специфику деятельности милиции по их реализации;

исследовать меры административно-юрисдикционного обеспечения, применяемые милицией, показав их правовую неурегулированность, противоречивость и дублирование в ряде нормативных источников;

выявить имеющиеся противоречия и предложить пути их устранения. Практическая (экономическая и социальная-) значимость полученных результатов.

Изложенные в диссертации рекомендации и предложения по совершенствованию административного законодательства представлены временному творческому коллективу по разработке проектов нового Кодекса об административных правонарушениях и административно-процессуального Кодекса, внедрены в отдельные ведомствешіьіє нормативные акты Министерства внутренних дел Республики, в учебный процесс Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, что подтверждено соответствующими документами.

Материалы диссертации полезны для совершенствования практической деятельности милиции и могут быть использованы в процессе ведомственного нормотворчества, служебной подготовки личного состава органов внутренних дел, научной и учебной работы Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

За последние пять лет взыскиваемость штрафов в среднем составила 87,4%. Предложения автора о совершенствовании мехаїшзма исполнения постановлений о наложении административных взысканий позволят государству пополнять бюджет за счет не взысканных с нарушителей денежных средств.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. 1.Анализ административно-юрисдикционной деятельности милиции позволяет рассмаїривать ее как сложную юридическую копструкцшо, состоящую из трех взаимосвязанных составных частей (видов): производства по делам об адми-

нистративпых правонарушениях, подведомственных милиции; разрешения административно-правовых споров; применения мер административно-юрисдикционного обеспечения.

2.Система правового обеспечения административно-юрисдикционной деятельности милиции состоит из двух взаимосвязанных блоков: норм внутреннего права и общепризнанных международно-правовых норм. Подсистема внутреннего правового обеспечения представляет собой цепь субординированных в порядке социальной значимости и юридической силы актов: Конституции Республики Беларусь — законов — подзаконных актов — ведомственных актов. Увеличивается удельный вес, роль и значение закона, уменьшается правотворческая роль ведомственных актов и усиливается их организационно-исполнительский, материально-технический характер. Возрастает объем и роль международных правовых актов, принимаемых как на межгосударственном, так и на межведомственном уровнях.

3.Производство по делам об административных правонарушениях — важнейшая составная часть административно-юрисдикционной деятельности милиции и последовательно осуществляется в трех стадиях: возбуждения дела, рассмотрения и пересмотра. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в компетенцию милиции входить не должно и поэтому из содержания ее административно-юрисдикционной деятельности исключается. Стадия пересмотра, связана с проверкой вынесенного решения и носит факультативный характер.

4.0тличителыгая особенность административно-юрисдикционной деятельности милиции — наличие у нее специфической группы субъектов, выделение которых обусловлено научными и практическими потребностями. Это субъекты, лично заинтересованные в исходе дела, субъекты, содействующие административно-юрисдикционной деятельности, субъекты с властными полномочиями. Особенности процессуального положения субъектов обусловлены спецификой их правового статуса, который нуждается в своем дальнейшем совершенствовании. Правовой статус субъектов с властными полномочиями — сложная юридическая конструкция и состоит из четырех элементов — целевого блока элементов, компетенции, организационного блока элементов, ответственности. В компетенции выделяются три вида: функциональная компетенция, специальная профилактика, предметная компетенция. При этом субъекты с властными полномочиями по признаку их функциональной компетенции подразделяются на обладающие полной административно-юрисдикционной компетенцией т.е. правомочные осуществлять процессуальные действия в полном объеме на всех этапах производства) и обладающие неполной административно-юрисдикционной компетенцией (наделенные правом возбуждать производство, либо имеющие право пересматривать юрисдикционные решения). Подвиды предметной компетенции указанных субъектов — альтернативная, исключительная, территориальная, отраслевая.

5.Состав субъектов административно-юрисдикционной деятельности милиции с властными полномочиями, их структура и компетенция, по количественному и качественному параметрам необоснованно расширены. Правовое положение субъектов, лично заинтересованных в исходе дела и субъектов, содействующих ад-

б министративно-юрисдикционной деятельности милиции также нуждается в своем дальнейшем совершенствовании.

б.Процессуальная характеристика мер административно-юрисдикциошюго обеспечения отличается недостаточной правовой регламентацией, взаимной противоречивостью и дублированием в различных правовых источниках. Основания, условия и порядок их применения скрыты от граждан в ведомственных актах.

При анализе всех составных частей административно-юрисдикционной деятельности милиции выявлены определенные правовые пробелы и внесены конкретные предложения по их законодательному регулированию.

Личный вклад соискателя.

Диссертация выполнена претенденткой на степень кандидата юридических наук единолично, ей же принадлежат и все выносимые на защиту положения и выводы. Соискателем лично написано и опубликовано 4 научных статьи и 3 в соавторстве.

Апробация результатов диссертации.

Основные положения и выводы диссертации отражены в опубликованных научных статьях, обсуждены на совместном заседании кафедр охраны общественного порядка, уголовного права, административного и конституционного права Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, внедрены в учебный процесс.

Некоторые рекомендации и предложения работы внедрены и будут использованы в новых Кодексе об административных правонарушениях и административно-процессуальном Кодексе Республики, ведомственных актах МВД.

Результаты исследования обсуждались на совещании-семинаре руководящих работников УВД Миноблисполкома в 1993 году, конференции руководящих работников УВД Мингорисполкома 1994 года, межкафедральном научно-практическом семинаре Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь 1995 года, в Европейском институте по предотвращению преступности и контролю Организации Объединенных Наций (г.Хельсинки) в 1996 году, международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Академии МВД Республики Беларусь 1998 года.

Опублнкованность результатов.

Основные положения диссертации по совершенствованию административного законодательства и практики его применения органами внутреншгх дел изложены в опубликованных статьях по теме исследования. В научных журналах и сборниках размещены семь публикаций диссертанта. Общее количество страниц опубликованных результатов — 37.

Структура и объем диссертации.

Диссертация выполнена в объеме, соответствующем современным требованиям. Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *